
Износ клапана EGR – менять или «глушить»
Воздух, который попадает в двигатель, в большинстве своем состоит из азота. Чтобы обеспечить наиболее полное сгорание топлива (углеводорода) в цилиндрах, необходимо повысить температуру. Но тут появляется экологическая «закавыка» – при 2000° азот окисляется, образуя вредные соединения, которые прямиком летят в выпускной коллектор. И, если с оксидами углерода неплохо справляется катализатор, то с NO у него возникают «проблемы». Их и решает система рециркуляции отработанных газов – Exhaust Gas Recirculatiоn.
Цель заключается в частичной подаче отработанного газа обратно во впускной коллектор. Что это дает? При попадании азотных соединений в топливную смесь количество кислорода в ней уменьшается. Это ведет к падению температуры сгорания. В результате окислов азота образуется меньше, как и вредных выбросов из глушителя.
Схема работы EGR: видно, как входящие потоки синего цвета перемешиваются с выхлопами оранжевого оттенка. Фото: YouTube.com
Единственная задача EGR – улучшение экологической обстановки в атмосфере, больше эта система ни на что не влияет.
Главным элементом является клапан, интегрированный во впускной коллектор и открывающийся/закрывающийся в определенный момент при работе ДВС. Такое техническое решение снижает выбросы окислов азота примерно наполовину. Правда, имеются еще и побочные, пусть и незначительные, но плюсы. Попадание выхлопных газов в коллектор уменьшает разрежение, что способствует снижению расхода горючего на 2-3 %. Из других положительных моментов можно отметить сведение риска детонации к нулю. Ну, еще количество сажи на выхлопе у дизельных агрегатов падает на 10 %. Вот и все «побочные» плюсы EGR.
На бензиновых ДВС он функционирует исключительно на средних оборотах, «разбавляя» воздух отработанными выхлопами на 5-10 %. Иное дело дизели: в них система срабатывает уже на холостых, и при их возрастании постепенно перестает впускать выхлопы в коллектор.
Стрелка показывает наиболее часто встречающееся местоположение клапана EGR. Фото: YouTube.com
На турбированных бензиновых агрегатах система рециркуляции отсутствует. Почему? Даже на «атмосферниках» клапан срабатывает на средних оборотах, а на ДВС с наддувом диапазон еще уже. Надо сказать: деталь эта дорогая и ее установка на турбированных движках просто даст минимальный результат. Здесь снижение выбросов NO осуществляют иными методами. Например, используют интеркулер (охлаждение воздуха на входе) либо бесступенчатое изменение фаз в ГРМ. Речь идет о внутренней рециркуляции, когда выхлопы опять оказываются в цилиндре, когда впускные и выпускные клапана оказываются открытыми.
Принцип работы у них одинаковый, вся разница заключается только в основной детали.
Многообразие клапанов и элементов EGR. Фото: YouTube.com
Клапан бывает нескольких разновидностей, в зависимости от типа ДВС, конструкции.
Старый вариант, опробованный на американских машинах в 70-е годы. Сегодня встречается довольно редко. В закрытом положении клапан фиксируется посредством стальной пружины. При формировании вакуума (он появляется на средних нагрузках) на нее нажимает мембрана и устройство открывается.
Здесь командует контроллер, учитывая сигналы одного из датчиков, например:
✅ кислородного (стоит на выпуске)
✅ положения рециркуляционного клапана
✅ ДМРВ
Но могут задействоваться и иные оповещатели. При получении от них сигнала ЭБУ приводит в действие исполнительный механизм и клапан открывается/закрывается.
Клапан EGR (рециркуляции отработавших газов) для автомобилей Ford Focus. Средняя цена: 6160 руб. Фото: ЯндексМаркет
Наиболее совершенные электропневматические устройства очень плавно регулируют процесс работы EGR, для чего может применяться вакуумный насос.
Делятся на два основных типа: с парой либо тройкой разных отверстий, закрываемых соленоидами. В итоге можно получить несколько степеней рециркуляции. Если используется 3 отверстия – 7 комбинаций, 2 – три варианта. Наиболее совершенным является клапан, работающий в паре с шаговым электродвигателем. Такая система гарантирует очень плавное открытие устройства.
Клапан EGR с теплообменником для автомобилей VW Transporter. Средняя цена: 22150 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если клапан EGR еще и включить в автомобильную систему охлаждения, выбросы оксидов азота понизятся еще больше.
Наиболее часто встречающаяся из них – отложение нагара на плоскости клапан. Обычно это связано с низким качество топлива, регулярными поездками на короткие расстояния. Если двигатель находится не в лучшем состоянии, сильно изношен, процесс покрытия клапана отложениями ускоряется многократно. Появление нагара чревато дальнейшими нарушениями в системе EGR.
Отложения мешают штоку двигаться, и он останавливается в одном положении. Итогом может стать «плавание» холостых оборотов, остановка ДВС. Также о неисправности клапана свидетельствует «стрельба» в глушитель, трудный старт мотора, уменьшение динамики разгона. Иногда клапан прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом виде. Вопрос в том, как на это реагирует ЭБУ. Иногда оно может перевести работу двигателя в аварийный режим.
Клапан EGR (рециркуляции отработавших газов) для автомобилей Opel Astra H (04-)/Vectra C (02-) 1.6i. Средняя цена: 4737 руб. Фото: ЯндексМаркет
Все описанные выше проблемы характерны для пневматических клапанов. Цифровые (электронные) закоксовыванию подвержены не так сильно. А вот служат, как это ни странно, меньше. Происходит это из-за наличия в устройстве подвижных элементов. Зазоры забивает сажа и деталь приходится менять: замене она не подлежит.
Нет, поэтому не стоит торопиться покупать новый. Дело может быть в неработающих датчиках, «сотрудничающих» с EGR, неисправности вакуумной системы. Даже подсос воздуха и патрубок с трещинами тоже «внесут свою лепту». Причина нередко банальна и заключается в чрезмерно изношенном ДВС.
Срок службы рециркуляционных клапанов составляет 70-100 тыс. км. Однако на практике в тяжелых условиях ресурс падает до 50 тыс. км. Покупать новую дорогую деталь желающих находится немного: большинство «глушат» клапан, устанавливая прокладку без отверстий.
Комплект заглушек ЕГР ГАЗ 3302 для ДВС Cummins 2.8. Средняя цена: 543 руб. Фото: ЯндексМаркет
И если на бензиновых «атмосферниках» это дает какой-то результат, то на турбированных дизелях могут появиться проблемы. Например: невозможность регулирования наддува, что приводит к преждевременному износу турбины. Есть и общий минус: при постоянно открытом клапане рециркуляции в цилиндры прямиком полетят отходы, образующиеся при сжигании смеси.
Комплект заглушек для удаления ЕГР АЗГ-для Газон Next, двигатель ЯМЗ-5344 толщина 8 мм. Средняя цена: 4779 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если клапан цифровой, понадобится перепрошивка ЭБУ. Но все это относительно: есть и плюсы.
Когда он работает, в цилиндры частично поступают отработанные газы, насыщенные сажей, смолами и иными микрочастицами, способствующими уменьшению ресурса двигателя. К тому же подача выхлопа быстрее окисляет масло, которое потребует замены. также возможно незначительное увеличение мощности ДВС.
Однако стоит прислушаться к доводам логики: если EGR устанавливается с завода, значит, не просто так и все это тысячу раз проверено, испытано. Подобной «теории» следуют многие автовладельцы: чем меньше лезешь в заводские настройки, тем лучше. А что тогда сделать, чтобы клапан служил дольше? Как говорилось выше, электронные изделия требуют замены. А вот пневматические устройства нужно регулярно освобождать (шток и посадочное место) от нагара аэрозолем для чистки карбюратора.
Разобранный пневматический клапан – требует чистки. Фото: YouTube.com
В процессе старайтесь не допускать попадания химиката на резиновые элементы изделия. В EGR с электропневматическим устройством обычно предусмотрен фильтр, который нужно периодически очищать.
Главное профилактическое правило – своевременное обслуживание двигателя, замена «расходников». Тогда ресурс клапана EGR вырастет до 150 тыс. км пробега и более.
Как функционирует EGR в теории
Цель заключается в частичной подаче отработанного газа обратно во впускной коллектор. Что это дает? При попадании азотных соединений в топливную смесь количество кислорода в ней уменьшается. Это ведет к падению температуры сгорания. В результате окислов азота образуется меньше, как и вредных выбросов из глушителя.

Единственная задача EGR – улучшение экологической обстановки в атмосфере, больше эта система ни на что не влияет.
Практическое действие рециркуляции
Главным элементом является клапан, интегрированный во впускной коллектор и открывающийся/закрывающийся в определенный момент при работе ДВС. Такое техническое решение снижает выбросы окислов азота примерно наполовину. Правда, имеются еще и побочные, пусть и незначительные, но плюсы. Попадание выхлопных газов в коллектор уменьшает разрежение, что способствует снижению расхода горючего на 2-3 %. Из других положительных моментов можно отметить сведение риска детонации к нулю. Ну, еще количество сажи на выхлопе у дизельных агрегатов падает на 10 %. Вот и все «побочные» плюсы EGR.
Алгоритм работы клапана
На бензиновых ДВС он функционирует исключительно на средних оборотах, «разбавляя» воздух отработанными выхлопами на 5-10 %. Иное дело дизели: в них система срабатывает уже на холостых, и при их возрастании постепенно перестает впускать выхлопы в коллектор.

На турбированных бензиновых агрегатах система рециркуляции отсутствует. Почему? Даже на «атмосферниках» клапан срабатывает на средних оборотах, а на ДВС с наддувом диапазон еще уже. Надо сказать: деталь эта дорогая и ее установка на турбированных движках просто даст минимальный результат. Здесь снижение выбросов NO осуществляют иными методами. Например, используют интеркулер (охлаждение воздуха на входе) либо бесступенчатое изменение фаз в ГРМ. Речь идет о внутренней рециркуляции, когда выхлопы опять оказываются в цилиндре, когда впускные и выпускные клапана оказываются открытыми.
Типы EGR
Принцип работы у них одинаковый, вся разница заключается только в основной детали.

Клапан бывает нескольких разновидностей, в зависимости от типа ДВС, конструкции.
Пневмомеханические
Старый вариант, опробованный на американских машинах в 70-е годы. Сегодня встречается довольно редко. В закрытом положении клапан фиксируется посредством стальной пружины. При формировании вакуума (он появляется на средних нагрузках) на нее нажимает мембрана и устройство открывается.
Электропневматические
Здесь командует контроллер, учитывая сигналы одного из датчиков, например:
✅ кислородного (стоит на выпуске)
✅ положения рециркуляционного клапана
✅ ДМРВ
Но могут задействоваться и иные оповещатели. При получении от них сигнала ЭБУ приводит в действие исполнительный механизм и клапан открывается/закрывается.

Наиболее совершенные электропневматические устройства очень плавно регулируют процесс работы EGR, для чего может применяться вакуумный насос.
Цифровые клапаны EGR
Делятся на два основных типа: с парой либо тройкой разных отверстий, закрываемых соленоидами. В итоге можно получить несколько степеней рециркуляции. Если используется 3 отверстия – 7 комбинаций, 2 – три варианта. Наиболее совершенным является клапан, работающий в паре с шаговым электродвигателем. Такая система гарантирует очень плавное открытие устройства.

А если клапан EGR еще и включить в автомобильную систему охлаждения, выбросы оксидов азота понизятся еще больше.
Неисправности рециркуляции
Наиболее часто встречающаяся из них – отложение нагара на плоскости клапан. Обычно это связано с низким качество топлива, регулярными поездками на короткие расстояния. Если двигатель находится не в лучшем состоянии, сильно изношен, процесс покрытия клапана отложениями ускоряется многократно. Появление нагара чревато дальнейшими нарушениями в системе EGR.
Заклинивание
Отложения мешают штоку двигаться, и он останавливается в одном положении. Итогом может стать «плавание» холостых оборотов, остановка ДВС. Также о неисправности клапана свидетельствует «стрельба» в глушитель, трудный старт мотора, уменьшение динамики разгона. Иногда клапан прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом виде. Вопрос в том, как на это реагирует ЭБУ. Иногда оно может перевести работу двигателя в аварийный режим.

Все описанные выше проблемы характерны для пневматических клапанов. Цифровые (электронные) закоксовыванию подвержены не так сильно. А вот служат, как это ни странно, меньше. Происходит это из-за наличия в устройстве подвижных элементов. Зазоры забивает сажа и деталь приходится менять: замене она не подлежит.
Всегда ли виноват клапан?
Нет, поэтому не стоит торопиться покупать новый. Дело может быть в неработающих датчиках, «сотрудничающих» с EGR, неисправности вакуумной системы. Даже подсос воздуха и патрубок с трещинами тоже «внесут свою лепту». Причина нередко банальна и заключается в чрезмерно изношенном ДВС.
Покупать новый или «глушить»?
Срок службы рециркуляционных клапанов составляет 70-100 тыс. км. Однако на практике в тяжелых условиях ресурс падает до 50 тыс. км. Покупать новую дорогую деталь желающих находится немного: большинство «глушат» клапан, устанавливая прокладку без отверстий.

И если на бензиновых «атмосферниках» это дает какой-то результат, то на турбированных дизелях могут появиться проблемы. Например: невозможность регулирования наддува, что приводит к преждевременному износу турбины. Есть и общий минус: при постоянно открытом клапане рециркуляции в цилиндры прямиком полетят отходы, образующиеся при сжигании смеси.

А если клапан цифровой, понадобится перепрошивка ЭБУ. Но все это относительно: есть и плюсы.
Положительная сторона удаления (глушения) клапана EGR
Когда он работает, в цилиндры частично поступают отработанные газы, насыщенные сажей, смолами и иными микрочастицами, способствующими уменьшению ресурса двигателя. К тому же подача выхлопа быстрее окисляет масло, которое потребует замены. также возможно незначительное увеличение мощности ДВС.
Профилактика
Однако стоит прислушаться к доводам логики: если EGR устанавливается с завода, значит, не просто так и все это тысячу раз проверено, испытано. Подобной «теории» следуют многие автовладельцы: чем меньше лезешь в заводские настройки, тем лучше. А что тогда сделать, чтобы клапан служил дольше? Как говорилось выше, электронные изделия требуют замены. А вот пневматические устройства нужно регулярно освобождать (шток и посадочное место) от нагара аэрозолем для чистки карбюратора.

В процессе старайтесь не допускать попадания химиката на резиновые элементы изделия. В EGR с электропневматическим устройством обычно предусмотрен фильтр, который нужно периодически очищать.
Главное профилактическое правило – своевременное обслуживание двигателя, замена «расходников». Тогда ресурс клапана EGR вырастет до 150 тыс. км пробега и более.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...