Ка-18: превращение «курицы» в «борова»
Предшественник Ка-18 – палубная машина того же КБ – Ка-15, по классификации НАТО получившая прозвище «Курица-несушка» (Hen). Действительно, во внешнем облике что-то есть от этой домашней птицы. Гражданская версия, которую в североатлантическом блоке назвали «Боров» (Hog), вмещала не два, а четыре человека (вместе с пилотом). Кроме фюзеляжа, удлинили хвост и увеличили габариты «шайб» сзади. В остальном конструкция повторяла военный палубный Ка-15.
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
Военный Ка-15 – неудачливый предшественник Ка-18. Фото: YouTube.com
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Конструкция и винты
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
Винты стали делать из стеклопластика. Фото: YouTube.com
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
БРЭО
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для посадки машине специальная площадка не требовалась. Фото: YouTube.com
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Вертолет мог эксплуатироваться зимой и летом. Фото: YouTube.com
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Модификации
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Санитарный Ка-18 забирает больного. Фото: YouTube.com
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Съемки в кино и окончание карьеры
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Актриса лихо выходит из вертолета, севшего на палубу. Фото: YouTube.com
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....