Як-142: единственный и неповторимый
Исторически и конструкционно этот самолет условно можно считать логическим продолжением Я-42, а если говорить еще точнее, то Як-40. Первый из них являлся улучшенной версией предшественника, он обошел своих конкурентов и мог бы уверенно занимать ведущее место в своей рыночной нише. Однако череда авиакатастроф не позволила это сделать. Несмотря на то, что в авариях конструкция самолета была «не виновата», машину решили модернизировать.
Следующая версия носила название Як-42Д. Самолет создали, сертифицировали в 1987-м. Воздушное судно оснастили комплектом аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление.
Машина могла садиться в любых метеоусловиях, была оснащена по требованиям западных стандартов, навигационной системой TCAS II, GPS. Однако столь сложная аппаратура постоянно отказывала, поэтому решили разработать следующий вариант – Як-142 (Як-42М).
По сравнению с предшественником, новая машина должна была стать более совершенной в аэродинамическом плане и расходовать меньше горючего. Так в итоге и получилось: новое воздушное судно отличается вытянутым, более «стройным» фюзеляжем и экономичностью. Машина (прототип) увидела свет в 1992-м году и была представлена общественности в 1993-м сначала в столице РФ, потом во Франции (Ле-Бурже) и ФРГ (Берлин). Тогда же за воздушным судном окончательно закрепился индекс «142».
Она представляет собой цельнометаллический низкоплан, выполненный по свободнонесущей схеме с оперением в виде буквы «Т». Стреловидные крылья имеют неразъемную конструкцию, фюзеляж сделан из современных легких и прочных сплавов. Шасси с убирающимися стойками выполнено на трех опорах, оборудовано тормозными системами. Переднее колесо – рулевое.
Ее роль играет тройка трехвальных двигателей Д-36. Агрегат довольно старый: его серийное производство было организовано в Запорожье (завод «Моторостроитель») еще в 1977 году. А сам двигатель разработан в 60-х в КБ «Прогресс», которым в то время руководил конструктор Лотарев. Изначально мотор предназначался для военно-транспортного судна Ан-60. Однако впоследствии устанавливался и на другие самолеты: Ан-72 и Ан-74, а позже и на Як-42. «Побывал» Д-36 и на экранопланах моделей «Комета-2», «Вихрь-2». Агрегаты, устанавливаемые на Як-142 имеют устройства, понижающие шумность.
Двигатель обладает высокой степенью двухконтурности (5,6), имеет массу в 1,106 т. Тяга – 6,5 тс при расходе горючего на взлете 0,358 кг/кгс-ч и в режиме крейсерской скорости 0,649 кг/кгс-ч. Серийный выпуск Д-36 не прекращается, капитальный ремонт мотора, имеющего модульную схему, производит предприятие АРЗ-695, расположенное в г. Арамиль.
На воздушное судно установлен навигационный комплекс ЦПНК-42, выполненный в «цифре». Эта система обеспечивает автоматическое прохождение семидесяти маршрутов полета, уже заложенных в программу. Автопилот обеспечивает заход на глиссаду и приземление. Установленное БРЭО гарантирует функционирование силовых агрегатов в пяти вариантах. Вся необходимая информация о состоянии двигателей в режиме онлайн выводится на дисплеи. Также в лайнере предусмотрена система, отвечающая за недопущение сваливания судна. Продольная устойчивость при средней скорости Як-142 гарантируется при помощи электрического дистанционного управления.
Установленное автоматическое оборудование позволяет пилотировать самолет двум летчикам. Главные летно-технические параметры Як-142:
✅ размах крыльев, длина и высота – 34,88, 38,4 и 9,83 метра
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 38,4 и 57,5 тонны
✅ общая тяга силовой установки – 191,22 кН
✅ средняя и наивысшая скорость – 750 и 800 км/ч
✅ максимальная дальность – 5 тыс. км (с нагрузкой – 1600 км)
Если пожелает заказчик, на машину могут поставить спутниковую навигацию или (и) систему, предупреждающую о возможном столкновении в полете (TCAS).
К сожалению, самолет был изготовлен в единственном экземпляре – бурные события 90-х не позволили развить проект дальше. Уже построенный Як-142 сегодня успешно эксплуатируется компанией «Лукойл».
Следующая версия носила название Як-42Д. Самолет создали, сертифицировали в 1987-м. Воздушное судно оснастили комплектом аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление.
Як-42Д тоже не получил широкого распространения. Фото: YouTube.com
Машина могла садиться в любых метеоусловиях, была оснащена по требованиям западных стандартов, навигационной системой TCAS II, GPS. Однако столь сложная аппаратура постоянно отказывала, поэтому решили разработать следующий вариант – Як-142 (Як-42М).
Цели
По сравнению с предшественником, новая машина должна была стать более совершенной в аэродинамическом плане и расходовать меньше горючего. Так в итоге и получилось: новое воздушное судно отличается вытянутым, более «стройным» фюзеляжем и экономичностью. Машина (прототип) увидела свет в 1992-м году и была представлена общественности в 1993-м сначала в столице РФ, потом во Франции (Ле-Бурже) и ФРГ (Берлин). Тогда же за воздушным судном окончательно закрепился индекс «142».
Конструкция
Она представляет собой цельнометаллический низкоплан, выполненный по свободнонесущей схеме с оперением в виде буквы «Т». Стреловидные крылья имеют неразъемную конструкцию, фюзеляж сделан из современных легких и прочных сплавов. Шасси с убирающимися стойками выполнено на трех опорах, оборудовано тормозными системами. Переднее колесо – рулевое.
Силовая установка
Ее роль играет тройка трехвальных двигателей Д-36. Агрегат довольно старый: его серийное производство было организовано в Запорожье (завод «Моторостроитель») еще в 1977 году. А сам двигатель разработан в 60-х в КБ «Прогресс», которым в то время руководил конструктор Лотарев. Изначально мотор предназначался для военно-транспортного судна Ан-60. Однако впоследствии устанавливался и на другие самолеты: Ан-72 и Ан-74, а позже и на Як-42. «Побывал» Д-36 и на экранопланах моделей «Комета-2», «Вихрь-2». Агрегаты, устанавливаемые на Як-142 имеют устройства, понижающие шумность.
Д-36 разработан в конце 60-х. Фото: YouTube.com
Двигатель обладает высокой степенью двухконтурности (5,6), имеет массу в 1,106 т. Тяга – 6,5 тс при расходе горючего на взлете 0,358 кг/кгс-ч и в режиме крейсерской скорости 0,649 кг/кгс-ч. Серийный выпуск Д-36 не прекращается, капитальный ремонт мотора, имеющего модульную схему, производит предприятие АРЗ-695, расположенное в г. Арамиль.
Бортовое оборудование
На воздушное судно установлен навигационный комплекс ЦПНК-42, выполненный в «цифре». Эта система обеспечивает автоматическое прохождение семидесяти маршрутов полета, уже заложенных в программу. Автопилот обеспечивает заход на глиссаду и приземление. Установленное БРЭО гарантирует функционирование силовых агрегатов в пяти вариантах. Вся необходимая информация о состоянии двигателей в режиме онлайн выводится на дисплеи. Также в лайнере предусмотрена система, отвечающая за недопущение сваливания судна. Продольная устойчивость при средней скорости Як-142 гарантируется при помощи электрического дистанционного управления.
Единственный Як-142 летает и принадлежит Lukoil. Фото: YouTube.com
Установленное автоматическое оборудование позволяет пилотировать самолет двум летчикам. Главные летно-технические параметры Як-142:
✅ размах крыльев, длина и высота – 34,88, 38,4 и 9,83 метра
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 38,4 и 57,5 тонны
✅ общая тяга силовой установки – 191,22 кН
✅ средняя и наивысшая скорость – 750 и 800 км/ч
✅ максимальная дальность – 5 тыс. км (с нагрузкой – 1600 км)
Если пожелает заказчик, на машину могут поставить спутниковую навигацию или (и) систему, предупреждающую о возможном столкновении в полете (TCAS).
Сегодня
К сожалению, самолет был изготовлен в единственном экземпляре – бурные события 90-х не позволили развить проект дальше. Уже построенный Як-142 сегодня успешно эксплуатируется компанией «Лукойл».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...