Ка-18: превращение «курицы» в «борова»
Предшественник Ка-18 – палубная машина того же КБ – Ка-15, по классификации НАТО получившая прозвище «Курица-несушка» (Hen). Действительно, во внешнем облике что-то есть от этой домашней птицы. Гражданская версия, которую в североатлантическом блоке назвали «Боров» (Hog), вмещала не два, а четыре человека (вместе с пилотом). Кроме фюзеляжа, удлинили хвост и увеличили габариты «шайб» сзади. В остальном конструкция повторяла военный палубный Ка-15.
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
Военный Ка-15 – неудачливый предшественник Ка-18. Фото: YouTube.com
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Конструкция и винты
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
Винты стали делать из стеклопластика. Фото: YouTube.com
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
БРЭО
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для посадки машине специальная площадка не требовалась. Фото: YouTube.com
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Вертолет мог эксплуатироваться зимой и летом. Фото: YouTube.com
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Модификации
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Санитарный Ка-18 забирает больного. Фото: YouTube.com
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Съемки в кино и окончание карьеры
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Актриса лихо выходит из вертолета, севшего на палубу. Фото: YouTube.com
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...