«Москвич-423»: автолегенда Советского Союза
Где-то в глубинке, в старинных гаражах с устрашающими метровыми надписями на заборах «Мусор не бросать!», еще можно отыскать этот универсал, живехонький и на ходу. Еще можно послушать неподражаемый звук подтраивающего 4-цилиндрового карбюратора (проводка!), увидеть натужную тряску под капотом, понаблюдать, как из выхлопной трубы с сизоватым дымком валятся килограммы этого… как его? Да кто тогда думал и знал о бензапирене, альдегидах и прочей гадости!
Им уже по 60+, они на «заслуженном», пенсионеры, но их «юность» не дает покоя многим ценителям ретроавтомобилей и просто патриотам родины. Поэтому сегодня вспоминаем первый в СССР автомобиль в кузове универсал – «Москвич-423».
Двухобъемные типы кузовов появились в Америке еще в 20-х прошлого столетия, но выпускались единично на полукустарных мануфактурах, спросом широкой аудитории не пользовались. Назначение автомобилей с объединенным в одно пространство салоном и багажным отделением было не понятно. Перевозить грузы, для работ на ранчо – пожалуйста, грузовички и фермерские пикапы. А для комфортного путешествия подавайте седаны.
Тогда люди жили скромнее: моды (да и возможностей) на дальние путешествия с семьей и домашними животными не было. Что перевозить-то в объемном салоне? Побросали корзинки для пикника в седан, и на природу. Ну, разве что таксистам требовались багажники побольше, чтобы доставлять путешествующих с их чемоданами до отелей.
Возможно, в связи с этим требованием в 1929 году появился Ford A Station Wagon со стандартным передком легкового авто и задней частью от фургона. Получилось, под одной крышей можно разместить и пассажиров, и много багажа – два зайца одним выстрелом. Тут подключились инженерные мозги: преимущества производства цельнометаллических кузовов в 40-х быстрее всех автопроизводителей оценили компании Wyllis и Plymouth. Но назвать их, равно как и «Форд», родоначальниками нового типа кузова автомобильные историки не решаются.
Европа перед Второй мировой хоть и вошла во вкус автомобилизации, но тоже далеко на собственных машинах с огромными баулами не ездила. Но постепенно пользователи начали понимать универсальность авто: смотрится как легковушка, а перевозит много крупных вещей, пассажиров, используется как в бизнесе, так и для семейных покатушек. Можно выезжать на многодневный отдых с палатками, спортинвентарем, походной утварью для обустройства быта далеко за городом.
После войны, с 50-х до конца 70-х, по обе стороны Атлантики начался настоящий бум универсалов. Практически половину продукции мирового автопрома составляли эти кузова. Правда, на разных языках двухобъемные машины назывались по-иному: «охотничий привал», «авто для хозяйства» или просто Wagon. А потом пришли кроссоверы, внедорожники, паркетники. Практичные универсалы уступили место новым веяниям, но не сдали позиций.
А что же в СССР? Мозгами народ обделен не был: другое дело, страну поднимали из разрухи – не до жиру было. Автопром работал на выпуск грузовой и спецтехники, но пришло и его время – первого советского универсала.
Сначала был седан под индексом «402», который выпускал Московский завод малолитражных автомобилей – МЗМА. Затем, в 1957 году, по технологии унификации уже имеющихся деталей создали «Москвич-423» – первый универсал в стране Советов. К этому историческому моменту население стало жить достаточно вольно и относительно богато. Граждане получали отдельные квартиры, покупали телевизоры, ковры, холодильники, и автомобиль уже просился в семью: на чем-то нужно было ездить на «юга»!
Заводчане поступили так: на новую модель приспособили базовый 402-ой кузов и установили ряд оригинальных панелей. Крышу подрезали, нарастили вставкой – распространенная практика всего мирового автопрома. Сначала заднюю, пятую, дверь попробовали сделать открывающейся наверх, но она падала под собственным весом. Тогда решили распахивать ее налево. Тут еще раз произнесем «холодильник» – именно такой и вышла задняя калитка, если кто помнит ручки холодильных агрегатов «Бакы» и «ЗИЛ». Хотя они и появились позднее «Москвича-423», но стандарты-то на ручки-петли были давнишними.
Итак, внешне машина вышла необычной, привлекательной, внушительной, а универсальность назначения сомнений не вызывала. Передок фактурный, с четкими и крупными деталями, мощным бампером, неповторимыми круглыми выпуклыми фарами. Теперь советский труженик мог погрузить в грузопассажирский отсек палатку и шезлонги и ехать отдыхать в Сочи или картошку на даче копать. Размер багажника при сложенном заднем диване позволял: длина – 1473 мм, ширина – 1220 мм.
Загружали 250 кг плюс два человека размещались спереди. Неплохо, учитывая снаряженную массу авто – 1015 кг (из грязи вытащить – как нечего делать). Загрузка поклажи была немного затруднена: высота порожка багажного отсека 76 см, так как запасное колесо располагалось под полом, а клиренс под задней осью составлял 20 см.
Габаритные размеры машины:
✅ Длина – 4 055 мм
✅ Ширина – 1 540 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Колесная формула 4х2 с базой 2 370 мм, задний привод. Покрышки высокие, узкие с размером шин и дисков – 5.60-15/4.5 Кх15.
О внутреннем убранстве и комфорте тогда говорили «соответствует зарубежным аналогам» (экспорт, к слову, был). Чего стоит только установленный в 1960 году радиоприемник «Спидола» и хороший отопитель салона. Интересное решение: чтобы машина лучше прогревалась зимой, нужно было в салоне потянуть за тросик, и вертикальные жалюзи закрывали радиатор.
На такой не помпезной и не расфуфыренной машине советские люди ездили отдыхать, прокручивая по дороге ручку-настройку радиоприемника. Может, с тайной надеждой и страхом мечтали сквозь эфирные помехи поймать «вражеские голоса», но слушали Майю Кристалинскую, Марка Бернеса и других звезд советской эстрады. Однако попользовалась универсалом немногочисленная горстка счастливчиков: всего было выпущено 1 525 экземпляров, часть из которых пошла за границу, часть работала по казенной надобности, а оставшиеся считанные единицы достались трудовому народу.
Но статистику подправил «Москвич-423Н» (1958 г), сотворенный на базе 407-ой модели. Этих универсалов было больше. Внешне отличались от 423-го «Москвича» красивыми крупными молдингами, несколько иной, угловатой сзади формой кузова, а под капотом подбавилось лошадиных сил.
Подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная. Тормоза барабанные, рулевое управление – глобоидный червяк. Коробка передач стояла сначала 3-скоростная механическая, затем добавили еще одну ступень. Рычаг управления скоростями располагался за рулем, причем, так удобно, что можно манипулировать, не снимая рук с баранки.
Данные по бензиновому чугунному мотору М-402:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 35 «лошадей»
✅ Крутящий момент – 71 Нм при 2 750 об/мин
Топливный бак вмещал 35 л, рекомендуемое топливо – Аи-80. Скорость на спидометре ограничена 140 км/ч, но, по факту, больше 105 км/ч никто не разгонялся.
Расход горючего (л/100 км):
✅ Город – 11
✅ Трасса – 7,5
✅ Смешанный режим – 9
Таким был неприхотливый и живучий легендарный советский универсал. Немногие экземпляры еще сохранились до наших дней, и даже в «родном» ЛКП. Ведь тогда, в 1960 году, кузова обрабатывали против коррозии раствором фосфорно-кислотных солей, а нижнюю часть грунтовали методом окунания. На рынке за машину просят от 50 до 75 тыс. руб. Недорого за легенду…
Им уже по 60+, они на «заслуженном», пенсионеры, но их «юность» не дает покоя многим ценителям ретроавтомобилей и просто патриотам родины. Поэтому сегодня вспоминаем первый в СССР автомобиль в кузове универсал – «Москвич-423».
Кузов универсал: немного истории
Двухобъемные типы кузовов появились в Америке еще в 20-х прошлого столетия, но выпускались единично на полукустарных мануфактурах, спросом широкой аудитории не пользовались. Назначение автомобилей с объединенным в одно пространство салоном и багажным отделением было не понятно. Перевозить грузы, для работ на ранчо – пожалуйста, грузовички и фермерские пикапы. А для комфортного путешествия подавайте седаны.
В старых городских гаражах можно отыскать «Москвич-423» на ходу. Фото: YouTube.com
Тогда люди жили скромнее: моды (да и возможностей) на дальние путешествия с семьей и домашними животными не было. Что перевозить-то в объемном салоне? Побросали корзинки для пикника в седан, и на природу. Ну, разве что таксистам требовались багажники побольше, чтобы доставлять путешествующих с их чемоданами до отелей.
Возможно, в связи с этим требованием в 1929 году появился Ford A Station Wagon со стандартным передком легкового авто и задней частью от фургона. Получилось, под одной крышей можно разместить и пассажиров, и много багажа – два зайца одним выстрелом. Тут подключились инженерные мозги: преимущества производства цельнометаллических кузовов в 40-х быстрее всех автопроизводителей оценили компании Wyllis и Plymouth. Но назвать их, равно как и «Форд», родоначальниками нового типа кузова автомобильные историки не решаются.
Продолжение развития авто в кузове универсал
Европа перед Второй мировой хоть и вошла во вкус автомобилизации, но тоже далеко на собственных машинах с огромными баулами не ездила. Но постепенно пользователи начали понимать универсальность авто: смотрится как легковушка, а перевозит много крупных вещей, пассажиров, используется как в бизнесе, так и для семейных покатушек. Можно выезжать на многодневный отдых с палатками, спортинвентарем, походной утварью для обустройства быта далеко за городом.
Шильдик «Москвича-423». Фото: YouTube.com
После войны, с 50-х до конца 70-х, по обе стороны Атлантики начался настоящий бум универсалов. Практически половину продукции мирового автопрома составляли эти кузова. Правда, на разных языках двухобъемные машины назывались по-иному: «охотничий привал», «авто для хозяйства» или просто Wagon. А потом пришли кроссоверы, внедорожники, паркетники. Практичные универсалы уступили место новым веяниям, но не сдали позиций.
А что же в СССР? Мозгами народ обделен не был: другое дело, страну поднимали из разрухи – не до жиру было. Автопром работал на выпуск грузовой и спецтехники, но пришло и его время – первого советского универсала.
Москвич-423: обзор модели
Сначала был седан под индексом «402», который выпускал Московский завод малолитражных автомобилей – МЗМА. Затем, в 1957 году, по технологии унификации уже имеющихся деталей создали «Москвич-423» – первый универсал в стране Советов. К этому историческому моменту население стало жить достаточно вольно и относительно богато. Граждане получали отдельные квартиры, покупали телевизоры, ковры, холодильники, и автомобиль уже просился в семью: на чем-то нужно было ездить на «юга»!
Модель «Москвич-423Н». Фото: YouTube.com
Заводчане поступили так: на новую модель приспособили базовый 402-ой кузов и установили ряд оригинальных панелей. Крышу подрезали, нарастили вставкой – распространенная практика всего мирового автопрома. Сначала заднюю, пятую, дверь попробовали сделать открывающейся наверх, но она падала под собственным весом. Тогда решили распахивать ее налево. Тут еще раз произнесем «холодильник» – именно такой и вышла задняя калитка, если кто помнит ручки холодильных агрегатов «Бакы» и «ЗИЛ». Хотя они и появились позднее «Москвича-423», но стандарты-то на ручки-петли были давнишними.
Радиатор «Москвича-423» потек. Годы... Фото: YouTube.com
Итак, внешне машина вышла необычной, привлекательной, внушительной, а универсальность назначения сомнений не вызывала. Передок фактурный, с четкими и крупными деталями, мощным бампером, неповторимыми круглыми выпуклыми фарами. Теперь советский труженик мог погрузить в грузопассажирский отсек палатку и шезлонги и ехать отдыхать в Сочи или картошку на даче копать. Размер багажника при сложенном заднем диване позволял: длина – 1473 мм, ширина – 1220 мм.
Загружали 250 кг плюс два человека размещались спереди. Неплохо, учитывая снаряженную массу авто – 1015 кг (из грязи вытащить – как нечего делать). Загрузка поклажи была немного затруднена: высота порожка багажного отсека 76 см, так как запасное колесо располагалось под полом, а клиренс под задней осью составлял 20 см.
Длина «Москвича-423Н» 4 055 мм. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры машины:
✅ Длина – 4 055 мм
✅ Ширина – 1 540 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Колесная формула 4х2 с базой 2 370 мм, задний привод. Покрышки высокие, узкие с размером шин и дисков – 5.60-15/4.5 Кх15.
Переднее сиденье «Москвича-423» не разделено подлокотниками с подстаканниками. Фото: YouTube.com
О внутреннем убранстве и комфорте тогда говорили «соответствует зарубежным аналогам» (экспорт, к слову, был). Чего стоит только установленный в 1960 году радиоприемник «Спидола» и хороший отопитель салона. Интересное решение: чтобы машина лучше прогревалась зимой, нужно было в салоне потянуть за тросик, и вертикальные жалюзи закрывали радиатор.
За рулем «Москвича-423» торчит рычаг КПП. Фото: YouTube.com
На такой не помпезной и не расфуфыренной машине советские люди ездили отдыхать, прокручивая по дороге ручку-настройку радиоприемника. Может, с тайной надеждой и страхом мечтали сквозь эфирные помехи поймать «вражеские голоса», но слушали Майю Кристалинскую, Марка Бернеса и других звезд советской эстрады. Однако попользовалась универсалом немногочисленная горстка счастливчиков: всего было выпущено 1 525 экземпляров, часть из которых пошла за границу, часть работала по казенной надобности, а оставшиеся считанные единицы достались трудовому народу.
«Москвич-423» на тест-драйве. Фото: YouTube.com
Но статистику подправил «Москвич-423Н» (1958 г), сотворенный на базе 407-ой модели. Этих универсалов было больше. Внешне отличались от 423-го «Москвича» красивыми крупными молдингами, несколько иной, угловатой сзади формой кузова, а под капотом подбавилось лошадиных сил.
Технические характеристики «Москвича-423»
Подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная. Тормоза барабанные, рулевое управление – глобоидный червяк. Коробка передач стояла сначала 3-скоростная механическая, затем добавили еще одну ступень. Рычаг управления скоростями располагался за рулем, причем, так удобно, что можно манипулировать, не снимая рук с баранки.
В багажнике старого «Москвиче-423» шоферские «богатства». Фото: YouTube.com
Данные по бензиновому чугунному мотору М-402:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 35 «лошадей»
✅ Крутящий момент – 71 Нм при 2 750 об/мин
Топливный бак вмещал 35 л, рекомендуемое топливо – Аи-80. Скорость на спидометре ограничена 140 км/ч, но, по факту, больше 105 км/ч никто не разгонялся.
Мотор «Москвича-423». Фото: YouTube.com
Расход горючего (л/100 км):
✅ Город – 11
✅ Трасса – 7,5
✅ Смешанный режим – 9
Таким был неприхотливый и живучий легендарный советский универсал. Немногие экземпляры еще сохранились до наших дней, и даже в «родном» ЛКП. Ведь тогда, в 1960 году, кузова обрабатывали против коррозии раствором фосфорно-кислотных солей, а нижнюю часть грунтовали методом окунания. На рынке за машину просят от 50 до 75 тыс. руб. Недорого за легенду…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...