Впервые трактор поставили на конвейер на Харьковском заводе, где он стал логическим продолжением модели ДТ-20. Позже предприятие сконцентрировало внимание на производстве более крупных машин, а эту в 1972-м передали во Владимир.
![Т-25 – удачная история советского флагмана мини-тракторостроения](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-32-41.jpg)
Тамошний завод уже выпускал подобные трактора типа ДТ-24, поэтому Т-25 не стал чем-то новым: уже в следующем году с конвейера сошел первый экземпляр.
Для чего был нужен
Изначально этот трактор тягового класса 0,6 выпускали без кабины. Это давало возможность проводить обработку сельхозкультур в теплицах, «потолки» которых не всегда были достаточно высокими. Навеска позволяет поставить автоматическую сцепку, маятниковый механизм либо гидравлический крюк. Плюс, техника оснащалась ВОМом.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-38-39.jpg)
Машина предназначалась для производства посевов, междурядной обработки, транспортировки грузов. Кроме того, Т-25 нередко использовались, как стационарный источник энергии. Чаще всего трактор агрегатировался с таким оборудованием, как:
✅ плуг и борона
✅ фреза и культиватор
✅ картофелекопалка и косилка
✅ бур и опрыскиватель
✅ отвал
Одно из важных достоинств машины заключается в возможности регулировки колесной базы, клиренса и колеи. Последняя меняется в диапазоне от 1,1 до 1,5 м с шагом в 5 см. Дорожный просвет можно настроить в пределах 308-515 мм. При этом соответствующим образом изменяется длина колесной базы. Если она короче – машина становится более маневренной, длиннее – увеличивается устойчивость Т-25, что позволяет прицеплять тяжелые орудия.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-13-54.jpg)
Для расширения колеи задние колеса переставляют наоборот, а в передней части раздвигают поворотные кулаки. И еще один плюс – переналадка трактора для выполнения работ на реверсе. При этом (в последних модификациях) переставляется сиденье и руль, чтобы удобнее контролировать работу заднего навесного оборудования. Т-25 активно использовался в коммунальном хозяйстве.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-18-15.jpg)
Этому способствовали небольшие габариты техники и ее маневренность, позволявшая перемещаться в узких дворах. С машиной агрегатировался отвал либо ротор для уборки снега, подметальная щетка. Да и просто трактор мог таскать двухколесный прицеп для вывоза мусора.
Модификации
Из самых необычных – Т-25К. Это модель, предназначенная для проведения междурядных работ с высокостеблевыми культурами. Версия трактора имеет колеса, установленные на специальных стойках, внутри которых проходит цепь. Клиренс в этом случает вырастает до 1,5 м, а ширина колеи – 2,8 м. Самое интересное, что после окончания работ с высокостеблевыми культурами специальную машину можно «переквалифицировать» в обычную с низким дорожным просветом.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-22-22.jpg)
Трактор Т-25, выпущенный в 70-х, называли «владимирцем». Сначала неофициально, но потом это наименование гордо красовалось сбоку на капоте. Машина получила индекс Т-25А. Предыдущую версию тоже именовали по месту выпуска – «харьковец» (правильно говорить – «харьковчанин», но для народа, видимо, это слишком долго). Правда, такое наименование на тракторе не выштамповывали. Модификации базовой модели Т-25 отличались оформлением рабочего места: в Т-25А2 не было кабины, а у Т-25А3 усиленный каркас и присутствовала дуга безопасности.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_11-55-34.jpg)
Были и еще две разновидности машины, отличающиеся типоразмером задних колес. На Т-25С1 устанавливались шины 9/32 дюйма. Т-25С2 оснащался покрышками 10/28”. Такой «разноброс» был нужен, чтобы сделать трактор ниже или выше, в зависимости от потребности. Ну, а самый последний «писк моды» – полноприводная модель Т-30А80.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_11-51-47.jpg)
Она оснащалась гидравлической объемной системой управления, более комфортабельным рабочим местом тракториста и двигателем Д-120.
Силовой агрегат
Это двухцилиндровый дизель Д-21 (позже Д-21А1) воздушного охлаждения объемом 2,08 л, отличающийся небольшим расходом горючего – 190 г/л. с в час. Мотор развивает 20 «лошадей» и заводится от электрического стартера. Для пуска в холодное время года имеется подогревательная свеча и механизм декомпрессии. Чтобы избавиться от вибраций, в силовую установку интегрирован валик с противовесами.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-36-01.jpg)
Предусмотрена пара топливных фильтров: грубой и тонкой очистки. Входящий воздушный поток также подвергается очистке, причем трехступенчатой.
Трансмиссия
Механическая коробка обеспечивает восемь передач для движения вперед. Две из них пониженные, что делает обработку сельхозкультур более удобной. В реверсивном режиме – тоже 8 ступеней. Максимальная скорость трактора – 21,5 км/ч. Пользователи отмечают невысокую проходимость машины. Частично проблему решают, снижая давление в шинах.
Кабина
Конструкторы старались сделать ее максимально комфортной, отчасти это удалось. Большой обзор, ручки управления под рукой, минимум необходимых приборов присутствует, сиденье механизатора регулируется.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-24-10.jpg)
Изначально для машин с кабиной обнаружился недостаток – неудачная система отопления. Чтобы она работала, была задействована гидравлика трактора, бак которой располагался снаружи. В итоге больше отапливалась улица, а не кабина. Позже обогрев дополнили трубкой с двухрежимным краном. С 1996-го на Т-25 уже устанавливали отопители, работающий от смазочной системы силового агрегата.
Экспорт
Удачную модель небольшого трактора заметили за границей, чему способствовало участие техники в международных выставках. Одна из них проходила в Мексике, г. Чапинго (1974-й год). Тогда в этой стране насчитывались сотни тысяч мелких хозяйств, нуждающихся в небольших тракторах. Правительство решило поддержать фермеров и устроило международный конкурс. На нем присутствовали модели из ГДР, Китая, Румынии и иных государств. СССР представлял Т-25. Итогом нелегкого соревнования стало подписание договора с мексиканской компанией Sidena и советским ВО «Трактор-экспорт». Соглашение подразумевало поставку Т-25 в собранном виде, а также комплектов для сборки.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-08-31.jpg)
Производство тракторов из СССР организовали недалеко (80 км) от мексиканской столицы в г. Саагуне. Туда сразу же после подписания договора отправили 200 единиц техники, уже готовых: мексиканцы их только перекрашивали – наверное, красный цвет не нравился местным фермерам. Одновременно на завод командировали 7 специалистов для помощи в настройках Т-25, его предпродажной подготовки. Советские представители обучали мексиканских рабочих «секретам» производства.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-13_12-01-57.jpg)
Машину испытывали в апельсиновых садах г. Уруапан, где ее сагрегатировали с плугом (2 диска), а потом с бороной. Трактор с честью выдержал испытания. Тут же был оформлен еще один договор с фирмой «Табамекс», занимавшейся выращиванием табака, на поставку 200 советских машин. Трактор экспортировался и в длругие страны мира, в т. ч. даже США.
Кинозвезда и сегодняшний день
Т-25 успел засветиться в фильме Г. Данелии «Кин-дза-дза». Здесь трактор «сопутствовал» сцене, в которой ее герои вспоминали прошлое. Т-25 и сегодня часто встречается на приусадебных участках. По отзывам его владельцев, если вовремя проводить капремонт двигатели, то техника может прослужить сколь угодно долго. Главное – были бы запчасти.