ЗиЛ «Тапир» – «лебединая песня» завода
Когда начинают говорить о возможном конкуренте «ГАЗона» со стороны Завода им. Лихачева (в прошлом), то первое, что приходит в голову – «Бычок». Однако на «последнем издыхании» предприятие успело создать более совершенную, с лучшей грузоподъемностью, но почти совсем неизвестную модель – «Тапир». Или, по заводскому ЗиЛ-433180 (сначала «4362»). В то время ситуация на заводе была уже критическая: устаревающие «Бычки» покупали неохотно из-за низкого качества и плохой сборки. Проще было купить пару «Газелей» или «ГАЗон». Вот тогда ЗиЛ и решил «сделать ход конем».
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.
Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».
Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.
Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.
Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.
Самосвал на базе «Тапира». Фото: YouTube.com
Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Технические особенности
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».
Оптика – из Нижнего Новгорода. Фото: YouTube.com
Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.
Бортовой вариант машины. Фото: YouTube.com
Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Кабина
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.
А «Бычок» запустить в серию успели. Фото: YouTube.com
Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....