
Як-55 – всегда в тренде авиаспорта
Конец 70-х годов минувшего века в авиаспорте был «ознаменован» новым трендом, или, как тогда говорили «модным течением» – воздушной акробатикой. Разумеется, СССР, как одна из ведущих держав в плане самолетостроения, не мог остаться в стороне. Ранее, в 76-м во время Чемпионата мира по высшему пилотажу, проходившем в Киеве, зарубежные мастера продемонстрировали т. н. «тихоходный» стиль, когда все фигуры выполняются с малыми радиусами на небольшой площади, «вокруг хвоста». Подобное «поведение» было признано перспективным.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.
Требования к выполнению фигур высшего пилотажа могли меняться. Фото: YouTube.com
При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.
При выполнении фигур высшего пилотажа земля может «оказаться» и сбоку. Фото: YouTube.com
И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.
Минусы превращали в плюсы уже после чемпионата. Фото: YouTube.com
Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.
Халида Макагонова – абсолютная чемпионка мира 1984 года. Фото: YouTube.com
Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.
С таким шасси лучше всего взлетать на асфальте. Фото: YouTube.com
Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».
Схематичное изображение М-14П. Фото: YouTube.com
Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.
Проверка двигателя М-14П на передвижном стенде. Фото: YouTube.com
Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.
Минимум приборов не мешает выигрывать чемпионаты мира. Фото: YouTube.com
Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.

При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В 80-е годы данное крыло с успехом использовалось на многих зарубежных моделях спортивных самолетов.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.

И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Решение проблемы
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.

Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.

Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Конструктивные особенности Як-55
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Фюзеляж и шасси
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.

Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
Силовая установка
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».

Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.

Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
Кто производит двигатель?
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
Румыния с 1983-го производит М-14П и выпускала их, как минимум, до 2019-го, в т. ч. собственную модификацию под индексом М-14Д.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Пилотажное оборудование
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.

Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Производство Як-55
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Версии машины
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...