
Ка-18: превращение «курицы» в «борова»
Предшественник Ка-18 – палубная машина того же КБ – Ка-15, по классификации НАТО получившая прозвище «Курица-несушка» (Hen). Действительно, во внешнем облике что-то есть от этой домашней птицы. Гражданская версия, которую в североатлантическом блоке назвали «Боров» (Hog), вмещала не два, а четыре человека (вместе с пилотом). Кроме фюзеляжа, удлинили хвост и увеличили габариты «шайб» сзади. В остальном конструкция повторяла военный палубный Ка-15.
Военный Ка-15 – неудачливый предшественник Ка-18. Фото: YouTube.com
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
Винты стали делать из стеклопластика. Фото: YouTube.com
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для посадки машине специальная площадка не требовалась. Фото: YouTube.com
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Вертолет мог эксплуатироваться зимой и летом. Фото: YouTube.com
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Санитарный Ка-18 забирает больного. Фото: YouTube.com
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Актриса лихо выходит из вертолета, севшего на палубу. Фото: YouTube.com
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.

Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Конструкция и винты
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.

На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
БРЭО
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.

Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.

Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Модификации
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.

Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Съемки в кино и окончание карьеры
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.

Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...