Т-25 – удачная история советского флагмана мини-тракторостроения
О популярности этого трактора-долгожителя свидетельствует период его производства, стартовавшего в 1966-м году и закончившегося совсем недавно – 2019-м. Машина заслужила любовь у всех: колхозов, совхозов, советских сельчан и зарубежных фермеров. За какие же достоинства Т-25 пользовался такой популярностью?
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
Харьковский ДТ-20 – предшественник Т-25. Фото: YouTube.com
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Для чего был нужен
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
Навеска позволяет цеплять любые орудия (в т. ч. импортные). Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
Ассортимент прицепного сельхозоборудования достаточно широк. Фото: YouTube.com
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
Т-25 с отвалом. Фото: YouTube.com
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Модификации
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
Узкоспециализированный Т-25К. Фото: YouTube.com
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
Модель без кабины пользовалась успехом в жарких регионах. Фото: YouTube.com
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
Т-25 (слева) и его полноприводной последователь Т-30А80. Фото: YouTube.com
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Силовой агрегат
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
Двигатель воздушного охлаждения имел простую конструкцию, ремонтопригоден. Фото: YouTube.com
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Трансмиссия
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Кабина
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
Пусть и грубо, но руль при желании можно настроить! Фото: YouTube.com
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Экспорт
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
Полученные из СССР трактора мексиканцы перекрашивали. Фото: YouTube.com
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
Sidena-310 (мексиканский Т-25) и сегодня встречается на мексиканских полях. Фото: YouTube.com
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Кинозвезда и сегодняшний день
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...