
Т-25 – удачная история советского флагмана мини-тракторостроения
О популярности этого трактора-долгожителя свидетельствует период его производства, стартовавшего в 1966-м году и закончившегося совсем недавно – 2019-м. Машина заслужила любовь у всех: колхозов, совхозов, советских сельчан и зарубежных фермеров. За какие же достоинства Т-25 пользовался такой популярностью?
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
Харьковский ДТ-20 – предшественник Т-25. Фото: YouTube.com
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
Навеска позволяет цеплять любые орудия (в т. ч. импортные). Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
Ассортимент прицепного сельхозоборудования достаточно широк. Фото: YouTube.com
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
Т-25 с отвалом. Фото: YouTube.com
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
Узкоспециализированный Т-25К. Фото: YouTube.com
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
Модель без кабины пользовалась успехом в жарких регионах. Фото: YouTube.com
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
Т-25 (слева) и его полноприводной последователь Т-30А80. Фото: YouTube.com
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
Двигатель воздушного охлаждения имел простую конструкцию, ремонтопригоден. Фото: YouTube.com
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
Пусть и грубо, но руль при желании можно настроить! Фото: YouTube.com
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
Полученные из СССР трактора мексиканцы перекрашивали. Фото: YouTube.com
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
Sidena-310 (мексиканский Т-25) и сегодня встречается на мексиканских полях. Фото: YouTube.com
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.

Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Для чего был нужен
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.

Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.

Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.

Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Модификации
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.

Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.

Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.

Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Силовой агрегат
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.

Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Трансмиссия
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Кабина
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.

Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Экспорт
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.

Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.

Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Кинозвезда и сегодняшний день
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...