
Как Chrysler в 60-х уменьшил размеры всей линейки и проиграл
Выход компании Chrysler на ведущие роли в американском автопроме случился после удачного приобретения ею акций Dodge. Это произошло в 1928 году, а ведь организованному Уолтером Перси предприятию тогда было всего несколько лет от роду.
В период войны им пришлось встать на «армейские рельсы», но с наступлением мирного времени Chrysler Imperial вернулся к гражданской технике. Чуть позже, в начале 60-х, началась европейская экспансия. Скупкой контрольных пакетов акций транспортных компаний из разных стран (Испания, Великобритания, Франция), заокеанские бизнесмены подготовили прекрасную почву. Спустя какое-то время появился европейский филиал компании Chrysler.
Продукция Chrysler очень ценилась в конце 50-х. Фото: youtube.com
Но во всей этой успешной истории имелась и своя «ложка дегтя». О ней мы вспомним сегодня. Дело происходило примерно в тот же период и связано с неудачным решением нового руководителя и потерей ведущего положения среди американских производителей автомобильной техники.
1957 год принес корпорации Chrysler немыслимую прибыль в 120 млн. долларов. Главная заслуга в этом принадлежала ведущему дизайнеру предприятия Вирджилу Экснеру. Ведь именно его знаменитый Forward Look («взгляд вперед») использовали практически все модели компании. Если к этому добавить торсионную подвеску и автоматическую трансмиссию от таланливых инженеров Chrysler, то неудивительно что очень многие хотели стать обладателем автомобиля именно этой марки.
Удивительно, но в том году качество сборки, напротив, вызывало немало нареканий. Поэтому весь 1958 год прошел под лозунгом: качество и еще раз качество. Каким оказался результат? Компания получила… 34-миллионный убыток. И все из-за рецессии и назревавшего кризиса. Следующий год также принес убытки, но не в таких огромных масштабах. Ситуация вроде налаживалась, но в корпорации назрела смена руководства.
За два с небольшим месяца он прославился решением уменьшить размеры всей линейки автомобилей (что сразу отбросило компанию на задворки американского автопрома) и «кумовством», когда выгодные корпоративные контракты распределялись внутри его семейного клана. В общем, типичная мафия, так что коррупция не только сейчас, и не только у нас.
Новый руководитель только усугубил кризисную ситуацию. Фото: youtube.com
Итак, история берет свое начало незадолго до назначения Ньюберга на руководящий пост. В те времена среди успешных бизнесменов от автомобильной промышленности модным стало проводить вечеринки или корпоративы. На них собирались коллеги и конкуренты. Если с первыми велись беседы, налаживались полезные связи и решались какие-то вопросы, то у последних пытались выведать конфиденциальную информацию. Что-то похожее произошло и на этой детройтской вечеринке.
Вроде бы беззаботно прогуливаясь, будущий глава Chrysler подслушал разговор генерального менеджера Chevrolet с его подчиненными. Они говорили о новой компактной модели 1962 года. Сделав неправильные выводы импровизированный шпион решил, что речь идет об уменьшении всей линейки конкурирующей компании.
Именно поэтому встав у руля бизнесмен принял судьбоносное, но ошибочное решение. Ведь на фоне того, что сразу несколько ведущих американских производителей, один за другим, представили свои компактные модели, вывод казался вполне очевидным. Плюс к этому – Rambler, которая возглавляла список продаж компании АМС и была на четвертом месте среди всех моделей континента.
Да и популярность европейских и японских автомобилей малого и среднего класса росло в Америке год от года. Просто многие жители страны больше не хотели ездить на громоздких американских авто, отдавая предпочтение юркой и компактной технике. Этот процесс еще сильнее активизировался после нефтяного кризиса 1973 года.
Ньюберг принял решении об уменьшении размеров всей линейки. Фото: youtube.com
В общем, Уильям Ньюберг решил, что он прочувствовал перспективную конъюнктуру рынка, но все оказалось немного не так. Во-первых, Chevrolet просто хотел иметь своего представителя в среднем классе, при этом не отказываясь совсем от фулл-сайз. Так, основываясь лишь на одном моменте и не исследовав вопрос глубже, новоиспеченный руководитель принял судьбоносное для компании решение.
По решению свыше, всем производственным цехам предписывалось с минимальными издержками уменьшить размеры всех авто представительского класса. И все это пришлось в авральном порядке осуществлять до 1962 года. А ведь вся документация и разработки были полностью готовы, а Экснер создал для них соответствующий полноразмерной классификации дизайн. Первым отреагировал инженерный отдел, который доложил об изменениях параметров новой линейки:
✅ на 20 см короче
✅ на 10 см уже
✅ высота сохранялась прежней
Такая новость просто повергла в шок ведущего дизайнера компании. Ведь плоды его двухлетнего кропотливого труда летели в тартарары. Уже почти готовый кузов новых моделей оказался попросту не нужен из-за серьезных перемен в их параметрах. И это еще не все. Предстоящая экономия лишала возможности использования сразу нескольких перспективных наработок:
✅ выгнутое боковое остекление
✅ огромные панорамные задние стекла на кузовах
✅ элегантные задние бамперы с хромированным декором
Вирджил Экснер прямо заявил, что в затребованные сжатые сроки его команда сможет слепить лишь что-то непропорциональное, несбалансированное и некрасивое. Более того, он четко обозначил, что итогом станет полный провал на рынке, утрата позиций и сложное финансовое положение. К художнику никто не прислушался, потому что руководство компании в тот момент занималось вещами поинтересней. В корпорации назревал финансовый коррупционный скандал.
Выгнутое боковое остекление и панорамные стекла не пригодились. Фото: youtube.com
Проверка показала, что новый руководитель на пару со своей супругой владеют контрольным пакетом акций сразу трех компаний-субподрядчиков Chrysler. Понятно, что это не могло быть простой случайностью, в тени зрела настоящая мафиозная структура. Эта схема позволила семейному бизнесу за предыдущий год получить доход в полмиллиона долларов. Но дело не ограничилось только Ньюбергами. В скандале оказались замешанными и другие члены совета директоров.
Наиболее радикальные среди основных акционеров компании даже озвучили предложение о признании ее банкротом и введение внешнего управления. До этого дело не дошло, а вот виновников наказали немедленно. Одного из подельников – Колберта отправили в канадскую ссылку. А вот сам Ньюберг быстренько лишился кресла, просидев в нем всего два месяца и три дня.
А что же с пророчеством талантливого дизайнера? Оно исполнилось в полной мере. Получившиеся модели выглядели причудливо и недоразвито, что неудивительно из-за сжатых сроков для их подготовки к производству. Более того, коррупционно-финансовый скандал не позволил провести полноценную рекламную кампанию. Будущим клиентам могли бы объяснить, что меньшие по размеру модели стали легче, а, значит, экономичнее и быстрее.
Модели 1962 года вышли просто кургузыми. Фото: youtube.com
Результатом стало резкое снижение уровня продаж. Он составил в 1961 году всего 340 тысяч единиц (в то время, как у конкурентов из Chevrolet – 1,4 млн). Следующий год принес 11-миллионные убытки, и это несмотря на политику жесточайшей экономии, введенной новым руководителем компании Таунсендом. Кризис продолжился и теперь все шишки посыпались уже на дизайнера: Экнера тоже уволили из компании. По иронии судьбы, именно разработанный им ранее дизайн линейки следующего сезона позволил Chrysler немного улучшить свои позиции в 1963 году.
В период войны им пришлось встать на «армейские рельсы», но с наступлением мирного времени Chrysler Imperial вернулся к гражданской технике. Чуть позже, в начале 60-х, началась европейская экспансия. Скупкой контрольных пакетов акций транспортных компаний из разных стран (Испания, Великобритания, Франция), заокеанские бизнесмены подготовили прекрасную почву. Спустя какое-то время появился европейский филиал компании Chrysler.

Но во всей этой успешной истории имелась и своя «ложка дегтя». О ней мы вспомним сегодня. Дело происходило примерно в тот же период и связано с неудачным решением нового руководителя и потерей ведущего положения среди американских производителей автомобильной техники.
Кризис и новый президент
1957 год принес корпорации Chrysler немыслимую прибыль в 120 млн. долларов. Главная заслуга в этом принадлежала ведущему дизайнеру предприятия Вирджилу Экснеру. Ведь именно его знаменитый Forward Look («взгляд вперед») использовали практически все модели компании. Если к этому добавить торсионную подвеску и автоматическую трансмиссию от таланливых инженеров Chrysler, то неудивительно что очень многие хотели стать обладателем автомобиля именно этой марки.
Удивительно, но в том году качество сборки, напротив, вызывало немало нареканий. Поэтому весь 1958 год прошел под лозунгом: качество и еще раз качество. Каким оказался результат? Компания получила… 34-миллионный убыток. И все из-за рецессии и назревавшего кризиса. Следующий год также принес убытки, но не в таких огромных масштабах. Ситуация вроде налаживалась, но в корпорации назрела смена руководства.
28 апреля 1960 года президентом компании стал Уильям Ньюберг. Несмотря на то, что он пришел не с улицы (ранее состоял в совете директоров), его управление продлилось всего 64 дня и стало фатальным для имиджа Chrysler.
За два с небольшим месяца он прославился решением уменьшить размеры всей линейки автомобилей (что сразу отбросило компанию на задворки американского автопрома) и «кумовством», когда выгодные корпоративные контракты распределялись внутри его семейного клана. В общем, типичная мафия, так что коррупция не только сейчас, и не только у нас.

Итак, история берет свое начало незадолго до назначения Ньюберга на руководящий пост. В те времена среди успешных бизнесменов от автомобильной промышленности модным стало проводить вечеринки или корпоративы. На них собирались коллеги и конкуренты. Если с первыми велись беседы, налаживались полезные связи и решались какие-то вопросы, то у последних пытались выведать конфиденциальную информацию. Что-то похожее произошло и на этой детройтской вечеринке.
Вроде бы беззаботно прогуливаясь, будущий глава Chrysler подслушал разговор генерального менеджера Chevrolet с его подчиненными. Они говорили о новой компактной модели 1962 года. Сделав неправильные выводы импровизированный шпион решил, что речь идет об уменьшении всей линейки конкурирующей компании.
Именно поэтому встав у руля бизнесмен принял судьбоносное, но ошибочное решение. Ведь на фоне того, что сразу несколько ведущих американских производителей, один за другим, представили свои компактные модели, вывод казался вполне очевидным. Плюс к этому – Rambler, которая возглавляла список продаж компании АМС и была на четвертом месте среди всех моделей континента.
Да и популярность европейских и японских автомобилей малого и среднего класса росло в Америке год от года. Просто многие жители страны больше не хотели ездить на громоздких американских авто, отдавая предпочтение юркой и компактной технике. Этот процесс еще сильнее активизировался после нефтяного кризиса 1973 года.

В общем, Уильям Ньюберг решил, что он прочувствовал перспективную конъюнктуру рынка, но все оказалось немного не так. Во-первых, Chevrolet просто хотел иметь своего представителя в среднем классе, при этом не отказываясь совсем от фулл-сайз. Так, основываясь лишь на одном моменте и не исследовав вопрос глубже, новоиспеченный руководитель принял судьбоносное для компании решение.
Смена коней на переправе
По решению свыше, всем производственным цехам предписывалось с минимальными издержками уменьшить размеры всех авто представительского класса. И все это пришлось в авральном порядке осуществлять до 1962 года. А ведь вся документация и разработки были полностью готовы, а Экснер создал для них соответствующий полноразмерной классификации дизайн. Первым отреагировал инженерный отдел, который доложил об изменениях параметров новой линейки:
✅ на 20 см короче
✅ на 10 см уже
✅ высота сохранялась прежней
Такая новость просто повергла в шок ведущего дизайнера компании. Ведь плоды его двухлетнего кропотливого труда летели в тартарары. Уже почти готовый кузов новых моделей оказался попросту не нужен из-за серьезных перемен в их параметрах. И это еще не все. Предстоящая экономия лишала возможности использования сразу нескольких перспективных наработок:
✅ выгнутое боковое остекление
✅ огромные панорамные задние стекла на кузовах
✅ элегантные задние бамперы с хромированным декором
Вирджил Экснер прямо заявил, что в затребованные сжатые сроки его команда сможет слепить лишь что-то непропорциональное, несбалансированное и некрасивое. Более того, он четко обозначил, что итогом станет полный провал на рынке, утрата позиций и сложное финансовое положение. К художнику никто не прислушался, потому что руководство компании в тот момент занималось вещами поинтересней. В корпорации назревал финансовый коррупционный скандал.

Проверка показала, что новый руководитель на пару со своей супругой владеют контрольным пакетом акций сразу трех компаний-субподрядчиков Chrysler. Понятно, что это не могло быть простой случайностью, в тени зрела настоящая мафиозная структура. Эта схема позволила семейному бизнесу за предыдущий год получить доход в полмиллиона долларов. Но дело не ограничилось только Ньюбергами. В скандале оказались замешанными и другие члены совета директоров.
Наиболее радикальные среди основных акционеров компании даже озвучили предложение о признании ее банкротом и введение внешнего управления. До этого дело не дошло, а вот виновников наказали немедленно. Одного из подельников – Колберта отправили в канадскую ссылку. А вот сам Ньюберг быстренько лишился кресла, просидев в нем всего два месяца и три дня.
А что же с пророчеством талантливого дизайнера? Оно исполнилось в полной мере. Получившиеся модели выглядели причудливо и недоразвито, что неудивительно из-за сжатых сроков для их подготовки к производству. Более того, коррупционно-финансовый скандал не позволил провести полноценную рекламную кампанию. Будущим клиентам могли бы объяснить, что меньшие по размеру модели стали легче, а, значит, экономичнее и быстрее.

Результатом стало резкое снижение уровня продаж. Он составил в 1961 году всего 340 тысяч единиц (в то время, как у конкурентов из Chevrolet – 1,4 млн). Следующий год принес 11-миллионные убытки, и это несмотря на политику жесточайшей экономии, введенной новым руководителем компании Таунсендом. Кризис продолжился и теперь все шишки посыпались уже на дизайнера: Экнера тоже уволили из компании. По иронии судьбы, именно разработанный им ранее дизайн линейки следующего сезона позволил Chrysler немного улучшить свои позиции в 1963 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...