
ЗИМ/ГАЗ-12 – советский роскошный седан, условно доступный каждому
Автомобили ЗИМ в советское время считались промежуточным звеном между роскошными лимузинами ЗИС и обычными легковыми машинами Горьковского завода. Кстати, модель такого класса была первая в линейке производителя. Она же и единственная под маркой ЗИМ, позднее переименованная в ГАЗ.
Хотя «в народе» автомобиль называли лимузином, по факту он им не являлся. Дело в том, что для этого в салоне должна быть перегородка между водителем и пассажирами. ЗИМ-12 ее не имел, соответственно, он считается просто большим седаном.
В облике есть что-то от «Победы» и от «Волги», которой тогда еще не существовало. Фото: Youtube.com
Кстати, стоит объяснить, почему существует путаница в названиях автомобилей. Ведь выпускали ГАЗ «Победу» и ЗИМ-12 в одно время. Дело в том, что предприятие носило имя Молотова – отсюда и аббревиатура роскошного седана. А «ГАЗ» до 1957 года – это вовсе не Горьковский, а Государственный автомобильный завод.
Разработка первого роскошного седана началась в 1947 году. Главный конструктор предприятия, Андрей Липгарт, получил задание на новую модель.
Машина должна была соответствовать ряду требований:
✅ Быть современной
✅ Роскошной
✅ Шестиместной и седаном, без «лимузинной» перегородки в салоне
На разработку было дано 2,5 года. В то время подобные проекты курировал Сталин, он был скор на расправу за срыв сроков, но и «по-царски» награждал за выполнение задания. Работа закипела сразу после получения приказа.
Салон был без преувеличения роскошен. Фото: Youtube.com
У Липгарта было два пути, причем любой мог считаться правильным. Первый – это взять в качестве основы американский роскошный седан. Потом оставалось разложить его на детали и скопировать в свете возможностей советской промышленности.
Второй путь – использовать то, что уже есть на заводе, включая уже производимые серийно узлы и агрегаты. Конечно, пришлось бы много чего изготавливать силами своего предприятия.
Хотя, эксперты до сих пор спорят, взял ли Липгарт за основу американский Buick Super, или делал все самостоятельно. С уверенностью можно утверждать, что конструктор ориентировался на автомобильную школу США.
Buick Special Super Eight 1951 года для сравнения. Фото: Youtube.com
В 1949 году первый ЗИМ-12 был продемонстрирован партийной элите. Руководители СССР одобрили седан и даже Сталину он понравился. В 1950 году была уже готова первая партия роскошных автомобилей.
Сталин не любил, когда коммунистическая верхушка сильно выделялась. До 1931 года он даже ходит в Кремль пешком, пока ему не запретили это делать соратники из-за покушения. Поэтому ЗИМ-12 задумывался автомобилем роскошным, но народным.
Купить ЗИМ-12 было доступно любому человеку, сумевшему накопить 40 тысяч рублей. Учитывая, что разговор идет о ценах до деноминации 1961 года – это не так уж и много. Средняя зарплата простого рабочего на заводе составляла 600 рублей, а учитель в школе получал порядка 900. Только нужно понимать, что речь идет о послевоенном времени – тогда людям было не до роскоши – они отстраивались заново и поднимали семьи.
На такие автомобили всегда оборачивались. Фото: Youtube.com
Чаще ЗИМ-12 покупали ученые, литераторы, композиторы и деятели при регалиях и званиях. Им при Сталине платили хорошо – одни премии чего стоили. Интересно, что в ряде случаев советские автовладельцы еще и шоферов нанимали. Кстати, потом многие от доносов этих товарищей и страдали.
ЗИМ-12 имел длину почти в 5,2 метра. Создать крупный автомобиль без использования рамы было затруднительно. Кстати, главному конструктору завода рекомендовали копировать ее у американских производителей.
Андрей Липгарт понимал, что в США много мощных двигателей, для которых лишние 200-400 кг – это ерунда. У нас же был доступен один мотор – рядная «шестерка» с объемом 3,5 литра. Он развивал 90 л. с. Если бы автомобиль получил раму, то динамика, и так не сильно выдающаяся, снизилась бы еще больше.
Поэтому конструктор принял смелое решение – сделать несущий кузов. Благо, у Липгарта уже был опыт с «Победой». Все получилось и уже по этой причине советский роскошный седан не стоит называть копией автомобилей из США – те рамные.
Советский хром до сих пор цел? Фото: Youtube.com
Единственный серьезный минус несущего кузова – пришлось отказаться от кабриолетов. Опытные образцы не имели необходимой жесткости – требовались глобальные переделки. Учитывая, что кабриолеты для СССР не являлись приоритетными, от них решили отказаться.
Внутри ЗИМ-12 был одновременно похож на роскошный седан из США и «Победу». Несмотря на возможность заимствовать и упрощать, Липгарт не стал использовать детали от других автомобилей ГАЗ. У ЗИМ-12 все в салоне было оригинальным.
Внутри машины с удобством и роскошью могло разместиться 4 человека. Если потесниться, то уже 6. А если случилось так, что нужно вывести большую компанию, то и все 8.
Экземпляр в таком состоянии дешево купить не получится. Фото: Youtube.com
Два сиденья посередине салона выглядят как-то откровенно чужеродно. Хотя, конструкторы продумали их складывание – к спинке переднего дивана. В таком виде они не оскорбляют взор.
Мотор у ЗИМ-12 откровенно устаревший даже для 40-х годов, но при этом невероятно надежный. Пройдя череду испытаний, он оставался на конвейере вплоть до конца 80-х. Это изначально его ставили на ЗИМ, а потом силовой агрегат перекочевал на грузовики. Самой известной моделью с таким мотором считается ГАЗ-52, коих еще много эксплуатируется по российским просторам.
Двигатель ГАЗ-12 сделан на основе силового агрегата от Dodge D5. Он имеет объем 3,48 литра, развивая 90 л. с. Напомним на всякий случай, что на грузовиках мощность уменьшена, а сам двигатель выпускался в различных модификациях с 1938 года.
Интересно организовано открывание капота. Фото: Youtube.com
Коробка передач на ЗИМ-12 на первый взгляд ничем не выделяется. Простая трехступенчатая механика. Но на самом деле – это некий переходный класс между МКПП и АКПП. Благодаря гидромуфте в системе, передачи переключались очень мягко, без рывков. А сцепление вообще можно было резко бросать. Да и тронуться машина могла с любой передачи.
К сожалению, новая для завода гидромуфта оказалась капризной и недоработанной – она часто текла. Поэтому на первой «Чайке» от нее уже отказались. Кстати, один из автолюбителей придумал способ продлить узлу жизнь – он набил гидромуфту смазкой Литол, после чего проблемы с течами прекратились.
Что касается шасси роскошного советского седана, то с ним конструкторы особо не мудрствовали. Оно не сильно отличается от «победовского».
Благодаря высокому дорожному просвету и простоте подвесок, проходимость достаточно высока. Фото: Youtube.com
Единственное, что стоит отметить отдельно – это тормозная система. При всей схожести с ГАЗ-М20, там по паре цилиндров на каждом переднем колесе. Это было необходимо для такого тяжелого автомобиля.
ЗИМ/ГАЗ-12 был первым и последним роскошным седаном представительского класса для народа в СССР. Следующие модели уже назывались «Чайками» и в свободную продажу не поступали.
ЗИМ-12 можно купить и сейчас. На рынке б/у за них просят от 550 тысяч до 7 млн рублей.
Хотя «в народе» автомобиль называли лимузином, по факту он им не являлся. Дело в том, что для этого в салоне должна быть перегородка между водителем и пассажирами. ЗИМ-12 ее не имел, соответственно, он считается просто большим седаном.

Кстати, стоит объяснить, почему существует путаница в названиях автомобилей. Ведь выпускали ГАЗ «Победу» и ЗИМ-12 в одно время. Дело в том, что предприятие носило имя Молотова – отсюда и аббревиатура роскошного седана. А «ГАЗ» до 1957 года – это вовсе не Горьковский, а Государственный автомобильный завод.
История
Разработка первого роскошного седана началась в 1947 году. Главный конструктор предприятия, Андрей Липгарт, получил задание на новую модель.
Машина должна была соответствовать ряду требований:
✅ Быть современной
✅ Роскошной
✅ Шестиместной и седаном, без «лимузинной» перегородки в салоне
На разработку было дано 2,5 года. В то время подобные проекты курировал Сталин, он был скор на расправу за срыв сроков, но и «по-царски» награждал за выполнение задания. Работа закипела сразу после получения приказа.

У Липгарта было два пути, причем любой мог считаться правильным. Первый – это взять в качестве основы американский роскошный седан. Потом оставалось разложить его на детали и скопировать в свете возможностей советской промышленности.
Этот путь был проще, но сулил несколько неприятных моментов. Самое страшное – обвинение в плагиате, что для гордого инженера было смерти подобно.
Второй путь – использовать то, что уже есть на заводе, включая уже производимые серийно узлы и агрегаты. Конечно, пришлось бы много чего изготавливать силами своего предприятия.
Хотя, эксперты до сих пор спорят, взял ли Липгарт за основу американский Buick Super, или делал все самостоятельно. С уверенностью можно утверждать, что конструктор ориентировался на автомобильную школу США.

В 1949 году первый ЗИМ-12 был продемонстрирован партийной элите. Руководители СССР одобрили седан и даже Сталину он понравился. В 1950 году была уже готова первая партия роскошных автомобилей.
Доступен всем
Сталин не любил, когда коммунистическая верхушка сильно выделялась. До 1931 года он даже ходит в Кремль пешком, пока ему не запретили это делать соратники из-за покушения. Поэтому ЗИМ-12 задумывался автомобилем роскошным, но народным.
Удивительно, но предшественник «Чайки» был доступен не только партийной элите. А еще эти машины работали в такси и скорой помощи. Каждый советский гражданин, попавший в Москву и Ленинград, мог в теории прокатиться на роскошном ЗИМ-12.
Купить ЗИМ-12 было доступно любому человеку, сумевшему накопить 40 тысяч рублей. Учитывая, что разговор идет о ценах до деноминации 1961 года – это не так уж и много. Средняя зарплата простого рабочего на заводе составляла 600 рублей, а учитель в школе получал порядка 900. Только нужно понимать, что речь идет о послевоенном времени – тогда людям было не до роскоши – они отстраивались заново и поднимали семьи.

Чаще ЗИМ-12 покупали ученые, литераторы, композиторы и деятели при регалиях и званиях. Им при Сталине платили хорошо – одни премии чего стоили. Интересно, что в ряде случаев советские автовладельцы еще и шоферов нанимали. Кстати, потом многие от доносов этих товарищей и страдали.
Кузов и салон
ЗИМ-12 имел длину почти в 5,2 метра. Создать крупный автомобиль без использования рамы было затруднительно. Кстати, главному конструктору завода рекомендовали копировать ее у американских производителей.
Андрей Липгарт понимал, что в США много мощных двигателей, для которых лишние 200-400 кг – это ерунда. У нас же был доступен один мотор – рядная «шестерка» с объемом 3,5 литра. Он развивал 90 л. с. Если бы автомобиль получил раму, то динамика, и так не сильно выдающаяся, снизилась бы еще больше.
Поэтому конструктор принял смелое решение – сделать несущий кузов. Благо, у Липгарта уже был опыт с «Победой». Все получилось и уже по этой причине советский роскошный седан не стоит называть копией автомобилей из США – те рамные.

Единственный серьезный минус несущего кузова – пришлось отказаться от кабриолетов. Опытные образцы не имели необходимой жесткости – требовались глобальные переделки. Учитывая, что кабриолеты для СССР не являлись приоритетными, от них решили отказаться.
Единственное, что роднит ЗИМ-12 с американским автопромом тех лет – это схожий дизайн. Но это общепринятая мировая практика до сих пор – копировать удачные модели.
Внутри ЗИМ-12 был одновременно похож на роскошный седан из США и «Победу». Несмотря на возможность заимствовать и упрощать, Липгарт не стал использовать детали от других автомобилей ГАЗ. У ЗИМ-12 все в салоне было оригинальным.
Внутри машины с удобством и роскошью могло разместиться 4 человека. Если потесниться, то уже 6. А если случилось так, что нужно вывести большую компанию, то и все 8.

Два сиденья посередине салона выглядят как-то откровенно чужеродно. Хотя, конструкторы продумали их складывание – к спинке переднего дивана. В таком виде они не оскорбляют взор.
Двигатель, трансмиссия и шасси
Мотор у ЗИМ-12 откровенно устаревший даже для 40-х годов, но при этом невероятно надежный. Пройдя череду испытаний, он оставался на конвейере вплоть до конца 80-х. Это изначально его ставили на ЗИМ, а потом силовой агрегат перекочевал на грузовики. Самой известной моделью с таким мотором считается ГАЗ-52, коих еще много эксплуатируется по российским просторам.
Двигатель ГАЗ-12 сделан на основе силового агрегата от Dodge D5. Он имеет объем 3,48 литра, развивая 90 л. с. Напомним на всякий случай, что на грузовиках мощность уменьшена, а сам двигатель выпускался в различных модификациях с 1938 года.

Коробка передач на ЗИМ-12 на первый взгляд ничем не выделяется. Простая трехступенчатая механика. Но на самом деле – это некий переходный класс между МКПП и АКПП. Благодаря гидромуфте в системе, передачи переключались очень мягко, без рывков. А сцепление вообще можно было резко бросать. Да и тронуться машина могла с любой передачи.
К сожалению, новая для завода гидромуфта оказалась капризной и недоработанной – она часто текла. Поэтому на первой «Чайке» от нее уже отказались. Кстати, один из автолюбителей придумал способ продлить узлу жизнь – он набил гидромуфту смазкой Литол, после чего проблемы с течами прекратились.
Что касается шасси роскошного советского седана, то с ним конструкторы особо не мудрствовали. Оно не сильно отличается от «победовского».

Единственное, что стоит отметить отдельно – это тормозная система. При всей схожести с ГАЗ-М20, там по паре цилиндров на каждом переднем колесе. Это было необходимо для такого тяжелого автомобиля.
ЗИМ/ГАЗ-12 был первым и последним роскошным седаном представительского класса для народа в СССР. Следующие модели уже назывались «Чайками» и в свободную продажу не поступали.
ЗИМ-12 можно купить и сейчас. На рынке б/у за них просят от 550 тысяч до 7 млн рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....