ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССР
Когда смотришь на этот автомобиль, никак не хочется верить, что под такой красивой внешностью скрывается обычный ЗиЛ-131. Но если говорить техническим языком, то это «пожарная автомобильная цистерна вагонной компоновки». Работы начались еще в 1973 году и тогда за основу брали ЗиЛ-130. Первая машина получилась красивой внешне (постарались советские дизайнеры), но в техническом плане как-то не очень. Однако ее все равно продемонстрировали на одной из международных выставок, где она привлекла внимание французов.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.
Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.
Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.
Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.
Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?
Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.
В СССР машина смотрелась «круто», суперсовременно. Фото: YouTube.com
Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.
Что необычного и непривычного у конструкции
В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.
Оборудование
Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.
Наверху видна та самая «пушка», из которой тушили многоэтажные дома. Фото: YouTube.com
Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.
Видны жалюзи-шторки, за которыми оборудование и лестница сзади. Фото: YouTube.com
Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.
Кабина
Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.
Почему не пошел в серию?
Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.
В виде игрушки эту машину сегодня увидеть проще, чем в реальности. Фото: YouTube.com
Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.
Судьба VMA-30
Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?
Машину еле успели спасти от разграбления. Фото: YouTube.com
Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...