Как Volkswagen сделал Братиславский автозавод одним из крупнейших в Европе
Около 15 лет назад Китай выбился в мировые лидеры по производству легковых автомобилей. С тех пор он демонстрирует положительную динамику в этом вопросе, обгоняя идущие следом США более чем в 2 раза. Но все мы помним и о том, какое количество населения в этой стране, еще недавно являвшейся самым первым среди государств мира по этому показателю. Так что, когда речь заходит о другом критерии, таком как производство автомобилей на душу населения, мы увидим абсолютно другую картину.
Такие признанные лидеры, как Южная Корея, Япония и Германия входят в первую шестерку. Но они занимают только три последних места в ней. Кто же тогда лидер по этому показателю? Если вы не знакомы со статистикой, то очень сильно удивитесь.
На третьем месте – государство из бывшего соцлагеря, демонстрирующее самую высокую динамику экономического развития. Это – маленькая Словения, часть прежней многонациональной Югославии. Наверное им не очень сложно выбиться в «бронзовые» лидеры, ведь население балканского государства чуть больше 2 миллионов. А вот впереди те, кто раньше были вместе, а 30 лет назад пережили «бархатный» развод.
Я говорю о Чехии и Словакии. Причем последние (учитывая, что уступают по количеству населения почти вдвое) являются многолетним мировым лидером по рассматриваемому вопросу. А общее количество выпущенных словацкими заводами автомобилей с 2015-го не опускается ниже показателя 1 миллион ежегодно. Что ж, самое время рассмотреть словацкий феномен.
Стоит вспомнить, а какую марку словацкого автомобиля мы знаем? Правильный ответ: никакую. И хотя мы говорим о периоде существования единой Чехословакии, а уже тогда существовали всемирно известные «Шкода», «Татра» и многое другое. Вот только словаки к этому не имели почти никакого отношения. Развитая в стране автомобильная промышленность была сосредоточена на территории Чешской республики, а вот «младшему» брату доставались только остатки.
Под последними я подразумеваю единственный на всю страну полноценный автомобильный завод в Братиславе. Да и то, ведь на нем не велось каких-то собственных разработок. Автопредприятие возникло, с одной стороны, чтобы показать, что словаков не ущемляют в техническом отношении. А с другой – чтобы играть роль вспомогательных мощностей концерна Skoda. Вот с этого скромного филиала легендарной марки и началась удивительная история словацкого автопрома.
Мы уже написали десятки материалов о том, сколько славных проектов и заводов разрушил кризис 90-х. И это на самом деле так. Вот только в Чехословакии все случилось с точностью до наоборот. Уже упомянутая Skoda, благодаря инвестициям немецкого Volkswagen, превратилась из успешной местной компании в международную. «Германский» след явно виден и в словацком процветании.
Ребята быстро смекнули, что сборка в Словакии сделает себестоимость автомобилей заметно дешевле. Ведь затраты на рабочую силу и другие расходные показатели в маленьком центральноевропейском государстве заметно ниже. А учитывая то, что в соседней стране «хозяйничал» тот же немецкий автогигант, удалось очень быстро наладить необходимую коммуникацию. В городе на Дунае за первое десятилетие работы освоили выпуск нескольких автомобильных моделей и марок:
✅ Skoda
✅ Volkswagen Passat
✅ Volkswagen Touareg (обе модели – первого поколения)
✅ Porsche Cayenne
Следующим шагом стала установка на заводской конвейер Audi Q7. В начале нового тысячелетия уже никто не сомневался, что Volkswagen Slovakia – очень успешный проект. Это привело к тому, что размеры завода постоянно росли. Сегодня предприятие входит в число крупнейших в Европе в своей сфере, занимая площадь ок. 1,8 млн. кв. м.
А теперь самое время поразмышлять, что позволило словакам так неожиданно «выстрелить»? Причин оказалось несколько, и серьезный инвестор является только одной из них. Все другое уже зависело от расторопности местных чиновников.
Наверное, многие из вас знают о мытарствах постсоветского периода, с которыми столкнулись все автопроизводители бывшего СССР. «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» – все эти легендарные марки оказались невостребованными во вновь образованных государствах. Новые хозяева пытались судорожно исправить ситуацию, но проигрывали иностранной интервенции по всем фронтам. Большинству пришлось просто закрыться.
А вот словаки сразу же привлекли надежного инвестора, который смог не только стабилизировать ситуацию, но и вывести производство на новый уровень. Промедли они несколько лет и приватизировать оказалось бы нечего. Хорошим примером этому служат ушедшие в небытие наши автозаводы и полное запустение их территории и оборудования.
Еще одним положительным моментом стала постановка на производство перспективных моделей. Ведь если бы в Братиславе собирали старые заднемоторные «Шкоды», то далеко они не уехали. В общем, иногда наступая на горло собственной песне, можно добиться заметного прогресса. Я имею в виду запуск в производство пусть и чужой, но перспективной и востребованной модели. Так конкурентоспособная продукция вдохнула новый дух в словацкий автопром.
Всем понятно, что кроме пользы для местного автопрома и рекламы для словацких производственных мощностей, происходящее имело и другие последствия. Каждый бизнесмен, вкладывая средства, надеется на прибыль. И у немцев с этим все получилось на отлично. Плюс – была ясно видна заинтересованность в успехе и самой словацкой стороны. Вместо «палок в колеса» они создали максимально комфортные условия для иностранного инвестора.
Это не ускользнуло от взора и других автогигантов. Многие поняли, что сборка на словацкой территории – очень перспективные вложения. Вот только как быть, если основные площади в маленькой стране давно заняты немецким предприятием?
Как оказалось, в 70-тысячной Трнаве тоже остались небольшие площади от бывшего вспомогательного автопредприятия. Начались переговоры с французами, которые успешно завершились. Так эти производственные мощности с 2003 года оказались в распоряжении Peugeot Citroen. Вот только остатки скромной техзоны показались новым хозяевам неподходящими. Поэтому, через три года рядом с городом выросли другие сборочные цеха.
Новое предприятие обеспечило рабочими местами несколько тысяч местных жителей. Хотя, если быть точными, то к этому числу стоит добавить в несколько раз большее количество смежников – поставщиков комплектующих для продукции нового автозавода. Основные из выпускаемых моделей:
✅ Citroen C3 Picasso (с 2008 по 2017 собрано более полумиллиона экземпляров)
✅ Citroen C3 (с 2016 года)
✅ Peugeot 208 (с 2012 выпущено более 1 млн. автомобилей)
Две трети заводских мощностей сегодня задействовано для сборки Citroen C3, а 9 из 10 собранных авто отправляется на экспорт. А вообще продажа собранных автомобилей за границу составляет более трети всего экспортного потенциала страны.
В последние годы появились в Словакии и другие сборочные мощности. С 2004 года на местный рынок зашли корейцы под флагом Kia Motors. Последним в 2018 году стал Jaguar Land Rover. Хотя в 2022 году, на фоне общемировой тенденции, производство автомобилей в стране немного снизилось, оно осталось в пределах 1 млн. штук.
Такие признанные лидеры, как Южная Корея, Япония и Германия входят в первую шестерку. Но они занимают только три последних места в ней. Кто же тогда лидер по этому показателю? Если вы не знакомы со статистикой, то очень сильно удивитесь.
По выпуску автомобилей на душу населения свои лидеры. Фото: youtube.com
На третьем месте – государство из бывшего соцлагеря, демонстрирующее самую высокую динамику экономического развития. Это – маленькая Словения, часть прежней многонациональной Югославии. Наверное им не очень сложно выбиться в «бронзовые» лидеры, ведь население балканского государства чуть больше 2 миллионов. А вот впереди те, кто раньше были вместе, а 30 лет назад пережили «бархатный» развод.
Я говорю о Чехии и Словакии. Причем последние (учитывая, что уступают по количеству населения почти вдвое) являются многолетним мировым лидером по рассматриваемому вопросу. А общее количество выпущенных словацкими заводами автомобилей с 2015-го не опускается ниже показателя 1 миллион ежегодно. Что ж, самое время рассмотреть словацкий феномен.
Скромное начало – не помеха
Стоит вспомнить, а какую марку словацкого автомобиля мы знаем? Правильный ответ: никакую. И хотя мы говорим о периоде существования единой Чехословакии, а уже тогда существовали всемирно известные «Шкода», «Татра» и многое другое. Вот только словаки к этому не имели почти никакого отношения. Развитая в стране автомобильная промышленность была сосредоточена на территории Чешской республики, а вот «младшему» брату доставались только остатки.
Успели здесь собирать и такие модели. Фото: youtube.com
Под последними я подразумеваю единственный на всю страну полноценный автомобильный завод в Братиславе. Да и то, ведь на нем не велось каких-то собственных разработок. Автопредприятие возникло, с одной стороны, чтобы показать, что словаков не ущемляют в техническом отношении. А с другой – чтобы играть роль вспомогательных мощностей концерна Skoda. Вот с этого скромного филиала легендарной марки и началась удивительная история словацкого автопрома.
Мы уже написали десятки материалов о том, сколько славных проектов и заводов разрушил кризис 90-х. И это на самом деле так. Вот только в Чехословакии все случилось с точностью до наоборот. Уже упомянутая Skoda, благодаря инвестициям немецкого Volkswagen, превратилась из успешной местной компании в международную. «Германский» след явно виден и в словацком процветании.
Падение коммунистического строя привело к тому, что в 1991 году контрольный пакет акций Братиславского автозавода выкупили предприимчивые владельцы все того же Volkswagen. Именно им и принадлежит честь первого шага на пути словаков к мировому лидерству в выпуске автомобилей на душу населения.
Ребята быстро смекнули, что сборка в Словакии сделает себестоимость автомобилей заметно дешевле. Ведь затраты на рабочую силу и другие расходные показатели в маленьком центральноевропейском государстве заметно ниже. А учитывая то, что в соседней стране «хозяйничал» тот же немецкий автогигант, удалось очень быстро наладить необходимую коммуникацию. В городе на Дунае за первое десятилетие работы освоили выпуск нескольких автомобильных моделей и марок:
✅ Skoda
✅ Volkswagen Passat
✅ Volkswagen Touareg (обе модели – первого поколения)
✅ Porsche Cayenne
Следующим шагом стала установка на заводской конвейер Audi Q7. В начале нового тысячелетия уже никто не сомневался, что Volkswagen Slovakia – очень успешный проект. Это привело к тому, что размеры завода постоянно росли. Сегодня предприятие входит в число крупнейших в Европе в своей сфере, занимая площадь ок. 1,8 млн. кв. м.
Какие критерии содействовали успеху?
А теперь самое время поразмышлять, что позволило словакам так неожиданно «выстрелить»? Причин оказалось несколько, и серьезный инвестор является только одной из них. Все другое уже зависело от расторопности местных чиновников.
Volkswagen Passat – с него началось словацкое восхождение к олимпу. Фото: youtube.com
Наверное, многие из вас знают о мытарствах постсоветского периода, с которыми столкнулись все автопроизводители бывшего СССР. «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» – все эти легендарные марки оказались невостребованными во вновь образованных государствах. Новые хозяева пытались судорожно исправить ситуацию, но проигрывали иностранной интервенции по всем фронтам. Большинству пришлось просто закрыться.
А вот словаки сразу же привлекли надежного инвестора, который смог не только стабилизировать ситуацию, но и вывести производство на новый уровень. Промедли они несколько лет и приватизировать оказалось бы нечего. Хорошим примером этому служат ушедшие в небытие наши автозаводы и полное запустение их территории и оборудования.
Еще одним положительным моментом стала постановка на производство перспективных моделей. Ведь если бы в Братиславе собирали старые заднемоторные «Шкоды», то далеко они не уехали. В общем, иногда наступая на горло собственной песне, можно добиться заметного прогресса. Я имею в виду запуск в производство пусть и чужой, но перспективной и востребованной модели. Так конкурентоспособная продукция вдохнула новый дух в словацкий автопром.
Успешное развитие и новые инвесторы
Всем понятно, что кроме пользы для местного автопрома и рекламы для словацких производственных мощностей, происходящее имело и другие последствия. Каждый бизнесмен, вкладывая средства, надеется на прибыль. И у немцев с этим все получилось на отлично. Плюс – была ясно видна заинтересованность в успехе и самой словацкой стороны. Вместо «палок в колеса» они создали максимально комфортные условия для иностранного инвестора.
Citroen C3 – бесспорный лидер французской линии сборки. Фото: youtube.com
Это не ускользнуло от взора и других автогигантов. Многие поняли, что сборка на словацкой территории – очень перспективные вложения. Вот только как быть, если основные площади в маленькой стране давно заняты немецким предприятием?
Как оказалось, в 70-тысячной Трнаве тоже остались небольшие площади от бывшего вспомогательного автопредприятия. Начались переговоры с французами, которые успешно завершились. Так эти производственные мощности с 2003 года оказались в распоряжении Peugeot Citroen. Вот только остатки скромной техзоны показались новым хозяевам неподходящими. Поэтому, через три года рядом с городом выросли другие сборочные цеха.
Новое предприятие обеспечило рабочими местами несколько тысяч местных жителей. Хотя, если быть точными, то к этому числу стоит добавить в несколько раз большее количество смежников – поставщиков комплектующих для продукции нового автозавода. Основные из выпускаемых моделей:
✅ Citroen C3 Picasso (с 2008 по 2017 собрано более полумиллиона экземпляров)
✅ Citroen C3 (с 2016 года)
✅ Peugeot 208 (с 2012 выпущено более 1 млн. автомобилей)
Две трети заводских мощностей сегодня задействовано для сборки Citroen C3, а 9 из 10 собранных авто отправляется на экспорт. А вообще продажа собранных автомобилей за границу составляет более трети всего экспортного потенциала страны.
И такие авто могут получить знак «произведено в Словакии». Фото: youtube.com
В последние годы появились в Словакии и другие сборочные мощности. С 2004 года на местный рынок зашли корейцы под флагом Kia Motors. Последним в 2018 году стал Jaguar Land Rover. Хотя в 2022 году, на фоне общемировой тенденции, производство автомобилей в стране немного снизилось, оно осталось в пределах 1 млн. штук.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...