Ил-103 хотят выпускать снова, но не в РФ
Редко, но бывает: об этом самолете, чуть ли не чудом вставшим на конвейер в непростые 90-е годы, можно сказать, как об удачном летательном аппарате. Многоцелевая машина, вмещающая, помимо пилота, трех пассажиров, рассчитана на самые разнообразные действия: обучение будущих летчиков, проведение спасательных операций, медпомощь, патрулирование, перевозку пассажиров.
КБ Ильюшина и не собиралось заниматься постройкой легких самолетов. Самый «маленький» из выпущенных серийно ранее – штурмовик Ил-2. Однако, когда в руки молодых специалистов КБ попал журнал «Крылья Родины» за 88-й год (месяц май), ситуация изменилась. Конструкторов заинтересовал объявленный на страницах периодического издания конкурс. Его суть – разработка проекта легкого самолета, простого по конструкции, несложного в техобслуживании, в первую очередь предназначенного для обучение молодых пилотов. КБ Ильюшина приняло участие в конкурсе и его предложение оказалось в числе 21 победителя, отобранных жюри.
Конструкторы, помня, что они представляют солидную фирму, серьезно подошли к делу. И в первую очередь, как это ни странно для Страны Советов, обратились к статистике США, где подобные самолеты, в отличие от СССР выпускались большими тиражами. Была рассмотрена перспектива создания самолета «на продажу», поэтому изучали американские требования FAR-23. В то время в США вышло новое законодательство о страховании: теперь ответственность за надежность самолета в немалой степени нес и его производитель.
На этом фоне, много летательных аппаратов оказалось непригодными и в рыночной нише машин, рассчитанных на 3-5 человек, появилась «дыра». Поэтому яковлевцы заодно стали разрабатывать вариант самолета на 4-5 пассажиров. Начать решили с силовой установки. Кстати, в будущем планировалось выпускать двухмоторную версию.
Изначально требовался компактный агрегат мощностью 100 «лошадей». Однако на тот период в России просто не оказалось такого мотора: надежного, испытанного, небольшого и сильного. Был М-14, но он не годился по техническим параметрам. Идею об установке автомобильного агрегата ВАЗ со временем тоже отмели. А в Америке нужные двигатели делали и причем уже давно.
Удалось связаться с компанией «Теледайн», согласившейся на сотрудничество по поставке агрегата IO-360ES в 210 л. с.
С винтом тоже заморачиваться не стали и взяли проверенную сертифицированную по международным стандартам конструкцию «Харцель» (США). Почему бы и нет? У нас тогда с американцами – «дружба, мир, жвачка!». Основные технические данные Ил-103:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,56, 8 и 3,135 м
✅ масса пустого и наибольшая взлетная – 765 и 1460 кг
✅ крейсерская и максимальная скорость – 225 и 250 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1070 км (без коммерческой нагрузки)
Указанные характеристики могут незначительно отличаться, в зависимости от предназначения самолета. Производитель дает гарантию: 15 лет эксплуатации или 20 тыс. посадок либо 14 тыс. летных часов. Макет самолета впервые продемонстрировали широкой публике на выставке МАКС-93.
Здесь предлагалось два варианта. Первый подразумевал установку российского БРЭО. В него входили: акселерометр, АГР-29 и УС-350, указатель высоты, панель управления радиостанцией, приборы, показывающие состояние двигателя, световые сигнализаторы.
Примерно такой же набор компонентов содержала вторая, зарубежная версия БРЭО от компании «Бендикс Кинг». Разумеется, цены на оборудование были совсем разные.
Для поддержания комфортного микроклимата внутри самолета предусмотрена система кондиционирования. Ее функционирование осуществляется в трех режимах: рециркуляция, отопление и вентилирование. Эта же система препятствует запотеванию окон. Также для пассажиров отдельно установлена пара вентиляционных воздуховодов. Питание бортового оборудования осуществляется посредством генератора постоянного тока.
Для чрезвычайных ситуаций предусмотрено резервное обеспечение электроэнергией от аккумуляторов. В плане безопасности имеются парашюты, вмонтированные в спинки кресел. Покинуть летательный аппарат в воздухе можно через легко открываемые створки фонаря.
В мае 1994-го в небо на первом Ил-103 поднялся летчик-испытатель И. Гудков. Осенью этого же года машину показали на авиасалоне в Фарнборо, позже – на МАКС-95. Весной 1996-го аппарат сертифицировали по российским стандартам (по американским – в конце 1998-го).
В ходе испытаний сажали самолет, имитируя аварийные ситуации. Например, с заглушенным двигателем, с не полностью открытым (на 30°) закрылком, без элеронов и рулей. Все прошло успешно. По надежности испытатели сравнивали машину с легендарным Як-18.
Заинтересовались самолетом и авиационные чиновники из FAA (не зря Teledyne открыла офис рядом с КБ!). Представители США считали, что проект нового самолета должен лечь в основу договора о взаимном признании сертификационных систем двух стран. Логично! Предполагалось, что рынок России способен принять не менее 400 Ил-103, а также попасть и в США.
По техническим параметрам Ил-103 ничем не уступал заграничным аппаратам. Однако за все время было выпущено всего лишь 66 единиц техники, что совсем не радует. Основной покупатель – государство. Россия заказала и приобрела тридцать судов различных версий. Все они пригодились для патрулирования границ страны, использовались в лесных хозяйствах в плане контроля над пожаробезопасностью.
Четыре Ил-103 купила Беларусь (одной уже нет). Из государств дальнего зарубежья больше всех аппаратов (летом 2004 года) приобрела Южная Корея: двадцать три экземпляра (контракт оценен в 9 млн. долларов). Такое количество было обусловлено желанием ВВС заменить морально устаревающие УТС T-41D Mescalero. Еще шесть машин приобрела Перу и три – Лаос.
Их было всего пять (с 2000-й по 2016-й) на 66 выпущенных самолетов. Три из них произошли за рубежом, в т. ч. Белоруссии. Основные причины – нарушения руководства по летной эксплуатации, ошибки пилотирования. Так в Южной Корее погиб инструктор и стажер из-за неверных действий при управлении самолетом. Последняя авария произошла в РФ, Алтайском крае. Пилоты были вынуждены посадить машину из-за перебоев в работе силового агрегата. Как выяснилось позже, причина банальная: вместо авиационного горючего баки заполнили автомобильным бензином.
Машина сходила с конвейера с 94-й по 2007-й год, десять лет. Несмотря на то, что Ил-103 было выпущено немного, в серию он все-таки пошел и спросом пользовался. В КБ Ильюшина был разговор о производстве модернизированной версии самолета. Планировалось установить другой (возможно, российский) двигатель, заменить часть алюминиевых элементов фюзеляжа, оперения на композитные. Было даже заявлено, что обновленный аппарат будут продавать за 200 тыс. «зеленых».
Из последних новостей за март 2021-го известно, что «Ростех» вкупе с Авиакомплексом им. Ильюшина подписали соглашение с венгерской Aviation Engineering Zrt о модернизации и лицензионном производстве Ил-103.
Сначала планируется перевести в «цифру» всю документацию по машине. Процесс совершенствования техники, ее производство будет осуществляться совместно на базе предприятия в г. Печ (Венгрия).
Как все начиналось
КБ Ильюшина и не собиралось заниматься постройкой легких самолетов. Самый «маленький» из выпущенных серийно ранее – штурмовик Ил-2. Однако, когда в руки молодых специалистов КБ попал журнал «Крылья Родины» за 88-й год (месяц май), ситуация изменилась. Конструкторов заинтересовал объявленный на страницах периодического издания конкурс. Его суть – разработка проекта легкого самолета, простого по конструкции, несложного в техобслуживании, в первую очередь предназначенного для обучение молодых пилотов. КБ Ильюшина приняло участие в конкурсе и его предложение оказалось в числе 21 победителя, отобранных жюри.
Одна из сфер использования самолета – патрулирование в лесных хозяйствах. Фото: YouTube.com
Конструкторы, помня, что они представляют солидную фирму, серьезно подошли к делу. И в первую очередь, как это ни странно для Страны Советов, обратились к статистике США, где подобные самолеты, в отличие от СССР выпускались большими тиражами. Была рассмотрена перспектива создания самолета «на продажу», поэтому изучали американские требования FAR-23. В то время в США вышло новое законодательство о страховании: теперь ответственность за надежность самолета в немалой степени нес и его производитель.
Из-за изменений в страховом законодательстве США производство самолетов такого же класса, что и Ил-103, Piper (на снимке PA-28-140), упало в 90-х с 17 тыс. машин в год до 900. Фото: YouTube.com
На этом фоне, много летательных аппаратов оказалось непригодными и в рыночной нише машин, рассчитанных на 3-5 человек, появилась «дыра». Поэтому яковлевцы заодно стали разрабатывать вариант самолета на 4-5 пассажиров. Начать решили с силовой установки. Кстати, в будущем планировалось выпускать двухмоторную версию.
Двигатель
Изначально требовался компактный агрегат мощностью 100 «лошадей». Однако на тот период в России просто не оказалось такого мотора: надежного, испытанного, небольшого и сильного. Был М-14, но он не годился по техническим параметрам. Идею об установке автомобильного агрегата ВАЗ со временем тоже отмели. А в Америке нужные двигатели делали и причем уже давно.
Движок и винт – импортные. Фото: YouTube.com
Удалось связаться с компанией «Теледайн», согласившейся на сотрудничество по поставке агрегата IO-360ES в 210 л. с.
Позже Teledyne Continental Motors открыла свое представительство чуть ли не у ворот КБ Илюшина, на этой же улице.
С винтом тоже заморачиваться не стали и взяли проверенную сертифицированную по международным стандартам конструкцию «Харцель» (США). Почему бы и нет? У нас тогда с американцами – «дружба, мир, жвачка!». Основные технические данные Ил-103:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,56, 8 и 3,135 м
✅ масса пустого и наибольшая взлетная – 765 и 1460 кг
✅ крейсерская и максимальная скорость – 225 и 250 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1070 км (без коммерческой нагрузки)
Указанные характеристики могут незначительно отличаться, в зависимости от предназначения самолета. Производитель дает гарантию: 15 лет эксплуатации или 20 тыс. посадок либо 14 тыс. летных часов. Макет самолета впервые продемонстрировали широкой публике на выставке МАКС-93.
Бортовое оборудование
Здесь предлагалось два варианта. Первый подразумевал установку российского БРЭО. В него входили: акселерометр, АГР-29 и УС-350, указатель высоты, панель управления радиостанцией, приборы, показывающие состояние двигателя, световые сигнализаторы.
На приборной панели первых машин – только самое необходимое. Фото: YouTube.com
Примерно такой же набор компонентов содержала вторая, зарубежная версия БРЭО от компании «Бендикс Кинг». Разумеется, цены на оборудование были совсем разные.
Салон
Для поддержания комфортного микроклимата внутри самолета предусмотрена система кондиционирования. Ее функционирование осуществляется в трех режимах: рециркуляция, отопление и вентилирование. Эта же система препятствует запотеванию окон. Также для пассажиров отдельно установлена пара вентиляционных воздуховодов. Питание бортового оборудования осуществляется посредством генератора постоянного тока.
Самолет приспособлен для любых климатических условий. Фото: YouTube.com
Для чрезвычайных ситуаций предусмотрено резервное обеспечение электроэнергией от аккумуляторов. В плане безопасности имеются парашюты, вмонтированные в спинки кресел. Покинуть летательный аппарат в воздухе можно через легко открываемые створки фонаря.
Что дальше?
В мае 1994-го в небо на первом Ил-103 поднялся летчик-испытатель И. Гудков. Осенью этого же года машину показали на авиасалоне в Фарнборо, позже – на МАКС-95. Весной 1996-го аппарат сертифицировали по российским стандартам (по американским – в конце 1998-го).
Машина получила трехопорное неубирающееся шасси, приспособленное для экcплуатации на грунтовых полосах. Фото: YouTube.com
В ходе испытаний сажали самолет, имитируя аварийные ситуации. Например, с заглушенным двигателем, с не полностью открытым (на 30°) закрылком, без элеронов и рулей. Все прошло успешно. По надежности испытатели сравнивали машину с легендарным Як-18.
Заинтересовались самолетом и авиационные чиновники из FAA (не зря Teledyne открыла офис рядом с КБ!). Представители США считали, что проект нового самолета должен лечь в основу договора о взаимном признании сертификационных систем двух стран. Логично! Предполагалось, что рынок России способен принять не менее 400 Ил-103, а также попасть и в США.
Производство и продажи
По техническим параметрам Ил-103 ничем не уступал заграничным аппаратам. Однако за все время было выпущено всего лишь 66 единиц техники, что совсем не радует. Основной покупатель – государство. Россия заказала и приобрела тридцать судов различных версий. Все они пригодились для патрулирования границ страны, использовались в лесных хозяйствах в плане контроля над пожаробезопасностью.
Один из отлетавших свое Ил-103 обрел вечную стоянку у храма (Пантелеймоновский приход, г. Жуковский). Фото: YouTube.com
Четыре Ил-103 купила Беларусь (одной уже нет). Из государств дальнего зарубежья больше всех аппаратов (летом 2004 года) приобрела Южная Корея: двадцать три экземпляра (контракт оценен в 9 млн. долларов). Такое количество было обусловлено желанием ВВС заменить морально устаревающие УТС T-41D Mescalero. Еще шесть машин приобрела Перу и три – Лаос.
Происшествия
Их было всего пять (с 2000-й по 2016-й) на 66 выпущенных самолетов. Три из них произошли за рубежом, в т. ч. Белоруссии. Основные причины – нарушения руководства по летной эксплуатации, ошибки пилотирования. Так в Южной Корее погиб инструктор и стажер из-за неверных действий при управлении самолетом. Последняя авария произошла в РФ, Алтайском крае. Пилоты были вынуждены посадить машину из-за перебоев в работе силового агрегата. Как выяснилось позже, причина банальная: вместо авиационного горючего баки заполнили автомобильным бензином.
Сегодня
Машина сходила с конвейера с 94-й по 2007-й год, десять лет. Несмотря на то, что Ил-103 было выпущено немного, в серию он все-таки пошел и спросом пользовался. В КБ Ильюшина был разговор о производстве модернизированной версии самолета. Планировалось установить другой (возможно, российский) двигатель, заменить часть алюминиевых элементов фюзеляжа, оперения на композитные. Было даже заявлено, что обновленный аппарат будут продавать за 200 тыс. «зеленых».
Из последних новостей за март 2021-го известно, что «Ростех» вкупе с Авиакомплексом им. Ильюшина подписали соглашение с венгерской Aviation Engineering Zrt о модернизации и лицензионном производстве Ил-103.
Не исключено, что благодаря Венгрии, Ил-103 снова встанет на конвейер. Фото: YouTube.com
Сначала планируется перевести в «цифру» всю документацию по машине. Процесс совершенствования техники, ее производство будет осуществляться совместно на базе предприятия в г. Печ (Венгрия).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...