К-175 «Ковровец» – первый советский мотоцикл в этом классе
7 185

К-175 «Ковровец» – первый советский мотоцикл в этом классе

В начале 50-х мотоциклетная промышленность СССР ограничивалась тяжелой, средней и легкой техникой. Вакантным оставалось место в классе 175 куб. см. Этот пробел решили восполнить на заводе им. Дегтярева. Там уже выпускалось несколько моделей классом пониже (125 куб. см): К-125, К-55 и К-58.


Они имели примерно одинаковые характеристики (масса – менее 100 кг, максимальная скорость – 70-75 км/ч). Основными отличиями были мощность двигателя и конструктивные особенности. За 15 послевоенных лет собрано около 750 тысяч единиц такой техники.

К-175 «Ковровец» – первый советский мотоцикл в этом классеПервые «Ковровцы» были почти точной копией «Явы-250». Фото: youtube.com

В середине 50-х опытных цех № 26 при содействии всего коллектива СКБ занялся проектированием техники нового класса. К 1956 году изготовили первый опытный образец, который представили на выставке достижений советской промышленности. Она была приурочена к эпохальному XX съезду КПСС.

Модель, выведшая завод на новый уровень


Участники партийного мероприятия оценили мотоцикл от завода им. Дегтярева по достоинству. Современный дизайн, проходимость и комфортабельность произвела на всех отличное впечатление. После такой благоприятной оценки стоило ожидать скорейшего начала серийного производства.

В том же году мотоцикл К-175 встал на заводской конвейер. Новинка, получившая название «Ковровец» в первый же год производства превысила рубеж в 10 тысяч.


Последний фактор сразу же вывел Ковровский завод в европейские лидеры по количеству производимой продукции. Новая модель заметно отличалась от предыдущей, но все же позаимствовала у нее некоторые элементы:

✅ 3-ступенчатую КПП
✅ подвеску
✅ систему электрооборудования, работающую на постоянном токе
✅ аккумулятор

Все же большую часть элементов и внешний дизайн переняли у иностранного мотоцикла. Какого? Если вы хоть немного знакомы с советской мототехникой, то обязательно знаете ответ на этот вопрос. И он содержится в стойком выражении: «Ява из Коврова». Да, чехословацкая модель 353 стала основным «донором» для «Ковровца». В последующее время любители даже умудрялись на чехословацкие мотоциклы устанавливать детали от К-175 (приходилось как-то выкручиваться в условиях дефицита и дороговизны импортных комплектующих). Ведь технику из дружественной страны перестали выпускать гораздо раньше.

Цилиндр с другим оребрением головки. Фото: youtube.com

Все же у наглости имелись и свои пределы. Хотя автомат сцепления стащили у чехов, со временем увеличили размер бензобака, изменив его форму и перестали устанавливать кожух руля. Еще несколько штрихов во внешности и специфическая окраска – чтобы никто не обвинил в полном плагиате.

Новая линия и ускоренная сборка


Несмотря на заимствование многих идей, мотоцикл имел оригинальную для советского мотопрома тех лет конструкцию. Некоторые даже сравнивали это с переворотом в сфере двухколесной техники, выведшем ее на более качественный уровень.

Результатом стали многие правительственные награды: серебряная медаль и диплом 2-й степени. А 17 человек из числа непосредственных участников в разработке получили медали различного достоинства от выставочного комитета ВДНХ.

Коллектив завода старался ударным трудом проявить благодарность советскому правительству и народу. Так в конце десятилетия с конвейера в течение каждого рабочего часа сходило не менее 90 единиц двухколесной техники. Такого результата добились благодаря реконструкции производственных мощностей, приведшей к оптимизации всего процесса.

Стоп-сигнал улучшил безопасность движения. Фото: youtube.com

Две сборочные линии заменила одна, а этажом выше появились отдельные лакокрасочные мощности, использующие новую технику трехслойного гальванопокрытия (медь-никель-хром). Теперь эти трудоемкие работы, выполнявшиеся вручную, полностью автоматизировали. Такой подход высвободил рабочие руки и привел к значительному ускорению общего процесса выпуска готовой продукции.

Внешний дизайн и технические параметры


Можно сказать, что именно К-175 первым продемонстрировал внешний облик мотоцикла, который сохранился до конца советской эпохи. Колеса уменьшенного размера, картер, совмещенный с кожухом карбюратора и глушители конической формы придали мотоциклу компактный вид. Если к этому добавить мощный для такого объема мотор и возможность путешествовать вдвоем – то можно смело говорить о конструкторском прорыве.

Рама изменилась лишь немного: появилась площадка для крепления реле-регулятора и миниатюрные подножки, применяемые и в следующих моделях завода. А вот сидение, учитывая 2-местную конструкцию, применили новое: широкое, высокое и очень удобное. В нем присутствовали бочкообразные пружины, войлочное покрытие и чехол из кожзама в коричневых тонах. Посадочное место сделали съемным, с пазами в задней части и потайным винтом спереди.

Передняя вилка являлась телескопической и состояла из восьми деталей (3 металлические и 5 резиновых). Задний грязевой щиток практически идентичен модели К-55, а вот передний претерпел некоторые изменения. Его форму сделали более глубокой, со временем добавив к ней ребра жесткости, улучшившие устойчивость к вибрации и сохранение формы. В целом, многие узлы и детали остались взаимозаменяемыми с предшественниками. А вот цилиндр обновили:

✅ два выпускных окна
✅ алюминиевая рубашка
✅ чугунная гильза

Оребрение выполнили в овальной форме (у головки оно отличалось иным рисунком). Карбюратор закрыли декоративной крышкой, а воздушный фильтр вмонтировали в ее корпус. Позже, для решения проблемы пуска при низких температурах, применяли заслонку, управляемую тягой. В сцепление добавилось по паре новых дисков.

Популярность мотоцикла и появление новых модификаций


Неизбалованный советский покупатель с большим восторгом принял новый и современный мотоцикл. Особенно радовало постоянное наращивание объемов производства. Таких результатов смогли добиться благодаря изменению политики советского руководства.

Последняя модификация К-175В с другой эмблемой. Фото: youtube.com

Никита Хрущев считал, что советская система слишком милитаризована, поэтому началась постепенная конверсия предприятий, ориентированных на Министерство обороны. Это высвободило немалые производственные мощности и в Коврове, позволив заметно увеличить количество выпускаемых мотоциклов.

Более того, модель очень скоро обросла новыми модификациями. В 1959-м завод представил К-175А. Главным его отличием можно назвать 4-ступенчатую коробку передач и увеличенную мощность двигателя. Спустя 3 года появился 9-сильный К-175Б с новой эмблемой на баке и крыльями с загнутыми краями. Последней стала версия мотоцикла с двигателем мощностью 9,5 л. с. Кроме того, на базе дорожной модели появилось несколько вариантов спортбайков для многодневных соревнований и мотокросса.

Со временем модель заметно изменялась к лучшему: появились пыленепроницаемый кожух для приводной цепи и стоп-сигнал, активизирующийся от нажатия педали тормоза. Последнее вывело пассивную безопасность на более высокий уровень. Также и мощность 175-кубового двигателя выросла с 8 до 9,5 л. с. Эмблему «буква «К» в круге» заменила надпись «Ковровец-175» с сидящими сверху зайцами. Кстати, последний элемент перекочевал и на следующую модель завода.

Похож на последнюю модификацию, но это уже «Восход-1». Фото: youtube.com

В новых модификациях сходство с чешской техникой заметно уменьшилось, за счет другого бака и измененной конструкции руля. Это позволило избежать прежних задержек с производством, когда недоукомплектованная техника иногда скапливалась на заводских цехах. В таком виде сборка продолжилась до середины 60-х. Не считая дорожных и спортивных модификаций, основной модели К-175 с 1956 по 1960 годы выпущено 185 тысяч штук. В 1965 году завод перешел к производству нового семейства мотоциклов – «Восход», начиналась новая страница истории предприятия.
Какой мотоцикл больше нравится вам: «Ковровец» или «Восход»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...