ЗиЛ «Тапир» – «лебединая песня» завода
Когда начинают говорить о возможном конкуренте «ГАЗона» со стороны Завода им. Лихачева (в прошлом), то первое, что приходит в голову – «Бычок». Однако на «последнем издыхании» предприятие успело создать более совершенную, с лучшей грузоподъемностью, но почти совсем неизвестную модель – «Тапир». Или, по заводскому ЗиЛ-433180 (сначала «4362»). В то время ситуация на заводе была уже критическая: устаревающие «Бычки» покупали неохотно из-за низкого качества и плохой сборки. Проще было купить пару «Газелей» или «ГАЗон». Вот тогда ЗиЛ и решил «сделать ход конем».
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.
Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».
Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.
Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.
Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.
Самосвал на базе «Тапира». Фото: YouTube.com
Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Технические особенности
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».
Оптика – из Нижнего Новгорода. Фото: YouTube.com
Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.
Бортовой вариант машины. Фото: YouTube.com
Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Кабина
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.
А «Бычок» запустить в серию успели. Фото: YouTube.com
Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...