Зачем создавали Т-16
Его предшественником было самоходное шасси ДСШ-14, выпускаемое с 1956-го. Этот небольшой трактор пришелся «ко двору» и пользовался популярностью у селян. Поэтому было решено провести модернизацию. Так через пару лет появился ДВСШ-16, а в 1961-м и Т-16. Обновленная машина получила более мощный двигатель, усовершенствованную гидравлическую систему, позже на трактор поставили кабину. Вот лишь некоторое оборудование, которое можно было прицепить к раме Т-16:
✅ кузов для транспортировки грузов массой до 0,75 т (трактор весил 1,685 т)
✅ мини-ковш (получался экскаватор)
✅ виброуплотнитель
✅ опрыскиватель сельхозкультур
✅ кран и манипулятор
✅ оснащение для произведения дорожной разметки
Такой удобный трактор не могли оставить без внимания и коммунальщики. У них он работал в качестве снегоочистителя, подметальщика и поливочной машины. А электрики использовали его, как небольшую вышку. Правда, Т-16 относился к тяговому классу 0,6 и не годился для тяжелых сельхозработ из-за малой мощности двигателя. Впрочем, борону между колесами установить было можно.

За сравнительно короткий срок – 6 лет ХТЗ произвел свыше 600 тыс. единиц техники, что говорит о ее востребованности. Различные модификации самоходного шасси выпускали до 1995-го.
Силовая установка
Ее роль играл скромный двухцилиндровый дизель Д16 с воздушным охлаждением, развивавший 16 «лошадок». Отличительная особенность мотора заключается в смесеобразовании. Она формируется в специальной предкамере (в нее вместе с топливом поступает разогретый пар), интегрированной в ГБЦ, отлитой из серого чугуна. Из него же изготовлены и цилиндры, разделенные с головкой медными кольцами, играющими роль прокладки.

Старт двигателя производился из кабины, а, чтобы облегчить пуск, например, в морозы, можно было воспользоваться декомпрессором. Поршни алюминиевые, с углублениями в днище. Смазка к коленвалу идет под давлением, к другим узлом посредством разбрызгивания.
Декомпрессор – механизм, временно уменьшающий степень сжатия в цилиндрах путем создания их сообщения с атмосферой.
Двигатель охлаждался через 17 ребер, которыми оснащались цилиндры. Последние устанавливались посредством центровочного пояса на картере.
Трансмиссия
Представляет собой восьмиступенчатую «механику», обеспечивавшую семь скоростей вперед и одну назад. Коробка, благодаря поперечному расположению валов, имеет небольшие габариты. Ведущий мост – задний. Предусмотрена блокировка, не допускающая переключение передач при невыжатой педали сцепления. Для обеспечения работы подсоединяемых агрегатов имеется вал отбора мощности в 533 об/мин. Диапазон скоростей, в котором эксплуатировался трактор – 3,72-19,5 км/ч.

Трактор комплектовался резиной с грубым рисунком протектора, приспособленной к преодолению сложных участков. Т-16 «хорошо себя чувствовал» как в сельской грязи летом, так и снежных сугробах зимой.
Кабина
На первых моделях она вообще отсутствовала. Чуть позднее в целях защиты механизатора в случае опрокидывания транспортного средства стали делать трубчатый каркас, а потом уже и кабину. Единственное ее предназначение – защита от непогоды. Если же в регионе преобладал жаркий климат, навесные элементы, а именно панели со стеклами, двери и крышу можно было быстро демонтировать.

К удобствам тракториста – сиденье на рессорах, имевшее регулировки в зависимости от роста механизатора и его массы. Стоит добавит: каркас кабины фиксировался на раме через шесть резиновых амортизаторов. На подвеске их не было. Так что можно представить, как Т-16 преодолевал бездорожье и что при этом чувствовал тракторист. Но зато в поздних модификациях Т-16 появился гидроусилитель руля! В состав «приборной панели» входит амперметр, указатель температуры и выключатели фар. Был и звуковой сигнал.

Все это «богатство» обеспечивал энергией генератор постоянного тока и аккумулятор на 68 А*ч. Стеклоочистителем обзавелись только поздние модификации Т-16.
Навесное оборудование
Циркуляцию рабочей жидкости по гидравлической системе обеспечивает шестеренчатый насос. При этом для нее предусмотрен отдельный бачок. Есть распределитель и гидроцилиндры, чтобы работать с дополнительным оборудованием.

При использовании трактора в сельском хозяйстве к нему цепляют косилки, оснащение для внесения удобрений, стогометы, ворошилки и т. Также Т-16 может выполнять функции погрузчика, самосвала и даже мини-пилорамы. Однако у сельчан, в т. ч. в советское время шасси чаще всего использовалось, как удобное самоходное транспортное средство.

На нем можно привезти дрова, сено, песок или щебенку для благоустройства своего участка. Ну, или съездить на рыбалку, за грибами. Т-16 расходовал очень мало топлива. Хотя на расход бензина в колхозах и совхозах зачастую смотрели «сквозь пальцы»: что уж тут говорить о солярке!
Модификации
Их было всего две. Первая – Т-16М. От базовой версии эта модель отличалась более мощным, в 25 «лошадей», дизельным движком. Теперь шасси могло разгоняться до 23 км/ч. При этом минимальная скорость, благодаря применению ходоуменьшителя, упала до 1,6 км/ч, что позволяет выполнять больше сельхозработ. Правда, масса машины выросла до 1,81 т. До 1995-го произвели 470 тыс. единиц техники.

Вторая разновидность, вставшая на конвейер в 1986-м году – Т-16МГ. Здесь двигатель оставили прежний, но подвергли его модернизации. В результате трактор стал резвее: скорость поднялась до 40,17 км/ч (минимальная – 1,55 км/ч). Грузоподъемность самосвального кузова увеличилась до тонны. Кабина стала цельной, а не из застекленных панелей.

Количество прицепляемых к Т-16МГ орудий увеличилось благодаря появлению аж трех валов отбора мощности. Из них пара синхронных, один полностью независимый.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – ремонтопригодность трактора. Если что-то сломалось, все можно исправить в «гаражных» условиях или мастерских хозяйства. Ни о каких сервисных центрах речь не идет в принципе. Сроки службы агрегатов и узлов, деталей при соответствующем техобслуживании довольно высокий. Недостатком, если говорить о сегодняшнем дне, можно считать разве что постепенное уменьшение количества запчастей, имеющихся в продаже.
Что сегодня
Идея и концепция небольшого трактора с кузовом впереди не ушла в прошлое. Нечто подобное Т-16, но уже в современном виде, выпускают российские и белорусские заводы. Например, МТЗ предлагает ММЗ-30ТД с трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения в 35 или 45 лошадиных сил. В России же большей популярностью пользуется модель ВТЗ-30СШ, изначально выпускаемая Владимирским предприятием. Однако позже производство этого трактора было передано в Саранск, где он выпускается под брендом «Агромаш» и имеет индекс 30СШ. Но о современных шасси мы обязательно расскажем в следующий раз.