Як-55 – всегда в тренде авиаспорта
Конец 70-х годов минувшего века в авиаспорте был «ознаменован» новым трендом, или, как тогда говорили «модным течением» – воздушной акробатикой. Разумеется, СССР, как одна из ведущих держав в плане самолетостроения, не мог остаться в стороне. Ранее, в 76-м во время Чемпионата мира по высшему пилотажу, проходившем в Киеве, зарубежные мастера продемонстрировали т. н. «тихоходный» стиль, когда все фигуры выполняются с малыми радиусами на небольшой площади, «вокруг хвоста». Подобное «поведение» было признано перспективным.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.
При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.
И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.
Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.
Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.
Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».
Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.
Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.
Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
Чтобы показать свое мастерство, согласно правилам международных соревнований, нужно уложиться в ограниченное пространство, имевшее конкретные размеры: 1000х900х800 метров. К 1979-му году новый самолет Як-55 был разработан коллективом КБ Яковлева под руководством Ю. Янкевича.
Требования к выполнению фигур высшего пилотажа могли меняться. Фото: YouTube.com
При создании судна учитывались новые требования касательно выполнения фигур пилотажа в «тихоходном» стиле. Для этого крыло сделали более толстым. В итоге удельная нагрузка на плоскости снизилась с 60 кг, как у Як-50, до 50 кг на 1 кв. м. Конструкция получилась настолько удачной, что на нее даже оформили патент.
В 80-е годы данное крыло с успехом использовалось на многих зарубежных моделях спортивных самолетов.
В результате стало проще выполнение всех фигур высшего пилотажа, начиная с самых простых и заканчивая штопорной «бочкой», «колоколом», иными элементами вертикальной акробатики. Однако Як-55 делали долго: первый полет был совершен в мае 81-го.
При выполнении фигур высшего пилотажа земля может «оказаться» и сбоку. Фото: YouTube.com
И тут вышла неувязка: за прошедшее время «модная тенденция» изменилась: летчики опять начали практиковать скоростной стиль, который ранее назвали «советским». Его использовали на соревнованиях лучшие летчики-спортсмены того времени: американцы, чехи, французы.
Решение проблемы
Не успев встать на конвейер, Як-55 моментально устарел. Но у воздушного судна были свои преимущества: он запросто справлялся с любым видом штопора и легко выполнял обратный пилотаж. «Всего-то» требовалось увеличить скоростные качества машины и добиться, чтобы она вращалась вокруг своей продольной оси. На этот раз конструкторы все сделали оперативно: к началу очередного мирового чемпионата 1982-го года все было готово, но не до конца. Самолет тестировали прямо в ходе соревнований.
Минусы превращали в плюсы уже после чемпионата. Фото: YouTube.com
Ряд выявленных недостатков потом пришлось устранять. В частности, сузили крыло, сделав его легче. Результат смогли увидеть только в 1984-м, когда российский пилот Х. Макагонова получила на очередном ЧМ «золото», став абсолютной чемпионкой. В отдельных упражнениях первые места заняли советские спортсмены Н. Никитюк, В. Смолин. Еще одно достижение принадлежит Любови Немковой, ставшей чемпионкой мира в 1986-м году.
Халида Макагонова – абсолютная чемпионка мира 1984 года. Фото: YouTube.com
Из зарубежных аналогов советского «пятьдесят пятого» наиболее сильно в то время выделялись Extra из ФРГ, биплан Pitts, самолет Lazer (США) и машина «Злин» из Чехословакии. По информации от международной федерации авиаспорта ФАИ на сегодняшний день в секторе легких спортивных самолетов зафиксировано свыше 1500 мировых достижений.
Конструктивные особенности Як-55
Помимо симметричного крыла, также гармонично в машине была составлена аэродинамическая схема. Хвост и горизонтальное оперение, да и весь самолет был «одинаковым со всех сторон». Симметричность Як-55 сильно облегчила выполнение сложных фигур и упростило управление.
Фюзеляж и шасси
Это классический полумонокок, крылья с одним лонжероном, съемные, сзади оснащены элеронами, внутри, в корневой части – баки под горючее. Киль сделан, как единое целое с корпусом самолета (для упрощения конструкции). Шасси позаимствовали у Як-50: оно неубирающееся, рулевым является хвостовое колесо.
С таким шасси лучше всего взлетать на асфальте. Фото: YouTube.com
Предусмотрена механическая тормозная система, рессоры изготовлены из сплава титана.
Силовая установка
На самолете установлен звездообразный девятицилиндровый поршневой двигатель М-14П. Мотор разработал конструктор Веденеев аж в 1947-м на основе предшественника АИ-10. В следующем году прошли успешные испытания и в 1950-м АИ-14Р (так он тогда назывался) поставили на конвейер Воронежского механического завода. Позже все наработки по двигателю передали в специально созданное при предприятии «ОКБ Моторостроения».
Схематичное изображение М-14П. Фото: YouTube.com
Первенец развивал 260 «лошадей» и устанавливался на Як-12, Як-18 и другие самолеты, в т. ч. Wilga. Была и вертолетная версия мотора для Ка-15. Двигатель М-14П, выдававший 360 л. с., пошел в серию только в 1974-м году. Помимо Як-55, он устанавливался на Як-18Т, Як-50 и 52, а также «Авиатику». Основные технические данные Як-55:
✅ размах крыльев, длина, высота – 9, 7,29 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 550 и 875 кг
✅ наибольшая скорость – 450 км/ч
✅ потолок – 4 км
✅ дальность – 495 км
✅ время полета – до 2-х часов
Отдельно стоит упомянуть такую характеристику, как максимально допустимую эксплуатационную нагрузку. У Як-55 она составляла 9 единиц. Много это или мало? Для сравнения: у обычных пассажирских самолетов она не превышает 2,5 ед. Для истребителей этот показатель находится в диапазоне от 6-ти до 9-ти. Максимальные перегрузки в 12 единиц могут испытывать немногие самолеты. Из российских – Су-29, Су-31, зарубежных – Extra-300 и некоторые другие модели.
Проверка двигателя М-14П на передвижном стенде. Фото: YouTube.com
Силовой агрегат воздушного охлаждения работает в паре с винтом типа В-530ТА-Д35, обладавшим изменяемым шагом. Система питания (заимствована у Як-50) включала расходный бачок на 5 л (находится под полом), что позволяло летать «вверх ногами» на протяжении трех минут.
Кто производит двигатель?
До 2007 года лицензионный вариант Аи-14Р выпускался в Польше. Китай производил свою версию Аи-14П под названием HS-6, а потом HS-6A мощностью 268 л. с. Правда, была ли у КНР лицензия на производство от СССР, неясно. В РФ серийный выпуск этого двигателя прекратили в 1994-м.
Румыния с 1983-го производит М-14П и выпускала их, как минимум, до 2019-го, в т. ч. собственную модификацию под индексом М-14Д.
В 2018 году права разработчика в России для производства двигателей М-14ПФ и Р, а также М-14В26В1 были закреплены за предприятием «Опытное КБ моторостроения». Вот такая чехарда с двигателем: видимо, удачная получилась конструкция, если производят в разных странах.
Пилотажное оборудование
Представляет собой минимальный комплект аппаратуры, приборов, позволяющий совершать полеты только в простых метеоусловиях. На борту имеется радиостанция.
Минимум приборов не мешает выигрывать чемпионаты мира. Фото: YouTube.com
Собственно, большего и не требуется: машина предназначена для соревнований.
Производство Як-55
Простой по конструкции, легкий в обслуживании самолет, обладавший высокими летными характеристиками, поставили на конвейер в 1985-м году (авиационное предприятие «Прогресс» в Арсеньеве). До 1991-го было выпущено 108 единиц техники. Однако позже производство решили возобновить и до 1993-го года «свет увидели» еще 106 машин: т. е. всего 214 аппаратов. Вот пример продолжения серийного выпуска в условиях жесточайшего экономического кризиса 90-х и развала СССР.
Версии машины
Прототип был изготовлен в количестве двух экземпляров. Позже разработали предсерийную базовую версию, которая от предшественников отличалась остроносым крылом (изменили его профиль). Следующая модификация – Як-55М имела меньший размах крыльев. На его основе построили Як-54, использовавшийся для подготовки будущих летчиков. Самолет и сегодня можно встретить в некоторых аэроклубах.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...