ВАЗ-1922 «Марш» – как из «Нивы» сделали полноценный снегоболотоход
3 293

ВАЗ-1922 «Марш» – как из «Нивы» сделали полноценный снегоболотоход

ВАЗ-2121 «Нива» по факту кроссовер, несмотря на внедорожный арсенал. Даже в советской инструкции по эксплуатации было написано, что это автомобиль повышенной проходимости.


Несмотря на это, «Нива» часто используется в качестве своеобразной заготовки для постройки полноценного вездехода. Вот только отсутствие рамы делает кузов отечественного автомобиля недостаточно жестким. Иногда машина просто ломается пополам при максимальной нагрузке.

ВАЗ-1922 «Марш» – как из «Нивы» сделали полноценный снегоболотоходДаже советская «Нива» без внедорожного тюнинга способна на многое. Фото: Youtube.com

Сделать из «Нивы» полноценный снегоболотоход постаралась компания «Бронто». Она, кстати, функционирует до сих пор, тесно сотрудничая с АвтоВАЗом, войдя в состав ВИС. Новая машина получила название ВАЗ-1922 «Марш».

История первого поколения


Впервые отечественный снегоболотоход был показан в сентябре 1996 года. Эталоном при создании ВАЗ-1922 послужили знаменитые «монстр-траки» из США. Первое, на что посетители выставки в Нижнем Новгороде, где автомобиль показали, обратили внимание – это огромные колеса. Их разработали в компании «ТРЭКОЛ» специально для вездеходов.

Примечательно, что в том же 1996 году ВАЗ-1922 показали на Международном парижском автосалоне. Это намекает на то, что прицел компании «Бронто» изначально был на международный рынок. Частично ожидания оправдались – новые снегоболотоходы, получившие название «Марш», действительно покупали за границей.

Но большинство автомобилей было реализовано на российском рынке. Именно поэтому производитель отказался от использования удлиненных кузовов ВАЗ-212180 «Фора». Их, кстати, тоже специалисты «Бронто» делали. Так что большинство ВАЗ-1922 собирали на базе коротких «Нив» с индексом 2121. Все это позволяло снизить конечную стоимость машины.

Выход ВАЗ-1922 из воды. Фото: Youtube.com

Ни один «монстр-трак» не обойдется без рамы. Чтобы не делать ее с нуля, а это повлекло бы удорожание, производитель решил взять готовую силовую конструкцию от УАЗ-3151, он же 469. Мосты тоже позаимствовали от этого отечественного автомобиля. Все это позволило упростить и удешевить модель.

На раме разместили:

✅ Два дополнительных бензобака
✅ Подвеску двигателя
✅ Раздаточную коробку
✅ МКПП

Сверху на раму установили кузов ВАЗ-2121. Из других доработок, которые сразу бросаются в глаза, стоит отметить большие крылья, закрывающие кабину от летящей из-под огромных колес грязи.

Бывают и модификации с кузовом ВАЗ-2131. Фото: Youtube.com

Кстати, компания «Бронто» совместно с АвтоВАЗом, совершила несколько экспедиций на Северный полюс в апреле 1999 и 2000 годов.
Отдельно стоит отметить, что изначально снегоболотоходы «Марш» были не предназначены для дорог общего пользования. Но это мешало продажам – далеко не все потенциальные клиенты имели возможность доставить машину до места назначения на лафете.

Поэтому с 2007 году появились ВАЗ-1922 с укороченными габаритами. Это позволило им получить допуск на дороги общего пользования.

Второе поколение


Компания «Бронто» выпускала и более универсальный снегоболотоход под названием ВАЗ-1922 «Марш-2». Этот автомобиль получил просторный восьмиместный кузов типа минивэн от Лады «Надежды».

Второй и третий ряд можно сложить, трансформируя их в спальные места. Топливных баков у «Марш-2» все равно три, как и в первом поколении. Но их объем в два раза больше – по 70 литров каждый. Так что запас хода увеличен. Плюс кузов от минивэна предполагает возможность взять больше канистр с топливом.

Самый компактный снегоболотоход. Фото: Youtube.com

Нужно отметить, что дополнительные баки увеличенного объема потом начали устанавливать и на «Марши» первого поколения.
Кстати, раз уж мы коснулись вопроса с бензином, стоит указать и его расход. Сразу предупреждаем – он просто огромен даже для «Нивы». Производитель заявлял среднее значение в 18,8 литра на 100 км.

Сколько было выпущено снегоболотоходов второго поколения – неизвестно. Их прекратили собирать, когда Ладу «Надежду» сняли с конвейера.

Кстати, в технической литературе можно встретить информацию, что снегоболотоход «Марш» производит как «Бронто», так и ВИС. Дело в том, что первая фирма раньше была отдельным юридическим лицом, а потом вошла в состав второй.

Внешность и салон


Выглядит ВАЗ-1922 достаточно странно, но внимание он к себе привлекает однозначно, как любой «монстр-трак». До полноценного автомобиля этой категории из США «Марш» немного недотягивает, да и вообще, он больше напоминает самоделку.

Достаточно одного взгляда на вездеход, чтобы понять – его создавали для передвижения там, где одни направления. Благодаря огромным шинам низкого давления, дорожный просвет составляет почти 50 сантиметров.

Под капотом стандартный двигатель от ВАЗ-2121. Фото: Youtube.com

Хотя большая часть вездеходов не предназначена для дорог общего пользования, передвигаться по асфальту на них можно, если очень хочется. Только это накладно – мягкие шины быстро износятся, а купить новые будет дорого. Да и найти их нелегко, особенно сейчас.

Попасть в кабину на первый взгляд сложно – она высоко от земли. Но если присмотреться, можно заметить подножки-стремена из троса. Несмотря на свою простоту, такое решение оправдано на бездорожье. Если что, подножки не будут мешать, они согнутся, а потом опять примут прежнюю форму.

Внутри ВАЗ-1922 – это почти обычная «Нива». Сразу замечаются разве что более комфортные передние кресла от модели «Урбан».

Если присмотреться, видны и иные особенности:

✅ Рычаг КПП перенесен ближе к водителю для удобства
✅ Тумблер компрессора подкачки шин и манометры на более поздних машинах
✅ Переключатель топливных баков

А главное отличие от ВАЗ-2121 – это высота посадки водителя. По сравнению с «Нивой» кажется, что едешь на военном грузовике, вроде Урал-4320.

Для кого


Главная особенность ВАЗ-1922 – это низкое давление на грунт. Соответственно, снегоболотоход его не повреждает. Это позволяет передвигаться на машине везде, не боясь, что к владельцу возникнет нездоровый интерес со стороны природоохранных государственных служб.

На каждом колесе стоят бортовые редукторы понижающие крутящий момент в 4 раза. Фото: Youtube.com

ВАЗ-1922 популярен у охотников, рыбаков, геологических, нефтяных и газовых компаний. Естественно у тех, которые могли себе это позволить. Благодаря огромному количеству опций, каждый клиент мог подобрать автомобиль для своих нужд.

Для любителей поездок на несколько дней, а то и недель, производитель предлагал специальный прицеп на таких же шинах низкого давления. А еще под заказ можно было установить подогревы сидений и кондиционер.

Технические особенности


Самое удивительное, что ВАЗ-1922 оснащался штатным двигателем от «Нивы». Это инжекторный силовой агрегат с объемом 1,7 литра. Выдает он те же 83 л. с. Странно, что при этом автомобиль способен активно передвигаться, хотя скорость до 70 км/ч. Впрочем, на бездорожье и до таких цифр вряд ли разгонишься, так что претензии разве что к расходу топлива.

Хотелось бы отметить, что ранние «Марши» оснащались огромными колесами «ТРЭКОЛ». За счет них автомобиль неплохо держался на воде и передвигался в нужном водителю направлении. Можно было не просто форсировать реки, но и переплывать озера.

Более поздние экземпляры ВАЗ-1922 получили шины от «Авторос». Они поменьше, но машина все еще держалась на воде, пускай и низко. Зато давление в колесах можно в этих версиях регулировать из кабины.

Этот автомобиль имеет минимальное давление на грунт за счет больших и широких колес. Фото: Youtube.com

ВАЗ-1922 с одинаковой легкостью передвигается по песку, грязи и болоту. Можно сказать, что он даже не замечает смены рельефа.

Проходимость модели по суше не хуже, чем у гусеничной техники. Плюс «Марш» еще и не повреждает почву, да и плавать умеет.

Сейчас ВАЗ-1922 не выпускается. Хотя, компания ВИС не исключает, что производство снегоболотохода может возобновиться, если будет спрос, конечно.
А вы слышали когда-нибудь о ВАЗ-1922?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...