Ка-18: превращение «курицы» в «борова»
Предшественник Ка-18 – палубная машина того же КБ – Ка-15, по классификации НАТО получившая прозвище «Курица-несушка» (Hen). Действительно, во внешнем облике что-то есть от этой домашней птицы. Гражданская версия, которую в североатлантическом блоке назвали «Боров» (Hog), вмещала не два, а четыре человека (вместе с пилотом). Кроме фюзеляжа, удлинили хвост и увеличили габариты «шайб» сзади. В остальном конструкция повторяла военный палубный Ка-15.
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
Военный Ка-15 – неудачливый предшественник Ка-18. Фото: YouTube.com
Госиспытания гражданской машины были успешно проведены в 1957-м году. Вертолет показали общественности в 58-м на Всемирной выставке (Брюссель), где модель получила Золотую медаль. После этого на заводе в Улан-Удэ организовали серийное производство Ка-18.
Конструкция и винты
Вертолет построили по соосной схеме, столь характерной для машин КБ Камова. Военный вариант долго испытывали: аппарат часто терпел катастрофы. Как выяснилось позже, одна из причин сильной вибрации заключалась в винтах. Когда-то они были деревянными, поэтому сделать их все точно одинаковыми достаточно сложно. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 в 1958-63 годах начали изготавливать стеклопластиковые лопасти Б-7 методом прессования с помощью жидкого азота. На окончательной стадии изделие обрабатывали.
Винты стали делать из стеклопластика. Фото: YouTube.com
На заводе провели испытания 11 деревянных (ЛД-10М) и шести пластиковых комплектов лопастей. В результате стало ясно: последние зарекомендовали себя с лучшей стороны. Во-первых, винты из стеклопластика были абсолютно одинаковы, а во-вторых с их помощью удавалось получить большую тягу. Разница при наибольших оборотах двигателя составила 45 кгс. Плюс, производство лопастей из пластика оказалось менее трудоемким.
БРЭО
Вертолет оснащен сравнительно большим количеством приборов, индикаторов. Навигационная система позволяет совершать полеты днем и ночью. Оно и неудивительно: базой машины является военный Ка-15. Хотя в тяжелых метеоусловиях при плохой видимости эксплуатация не разрешалась. Главные ЛТХ Ка-18:
✅ диаметр винта, длина и высота – 10, 10 и 3,4 м
✅ взлетный вес – не более 1,502 т
✅ силовая установка – АИ-14ВФ мощностью 200 кВт
✅ средняя и наивысшая скорость – 130 и 160 км/ч
✅ высота – до 3,5 км
✅ дальность – до 450 км
Бортовую сеть питанием в 24 В обеспечивал электроэнергией трехкиловаттный генератор постоянного тока ГСР, раскручиваемый двигателем.
Для посадки машине специальная площадка не требовалась. Фото: YouTube.com
Для аварийных ситуаций предусмотрены аккумуляторы общей емкостью 10 А*ч. Для питания некоторых приборов, требующих переменного тока, предусмотрен преобразователь типа ПАГ-1Ф.
Вертолет мог эксплуатироваться зимой и летом. Фото: YouTube.com
Машина оснащена противообледенительной системой, радиостанцией. Первая представляет собой использование специальной жидкости, которую распыляют на лопасти и стекла. Реактив разрушает лед и не дает ему образовываться снова. Для совершения полетов зимой в кабине предусмотрена развитая отопительная система. Главная роль в ней принадлежит электрическому обогревателю. От него отходят небольшие воздуховоды к ногам пилота и пассажиров.
Модификации
Производитель предлагал три варианта вертолета. Первый – базовый, для транспортировки грузов, трех пассажиров. Второй оснащался медицинским оборудованием, использовался для перевозки тяжелобольных из труднодоступных мест.
Санитарный Ка-18 забирает больного. Фото: YouTube.com
Эта версия машины оснащалась кислородной установкой. Была еще патрульная модель.
Съемки в кино и окончание карьеры
Ка-15 уже в гражданском виде участвовал в фильме «Русский сувенир», вышедший на экраны в 1960-м году. Тогда актер Ефремов «посадил» на теплоход вертолет, а затем галантно помог Любови Орловой выйти из него.
Актриса лихо выходит из вертолета, севшего на палубу. Фото: YouTube.com
Ка-18 прекратили эксплуатировать в начале 80-х. За все время с конвейера сошло около двухсот машин. Официально с 1960 по 1969-й зарегистрировано 14 авиакатастроф. Со временем Ка-18 заменялись на более совершенные Ка-26.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...