Проблемы с бензонасосом? Решаем сами!
Бензонасос — тот самый, который внутри бензобака, способен доставить массу неприятностей, когда работает с перебоями. Мало приятного в том, чтобы после нажатия на педаль акселератора вместо ускорения получить провал тяги. Становится особенно весело, когда автомобиль, из-за отказавшего бензонасоса, неожиданно глохнет посреди улицы с оживленным движением. Так и до аварии недалеко. Некоторые автолюбители не знают подобных проблем в течение нескольких лет, а у других подобное случается регулярно. Попробуем разобраться, с чем это связано.
Для начала разберемся в терминологии. То устройство, которое погружено в бензобак, называется насосным модулем. Часто его называют насос в сборе, который состоит из следующих частей:
Насосная система редко целиком выходит из строя. Неполадки могут произойти с одним из составных элементов, или сразу несколькими деталями.
Чаще всего слабым звеном оказывается фильтр и сам насос. Кстати, этот ключевой компонент модуля состоит из двух систем:
Конструкция заключена в герметичный корпус и погружена в бензин. Это сделано для улучшения охлаждения, что продлевает ресурс. Насос не разбирается, его меняют целиком. А вот модуль разобрать можно, что позволит сэкономить. Заменить сгоревший бензонасос в разы дешевле, чем менять все в сборе, хотя сложнее.
Не будем рассматривать вопросы качества сборки, репутации производителя. Понятно, что не стоит связываться с контрафактной продукцией, которую продают под популярными брендами. Оригинальные насосы надежны и долговечны.
Главные причины отказов заключаются в выработке ресурса, наличии отложений в баке, ударах по днищу автомобиля, при которых бензонасос получает механические повреждения. Случаются неисправности в электрической цепи. Про некондиционное топливо и говорить не стоит. Известны случаи, когда после заправки таким бензином бензонасос выходил из строя через 2–3 часа.
Скапливания нежелательных отложений, какое бы чистое топливо не заливалось, избежать трудно. Входной фильтр в виде многослойной пластиковой сетки со временем покрывается слоем грязи, и препятствует прокачке бензина. До поры до времени это ощущается водителем лишь как незначительное снижение динамических характеристик.
Затем, по мере накопления отложений, возникают сильные провалы, которые периодически появляются и пропадают. Автомобиль трудно заводится, а иногда вообще отказывается работать. Все, вроде бы, со временем восстанавливается, а потом начинается опять. Давление топлива становится нестабильным.
Итог такого «прогресса» — транспортное средство, в конце концов, становится окончательно обездвиженным. Насос вроде как гудит, электромотор работает, а бензин не прокачивается. В бензонасос встроен обратный клапан, который перепускает излишнее давление обратно в бензобак. Вот и получается, что накачивается столько, сколько сбрасывается обратно, а остальное задерживает грязный фильтр. Или не накачивается ничего.
Существуют и другие последствия забитой сетки: насос, когда требуется повышенное усилие для прокачки топлива, потребляет больше электрической энергии. При этом повышается сила тока. В результате интенсивно вырабатывается ресурс электродвигателя, контакты нагреваются сверх меры, и в итоге оплавляются.
Усугубляет ситуацию езда на полупустом баке. Многие водители заправляются относительно небольшими порциями. Такой подход оправдан, когда нет уверенности в качестве бензина. Кондиционное топливо на АЗС с проверенной репутацией лучше заливать до полного бака, а затем пополнять по мере выработки.
Электрическому бензонасосу погружного типа противопоказано перекачивать воздух, соответственно оголять заборное отверстие из-за отсутствия бензина нельзя: насос быстро перегреется и выйдет из строя.
Лучший выход из такого положения — обратиться в автосервис. Профессионалы быстро найдут причину и устранят последствия. Когда нет такой возможности, или желания, можно попробовать разобраться самому.
Неприятная ситуация: ключ в замке повернут, зажигание включено, а насос молчит. Автомобиль заводиться не хочет. Сразу оговоримся, что речь идет о бюджетных автомобилях. В моделях более высокого класса, благодаря шумоизоляции, работу насоса можно и не услышать вовсе, а срабатывание происходит при открытии двери.
В нашем случае проверяют электрическую цепь. Начинают с целостности предохранителя. Затем последовательно проверяют два реле: главное, и бензонасоса. Бывает, что на реле не поступает питание, неисправные меняют. Если все работает, далее следует убедиться, что напряжение доходит до насоса. Для этого демонтируем лючок бензонасоса под задним сиденьем, отсоединяем электрический разъем.
Включаем зажигание, предварительно подсоединив к контакту плюсового провода мультимер или пробник. Если питания нет, тогда следует обратить внимание на состояние контактов, в том числе и на массе насоса. Когда и там все в порядке, дело в обрыве проводов. Искать долго, легче протянуть новый.
Если питание поступает, а насос все равно не работает, тому две причины: или отказал сам насос, или нет контакта в разъеме внутри насосного модуля.
Если бензин не выработан полностью, то это более сложный случай, и получить полную картину происходящего без топливного манометра непросто. Самый легкий способ — это нажать на клапан в топливной рампе тонкой отверткой, и посмотреть, вытекает бензин или нет. Но даст это мало что.
Можно использовать шинный манометр. Для этого надеть на него одним концом гибкий топливопровод, а другой конец, предварительно установив подходящий штуцер, соединить с топливной рампой под капотом. Включив зажигание, посмотреть на результат. Давление должно быть в пределах 2.8 – 3.8 МПа, в зависимости от типа топливной системы.
Если давление в норме, но нестабильно, из-за чего пульсирует стрелка манометра — тогда забит фильтр грубой очистки. Когда, вдобавок, давление доходит до нормы медленно, то вместе с ним стоит заменить и фильтр тонкой очистки под днищем автомобиля. Если на заведенном двигателе при резком повышении оборотов давление падает, то виноват в этом бензонасос, потерявший производительность. Когда давления нет, или оно совсем маленькое — тогда:
Убедиться в этом можно и без манометра, но придется повозиться. Для этого необходимо отсоединить магистраль подачи от насоса, подсоединить к нему мерную емкость через бензостойкий шланг, а затем принудительно включить бензонасос и измерить производительность. Для того чтобы мотор, к примеру 1.6 л от Весты, выдавал положенную мощность, должно прокачиваться не менее 50 л/ч.
Сравнивая полученный результат с тем, что должно быть, легко понять причину нехватки бензина в топливной рампе. В совсем уж сложных случаях можно повторить такую процедуру, подключившись последовательно к выходу фильтра тонкой очистки, затем к входу в рампу. Тогда вопросов по состоянию насоса, бензопроводов и фильтров точно не останется.
Для начала необходимо демонтировать модуль в сборе. Чтобы добраться до него, в большинстве случаев достаточно снять подушку заднего дивана, отсоединить лючок бензобака и разъем, после этого открутить крепежные болты и извлечь наружу прибор.
На некоторых моделях лючка нет, или он маленького размера, и приходится снимать топливный бак. Далее, после того, как модуль извлечен:
Подойдет гофрированная трубка, которую используют для насосов на автомобилях ВАЗ.
Если удастся отсоединить насос, не срезая патрубок, что непросто, то можно использовать гофру повторно. Достаточно закрепить, для надежности, концы хомутами подходящего размера.
Мы выражаем надежду, что вам не придется испытывать неудобства в дороге из-за бензонасоса. Но даже если поломке суждено случиться, уверены, вы внимательно читали статью, и теперь знаете — что и как делать.
Из чего состоит бензонасос
Для начала разберемся в терминологии. То устройство, которое погружено в бензобак, называется насосным модулем. Часто его называют насос в сборе, который состоит из следующих частей:
- ✅ Металлический корпус с направляющими
- ✅ Непосредственно бензонасос
- ✅ Соединительные патрубки
- ✅ Датчик уровня топлива
- ✅ Пластиковый стакан
- ✅ Фильтр грубой очистки
- ✅ Электрические соединения
Насосная система редко целиком выходит из строя. Неполадки могут произойти с одним из составных элементов, или сразу несколькими деталями.
Бензонасос в баке. Фото:youtube.com
Чаще всего слабым звеном оказывается фильтр и сам насос. Кстати, этот ключевой компонент модуля состоит из двух систем:
- ✅ Электрическая часть — представляет собой электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на напряжение 12 вольт, и контактную группу
- ✅ Механическая — или насосная часть — отвечает за перекачку бензина из бака в топливную магистраль
Конструкция заключена в герметичный корпус и погружена в бензин. Это сделано для улучшения охлаждения, что продлевает ресурс. Насос не разбирается, его меняют целиком. А вот модуль разобрать можно, что позволит сэкономить. Заменить сгоревший бензонасос в разы дешевле, чем менять все в сборе, хотя сложнее.
Почему отказывает бензонасос
Не будем рассматривать вопросы качества сборки, репутации производителя. Понятно, что не стоит связываться с контрафактной продукцией, которую продают под популярными брендами. Оригинальные насосы надежны и долговечны.
Главные причины отказов заключаются в выработке ресурса, наличии отложений в баке, ударах по днищу автомобиля, при которых бензонасос получает механические повреждения. Случаются неисправности в электрической цепи. Про некондиционное топливо и говорить не стоит. Известны случаи, когда после заправки таким бензином бензонасос выходил из строя через 2–3 часа.
Скапливания нежелательных отложений, какое бы чистое топливо не заливалось, избежать трудно. Входной фильтр в виде многослойной пластиковой сетки со временем покрывается слоем грязи, и препятствует прокачке бензина. До поры до времени это ощущается водителем лишь как незначительное снижение динамических характеристик.
Затем, по мере накопления отложений, возникают сильные провалы, которые периодически появляются и пропадают. Автомобиль трудно заводится, а иногда вообще отказывается работать. Все, вроде бы, со временем восстанавливается, а потом начинается опять. Давление топлива становится нестабильным.
Итог такого «прогресса» — транспортное средство, в конце концов, становится окончательно обездвиженным. Насос вроде как гудит, электромотор работает, а бензин не прокачивается. В бензонасос встроен обратный клапан, который перепускает излишнее давление обратно в бензобак. Вот и получается, что накачивается столько, сколько сбрасывается обратно, а остальное задерживает грязный фильтр. Или не накачивается ничего.
Засоренный фильтр. Фото:youtube.com
Существуют и другие последствия забитой сетки: насос, когда требуется повышенное усилие для прокачки топлива, потребляет больше электрической энергии. При этом повышается сила тока. В результате интенсивно вырабатывается ресурс электродвигателя, контакты нагреваются сверх меры, и в итоге оплавляются.
Усугубляет ситуацию езда на полупустом баке. Многие водители заправляются относительно небольшими порциями. Такой подход оправдан, когда нет уверенности в качестве бензина. Кондиционное топливо на АЗС с проверенной репутацией лучше заливать до полного бака, а затем пополнять по мере выработки.
Когда бензина мало, ухудшается охлаждение насоса, повышается концентрация отложений в топливе, резко повышается нагрузка на электромотор.
Электрическому бензонасосу погружного типа противопоказано перекачивать воздух, соответственно оголять заборное отверстие из-за отсутствия бензина нельзя: насос быстро перегреется и выйдет из строя.
Настоятельно рекомендуем периодически менять фильтр грубой очистки, так называемую сетку, и по возможности избегать эксплуатации автомобиля с небольшим количеством топлива.
Насос не работает: что делать
Лучший выход из такого положения — обратиться в автосервис. Профессионалы быстро найдут причину и устранят последствия. Когда нет такой возможности, или желания, можно попробовать разобраться самому.
Бензонасос не включается
Неприятная ситуация: ключ в замке повернут, зажигание включено, а насос молчит. Автомобиль заводиться не хочет. Сразу оговоримся, что речь идет о бюджетных автомобилях. В моделях более высокого класса, благодаря шумоизоляции, работу насоса можно и не услышать вовсе, а срабатывание происходит при открытии двери.
В нашем случае проверяют электрическую цепь. Начинают с целостности предохранителя. Затем последовательно проверяют два реле: главное, и бензонасоса. Бывает, что на реле не поступает питание, неисправные меняют. Если все работает, далее следует убедиться, что напряжение доходит до насоса. Для этого демонтируем лючок бензонасоса под задним сиденьем, отсоединяем электрический разъем.
Включаем зажигание, предварительно подсоединив к контакту плюсового провода мультимер или пробник. Если питания нет, тогда следует обратить внимание на состояние контактов, в том числе и на массе насоса. Когда и там все в порядке, дело в обрыве проводов. Искать долго, легче протянуть новый.
Если питание поступает, а насос все равно не работает, тому две причины: или отказал сам насос, или нет контакта в разъеме внутри насосного модуля.
Бензонасос включается, но авто или не заводится, или не развивает мощность
Если бензин не выработан полностью, то это более сложный случай, и получить полную картину происходящего без топливного манометра непросто. Самый легкий способ — это нажать на клапан в топливной рампе тонкой отверткой, и посмотреть, вытекает бензин или нет. Но даст это мало что.
Давление в норме. Фото:youtube.com
Внимание! Во избежание возгорания все работы необходимо производить только на остывшем двигателе, соблюдая меры предосторожности.
Можно использовать шинный манометр. Для этого надеть на него одним концом гибкий топливопровод, а другой конец, предварительно установив подходящий штуцер, соединить с топливной рампой под капотом. Включив зажигание, посмотреть на результат. Давление должно быть в пределах 2.8 – 3.8 МПа, в зависимости от типа топливной системы.
Если давление в норме, но нестабильно, из-за чего пульсирует стрелка манометра — тогда забит фильтр грубой очистки. Когда, вдобавок, давление доходит до нормы медленно, то вместе с ним стоит заменить и фильтр тонкой очистки под днищем автомобиля. Если на заведенном двигателе при резком повышении оборотов давление падает, то виноват в этом бензонасос, потерявший производительность. Когда давления нет, или оно совсем маленькое — тогда:
- ✅ Не качает насос
- ✅ Деформирован топливопровод
- ✅ Совсем забит фильтр
Убедиться в этом можно и без манометра, но придется повозиться. Для этого необходимо отсоединить магистраль подачи от насоса, подсоединить к нему мерную емкость через бензостойкий шланг, а затем принудительно включить бензонасос и измерить производительность. Для того чтобы мотор, к примеру 1.6 л от Весты, выдавал положенную мощность, должно прокачиваться не менее 50 л/ч.
Сравнивая полученный результат с тем, что должно быть, легко понять причину нехватки бензина в топливной рампе. В совсем уж сложных случаях можно повторить такую процедуру, подключившись последовательно к выходу фильтра тонкой очистки, затем к входу в рампу. Тогда вопросов по состоянию насоса, бензопроводов и фильтров точно не останется.
Как заменить бензонасос
Для начала необходимо демонтировать модуль в сборе. Чтобы добраться до него, в большинстве случаев достаточно снять подушку заднего дивана, отсоединить лючок бензобака и разъем, после этого открутить крепежные болты и извлечь наружу прибор.
Топливный модуль. Фото:youtube.com
На некоторых моделях лючка нет, или он маленького размера, и приходится снимать топливный бак. Далее, после того, как модуль извлечен:
- ✅ Нажимаем на упоры и сдвигаем вниз пластиковый стакан
- ✅ Срезаем гофрированную трубку подачи топлива от насоса к входу топливной магистрали
- ✅ Отсоединяем электрический разъем
- ✅ Подсоединяем новую трубку к вновь устанавливаемому насосу, предварительно нагрев концы в горячей воде
- ✅ Устанавливаем чистый фильтр
- ✅ Фиксируем насос на модуле
- ✅ Устанавливаем обратно стакан
Подойдет гофрированная трубка, которую используют для насосов на автомобилях ВАЗ.
Замена трубки. Фото:youtube.com
Если удастся отсоединить насос, не срезая патрубок, что непросто, то можно использовать гофру повторно. Достаточно закрепить, для надежности, концы хомутами подходящего размера.
Послесловие
Мы выражаем надежду, что вам не придется испытывать неудобства в дороге из-за бензонасоса. Но даже если поломке суждено случиться, уверены, вы внимательно читали статью, и теперь знаете — что и как делать.
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....