Выставка ретромобилей Laurin & Klement (предка концерна Skoda) в Праге
Как и у большинства известных компаний, у концерна «Шкода» имеется своя долгая и занимательная история. Они не всегда были шикарными и востребованными автомобилями с миллионами поклонников по всему миру. Более того, сначала они имели не четыре колеса, а всего два. Без двигателя и на педалях. Думаю, вы поняли о чем я. Да и бренд Skoda появился не на первой модели компании. После реструктуризации и укрупнения концерна, так автомобили стали именоваться только с 1925 года. Предыдущие два десятилетия они носили в названии фамилии своих создателей: Laurin & Klement.
Именно истории этой марки и ее развитию на протяжение более 100 лет посвящена ретро-выставка в районе Панкрац чешской столицы. В Прагу съехались множество автомобилей, которые старше большинства людей, живущих сейчас на земле. Заботливо сохраняемые своими владельцами, «старички» имеют очень неплохой вид. Особенно приятно, что любители автостарины стараются сберечь внешний облик и внутреннюю начинку транспорта близкими к первозданным.
В течение всего марта жители Праги и гости смогут полюбоваться легендами местного автомобилестроения и узнать немного больше об одной из самых популярных в Европе марок легкового автотранспорта. Ведь на одном из них даже ездил сам Папа Римский. Выставка открылась в Arkady Pankrac 6 марта и продлится в течение трех недель. В исторических импровизированных павильонах можно будет увидеть не только четырехколесный транспорт, но и мотоциклы, которые выпускались предприятием раньше.
Захватывающие дух автомобили с более чем столетней историей, мотоциклы и велосипеды, а также гоночные спецвыпуски из мира автоспорта привлекут внимание всех посетителей. Все это дополнит насыщенная сопроводительная программа. На выставке будет представлено несколько десятков автомобилей и мотоциклов. Это экспонаты из коллекции транспортных средств прошлого семьи Самогил (г. Злин), дополненные экземплярами из музея Skoda в Млада-Болеславе. Среди них:
✅ первая модель 1905 года Voiturette A
✅ автомобиль графа Коловрата (1907 год)
✅ довоенные модели и автомобили 50-60-х годов
Интересно, что сказал сам коллекционер, пан Ладислав Самогил:
В программе также присутствуют соревнования на призы, гоночный симулятор или специальная студия эпохи. Последняя виртуально перенесет вас в прошлое, когда автомобили выглядели совсем по-другому. Придя на выставку в субботу 18 марта можно сделать незабываемое ретро-фото. Желающим предоставят костюм, соответствующий эпохе, в которую создавался выбранный для совместного фото автомобиль.
5 лучших участников конкурсов наградят ценными призами от организаторов. Конечно, сейчас выставка только набирает свои обороты, а мне посчастливилось побывать на ней во второй день работы. Давайте вместе немного вспомним интересные факты из истории легендарной Skoda.
В начале двадцатого века современные виды транспорта начали формировать повседневную жизнь людей и расширять их кругозор. Первые самолеты доказали свою дееспособность, а автомобили вышли на дороги. В этот новаторский период двое молодых людей основали собственную компанию.
Конечно, все не сразу началось с дорогостоящих автомобилей. Старт оказался гораздо поскромнее и вылился с начатого в 1895 году производства… велосипедов под маркой «Славия». Два чеха с одинаковыми именами – Вацлав, оказались очень успешными и обязательными.
Их продукция в начале следующего столетия считалась неизменным синонимом качества и надежности. Это позволило предприятию очень быстро выйти на второе место по выпуску двухколесной техники в Богемии (тогда еще не существовало независимой республики, а в составе Австро-Венгрии она носила именно такое название).
Кстати, двум предприимчивым молодым людям очень помогло чувство национального самосознания. Когда производители немецкого велосипеда написали им, что необходимо рекламацию с жалобой писать на немецком, а не чешском языке, славян заело. Один из них был хорошим предпринимателем, а другой – механиком. Они понимали, что просто не имеют права на ошибку. Ведь выбранное для их продукции название Slavija несло явный чешский подтекст. Такой прекрасный стимул позволил Лаурину и Клементу наладить успешный выпуск велосипедов, плавно перейдя к мотоциклам.
Их международный успех обеспечило участие в спортивных соревнованиях. Все дело в том, что полторы сотни экземпляров двухколесной техники отправились в начале века на службу в английскую Королевскую почту. А в 1901 году заводской гонщик Подседничек и вовсе стал победителем престижной европейской мотогонки Париж – Берлин.
Но все решило то, что в то время набирали огромную популярность четырехколесные экипажи с мотором. Движение в этом направлении привело к тому, что в XX веке компания Laurin & Klement стала ассоциироваться исключительно с автомобилями. Первые ее модели появились еще в дореволюционные времена.
Первой моделью компании стал Voiturette A 1905 года. Автомобиль имел заметный коммерческий успех, что придало сил для расширения и дальнейшего движения вперед. Конструкция экипажа не отличалась от других современников: то же строение кузова с радиатором, расположенным перед двигателем. Рулевая колонка имела наклонную конструкцию. Двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением выдавал 7 л. с. Для того времени это являлось вполне сносной мощностной характеристикой.
Спустя два года все набирающая обороты компания превратилась в акционерное общество. Это позволило привлечь дополнительные средства и расширить производство, увеличив штат работников до более чем 600 человек. С 1907 года началось и расширение ассортимента. В том году Laurin & Klement представила свой первый омнибус и следующую легковую модель.
Ею стал Laurin & Klement BS – заднеприводный двухместный автомобиль, который выпускался с 1907 по 1909 годы. Двигатель рабочим объемом 1399 куб. см и мощностью 10 л. с. расположили спереди. Автомобиль мог разгоняться до 60 км/ч, потребляя в среднем 8л/100 км. Одним из таких в спортивном исполнении владел граф Коловрат-Краковский.
С 1908 года закрылась линейка по производству мотоциклетной техники, а через четыре года – произошло поглощение компании немецкой RAF из Райхенберга. Теперь ассортимент продукции заметно расширился, добавились:
✅ стационарные силовые агрегаты
✅ авиационные двигатели
✅ дорожные катки
Период Первой мировой войны и восстановления после нее заметно подкосил известного чешского производителя. Теперь он оказался в независимой республике, а его устаревшая продукция с трудом конкурировала с более современными моделями от заводов «Прага» и «Татра». Такое положение привело и к финансовым проблемам внутри компании. Выход нашли в объединении, вылившемся в концерн Skoda. 27 июня 1925 года в маленьком городе Млада-Болеслав родился бренд, который и сегодня знаком автолюбителям разных стран мира.
Именно об этой и других историях из жизни и деятельности самой известной чешской автомобильной компании пойдет речь на предстоящих частях выставки в Arkady Pankrac. В этом месяце у сообщества Motor Veteran намечен ряд интересных событий, о которых мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
Именно истории этой марки и ее развитию на протяжение более 100 лет посвящена ретро-выставка в районе Панкрац чешской столицы. В Прагу съехались множество автомобилей, которые старше большинства людей, живущих сейчас на земле. Заботливо сохраняемые своими владельцами, «старички» имеют очень неплохой вид. Особенно приятно, что любители автостарины стараются сберечь внешний облик и внутреннюю начинку транспорта близкими к первозданным.
Экспонаты доступны к просмотру ежедневно с 6 по 26 марта. Фото: Иван Гончаров
В течение всего марта жители Праги и гости смогут полюбоваться легендами местного автомобилестроения и узнать немного больше об одной из самых популярных в Европе марок легкового автотранспорта. Ведь на одном из них даже ездил сам Папа Римский. Выставка открылась в Arkady Pankrac 6 марта и продлится в течение трех недель. В исторических импровизированных павильонах можно будет увидеть не только четырехколесный транспорт, но и мотоциклы, которые выпускались предприятием раньше.
Экспонаты, от которых дует временем прошлой эпохи
Захватывающие дух автомобили с более чем столетней историей, мотоциклы и велосипеды, а также гоночные спецвыпуски из мира автоспорта привлекут внимание всех посетителей. Все это дополнит насыщенная сопроводительная программа. На выставке будет представлено несколько десятков автомобилей и мотоциклов. Это экспонаты из коллекции транспортных средств прошлого семьи Самогил (г. Злин), дополненные экземплярами из музея Skoda в Млада-Болеславе. Среди них:
✅ первая модель 1905 года Voiturette A
✅ автомобиль графа Коловрата (1907 год)
✅ довоенные модели и автомобили 50-60-х годов
Интересно, что сказал сам коллекционер, пан Ладислав Самогил:
Когда мне предложили сотрудничать в этом мероприятии, я не раздумывая сразу взялся за дело и начал составлять списки автомобилей и мотоциклов, которые мы будем арендовать для выставок. Поверьте, выбирать из почти сотни экспонатов сложнее, чем писать отдельную историю для каждой машины. Я бы определенно выделил модель L&K G 1909 года, на которой мой отец Алоис проехался вместе с Элишкой Юнковой на 60-летие гонки Targa Florio. Не пропустите выставку в Аркадии, и я думаю, что мы еще встретимся лично, потому что я буду регулярно ездить проверять свои автомобили.
Laurin & Klement GDV 1909 года. Фото: Иван Гончаров
В программе также присутствуют соревнования на призы, гоночный симулятор или специальная студия эпохи. Последняя виртуально перенесет вас в прошлое, когда автомобили выглядели совсем по-другому. Придя на выставку в субботу 18 марта можно сделать незабываемое ретро-фото. Желающим предоставят костюм, соответствующий эпохе, в которую создавался выбранный для совместного фото автомобиль.
5 лучших участников конкурсов наградят ценными призами от организаторов. Конечно, сейчас выставка только набирает свои обороты, а мне посчастливилось побывать на ней во второй день работы. Давайте вместе немного вспомним интересные факты из истории легендарной Skoda.
От велосипеда до первого чешского автомобиля
В начале двадцатого века современные виды транспорта начали формировать повседневную жизнь людей и расширять их кругозор. Первые самолеты доказали свою дееспособность, а автомобили вышли на дороги. В этот новаторский период двое молодых людей основали собственную компанию.
Некоторые и сегодня смотрятся очень стильно. Фото: Иван Гончаров
Конечно, все не сразу началось с дорогостоящих автомобилей. Старт оказался гораздо поскромнее и вылился с начатого в 1895 году производства… велосипедов под маркой «Славия». Два чеха с одинаковыми именами – Вацлав, оказались очень успешными и обязательными.
Их продукция в начале следующего столетия считалась неизменным синонимом качества и надежности. Это позволило предприятию очень быстро выйти на второе место по выпуску двухколесной техники в Богемии (тогда еще не существовало независимой республики, а в составе Австро-Венгрии она носила именно такое название).
Кстати, двум предприимчивым молодым людям очень помогло чувство национального самосознания. Когда производители немецкого велосипеда написали им, что необходимо рекламацию с жалобой писать на немецком, а не чешском языке, славян заело. Один из них был хорошим предпринимателем, а другой – механиком. Они понимали, что просто не имеют права на ошибку. Ведь выбранное для их продукции название Slavija несло явный чешский подтекст. Такой прекрасный стимул позволил Лаурину и Клементу наладить успешный выпуск велосипедов, плавно перейдя к мотоциклам.
Все развивалось очень стремительно. Уже через два года компаньоны обзавелись собственным участком земли, на котором в сжатые сроки выросло предприятие по сборке транспортной техники. Это позволило с 1899 года перейти в более высокий класс: стартовало производство мотоциклов (хотя сначала это были, скорее, велосипеды с мотором).
Их международный успех обеспечило участие в спортивных соревнованиях. Все дело в том, что полторы сотни экземпляров двухколесной техники отправились в начале века на службу в английскую Королевскую почту. А в 1901 году заводской гонщик Подседничек и вовсе стал победителем престижной европейской мотогонки Париж – Берлин.
Так выглядел первый автомобиль компании. Фото: Иван Гончаров
Но все решило то, что в то время набирали огромную популярность четырехколесные экипажи с мотором. Движение в этом направлении привело к тому, что в XX веке компания Laurin & Klement стала ассоциироваться исключительно с автомобилями. Первые ее модели появились еще в дореволюционные времена.
Зарождение автомобильной истории Laurin & Klement
Первой моделью компании стал Voiturette A 1905 года. Автомобиль имел заметный коммерческий успех, что придало сил для расширения и дальнейшего движения вперед. Конструкция экипажа не отличалась от других современников: то же строение кузова с радиатором, расположенным перед двигателем. Рулевая колонка имела наклонную конструкцию. Двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением выдавал 7 л. с. Для того времени это являлось вполне сносной мощностной характеристикой.
В павильоне можно встретить не только представителей сильного пола. Фото: Иван Гончаров
Спустя два года все набирающая обороты компания превратилась в акционерное общество. Это позволило привлечь дополнительные средства и расширить производство, увеличив штат работников до более чем 600 человек. С 1907 года началось и расширение ассортимента. В том году Laurin & Klement представила свой первый омнибус и следующую легковую модель.
Ею стал Laurin & Klement BS – заднеприводный двухместный автомобиль, который выпускался с 1907 по 1909 годы. Двигатель рабочим объемом 1399 куб. см и мощностью 10 л. с. расположили спереди. Автомобиль мог разгоняться до 60 км/ч, потребляя в среднем 8л/100 км. Одним из таких в спортивном исполнении владел граф Коловрат-Краковский.
С 1908 года закрылась линейка по производству мотоциклетной техники, а через четыре года – произошло поглощение компании немецкой RAF из Райхенберга. Теперь ассортимент продукции заметно расширился, добавились:
✅ стационарные силовые агрегаты
✅ авиационные двигатели
✅ дорожные катки
Период Первой мировой войны и восстановления после нее заметно подкосил известного чешского производителя. Теперь он оказался в независимой республике, а его устаревшая продукция с трудом конкурировала с более современными моделями от заводов «Прага» и «Татра». Такое положение привело и к финансовым проблемам внутри компании. Выход нашли в объединении, вылившемся в концерн Skoda. 27 июня 1925 года в маленьком городе Млада-Болеслав родился бренд, который и сегодня знаком автолюбителям разных стран мира.
Автомобили на выставке находятся рядом, только прозрачное ограждение из плексы. Фото: Иван Гончаров
Именно об этой и других историях из жизни и деятельности самой известной чешской автомобильной компании пойдет речь на предстоящих частях выставки в Arkady Pankrac. В этом месяце у сообщества Motor Veteran намечен ряд интересных событий, о которых мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.
- Иван Гончаров
- Иван Гончаров
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...