Лучшие модели Skoda 60-х на выставке автостарины в Праге
Как я вам и обещал в одном из прошлым материалов, мы продолжаем рассказывать о выставке автомобильной старины в пражском торговом центре Arkady Pankrac. Она достигла своей высшей точки, а мы обратим внимание на некоторые из ее экспонатов.
Сразу отмечу, что особого ажиотажа здесь не наблюдается и тому есть сразу несколько причин: чешская флегматичность, круглосуточная доступность выставки на протяжении трех мартовских недель и не очень большое количество преданных фанатов. Думаю, вы и сами понимаете, что таких людей как пан Милан Дочекал, сохранивший и предоставивший большую часть экспозиции, найдется совсем немного даже в нашей огромной стране. Что уж тогда говорить о 10-миллионной Чехии?
Несмотря на это, местные жители и гости не оставляют объекты автомобильной истории чешской Skoda совсем без внимания. Люди подходят, любуются на экземпляры автомобилей, от которых веет историей, фотографируют их. Некоторые делают снимки и для семейного альбома, чтобы остались воспоминания о таком интересном событии. Все же, большинство зевак, это – молодежь и дети. Причем, последние, в основном, принадлежат то ли к цыганской, то ли к мадьярской диаспоре. Сами понимаете, ребята совсем без комплексов, а автомобили привлекают мужской пол независимо от национальной принадлежности.
В одном из импровизированных павильонов расположили сразу три модели автоконцерна Skoda, очень популярные в 60-х годах прошлого столетия. Сами названия покажутся нам знакомыми, а вот вживую такие авто вряд ли кому из нас приходилось увидеть раньше. Именно о них мы и расскажем в сегодняшней статье.
Чехословацкая транспортная сфера после войны переживала свой подъем. Первым прорывом стал легендарный JAWA Perak. Добавил авторитета местному автопрому и факт успешного участия моделей обоих местных заводов в недавних боевых действиях с обеих сторон конфликта. Думаю, вы понимаете, что война, к сожалению, создает самые экстремальные условия для полноценной проверки автомобиля на прочность. Чешские Tatra оставались последней маркой грузовика, используемого вермахтом накануне разгрома. Теперь, казалось, самое время подтянуть и производство легкового транспорта.
В сентябре 1956 года на инженерной выставке в Брно посетители с восторгом познакомились с прототипом спортивной Skoda 440 Export, построенной на базе Tudor Spartak. Через год на том же месте блистал улучшенный родстер Skoda 450 с кузовом 2+2. Четырехступенчатая трансмиссия имела рычаг переключения передач на рулевом колесе. Но главный успех ждал компанию два года спустя в Швейцарии.
После этого автомобиль представили на аналогичном мероприятии в Лейпциге, где его также ожидал успех. Началось серийное производство, которое продлилось в течение семи лет на стыке двух десятилетий. Он имел следующие характеристики:
✅ объем двигателя – 1089 куб. см
✅ мощность – 50 л. с
✅ масса – 930 кг
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
За недолгое время выпуска автомобиль претерпел некоторые изменения. Летом 1959 года они произвели первые 25 автомобилей со съемной жесткой крышей из ламината. К 1961 году рычаг переключения передач перенесли в пол, появилась новая решетка радиатора и красивые крылья. В 1961-1964 годах ламинированную оболочку хардтопа расширили.
На начало 1962 года подготовили Felicia Super с более мощным двигателем SAE объемом 1221 см³ (53 л. с.). Еще через год Felicia Super претерпела окончательный фейслифтинг. Ее история приближалась к концу, потому что особую популярность начали приобретать универсалы. Желающих приобрести Felicia оставалось немало, но в 1964 году ее выпуск был прекращен.
Всего в Квасинах успели собрать 1010 Felicia 450 в 1957-1964 годах и 14 863 других модификаций (Felicia (1959-1962), Felicia Supers (1962-1964). Можно с уверенностью сказать, что родстер Felicia считается одним из самых красивых чехословацких и европейских автомобилей начала 60-х.
В то время, когда западноевропейский рынок наращивал свои обороты, чехи начали понемногу отставать. Поэтому требовалось срочное обновление модельного ряда. Octavia представляла собой модернизацию послевоенных Skoda 440/445 и сегодня является восьмой машиной марки с независимой задней подвеской.
Более мощный Octavia TS успешно участвовал во многих автомобильных соревнованиях. У него три победы в своем классе на требовательном Ралли Монте-Карло (RMC) в 1961, 1962 и 1963 годах. Имелись и другие достижения в различных соревнованиях тех лет, подтверждающих отличную репутацию модели.
Автомобиль компоновался 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1221 куб. см. Он выдавал мощность в 45 л. с. (естественно, в спортивных версиях применялась форсировка мотора). В течение 1960-1964 годов собрано около 286 тысяч единиц такой техники. Некоторые из них отправлялись на экспорт.
К середине десятилетия Skoda обзавелась совершенно новой современной производственной линией. Она появилась на мощностях основного завода в Млада-Болеслав и предназначалась для сборки модели 1000МВ.
Инновационная модель основывалась на совершенно новой философии: современный четырехцилиндровый двигатель переместили в заднюю часть, где он приводил в движение задние колеса. Также внесли много других новаторских изменений, применив изделия из легкого литого алюминия в:
✅ корпусах цилиндров
✅ коленчатом вале
✅ механической 4-ступенчатой КПП
Благодаря патенту чешского инженера Йозефа Полака от 1922 года, эти детали производились в гораздо более короткие сроки и с меньшим потреблением энергии. На новой линии собирали несущий кузов новинки из 665 штампованных деталей с 6900 точками сварки.
Разработка модели с кузовом седан велась под названием проекта NOV (Novy Osobni Vuz), что переводится как «новый пассажирский автомобиль». В начале 1960-х его подвергли практическим испытаниям в экстремальных климатических условиях, которые 1000МВ прошел на отлично. Техническими характеристиками автомобиля стали:
✅ рабочий объем – 1000 куб. см
✅ мощность – 37 (с 1966 года – 43) л. с.
✅ вес – 755 кг
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
В 1966 году добавилась более мощная модификация (1100 куб. см и 52 л. с). Чуть позже появилась двухдверная версия MBX, добавившая нотку экстравагантности. Сегодня она пользуется большим спросом у коллекционеров классических автомобилей.
Несмотря на компактные размеры (4,17 м в длину, 1,62 м в ширину и 1,39 м в высоту), 1000 MB имеет очень просторный и практичный салон. Заводские сидения обладали функцией складывания, что делало их подходящей заменой кровати во время путешествий. Кроме того, имелось сразу два багажника! В небольшое отделение за задними сиденьями можно было попасть даже во время поездок, а передний предлагал объем до 220 литров.
В период с 1964 по 1969 год более половины из 440 639 седанов Skoda 1000 MB и 1100 MB экспортировали на десятки рынков. Например, в 1965 году поставки за границу составляли 70%. Потенциал концепции заднего расположения двигателя подтвержден спортивными успехами как 1000 MB, так и более поздних моделей, например, легендарной 130 RS. Поэтому к ней компания возвращалась на протяжении двух следующих десятилетий, пока не настала эра переднеприводных автомобилей.
Сразу отмечу, что особого ажиотажа здесь не наблюдается и тому есть сразу несколько причин: чешская флегматичность, круглосуточная доступность выставки на протяжении трех мартовских недель и не очень большое количество преданных фанатов. Думаю, вы и сами понимаете, что таких людей как пан Милан Дочекал, сохранивший и предоставивший большую часть экспозиции, найдется совсем немного даже в нашей огромной стране. Что уж тогда говорить о 10-миллионной Чехии?
Некоторые просто смотрят, другие – фотографируют. Фото: youtube.com
Несмотря на это, местные жители и гости не оставляют объекты автомобильной истории чешской Skoda совсем без внимания. Люди подходят, любуются на экземпляры автомобилей, от которых веет историей, фотографируют их. Некоторые делают снимки и для семейного альбома, чтобы остались воспоминания о таком интересном событии. Все же, большинство зевак, это – молодежь и дети. Причем, последние, в основном, принадлежат то ли к цыганской, то ли к мадьярской диаспоре. Сами понимаете, ребята совсем без комплексов, а автомобили привлекают мужской пол независимо от национальной принадлежности.
В одном из импровизированных павильонов расположили сразу три модели автоконцерна Skoda, очень популярные в 60-х годах прошлого столетия. Сами названия покажутся нам знакомыми, а вот вживую такие авто вряд ли кому из нас приходилось увидеть раньше. Именно о них мы и расскажем в сегодняшней статье.
Перспективная разработка конца 50-х
Чехословацкая транспортная сфера после войны переживала свой подъем. Первым прорывом стал легендарный JAWA Perak. Добавил авторитета местному автопрому и факт успешного участия моделей обоих местных заводов в недавних боевых действиях с обеих сторон конфликта. Думаю, вы понимаете, что война, к сожалению, создает самые экстремальные условия для полноценной проверки автомобиля на прочность. Чешские Tatra оставались последней маркой грузовика, используемого вермахтом накануне разгрома. Теперь, казалось, самое время подтянуть и производство легкового транспорта.
Felicia в кузове кабриолет. Фото: youtube.com
В сентябре 1956 года на инженерной выставке в Брно посетители с восторгом познакомились с прототипом спортивной Skoda 440 Export, построенной на базе Tudor Spartak. Через год на том же месте блистал улучшенный родстер Skoda 450 с кузовом 2+2. Четырехступенчатая трансмиссия имела рычаг переключения передач на рулевом колесе. Но главный успех ждал компанию два года спустя в Швейцарии.
В марте 1959 года на женевском салоне представили модернизированную Skoda Felicia (450), разработанную на базе седанов Octavia и Octavia Super, недолго простоявших на заводском конвейере. Помимо косметических изменений (новые фары, раздвоенный бампер), наиболее существенным обновлением стал передний мост с телескопическими амортизаторами, расположенными внутри пружины с поперечным стабилизатором.
После этого автомобиль представили на аналогичном мероприятии в Лейпциге, где его также ожидал успех. Началось серийное производство, которое продлилось в течение семи лет на стыке двух десятилетий. Он имел следующие характеристики:
✅ объем двигателя – 1089 куб. см
✅ мощность – 50 л. с
✅ масса – 930 кг
✅ максимальная скорость – 135 км/ч
За недолгое время выпуска автомобиль претерпел некоторые изменения. Летом 1959 года они произвели первые 25 автомобилей со съемной жесткой крышей из ламината. К 1961 году рычаг переключения передач перенесли в пол, появилась новая решетка радиатора и красивые крылья. В 1961-1964 годах ламинированную оболочку хардтопа расширили.
На начало 1962 года подготовили Felicia Super с более мощным двигателем SAE объемом 1221 см³ (53 л. с.). Еще через год Felicia Super претерпела окончательный фейслифтинг. Ее история приближалась к концу, потому что особую популярность начали приобретать универсалы. Желающих приобрести Felicia оставалось немало, но в 1964 году ее выпуск был прекращен.
Дополнительный багажник прекрасно вписался в общий дизайн. Фото: youtube.com
Всего в Квасинах успели собрать 1010 Felicia 450 в 1957-1964 годах и 14 863 других модификаций (Felicia (1959-1962), Felicia Supers (1962-1964). Можно с уверенностью сказать, что родстер Felicia считается одним из самых красивых чехословацких и европейских автомобилей начала 60-х.
Octavia – восьмая модель марки Skoda после войны
В то время, когда западноевропейский рынок наращивал свои обороты, чехи начали понемногу отставать. Поэтому требовалось срочное обновление модельного ряда. Octavia представляла собой модернизацию послевоенных Skoda 440/445 и сегодня является восьмой машиной марки с независимой задней подвеской.
Octavia выпускалась в 1958-1971 годах. У нее имелись обновленные: щиток приборов, решетка радиатора, и задние фонари. Также отсутствовали задние крылья анахроничной формы, популярной в 50-х годах.
Более мощный Octavia TS успешно участвовал во многих автомобильных соревнованиях. У него три победы в своем классе на требовательном Ралли Монте-Карло (RMC) в 1961, 1962 и 1963 годах. Имелись и другие достижения в различных соревнованиях тех лет, подтверждающих отличную репутацию модели.
Задняя покатая часть стала отличительной чертой Octavia. Фото: youtube.com
Автомобиль компоновался 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1221 куб. см. Он выдавал мощность в 45 л. с. (естественно, в спортивных версиях применялась форсировка мотора). В течение 1960-1964 годов собрано около 286 тысяч единиц такой техники. Некоторые из них отправлялись на экспорт.
Skoda 1000МВ – самая массовая модель завода в 60-х
К середине десятилетия Skoda обзавелась совершенно новой современной производственной линией. Она появилась на мощностях основного завода в Млада-Болеслав и предназначалась для сборки модели 1000МВ.
Весна 1964 года стала еще одним подтверждением инженерной компетентности творческого коллектива Skoda. Элегантный 4-дверный 1000МВ с компактным задним приводом оказался одним из самых передовых в классе автомобилей с литровым двигателем.
Инновационная модель основывалась на совершенно новой философии: современный четырехцилиндровый двигатель переместили в заднюю часть, где он приводил в движение задние колеса. Также внесли много других новаторских изменений, применив изделия из легкого литого алюминия в:
✅ корпусах цилиндров
✅ коленчатом вале
✅ механической 4-ступенчатой КПП
Благодаря патенту чешского инженера Йозефа Полака от 1922 года, эти детали производились в гораздо более короткие сроки и с меньшим потреблением энергии. На новой линии собирали несущий кузов новинки из 665 штампованных деталей с 6900 точками сварки.
1000 МВ получил оригинальный дизайн. Фото: youtube.com
Разработка модели с кузовом седан велась под названием проекта NOV (Novy Osobni Vuz), что переводится как «новый пассажирский автомобиль». В начале 1960-х его подвергли практическим испытаниям в экстремальных климатических условиях, которые 1000МВ прошел на отлично. Техническими характеристиками автомобиля стали:
✅ рабочий объем – 1000 куб. см
✅ мощность – 37 (с 1966 года – 43) л. с.
✅ вес – 755 кг
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
В 1966 году добавилась более мощная модификация (1100 куб. см и 52 л. с). Чуть позже появилась двухдверная версия MBX, добавившая нотку экстравагантности. Сегодня она пользуется большим спросом у коллекционеров классических автомобилей.
Несмотря на компактные размеры (4,17 м в длину, 1,62 м в ширину и 1,39 м в высоту), 1000 MB имеет очень просторный и практичный салон. Заводские сидения обладали функцией складывания, что делало их подходящей заменой кровати во время путешествий. Кроме того, имелось сразу два багажника! В небольшое отделение за задними сиденьями можно было попасть даже во время поездок, а передний предлагал объем до 220 литров.
Фирменный значок расположили очень стильно. Фото: youtube.com
В период с 1964 по 1969 год более половины из 440 639 седанов Skoda 1000 MB и 1100 MB экспортировали на десятки рынков. Например, в 1965 году поставки за границу составляли 70%. Потенциал концепции заднего расположения двигателя подтвержден спортивными успехами как 1000 MB, так и более поздних моделей, например, легендарной 130 RS. Поэтому к ней компания возвращалась на протяжении двух следующих десятилетий, пока не настала эра переднеприводных автомобилей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....