
Як-142: единственный и неповторимый
Исторически и конструкционно этот самолет условно можно считать логическим продолжением Я-42, а если говорить еще точнее, то Як-40. Первый из них являлся улучшенной версией предшественника, он обошел своих конкурентов и мог бы уверенно занимать ведущее место в своей рыночной нише. Однако череда авиакатастроф не позволила это сделать. Несмотря на то, что в авариях конструкция самолета была «не виновата», машину решили модернизировать.
Следующая версия носила название Як-42Д. Самолет создали, сертифицировали в 1987-м. Воздушное судно оснастили комплектом аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление.
Як-42Д тоже не получил широкого распространения. Фото: YouTube.com
Машина могла садиться в любых метеоусловиях, была оснащена по требованиям западных стандартов, навигационной системой TCAS II, GPS. Однако столь сложная аппаратура постоянно отказывала, поэтому решили разработать следующий вариант – Як-142 (Як-42М).
По сравнению с предшественником, новая машина должна была стать более совершенной в аэродинамическом плане и расходовать меньше горючего. Так в итоге и получилось: новое воздушное судно отличается вытянутым, более «стройным» фюзеляжем и экономичностью. Машина (прототип) увидела свет в 1992-м году и была представлена общественности в 1993-м сначала в столице РФ, потом во Франции (Ле-Бурже) и ФРГ (Берлин). Тогда же за воздушным судном окончательно закрепился индекс «142».
Она представляет собой цельнометаллический низкоплан, выполненный по свободнонесущей схеме с оперением в виде буквы «Т». Стреловидные крылья имеют неразъемную конструкцию, фюзеляж сделан из современных легких и прочных сплавов. Шасси с убирающимися стойками выполнено на трех опорах, оборудовано тормозными системами. Переднее колесо – рулевое.
Ее роль играет тройка трехвальных двигателей Д-36. Агрегат довольно старый: его серийное производство было организовано в Запорожье (завод «Моторостроитель») еще в 1977 году. А сам двигатель разработан в 60-х в КБ «Прогресс», которым в то время руководил конструктор Лотарев. Изначально мотор предназначался для военно-транспортного судна Ан-60. Однако впоследствии устанавливался и на другие самолеты: Ан-72 и Ан-74, а позже и на Як-42. «Побывал» Д-36 и на экранопланах моделей «Комета-2», «Вихрь-2». Агрегаты, устанавливаемые на Як-142 имеют устройства, понижающие шумность.
Д-36 разработан в конце 60-х. Фото: YouTube.com
Двигатель обладает высокой степенью двухконтурности (5,6), имеет массу в 1,106 т. Тяга – 6,5 тс при расходе горючего на взлете 0,358 кг/кгс-ч и в режиме крейсерской скорости 0,649 кг/кгс-ч. Серийный выпуск Д-36 не прекращается, капитальный ремонт мотора, имеющего модульную схему, производит предприятие АРЗ-695, расположенное в г. Арамиль.
На воздушное судно установлен навигационный комплекс ЦПНК-42, выполненный в «цифре». Эта система обеспечивает автоматическое прохождение семидесяти маршрутов полета, уже заложенных в программу. Автопилот обеспечивает заход на глиссаду и приземление. Установленное БРЭО гарантирует функционирование силовых агрегатов в пяти вариантах. Вся необходимая информация о состоянии двигателей в режиме онлайн выводится на дисплеи. Также в лайнере предусмотрена система, отвечающая за недопущение сваливания судна. Продольная устойчивость при средней скорости Як-142 гарантируется при помощи электрического дистанционного управления.
Единственный Як-142 летает и принадлежит Lukoil. Фото: YouTube.com
Установленное автоматическое оборудование позволяет пилотировать самолет двум летчикам. Главные летно-технические параметры Як-142:
✅ размах крыльев, длина и высота – 34,88, 38,4 и 9,83 метра
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 38,4 и 57,5 тонны
✅ общая тяга силовой установки – 191,22 кН
✅ средняя и наивысшая скорость – 750 и 800 км/ч
✅ максимальная дальность – 5 тыс. км (с нагрузкой – 1600 км)
Если пожелает заказчик, на машину могут поставить спутниковую навигацию или (и) систему, предупреждающую о возможном столкновении в полете (TCAS).
К сожалению, самолет был изготовлен в единственном экземпляре – бурные события 90-х не позволили развить проект дальше. Уже построенный Як-142 сегодня успешно эксплуатируется компанией «Лукойл».
Следующая версия носила название Як-42Д. Самолет создали, сертифицировали в 1987-м. Воздушное судно оснастили комплектом аппаратуры, обеспечивающей автоматическое управление.

Машина могла садиться в любых метеоусловиях, была оснащена по требованиям западных стандартов, навигационной системой TCAS II, GPS. Однако столь сложная аппаратура постоянно отказывала, поэтому решили разработать следующий вариант – Як-142 (Як-42М).
Цели
По сравнению с предшественником, новая машина должна была стать более совершенной в аэродинамическом плане и расходовать меньше горючего. Так в итоге и получилось: новое воздушное судно отличается вытянутым, более «стройным» фюзеляжем и экономичностью. Машина (прототип) увидела свет в 1992-м году и была представлена общественности в 1993-м сначала в столице РФ, потом во Франции (Ле-Бурже) и ФРГ (Берлин). Тогда же за воздушным судном окончательно закрепился индекс «142».
Конструкция
Она представляет собой цельнометаллический низкоплан, выполненный по свободнонесущей схеме с оперением в виде буквы «Т». Стреловидные крылья имеют неразъемную конструкцию, фюзеляж сделан из современных легких и прочных сплавов. Шасси с убирающимися стойками выполнено на трех опорах, оборудовано тормозными системами. Переднее колесо – рулевое.
Силовая установка
Ее роль играет тройка трехвальных двигателей Д-36. Агрегат довольно старый: его серийное производство было организовано в Запорожье (завод «Моторостроитель») еще в 1977 году. А сам двигатель разработан в 60-х в КБ «Прогресс», которым в то время руководил конструктор Лотарев. Изначально мотор предназначался для военно-транспортного судна Ан-60. Однако впоследствии устанавливался и на другие самолеты: Ан-72 и Ан-74, а позже и на Як-42. «Побывал» Д-36 и на экранопланах моделей «Комета-2», «Вихрь-2». Агрегаты, устанавливаемые на Як-142 имеют устройства, понижающие шумность.

Двигатель обладает высокой степенью двухконтурности (5,6), имеет массу в 1,106 т. Тяга – 6,5 тс при расходе горючего на взлете 0,358 кг/кгс-ч и в режиме крейсерской скорости 0,649 кг/кгс-ч. Серийный выпуск Д-36 не прекращается, капитальный ремонт мотора, имеющего модульную схему, производит предприятие АРЗ-695, расположенное в г. Арамиль.
Бортовое оборудование
На воздушное судно установлен навигационный комплекс ЦПНК-42, выполненный в «цифре». Эта система обеспечивает автоматическое прохождение семидесяти маршрутов полета, уже заложенных в программу. Автопилот обеспечивает заход на глиссаду и приземление. Установленное БРЭО гарантирует функционирование силовых агрегатов в пяти вариантах. Вся необходимая информация о состоянии двигателей в режиме онлайн выводится на дисплеи. Также в лайнере предусмотрена система, отвечающая за недопущение сваливания судна. Продольная устойчивость при средней скорости Як-142 гарантируется при помощи электрического дистанционного управления.

Установленное автоматическое оборудование позволяет пилотировать самолет двум летчикам. Главные летно-технические параметры Як-142:
✅ размах крыльев, длина и высота – 34,88, 38,4 и 9,83 метра
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 38,4 и 57,5 тонны
✅ общая тяга силовой установки – 191,22 кН
✅ средняя и наивысшая скорость – 750 и 800 км/ч
✅ максимальная дальность – 5 тыс. км (с нагрузкой – 1600 км)
Если пожелает заказчик, на машину могут поставить спутниковую навигацию или (и) систему, предупреждающую о возможном столкновении в полете (TCAS).
Сегодня
К сожалению, самолет был изготовлен в единственном экземпляре – бурные события 90-х не позволили развить проект дальше. Уже построенный Як-142 сегодня успешно эксплуатируется компанией «Лукойл».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...