
Москвич-400: первый автомобиль который официально продавали трудящимся
Полное название этого автомобиля, выпускавшегося с 1946-го по 1955 годы, «Москвич-400-420». Машина сходила с конвейера МЗМА – Московского завода малолитражных автомобилей. Главная ценность для истории четырехсотого «Москвича» в том, что он официально стал доступен для покупки любому советскому гражданину.
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Внешний вид «Москвич-400-420» был по тем временам на высоте. Фото: YouTube.com
Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.
Opel Kadett K38, выпускавшийся с 1936 по 1940 годы. Фото: YouTube.com
Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.
Модификация с кузовом была востребована в торговле. Фото: YouTube.com
Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.
Общий диван впереди позже ставили и на ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.
Версия 420А зимой как-то не очень... Фото: YouTube.com
Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».
Модификация-фургон с деревянными дверями. Фото: YouTube.com
Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
Ранее, все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по предприятиям и организациям. В виде редких исключений предоставлялось в пользование людям, имевшим особые заслуги перед Родиной – артистам, ученым, передовикам производства и т. д. Допускалось (тоже не всем подряд!) покупать авто через профсоюзы в «комиссионке». И еще одна возможность – выиграть в лотерею сразу ЗиС-101.
Средняя зарплата в конце сороковых составляла 605 руб., а «Москвич-400» стоил 8 тыс. руб. «Всего-то» четырнадцать зарплат. А вы сможете сегодня за столько же получек купить новый автомобиль? Правда, в то время за ним была очередь (не считая первых лет после начала серийного производства) и наличие денег совсем не гарантировало приобретение машины.

Для сравнения: «Победа» в 50-е годы стоила «бешенные» 16 тыс. руб., а ГАЗ-12 и вовсе 40 тыс. руб.
Чуть истории
Изначально «народный автомобиль» был задуман в 1939-м. А в следующем Сталину показали образец КИМ-10 (завод им. Коммунистического интернационала, потом ЗММА, после – АЗЛК). Машинка была с тремя )одна сзади) дверями и базировалась на Ford Pefect, выпускаемый в Великобритании. Тесная конструкция вождю категорически не понравилась.
Ходила байка: Иосиф Виссарионович сел на пассажирское место справа от водителя и пригласил желающих разместиться сзади. Никто не посмел попросить Сталина выйти.
«Отцу народов» позже продемонстрировали другие западные модели. Он конкретно указал на «Опель Кадет К38», имевший, как и «положено», полный комплект дверей. В 1945 был готов и более просторный КИМ-10.

Но т. к. документацию при переезде в войну на Урал утеряли, не мудрствуя лукаво, занялись «Кадетом». О чем и вышло соответствующее Постановление ГКО, где прямо указывалась эта модель.
Особенности «Москвича»
Первый опытный экземпляр собирался на базе немецкого Opel Kadett K38, который еще до войны был весьма популярен в Германии, где и производился. После окончания ВОВ оборудование с завода было перевезено в столицу СССР. Визуально самые первые «Москвичи-400» можно было отличить по звуковому сигналу, устанавливаемого переднем бампере слева. Позже «бибикалку» спрятали под капот.

Из инженерных новшеств, непривычных тогда поклонникам автотехники, стоит выделить несущий кузов (раньше рама была обязательна!), независимую подвеску и поршни, сделанные из алюминия. Любопытство вызывали стеклоочистители, приводимые в движение от …распределительного вала.

Выпуск первых авто совпал с 800-летием столицы. Поэтому на левой боковине машины стоял свой special edition – «специальная серия» в виде эмблемы: небольшого геральдического щита.
Помимо осваивания технологий деньги тоже считали: летом 1953 года машина миновала точку самоокупаемости. Если в первый год производства с конвейера сошла 1051 единица техники, то в 1955 – 47758 автомобилей.
Обновления
Чуть позже появился «Москвич-400-422», представлявший собой фургон с деревянными дверями. Также выпустили экзотический кабриолет, получивший индекс «420А», который, несмотря на непривычный кузов, продержался на конвейере до 52-го года.

Другая интересная модификация представляла собой санитарный вариант авто «Москвич-400М». Внутри – моющаяся обивка, комплект медоснащения, и даже третья фара над лобовым стеклом. А еще был «грузовик» или, как сейчас сказали бы, открытый пикап под индексом «420К».

Всего произвели 247 тыс. 861 экземпляр разных версий «Москвич-400».
Испытания задним числом
К концу 1948-го автомобиль, практически сразу после начала крупномасштабного производства, пошел на экспорт: в Польшу, Финляндию и Китай. Однако «фишка» в том, что госиспытания машина прошла только в 1949-м, когда уже была серийной.
Модернизация
Постепенно «Москвич» совершенствовали. Например, на 3-ю и 4-ю передачу поставили синхронизаторы, рычаг коробки перенесли на рулевую колонку. Туда же попал и ручной тормоз. «Корректировке» подверглись распредвал, БЦ, помпа, коллекторы, элементы электрооборудования. Столько новшеств позволило «оформить» новую модель «Москвич-401» (уже по 9 тыс. руб.). Его двигатель имел мощность не 23, а 26 «лошадей». Руль обрамили цветным пластиком. Но это совсем другая история!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас