
ЗиЛ «Тапир» – «лебединая песня» завода
Когда начинают говорить о возможном конкуренте «ГАЗона» со стороны Завода им. Лихачева (в прошлом), то первое, что приходит в голову – «Бычок». Однако на «последнем издыхании» предприятие успело создать более совершенную, с лучшей грузоподъемностью, но почти совсем неизвестную модель – «Тапир». Или, по заводскому ЗиЛ-433180 (сначала «4362»). В то время ситуация на заводе была уже критическая: устаревающие «Бычки» покупали неохотно из-за низкого качества и плохой сборки. Проще было купить пару «Газелей» или «ГАЗон». Вот тогда ЗиЛ и решил «сделать ход конем».
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.
Самосвал на базе «Тапира». Фото: YouTube.com
Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».
Оптика – из Нижнего Новгорода. Фото: YouTube.com
Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.
Бортовой вариант машины. Фото: YouTube.com
Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.
А «Бычок» запустить в серию успели. Фото: YouTube.com
Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
Экспериментальный грузовик, в основе которого ЗиЛ-4331, показали широкой публике еще в 2006-м. Далее предполагалось поставить машину на конвейер и заняться выпуском ее модификаций. Планировалось помимо базовой модели, производить изотермический фургон, мусоровоз, самосвал и многое другое.

Однако известные события не позволили реализовать проект. Тем не менее, что же интересного в «Тапире»?
Технические особенности
Автомобиль укомплектован дизелем МАЗ объемом в 4,7 л, развивающим до 136 «лошадей». Установка этого двигателя была обусловлена его надежностью, высокой ремонтопригодностью и большим выбором запчастей, плюс, их доступная стоимость. Расход топлива с этим агрегатом составлял 14 л на 100 км пути при скорости до 60 км/ч. Также рассматривались варианты с ярославскими моторами. В перспективе хотели использовать более сильный (155 «лошадей») минский Д-245.30Е. Его другое достоинство – соответствие экологическому классу «Евро 3». Трансмиссия – пятиступенчатая «механика», тоже нареканий не вызывает. Грузовик способен принять на борт до четырех с половиной тонн груза («Бычок» – только три). Любопытно: фары взяли у конкурента – «Газели».

Тормозная система гидравлическая, с дисками «по кругу», есть ABS. В перспективе рассматривался более эффективный и надежный вариант использования пневматики. Она обеспечивала лучшее сцепление с дорожной поверхностью при экстренной остановке, что положительно влияет на общую безопасность. Да и по конструкции пневматическая система проще. Задний мост стал надежнее благодаря упрочненной балке. Однако блокировку дифференциала предполагали устанавливать по заказу. Еще улучшили систему охлаждения, включив в нее другой радиатор. Высоту бортовой платформы оставили, как у «Бычка», небольшой, что удобно для загрузки/разгрузки.

Автомобиль после запуска в серию планировалось поставлять в первую очередь в Латвию. Хотя, главным заказчиком являлся столичный Департамент науки и промышленности. Поэтому над дизайном работали сразу несколько специалистов не только из прибалтийской республики, но и России, Белоруссии.
Кабина
Построена по каркасной схеме и представляет собой стальную основу, на которой зафиксированы кузовные элементы из пластика. Подобная технология была новшеством для России и ранее не применялась. Однако внутри все традиционно, по-старому: «зиловцам» сложно было в то время уйти от стереотипов. Так что кабина получилась не современной и не комфортной. Большинство ее элементов взяли от «сородича» – «Бычка». Хотя, в отличие от него, водительское сиденье, например, лучше настраивалось по всем параметрам: наклону спинки, длине, высоте. В будущем интерьер хотели модернизировать, но не успели.

Была еще одна модификация ЗиЛ-4362 под названием «Кентавр». Это тот же «Тапир», но меньше по длине, благодаря бескапотной компоновке (двигатель тот же). Серийное производство запланировали на 2009-10 годы. Но еще до этого времени завод уже вошел в крутое «пике», выйти из которого ему было не суждено.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...