
S-64 – воздушный кран Сикорского на «гражданке»
Только выйдя на пенсию, Сикорский, и не думавший оставлять работу, сумел реализовать свою давнюю мечту – построить вертолет, способный поднимать тяжелые грузы. Но был и реальный заказчик – американский флот. За основу взяли транспортник S-56. У него позаимствовали трансмиссию, винты, двигатель, и в 1959 «Небесный кран» (или модель S-60) поднялась в небо.
Вертолет испытывался по полной программе. Сначала проверяли грузоподъемность: она составила 5,5 т. Для воздушного крана специально разработали контейнеры, с помощью которых можно было перевозить оборудование, технику и людей.
Предшественник «небесного крана» Сикорского – тяжелый вертолет S-56. Фото: YouTube.com
В последнем случае модуль оборудован вентиляцией, освещением, парой дверей. Напоследок машина еще и совершила перелет длиной в 5 тыс. км.
Несмотря на положительные результаты испытаний, S-60 не удовлетворил военных из-за недостаточной грузоподъемности. Построенная машина так и осталась летающей лабораторией. Однако Сикорский ничуть не расстроился и немедленно приступил к совершенствованию своей разработки. Теперь в проекте участвовала немецкая сторона, тоже заинтересовавшаяся тяжелым вертолетом. В немалой степени этому способствовал сын конструктора, Сергей, проживавший в ФРГ и являвшийся торговым представителем Sikorsky Aero Engineering Corporation.
Изначально CH-54 предназначался только для военных. Фото: YouTube.com
В 1962-м вертолет с индексом S-64 был готов и впервые поднялся в небо в мае этого же года. Предполагалось, что машина будет способна транспортировать грузы массой от 6 до 9 т на расстояние 85-340 км.
Как видно из фото, она была не совсем обычной. Фюзеляж выполнен в виде длинной балки, плавно «превращающейся» в хвост. Под главным винтом расположили лебедку, а по бокам установили специальные захваты. Их роль – фиксация контейнеров и грузов под фюзеляжем. Кабина – в передней части машины. При этом внутри, помимо пилотов находится оператор, кресло которого разворачивается на 180°, чтобы наблюдать за грузом через прозрачную заднюю стенку. Мощное шасси представляет собой три неубирающиеся стойки: одна спереди и две по бокам. Для надежности снизу хвоста смонтировали выдвижную опору.
К гражданским вертолет попал не сразу (на хвосте надпись – «лесник»). Фото: YouTube.com
По сравнению с дальним предшественником S-56 был внесен ряд изменений. например, прямоугольный винт стал шестилопастным, цельнометаллическим, изготавливался из алюминиевых сплавов.
Это пара газотурбинных моторов Pratt & Whitney JFTD12A-4А, каждый из которых выдавал по 4500 «лошадей». Помимо них, устанавливался дополнительный агрегат Solar, выполнявший функцию турбостартера и развивавший 71 л. с.
Двигатели могут быть по 4500 или 4800 л. с. Фото: YouTube.com
Пара емкостей под горючее, рассчитанные на 3328 л топлива, размещались позади основного редуктора (можно установить и дополнительный бак в 1662 л).
Первые поставки пошли в армию: «небесный кран» показал отличные результаты и военные заказали еще шесть экземпляров. В это время американцы вели войну во Вьетнаме и S-64 очень пригодились, когда нужно было вывозить неисправные самолеты. Новинка получила обозначение CH-54A. Позже закупили еще 60 штук. После этого производитель стал выпускать вертолеты для мирных целей.
В последних моделях S-64 – самые современные системы управления. Фото: YouTube.com
Гражданская версия получила индекс S-64E. К этому времени очень много военных вертолетов марок CH-54А и 54В стали списывать и их охотно покупали гражданские компании. Основные параметры S-64:
✅ диаметр главного винта, длина и высота – 21,95 м, 21,41 и 5,66 м
✅ масса пустого (наибольшая взлетная) – 8,724 т (19,051 т)
✅ средняя и максимальная скорость – 169 и 202 км/ч
✅ потолок – до 3,2 км
✅ дальность – 370 км
Экипаж состоял из двух пилотов и оператора, управляющим внешней подвеской. В общей сложности, учитывая все модификации Sikorsky Aero Engineering Corporation произвела 99 единиц техники. В армии США «летающие краны» стояли на вооружении до 80-х. Сегодня все машины, еще не выработавшие ресурс, находятся у гражданских эксплуатантов.
С 1992 года строительством этих машина стала заниматься фирма Erickson Air-Crane. Она выпускала два варианта вертолета.
На хвостах вертолетов, выпущенных Erickson, красуется соответствующая надпись. Фото: YouTube.com
Первый – S-64E являлся базовой моделью. Второй – S-64F представлял собой летательный аппарат с более мощными двигателями (использовался для тушения лесных пожаров). Компания не просто выпускала уже готовый летательный аппарат. В его конструкцию внесли 1350 изменений. Производимый Erickson Air-Crane вертолет охотно покупали, брали в аренду южнокорейские, австралийские и итальянские чрезвычайные службы, занимавшиеся тушением пожаров. Некоторые машины даже задействовали для заготовки древесины.
Вертолет набирает воду для тушения пожара. Фото: YouTube.com
Не отставали и строители: один из кранов использовался в ходе возведения башни CN-Tower в канадском Торонто. Любопытно: компания «Эриксон» свои кранам давала собственные имена. Например, упомянутую выше башню поднимала вертолет «Ольга». А еще был «Элвис», «Изабель», «Кристина», «Аврора» и «Невероятный Халк». Впрочем, традиция давать имена воздушным судам есть и в России: вспомните хотя бы Ту-160.
Да, существовал целый ряд примеров удачного использования вертолетов подобного типа. Однако с экономической точки зрения их применение не всегда оказывалось оправданным. Например, к месту нахождения груза зачастую приходилось летать порожняком.
Так выглядит пустой вертолет. Фото: YouTube.com
Бывало и так, что контейнеров требуемых габаритов рядом не было. Для вертолета изготавливали специальную «тару» 8,36х2,69х1,98 м (в армию поставили 22 штуки). Иногда оказывалось выгоднее воспользоваться услугами обычных фюзеляжных машин с наружной подвеской. «Летающий кран» оправдывал себя лишь там, где приходилось много и часто поднимать тяжелые грузы. Например, при строительстве какого-нибудь крупного высокого объекта.
Всего построено более сотни вертолетов и на гражданском поприще официально зафиксировано всего четыре случая. Три из них связаны с тушением пожара, когда вертолет не смог вернуться на базу из-за технических неисправностей. Один произошел в результате ошибок пилотирования.
Тушение пожара – опасная работа. Фото: YouTube.com
Опыт, полученный в ходе строительства S-56, S-60 и 64 позволил в дальнейшем фирме Сикорского спроектировать более грузоподъемные вертолеты. В 1960-м появился проект S-63, поднимавший 18 т, в 61-м – DS-103, способного перевозить до 40 т, шли разговоры о создании машины для транспортировки 80 т. Однако все эти разработки так и не были реализованы. Война во Вьетнаме требовала очень много легких вертолетов, чем и занималось государство, заказывая неимоверное количество «Апачей» и им подобных. Финансово поддержать строительство тяжелых «летающих кранов» должны были гражданские заказчики. Но таковых не нашлось.
Успехи Сикорского на поприще конструирования тяжелых вертолетов стимулировали разработки в этом направлении в других странах, включая СССР. КБ Камова и Миля тоже работали, создавая винтокрылые машины с высокой грузоподъемностью. А что же S-64? Несмотря на свою более чем полувековую историю, он эксплуатируется и по сей день.
Вертолет испытывался по полной программе. Сначала проверяли грузоподъемность: она составила 5,5 т. Для воздушного крана специально разработали контейнеры, с помощью которых можно было перевозить оборудование, технику и людей.

В последнем случае модуль оборудован вентиляцией, освещением, парой дверей. Напоследок машина еще и совершила перелет длиной в 5 тыс. км.
S-64
Несмотря на положительные результаты испытаний, S-60 не удовлетворил военных из-за недостаточной грузоподъемности. Построенная машина так и осталась летающей лабораторией. Однако Сикорский ничуть не расстроился и немедленно приступил к совершенствованию своей разработки. Теперь в проекте участвовала немецкая сторона, тоже заинтересовавшаяся тяжелым вертолетом. В немалой степени этому способствовал сын конструктора, Сергей, проживавший в ФРГ и являвшийся торговым представителем Sikorsky Aero Engineering Corporation.

В 1962-м вертолет с индексом S-64 был готов и впервые поднялся в небо в мае этого же года. Предполагалось, что машина будет способна транспортировать грузы массой от 6 до 9 т на расстояние 85-340 км.
О конструкции
Как видно из фото, она была не совсем обычной. Фюзеляж выполнен в виде длинной балки, плавно «превращающейся» в хвост. Под главным винтом расположили лебедку, а по бокам установили специальные захваты. Их роль – фиксация контейнеров и грузов под фюзеляжем. Кабина – в передней части машины. При этом внутри, помимо пилотов находится оператор, кресло которого разворачивается на 180°, чтобы наблюдать за грузом через прозрачную заднюю стенку. Мощное шасси представляет собой три неубирающиеся стойки: одна спереди и две по бокам. Для надежности снизу хвоста смонтировали выдвижную опору.

Клиренс машины равен 2,74 м. Амортизационные стойки сконструированы особым образом. При загрузке вертолет мог «присесть» на 20 см, чтобы удобнее зацепить контейнер.
По сравнению с дальним предшественником S-56 был внесен ряд изменений. например, прямоугольный винт стал шестилопастным, цельнометаллическим, изготавливался из алюминиевых сплавов.
Силовая установка
Это пара газотурбинных моторов Pratt & Whitney JFTD12A-4А, каждый из которых выдавал по 4500 «лошадей». Помимо них, устанавливался дополнительный агрегат Solar, выполнявший функцию турбостартера и развивавший 71 л. с.

Пара емкостей под горючее, рассчитанные на 3328 л топлива, размещались позади основного редуктора (можно установить и дополнительный бак в 1662 л).
Производство и эксплуатация
Первые поставки пошли в армию: «небесный кран» показал отличные результаты и военные заказали еще шесть экземпляров. В это время американцы вели войну во Вьетнаме и S-64 очень пригодились, когда нужно было вывозить неисправные самолеты. Новинка получила обозначение CH-54A. Позже закупили еще 60 штук. После этого производитель стал выпускать вертолеты для мирных целей.

На СН-54В – модификации S-64 с более мощными, по 4800 л. с. двигателями (от той же фирмы), поставлен мировой рекорд. На 3,307 км был поднят груз весом 15 т, а на 7,778 км – 5 т.
Гражданская версия получила индекс S-64E. К этому времени очень много военных вертолетов марок CH-54А и 54В стали списывать и их охотно покупали гражданские компании. Основные параметры S-64:
✅ диаметр главного винта, длина и высота – 21,95 м, 21,41 и 5,66 м
✅ масса пустого (наибольшая взлетная) – 8,724 т (19,051 т)
✅ средняя и максимальная скорость – 169 и 202 км/ч
✅ потолок – до 3,2 км
✅ дальность – 370 км
Экипаж состоял из двух пилотов и оператора, управляющим внешней подвеской. В общей сложности, учитывая все модификации Sikorsky Aero Engineering Corporation произвела 99 единиц техники. В армии США «летающие краны» стояли на вооружении до 80-х. Сегодня все машины, еще не выработавшие ресурс, находятся у гражданских эксплуатантов.
С 1992 года строительством этих машина стала заниматься фирма Erickson Air-Crane. Она выпускала два варианта вертолета.

Первый – S-64E являлся базовой моделью. Второй – S-64F представлял собой летательный аппарат с более мощными двигателями (использовался для тушения лесных пожаров). Компания не просто выпускала уже готовый летательный аппарат. В его конструкцию внесли 1350 изменений. Производимый Erickson Air-Crane вертолет охотно покупали, брали в аренду южнокорейские, австралийские и итальянские чрезвычайные службы, занимавшиеся тушением пожаров. Некоторые машины даже задействовали для заготовки древесины.

Не отставали и строители: один из кранов использовался в ходе возведения башни CN-Tower в канадском Торонто. Любопытно: компания «Эриксон» свои кранам давала собственные имена. Например, упомянутую выше башню поднимала вертолет «Ольга». А еще был «Элвис», «Изабель», «Кристина», «Аврора» и «Невероятный Халк». Впрочем, традиция давать имена воздушным судам есть и в России: вспомните хотя бы Ту-160.
Общие проблемы Sky Crane
Да, существовал целый ряд примеров удачного использования вертолетов подобного типа. Однако с экономической точки зрения их применение не всегда оказывалось оправданным. Например, к месту нахождения груза зачастую приходилось летать порожняком.

Бывало и так, что контейнеров требуемых габаритов рядом не было. Для вертолета изготавливали специальную «тару» 8,36х2,69х1,98 м (в армию поставили 22 штуки). Иногда оказывалось выгоднее воспользоваться услугами обычных фюзеляжных машин с наружной подвеской. «Летающий кран» оправдывал себя лишь там, где приходилось много и часто поднимать тяжелые грузы. Например, при строительстве какого-нибудь крупного высокого объекта.
Происшествия
Всего построено более сотни вертолетов и на гражданском поприще официально зафиксировано всего четыре случая. Три из них связаны с тушением пожара, когда вертолет не смог вернуться на базу из-за технических неисправностей. Один произошел в результате ошибок пилотирования.

Опыт, полученный в ходе строительства S-56, S-60 и 64 позволил в дальнейшем фирме Сикорского спроектировать более грузоподъемные вертолеты. В 1960-м появился проект S-63, поднимавший 18 т, в 61-м – DS-103, способного перевозить до 40 т, шли разговоры о создании машины для транспортировки 80 т. Однако все эти разработки так и не были реализованы. Война во Вьетнаме требовала очень много легких вертолетов, чем и занималось государство, заказывая неимоверное количество «Апачей» и им подобных. Финансово поддержать строительство тяжелых «летающих кранов» должны были гражданские заказчики. Но таковых не нашлось.
Успехи Сикорского на поприще конструирования тяжелых вертолетов стимулировали разработки в этом направлении в других странах, включая СССР. КБ Камова и Миля тоже работали, создавая винтокрылые машины с высокой грузоподъемностью. А что же S-64? Несмотря на свою более чем полувековую историю, он эксплуатируется и по сей день.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...