МиГ-110 – как один неосуществленный проект «похоронил» предыдущий
ОКБ Микояна больше известно своими истребителями и другими военными машинами. Однако в конце 80-х годов организация неожиданно для вех выиграла конкурс на создание многоцелевого гражданского самолета взлетной массой 15-18 т и грузоподъемностью до 6 т. Предполагалось, что новая машина заменит парк устаревающих Ан-24, Ан-26, а также и Як-40. Требовался недорогой летательный аппарат, способный садиться на грунтовые и укатанные снежные полосы длиной до 1 км, который быстро освоит летный состав.
Соответствующее Постановление Правительства РФ, вышло в 1994-м году. В машине очень нуждались нефтяники, газовики, геологи и спасатели. Изначально самолетом активно занимались буквально все: проект поддержало государство (в т. ч. в финансовом плане). И в 1997-м публике представили готовый полноразмерный макет.
Чуть позже машину «продули» в аэродинамической трубе ЦАГИ: результаты показали, что конструкционная схема выбрана правильно. Прототип начали строить в Нижнем Новгороде (завод «Сокол»). Что представлял собой МиГ-110?
Проектируемый самолет мог перевозить грузы и пассажиров. Кроме того, были модификации для использования на воде (с поплавками), санитарный и операционный варианты. Также МиГ-110 мог патрулировать газо- и нефтепроводы, лесные участки, разведывать ледовую обстановку и искать косяки рыб. Еще предусматривалась учебно-тренировочная версия машины.
При этом, например, переоборудовать самолет из транспортного в грузопассажирский можно было в условиях любого аэродрома. МиГ-103 мог перевозить достаточно крупную технику: в него влезала машина с кузовом «минивэн», Обычная легковушка с прицепом или стандартные авиационные контейнеры: например, ЗАК-1 либо 2АК-3. Грузовое отделение по объему напоминало отсек Ан-72.
Воздушное судно имело двухбалочную схему построения, которая упрощает «конвертацию» в нужную модификацию. Еще один плюс заключался в возможности близкого подъезда машин к рампе для загрузки/разгрузки. Разработкой самолета руководил опытнейший конструктор Матюк Николай Захарович (и это при том, что осенью 1999-го ему исполнилось 90 лет!). Во многом благодаря его настойчивости самолет получил нестандартную, но очень удачную аэродинамическую схему. У машины хвостовое оперение в виде буквы «П», крылья с мотогондолами расположены высоко.
Самолет имел хорошую управляемость, сопоставимую с лучшими зарубежными моделями этого класса. Шасси выполнено в виде трех стоек, одна из которых в носу фюзеляжа. Колеса специально рассчитаны на грунтовые поверхности. Технические параметры Миг-110:
✅ размах крыла, длина, высота – 25, 18,8 и 5,4 м
✅ наибольшая взлетная масса – 18 т
✅ мощность двух двигателей – 5 тыс. «лошадей»
✅ средняя и максимальная скорость – 500 и 550 км/ч
✅ высота и дальность – 8 и до 3700 км
В самолет могло поместиться до 5,5 т коммерческой нагрузки или 48 пассажиров (20 парашютистов). Машиной управляют два пилота.
Это давно себя зарекомендовавшая с лучшей стороны пара двигателей ТВ7-117С, работающих с винтами типа СВ-34 (шесть лопастей). Их главная особенность – малый шум при вращении. Двигатели расположены под крыльями в мотогондолах, плавно переходящих в балку, на которой закреплено хвостовое оперение. Силовой агрегат в РФ и странах СНГ получил сертификат годности в 1997-м году. Мотор конструктивно сделан в виде девяти модулей: замена любого из них не требует дальнейших наладок и может быть произведена прямо в аэропорту. Модификацию ТВ7-117СТ хотели монтировать на Ил-112В. В настоящее время используются две версии двигателя: ТВС7-117С на Ил-114 и ТВ7-117СД на Ан-140. Турбовальный ТВ7-117ВК устанавливается на Ка-50, 52, а также Ми-28.
Удельный расход горючего соответствует наилучшим европейским и американским стандартам и составляет в крейсерском режиме полета 180 г/э. л. с. час. Заявленный ресурс двигателя – 20 тыс. ч (межремонтный – 6 тыс. ч). При эксплуатации МиГ-110 допускался полет с одним неработающим силовым агрегатом, что положительно сказывалось на безопасности. К ней же можно отнести двух-, а то и трехкратное резервирование всех основных систем летательного аппарата.
Воздушное судно оснастили самыми последними на то время навигационными приборами. Самолет мог летать в любую погоду, днем и ночью. В пассажирском салоне поддерживался нужный микроклимат, грузовой отсек оборудовали автоматическими механизмами для погрузки/разгрузки и даже оснастили отдельной системой кондиционирования.
В проекте участвовала не только государственная казна, но и Правительство Москвы. Были даже иностранные инвесторы: в 1998-м Австрия предоставила почти 100 млн. долларов на постройку опытного экземпляра и подготовку документации. Рассматривался вопрос о строительстве МиГ-110 в этой стране. Тогда планировались поставки в Австрию МиГ-29. Некоторые элементы конструкции уже стали выпускать на авиационном заводе в Луховицах, входящем в корпорацию «МИГ». Здесь же предполагали организовать крупномасштабное производство.
Опытную модель воздушного судна для испытаний выпустили в 2001-м году: тогда же была оформлена необходимая документация. В 2003-м планировали открыть на Луховицком авиазаводе отдельное здание – новый цех-корпус с тремя сборочными линиями. А с них должны были сходить 3 модели воздушных судов: МиГ-110, Ту-334 и МиГ-АТ. На этом же заводе предполагали проводить предпродажные испытания лайнеров перед их отправкой заказчикам. При этом некоторые узлы МиГ-110, элементы оборудования выпускали на другом предприятии – в столичном ПЦ им. Воронина.
В 1998-м году по неизвестным причинам часть ведущих конструкторов ОКБ Микояна, занимавшихся проектом «МиГ-110», перешла в бюро Сухого вместе с наработками по самолету. У государства и инвесторов интерес к машине тоже почему-то угас и проект фактически забросили (официально было сказано: «МиГ-110 пока заморожен»). Тем не менее, однозначно говорить, что все пропало, деньги потрачены зря, не стоит. В ОКБ Сухого бывшие «микояновские» инженеры приступили к разработке Су-80, который даже внешне очень сильно напоминает МиГ-110. В отличие от него, новую машину начали строить и показали в полете на МАКС-2005.
Однако судьба «региональника» Су-80 тоже сложилась незавидно и похожа на МиГ-110. Только здесь в качестве нового источника интереса уже выступил «Сухой Суперджет 100», к которому было приковано всеобщее внимание, а в т. ч. и финансирование. Нужны были производственные мощности. И они нашлись в Комсомольске-на-Амуре, где уже начали собирать Су-80. Просто удивительно, на сколько моделей самолетов отрицательно повлиял SSJ, уже летающий в небе! А история МиГ-110 на этом тихо закончилась.
Соответствующее Постановление Правительства РФ, вышло в 1994-м году. В машине очень нуждались нефтяники, газовики, геологи и спасатели. Изначально самолетом активно занимались буквально все: проект поддержало государство (в т. ч. в финансовом плане). И в 1997-м публике представили готовый полноразмерный макет.
Макет в натуральную величину построили очень быстро. Фото: YouTube.com
Чуть позже машину «продули» в аэродинамической трубе ЦАГИ: результаты показали, что конструкционная схема выбрана правильно. Прототип начали строить в Нижнем Новгороде (завод «Сокол»). Что представлял собой МиГ-110?
Эксплуатационные плюсы и особенности
Проектируемый самолет мог перевозить грузы и пассажиров. Кроме того, были модификации для использования на воде (с поплавками), санитарный и операционный варианты. Также МиГ-110 мог патрулировать газо- и нефтепроводы, лесные участки, разведывать ледовую обстановку и искать косяки рыб. Еще предусматривалась учебно-тренировочная версия машины.
Одна из компоновок самолета – транспортно-пассажирская. Фото: YouTube.com
При этом, например, переоборудовать самолет из транспортного в грузопассажирский можно было в условиях любого аэродрома. МиГ-103 мог перевозить достаточно крупную технику: в него влезала машина с кузовом «минивэн», Обычная легковушка с прицепом или стандартные авиационные контейнеры: например, ЗАК-1 либо 2АК-3. Грузовое отделение по объему напоминало отсек Ан-72.
Конструкция
Воздушное судно имело двухбалочную схему построения, которая упрощает «конвертацию» в нужную модификацию. Еще один плюс заключался в возможности близкого подъезда машин к рампе для загрузки/разгрузки. Разработкой самолета руководил опытнейший конструктор Матюк Николай Захарович (и это при том, что осенью 1999-го ему исполнилось 90 лет!). Во многом благодаря его настойчивости самолет получил нестандартную, но очень удачную аэродинамическую схему. У машины хвостовое оперение в виде буквы «П», крылья с мотогондолами расположены высоко.
Схему самолета продумывали тщательно, что и подтвердили аэродинамические испытания. Фото: YouTube.com
Самолет имел хорошую управляемость, сопоставимую с лучшими зарубежными моделями этого класса. Шасси выполнено в виде трех стоек, одна из которых в носу фюзеляжа. Колеса специально рассчитаны на грунтовые поверхности. Технические параметры Миг-110:
✅ размах крыла, длина, высота – 25, 18,8 и 5,4 м
✅ наибольшая взлетная масса – 18 т
✅ мощность двух двигателей – 5 тыс. «лошадей»
✅ средняя и максимальная скорость – 500 и 550 км/ч
✅ высота и дальность – 8 и до 3700 км
В самолет могло поместиться до 5,5 т коммерческой нагрузки или 48 пассажиров (20 парашютистов). Машиной управляют два пилота.
Силовая установка
Это давно себя зарекомендовавшая с лучшей стороны пара двигателей ТВ7-117С, работающих с винтами типа СВ-34 (шесть лопастей). Их главная особенность – малый шум при вращении. Двигатели расположены под крыльями в мотогондолах, плавно переходящих в балку, на которой закреплено хвостовое оперение. Силовой агрегат в РФ и странах СНГ получил сертификат годности в 1997-м году. Мотор конструктивно сделан в виде девяти модулей: замена любого из них не требует дальнейших наладок и может быть произведена прямо в аэропорту. Модификацию ТВ7-117СТ хотели монтировать на Ил-112В. В настоящее время используются две версии двигателя: ТВС7-117С на Ил-114 и ТВ7-117СД на Ан-140. Турбовальный ТВ7-117ВК устанавливается на Ка-50, 52, а также Ми-28.
ТВ7-117СТ для военно-транспортного Ил-112В планировали выпускать серийно в этом, 2023 году. Фото: YouTube.com
Удельный расход горючего соответствует наилучшим европейским и американским стандартам и составляет в крейсерском режиме полета 180 г/э. л. с. час. Заявленный ресурс двигателя – 20 тыс. ч (межремонтный – 6 тыс. ч). При эксплуатации МиГ-110 допускался полет с одним неработающим силовым агрегатом, что положительно сказывалось на безопасности. К ней же можно отнести двух-, а то и трехкратное резервирование всех основных систем летательного аппарата.
Бортовое оборудование
Воздушное судно оснастили самыми последними на то время навигационными приборами. Самолет мог летать в любую погоду, днем и ночью. В пассажирском салоне поддерживался нужный микроклимат, грузовой отсек оборудовали автоматическими механизмами для погрузки/разгрузки и даже оснастили отдельной системой кондиционирования.
Перспективы МиГ-110
В проекте участвовала не только государственная казна, но и Правительство Москвы. Были даже иностранные инвесторы: в 1998-м Австрия предоставила почти 100 млн. долларов на постройку опытного экземпляра и подготовку документации. Рассматривался вопрос о строительстве МиГ-110 в этой стране. Тогда планировались поставки в Австрию МиГ-29. Некоторые элементы конструкции уже стали выпускать на авиационном заводе в Луховицах, входящем в корпорацию «МИГ». Здесь же предполагали организовать крупномасштабное производство.
После успешной демонстрации макета всем казалось: самолет обречен на успех. Фото: YouTube.com
В начале двухтысячных ориентировочная стоимость самолета не превышала 7,5 млн. «зеленых». Учитывая оплату конструкторских работ, испытаний и т. п. затраты окупятся примерно после реализации 40-50 единиц техники. Потребность российского рынка в самолетах подобного класса оценивалась примерно в 200 машин. И это только минимум – в дальнейшем, как предполагалось, стране понадобится не менее 1200 самолетов, а еще 700 – государствам СНГ.
Опытную модель воздушного судна для испытаний выпустили в 2001-м году: тогда же была оформлена необходимая документация. В 2003-м планировали открыть на Луховицком авиазаводе отдельное здание – новый цех-корпус с тремя сборочными линиями. А с них должны были сходить 3 модели воздушных судов: МиГ-110, Ту-334 и МиГ-АТ. На этом же заводе предполагали проводить предпродажные испытания лайнеров перед их отправкой заказчикам. При этом некоторые узлы МиГ-110, элементы оборудования выпускали на другом предприятии – в столичном ПЦ им. Воронина.
Что в результате
В 1998-м году по неизвестным причинам часть ведущих конструкторов ОКБ Микояна, занимавшихся проектом «МиГ-110», перешла в бюро Сухого вместе с наработками по самолету. У государства и инвесторов интерес к машине тоже почему-то угас и проект фактически забросили (официально было сказано: «МиГ-110 пока заморожен»). Тем не менее, однозначно говорить, что все пропало, деньги потрачены зря, не стоит. В ОКБ Сухого бывшие «микояновские» инженеры приступили к разработке Су-80, который даже внешне очень сильно напоминает МиГ-110. В отличие от него, новую машину начали строить и показали в полете на МАКС-2005.
Су-80: внешне практически тот же МиГ-110. Фото: YouTube.com
Однако судьба «региональника» Су-80 тоже сложилась незавидно и похожа на МиГ-110. Только здесь в качестве нового источника интереса уже выступил «Сухой Суперджет 100», к которому было приковано всеобщее внимание, а в т. ч. и финансирование. Нужны были производственные мощности. И они нашлись в Комсомольске-на-Амуре, где уже начали собирать Су-80. Просто удивительно, на сколько моделей самолетов отрицательно повлиял SSJ, уже летающий в небе! А история МиГ-110 на этом тихо закончилась.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...