
Выставка ретромобилей Laurin & Klement (предка концерна Skoda) в Праге
Как и у большинства известных компаний, у концерна «Шкода» имеется своя долгая и занимательная история. Они не всегда были шикарными и востребованными автомобилями с миллионами поклонников по всему миру. Более того, сначала они имели не четыре колеса, а всего два. Без двигателя и на педалях. Думаю, вы поняли о чем я. Да и бренд Skoda появился не на первой модели компании. После реструктуризации и укрупнения концерна, так автомобили стали именоваться только с 1925 года. Предыдущие два десятилетия они носили в названии фамилии своих создателей: Laurin & Klement.
Именно истории этой марки и ее развитию на протяжение более 100 лет посвящена ретро-выставка в районе Панкрац чешской столицы. В Прагу съехались множество автомобилей, которые старше большинства людей, живущих сейчас на земле. Заботливо сохраняемые своими владельцами, «старички» имеют очень неплохой вид. Особенно приятно, что любители автостарины стараются сберечь внешний облик и внутреннюю начинку транспорта близкими к первозданным.
Экспонаты доступны к просмотру ежедневно с 6 по 26 марта. Фото: Иван Гончаров
В течение всего марта жители Праги и гости смогут полюбоваться легендами местного автомобилестроения и узнать немного больше об одной из самых популярных в Европе марок легкового автотранспорта. Ведь на одном из них даже ездил сам Папа Римский. Выставка открылась в Arkady Pankrac 6 марта и продлится в течение трех недель. В исторических импровизированных павильонах можно будет увидеть не только четырехколесный транспорт, но и мотоциклы, которые выпускались предприятием раньше.
Захватывающие дух автомобили с более чем столетней историей, мотоциклы и велосипеды, а также гоночные спецвыпуски из мира автоспорта привлекут внимание всех посетителей. Все это дополнит насыщенная сопроводительная программа. На выставке будет представлено несколько десятков автомобилей и мотоциклов. Это экспонаты из коллекции транспортных средств прошлого семьи Самогил (г. Злин), дополненные экземплярами из музея Skoda в Млада-Болеславе. Среди них:
✅ первая модель 1905 года Voiturette A
✅ автомобиль графа Коловрата (1907 год)
✅ довоенные модели и автомобили 50-60-х годов
Интересно, что сказал сам коллекционер, пан Ладислав Самогил:
Laurin & Klement GDV 1909 года. Фото: Иван Гончаров
В программе также присутствуют соревнования на призы, гоночный симулятор или специальная студия эпохи. Последняя виртуально перенесет вас в прошлое, когда автомобили выглядели совсем по-другому. Придя на выставку в субботу 18 марта можно сделать незабываемое ретро-фото. Желающим предоставят костюм, соответствующий эпохе, в которую создавался выбранный для совместного фото автомобиль.
5 лучших участников конкурсов наградят ценными призами от организаторов. Конечно, сейчас выставка только набирает свои обороты, а мне посчастливилось побывать на ней во второй день работы. Давайте вместе немного вспомним интересные факты из истории легендарной Skoda.
В начале двадцатого века современные виды транспорта начали формировать повседневную жизнь людей и расширять их кругозор. Первые самолеты доказали свою дееспособность, а автомобили вышли на дороги. В этот новаторский период двое молодых людей основали собственную компанию.
Некоторые и сегодня смотрятся очень стильно. Фото: Иван Гончаров
Конечно, все не сразу началось с дорогостоящих автомобилей. Старт оказался гораздо поскромнее и вылился с начатого в 1895 году производства… велосипедов под маркой «Славия». Два чеха с одинаковыми именами – Вацлав, оказались очень успешными и обязательными.
Их продукция в начале следующего столетия считалась неизменным синонимом качества и надежности. Это позволило предприятию очень быстро выйти на второе место по выпуску двухколесной техники в Богемии (тогда еще не существовало независимой республики, а в составе Австро-Венгрии она носила именно такое название).
Кстати, двум предприимчивым молодым людям очень помогло чувство национального самосознания. Когда производители немецкого велосипеда написали им, что необходимо рекламацию с жалобой писать на немецком, а не чешском языке, славян заело. Один из них был хорошим предпринимателем, а другой – механиком. Они понимали, что просто не имеют права на ошибку. Ведь выбранное для их продукции название Slavija несло явный чешский подтекст. Такой прекрасный стимул позволил Лаурину и Клементу наладить успешный выпуск велосипедов, плавно перейдя к мотоциклам.
Их международный успех обеспечило участие в спортивных соревнованиях. Все дело в том, что полторы сотни экземпляров двухколесной техники отправились в начале века на службу в английскую Королевскую почту. А в 1901 году заводской гонщик Подседничек и вовсе стал победителем престижной европейской мотогонки Париж – Берлин.
Так выглядел первый автомобиль компании. Фото: Иван Гончаров
Но все решило то, что в то время набирали огромную популярность четырехколесные экипажи с мотором. Движение в этом направлении привело к тому, что в XX веке компания Laurin & Klement стала ассоциироваться исключительно с автомобилями. Первые ее модели появились еще в дореволюционные времена.
Первой моделью компании стал Voiturette A 1905 года. Автомобиль имел заметный коммерческий успех, что придало сил для расширения и дальнейшего движения вперед. Конструкция экипажа не отличалась от других современников: то же строение кузова с радиатором, расположенным перед двигателем. Рулевая колонка имела наклонную конструкцию. Двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением выдавал 7 л. с. Для того времени это являлось вполне сносной мощностной характеристикой.
В павильоне можно встретить не только представителей сильного пола. Фото: Иван Гончаров
Спустя два года все набирающая обороты компания превратилась в акционерное общество. Это позволило привлечь дополнительные средства и расширить производство, увеличив штат работников до более чем 600 человек. С 1907 года началось и расширение ассортимента. В том году Laurin & Klement представила свой первый омнибус и следующую легковую модель.
Ею стал Laurin & Klement BS – заднеприводный двухместный автомобиль, который выпускался с 1907 по 1909 годы. Двигатель рабочим объемом 1399 куб. см и мощностью 10 л. с. расположили спереди. Автомобиль мог разгоняться до 60 км/ч, потребляя в среднем 8л/100 км. Одним из таких в спортивном исполнении владел граф Коловрат-Краковский.
С 1908 года закрылась линейка по производству мотоциклетной техники, а через четыре года – произошло поглощение компании немецкой RAF из Райхенберга. Теперь ассортимент продукции заметно расширился, добавились:
✅ стационарные силовые агрегаты
✅ авиационные двигатели
✅ дорожные катки
Период Первой мировой войны и восстановления после нее заметно подкосил известного чешского производителя. Теперь он оказался в независимой республике, а его устаревшая продукция с трудом конкурировала с более современными моделями от заводов «Прага» и «Татра». Такое положение привело и к финансовым проблемам внутри компании. Выход нашли в объединении, вылившемся в концерн Skoda. 27 июня 1925 года в маленьком городе Млада-Болеслав родился бренд, который и сегодня знаком автолюбителям разных стран мира.
Автомобили на выставке находятся рядом, только прозрачное ограждение из плексы. Фото: Иван Гончаров
Именно об этой и других историях из жизни и деятельности самой известной чешской автомобильной компании пойдет речь на предстоящих частях выставки в Arkady Pankrac. В этом месяце у сообщества Motor Veteran намечен ряд интересных событий, о которых мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Именно истории этой марки и ее развитию на протяжение более 100 лет посвящена ретро-выставка в районе Панкрац чешской столицы. В Прагу съехались множество автомобилей, которые старше большинства людей, живущих сейчас на земле. Заботливо сохраняемые своими владельцами, «старички» имеют очень неплохой вид. Особенно приятно, что любители автостарины стараются сберечь внешний облик и внутреннюю начинку транспорта близкими к первозданным.

В течение всего марта жители Праги и гости смогут полюбоваться легендами местного автомобилестроения и узнать немного больше об одной из самых популярных в Европе марок легкового автотранспорта. Ведь на одном из них даже ездил сам Папа Римский. Выставка открылась в Arkady Pankrac 6 марта и продлится в течение трех недель. В исторических импровизированных павильонах можно будет увидеть не только четырехколесный транспорт, но и мотоциклы, которые выпускались предприятием раньше.
Экспонаты, от которых дует временем прошлой эпохи
Захватывающие дух автомобили с более чем столетней историей, мотоциклы и велосипеды, а также гоночные спецвыпуски из мира автоспорта привлекут внимание всех посетителей. Все это дополнит насыщенная сопроводительная программа. На выставке будет представлено несколько десятков автомобилей и мотоциклов. Это экспонаты из коллекции транспортных средств прошлого семьи Самогил (г. Злин), дополненные экземплярами из музея Skoda в Млада-Болеславе. Среди них:
✅ первая модель 1905 года Voiturette A
✅ автомобиль графа Коловрата (1907 год)
✅ довоенные модели и автомобили 50-60-х годов
Интересно, что сказал сам коллекционер, пан Ладислав Самогил:
Когда мне предложили сотрудничать в этом мероприятии, я не раздумывая сразу взялся за дело и начал составлять списки автомобилей и мотоциклов, которые мы будем арендовать для выставок. Поверьте, выбирать из почти сотни экспонатов сложнее, чем писать отдельную историю для каждой машины. Я бы определенно выделил модель L&K G 1909 года, на которой мой отец Алоис проехался вместе с Элишкой Юнковой на 60-летие гонки Targa Florio. Не пропустите выставку в Аркадии, и я думаю, что мы еще встретимся лично, потому что я буду регулярно ездить проверять свои автомобили.

В программе также присутствуют соревнования на призы, гоночный симулятор или специальная студия эпохи. Последняя виртуально перенесет вас в прошлое, когда автомобили выглядели совсем по-другому. Придя на выставку в субботу 18 марта можно сделать незабываемое ретро-фото. Желающим предоставят костюм, соответствующий эпохе, в которую создавался выбранный для совместного фото автомобиль.
5 лучших участников конкурсов наградят ценными призами от организаторов. Конечно, сейчас выставка только набирает свои обороты, а мне посчастливилось побывать на ней во второй день работы. Давайте вместе немного вспомним интересные факты из истории легендарной Skoda.
От велосипеда до первого чешского автомобиля
В начале двадцатого века современные виды транспорта начали формировать повседневную жизнь людей и расширять их кругозор. Первые самолеты доказали свою дееспособность, а автомобили вышли на дороги. В этот новаторский период двое молодых людей основали собственную компанию.

Конечно, все не сразу началось с дорогостоящих автомобилей. Старт оказался гораздо поскромнее и вылился с начатого в 1895 году производства… велосипедов под маркой «Славия». Два чеха с одинаковыми именами – Вацлав, оказались очень успешными и обязательными.
Их продукция в начале следующего столетия считалась неизменным синонимом качества и надежности. Это позволило предприятию очень быстро выйти на второе место по выпуску двухколесной техники в Богемии (тогда еще не существовало независимой республики, а в составе Австро-Венгрии она носила именно такое название).
Кстати, двум предприимчивым молодым людям очень помогло чувство национального самосознания. Когда производители немецкого велосипеда написали им, что необходимо рекламацию с жалобой писать на немецком, а не чешском языке, славян заело. Один из них был хорошим предпринимателем, а другой – механиком. Они понимали, что просто не имеют права на ошибку. Ведь выбранное для их продукции название Slavija несло явный чешский подтекст. Такой прекрасный стимул позволил Лаурину и Клементу наладить успешный выпуск велосипедов, плавно перейдя к мотоциклам.
Все развивалось очень стремительно. Уже через два года компаньоны обзавелись собственным участком земли, на котором в сжатые сроки выросло предприятие по сборке транспортной техники. Это позволило с 1899 года перейти в более высокий класс: стартовало производство мотоциклов (хотя сначала это были, скорее, велосипеды с мотором).
Их международный успех обеспечило участие в спортивных соревнованиях. Все дело в том, что полторы сотни экземпляров двухколесной техники отправились в начале века на службу в английскую Королевскую почту. А в 1901 году заводской гонщик Подседничек и вовсе стал победителем престижной европейской мотогонки Париж – Берлин.

Но все решило то, что в то время набирали огромную популярность четырехколесные экипажи с мотором. Движение в этом направлении привело к тому, что в XX веке компания Laurin & Klement стала ассоциироваться исключительно с автомобилями. Первые ее модели появились еще в дореволюционные времена.
Зарождение автомобильной истории Laurin & Klement
Первой моделью компании стал Voiturette A 1905 года. Автомобиль имел заметный коммерческий успех, что придало сил для расширения и дальнейшего движения вперед. Конструкция экипажа не отличалась от других современников: то же строение кузова с радиатором, расположенным перед двигателем. Рулевая колонка имела наклонную конструкцию. Двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением выдавал 7 л. с. Для того времени это являлось вполне сносной мощностной характеристикой.

Спустя два года все набирающая обороты компания превратилась в акционерное общество. Это позволило привлечь дополнительные средства и расширить производство, увеличив штат работников до более чем 600 человек. С 1907 года началось и расширение ассортимента. В том году Laurin & Klement представила свой первый омнибус и следующую легковую модель.
Ею стал Laurin & Klement BS – заднеприводный двухместный автомобиль, который выпускался с 1907 по 1909 годы. Двигатель рабочим объемом 1399 куб. см и мощностью 10 л. с. расположили спереди. Автомобиль мог разгоняться до 60 км/ч, потребляя в среднем 8л/100 км. Одним из таких в спортивном исполнении владел граф Коловрат-Краковский.
С 1908 года закрылась линейка по производству мотоциклетной техники, а через четыре года – произошло поглощение компании немецкой RAF из Райхенберга. Теперь ассортимент продукции заметно расширился, добавились:
✅ стационарные силовые агрегаты
✅ авиационные двигатели
✅ дорожные катки
Период Первой мировой войны и восстановления после нее заметно подкосил известного чешского производителя. Теперь он оказался в независимой республике, а его устаревшая продукция с трудом конкурировала с более современными моделями от заводов «Прага» и «Татра». Такое положение привело и к финансовым проблемам внутри компании. Выход нашли в объединении, вылившемся в концерн Skoda. 27 июня 1925 года в маленьком городе Млада-Болеслав родился бренд, который и сегодня знаком автолюбителям разных стран мира.

Именно об этой и других историях из жизни и деятельности самой известной чешской автомобильной компании пойдет речь на предстоящих частях выставки в Arkady Pankrac. В этом месяце у сообщества Motor Veteran намечен ряд интересных событий, о которых мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
- Иван Гончаров
- Иван Гончаров
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....