Износ клапана EGR – менять или «глушить»
Воздух, который попадает в двигатель, в большинстве своем состоит из азота. Чтобы обеспечить наиболее полное сгорание топлива (углеводорода) в цилиндрах, необходимо повысить температуру. Но тут появляется экологическая «закавыка» – при 2000° азот окисляется, образуя вредные соединения, которые прямиком летят в выпускной коллектор. И, если с оксидами углерода неплохо справляется катализатор, то с NO у него возникают «проблемы». Их и решает система рециркуляции отработанных газов – Exhaust Gas Recirculatiоn.
Цель заключается в частичной подаче отработанного газа обратно во впускной коллектор. Что это дает? При попадании азотных соединений в топливную смесь количество кислорода в ней уменьшается. Это ведет к падению температуры сгорания. В результате окислов азота образуется меньше, как и вредных выбросов из глушителя.
Единственная задача EGR – улучшение экологической обстановки в атмосфере, больше эта система ни на что не влияет.
Главным элементом является клапан, интегрированный во впускной коллектор и открывающийся/закрывающийся в определенный момент при работе ДВС. Такое техническое решение снижает выбросы окислов азота примерно наполовину. Правда, имеются еще и побочные, пусть и незначительные, но плюсы. Попадание выхлопных газов в коллектор уменьшает разрежение, что способствует снижению расхода горючего на 2-3 %. Из других положительных моментов можно отметить сведение риска детонации к нулю. Ну, еще количество сажи на выхлопе у дизельных агрегатов падает на 10 %. Вот и все «побочные» плюсы EGR.
На бензиновых ДВС он функционирует исключительно на средних оборотах, «разбавляя» воздух отработанными выхлопами на 5-10 %. Иное дело дизели: в них система срабатывает уже на холостых, и при их возрастании постепенно перестает впускать выхлопы в коллектор.
На турбированных бензиновых агрегатах система рециркуляции отсутствует. Почему? Даже на «атмосферниках» клапан срабатывает на средних оборотах, а на ДВС с наддувом диапазон еще уже. Надо сказать: деталь эта дорогая и ее установка на турбированных движках просто даст минимальный результат. Здесь снижение выбросов NO осуществляют иными методами. Например, используют интеркулер (охлаждение воздуха на входе) либо бесступенчатое изменение фаз в ГРМ. Речь идет о внутренней рециркуляции, когда выхлопы опять оказываются в цилиндре, когда впускные и выпускные клапана оказываются открытыми.
Принцип работы у них одинаковый, вся разница заключается только в основной детали.
Клапан бывает нескольких разновидностей, в зависимости от типа ДВС, конструкции.
Старый вариант, опробованный на американских машинах в 70-е годы. Сегодня встречается довольно редко. В закрытом положении клапан фиксируется посредством стальной пружины. При формировании вакуума (он появляется на средних нагрузках) на нее нажимает мембрана и устройство открывается.
Здесь командует контроллер, учитывая сигналы одного из датчиков, например:
✅ кислородного (стоит на выпуске)
✅ положения рециркуляционного клапана
✅ ДМРВ
Но могут задействоваться и иные оповещатели. При получении от них сигнала ЭБУ приводит в действие исполнительный механизм и клапан открывается/закрывается.
Наиболее совершенные электропневматические устройства очень плавно регулируют процесс работы EGR, для чего может применяться вакуумный насос.
Делятся на два основных типа: с парой либо тройкой разных отверстий, закрываемых соленоидами. В итоге можно получить несколько степеней рециркуляции. Если используется 3 отверстия – 7 комбинаций, 2 – три варианта. Наиболее совершенным является клапан, работающий в паре с шаговым электродвигателем. Такая система гарантирует очень плавное открытие устройства.
А если клапан EGR еще и включить в автомобильную систему охлаждения, выбросы оксидов азота понизятся еще больше.
Наиболее часто встречающаяся из них – отложение нагара на плоскости клапан. Обычно это связано с низким качество топлива, регулярными поездками на короткие расстояния. Если двигатель находится не в лучшем состоянии, сильно изношен, процесс покрытия клапана отложениями ускоряется многократно. Появление нагара чревато дальнейшими нарушениями в системе EGR.
Отложения мешают штоку двигаться, и он останавливается в одном положении. Итогом может стать «плавание» холостых оборотов, остановка ДВС. Также о неисправности клапана свидетельствует «стрельба» в глушитель, трудный старт мотора, уменьшение динамики разгона. Иногда клапан прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом виде. Вопрос в том, как на это реагирует ЭБУ. Иногда оно может перевести работу двигателя в аварийный режим.
Все описанные выше проблемы характерны для пневматических клапанов. Цифровые (электронные) закоксовыванию подвержены не так сильно. А вот служат, как это ни странно, меньше. Происходит это из-за наличия в устройстве подвижных элементов. Зазоры забивает сажа и деталь приходится менять: замене она не подлежит.
Нет, поэтому не стоит торопиться покупать новый. Дело может быть в неработающих датчиках, «сотрудничающих» с EGR, неисправности вакуумной системы. Даже подсос воздуха и патрубок с трещинами тоже «внесут свою лепту». Причина нередко банальна и заключается в чрезмерно изношенном ДВС.
Срок службы рециркуляционных клапанов составляет 70-100 тыс. км. Однако на практике в тяжелых условиях ресурс падает до 50 тыс. км. Покупать новую дорогую деталь желающих находится немного: большинство «глушат» клапан, устанавливая прокладку без отверстий.
И если на бензиновых «атмосферниках» это дает какой-то результат, то на турбированных дизелях могут появиться проблемы. Например: невозможность регулирования наддува, что приводит к преждевременному износу турбины. Есть и общий минус: при постоянно открытом клапане рециркуляции в цилиндры прямиком полетят отходы, образующиеся при сжигании смеси.
А если клапан цифровой, понадобится перепрошивка ЭБУ. Но все это относительно: есть и плюсы.
Когда он работает, в цилиндры частично поступают отработанные газы, насыщенные сажей, смолами и иными микрочастицами, способствующими уменьшению ресурса двигателя. К тому же подача выхлопа быстрее окисляет масло, которое потребует замены. также возможно незначительное увеличение мощности ДВС.
Однако стоит прислушаться к доводам логики: если EGR устанавливается с завода, значит, не просто так и все это тысячу раз проверено, испытано. Подобной «теории» следуют многие автовладельцы: чем меньше лезешь в заводские настройки, тем лучше. А что тогда сделать, чтобы клапан служил дольше? Как говорилось выше, электронные изделия требуют замены. А вот пневматические устройства нужно регулярно освобождать (шток и посадочное место) от нагара аэрозолем для чистки карбюратора.
В процессе старайтесь не допускать попадания химиката на резиновые элементы изделия. В EGR с электропневматическим устройством обычно предусмотрен фильтр, который нужно периодически очищать.
Главное профилактическое правило – своевременное обслуживание двигателя, замена «расходников». Тогда ресурс клапана EGR вырастет до 150 тыс. км пробега и более.
Как функционирует EGR в теории
Цель заключается в частичной подаче отработанного газа обратно во впускной коллектор. Что это дает? При попадании азотных соединений в топливную смесь количество кислорода в ней уменьшается. Это ведет к падению температуры сгорания. В результате окислов азота образуется меньше, как и вредных выбросов из глушителя.
Схема работы EGR: видно, как входящие потоки синего цвета перемешиваются с выхлопами оранжевого оттенка. Фото: YouTube.com
Единственная задача EGR – улучшение экологической обстановки в атмосфере, больше эта система ни на что не влияет.
Практическое действие рециркуляции
Главным элементом является клапан, интегрированный во впускной коллектор и открывающийся/закрывающийся в определенный момент при работе ДВС. Такое техническое решение снижает выбросы окислов азота примерно наполовину. Правда, имеются еще и побочные, пусть и незначительные, но плюсы. Попадание выхлопных газов в коллектор уменьшает разрежение, что способствует снижению расхода горючего на 2-3 %. Из других положительных моментов можно отметить сведение риска детонации к нулю. Ну, еще количество сажи на выхлопе у дизельных агрегатов падает на 10 %. Вот и все «побочные» плюсы EGR.
Алгоритм работы клапана
На бензиновых ДВС он функционирует исключительно на средних оборотах, «разбавляя» воздух отработанными выхлопами на 5-10 %. Иное дело дизели: в них система срабатывает уже на холостых, и при их возрастании постепенно перестает впускать выхлопы в коллектор.
Стрелка показывает наиболее часто встречающееся местоположение клапана EGR. Фото: YouTube.com
На турбированных бензиновых агрегатах система рециркуляции отсутствует. Почему? Даже на «атмосферниках» клапан срабатывает на средних оборотах, а на ДВС с наддувом диапазон еще уже. Надо сказать: деталь эта дорогая и ее установка на турбированных движках просто даст минимальный результат. Здесь снижение выбросов NO осуществляют иными методами. Например, используют интеркулер (охлаждение воздуха на входе) либо бесступенчатое изменение фаз в ГРМ. Речь идет о внутренней рециркуляции, когда выхлопы опять оказываются в цилиндре, когда впускные и выпускные клапана оказываются открытыми.
Типы EGR
Принцип работы у них одинаковый, вся разница заключается только в основной детали.
Многообразие клапанов и элементов EGR. Фото: YouTube.com
Клапан бывает нескольких разновидностей, в зависимости от типа ДВС, конструкции.
Пневмомеханические
Старый вариант, опробованный на американских машинах в 70-е годы. Сегодня встречается довольно редко. В закрытом положении клапан фиксируется посредством стальной пружины. При формировании вакуума (он появляется на средних нагрузках) на нее нажимает мембрана и устройство открывается.
Электропневматические
Здесь командует контроллер, учитывая сигналы одного из датчиков, например:
✅ кислородного (стоит на выпуске)
✅ положения рециркуляционного клапана
✅ ДМРВ
Но могут задействоваться и иные оповещатели. При получении от них сигнала ЭБУ приводит в действие исполнительный механизм и клапан открывается/закрывается.
Клапан EGR (рециркуляции отработавших газов) для автомобилей Ford Focus. Средняя цена: 6160 руб. Фото: ЯндексМаркет
Наиболее совершенные электропневматические устройства очень плавно регулируют процесс работы EGR, для чего может применяться вакуумный насос.
Цифровые клапаны EGR
Делятся на два основных типа: с парой либо тройкой разных отверстий, закрываемых соленоидами. В итоге можно получить несколько степеней рециркуляции. Если используется 3 отверстия – 7 комбинаций, 2 – три варианта. Наиболее совершенным является клапан, работающий в паре с шаговым электродвигателем. Такая система гарантирует очень плавное открытие устройства.
Клапан EGR с теплообменником для автомобилей VW Transporter. Средняя цена: 22150 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если клапан EGR еще и включить в автомобильную систему охлаждения, выбросы оксидов азота понизятся еще больше.
Неисправности рециркуляции
Наиболее часто встречающаяся из них – отложение нагара на плоскости клапан. Обычно это связано с низким качество топлива, регулярными поездками на короткие расстояния. Если двигатель находится не в лучшем состоянии, сильно изношен, процесс покрытия клапана отложениями ускоряется многократно. Появление нагара чревато дальнейшими нарушениями в системе EGR.
Заклинивание
Отложения мешают штоку двигаться, и он останавливается в одном положении. Итогом может стать «плавание» холостых оборотов, остановка ДВС. Также о неисправности клапана свидетельствует «стрельба» в глушитель, трудный старт мотора, уменьшение динамики разгона. Иногда клапан прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом виде. Вопрос в том, как на это реагирует ЭБУ. Иногда оно может перевести работу двигателя в аварийный режим.
Клапан EGR (рециркуляции отработавших газов) для автомобилей Opel Astra H (04-)/Vectra C (02-) 1.6i. Средняя цена: 4737 руб. Фото: ЯндексМаркет
Все описанные выше проблемы характерны для пневматических клапанов. Цифровые (электронные) закоксовыванию подвержены не так сильно. А вот служат, как это ни странно, меньше. Происходит это из-за наличия в устройстве подвижных элементов. Зазоры забивает сажа и деталь приходится менять: замене она не подлежит.
Всегда ли виноват клапан?
Нет, поэтому не стоит торопиться покупать новый. Дело может быть в неработающих датчиках, «сотрудничающих» с EGR, неисправности вакуумной системы. Даже подсос воздуха и патрубок с трещинами тоже «внесут свою лепту». Причина нередко банальна и заключается в чрезмерно изношенном ДВС.
Покупать новый или «глушить»?
Срок службы рециркуляционных клапанов составляет 70-100 тыс. км. Однако на практике в тяжелых условиях ресурс падает до 50 тыс. км. Покупать новую дорогую деталь желающих находится немного: большинство «глушат» клапан, устанавливая прокладку без отверстий.
Комплект заглушек ЕГР ГАЗ 3302 для ДВС Cummins 2.8. Средняя цена: 543 руб. Фото: ЯндексМаркет
И если на бензиновых «атмосферниках» это дает какой-то результат, то на турбированных дизелях могут появиться проблемы. Например: невозможность регулирования наддува, что приводит к преждевременному износу турбины. Есть и общий минус: при постоянно открытом клапане рециркуляции в цилиндры прямиком полетят отходы, образующиеся при сжигании смеси.
Комплект заглушек для удаления ЕГР АЗГ-для Газон Next, двигатель ЯМЗ-5344 толщина 8 мм. Средняя цена: 4779 руб. Фото: ЯндексМаркет
А если клапан цифровой, понадобится перепрошивка ЭБУ. Но все это относительно: есть и плюсы.
Положительная сторона удаления (глушения) клапана EGR
Когда он работает, в цилиндры частично поступают отработанные газы, насыщенные сажей, смолами и иными микрочастицами, способствующими уменьшению ресурса двигателя. К тому же подача выхлопа быстрее окисляет масло, которое потребует замены. также возможно незначительное увеличение мощности ДВС.
Профилактика
Однако стоит прислушаться к доводам логики: если EGR устанавливается с завода, значит, не просто так и все это тысячу раз проверено, испытано. Подобной «теории» следуют многие автовладельцы: чем меньше лезешь в заводские настройки, тем лучше. А что тогда сделать, чтобы клапан служил дольше? Как говорилось выше, электронные изделия требуют замены. А вот пневматические устройства нужно регулярно освобождать (шток и посадочное место) от нагара аэрозолем для чистки карбюратора.
Разобранный пневматический клапан – требует чистки. Фото: YouTube.com
В процессе старайтесь не допускать попадания химиката на резиновые элементы изделия. В EGR с электропневматическим устройством обычно предусмотрен фильтр, который нужно периодически очищать.
Главное профилактическое правило – своевременное обслуживание двигателя, замена «расходников». Тогда ресурс клапана EGR вырастет до 150 тыс. км пробега и более.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...