Т-25 – удачная история советского флагмана мини-тракторостроения
О популярности этого трактора-долгожителя свидетельствует период его производства, стартовавшего в 1966-м году и закончившегося совсем недавно – 2019-м. Машина заслужила любовь у всех: колхозов, совхозов, советских сельчан и зарубежных фермеров. За какие же достоинства Т-25 пользовался такой популярностью?
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
Харьковский ДТ-20 – предшественник Т-25. Фото: YouTube.com
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Для чего был нужен
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
Навеска позволяет цеплять любые орудия (в т. ч. импортные). Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
Ассортимент прицепного сельхозоборудования достаточно широк. Фото: YouTube.com
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
Т-25 с отвалом. Фото: YouTube.com
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Модификации
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
Узкоспециализированный Т-25К. Фото: YouTube.com
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
Модель без кабины пользовалась успехом в жарких регионах. Фото: YouTube.com
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
Т-25 (слева) и его полноприводной последователь Т-30А80. Фото: YouTube.com
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Силовой агрегат
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
Двигатель воздушного охлаждения имел простую конструкцию, ремонтопригоден. Фото: YouTube.com
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Трансмиссия
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Кабина
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
Пусть и грубо, но руль при желании можно настроить! Фото: YouTube.com
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Экспорт
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
Полученные из СССР трактора мексиканцы перекрашивали. Фото: YouTube.com
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
Sidena-310 (мексиканский Т-25) и сегодня встречается на мексиканских полях. Фото: YouTube.com
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Кинозвезда и сегодняшний день
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...