Зачем создавали Т-16
Его предшественником было самоходное шасси ДСШ-14, выпускаемое с 1956-го. Этот небольшой трактор пришелся «ко двору» и пользовался популярностью у селян. Поэтому было решено провести модернизацию. Так через пару лет появился ДВСШ-16, а в 1961-м и Т-16. Обновленная машина получила более мощный двигатель, усовершенствованную гидравлическую систему, позже на трактор поставили кабину. Вот лишь некоторое оборудование, которое можно было прицепить к раме Т-16:
✅ кузов для транспортировки грузов массой до 0,75 т (трактор весил 1,685 т)
✅ мини-ковш (получался экскаватор)
✅ виброуплотнитель
✅ опрыскиватель сельхозкультур
✅ кран и манипулятор
✅ оснащение для произведения дорожной разметки
Такой удобный трактор не могли оставить без внимания и коммунальщики. У них он работал в качестве снегоочистителя, подметальщика и поливочной машины. А электрики использовали его, как небольшую вышку. Правда, Т-16 относился к тяговому классу 0,6 и не годился для тяжелых сельхозработ из-за малой мощности двигателя. Впрочем, борону между колесами установить было можно.
![Т-16 – если проще и надежнее некуда](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-20-11.jpg)
За сравнительно короткий срок – 6 лет ХТЗ произвел свыше 600 тыс. единиц техники, что говорит о ее востребованности. Различные модификации самоходного шасси выпускали до 1995-го.
Силовая установка
Ее роль играл скромный двухцилиндровый дизель Д16 с воздушным охлаждением, развивавший 16 «лошадок». Отличительная особенность мотора заключается в смесеобразовании. Она формируется в специальной предкамере (в нее вместе с топливом поступает разогретый пар), интегрированной в ГБЦ, отлитой из серого чугуна. Из него же изготовлены и цилиндры, разделенные с головкой медными кольцами, играющими роль прокладки.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-17-22.jpg)
Старт двигателя производился из кабины, а, чтобы облегчить пуск, например, в морозы, можно было воспользоваться декомпрессором. Поршни алюминиевые, с углублениями в днище. Смазка к коленвалу идет под давлением, к другим узлом посредством разбрызгивания.
Декомпрессор – механизм, временно уменьшающий степень сжатия в цилиндрах путем создания их сообщения с атмосферой.
Двигатель охлаждался через 17 ребер, которыми оснащались цилиндры. Последние устанавливались посредством центровочного пояса на картере.
Трансмиссия
Представляет собой восьмиступенчатую «механику», обеспечивавшую семь скоростей вперед и одну назад. Коробка, благодаря поперечному расположению валов, имеет небольшие габариты. Ведущий мост – задний. Предусмотрена блокировка, не допускающая переключение передач при невыжатой педали сцепления. Для обеспечения работы подсоединяемых агрегатов имеется вал отбора мощности в 533 об/мин. Диапазон скоростей, в котором эксплуатировался трактор – 3,72-19,5 км/ч.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-34-03.jpg)
Трактор комплектовался резиной с грубым рисунком протектора, приспособленной к преодолению сложных участков. Т-16 «хорошо себя чувствовал» как в сельской грязи летом, так и снежных сугробах зимой.
Кабина
На первых моделях она вообще отсутствовала. Чуть позднее в целях защиты механизатора в случае опрокидывания транспортного средства стали делать трубчатый каркас, а потом уже и кабину. Единственное ее предназначение – защита от непогоды. Если же в регионе преобладал жаркий климат, навесные элементы, а именно панели со стеклами, двери и крышу можно было быстро демонтировать.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-36-28.jpg)
К удобствам тракториста – сиденье на рессорах, имевшее регулировки в зависимости от роста механизатора и его массы. Стоит добавит: каркас кабины фиксировался на раме через шесть резиновых амортизаторов. На подвеске их не было. Так что можно представить, как Т-16 преодолевал бездорожье и что при этом чувствовал тракторист. Но зато в поздних модификациях Т-16 появился гидроусилитель руля! В состав «приборной панели» входит амперметр, указатель температуры и выключатели фар. Был и звуковой сигнал.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-53-36.jpg)
Все это «богатство» обеспечивал энергией генератор постоянного тока и аккумулятор на 68 А*ч. Стеклоочистителем обзавелись только поздние модификации Т-16.
Навесное оборудование
Циркуляцию рабочей жидкости по гидравлической системе обеспечивает шестеренчатый насос. При этом для нее предусмотрен отдельный бачок. Есть распределитель и гидроцилиндры, чтобы работать с дополнительным оборудованием.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-13-47.jpg)
При использовании трактора в сельском хозяйстве к нему цепляют косилки, оснащение для внесения удобрений, стогометы, ворошилки и т. Также Т-16 может выполнять функции погрузчика, самосвала и даже мини-пилорамы. Однако у сельчан, в т. ч. в советское время шасси чаще всего использовалось, как удобное самоходное транспортное средство.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-26-04.jpg)
На нем можно привезти дрова, сено, песок или щебенку для благоустройства своего участка. Ну, или съездить на рыбалку, за грибами. Т-16 расходовал очень мало топлива. Хотя на расход бензина в колхозах и совхозах зачастую смотрели «сквозь пальцы»: что уж тут говорить о солярке!
Модификации
Их было всего две. Первая – Т-16М. От базовой версии эта модель отличалась более мощным, в 25 «лошадей», дизельным движком. Теперь шасси могло разгоняться до 23 км/ч. При этом минимальная скорость, благодаря применению ходоуменьшителя, упала до 1,6 км/ч, что позволяет выполнять больше сельхозработ. Правда, масса машины выросла до 1,81 т. До 1995-го произвели 470 тыс. единиц техники.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-41-31.jpg)
Вторая разновидность, вставшая на конвейер в 1986-м году – Т-16МГ. Здесь двигатель оставили прежний, но подвергли его модернизации. В результате трактор стал резвее: скорость поднялась до 40,17 км/ч (минимальная – 1,55 км/ч). Грузоподъемность самосвального кузова увеличилась до тонны. Кабина стала цельной, а не из застекленных панелей.
![](/uploads/posts/2023-03/2023-03-09_11-50-35.jpg)
Количество прицепляемых к Т-16МГ орудий увеличилось благодаря появлению аж трех валов отбора мощности. Из них пара синхронных, один полностью независимый.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – ремонтопригодность трактора. Если что-то сломалось, все можно исправить в «гаражных» условиях или мастерских хозяйства. Ни о каких сервисных центрах речь не идет в принципе. Сроки службы агрегатов и узлов, деталей при соответствующем техобслуживании довольно высокий. Недостатком, если говорить о сегодняшнем дне, можно считать разве что постепенное уменьшение количества запчастей, имеющихся в продаже.
Что сегодня
Идея и концепция небольшого трактора с кузовом впереди не ушла в прошлое. Нечто подобное Т-16, но уже в современном виде, выпускают российские и белорусские заводы. Например, МТЗ предлагает ММЗ-30ТД с трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения в 35 или 45 лошадиных сил. В России же большей популярностью пользуется модель ВТЗ-30СШ, изначально выпускаемая Владимирским предприятием. Однако позже производство этого трактора было передано в Саранск, где он выпускается под брендом «Агромаш» и имеет индекс 30СШ. Но о современных шасси мы обязательно расскажем в следующий раз.