
ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССР
Когда смотришь на этот автомобиль, никак не хочется верить, что под такой красивой внешностью скрывается обычный ЗиЛ-131. Но если говорить техническим языком, то это «пожарная автомобильная цистерна вагонной компоновки». Работы начались еще в 1973 году и тогда за основу брали ЗиЛ-130. Первая машина получилась красивой внешне (постарались советские дизайнеры), но в техническом плане как-то не очень. Однако ее все равно продемонстрировали на одной из международных выставок, где она привлекла внимание французов.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.
В СССР машина смотрелась «круто», суперсовременно. Фото: YouTube.com
Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.
Наверху видна та самая «пушка», из которой тушили многоэтажные дома. Фото: YouTube.com
Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.
Видны жалюзи-шторки, за которыми оборудование и лестница сзади. Фото: YouTube.com
Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.
В виде игрушки эту машину сегодня увидеть проще, чем в реальности. Фото: YouTube.com
Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?
Машину еле успели спасти от разграбления. Фото: YouTube.com
Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.

Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
Что необычного и непривычного у конструкции
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Оборудование
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.

Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.

Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Кабина
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Почему не пошел в серию?
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.

Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Судьба VMA-30
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?

Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...