.d-md-none .d-lg-block bibimot

Як-142: единственный и неповторимый

Як-142: единственный и неповторимый
Исторически и конструкционно этот самолет условно можно считать логическим продолжением Я-42, а если говорить еще точнее, то Як-40. Первый из них являлся улучшенной версией предшественника, он обошел своих конкурентов и мог бы уверенно занимать ведущее место в своей рыночной нише. Однако череда авиакатастроф не позволила это сделать. Несмотря на то, что в авариях конструкция самолета была «не виновата», машину решили модернизировать.


Следующая версия носила название Як-42Д. Самолет создали, сертифицировали в 1987-м. Воздушное судно оснастили комплектом аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление.

Як-142: единственный и неповторимыйЯк-42Д тоже не получил широкого распространения. Фото: YouTube.com

Машина могла садиться в любых метеоусловиях, была оснащена по требованиям западных стандартов, навигационной системой TCAS II, GPS. Однако столь сложная аппаратура постоянно отказывала, поэтому решили разработать следующий вариант – Як-142 (Як-42М).

Цели


По сравнению с предшественником, новая машина должна была стать более совершенной в аэродинамическом плане и расходовать меньше горючего. Так в итоге и получилось: новое воздушное судно отличается вытянутым, более «стройным» фюзеляжем и экономичностью. Машина (прототип) увидела свет в 1992-м году и была представлена общественности в 1993-м сначала в столице РФ, потом во Франции (Ле-Бурже) и ФРГ (Берлин). Тогда же за воздушным судном окончательно закрепился индекс «142».

Конструкция


Она представляет собой цельнометаллический низкоплан, выполненный по свободнонесущей схеме с оперением в виде буквы «Т». Стреловидные крылья имеют неразъемную конструкцию, фюзеляж сделан из современных легких и прочных сплавов. Шасси с убирающимися стойками выполнено на трех опорах, оборудовано тормозными системами. Переднее колесо – рулевое.

Силовая установка


Ее роль играет тройка трехвальных двигателей Д-36. Агрегат довольно старый: его серийное производство было организовано в Запорожье (завод «Моторостроитель») еще в 1977 году. А сам двигатель разработан в 60-х в КБ «Прогресс», которым в то время руководил конструктор Лотарев. Изначально мотор предназначался для военно-транспортного судна Ан-60. Однако впоследствии устанавливался и на другие самолеты: Ан-72 и Ан-74, а позже и на Як-42. «Побывал» Д-36 и на экранопланах моделей «Комета-2», «Вихрь-2». Агрегаты, устанавливаемые на Як-142 имеют устройства, понижающие шумность.

Д-36 разработан в конце 60-х. Фото: YouTube.com

Двигатель обладает высокой степенью двухконтурности (5,6), имеет массу в 1,106 т. Тяга – 6,5 тс при расходе горючего на взлете 0,358 кг/кгс-ч и в режиме крейсерской скорости 0,649 кг/кгс-ч. Серийный выпуск Д-36 не прекращается, капитальный ремонт мотора, имеющего модульную схему, производит предприятие АРЗ-695, расположенное в г. Арамиль.

Бортовое оборудование


На воздушное судно установлен навигационный комплекс ЦПНК-42, выполненный в «цифре». Эта система обеспечивает автоматическое прохождение семидесяти маршрутов полета, уже заложенных в программу. Автопилот обеспечивает заход на глиссаду и приземление. Установленное БРЭО гарантирует функционирование силовых агрегатов в пяти вариантах. Вся необходимая информация о состоянии двигателей в режиме онлайн выводится на дисплеи. Также в лайнере предусмотрена система, отвечающая за недопущение сваливания судна. Продольная устойчивость при средней скорости Як-142 гарантируется при помощи электрического дистанционного управления.

Единственный Як-142 летает и принадлежит Lukoil. Фото: YouTube.com

Установленное автоматическое оборудование позволяет пилотировать самолет двум летчикам. Главные летно-технические параметры Як-142:

✅ размах крыльев, длина и высота – 34,88, 38,4 и 9,83 метра
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 38,4 и 57,5 тонны
✅ общая тяга силовой установки – 191,22 кН
✅ средняя и наивысшая скорость – 750 и 800 км/ч
✅ максимальная дальность – 5 тыс. км (с нагрузкой – 1600 км)

Если пожелает заказчик, на машину могут поставить спутниковую навигацию или (и) систему, предупреждающую о возможном столкновении в полете (TCAS).

Сегодня


К сожалению, самолет был изготовлен в единственном экземпляре – бурные события 90-х не позволили развить проект дальше. Уже построенный Як-142 сегодня успешно эксплуатируется компанией «Лукойл».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о Як-142?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Як-42 – малочисленный потомок Як-40 летает по сей деньАн-38 – забытая гордость советского авиапрома

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 2 165