ЗИМ/ГАЗ-12 – советский роскошный седан, условно доступный каждому
Автомобили ЗИМ в советское время считались промежуточным звеном между роскошными лимузинами ЗИС и обычными легковыми машинами Горьковского завода. Кстати, модель такого класса была первая в линейке производителя. Она же и единственная под маркой ЗИМ, позднее переименованная в ГАЗ.
Хотя «в народе» автомобиль называли лимузином, по факту он им не являлся. Дело в том, что для этого в салоне должна быть перегородка между водителем и пассажирами. ЗИМ-12 ее не имел, соответственно, он считается просто большим седаном.
Кстати, стоит объяснить, почему существует путаница в названиях автомобилей. Ведь выпускали ГАЗ «Победу» и ЗИМ-12 в одно время. Дело в том, что предприятие носило имя Молотова – отсюда и аббревиатура роскошного седана. А «ГАЗ» до 1957 года – это вовсе не Горьковский, а Государственный автомобильный завод.
Разработка первого роскошного седана началась в 1947 году. Главный конструктор предприятия, Андрей Липгарт, получил задание на новую модель.
Машина должна была соответствовать ряду требований:
✅ Быть современной
✅ Роскошной
✅ Шестиместной и седаном, без «лимузинной» перегородки в салоне
На разработку было дано 2,5 года. В то время подобные проекты курировал Сталин, он был скор на расправу за срыв сроков, но и «по-царски» награждал за выполнение задания. Работа закипела сразу после получения приказа.
У Липгарта было два пути, причем любой мог считаться правильным. Первый – это взять в качестве основы американский роскошный седан. Потом оставалось разложить его на детали и скопировать в свете возможностей советской промышленности.
Второй путь – использовать то, что уже есть на заводе, включая уже производимые серийно узлы и агрегаты. Конечно, пришлось бы много чего изготавливать силами своего предприятия.
Хотя, эксперты до сих пор спорят, взял ли Липгарт за основу американский Buick Super, или делал все самостоятельно. С уверенностью можно утверждать, что конструктор ориентировался на автомобильную школу США.
В 1949 году первый ЗИМ-12 был продемонстрирован партийной элите. Руководители СССР одобрили седан и даже Сталину он понравился. В 1950 году была уже готова первая партия роскошных автомобилей.
Сталин не любил, когда коммунистическая верхушка сильно выделялась. До 1931 года он даже ходит в Кремль пешком, пока ему не запретили это делать соратники из-за покушения. Поэтому ЗИМ-12 задумывался автомобилем роскошным, но народным.
Купить ЗИМ-12 было доступно любому человеку, сумевшему накопить 40 тысяч рублей. Учитывая, что разговор идет о ценах до деноминации 1961 года – это не так уж и много. Средняя зарплата простого рабочего на заводе составляла 600 рублей, а учитель в школе получал порядка 900. Только нужно понимать, что речь идет о послевоенном времени – тогда людям было не до роскоши – они отстраивались заново и поднимали семьи.
Чаще ЗИМ-12 покупали ученые, литераторы, композиторы и деятели при регалиях и званиях. Им при Сталине платили хорошо – одни премии чего стоили. Интересно, что в ряде случаев советские автовладельцы еще и шоферов нанимали. Кстати, потом многие от доносов этих товарищей и страдали.
ЗИМ-12 имел длину почти в 5,2 метра. Создать крупный автомобиль без использования рамы было затруднительно. Кстати, главному конструктору завода рекомендовали копировать ее у американских производителей.
Андрей Липгарт понимал, что в США много мощных двигателей, для которых лишние 200-400 кг – это ерунда. У нас же был доступен один мотор – рядная «шестерка» с объемом 3,5 литра. Он развивал 90 л. с. Если бы автомобиль получил раму, то динамика, и так не сильно выдающаяся, снизилась бы еще больше.
Поэтому конструктор принял смелое решение – сделать несущий кузов. Благо, у Липгарта уже был опыт с «Победой». Все получилось и уже по этой причине советский роскошный седан не стоит называть копией автомобилей из США – те рамные.
Единственный серьезный минус несущего кузова – пришлось отказаться от кабриолетов. Опытные образцы не имели необходимой жесткости – требовались глобальные переделки. Учитывая, что кабриолеты для СССР не являлись приоритетными, от них решили отказаться.
Внутри ЗИМ-12 был одновременно похож на роскошный седан из США и «Победу». Несмотря на возможность заимствовать и упрощать, Липгарт не стал использовать детали от других автомобилей ГАЗ. У ЗИМ-12 все в салоне было оригинальным.
Внутри машины с удобством и роскошью могло разместиться 4 человека. Если потесниться, то уже 6. А если случилось так, что нужно вывести большую компанию, то и все 8.
Два сиденья посередине салона выглядят как-то откровенно чужеродно. Хотя, конструкторы продумали их складывание – к спинке переднего дивана. В таком виде они не оскорбляют взор.
Мотор у ЗИМ-12 откровенно устаревший даже для 40-х годов, но при этом невероятно надежный. Пройдя череду испытаний, он оставался на конвейере вплоть до конца 80-х. Это изначально его ставили на ЗИМ, а потом силовой агрегат перекочевал на грузовики. Самой известной моделью с таким мотором считается ГАЗ-52, коих еще много эксплуатируется по российским просторам.
Двигатель ГАЗ-12 сделан на основе силового агрегата от Dodge D5. Он имеет объем 3,48 литра, развивая 90 л. с. Напомним на всякий случай, что на грузовиках мощность уменьшена, а сам двигатель выпускался в различных модификациях с 1938 года.
Коробка передач на ЗИМ-12 на первый взгляд ничем не выделяется. Простая трехступенчатая механика. Но на самом деле – это некий переходный класс между МКПП и АКПП. Благодаря гидромуфте в системе, передачи переключались очень мягко, без рывков. А сцепление вообще можно было резко бросать. Да и тронуться машина могла с любой передачи.
К сожалению, новая для завода гидромуфта оказалась капризной и недоработанной – она часто текла. Поэтому на первой «Чайке» от нее уже отказались. Кстати, один из автолюбителей придумал способ продлить узлу жизнь – он набил гидромуфту смазкой Литол, после чего проблемы с течами прекратились.
Что касается шасси роскошного советского седана, то с ним конструкторы особо не мудрствовали. Оно не сильно отличается от «победовского».
Единственное, что стоит отметить отдельно – это тормозная система. При всей схожести с ГАЗ-М20, там по паре цилиндров на каждом переднем колесе. Это было необходимо для такого тяжелого автомобиля.
ЗИМ/ГАЗ-12 был первым и последним роскошным седаном представительского класса для народа в СССР. Следующие модели уже назывались «Чайками» и в свободную продажу не поступали.
ЗИМ-12 можно купить и сейчас. На рынке б/у за них просят от 550 тысяч до 7 млн рублей.
Хотя «в народе» автомобиль называли лимузином, по факту он им не являлся. Дело в том, что для этого в салоне должна быть перегородка между водителем и пассажирами. ЗИМ-12 ее не имел, соответственно, он считается просто большим седаном.
В облике есть что-то от «Победы» и от «Волги», которой тогда еще не существовало. Фото: Youtube.com
Кстати, стоит объяснить, почему существует путаница в названиях автомобилей. Ведь выпускали ГАЗ «Победу» и ЗИМ-12 в одно время. Дело в том, что предприятие носило имя Молотова – отсюда и аббревиатура роскошного седана. А «ГАЗ» до 1957 года – это вовсе не Горьковский, а Государственный автомобильный завод.
История
Разработка первого роскошного седана началась в 1947 году. Главный конструктор предприятия, Андрей Липгарт, получил задание на новую модель.
Машина должна была соответствовать ряду требований:
✅ Быть современной
✅ Роскошной
✅ Шестиместной и седаном, без «лимузинной» перегородки в салоне
На разработку было дано 2,5 года. В то время подобные проекты курировал Сталин, он был скор на расправу за срыв сроков, но и «по-царски» награждал за выполнение задания. Работа закипела сразу после получения приказа.
Салон был без преувеличения роскошен. Фото: Youtube.com
У Липгарта было два пути, причем любой мог считаться правильным. Первый – это взять в качестве основы американский роскошный седан. Потом оставалось разложить его на детали и скопировать в свете возможностей советской промышленности.
Этот путь был проще, но сулил несколько неприятных моментов. Самое страшное – обвинение в плагиате, что для гордого инженера было смерти подобно.
Второй путь – использовать то, что уже есть на заводе, включая уже производимые серийно узлы и агрегаты. Конечно, пришлось бы много чего изготавливать силами своего предприятия.
Хотя, эксперты до сих пор спорят, взял ли Липгарт за основу американский Buick Super, или делал все самостоятельно. С уверенностью можно утверждать, что конструктор ориентировался на автомобильную школу США.
Buick Special Super Eight 1951 года для сравнения. Фото: Youtube.com
В 1949 году первый ЗИМ-12 был продемонстрирован партийной элите. Руководители СССР одобрили седан и даже Сталину он понравился. В 1950 году была уже готова первая партия роскошных автомобилей.
Доступен всем
Сталин не любил, когда коммунистическая верхушка сильно выделялась. До 1931 года он даже ходит в Кремль пешком, пока ему не запретили это делать соратники из-за покушения. Поэтому ЗИМ-12 задумывался автомобилем роскошным, но народным.
Удивительно, но предшественник «Чайки» был доступен не только партийной элите. А еще эти машины работали в такси и скорой помощи. Каждый советский гражданин, попавший в Москву и Ленинград, мог в теории прокатиться на роскошном ЗИМ-12.
Купить ЗИМ-12 было доступно любому человеку, сумевшему накопить 40 тысяч рублей. Учитывая, что разговор идет о ценах до деноминации 1961 года – это не так уж и много. Средняя зарплата простого рабочего на заводе составляла 600 рублей, а учитель в школе получал порядка 900. Только нужно понимать, что речь идет о послевоенном времени – тогда людям было не до роскоши – они отстраивались заново и поднимали семьи.
На такие автомобили всегда оборачивались. Фото: Youtube.com
Чаще ЗИМ-12 покупали ученые, литераторы, композиторы и деятели при регалиях и званиях. Им при Сталине платили хорошо – одни премии чего стоили. Интересно, что в ряде случаев советские автовладельцы еще и шоферов нанимали. Кстати, потом многие от доносов этих товарищей и страдали.
Кузов и салон
ЗИМ-12 имел длину почти в 5,2 метра. Создать крупный автомобиль без использования рамы было затруднительно. Кстати, главному конструктору завода рекомендовали копировать ее у американских производителей.
Андрей Липгарт понимал, что в США много мощных двигателей, для которых лишние 200-400 кг – это ерунда. У нас же был доступен один мотор – рядная «шестерка» с объемом 3,5 литра. Он развивал 90 л. с. Если бы автомобиль получил раму, то динамика, и так не сильно выдающаяся, снизилась бы еще больше.
Поэтому конструктор принял смелое решение – сделать несущий кузов. Благо, у Липгарта уже был опыт с «Победой». Все получилось и уже по этой причине советский роскошный седан не стоит называть копией автомобилей из США – те рамные.
Советский хром до сих пор цел? Фото: Youtube.com
Единственный серьезный минус несущего кузова – пришлось отказаться от кабриолетов. Опытные образцы не имели необходимой жесткости – требовались глобальные переделки. Учитывая, что кабриолеты для СССР не являлись приоритетными, от них решили отказаться.
Единственное, что роднит ЗИМ-12 с американским автопромом тех лет – это схожий дизайн. Но это общепринятая мировая практика до сих пор – копировать удачные модели.
Внутри ЗИМ-12 был одновременно похож на роскошный седан из США и «Победу». Несмотря на возможность заимствовать и упрощать, Липгарт не стал использовать детали от других автомобилей ГАЗ. У ЗИМ-12 все в салоне было оригинальным.
Внутри машины с удобством и роскошью могло разместиться 4 человека. Если потесниться, то уже 6. А если случилось так, что нужно вывести большую компанию, то и все 8.
Экземпляр в таком состоянии дешево купить не получится. Фото: Youtube.com
Два сиденья посередине салона выглядят как-то откровенно чужеродно. Хотя, конструкторы продумали их складывание – к спинке переднего дивана. В таком виде они не оскорбляют взор.
Двигатель, трансмиссия и шасси
Мотор у ЗИМ-12 откровенно устаревший даже для 40-х годов, но при этом невероятно надежный. Пройдя череду испытаний, он оставался на конвейере вплоть до конца 80-х. Это изначально его ставили на ЗИМ, а потом силовой агрегат перекочевал на грузовики. Самой известной моделью с таким мотором считается ГАЗ-52, коих еще много эксплуатируется по российским просторам.
Двигатель ГАЗ-12 сделан на основе силового агрегата от Dodge D5. Он имеет объем 3,48 литра, развивая 90 л. с. Напомним на всякий случай, что на грузовиках мощность уменьшена, а сам двигатель выпускался в различных модификациях с 1938 года.
Интересно организовано открывание капота. Фото: Youtube.com
Коробка передач на ЗИМ-12 на первый взгляд ничем не выделяется. Простая трехступенчатая механика. Но на самом деле – это некий переходный класс между МКПП и АКПП. Благодаря гидромуфте в системе, передачи переключались очень мягко, без рывков. А сцепление вообще можно было резко бросать. Да и тронуться машина могла с любой передачи.
К сожалению, новая для завода гидромуфта оказалась капризной и недоработанной – она часто текла. Поэтому на первой «Чайке» от нее уже отказались. Кстати, один из автолюбителей придумал способ продлить узлу жизнь – он набил гидромуфту смазкой Литол, после чего проблемы с течами прекратились.
Что касается шасси роскошного советского седана, то с ним конструкторы особо не мудрствовали. Оно не сильно отличается от «победовского».
Благодаря высокому дорожному просвету и простоте подвесок, проходимость достаточно высока. Фото: Youtube.com
Единственное, что стоит отметить отдельно – это тормозная система. При всей схожести с ГАЗ-М20, там по паре цилиндров на каждом переднем колесе. Это было необходимо для такого тяжелого автомобиля.
ЗИМ/ГАЗ-12 был первым и последним роскошным седаном представительского класса для народа в СССР. Следующие модели уже назывались «Чайками» и в свободную продажу не поступали.
ЗИМ-12 можно купить и сейчас. На рынке б/у за них просят от 550 тысяч до 7 млн рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...