Москвич-400: первый автомобиль который официально продавали трудящимся
Полное название этого автомобиля, выпускавшегося с 1946-го по 1955 годы, «Москвич-400-420». Машина сходила с конвейера МЗМА – Московского завода малолитражных автомобилей. Главная ценность для истории четырехсотого «Москвича» в том, что он официально стал доступен для покупки любому советскому гражданину.
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.
Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.
Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.
Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».
Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Средняя зарплата в конце сороковых составляла 605 руб., а «Москвич-400» стоил 8 тыс. руб. «Всего-то» четырнадцать зарплат. А вы сможете сегодня за столько же получек купить новый автомобиль? Правда, в то время за ним была очередь (не считая первых лет после начала серийного производства) и наличие денег совсем не гарантировало приобретение машины.
Внешний вид «Москвич-400-420» был по тем временам на высоте. Фото: YouTube.com
Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Чуть истории
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
Ходила байка: Иосиф Виссарионович сел на пассажирское место справа от водителя и пригласил желающих разместиться сзади. Никто не посмел попросить Сталина выйти.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.
Opel Kadett K38, выпускавшийся с 1936 по 1940 годы. Фото: YouTube.com
Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Особенности «Москвича»
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.
Модификация с кузовом была востребована в торговле. Фото: YouTube.com
Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.
Общий диван впереди позже ставили и на ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Выпуск первых авто совпал с 800-летием столицы. Поэтому на левой боковине машины стоял свой special edition – «специальная серия» в виде эмблемы: небольшого геральдического щита.
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Обновления
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.
Версия 420А зимой как-то не очень... Фото: YouTube.com
Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».
Модификация-фургон с деревянными дверями. Фото: YouTube.com
Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
Испытания задним числом
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Модернизация
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...