Универсал «ВАЗ-2102», ладно скроенный по лекалам «макаронников»
Такой мы постсоветский, российский народ – бережем технику. Это у них там 50-летняя машина или сгнила на свалке, или стоит наполированная до блеска как выставочный экспонат в каком-нибудь музее. А у нас вполне еще возит картошку с дачи, улов с речки, грибы из лесу.
У нас уже десяток раз перебрали и даже форсировали движок, залатали дыры в кузове, перекрасили. Мы поменяли проводку, нашли, куда воткнуть борткомпьютер и колонки, установили… Словом, наши водители заботливо и внимательно ухаживают за первыми «Жигулями»-универсалами ВАЗ-2102. Очень удачная модель Волжского автозавода стоит воспоминаний и уважения.
Семидесятые годы прошлого столетия были интересными и революционными во многих отношениях. «Битлы» уже открыто неслись со всех утюгов, Вячеслав Зайцев шил неслыханно смелые наряды, ветер раздувал широченные молодежные «клеши», а ребятам в военкомате сбривали длинные, по плечи, патлы. Уже свобода, достаток, уже фестиваль в Сопоте, собственные рок-группы, но остро не хватает автомобилей в личном пользовании. Как-то отстал советский труженик от угнетенных рабочих загнивающего Запада.
Кинулись срочно догонять. В 1966 году советское правительство заключило с итальянским «Фиатом» договор о проекте и строительстве автозавода, разработке конструкций легковых автомобилей. Советы закупили лицензию на производство модели Fiat 124, которая стала базовой для всех последующих «Жигулей». Купили устаревшую, уже снятую с производства модель. Нет бы взять 125-тую, более совершенную версию! Но для советского народа и это было триумфом, ликованием, гордостью за страну. Прорыв, скачок в будущее, и, главное, для простых людей делали.
Сразу на заводе было намечено выпускать базовый вариант (ВАЗ-2101 – «копейка»), «люкс» (ВАЗ-2103) и автомобиль, проходивший в итальянской спецификации как «семейный» – Familiare. Под этим понятием подразумевалась большая и вместительная машина, объединяющая под одной крышей салон и багажное отделение. Грузопассажирский вариант в кузове универсал впоследствии и вышел, получив имя ВАЗ-2102.
Еще не улеглось волнение по поводу первых «Жигулей», как появился наш универсал. Шел 1971 год. Модель ждали: практичность авто граждане уже оценили по ГАЗ-22 и универсалам АЗЛК. Но первые доставались только элите общества, вторых было крайне мало, и то основная часть ушла на казенные нужды, а народу попали мизерные остатки.
Советские инженеры перед выпуском базовой модели внесли в конструкцию ряд изменений. «Ряд» измерялся списком из 800 пунктов. Некоторые из них:
✅ Увеличили дорожный просвет до 170 мм
✅ Модернизировали подвеску
✅ Отказались от дисковых тормозов сзади
✅ Усилили кузовные элементы
✅ Заменили нижневальную компоновку двигателя на более совершенную с верхним расположением валов
Все улучшения касались и универсала – поистине массового народного автомобиля ВАЗ-2102. Да! Добавили отверстие под «кривой» стартер. Куда без него?..
Взору счастливых обладателей «Жигулей» в новом кузове предстала красивая машина. Площадь остекления поражала – чистый аквариум! Передняя часть, в том числе, двери, один в один совпадала с «копейкой». Но ровно до центральных стоек: дальше шли преобразования.
Если в седане крыша заканчивалась на уровне задней оси, то в универсале панель простиралась дальше, до самого конца. Тут она ниспадала под углом 125°, то есть это уже была пятая багажная дверь. Она получила солидные хромированные декоративные детали, а по бокам красовались оригинальные вертикальные кормовые огни. Задние двери видоизменились, стали прямыми, на крыше для большей жесткости появилась выштамповка. Левое зеркало (правого не было вообще) на седане крепилось на крыло, а в универсале переехало на дверь.
Зрительно «мечта дачников и спекулянтов» смотрелась больше «копейки», хотя у машин была одна колесная база – 2 424 мм. Но на деле универсал был даже короче на 14 мм.
Габаритные размеры 5-местного универсала:
✅ Длина – 4 059 мм
✅ Ширина – 1 611 мм
✅ Высота – 1 458 мм
✅ Объем багажного отделения – 345 л, при сложенном заднем диване – 1 345 л
Усилие коленвала передавалось на колеса размерностью 165/80 R13, а запаска располагалась под полом багажника. Снаряженная масса авто составляла 955 кг, грузоподъемность «ВАЗ-2102» 250 кг (только кто бы с этим считался!). Бензобак вмещал 45 л горючего марки Аи-92.
Автомобиль неожиданно хорошо прогревался зимой, запуск был легким. Это было откровением. Острословы вбросили в массы фразу «Жигули» – Ташкент». Пользователей радовало обилие света и воздуха, мягкие, удобной формы кресла. Восхищало множество мелких деталей, облегчающих путешествие, загрузку машины и перевозку багажа. Удивительной была надежность универсала: первые года три он не ломался и не требовал ничего, кроме замены масла.
Вес карбюраторного силового агрегата универсала «двойки», установленного в 1971 году, равнялся 114 кг. Расположение двигателя – спереди, продольно.
Параметры 8-клапанного мотора:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 64 л. с. при 5 600 об/мин
✅ Крутящий момент – 89 Нм при 3 400 об/мин
Позднее заднеприводные машины компоновали 1,3-литровыми установками, отдающими 70 л. с. Был и полуторалитровый 77-сильный мотор.
В пару к двигателю агрегатировали 4-ступенчатаую механическую коробка передач. Подвеска независимая: спереди – двойной поперечный рычаг, задняя конструкция – в виде винтовой пружины. Тормозная система представлена передними дисковыми и задними барабанными механизмами.
Максимальная скорость 1,2-литровой версии достигала 137 км/ч, 1,3-литровой – 145 км/ч.
Данные по расходу топлива (л/100 км):
✅ В городе – 9,4
✅ На трассе – 6,9
✅ В смешанном режиме – 9,2
Первых «ста» неспешный базовый мотор универсала достигал за 23 сек, 70-сильный – за 20 сек.
Все лучшее – буржуям! Так, видимо, решили на АвтоВАЗе и отправляли за рубеж небольшие, но очень качественно выполненные и отлично оснащенные партии наших универсалов. Машина называлась Lada-1200 Сombi и могла, например, быть праворукой в угоду жителям стран с левосторонним движением. Универсал имел стеклоочиститель и омыватель стекла пятой двери, сиденья с подголовниками.
Для зарубежных пользователей опционально предлагались противотуманки, двухцветный окрас кузова, виниловое покрытие крыши. Ну, и уж совсем умопомрачительно – в капстранах можно было получить автоматическую 3-скоростную трансмиссию!
Машины пользовались за границей большим спросом. Не удивительно, ведь были практичными, удобными, вместительными, а стоили дешевле местных аналогов. Для англичан наш производитель старался особо: крышу и шасси делали из металла большей толщины, ставили свехпрочный стартер, мощные аккумуляторные батареи, улучшали сцепление и систему выпуска.
Что же, приятно, что страна Советов хорошо выглядела в глазах капиталистов. А наши соотечественники и так были счастливы, что для них с 1971 по 1986 год выпускали замечательный вид транспорта. Всего из заводских ворот вышло порядка 667 тыс. единиц универсалов, ладно скроенных по итальянским лекалам. Сегодня мы еще встречаем их на дорогах: ни гвоздя, ни жезла вам, «двоечники»!
У нас уже десяток раз перебрали и даже форсировали движок, залатали дыры в кузове, перекрасили. Мы поменяли проводку, нашли, куда воткнуть борткомпьютер и колонки, установили… Словом, наши водители заботливо и внимательно ухаживают за первыми «Жигулями»-универсалами ВАЗ-2102. Очень удачная модель Волжского автозавода стоит воспоминаний и уважения.
Прыжок в историю
Семидесятые годы прошлого столетия были интересными и революционными во многих отношениях. «Битлы» уже открыто неслись со всех утюгов, Вячеслав Зайцев шил неслыханно смелые наряды, ветер раздувал широченные молодежные «клеши», а ребятам в военкомате сбривали длинные, по плечи, патлы. Уже свобода, достаток, уже фестиваль в Сопоте, собственные рок-группы, но остро не хватает автомобилей в личном пользовании. Как-то отстал советский труженик от угнетенных рабочих загнивающего Запада.
«ВАЗ-2102» – мечта дачников и спекулянтов. Фото: YouTube.com
Кинулись срочно догонять. В 1966 году советское правительство заключило с итальянским «Фиатом» договор о проекте и строительстве автозавода, разработке конструкций легковых автомобилей. Советы закупили лицензию на производство модели Fiat 124, которая стала базовой для всех последующих «Жигулей». Купили устаревшую, уже снятую с производства модель. Нет бы взять 125-тую, более совершенную версию! Но для советского народа и это было триумфом, ликованием, гордостью за страну. Прорыв, скачок в будущее, и, главное, для простых людей делали.
Сразу на заводе было намечено выпускать базовый вариант (ВАЗ-2101 – «копейка»), «люкс» (ВАЗ-2103) и автомобиль, проходивший в итальянской спецификации как «семейный» – Familiare. Под этим понятием подразумевалась большая и вместительная машина, объединяющая под одной крышей салон и багажное отделение. Грузопассажирский вариант в кузове универсал впоследствии и вышел, получив имя ВАЗ-2102.
Рождение модели «ВАЗ-2102»
Еще не улеглось волнение по поводу первых «Жигулей», как появился наш универсал. Шел 1971 год. Модель ждали: практичность авто граждане уже оценили по ГАЗ-22 и универсалам АЗЛК. Но первые доставались только элите общества, вторых было крайне мало, и то основная часть ушла на казенные нужды, а народу попали мизерные остатки.
Длина «ВАЗ-2102» оказалась на 14 мм меньше базового седана. Фото: YouTube.com
Советские инженеры перед выпуском базовой модели внесли в конструкцию ряд изменений. «Ряд» измерялся списком из 800 пунктов. Некоторые из них:
✅ Увеличили дорожный просвет до 170 мм
✅ Модернизировали подвеску
✅ Отказались от дисковых тормозов сзади
✅ Усилили кузовные элементы
✅ Заменили нижневальную компоновку двигателя на более совершенную с верхним расположением валов
Все улучшения касались и универсала – поистине массового народного автомобиля ВАЗ-2102. Да! Добавили отверстие под «кривой» стартер. Куда без него?..
Обзор универсала «ВАЗ-2102»
Взору счастливых обладателей «Жигулей» в новом кузове предстала красивая машина. Площадь остекления поражала – чистый аквариум! Передняя часть, в том числе, двери, один в один совпадала с «копейкой». Но ровно до центральных стоек: дальше шли преобразования.
Если в седане крыша заканчивалась на уровне задней оси, то в универсале панель простиралась дальше, до самого конца. Тут она ниспадала под углом 125°, то есть это уже была пятая багажная дверь. Она получила солидные хромированные декоративные детали, а по бокам красовались оригинальные вертикальные кормовые огни. Задние двери видоизменились, стали прямыми, на крыше для большей жесткости появилась выштамповка. Левое зеркало (правого не было вообще) на седане крепилось на крыло, а в универсале переехало на дверь.
Левое зеркало универсала «ВАЗ-2102» перекочевало с крыла на дверь, а правого не было в принципе. Фото: YouTube.com
Зрительно «мечта дачников и спекулянтов» смотрелась больше «копейки», хотя у машин была одна колесная база – 2 424 мм. Но на деле универсал был даже короче на 14 мм.
Габаритные размеры 5-местного универсала:
✅ Длина – 4 059 мм
✅ Ширина – 1 611 мм
✅ Высота – 1 458 мм
✅ Объем багажного отделения – 345 л, при сложенном заднем диване – 1 345 л
Усилие коленвала передавалось на колеса размерностью 165/80 R13, а запаска располагалась под полом багажника. Снаряженная масса авто составляла 955 кг, грузоподъемность «ВАЗ-2102» 250 кг (только кто бы с этим считался!). Бензобак вмещал 45 л горючего марки Аи-92.
На дачу в багажнике «ВАЗ-2102» возили стройматериал, обратно – дары природы. Фото: YouTube.com
Автомобиль неожиданно хорошо прогревался зимой, запуск был легким. Это было откровением. Острословы вбросили в массы фразу «Жигули» – Ташкент». Пользователей радовало обилие света и воздуха, мягкие, удобной формы кресла. Восхищало множество мелких деталей, облегчающих путешествие, загрузку машины и перевозку багажа. Удивительной была надежность универсала: первые года три он не ломался и не требовал ничего, кроме замены масла.
Технические характеристики «ВАЗ-2102»
Вес карбюраторного силового агрегата универсала «двойки», установленного в 1971 году, равнялся 114 кг. Расположение двигателя – спереди, продольно.
В моторном отсеке «ВАЗ-2102» все до боли знаком. Фото: YouTube.com
Параметры 8-клапанного мотора:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 64 л. с. при 5 600 об/мин
✅ Крутящий момент – 89 Нм при 3 400 об/мин
Позднее заднеприводные машины компоновали 1,3-литровыми установками, отдающими 70 л. с. Был и полуторалитровый 77-сильный мотор.
В пару к двигателю агрегатировали 4-ступенчатаую механическую коробка передач. Подвеска независимая: спереди – двойной поперечный рычаг, задняя конструкция – в виде винтовой пружины. Тормозная система представлена передними дисковыми и задними барабанными механизмами.
Приборная панель «ВАЗ-2102». Фото: YouTube.com
Максимальная скорость 1,2-литровой версии достигала 137 км/ч, 1,3-литровой – 145 км/ч.
Данные по расходу топлива (л/100 км):
✅ В городе – 9,4
✅ На трассе – 6,9
✅ В смешанном режиме – 9,2
Первых «ста» неспешный базовый мотор универсала достигал за 23 сек, 70-сильный – за 20 сек.
Экспортные модификации «ВАЗ-2102»
Все лучшее – буржуям! Так, видимо, решили на АвтоВАЗе и отправляли за рубеж небольшие, но очень качественно выполненные и отлично оснащенные партии наших универсалов. Машина называлась Lada-1200 Сombi и могла, например, быть праворукой в угоду жителям стран с левосторонним движением. Универсал имел стеклоочиститель и омыватель стекла пятой двери, сиденья с подголовниками.
Юные энтузиасты отыскивают оригинальные универсалы «ВАЗ-2102» и делают великолепный тюнинг. Фото: YouTube.com
Для зарубежных пользователей опционально предлагались противотуманки, двухцветный окрас кузова, виниловое покрытие крыши. Ну, и уж совсем умопомрачительно – в капстранах можно было получить автоматическую 3-скоростную трансмиссию!
Машины пользовались за границей большим спросом. Не удивительно, ведь были практичными, удобными, вместительными, а стоили дешевле местных аналогов. Для англичан наш производитель старался особо: крышу и шасси делали из металла большей толщины, ставили свехпрочный стартер, мощные аккумуляторные батареи, улучшали сцепление и систему выпуска.
Что же, приятно, что страна Советов хорошо выглядела в глазах капиталистов. А наши соотечественники и так были счастливы, что для них с 1971 по 1986 год выпускали замечательный вид транспорта. Всего из заводских ворот вышло порядка 667 тыс. единиц универсалов, ладно скроенных по итальянским лекалам. Сегодня мы еще встречаем их на дорогах: ни гвоздя, ни жезла вам, «двоечники»!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...