
ЗиЛ-5423: где сегодня перспективный российский капотник-тягач?
Любой поклонник советской и российской автомобильной техники подтвердит: в СССР и РФ создано много достойных своего времени машин, которые не пошли в серию. Они демонстрировались на выставках в виде макетов, прототипов, опытных экземпляров. Часть из них в музеях, другие утеряны, а некоторые находятся в эксплуатации до сих пор. Однако до конвейера большинство так и не добралось
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.
Встретить сегодня эту машину уже сложно. Фото: YouTube.com
Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.
Спальное место – для двоих. Фото: YouTube.com
Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.
Внутри скромно, но удобно. Фото: YouTube.com
Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.
Сегодня хорошо тягач выглядит разве что в компьютерной игре. Фото: YouTube.com
Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.
Вот в таком виде сегодня можно встретить ЗиЛ-4523. Фото: YouTube.com
Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.

Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Конструктивные особенности
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.

Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
Другие параметры
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Модификация ЗиЛ-54233А
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.

Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Кто заказчик?
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.

Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.

Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Итоги
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...