ТАМ – югославский грузовик по чехословацкой лицензии
1 597

ТАМ – югославский грузовик по чехословацкой лицензии

Довоенную Югославия нельзя назвать автомобильной державой. Скорее, наоборот. Поэтому, после того, когда в страну вернулись мирные условия, новое правительство во главе с Иосипом Броз Тито поспешило исправлять ситуацию. Благо, что теперь рядом имелись братские страны, также взявшие курс на построение социалистического строя.


Самым перспективным выглядело сотрудничество с Чехословакией. Кроме таких признанных «зубров» как «Татра» и «Шкода», у славянского государства имелись мощности для выпуска и другой техники разнообразного назначения. Для того чтобы ускорить процесс создания собственного автопрома, в Югославии сделали ставку на техпомощь из Центральной Европы. И не прогадали.

ТАМ – югославский грузовик по чехословацкой лицензииПервая бескапотная модель ТАМ. Фото: youtube.com

Конечно, первый завод по выпуску различных комплектующих для самолетов появился в Мариборе еще в 1941 году. Его организовали специально для техники, участвующей в боевых действиях. Сейчас, в мирное время подошел черед перевести его на мирные рельсы. Именно это предприятие и стало базовым для будущего выпуска югославских грузовиков по чехословацкой лицензии.

ТАМ – «Товарна автомобилей Марибор»


В 1947 году вышло специальное постановление правительства Федеративной Народной Республики Югославии. Оно гласило об официальном подтверждении создания главного автомобильного завода в стране, основанного на базе мариборского производства.

Предприятие назвали очень просто – «Товарна автомобилей Марибор» (ТАМ). В английском варианте он звучал немного по-другому: «Автомобильный завод Марибор». С этого дня началась история югославского бренда ТАМ.


К этому времени на мощностях уже производился выпуск различных комплектующих к грузовым автомобилям, теперь наступило время рыночной унификации и основательного подхода к процессу. Многонациональной стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы заявить о своих серьезных планах, представив собственную конструкцию грузовика.

Если все же вернуться в 30-е годы, то там мы увидим первую попытку еще королевской Югославии основать собственное автомобильное производство. В 1938 году прошел соревновательный конкурс на выбор модели, которую выпускала бы местная промышленность по лицензии. Проводили его чисто по-русски: кто сможет без поломок преодолеть 8000 км югославских дорог с ужасным покрытием, тот и победил.

В результате победителем стал RN, с которым и заключили договор на поставку комплектующих. Производство организовали недалеко от югославской столицы и назвали заводом Александра Ранковича (ZAR). Возможно, он бы и вырос в будущем до полноценного предприятия местного автопрома, ведь с конвейера в 1940 году вышел первый собранный здесь автомобиль. Но планам не суждено было сбыться, ведь в будущем году страна оказалась под фашистской оккупацией.

Со временем в Мариборе стали изготавливать различную технику. Фото: youtube.com

После войны здесь попытались все восстановить, но за три года смогли собрать всего лишь 1200 экземпляров нового грузовика «Пионир». Такая динамика не обещала никакой перспективы, поэтому наверху приняли решение о переносе мощностей в Марибор. С этого момента начинается история югославского грузового автомобиля по чехословацкой лицензии.

ТАМ, ставший визитной карточкой города и залогом процветания страны


Само предприятие и торговая марка, под которой выпускались местные автомобили с годами превратились в символ югославского прогресса, придав ему автомобильную составляющую. Сотрудничая в течение 15 лет с чехами, югославы производили всего одну модель «Пионир», являвшуюся копией чехословацкого грузовика Praga.

За это время успели собрать 17416 единиц подобной техники. Кроме классических бортовых грузовиков, в это число вошли и пожарный спецтранспорт, пассажирские автобусы и др. Несмотря на то, что этот двухосный 3-тонник имел всего лишь 67-сильный мотор, его роль трудно переоценить. Именно эта техника стала основной опорой во время послевоенного восстановления страны.

Немало выпущено и спецтехники на базе ТАМ. Фото: youtube.com

Однако в Югославии понимали необходимость движения вперед. Поэтому во второй половине 50-х предпринимаются попытки заключения лицензионного договора с западногерманским Magirus Deutz. Это уже другой, более высокий уровень. Взаимовыгодное сотрудничество стартовало в 1957 году.

ТАМ 2000


Несколько лет понадобилось югославским специалистам на разработку совершенно новой линейки автомобилей – ТАМ 2000. Хорошим подспорьем в этом стал именно договор с компанией из ФРГ. Грузовики собственной разработки встали на заводской конвейер в начале 60-х.

Такое продвижение сделало завод лидером местного автопрома, а «двухтысячным» позволило сыграть такую же важную роль, которая выпала нашим «газонам». Началом линейки выступил 2-тонный грузовик, появившийся в 1961 году. Он впервые в истории страны получил бескапотную конструкцию кабины и много других технических новшеств. Авто, получившее прозвище Tamic, укомплектовали 57-сильным дизельным двигателем от компании Perkins. Успешный автомобиль сразу оброс рядом модификаций специального назначения:

✅ пожарная техника
✅ продуктовые фургоны
✅ самосвалы
✅ автовышки

Модель обладала прекрасным запасом прочности и неприхотливостью в эксплуатации. Это позволило не только создать множество модификаций, но и провести ряд модернизаций. Такой ход дало возможность удачному и востребованному грузовику подольше не сходить с заводского конвейера.

Дальнейшее развитие и автобусы ТАМ


В следующем десятилетии югославы продолжили разработку собственных моделей. К середине 70-х сменилась числовая маркировка автомобилей; она уменьшилась на одну цифру и теперь указывала на мощность двигателя. Так «двухтысячный» превратился в ТАМ 60 (чуть позже на него установили более мощный мотор, переименовав в ТАМ 75).

TAM 260 А119, полюбившийся советским водителям. Фото: youtube.com

В то же время стартовало производство нового 1,5-тонного грузовика, отнесенного к семейству 110/150. Это были полноприводные автомобили с дизельным двигателем объемом 8,5 литров и мощностью, соответствующей цифровой маркировке модели. Они являлись вездеходами, способными преодолевать броды глубиной до 1 метра. А вот выпуск модернизированных версий самой популярной модели завода продолжился вплоть до конца 80-х.

Как и большинство подобных предприятий, югославский ТАМ в ограниченных количествах производил и автобусную технику. Среди них имелись и туристические 48-местные TAM 260 А119. Их в количестве 450 штук закупил советский комитет по туризму. Балканская техника неплохо прижилась в этой сфере, а советские водители хорошо отзывались о 260-сильных агрегатах, ставя их на ступеньку выше легендарных «Икарусов».

Кризис конца 80-х и современная история


В 1986 году автомобильный завод выпустил 200-тысячную единицу своей техники, подтвердив гегемонию в этой области. Но лучшие времена все же остались позади. Хотя динамика производства росла, всеобщий кризис в социалистическом мире не мог пройти мимо:

✅ 1947 год – 27 грузовиков
✅ 1953 год – превышен тысячный рубеж (1389)
✅ 1962 год – 3013 штук
✅ 1970 – 6442 единицы автомобильной техники

После этого объемы производства начали заметно снижаться, хотя предприятие продолжало успешно трудиться до конца 80-х. На нем в лучшие времена трудилось около 8000 работников, обеспечивая трудовой деятельностью весь 30-тысячный город. Продукция экспортировалась в африканские, азиатские страны и даже США.

Marbus по лицензии немецкой MAN. Фото: youtube.com

Когда история государства под названием Югославия подошла к своему концу, у предприятия вовсю проявились финансовые сложности. Предстоящий военный конфликт на Балканах только усугубил ситуацию. После некоторой стабилизации завод, теперь находящийся в независимой Словении, стал акционерным обществом, состоявшим из 13 разных предприятий. Это произошло в 1996 году. Тогда же появилось MPP Vozilla, занимающееся сборкой автомобильной техники. В тот сложный период объемы выпуска упали до уровня начала истории завода.

Дальнейшее производство связано только с автобусами: транспорт для аэропорта VIVAIR, электробусы VERO и испытательная техника VIVE. С 2001 года предприятие именуется Tovarna Vozil Maribor и из компонентов MAN собирает пассажирскую технику под брендом Marbus.
А вам знакома югославская техника ТАМ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...