ЗиЛ-5423: где сегодня перспективный российский капотник-тягач?
Любой поклонник советской и российской автомобильной техники подтвердит: в СССР и РФ создано много достойных своего времени машин, которые не пошли в серию. Они демонстрировались на выставках в виде макетов, прототипов, опытных экземпляров. Часть из них в музеях, другие утеряны, а некоторые находятся в эксплуатации до сих пор. Однако до конвейера большинство так и не добралось
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.
Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.
Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.
Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.
Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.
Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
Продукция ЗиЛа всем знакома: многие ее образцы, выпущенные десятилетия назад, как, например, грузовик «стотридцатый», до сих пор встречаются на дорогах. А вот малоизвестную заводскую разработку, которую предприятие делало уже на «излете» своего существования, встретить вряд ли удастся.
Встретить сегодня эту машину уже сложно. Фото: YouTube.com
Речь идет о ЗиЛ-5423: российском «капотнике-дальнобойщике», призванного потеснить популярных в то время «американцев».
Конструктивные особенности
Магистральный тягач впервые показали публике в 1995-м году. Авто сразу же произвело впечатление: удлиненный капот, пластиковые обвесы, большой «спальник», рассчитанный на двоих – все напоминало американские фуры. Новинка была предназначена для транспортировки грузов массой до 30 т в составе автопоезда. На заводе посчитали, что производить тягачи, способные перевозить меньше груза, экономически невыгодны.
Спальное место – для двоих. Фото: YouTube.com
Изначально автомобиль комплектовали «своим» силовым агрегатом ЗИЛ-6451, выдававшим 210 «лошадей». Однако предлагался и другой вариант с мотором Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. Седельный тягач с импортным движком получил индекс ЗиЛ-54236А.
Другие параметры
В комплекте с импортным двигателем шла трансмиссия с девятиступенчатой КПП от компании Eaton. Вариант с зарубежной коробкой и мотором подразумевала установку более мощного моста, рассчитанного на 11,5 т нагрузки. Скорость ЗиЛ-5423 достигала 85 км/ч. К базовой версии фуры «прилагался» подогреватель двигателя и пара баков под горючее емкостью по 360 л каждый. Габариты и иные характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,6, 2,49 и 3,2 м
✅ колесная база – 5,6 м
✅ масса тягача в полном снаряжении – 5,61 т
✅ допустимая нагрузка на седельную сцепку – 8,1 т
Завод планировал выпускать двух- и трехосные варианты тягача, в зависимости от пожелания заказчика.
Модификация ЗиЛ-54233А
Отличалась установкой турбированного восьмицилиндрового силового агрегата ЗиЛ-6453 с объемным смесеобразованием. Однако мощность была такой же, как и у мотора 6541 – 210 «лошадей» при 2600 об/мин. коленвала. Сцепление оснастили усиленными пружинами и более прочным диском.
Внутри скромно, но удобно. Фото: YouTube.com
Данная модификация считалась «люксовой», т. к. кабина была шире и выше, внутренняя отделка осуществлялась более качественными и дорогими материалами.
Кто заказчик?
Мэрия столицы хотела купить у завода 100 автомобилей ЗиЛ-5423, на что предприятие очень сильно рассчитывало. Сам завод в «лихие 90-е» просто был не в состоянии обеспечить реализацию проекта. Тем не менее машины выпускались в виде отдельных экземпляров по заказу и кое-где их можно встретить даже сегодня. Правда, не в таком презентабельном виде, как на первых показах.
Сегодня хорошо тягач выглядит разве что в компьютерной игре. Фото: YouTube.com
Предложение завода не нашло отклика среди потенциальных покупателей-россиян. Те, которые имели достаточно денег, приобретали иномарки. Организации или частники победнее предпочитали тягачи зарубежного производства с пробегом. Сколько было выпущено всего ЗиЛ-5423? Если «порыться» в интернете, можно найти фото машин с шестью разными номерами: т. е. минимальное количество 6 единиц. Автомобили, которые эксплуатируются сегодня или стоят во дворах имеют уже неприглядный вид.
Вот в таком виде сегодня можно встретить ЗиЛ-4523. Фото: YouTube.com
Зато новехонькую машину можно запросто увидеть в популярной компьютерной игре «Дальнобойщики-2».
Итоги
Что сказать в заключение? Как и многие заводы, созданные в советское время, ЗиЛ разработал машину с перспективами. Но вот сделать так, чтобы ей заинтересовались, почему-то не получилось. Можно, конечно, свалить все на 90-е, однако есть немало примеров для того времени, когда модели создавались и шли в серию, пусть и не сразу.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...