Как Volkswagen сделал Братиславский автозавод одним из крупнейших в Европе
Около 15 лет назад Китай выбился в мировые лидеры по производству легковых автомобилей. С тех пор он демонстрирует положительную динамику в этом вопросе, обгоняя идущие следом США более чем в 2 раза. Но все мы помним и о том, какое количество населения в этой стране, еще недавно являвшейся самым первым среди государств мира по этому показателю. Так что, когда речь заходит о другом критерии, таком как производство автомобилей на душу населения, мы увидим абсолютно другую картину.
Такие признанные лидеры, как Южная Корея, Япония и Германия входят в первую шестерку. Но они занимают только три последних места в ней. Кто же тогда лидер по этому показателю? Если вы не знакомы со статистикой, то очень сильно удивитесь.
На третьем месте – государство из бывшего соцлагеря, демонстрирующее самую высокую динамику экономического развития. Это – маленькая Словения, часть прежней многонациональной Югославии. Наверное им не очень сложно выбиться в «бронзовые» лидеры, ведь население балканского государства чуть больше 2 миллионов. А вот впереди те, кто раньше были вместе, а 30 лет назад пережили «бархатный» развод.
Я говорю о Чехии и Словакии. Причем последние (учитывая, что уступают по количеству населения почти вдвое) являются многолетним мировым лидером по рассматриваемому вопросу. А общее количество выпущенных словацкими заводами автомобилей с 2015-го не опускается ниже показателя 1 миллион ежегодно. Что ж, самое время рассмотреть словацкий феномен.
Стоит вспомнить, а какую марку словацкого автомобиля мы знаем? Правильный ответ: никакую. И хотя мы говорим о периоде существования единой Чехословакии, а уже тогда существовали всемирно известные «Шкода», «Татра» и многое другое. Вот только словаки к этому не имели почти никакого отношения. Развитая в стране автомобильная промышленность была сосредоточена на территории Чешской республики, а вот «младшему» брату доставались только остатки.
Под последними я подразумеваю единственный на всю страну полноценный автомобильный завод в Братиславе. Да и то, ведь на нем не велось каких-то собственных разработок. Автопредприятие возникло, с одной стороны, чтобы показать, что словаков не ущемляют в техническом отношении. А с другой – чтобы играть роль вспомогательных мощностей концерна Skoda. Вот с этого скромного филиала легендарной марки и началась удивительная история словацкого автопрома.
Мы уже написали десятки материалов о том, сколько славных проектов и заводов разрушил кризис 90-х. И это на самом деле так. Вот только в Чехословакии все случилось с точностью до наоборот. Уже упомянутая Skoda, благодаря инвестициям немецкого Volkswagen, превратилась из успешной местной компании в международную. «Германский» след явно виден и в словацком процветании.
Ребята быстро смекнули, что сборка в Словакии сделает себестоимость автомобилей заметно дешевле. Ведь затраты на рабочую силу и другие расходные показатели в маленьком центральноевропейском государстве заметно ниже. А учитывая то, что в соседней стране «хозяйничал» тот же немецкий автогигант, удалось очень быстро наладить необходимую коммуникацию. В городе на Дунае за первое десятилетие работы освоили выпуск нескольких автомобильных моделей и марок:
✅ Skoda
✅ Volkswagen Passat
✅ Volkswagen Touareg (обе модели – первого поколения)
✅ Porsche Cayenne
Следующим шагом стала установка на заводской конвейер Audi Q7. В начале нового тысячелетия уже никто не сомневался, что Volkswagen Slovakia – очень успешный проект. Это привело к тому, что размеры завода постоянно росли. Сегодня предприятие входит в число крупнейших в Европе в своей сфере, занимая площадь ок. 1,8 млн. кв. м.
А теперь самое время поразмышлять, что позволило словакам так неожиданно «выстрелить»? Причин оказалось несколько, и серьезный инвестор является только одной из них. Все другое уже зависело от расторопности местных чиновников.
Наверное, многие из вас знают о мытарствах постсоветского периода, с которыми столкнулись все автопроизводители бывшего СССР. «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» – все эти легендарные марки оказались невостребованными во вновь образованных государствах. Новые хозяева пытались судорожно исправить ситуацию, но проигрывали иностранной интервенции по всем фронтам. Большинству пришлось просто закрыться.
А вот словаки сразу же привлекли надежного инвестора, который смог не только стабилизировать ситуацию, но и вывести производство на новый уровень. Промедли они несколько лет и приватизировать оказалось бы нечего. Хорошим примером этому служат ушедшие в небытие наши автозаводы и полное запустение их территории и оборудования.
Еще одним положительным моментом стала постановка на производство перспективных моделей. Ведь если бы в Братиславе собирали старые заднемоторные «Шкоды», то далеко они не уехали. В общем, иногда наступая на горло собственной песне, можно добиться заметного прогресса. Я имею в виду запуск в производство пусть и чужой, но перспективной и востребованной модели. Так конкурентоспособная продукция вдохнула новый дух в словацкий автопром.
Всем понятно, что кроме пользы для местного автопрома и рекламы для словацких производственных мощностей, происходящее имело и другие последствия. Каждый бизнесмен, вкладывая средства, надеется на прибыль. И у немцев с этим все получилось на отлично. Плюс – была ясно видна заинтересованность в успехе и самой словацкой стороны. Вместо «палок в колеса» они создали максимально комфортные условия для иностранного инвестора.
Это не ускользнуло от взора и других автогигантов. Многие поняли, что сборка на словацкой территории – очень перспективные вложения. Вот только как быть, если основные площади в маленькой стране давно заняты немецким предприятием?
Как оказалось, в 70-тысячной Трнаве тоже остались небольшие площади от бывшего вспомогательного автопредприятия. Начались переговоры с французами, которые успешно завершились. Так эти производственные мощности с 2003 года оказались в распоряжении Peugeot Citroen. Вот только остатки скромной техзоны показались новым хозяевам неподходящими. Поэтому, через три года рядом с городом выросли другие сборочные цеха.
Новое предприятие обеспечило рабочими местами несколько тысяч местных жителей. Хотя, если быть точными, то к этому числу стоит добавить в несколько раз большее количество смежников – поставщиков комплектующих для продукции нового автозавода. Основные из выпускаемых моделей:
✅ Citroen C3 Picasso (с 2008 по 2017 собрано более полумиллиона экземпляров)
✅ Citroen C3 (с 2016 года)
✅ Peugeot 208 (с 2012 выпущено более 1 млн. автомобилей)
Две трети заводских мощностей сегодня задействовано для сборки Citroen C3, а 9 из 10 собранных авто отправляется на экспорт. А вообще продажа собранных автомобилей за границу составляет более трети всего экспортного потенциала страны.
В последние годы появились в Словакии и другие сборочные мощности. С 2004 года на местный рынок зашли корейцы под флагом Kia Motors. Последним в 2018 году стал Jaguar Land Rover. Хотя в 2022 году, на фоне общемировой тенденции, производство автомобилей в стране немного снизилось, оно осталось в пределах 1 млн. штук.
Такие признанные лидеры, как Южная Корея, Япония и Германия входят в первую шестерку. Но они занимают только три последних места в ней. Кто же тогда лидер по этому показателю? Если вы не знакомы со статистикой, то очень сильно удивитесь.
По выпуску автомобилей на душу населения свои лидеры. Фото: youtube.com
На третьем месте – государство из бывшего соцлагеря, демонстрирующее самую высокую динамику экономического развития. Это – маленькая Словения, часть прежней многонациональной Югославии. Наверное им не очень сложно выбиться в «бронзовые» лидеры, ведь население балканского государства чуть больше 2 миллионов. А вот впереди те, кто раньше были вместе, а 30 лет назад пережили «бархатный» развод.
Я говорю о Чехии и Словакии. Причем последние (учитывая, что уступают по количеству населения почти вдвое) являются многолетним мировым лидером по рассматриваемому вопросу. А общее количество выпущенных словацкими заводами автомобилей с 2015-го не опускается ниже показателя 1 миллион ежегодно. Что ж, самое время рассмотреть словацкий феномен.
Скромное начало – не помеха
Стоит вспомнить, а какую марку словацкого автомобиля мы знаем? Правильный ответ: никакую. И хотя мы говорим о периоде существования единой Чехословакии, а уже тогда существовали всемирно известные «Шкода», «Татра» и многое другое. Вот только словаки к этому не имели почти никакого отношения. Развитая в стране автомобильная промышленность была сосредоточена на территории Чешской республики, а вот «младшему» брату доставались только остатки.
Успели здесь собирать и такие модели. Фото: youtube.com
Под последними я подразумеваю единственный на всю страну полноценный автомобильный завод в Братиславе. Да и то, ведь на нем не велось каких-то собственных разработок. Автопредприятие возникло, с одной стороны, чтобы показать, что словаков не ущемляют в техническом отношении. А с другой – чтобы играть роль вспомогательных мощностей концерна Skoda. Вот с этого скромного филиала легендарной марки и началась удивительная история словацкого автопрома.
Мы уже написали десятки материалов о том, сколько славных проектов и заводов разрушил кризис 90-х. И это на самом деле так. Вот только в Чехословакии все случилось с точностью до наоборот. Уже упомянутая Skoda, благодаря инвестициям немецкого Volkswagen, превратилась из успешной местной компании в международную. «Германский» след явно виден и в словацком процветании.
Падение коммунистического строя привело к тому, что в 1991 году контрольный пакет акций Братиславского автозавода выкупили предприимчивые владельцы все того же Volkswagen. Именно им и принадлежит честь первого шага на пути словаков к мировому лидерству в выпуске автомобилей на душу населения.
Ребята быстро смекнули, что сборка в Словакии сделает себестоимость автомобилей заметно дешевле. Ведь затраты на рабочую силу и другие расходные показатели в маленьком центральноевропейском государстве заметно ниже. А учитывая то, что в соседней стране «хозяйничал» тот же немецкий автогигант, удалось очень быстро наладить необходимую коммуникацию. В городе на Дунае за первое десятилетие работы освоили выпуск нескольких автомобильных моделей и марок:
✅ Skoda
✅ Volkswagen Passat
✅ Volkswagen Touareg (обе модели – первого поколения)
✅ Porsche Cayenne
Следующим шагом стала установка на заводской конвейер Audi Q7. В начале нового тысячелетия уже никто не сомневался, что Volkswagen Slovakia – очень успешный проект. Это привело к тому, что размеры завода постоянно росли. Сегодня предприятие входит в число крупнейших в Европе в своей сфере, занимая площадь ок. 1,8 млн. кв. м.
Какие критерии содействовали успеху?
А теперь самое время поразмышлять, что позволило словакам так неожиданно «выстрелить»? Причин оказалось несколько, и серьезный инвестор является только одной из них. Все другое уже зависело от расторопности местных чиновников.
Volkswagen Passat – с него началось словацкое восхождение к олимпу. Фото: youtube.com
Наверное, многие из вас знают о мытарствах постсоветского периода, с которыми столкнулись все автопроизводители бывшего СССР. «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» – все эти легендарные марки оказались невостребованными во вновь образованных государствах. Новые хозяева пытались судорожно исправить ситуацию, но проигрывали иностранной интервенции по всем фронтам. Большинству пришлось просто закрыться.
А вот словаки сразу же привлекли надежного инвестора, который смог не только стабилизировать ситуацию, но и вывести производство на новый уровень. Промедли они несколько лет и приватизировать оказалось бы нечего. Хорошим примером этому служат ушедшие в небытие наши автозаводы и полное запустение их территории и оборудования.
Еще одним положительным моментом стала постановка на производство перспективных моделей. Ведь если бы в Братиславе собирали старые заднемоторные «Шкоды», то далеко они не уехали. В общем, иногда наступая на горло собственной песне, можно добиться заметного прогресса. Я имею в виду запуск в производство пусть и чужой, но перспективной и востребованной модели. Так конкурентоспособная продукция вдохнула новый дух в словацкий автопром.
Успешное развитие и новые инвесторы
Всем понятно, что кроме пользы для местного автопрома и рекламы для словацких производственных мощностей, происходящее имело и другие последствия. Каждый бизнесмен, вкладывая средства, надеется на прибыль. И у немцев с этим все получилось на отлично. Плюс – была ясно видна заинтересованность в успехе и самой словацкой стороны. Вместо «палок в колеса» они создали максимально комфортные условия для иностранного инвестора.
Citroen C3 – бесспорный лидер французской линии сборки. Фото: youtube.com
Это не ускользнуло от взора и других автогигантов. Многие поняли, что сборка на словацкой территории – очень перспективные вложения. Вот только как быть, если основные площади в маленькой стране давно заняты немецким предприятием?
Как оказалось, в 70-тысячной Трнаве тоже остались небольшие площади от бывшего вспомогательного автопредприятия. Начались переговоры с французами, которые успешно завершились. Так эти производственные мощности с 2003 года оказались в распоряжении Peugeot Citroen. Вот только остатки скромной техзоны показались новым хозяевам неподходящими. Поэтому, через три года рядом с городом выросли другие сборочные цеха.
Новое предприятие обеспечило рабочими местами несколько тысяч местных жителей. Хотя, если быть точными, то к этому числу стоит добавить в несколько раз большее количество смежников – поставщиков комплектующих для продукции нового автозавода. Основные из выпускаемых моделей:
✅ Citroen C3 Picasso (с 2008 по 2017 собрано более полумиллиона экземпляров)
✅ Citroen C3 (с 2016 года)
✅ Peugeot 208 (с 2012 выпущено более 1 млн. автомобилей)
Две трети заводских мощностей сегодня задействовано для сборки Citroen C3, а 9 из 10 собранных авто отправляется на экспорт. А вообще продажа собранных автомобилей за границу составляет более трети всего экспортного потенциала страны.
И такие авто могут получить знак «произведено в Словакии». Фото: youtube.com
В последние годы появились в Словакии и другие сборочные мощности. С 2004 года на местный рынок зашли корейцы под флагом Kia Motors. Последним в 2018 году стал Jaguar Land Rover. Хотя в 2022 году, на фоне общемировой тенденции, производство автомобилей в стране немного снизилось, оно осталось в пределах 1 млн. штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....