Москвич-400: первый автомобиль который официально продавали трудящимся
Полное название этого автомобиля, выпускавшегося с 1946-го по 1955 годы, «Москвич-400-420». Машина сходила с конвейера МЗМА – Московского завода малолитражных автомобилей. Главная ценность для истории четырехсотого «Москвича» в том, что он официально стал доступен для покупки любому советскому гражданину.
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.
Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.
Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.
Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».
Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Средняя зарплата в конце сороковых составляла 605 руб., а «Москвич-400» стоил 8 тыс. руб. «Всего-то» четырнадцать зарплат. А вы сможете сегодня за столько же получек купить новый автомобиль? Правда, в то время за ним была очередь (не считая первых лет после начала серийного производства) и наличие денег совсем не гарантировало приобретение машины.
Внешний вид «Москвич-400-420» был по тем временам на высоте. Фото: YouTube.com
Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Чуть истории
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
Ходила байка: Иосиф Виссарионович сел на пассажирское место справа от водителя и пригласил желающих разместиться сзади. Никто не посмел попросить Сталина выйти.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.
Opel Kadett K38, выпускавшийся с 1936 по 1940 годы. Фото: YouTube.com
Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Особенности «Москвича»
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.
Модификация с кузовом была востребована в торговле. Фото: YouTube.com
Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.
Общий диван впереди позже ставили и на ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Выпуск первых авто совпал с 800-летием столицы. Поэтому на левой боковине машины стоял свой special edition – «специальная серия» в виде эмблемы: небольшого геральдического щита.
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Обновления
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.
Версия 420А зимой как-то не очень... Фото: YouTube.com
Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».
Модификация-фургон с деревянными дверями. Фото: YouTube.com
Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
Испытания задним числом
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Модернизация
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...