ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССР
5 067

ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССР

Когда смотришь на этот автомобиль, никак не хочется верить, что под такой красивой внешностью скрывается обычный ЗиЛ-131. Но если говорить техническим языком, то это «пожарная автомобильная цистерна вагонной компоновки». Работы начались еще в 1973 году и тогда за основу брали ЗиЛ-130. Первая машина получилась красивой внешне (постарались советские дизайнеры), но в техническом плане как-то не очень. Однако ее все равно продемонстрировали на одной из международных выставок, где она привлекла внимание французов.


Итогом стала совместная разработка советской «Внештехники» и компании Sides. При создании пожарного автомобиля иностранцы старались придерживаться понравившейся им дизайнерской концепции экстерьера.

ЗиЛ-Sides VMA-30 – самый красивый пожарный автомобиль СССРВ СССР машина смотрелась «круто», суперсовременно. Фото: YouTube.com

Однако «начинка» оформлялась по французским представлениям (ее классифицировали, как VMA-30). Шасси же решили поставить от ЗиЛ-131.

Что необычного и непривычного у конструкции


В машине было немало и советских идей. Например, распашные двери и низкий пол, как у автобуса. Через них пожарники могли мгновенно покинуть автомобиль, если сравнивать с вылезанием из кабины. Расчет располагался в двух отсеках по разные стороны от рамы, проходившей через центр. На ней же было отдельное место для пожарника, заведовавшего лафитной «двустволкой». Из нее подавалась вода с пеной.

Оборудование



Самое непривычное для советских пожарных – наличие агрегата, оснащенного насосами низкого и высокого давления. Последний расположился между отделениями для бойцов и имел достаточно свободный доступ. С помощью этого агрегата, как вспоминают те, кому довелось служить на VMA-30, можно было «добить» до 24-го этажа. Однако чаще посредством насоса высокого давления тушили чадящие помойки.

Наверху видна та самая «пушка», из которой тушили многоэтажные дома. Фото: YouTube.com

Другой положительный момент – размещение снаряжения. Если на советских «пожарках» оно находится в неудобных ящиках, то здесь – за дверями-шторками, что было в диковинку. Крыша – плоская, сделана из нержавеющей стали. Очевидно предполагалось, что с нее будут тушить пожар (наверх ведет лестница). Однако с мокрой поверхности можно и упасть. Под крышей – цистерна, на дне которой имеется ТЭН. С его помощью зимой вода и пена подогреваются.

Видны жалюзи-шторки, за которыми оборудование и лестница сзади. Фото: YouTube.com

Для пожарных предусмотрены неудобные жесткие пластиковые сиденья. Но, как правило, ехать до места пожара обычно недолго. Во-вторых после тушения робы бойцов сильно загрязняются, а отмыть пластиковую поверхность проще, чем любую другую.

Кабина


Она просторная и в первую очередь отличается эргономичностью. Рукоять КПП рядом, до «ручника» тоже проще дотянуться, чем в ЗиЛ-131. Рычаги управления тушащим оборудованием тоже под руками, рядом сбоку. Под рулем – удобный заграничный переключатель. Приборы на панели – зарубежного производства. Исключение составили манометр и спидометр. Над каждой лампочкой, «кругляшом» имеется табличка: ничего не перепутаешь! Под ногами правого пассажира (там должен находиться командир расчета) – ниша для радиостанции.

Почему не пошел в серию?


Этому мешали свои минусы. Например, проблемы с обслуживанием и запчастями, многие из которых производились за границей. Второй момент – слабый двигатель. Хотя его можно было заменить на ЯМЗ-236.

В виде игрушки эту машину сегодня увидеть проще, чем в реальности. Фото: YouTube.com

Да и весь кузов никто не запрещал перенести на КАМАЗ: хотя бы попробовать. Еще один недостаток – габариты, превышавшие ЗиЛ-131. В небольших дворах, заставленным легковушками, разворачиваться сложно.

Судьба VMA-30


Сначала машина «проходила службу» в столице, где гордо красовалась на Олимпиаде-80, присутствуя на самых важных мероприятиях и демонстрируя современность советской пожарной системы. Затем до 90-х автомобиль находился в Ленинграде (Московский район). Со временем потребовался капремонт двигателя. Вроде бы, что тут такого? Мотор-то «зиловский». Однако расположен он был внутри и вытащить его почему-то не смогли или не захотели. Поэтому машину решили просто списать, чего мучиться?

Машину еле успели спасти от разграбления. Фото: YouTube.com

Неужели французы не предусмотрели предстоящей «капиталки»? Конечно же, предусмотрели! Мотор вынимался через крышу, где находился специальный люк. Хорошо, что нашелся человек, который выкупил раритетное авто и сохранил его. Сегодня машина отреставрирована, на ходу и представляет собой уникальный экспонат, напоминающий о потенциале советских конструкторов и дизайнеров.
А вы что думаете о ЗиЛ-Sides VMA-30?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...