
«Москвич-423»: автолегенда Советского Союза
Где-то в глубинке, в старинных гаражах с устрашающими метровыми надписями на заборах «Мусор не бросать!», еще можно отыскать этот универсал, живехонький и на ходу. Еще можно послушать неподражаемый звук подтраивающего 4-цилиндрового карбюратора (проводка!), увидеть натужную тряску под капотом, понаблюдать, как из выхлопной трубы с сизоватым дымком валятся килограммы этого… как его? Да кто тогда думал и знал о бензапирене, альдегидах и прочей гадости!
Им уже по 60+, они на «заслуженном», пенсионеры, но их «юность» не дает покоя многим ценителям ретроавтомобилей и просто патриотам родины. Поэтому сегодня вспоминаем первый в СССР автомобиль в кузове универсал – «Москвич-423».
Двухобъемные типы кузовов появились в Америке еще в 20-х прошлого столетия, но выпускались единично на полукустарных мануфактурах, спросом широкой аудитории не пользовались. Назначение автомобилей с объединенным в одно пространство салоном и багажным отделением было не понятно. Перевозить грузы, для работ на ранчо – пожалуйста, грузовички и фермерские пикапы. А для комфортного путешествия подавайте седаны.
В старых городских гаражах можно отыскать «Москвич-423» на ходу. Фото: YouTube.com
Тогда люди жили скромнее: моды (да и возможностей) на дальние путешествия с семьей и домашними животными не было. Что перевозить-то в объемном салоне? Побросали корзинки для пикника в седан, и на природу. Ну, разве что таксистам требовались багажники побольше, чтобы доставлять путешествующих с их чемоданами до отелей.
Возможно, в связи с этим требованием в 1929 году появился Ford A Station Wagon со стандартным передком легкового авто и задней частью от фургона. Получилось, под одной крышей можно разместить и пассажиров, и много багажа – два зайца одним выстрелом. Тут подключились инженерные мозги: преимущества производства цельнометаллических кузовов в 40-х быстрее всех автопроизводителей оценили компании Wyllis и Plymouth. Но назвать их, равно как и «Форд», родоначальниками нового типа кузова автомобильные историки не решаются.
Европа перед Второй мировой хоть и вошла во вкус автомобилизации, но тоже далеко на собственных машинах с огромными баулами не ездила. Но постепенно пользователи начали понимать универсальность авто: смотрится как легковушка, а перевозит много крупных вещей, пассажиров, используется как в бизнесе, так и для семейных покатушек. Можно выезжать на многодневный отдых с палатками, спортинвентарем, походной утварью для обустройства быта далеко за городом.
Шильдик «Москвича-423». Фото: YouTube.com
После войны, с 50-х до конца 70-х, по обе стороны Атлантики начался настоящий бум универсалов. Практически половину продукции мирового автопрома составляли эти кузова. Правда, на разных языках двухобъемные машины назывались по-иному: «охотничий привал», «авто для хозяйства» или просто Wagon. А потом пришли кроссоверы, внедорожники, паркетники. Практичные универсалы уступили место новым веяниям, но не сдали позиций.
А что же в СССР? Мозгами народ обделен не был: другое дело, страну поднимали из разрухи – не до жиру было. Автопром работал на выпуск грузовой и спецтехники, но пришло и его время – первого советского универсала.
Сначала был седан под индексом «402», который выпускал Московский завод малолитражных автомобилей – МЗМА. Затем, в 1957 году, по технологии унификации уже имеющихся деталей создали «Москвич-423» – первый универсал в стране Советов. К этому историческому моменту население стало жить достаточно вольно и относительно богато. Граждане получали отдельные квартиры, покупали телевизоры, ковры, холодильники, и автомобиль уже просился в семью: на чем-то нужно было ездить на «юга»!
Модель «Москвич-423Н». Фото: YouTube.com
Заводчане поступили так: на новую модель приспособили базовый 402-ой кузов и установили ряд оригинальных панелей. Крышу подрезали, нарастили вставкой – распространенная практика всего мирового автопрома. Сначала заднюю, пятую, дверь попробовали сделать открывающейся наверх, но она падала под собственным весом. Тогда решили распахивать ее налево. Тут еще раз произнесем «холодильник» – именно такой и вышла задняя калитка, если кто помнит ручки холодильных агрегатов «Бакы» и «ЗИЛ». Хотя они и появились позднее «Москвича-423», но стандарты-то на ручки-петли были давнишними.
Радиатор «Москвича-423» потек. Годы... Фото: YouTube.com
Итак, внешне машина вышла необычной, привлекательной, внушительной, а универсальность назначения сомнений не вызывала. Передок фактурный, с четкими и крупными деталями, мощным бампером, неповторимыми круглыми выпуклыми фарами. Теперь советский труженик мог погрузить в грузопассажирский отсек палатку и шезлонги и ехать отдыхать в Сочи или картошку на даче копать. Размер багажника при сложенном заднем диване позволял: длина – 1473 мм, ширина – 1220 мм.
Загружали 250 кг плюс два человека размещались спереди. Неплохо, учитывая снаряженную массу авто – 1015 кг (из грязи вытащить – как нечего делать). Загрузка поклажи была немного затруднена: высота порожка багажного отсека 76 см, так как запасное колесо располагалось под полом, а клиренс под задней осью составлял 20 см.
Длина «Москвича-423Н» 4 055 мм. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры машины:
✅ Длина – 4 055 мм
✅ Ширина – 1 540 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Колесная формула 4х2 с базой 2 370 мм, задний привод. Покрышки высокие, узкие с размером шин и дисков – 5.60-15/4.5 Кх15.
Переднее сиденье «Москвича-423» не разделено подлокотниками с подстаканниками. Фото: YouTube.com
О внутреннем убранстве и комфорте тогда говорили «соответствует зарубежным аналогам» (экспорт, к слову, был). Чего стоит только установленный в 1960 году радиоприемник «Спидола» и хороший отопитель салона. Интересное решение: чтобы машина лучше прогревалась зимой, нужно было в салоне потянуть за тросик, и вертикальные жалюзи закрывали радиатор.
За рулем «Москвича-423» торчит рычаг КПП. Фото: YouTube.com
На такой не помпезной и не расфуфыренной машине советские люди ездили отдыхать, прокручивая по дороге ручку-настройку радиоприемника. Может, с тайной надеждой и страхом мечтали сквозь эфирные помехи поймать «вражеские голоса», но слушали Майю Кристалинскую, Марка Бернеса и других звезд советской эстрады. Однако попользовалась универсалом немногочисленная горстка счастливчиков: всего было выпущено 1 525 экземпляров, часть из которых пошла за границу, часть работала по казенной надобности, а оставшиеся считанные единицы достались трудовому народу.
«Москвич-423» на тест-драйве. Фото: YouTube.com
Но статистику подправил «Москвич-423Н» (1958 г), сотворенный на базе 407-ой модели. Этих универсалов было больше. Внешне отличались от 423-го «Москвича» красивыми крупными молдингами, несколько иной, угловатой сзади формой кузова, а под капотом подбавилось лошадиных сил.
Подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная. Тормоза барабанные, рулевое управление – глобоидный червяк. Коробка передач стояла сначала 3-скоростная механическая, затем добавили еще одну ступень. Рычаг управления скоростями располагался за рулем, причем, так удобно, что можно манипулировать, не снимая рук с баранки.
В багажнике старого «Москвиче-423» шоферские «богатства». Фото: YouTube.com
Данные по бензиновому чугунному мотору М-402:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 35 «лошадей»
✅ Крутящий момент – 71 Нм при 2 750 об/мин
Топливный бак вмещал 35 л, рекомендуемое топливо – Аи-80. Скорость на спидометре ограничена 140 км/ч, но, по факту, больше 105 км/ч никто не разгонялся.
Мотор «Москвича-423». Фото: YouTube.com
Расход горючего (л/100 км):
✅ Город – 11
✅ Трасса – 7,5
✅ Смешанный режим – 9
Таким был неприхотливый и живучий легендарный советский универсал. Немногие экземпляры еще сохранились до наших дней, и даже в «родном» ЛКП. Ведь тогда, в 1960 году, кузова обрабатывали против коррозии раствором фосфорно-кислотных солей, а нижнюю часть грунтовали методом окунания. На рынке за машину просят от 50 до 75 тыс. руб. Недорого за легенду…
Им уже по 60+, они на «заслуженном», пенсионеры, но их «юность» не дает покоя многим ценителям ретроавтомобилей и просто патриотам родины. Поэтому сегодня вспоминаем первый в СССР автомобиль в кузове универсал – «Москвич-423».
Кузов универсал: немного истории
Двухобъемные типы кузовов появились в Америке еще в 20-х прошлого столетия, но выпускались единично на полукустарных мануфактурах, спросом широкой аудитории не пользовались. Назначение автомобилей с объединенным в одно пространство салоном и багажным отделением было не понятно. Перевозить грузы, для работ на ранчо – пожалуйста, грузовички и фермерские пикапы. А для комфортного путешествия подавайте седаны.

Тогда люди жили скромнее: моды (да и возможностей) на дальние путешествия с семьей и домашними животными не было. Что перевозить-то в объемном салоне? Побросали корзинки для пикника в седан, и на природу. Ну, разве что таксистам требовались багажники побольше, чтобы доставлять путешествующих с их чемоданами до отелей.
Возможно, в связи с этим требованием в 1929 году появился Ford A Station Wagon со стандартным передком легкового авто и задней частью от фургона. Получилось, под одной крышей можно разместить и пассажиров, и много багажа – два зайца одним выстрелом. Тут подключились инженерные мозги: преимущества производства цельнометаллических кузовов в 40-х быстрее всех автопроизводителей оценили компании Wyllis и Plymouth. Но назвать их, равно как и «Форд», родоначальниками нового типа кузова автомобильные историки не решаются.
Продолжение развития авто в кузове универсал
Европа перед Второй мировой хоть и вошла во вкус автомобилизации, но тоже далеко на собственных машинах с огромными баулами не ездила. Но постепенно пользователи начали понимать универсальность авто: смотрится как легковушка, а перевозит много крупных вещей, пассажиров, используется как в бизнесе, так и для семейных покатушек. Можно выезжать на многодневный отдых с палатками, спортинвентарем, походной утварью для обустройства быта далеко за городом.

После войны, с 50-х до конца 70-х, по обе стороны Атлантики начался настоящий бум универсалов. Практически половину продукции мирового автопрома составляли эти кузова. Правда, на разных языках двухобъемные машины назывались по-иному: «охотничий привал», «авто для хозяйства» или просто Wagon. А потом пришли кроссоверы, внедорожники, паркетники. Практичные универсалы уступили место новым веяниям, но не сдали позиций.
А что же в СССР? Мозгами народ обделен не был: другое дело, страну поднимали из разрухи – не до жиру было. Автопром работал на выпуск грузовой и спецтехники, но пришло и его время – первого советского универсала.
Москвич-423: обзор модели
Сначала был седан под индексом «402», который выпускал Московский завод малолитражных автомобилей – МЗМА. Затем, в 1957 году, по технологии унификации уже имеющихся деталей создали «Москвич-423» – первый универсал в стране Советов. К этому историческому моменту население стало жить достаточно вольно и относительно богато. Граждане получали отдельные квартиры, покупали телевизоры, ковры, холодильники, и автомобиль уже просился в семью: на чем-то нужно было ездить на «юга»!

Заводчане поступили так: на новую модель приспособили базовый 402-ой кузов и установили ряд оригинальных панелей. Крышу подрезали, нарастили вставкой – распространенная практика всего мирового автопрома. Сначала заднюю, пятую, дверь попробовали сделать открывающейся наверх, но она падала под собственным весом. Тогда решили распахивать ее налево. Тут еще раз произнесем «холодильник» – именно такой и вышла задняя калитка, если кто помнит ручки холодильных агрегатов «Бакы» и «ЗИЛ». Хотя они и появились позднее «Москвича-423», но стандарты-то на ручки-петли были давнишними.

Итак, внешне машина вышла необычной, привлекательной, внушительной, а универсальность назначения сомнений не вызывала. Передок фактурный, с четкими и крупными деталями, мощным бампером, неповторимыми круглыми выпуклыми фарами. Теперь советский труженик мог погрузить в грузопассажирский отсек палатку и шезлонги и ехать отдыхать в Сочи или картошку на даче копать. Размер багажника при сложенном заднем диване позволял: длина – 1473 мм, ширина – 1220 мм.
Загружали 250 кг плюс два человека размещались спереди. Неплохо, учитывая снаряженную массу авто – 1015 кг (из грязи вытащить – как нечего делать). Загрузка поклажи была немного затруднена: высота порожка багажного отсека 76 см, так как запасное колесо располагалось под полом, а клиренс под задней осью составлял 20 см.

Габаритные размеры машины:
✅ Длина – 4 055 мм
✅ Ширина – 1 540 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Колесная формула 4х2 с базой 2 370 мм, задний привод. Покрышки высокие, узкие с размером шин и дисков – 5.60-15/4.5 Кх15.

О внутреннем убранстве и комфорте тогда говорили «соответствует зарубежным аналогам» (экспорт, к слову, был). Чего стоит только установленный в 1960 году радиоприемник «Спидола» и хороший отопитель салона. Интересное решение: чтобы машина лучше прогревалась зимой, нужно было в салоне потянуть за тросик, и вертикальные жалюзи закрывали радиатор.

На такой не помпезной и не расфуфыренной машине советские люди ездили отдыхать, прокручивая по дороге ручку-настройку радиоприемника. Может, с тайной надеждой и страхом мечтали сквозь эфирные помехи поймать «вражеские голоса», но слушали Майю Кристалинскую, Марка Бернеса и других звезд советской эстрады. Однако попользовалась универсалом немногочисленная горстка счастливчиков: всего было выпущено 1 525 экземпляров, часть из которых пошла за границу, часть работала по казенной надобности, а оставшиеся считанные единицы достались трудовому народу.

Но статистику подправил «Москвич-423Н» (1958 г), сотворенный на базе 407-ой модели. Этих универсалов было больше. Внешне отличались от 423-го «Москвича» красивыми крупными молдингами, несколько иной, угловатой сзади формой кузова, а под капотом подбавилось лошадиных сил.
Технические характеристики «Москвича-423»
Подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная. Тормоза барабанные, рулевое управление – глобоидный червяк. Коробка передач стояла сначала 3-скоростная механическая, затем добавили еще одну ступень. Рычаг управления скоростями располагался за рулем, причем, так удобно, что можно манипулировать, не снимая рук с баранки.

Данные по бензиновому чугунному мотору М-402:
✅ Объем – 1,2 л
✅ Мощность – 35 «лошадей»
✅ Крутящий момент – 71 Нм при 2 750 об/мин
Топливный бак вмещал 35 л, рекомендуемое топливо – Аи-80. Скорость на спидометре ограничена 140 км/ч, но, по факту, больше 105 км/ч никто не разгонялся.

Расход горючего (л/100 км):
✅ Город – 11
✅ Трасса – 7,5
✅ Смешанный режим – 9
Таким был неприхотливый и живучий легендарный советский универсал. Немногие экземпляры еще сохранились до наших дней, и даже в «родном» ЛКП. Ведь тогда, в 1960 году, кузова обрабатывали против коррозии раствором фосфорно-кислотных солей, а нижнюю часть грунтовали методом окунания. На рынке за машину просят от 50 до 75 тыс. руб. Недорого за легенду…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...