Автомобильный мост – какие конструкции бывают и для чего?
Автомобильный мост – один из главных агрегатов, который одномоментно решает множество задач. Это соединение колес с кузовом, передача крутящего момента, обеспечение управления машиной, нивелирование дорожных неровностей. Поэтому при разработке мостов инженерам приходится решать сразу несколько технических задач.
Владелец американской компании Olds Motor Works, занимавшейся производством автомобилей, в 1901 году представил публике свою новую модель. Но бизнесмена постигла беда: его завод сгорел и удалось спасти один вышеупомянутый экземпляр. Чтобы наладить дела, конструктор решил начать (первым в мире!) серийное производство своей модели, дабы уберечься от банкротства.
И ему это удалось: в 900-е его OldsMobil curved-dash был одним из наиболее популярных и покупаемых автомобилей. Конструктор для быстроты сборки в своей машине использовал передачу крутящего момента на задние колеса, жестко прикрепленные к поперечной балке, при помощи цепи. Так появился первый автомобильный мост. Кстати: данный принцип используется и сегодня в конструкции трехколесных велосипедов. Подобные мосты разбирались пополам для удобства серийного производства.
В 1903 году «засветился» американец Кларенс Спайсер, предложивший кардан с крестовинами собственной разработки, который ему удалось запатентовать. Однако компания Спайсера просуществовала недолго и ее купил А. Дана. Интерес эта информация представляет в том плане, что позже мосты станут называть «спайсер» и «дана» с разными индексами: например, Dana 60. Все произошло по аналогии с «ксероксами» – сегодня многие и не подозревают, что это название компании Rank Xerox, а не сам аппарат.
А если копнуть чуть глубже, то окажется, что фирма Salisbury transmission в 1919-м входила в компанию Спайсера и поэтому все мосты, производимые им, по привычке в Англии называли «солсбери». А еще есть мост «тимкен» с разделяемыми корпусами редукторов, тоже названный по имени его изобретателя и компании William Timken Detroit Company.
Одна из популярных конструкций, встречающихся на заднеприводных машинах, представляет собой балку-«чулок», внутри которой располагаются полуоси, а к ним прикреплены ступицы, главная передача. Речь идет о ведущем неуправляемом мосте, который, например, стоит на всей легковой советской «классике».
Последние обладают наиболее высокой жесткостью и чаще всего устанавливаются на тяжелых грузовиках, автобусах. Здесь – литой картер, в котором фиксируются рукава полуосей. Мосты, оснащенные разъемной балкой можно встретить на легковушках и коммерческом транспорте. Такие конструкции рассоединяются на две части, к каждой из которых прикреплены «чехлы» полуосей.
По методу изготовления существуют штампованные и литые мосты. Последние считаются самыми надежными. Однако технология изготовления сложная и подобные агрегаты стоят дорого. Штампованные мосты чуть менее надежны, т. к. изготавливаются с использованием сварки.
Тут есть всего два типа конструкций. Первый – неразрезной. Эта система предполагает жесткую связь колес между собой с помощью балки (см. выше). Если одно из них меняет свое положение, то второе «повторяет манипуляции» первого. Например, если вы наехали левым колесом на бугорок, то оно наклонится, как и правое (и вся балка тоже). В итоге вся машина тоже накренится. С одной стороны, это вызывает дискомфорт у водителя и пассажиров, с другой – обеспечивает надежность конструкции. Поэтому неразрезные мосты часто устанавливают на рамные внедорожники, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях. Но это не значит, что противоположный тип конструкции на них не используется.
Иное дело – разрезной мост. В этом случае колеса имеют связь с балкой посредством элементов подвески. При наезде на препятствие обе ската остаются в вертикальном положении и параллельными друг другу. Кузов же почти не кренится (зависит от размера дорожного просвета). Такая конструкция обеспечивает более комфортный проезд через пересеченную местность, но является менее надежной по сравнению с неразрезной.
Первые включают в себя часть рулевого механизма. Чаще всего такие конструкцию располагают спереди. Если автомобиль имеет несколько осей, то и управляемых мостов может быть 2-3 и более. Вспомните: например, у ракетовозов некоторых типов, перевозящих тяжелое вооружение, поворачиваются не только передние колеса, но и «средние».
Подобная система используется и на некоторых многоосных колесных вездеходах. Но даже и некоторые гражданские грузовики, легковушки умеют «подруливать».
Если он неразрезной, то это балка, на концах которой – поворотные кулаки: на их цапфах закреплены колесные ступицы. Требования к такому мосту несложные: легкость, прочность и жесткость. Это обеспечивает стальной двутавр. Обычно он изогнут посередине, чтобы двигатель был пониже, для обеспечения устойчивости автомобилю.
Но бывает и так, что управляемый мост располагается сзади. Чаще всего подобная схема используется на коммунальной или сельскохозяйственной технике. Примером может служить комбайн «Нива СК-5», у которого поворачиваются не передние, а задние колеса.
Что касается комбинированных конструкций, имеется в виду разрезной мост, который является одновременно ведущим и управляемым. Такая схема крайне популярна и применяется в большинстве легковых переднеприводных автомобилей. В качестве примера можно привести ВАЗ-2108-15. Здесь дифференциал с главной передачей размещены в одном корпусе вместе с КПП. Тут же – привода в виде ШРУСов. Те из них, что снаружи, обеспечивают поворот колеса, а внутренние – гарантируют его подвижность в вертикальном направлении.
Несложная конструкция, имеющая вид цельнолитой (чаще всего) балки-поперечины (двутавр или труба) к концам которой прикреплены ступицы. Яркий пример поддерживающего моста – любой переднеприводной автомобиль ВАЗ. Сзади у него стоит такая система. Благодаря простоте и цельнолитой балке подобная схема считается самой надежной из всех типов задней подвески.
Поддерживающие конструкции – непременный атрибут полу- и полных прицепов грузовых автомобилей.
Это специфические или «узкоспециализированные» системы, встретить которые можно на грузовых автомобилях с несколькими ведущими осями. Функция проходного моста заключается в частичной передаче крутящего момента дальше.
Подобные системы применяются например, на КАМАЗах с высокой проходимостью.
Входит в конструкцию ведущего моста, может быть передним и задним. В первом случае чаще всего встраивается в коробку. Если у машины задний привод, редуктор устанавливается в среднюю часть моста. Для авто 4х4 имеется два подобных механизма. Приводы соответствуют количеству редукторов.
Когда говорят о редукторе, упоминают передаточное число. Чем оно выше, тем больше масса у автомобиля, который будет передвигаться небыстро, но зато перевезет больше грузов. И наоборот: меньшее передаточное число характерно для машин с малым весом, но высокой скоростью.
Мост – часть авто, связывающая колеса и принимающая на себя нагрузку, которую передает несущей конструкции. Главные свойства описываемого механизма – тип и гибкость. Например, нет смысла на машине с разрезным мостом постоянно преодолевать плохие дороги: он долго не выдержит. И наоборот, ездить регулярно с неразъемной конструкцией по магистралям утомительно: она будет реагировать на каждую неровность.
Чуть истории
Владелец американской компании Olds Motor Works, занимавшейся производством автомобилей, в 1901 году представил публике свою новую модель. Но бизнесмена постигла беда: его завод сгорел и удалось спасти один вышеупомянутый экземпляр. Чтобы наладить дела, конструктор решил начать (первым в мире!) серийное производство своей модели, дабы уберечься от банкротства.
Тот самый OldsMobil curved-dash с настоящим автомобильным задним мостом. Фото: YouTube.com
И ему это удалось: в 900-е его OldsMobil curved-dash был одним из наиболее популярных и покупаемых автомобилей. Конструктор для быстроты сборки в своей машине использовал передачу крутящего момента на задние колеса, жестко прикрепленные к поперечной балке, при помощи цепи. Так появился первый автомобильный мост. Кстати: данный принцип используется и сегодня в конструкции трехколесных велосипедов. Подобные мосты разбирались пополам для удобства серийного производства.
Первый автомобильный мост используется и сегодня. Фото: YouTube.com
В 1903 году «засветился» американец Кларенс Спайсер, предложивший кардан с крестовинами собственной разработки, который ему удалось запатентовать. Однако компания Спайсера просуществовала недолго и ее купил А. Дана. Интерес эта информация представляет в том плане, что позже мосты станут называть «спайсер» и «дана» с разными индексами: например, Dana 60. Все произошло по аналогии с «ксероксами» – сегодня многие и не подозревают, что это название компании Rank Xerox, а не сам аппарат.
Мост типа «спайсер» для УАЗ. Фото: YouTube.com
А если копнуть чуть глубже, то окажется, что фирма Salisbury transmission в 1919-м входила в компанию Спайсера и поэтому все мосты, производимые им, по привычке в Англии называли «солсбери». А еще есть мост «тимкен» с разделяемыми корпусами редукторов, тоже названный по имени его изобретателя и компании William Timken Detroit Company.
Как классифицируются автомобильные мосты
Одна из популярных конструкций, встречающихся на заднеприводных машинах, представляет собой балку-«чулок», внутри которой располагаются полуоси, а к ним прикреплены ступицы, главная передача. Речь идет о ведущем неуправляемом мосте, который, например, стоит на всей легковой советской «классике».
Мосты с разъемной и неразъемной балкой
Последние обладают наиболее высокой жесткостью и чаще всего устанавливаются на тяжелых грузовиках, автобусах. Здесь – литой картер, в котором фиксируются рукава полуосей. Мосты, оснащенные разъемной балкой можно встретить на легковушках и коммерческом транспорте. Такие конструкции рассоединяются на две части, к каждой из которых прикреплены «чехлы» полуосей.
Тестирование заднего ведущего моста. Фото: YouTube.com
По методу изготовления существуют штампованные и литые мосты. Последние считаются самыми надежными. Однако технология изготовления сложная и подобные агрегаты стоят дорого. Штампованные мосты чуть менее надежны, т. к. изготавливаются с использованием сварки.
Деление мостов по виду подвески
Тут есть всего два типа конструкций. Первый – неразрезной. Эта система предполагает жесткую связь колес между собой с помощью балки (см. выше). Если одно из них меняет свое положение, то второе «повторяет манипуляции» первого. Например, если вы наехали левым колесом на бугорок, то оно наклонится, как и правое (и вся балка тоже). В итоге вся машина тоже накренится. С одной стороны, это вызывает дискомфорт у водителя и пассажиров, с другой – обеспечивает надежность конструкции. Поэтому неразрезные мосты часто устанавливают на рамные внедорожники, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях. Но это не значит, что противоположный тип конструкции на них не используется.
Хорошо видно, как независимо работают колеса на разрезных мостах. Фото: YouTube.com
Иное дело – разрезной мост. В этом случае колеса имеют связь с балкой посредством элементов подвески. При наезде на препятствие обе ската остаются в вертикальном положении и параллельными друг другу. Кузов же почти не кренится (зависит от размера дорожного просвета). Такая конструкция обеспечивает более комфортный проезд через пересеченную местность, но является менее надежной по сравнению с неразрезной.
Управляемые и комбинированные мосты
Первые включают в себя часть рулевого механизма. Чаще всего такие конструкцию располагают спереди. Если автомобиль имеет несколько осей, то и управляемых мостов может быть 2-3 и более. Вспомните: например, у ракетовозов некоторых типов, перевозящих тяжелое вооружение, поворачиваются не только передние колеса, но и «средние».
Здесь два передних моста управляемые. Фото: YouTube.com
Подобная система используется и на некоторых многоосных колесных вездеходах. Но даже и некоторые гражданские грузовики, легковушки умеют «подруливать».
Передние мосты
Если он неразрезной, то это балка, на концах которой – поворотные кулаки: на их цапфах закреплены колесные ступицы. Требования к такому мосту несложные: легкость, прочность и жесткость. Это обеспечивает стальной двутавр. Обычно он изогнут посередине, чтобы двигатель был пониже, для обеспечения устойчивости автомобилю.
Но бывает и так, что управляемый мост располагается сзади. Чаще всего подобная схема используется на коммунальной или сельскохозяйственной технике. Примером может служить комбайн «Нива СК-5», у которого поворачиваются не передние, а задние колеса.
Огромный СК-5 поворачивал благодаря этим маленьким задним колесам. Фото: YouTube.com
Что касается комбинированных конструкций, имеется в виду разрезной мост, который является одновременно ведущим и управляемым. Такая схема крайне популярна и применяется в большинстве легковых переднеприводных автомобилей. В качестве примера можно привести ВАЗ-2108-15. Здесь дифференциал с главной передачей размещены в одном корпусе вместе с КПП. Тут же – привода в виде ШРУСов. Те из них, что снаружи, обеспечивают поворот колеса, а внутренние – гарантируют его подвижность в вертикальном направлении.
Поддерживающие мосты
Несложная конструкция, имеющая вид цельнолитой (чаще всего) балки-поперечины (двутавр или труба) к концам которой прикреплены ступицы. Яркий пример поддерживающего моста – любой переднеприводной автомобиль ВАЗ. Сзади у него стоит такая система. Благодаря простоте и цельнолитой балке подобная схема считается самой надежной из всех типов задней подвески.
Задняя балка тоже может сломаться, если ездить там, где не надо (Lada Granta). Фото: YouTube.com
Поддерживающие конструкции – непременный атрибут полу- и полных прицепов грузовых автомобилей.
Проходные мосты
Это специфические или «узкоспециализированные» системы, встретить которые можно на грузовых автомобилях с несколькими ведущими осями. Функция проходного моста заключается в частичной передаче крутящего момента дальше.
Трехмостовый КАМАЗ с проходной конструкцией. Фото: YouTube.com
Подобные системы применяются например, на КАМАЗах с высокой проходимостью.
Редуктор
Входит в конструкцию ведущего моста, может быть передним и задним. В первом случае чаще всего встраивается в коробку. Если у машины задний привод, редуктор устанавливается в среднюю часть моста. Для авто 4х4 имеется два подобных механизма. Приводы соответствуют количеству редукторов.
Редуктор заднеприводного ВАЗ в отдельном виде. Фото: YouTube.com
Когда говорят о редукторе, упоминают передаточное число. Чем оно выше, тем больше масса у автомобиля, который будет передвигаться небыстро, но зато перевезет больше грузов. И наоборот: меньшее передаточное число характерно для машин с малым весом, но высокой скоростью.
Итоги
Мост – часть авто, связывающая колеса и принимающая на себя нагрузку, которую передает несущей конструкции. Главные свойства описываемого механизма – тип и гибкость. Например, нет смысла на машине с разрезным мостом постоянно преодолевать плохие дороги: он долго не выдержит. И наоборот, ездить регулярно с неразъемной конструкцией по магистралям утомительно: она будет реагировать на каждую неровность.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...