
Универсал «ВАЗ-2102», ладно скроенный по лекалам «макаронников»
Такой мы постсоветский, российский народ – бережем технику. Это у них там 50-летняя машина или сгнила на свалке, или стоит наполированная до блеска как выставочный экспонат в каком-нибудь музее. А у нас вполне еще возит картошку с дачи, улов с речки, грибы из лесу.
У нас уже десяток раз перебрали и даже форсировали движок, залатали дыры в кузове, перекрасили. Мы поменяли проводку, нашли, куда воткнуть борткомпьютер и колонки, установили… Словом, наши водители заботливо и внимательно ухаживают за первыми «Жигулями»-универсалами ВАЗ-2102. Очень удачная модель Волжского автозавода стоит воспоминаний и уважения.
Семидесятые годы прошлого столетия были интересными и революционными во многих отношениях. «Битлы» уже открыто неслись со всех утюгов, Вячеслав Зайцев шил неслыханно смелые наряды, ветер раздувал широченные молодежные «клеши», а ребятам в военкомате сбривали длинные, по плечи, патлы. Уже свобода, достаток, уже фестиваль в Сопоте, собственные рок-группы, но остро не хватает автомобилей в личном пользовании. Как-то отстал советский труженик от угнетенных рабочих загнивающего Запада.
«ВАЗ-2102» – мечта дачников и спекулянтов. Фото: YouTube.com
Кинулись срочно догонять. В 1966 году советское правительство заключило с итальянским «Фиатом» договор о проекте и строительстве автозавода, разработке конструкций легковых автомобилей. Советы закупили лицензию на производство модели Fiat 124, которая стала базовой для всех последующих «Жигулей». Купили устаревшую, уже снятую с производства модель. Нет бы взять 125-тую, более совершенную версию! Но для советского народа и это было триумфом, ликованием, гордостью за страну. Прорыв, скачок в будущее, и, главное, для простых людей делали.
Сразу на заводе было намечено выпускать базовый вариант (ВАЗ-2101 – «копейка»), «люкс» (ВАЗ-2103) и автомобиль, проходивший в итальянской спецификации как «семейный» – Familiare. Под этим понятием подразумевалась большая и вместительная машина, объединяющая под одной крышей салон и багажное отделение. Грузопассажирский вариант в кузове универсал впоследствии и вышел, получив имя ВАЗ-2102.
Еще не улеглось волнение по поводу первых «Жигулей», как появился наш универсал. Шел 1971 год. Модель ждали: практичность авто граждане уже оценили по ГАЗ-22 и универсалам АЗЛК. Но первые доставались только элите общества, вторых было крайне мало, и то основная часть ушла на казенные нужды, а народу попали мизерные остатки.
Длина «ВАЗ-2102» оказалась на 14 мм меньше базового седана. Фото: YouTube.com
Советские инженеры перед выпуском базовой модели внесли в конструкцию ряд изменений. «Ряд» измерялся списком из 800 пунктов. Некоторые из них:
✅ Увеличили дорожный просвет до 170 мм
✅ Модернизировали подвеску
✅ Отказались от дисковых тормозов сзади
✅ Усилили кузовные элементы
✅ Заменили нижневальную компоновку двигателя на более совершенную с верхним расположением валов
Все улучшения касались и универсала – поистине массового народного автомобиля ВАЗ-2102. Да! Добавили отверстие под «кривой» стартер. Куда без него?..
Взору счастливых обладателей «Жигулей» в новом кузове предстала красивая машина. Площадь остекления поражала – чистый аквариум! Передняя часть, в том числе, двери, один в один совпадала с «копейкой». Но ровно до центральных стоек: дальше шли преобразования.
Если в седане крыша заканчивалась на уровне задней оси, то в универсале панель простиралась дальше, до самого конца. Тут она ниспадала под углом 125°, то есть это уже была пятая багажная дверь. Она получила солидные хромированные декоративные детали, а по бокам красовались оригинальные вертикальные кормовые огни. Задние двери видоизменились, стали прямыми, на крыше для большей жесткости появилась выштамповка. Левое зеркало (правого не было вообще) на седане крепилось на крыло, а в универсале переехало на дверь.
Левое зеркало универсала «ВАЗ-2102» перекочевало с крыла на дверь, а правого не было в принципе. Фото: YouTube.com
Зрительно «мечта дачников и спекулянтов» смотрелась больше «копейки», хотя у машин была одна колесная база – 2 424 мм. Но на деле универсал был даже короче на 14 мм.
Габаритные размеры 5-местного универсала:
✅ Длина – 4 059 мм
✅ Ширина – 1 611 мм
✅ Высота – 1 458 мм
✅ Объем багажного отделения – 345 л, при сложенном заднем диване – 1 345 л
Усилие коленвала передавалось на колеса размерностью 165/80 R13, а запаска располагалась под полом багажника. Снаряженная масса авто составляла 955 кг, грузоподъемность «ВАЗ-2102» 250 кг (только кто бы с этим считался!). Бензобак вмещал 45 л горючего марки Аи-92.
На дачу в багажнике «ВАЗ-2102» возили стройматериал, обратно – дары природы. Фото: YouTube.com
Автомобиль неожиданно хорошо прогревался зимой, запуск был легким. Это было откровением. Острословы вбросили в массы фразу «Жигули» – Ташкент». Пользователей радовало обилие света и воздуха, мягкие, удобной формы кресла. Восхищало множество мелких деталей, облегчающих путешествие, загрузку машины и перевозку багажа. Удивительной была надежность универсала: первые года три он не ломался и не требовал ничего, кроме замены масла.
Вес карбюраторного силового агрегата универсала «двойки», установленного в 1971 году, равнялся 114 кг. Расположение двигателя – спереди, продольно.
В моторном отсеке «ВАЗ-2102» все до боли знаком. Фото: YouTube.com
Параметры 8-клапанного мотора:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 64 л. с. при 5 600 об/мин
✅ Крутящий момент – 89 Нм при 3 400 об/мин
Позднее заднеприводные машины компоновали 1,3-литровыми установками, отдающими 70 л. с. Был и полуторалитровый 77-сильный мотор.
В пару к двигателю агрегатировали 4-ступенчатаую механическую коробка передач. Подвеска независимая: спереди – двойной поперечный рычаг, задняя конструкция – в виде винтовой пружины. Тормозная система представлена передними дисковыми и задними барабанными механизмами.
Приборная панель «ВАЗ-2102». Фото: YouTube.com
Максимальная скорость 1,2-литровой версии достигала 137 км/ч, 1,3-литровой – 145 км/ч.
Данные по расходу топлива (л/100 км):
✅ В городе – 9,4
✅ На трассе – 6,9
✅ В смешанном режиме – 9,2
Первых «ста» неспешный базовый мотор универсала достигал за 23 сек, 70-сильный – за 20 сек.
Все лучшее – буржуям! Так, видимо, решили на АвтоВАЗе и отправляли за рубеж небольшие, но очень качественно выполненные и отлично оснащенные партии наших универсалов. Машина называлась Lada-1200 Сombi и могла, например, быть праворукой в угоду жителям стран с левосторонним движением. Универсал имел стеклоочиститель и омыватель стекла пятой двери, сиденья с подголовниками.
Юные энтузиасты отыскивают оригинальные универсалы «ВАЗ-2102» и делают великолепный тюнинг. Фото: YouTube.com
Для зарубежных пользователей опционально предлагались противотуманки, двухцветный окрас кузова, виниловое покрытие крыши. Ну, и уж совсем умопомрачительно – в капстранах можно было получить автоматическую 3-скоростную трансмиссию!
Машины пользовались за границей большим спросом. Не удивительно, ведь были практичными, удобными, вместительными, а стоили дешевле местных аналогов. Для англичан наш производитель старался особо: крышу и шасси делали из металла большей толщины, ставили свехпрочный стартер, мощные аккумуляторные батареи, улучшали сцепление и систему выпуска.
Что же, приятно, что страна Советов хорошо выглядела в глазах капиталистов. А наши соотечественники и так были счастливы, что для них с 1971 по 1986 год выпускали замечательный вид транспорта. Всего из заводских ворот вышло порядка 667 тыс. единиц универсалов, ладно скроенных по итальянским лекалам. Сегодня мы еще встречаем их на дорогах: ни гвоздя, ни жезла вам, «двоечники»!
У нас уже десяток раз перебрали и даже форсировали движок, залатали дыры в кузове, перекрасили. Мы поменяли проводку, нашли, куда воткнуть борткомпьютер и колонки, установили… Словом, наши водители заботливо и внимательно ухаживают за первыми «Жигулями»-универсалами ВАЗ-2102. Очень удачная модель Волжского автозавода стоит воспоминаний и уважения.
Прыжок в историю
Семидесятые годы прошлого столетия были интересными и революционными во многих отношениях. «Битлы» уже открыто неслись со всех утюгов, Вячеслав Зайцев шил неслыханно смелые наряды, ветер раздувал широченные молодежные «клеши», а ребятам в военкомате сбривали длинные, по плечи, патлы. Уже свобода, достаток, уже фестиваль в Сопоте, собственные рок-группы, но остро не хватает автомобилей в личном пользовании. Как-то отстал советский труженик от угнетенных рабочих загнивающего Запада.

Кинулись срочно догонять. В 1966 году советское правительство заключило с итальянским «Фиатом» договор о проекте и строительстве автозавода, разработке конструкций легковых автомобилей. Советы закупили лицензию на производство модели Fiat 124, которая стала базовой для всех последующих «Жигулей». Купили устаревшую, уже снятую с производства модель. Нет бы взять 125-тую, более совершенную версию! Но для советского народа и это было триумфом, ликованием, гордостью за страну. Прорыв, скачок в будущее, и, главное, для простых людей делали.
Сразу на заводе было намечено выпускать базовый вариант (ВАЗ-2101 – «копейка»), «люкс» (ВАЗ-2103) и автомобиль, проходивший в итальянской спецификации как «семейный» – Familiare. Под этим понятием подразумевалась большая и вместительная машина, объединяющая под одной крышей салон и багажное отделение. Грузопассажирский вариант в кузове универсал впоследствии и вышел, получив имя ВАЗ-2102.
Рождение модели «ВАЗ-2102»
Еще не улеглось волнение по поводу первых «Жигулей», как появился наш универсал. Шел 1971 год. Модель ждали: практичность авто граждане уже оценили по ГАЗ-22 и универсалам АЗЛК. Но первые доставались только элите общества, вторых было крайне мало, и то основная часть ушла на казенные нужды, а народу попали мизерные остатки.

Советские инженеры перед выпуском базовой модели внесли в конструкцию ряд изменений. «Ряд» измерялся списком из 800 пунктов. Некоторые из них:
✅ Увеличили дорожный просвет до 170 мм
✅ Модернизировали подвеску
✅ Отказались от дисковых тормозов сзади
✅ Усилили кузовные элементы
✅ Заменили нижневальную компоновку двигателя на более совершенную с верхним расположением валов
Все улучшения касались и универсала – поистине массового народного автомобиля ВАЗ-2102. Да! Добавили отверстие под «кривой» стартер. Куда без него?..
Обзор универсала «ВАЗ-2102»
Взору счастливых обладателей «Жигулей» в новом кузове предстала красивая машина. Площадь остекления поражала – чистый аквариум! Передняя часть, в том числе, двери, один в один совпадала с «копейкой». Но ровно до центральных стоек: дальше шли преобразования.
Если в седане крыша заканчивалась на уровне задней оси, то в универсале панель простиралась дальше, до самого конца. Тут она ниспадала под углом 125°, то есть это уже была пятая багажная дверь. Она получила солидные хромированные декоративные детали, а по бокам красовались оригинальные вертикальные кормовые огни. Задние двери видоизменились, стали прямыми, на крыше для большей жесткости появилась выштамповка. Левое зеркало (правого не было вообще) на седане крепилось на крыло, а в универсале переехало на дверь.

Зрительно «мечта дачников и спекулянтов» смотрелась больше «копейки», хотя у машин была одна колесная база – 2 424 мм. Но на деле универсал был даже короче на 14 мм.
Габаритные размеры 5-местного универсала:
✅ Длина – 4 059 мм
✅ Ширина – 1 611 мм
✅ Высота – 1 458 мм
✅ Объем багажного отделения – 345 л, при сложенном заднем диване – 1 345 л
Усилие коленвала передавалось на колеса размерностью 165/80 R13, а запаска располагалась под полом багажника. Снаряженная масса авто составляла 955 кг, грузоподъемность «ВАЗ-2102» 250 кг (только кто бы с этим считался!). Бензобак вмещал 45 л горючего марки Аи-92.

Автомобиль неожиданно хорошо прогревался зимой, запуск был легким. Это было откровением. Острословы вбросили в массы фразу «Жигули» – Ташкент». Пользователей радовало обилие света и воздуха, мягкие, удобной формы кресла. Восхищало множество мелких деталей, облегчающих путешествие, загрузку машины и перевозку багажа. Удивительной была надежность универсала: первые года три он не ломался и не требовал ничего, кроме замены масла.
Технические характеристики «ВАЗ-2102»
Вес карбюраторного силового агрегата универсала «двойки», установленного в 1971 году, равнялся 114 кг. Расположение двигателя – спереди, продольно.

Параметры 8-клапанного мотора:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 64 л. с. при 5 600 об/мин
✅ Крутящий момент – 89 Нм при 3 400 об/мин
Позднее заднеприводные машины компоновали 1,3-литровыми установками, отдающими 70 л. с. Был и полуторалитровый 77-сильный мотор.
В пару к двигателю агрегатировали 4-ступенчатаую механическую коробка передач. Подвеска независимая: спереди – двойной поперечный рычаг, задняя конструкция – в виде винтовой пружины. Тормозная система представлена передними дисковыми и задними барабанными механизмами.

Максимальная скорость 1,2-литровой версии достигала 137 км/ч, 1,3-литровой – 145 км/ч.
Данные по расходу топлива (л/100 км):
✅ В городе – 9,4
✅ На трассе – 6,9
✅ В смешанном режиме – 9,2
Первых «ста» неспешный базовый мотор универсала достигал за 23 сек, 70-сильный – за 20 сек.
Экспортные модификации «ВАЗ-2102»
Все лучшее – буржуям! Так, видимо, решили на АвтоВАЗе и отправляли за рубеж небольшие, но очень качественно выполненные и отлично оснащенные партии наших универсалов. Машина называлась Lada-1200 Сombi и могла, например, быть праворукой в угоду жителям стран с левосторонним движением. Универсал имел стеклоочиститель и омыватель стекла пятой двери, сиденья с подголовниками.

Для зарубежных пользователей опционально предлагались противотуманки, двухцветный окрас кузова, виниловое покрытие крыши. Ну, и уж совсем умопомрачительно – в капстранах можно было получить автоматическую 3-скоростную трансмиссию!
Машины пользовались за границей большим спросом. Не удивительно, ведь были практичными, удобными, вместительными, а стоили дешевле местных аналогов. Для англичан наш производитель старался особо: крышу и шасси делали из металла большей толщины, ставили свехпрочный стартер, мощные аккумуляторные батареи, улучшали сцепление и систему выпуска.
Что же, приятно, что страна Советов хорошо выглядела в глазах капиталистов. А наши соотечественники и так были счастливы, что для них с 1971 по 1986 год выпускали замечательный вид транспорта. Всего из заводских ворот вышло порядка 667 тыс. единиц универсалов, ладно скроенных по итальянским лекалам. Сегодня мы еще встречаем их на дорогах: ни гвоздя, ни жезла вам, «двоечники»!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....