Т-16 – если проще и надежнее некуда
Последнюю модификацию этого трактора перестали выпускать в 1995-м году, но до сих пор самоходное шасси с кузовом спереди встречается на приусадебных участках, в коммунальных хозяйствах, у дорожников. Особенность Т-16 заключается в его универсальности в плане присоединения передних навесок самых разных типов. Приплюсуйте сюда простую конструкцию, надежный двигатель и такую же гидравлику: вот и все «секреты» долгожительства этой техники.
Его предшественником было самоходное шасси ДСШ-14, выпускаемое с 1956-го. Этот небольшой трактор пришелся «ко двору» и пользовался популярностью у селян. Поэтому было решено провести модернизацию. Так через пару лет появился ДВСШ-16, а в 1961-м и Т-16. Обновленная машина получила более мощный двигатель, усовершенствованную гидравлическую систему, позже на трактор поставили кабину. Вот лишь некоторое оборудование, которое можно было прицепить к раме Т-16:
✅ кузов для транспортировки грузов массой до 0,75 т (трактор весил 1,685 т)
✅ мини-ковш (получался экскаватор)
✅ виброуплотнитель
✅ опрыскиватель сельхозкультур
✅ кран и манипулятор
✅ оснащение для произведения дорожной разметки
Такой удобный трактор не могли оставить без внимания и коммунальщики. У них он работал в качестве снегоочистителя, подметальщика и поливочной машины. А электрики использовали его, как небольшую вышку. Правда, Т-16 относился к тяговому классу 0,6 и не годился для тяжелых сельхозработ из-за малой мощности двигателя. Впрочем, борону между колесами установить было можно.
За сравнительно короткий срок – 6 лет ХТЗ произвел свыше 600 тыс. единиц техники, что говорит о ее востребованности. Различные модификации самоходного шасси выпускали до 1995-го.
Ее роль играл скромный двухцилиндровый дизель Д16 с воздушным охлаждением, развивавший 16 «лошадок». Отличительная особенность мотора заключается в смесеобразовании. Она формируется в специальной предкамере (в нее вместе с топливом поступает разогретый пар), интегрированной в ГБЦ, отлитой из серого чугуна. Из него же изготовлены и цилиндры, разделенные с головкой медными кольцами, играющими роль прокладки.
Старт двигателя производился из кабины, а, чтобы облегчить пуск, например, в морозы, можно было воспользоваться декомпрессором. Поршни алюминиевые, с углублениями в днище. Смазка к коленвалу идет под давлением, к другим узлом посредством разбрызгивания.
Двигатель охлаждался через 17 ребер, которыми оснащались цилиндры. Последние устанавливались посредством центровочного пояса на картере.
Представляет собой восьмиступенчатую «механику», обеспечивавшую семь скоростей вперед и одну назад. Коробка, благодаря поперечному расположению валов, имеет небольшие габариты. Ведущий мост – задний. Предусмотрена блокировка, не допускающая переключение передач при невыжатой педали сцепления. Для обеспечения работы подсоединяемых агрегатов имеется вал отбора мощности в 533 об/мин. Диапазон скоростей, в котором эксплуатировался трактор – 3,72-19,5 км/ч.
Трактор комплектовался резиной с грубым рисунком протектора, приспособленной к преодолению сложных участков. Т-16 «хорошо себя чувствовал» как в сельской грязи летом, так и снежных сугробах зимой.
На первых моделях она вообще отсутствовала. Чуть позднее в целях защиты механизатора в случае опрокидывания транспортного средства стали делать трубчатый каркас, а потом уже и кабину. Единственное ее предназначение – защита от непогоды. Если же в регионе преобладал жаркий климат, навесные элементы, а именно панели со стеклами, двери и крышу можно было быстро демонтировать.
К удобствам тракториста – сиденье на рессорах, имевшее регулировки в зависимости от роста механизатора и его массы. Стоит добавит: каркас кабины фиксировался на раме через шесть резиновых амортизаторов. На подвеске их не было. Так что можно представить, как Т-16 преодолевал бездорожье и что при этом чувствовал тракторист. Но зато в поздних модификациях Т-16 появился гидроусилитель руля! В состав «приборной панели» входит амперметр, указатель температуры и выключатели фар. Был и звуковой сигнал.
Все это «богатство» обеспечивал энергией генератор постоянного тока и аккумулятор на 68 А*ч. Стеклоочистителем обзавелись только поздние модификации Т-16.
Циркуляцию рабочей жидкости по гидравлической системе обеспечивает шестеренчатый насос. При этом для нее предусмотрен отдельный бачок. Есть распределитель и гидроцилиндры, чтобы работать с дополнительным оборудованием.
При использовании трактора в сельском хозяйстве к нему цепляют косилки, оснащение для внесения удобрений, стогометы, ворошилки и т. Также Т-16 может выполнять функции погрузчика, самосвала и даже мини-пилорамы. Однако у сельчан, в т. ч. в советское время шасси чаще всего использовалось, как удобное самоходное транспортное средство.
На нем можно привезти дрова, сено, песок или щебенку для благоустройства своего участка. Ну, или съездить на рыбалку, за грибами. Т-16 расходовал очень мало топлива. Хотя на расход бензина в колхозах и совхозах зачастую смотрели «сквозь пальцы»: что уж тут говорить о солярке!
Их было всего две. Первая – Т-16М. От базовой версии эта модель отличалась более мощным, в 25 «лошадей», дизельным движком. Теперь шасси могло разгоняться до 23 км/ч. При этом минимальная скорость, благодаря применению ходоуменьшителя, упала до 1,6 км/ч, что позволяет выполнять больше сельхозработ. Правда, масса машины выросла до 1,81 т. До 1995-го произвели 470 тыс. единиц техники.
Вторая разновидность, вставшая на конвейер в 1986-м году – Т-16МГ. Здесь двигатель оставили прежний, но подвергли его модернизации. В результате трактор стал резвее: скорость поднялась до 40,17 км/ч (минимальная – 1,55 км/ч). Грузоподъемность самосвального кузова увеличилась до тонны. Кабина стала цельной, а не из застекленных панелей.
Количество прицепляемых к Т-16МГ орудий увеличилось благодаря появлению аж трех валов отбора мощности. Из них пара синхронных, один полностью независимый.
Главная из них – ремонтопригодность трактора. Если что-то сломалось, все можно исправить в «гаражных» условиях или мастерских хозяйства. Ни о каких сервисных центрах речь не идет в принципе. Сроки службы агрегатов и узлов, деталей при соответствующем техобслуживании довольно высокий. Недостатком, если говорить о сегодняшнем дне, можно считать разве что постепенное уменьшение количества запчастей, имеющихся в продаже.
Идея и концепция небольшого трактора с кузовом впереди не ушла в прошлое. Нечто подобное Т-16, но уже в современном виде, выпускают российские и белорусские заводы. Например, МТЗ предлагает ММЗ-30ТД с трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения в 35 или 45 лошадиных сил. В России же большей популярностью пользуется модель ВТЗ-30СШ, изначально выпускаемая Владимирским предприятием. Однако позже производство этого трактора было передано в Саранск, где он выпускается под брендом «Агромаш» и имеет индекс 30СШ. Но о современных шасси мы обязательно расскажем в следующий раз.
Зачем создавали Т-16
Его предшественником было самоходное шасси ДСШ-14, выпускаемое с 1956-го. Этот небольшой трактор пришелся «ко двору» и пользовался популярностью у селян. Поэтому было решено провести модернизацию. Так через пару лет появился ДВСШ-16, а в 1961-м и Т-16. Обновленная машина получила более мощный двигатель, усовершенствованную гидравлическую систему, позже на трактор поставили кабину. Вот лишь некоторое оборудование, которое можно было прицепить к раме Т-16:
✅ кузов для транспортировки грузов массой до 0,75 т (трактор весил 1,685 т)
✅ мини-ковш (получался экскаватор)
✅ виброуплотнитель
✅ опрыскиватель сельхозкультур
✅ кран и манипулятор
✅ оснащение для произведения дорожной разметки
Такой удобный трактор не могли оставить без внимания и коммунальщики. У них он работал в качестве снегоочистителя, подметальщика и поливочной машины. А электрики использовали его, как небольшую вышку. Правда, Т-16 относился к тяговому классу 0,6 и не годился для тяжелых сельхозработ из-за малой мощности двигателя. Впрочем, борону между колесами установить было можно.
Эксаватор из Т-16 тоже можно сделать. Фото: YouTube.com
За сравнительно короткий срок – 6 лет ХТЗ произвел свыше 600 тыс. единиц техники, что говорит о ее востребованности. Различные модификации самоходного шасси выпускали до 1995-го.
Силовая установка
Ее роль играл скромный двухцилиндровый дизель Д16 с воздушным охлаждением, развивавший 16 «лошадок». Отличительная особенность мотора заключается в смесеобразовании. Она формируется в специальной предкамере (в нее вместе с топливом поступает разогретый пар), интегрированной в ГБЦ, отлитой из серого чугуна. Из него же изготовлены и цилиндры, разделенные с головкой медными кольцами, играющими роль прокладки.
Расположенный сзади двигатель имел легкий доступ для обслуживания. Фото: YouTube.com
Старт двигателя производился из кабины, а, чтобы облегчить пуск, например, в морозы, можно было воспользоваться декомпрессором. Поршни алюминиевые, с углублениями в днище. Смазка к коленвалу идет под давлением, к другим узлом посредством разбрызгивания.
Декомпрессор – механизм, временно уменьшающий степень сжатия в цилиндрах путем создания их сообщения с атмосферой.
Двигатель охлаждался через 17 ребер, которыми оснащались цилиндры. Последние устанавливались посредством центровочного пояса на картере.
Трансмиссия
Представляет собой восьмиступенчатую «механику», обеспечивавшую семь скоростей вперед и одну назад. Коробка, благодаря поперечному расположению валов, имеет небольшие габариты. Ведущий мост – задний. Предусмотрена блокировка, не допускающая переключение передач при невыжатой педали сцепления. Для обеспечения работы подсоединяемых агрегатов имеется вал отбора мощности в 533 об/мин. Диапазон скоростей, в котором эксплуатировался трактор – 3,72-19,5 км/ч.
Возить дрова по непролазной грязи для Т-16 – привычное дело. Фото: YouTube.com
Трактор комплектовался резиной с грубым рисунком протектора, приспособленной к преодолению сложных участков. Т-16 «хорошо себя чувствовал» как в сельской грязи летом, так и снежных сугробах зимой.
Кабина
На первых моделях она вообще отсутствовала. Чуть позднее в целях защиты механизатора в случае опрокидывания транспортного средства стали делать трубчатый каркас, а потом уже и кабину. Единственное ее предназначение – защита от непогоды. Если же в регионе преобладал жаркий климат, навесные элементы, а именно панели со стеклами, двери и крышу можно было быстро демонтировать.
Если ехать недалеко, можно и на таком «кресле». Фото: YouTube.com
К удобствам тракториста – сиденье на рессорах, имевшее регулировки в зависимости от роста механизатора и его массы. Стоит добавит: каркас кабины фиксировался на раме через шесть резиновых амортизаторов. На подвеске их не было. Так что можно представить, как Т-16 преодолевал бездорожье и что при этом чувствовал тракторист. Но зато в поздних модификациях Т-16 появился гидроусилитель руля! В состав «приборной панели» входит амперметр, указатель температуры и выключатели фар. Был и звуковой сигнал.
Компьютер с дисплеем, к сожалению, не предусмотрен. Фото: YouTube.com
Все это «богатство» обеспечивал энергией генератор постоянного тока и аккумулятор на 68 А*ч. Стеклоочистителем обзавелись только поздние модификации Т-16.
Навесное оборудование
Циркуляцию рабочей жидкости по гидравлической системе обеспечивает шестеренчатый насос. При этом для нее предусмотрен отдельный бачок. Есть распределитель и гидроцилиндры, чтобы работать с дополнительным оборудованием.
Позже на кузовке появились штатные деревянные борта. Фото: YouTube.com
При использовании трактора в сельском хозяйстве к нему цепляют косилки, оснащение для внесения удобрений, стогометы, ворошилки и т. Также Т-16 может выполнять функции погрузчика, самосвала и даже мини-пилорамы. Однако у сельчан, в т. ч. в советское время шасси чаще всего использовалось, как удобное самоходное транспортное средство.
Такая резина грязи не боится. Фото: YouTube.com
На нем можно привезти дрова, сено, песок или щебенку для благоустройства своего участка. Ну, или съездить на рыбалку, за грибами. Т-16 расходовал очень мало топлива. Хотя на расход бензина в колхозах и совхозах зачастую смотрели «сквозь пальцы»: что уж тут говорить о солярке!
Модификации
Их было всего две. Первая – Т-16М. От базовой версии эта модель отличалась более мощным, в 25 «лошадей», дизельным движком. Теперь шасси могло разгоняться до 23 км/ч. При этом минимальная скорость, благодаря применению ходоуменьшителя, упала до 1,6 км/ч, что позволяет выполнять больше сельхозработ. Правда, масса машины выросла до 1,81 т. До 1995-го произвели 470 тыс. единиц техники.
Т-16М имел более мощный движок, наставные борта. Фото: YouTube.com
Вторая разновидность, вставшая на конвейер в 1986-м году – Т-16МГ. Здесь двигатель оставили прежний, но подвергли его модернизации. В результате трактор стал резвее: скорость поднялась до 40,17 км/ч (минимальная – 1,55 км/ч). Грузоподъемность самосвального кузова увеличилась до тонны. Кабина стала цельной, а не из застекленных панелей.
Сзади тоже можно было кое-то прицепить. Фото: YouTube.com
Количество прицепляемых к Т-16МГ орудий увеличилось благодаря появлению аж трех валов отбора мощности. Из них пара синхронных, один полностью независимый.
Эксплуатационные особенности
Главная из них – ремонтопригодность трактора. Если что-то сломалось, все можно исправить в «гаражных» условиях или мастерских хозяйства. Ни о каких сервисных центрах речь не идет в принципе. Сроки службы агрегатов и узлов, деталей при соответствующем техобслуживании довольно высокий. Недостатком, если говорить о сегодняшнем дне, можно считать разве что постепенное уменьшение количества запчастей, имеющихся в продаже.
Что сегодня
Идея и концепция небольшого трактора с кузовом впереди не ушла в прошлое. Нечто подобное Т-16, но уже в современном виде, выпускают российские и белорусские заводы. Например, МТЗ предлагает ММЗ-30ТД с трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения в 35 или 45 лошадиных сил. В России же большей популярностью пользуется модель ВТЗ-30СШ, изначально выпускаемая Владимирским предприятием. Однако позже производство этого трактора было передано в Саранск, где он выпускается под брендом «Агромаш» и имеет индекс 30СШ. Но о современных шасси мы обязательно расскажем в следующий раз.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...