Як-55 – всегда в тренде авиаспорта
Конец 70-х годов минувшего века в авиаспорте был «ознаменован» новым трендом, или, как тогда говорили «модным течением» – воздушной акробатикой. Разумеется, СССР, как одна из ведущих держав в плане самолетостроения, не мог остаться в стороне. Ранее, в 76-м во время Чемпионата мира по высшему пилотажу, проходившем в Киеве, зарубежные мастера продемонстрировали т. н. «тихоходный» стиль, когда все фигуры выполняются с малыми радиусами на небольшой площади, «вокруг хвоста». Подобное «поведение» было признано перспективным.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.
При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.
И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.
Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.
Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.
Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».
Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.
Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.
Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.
Требования к выполнению фигур высшего пилотажа могли меняться. Фото: YouTube.com
При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В 80-е годы данное крыло с успехом использовалось на многих зарубежных моделях спортивных самолетов.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.
При выполнении фигур высшего пилотажа земля может «оказаться» и сбоку. Фото: YouTube.com
И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Решение проблемы
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.
Минусы превращали в плюсы уже после чемпионата. Фото: YouTube.com
Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.
Халида Макагонова – абсолютная чемпионка мира 1984 года. Фото: YouTube.com
Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Конструктивные особенности Як-55
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Фюзеляж и шасси
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.
С таким шасси лучше всего взлетать на асфальте. Фото: YouTube.com
Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
Силовая установка
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».
Схематичное изображение М-14П. Фото: YouTube.com
Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.
Проверка двигателя М-14П на передвижном стенде. Фото: YouTube.com
Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
Кто производит двигатель?
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
Румыния с 1983-го производит М-14П и выпускала их, как минимум, до 2019-го, в т. ч. собственную модификацию под индексом М-14Д.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Пилотажное оборудование
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.
Минимум приборов не мешает выигрывать чемпионаты мира. Фото: YouTube.com
Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Производство Як-55
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Версии машины
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...