
ЗиЛ-5423: где сегодня перспективный российский капотник-тягач?
Любой поклонник советской и российской автомобильной техники подтвердит: в СССР и РФ создано много достойных своего времени машин, которые не пошли в серию. Они демонстрировались на выставках в виде макетов, прототипов, опытных экземпляров. Часть из них в музеях, другие утеряны, а некоторые находятся в эксплуатации до сих пор. Однако до конвейера большинство так и не добралось
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.
Встретить сегодня эту машину уже сложно. Фото: YouTube.com
Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.
Спальное место – для двоих. Фото: YouTube.com
Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.
Внутри скромно, но удобно. Фото: YouTube.com
Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.
Сегодня хорошо тягач выглядит разве что в компьютерной игре. Фото: YouTube.com
Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.
Вот в таком виде сегодня можно встретить ЗиЛ-4523. Фото: YouTube.com
Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.

Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Конструктивные особенности
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.

Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
Другие параметры
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Модификация ЗиЛ-54233А
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.

Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Кто заказчик?
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.

Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.

Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Итоги
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....