ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССР
Когда смотришь на этот автомобиль, никак не хочется верить, что под такой красивой внешностью скрывается обычный ЗиЛ-131. Но если говорить техническим языком, то это «пожарная автомобильная цистерна вагонной компоновки». Работы начались еще в 1973 году и тогда за основу брали ЗиЛ-130. Первая машина получилась красивой внешне (постарались советские дизайнеры), но в техническом плане как-то не очень. Однако ее все равно продемонстрировали на одной из международных выставок, где она привлекла внимание французов.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.
Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.
Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.
Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.
Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?
Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.
В СССР машина смотрелась «круто», суперсовременно. Фото: YouTube.com
Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
Что необычного и непривычного у конструкции
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Оборудование
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.
Наверху видна та самая «пушка», из которой тушили многоэтажные дома. Фото: YouTube.com
Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.
Видны жалюзи-шторки, за которыми оборудование и лестница сзади. Фото: YouTube.com
Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Кабина
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Почему не пошел в серию?
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.
В виде игрушки эту машину сегодня увидеть проще, чем в реальности. Фото: YouTube.com
Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Судьба VMA-30
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?
Машину еле успели спасти от разграбления. Фото: YouTube.com
Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...