Ил-103 хотят выпускать снова, но не в РФ
Редко, но бывает: об этом самолете, чуть ли не чудом вставшим на конвейер в непростые 90-е годы, можно сказать, как об удачном летательном аппарате. Многоцелевая машина, вмещающая, помимо пилота, трех пассажиров, рассчитана на самые разнообразные действия: обучение будущих летчиков, проведение спасательных операций, медпомощь, патрулирование, перевозку пассажиров.
КБ Ильюшина и не собиралось заниматься постройкой легких самолетов. Самый «маленький» из выпущенных серийно ранее – штурмовик Ил-2. Однако, когда в руки молодых специалистов КБ попал журнал «Крылья Родины» за 88-й год (месяц май), ситуация изменилась. Конструкторов заинтересовал объявленный на страницах периодического издания конкурс. Его суть – разработка проекта легкого самолета, простого по конструкции, несложного в техобслуживании, в первую очередь предназначенного для обучение молодых пилотов. КБ Ильюшина приняло участие в конкурсе и его предложение оказалось в числе 21 победителя, отобранных жюри.
Конструкторы, помня, что они представляют солидную фирму, серьезно подошли к делу. И в первую очередь, как это ни странно для Страны Советов, обратились к статистике США, где подобные самолеты, в отличие от СССР выпускались большими тиражами. Была рассмотрена перспектива создания самолета «на продажу», поэтому изучали американские требования FAR-23. В то время в США вышло новое законодательство о страховании: теперь ответственность за надежность самолета в немалой степени нес и его производитель.
На этом фоне, много летательных аппаратов оказалось непригодными и в рыночной нише машин, рассчитанных на 3-5 человек, появилась «дыра». Поэтому яковлевцы заодно стали разрабатывать вариант самолета на 4-5 пассажиров. Начать решили с силовой установки. Кстати, в будущем планировалось выпускать двухмоторную версию.
Изначально требовался компактный агрегат мощностью 100 «лошадей». Однако на тот период в России просто не оказалось такого мотора: надежного, испытанного, небольшого и сильного. Был М-14, но он не годился по техническим параметрам. Идею об установке автомобильного агрегата ВАЗ со временем тоже отмели. А в Америке нужные двигатели делали и причем уже давно.
Удалось связаться с компанией «Теледайн», согласившейся на сотрудничество по поставке агрегата IO-360ES в 210 л. с.
С винтом тоже заморачиваться не стали и взяли проверенную сертифицированную по международным стандартам конструкцию «Харцель» (США). Почему бы и нет? У нас тогда с американцами – «дружба, мир, жвачка!». Основные технические данные Ил-103:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,56, 8 и 3,135 м
✅ масса пустого и наибольшая взлетная – 765 и 1460 кг
✅ крейсерская и максимальная скорость – 225 и 250 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1070 км (без коммерческой нагрузки)
Указанные характеристики могут незначительно отличаться, в зависимости от предназначения самолета. Производитель дает гарантию: 15 лет эксплуатации или 20 тыс. посадок либо 14 тыс. летных часов. Макет самолета впервые продемонстрировали широкой публике на выставке МАКС-93.
Здесь предлагалось два варианта. Первый подразумевал установку российского БРЭО. В него входили: акселерометр, АГР-29 и УС-350, указатель высоты, панель управления радиостанцией, приборы, показывающие состояние двигателя, световые сигнализаторы.
Примерно такой же набор компонентов содержала вторая, зарубежная версия БРЭО от компании «Бендикс Кинг». Разумеется, цены на оборудование были совсем разные.
Для поддержания комфортного микроклимата внутри самолета предусмотрена система кондиционирования. Ее функционирование осуществляется в трех режимах: рециркуляция, отопление и вентилирование. Эта же система препятствует запотеванию окон. Также для пассажиров отдельно установлена пара вентиляционных воздуховодов. Питание бортового оборудования осуществляется посредством генератора постоянного тока.
Для чрезвычайных ситуаций предусмотрено резервное обеспечение электроэнергией от аккумуляторов. В плане безопасности имеются парашюты, вмонтированные в спинки кресел. Покинуть летательный аппарат в воздухе можно через легко открываемые створки фонаря.
В мае 1994-го в небо на первом Ил-103 поднялся летчик-испытатель И. Гудков. Осенью этого же года машину показали на авиасалоне в Фарнборо, позже – на МАКС-95. Весной 1996-го аппарат сертифицировали по российским стандартам (по американским – в конце 1998-го).
В ходе испытаний сажали самолет, имитируя аварийные ситуации. Например, с заглушенным двигателем, с не полностью открытым (на 30°) закрылком, без элеронов и рулей. Все прошло успешно. По надежности испытатели сравнивали машину с легендарным Як-18.
Заинтересовались самолетом и авиационные чиновники из FAA (не зря Teledyne открыла офис рядом с КБ!). Представители США считали, что проект нового самолета должен лечь в основу договора о взаимном признании сертификационных систем двух стран. Логично! Предполагалось, что рынок России способен принять не менее 400 Ил-103, а также попасть и в США.
По техническим параметрам Ил-103 ничем не уступал заграничным аппаратам. Однако за все время было выпущено всего лишь 66 единиц техники, что совсем не радует. Основной покупатель – государство. Россия заказала и приобрела тридцать судов различных версий. Все они пригодились для патрулирования границ страны, использовались в лесных хозяйствах в плане контроля над пожаробезопасностью.
Четыре Ил-103 купила Беларусь (одной уже нет). Из государств дальнего зарубежья больше всех аппаратов (летом 2004 года) приобрела Южная Корея: двадцать три экземпляра (контракт оценен в 9 млн. долларов). Такое количество было обусловлено желанием ВВС заменить морально устаревающие УТС T-41D Mescalero. Еще шесть машин приобрела Перу и три – Лаос.
Их было всего пять (с 2000-й по 2016-й) на 66 выпущенных самолетов. Три из них произошли за рубежом, в т. ч. Белоруссии. Основные причины – нарушения руководства по летной эксплуатации, ошибки пилотирования. Так в Южной Корее погиб инструктор и стажер из-за неверных действий при управлении самолетом. Последняя авария произошла в РФ, Алтайском крае. Пилоты были вынуждены посадить машину из-за перебоев в работе силового агрегата. Как выяснилось позже, причина банальная: вместо авиационного горючего баки заполнили автомобильным бензином.
Машина сходила с конвейера с 94-й по 2007-й год, десять лет. Несмотря на то, что Ил-103 было выпущено немного, в серию он все-таки пошел и спросом пользовался. В КБ Ильюшина был разговор о производстве модернизированной версии самолета. Планировалось установить другой (возможно, российский) двигатель, заменить часть алюминиевых элементов фюзеляжа, оперения на композитные. Было даже заявлено, что обновленный аппарат будут продавать за 200 тыс. «зеленых».
Из последних новостей за март 2021-го известно, что «Ростех» вкупе с Авиакомплексом им. Ильюшина подписали соглашение с венгерской Aviation Engineering Zrt о модернизации и лицензионном производстве Ил-103.
Сначала планируется перевести в «цифру» всю документацию по машине. Процесс совершенствования техники, ее производство будет осуществляться совместно на базе предприятия в г. Печ (Венгрия).
Как все начиналось
КБ Ильюшина и не собиралось заниматься постройкой легких самолетов. Самый «маленький» из выпущенных серийно ранее – штурмовик Ил-2. Однако, когда в руки молодых специалистов КБ попал журнал «Крылья Родины» за 88-й год (месяц май), ситуация изменилась. Конструкторов заинтересовал объявленный на страницах периодического издания конкурс. Его суть – разработка проекта легкого самолета, простого по конструкции, несложного в техобслуживании, в первую очередь предназначенного для обучение молодых пилотов. КБ Ильюшина приняло участие в конкурсе и его предложение оказалось в числе 21 победителя, отобранных жюри.
Одна из сфер использования самолета – патрулирование в лесных хозяйствах. Фото: YouTube.com
Конструкторы, помня, что они представляют солидную фирму, серьезно подошли к делу. И в первую очередь, как это ни странно для Страны Советов, обратились к статистике США, где подобные самолеты, в отличие от СССР выпускались большими тиражами. Была рассмотрена перспектива создания самолета «на продажу», поэтому изучали американские требования FAR-23. В то время в США вышло новое законодательство о страховании: теперь ответственность за надежность самолета в немалой степени нес и его производитель.
Из-за изменений в страховом законодательстве США производство самолетов такого же класса, что и Ил-103, Piper (на снимке PA-28-140), упало в 90-х с 17 тыс. машин в год до 900. Фото: YouTube.com
На этом фоне, много летательных аппаратов оказалось непригодными и в рыночной нише машин, рассчитанных на 3-5 человек, появилась «дыра». Поэтому яковлевцы заодно стали разрабатывать вариант самолета на 4-5 пассажиров. Начать решили с силовой установки. Кстати, в будущем планировалось выпускать двухмоторную версию.
Двигатель
Изначально требовался компактный агрегат мощностью 100 «лошадей». Однако на тот период в России просто не оказалось такого мотора: надежного, испытанного, небольшого и сильного. Был М-14, но он не годился по техническим параметрам. Идею об установке автомобильного агрегата ВАЗ со временем тоже отмели. А в Америке нужные двигатели делали и причем уже давно.
Движок и винт – импортные. Фото: YouTube.com
Удалось связаться с компанией «Теледайн», согласившейся на сотрудничество по поставке агрегата IO-360ES в 210 л. с.
Позже Teledyne Continental Motors открыла свое представительство чуть ли не у ворот КБ Илюшина, на этой же улице.
С винтом тоже заморачиваться не стали и взяли проверенную сертифицированную по международным стандартам конструкцию «Харцель» (США). Почему бы и нет? У нас тогда с американцами – «дружба, мир, жвачка!». Основные технические данные Ил-103:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,56, 8 и 3,135 м
✅ масса пустого и наибольшая взлетная – 765 и 1460 кг
✅ крейсерская и максимальная скорость – 225 и 250 км/ч
✅ высота – 4 км
✅ дальность – до 1070 км (без коммерческой нагрузки)
Указанные характеристики могут незначительно отличаться, в зависимости от предназначения самолета. Производитель дает гарантию: 15 лет эксплуатации или 20 тыс. посадок либо 14 тыс. летных часов. Макет самолета впервые продемонстрировали широкой публике на выставке МАКС-93.
Бортовое оборудование
Здесь предлагалось два варианта. Первый подразумевал установку российского БРЭО. В него входили: акселерометр, АГР-29 и УС-350, указатель высоты, панель управления радиостанцией, приборы, показывающие состояние двигателя, световые сигнализаторы.
На приборной панели первых машин – только самое необходимое. Фото: YouTube.com
Примерно такой же набор компонентов содержала вторая, зарубежная версия БРЭО от компании «Бендикс Кинг». Разумеется, цены на оборудование были совсем разные.
Салон
Для поддержания комфортного микроклимата внутри самолета предусмотрена система кондиционирования. Ее функционирование осуществляется в трех режимах: рециркуляция, отопление и вентилирование. Эта же система препятствует запотеванию окон. Также для пассажиров отдельно установлена пара вентиляционных воздуховодов. Питание бортового оборудования осуществляется посредством генератора постоянного тока.
Самолет приспособлен для любых климатических условий. Фото: YouTube.com
Для чрезвычайных ситуаций предусмотрено резервное обеспечение электроэнергией от аккумуляторов. В плане безопасности имеются парашюты, вмонтированные в спинки кресел. Покинуть летательный аппарат в воздухе можно через легко открываемые створки фонаря.
Что дальше?
В мае 1994-го в небо на первом Ил-103 поднялся летчик-испытатель И. Гудков. Осенью этого же года машину показали на авиасалоне в Фарнборо, позже – на МАКС-95. Весной 1996-го аппарат сертифицировали по российским стандартам (по американским – в конце 1998-го).
Машина получила трехопорное неубирающееся шасси, приспособленное для экcплуатации на грунтовых полосах. Фото: YouTube.com
В ходе испытаний сажали самолет, имитируя аварийные ситуации. Например, с заглушенным двигателем, с не полностью открытым (на 30°) закрылком, без элеронов и рулей. Все прошло успешно. По надежности испытатели сравнивали машину с легендарным Як-18.
Заинтересовались самолетом и авиационные чиновники из FAA (не зря Teledyne открыла офис рядом с КБ!). Представители США считали, что проект нового самолета должен лечь в основу договора о взаимном признании сертификационных систем двух стран. Логично! Предполагалось, что рынок России способен принять не менее 400 Ил-103, а также попасть и в США.
Производство и продажи
По техническим параметрам Ил-103 ничем не уступал заграничным аппаратам. Однако за все время было выпущено всего лишь 66 единиц техники, что совсем не радует. Основной покупатель – государство. Россия заказала и приобрела тридцать судов различных версий. Все они пригодились для патрулирования границ страны, использовались в лесных хозяйствах в плане контроля над пожаробезопасностью.
Один из отлетавших свое Ил-103 обрел вечную стоянку у храма (Пантелеймоновский приход, г. Жуковский). Фото: YouTube.com
Четыре Ил-103 купила Беларусь (одной уже нет). Из государств дальнего зарубежья больше всех аппаратов (летом 2004 года) приобрела Южная Корея: двадцать три экземпляра (контракт оценен в 9 млн. долларов). Такое количество было обусловлено желанием ВВС заменить морально устаревающие УТС T-41D Mescalero. Еще шесть машин приобрела Перу и три – Лаос.
Происшествия
Их было всего пять (с 2000-й по 2016-й) на 66 выпущенных самолетов. Три из них произошли за рубежом, в т. ч. Белоруссии. Основные причины – нарушения руководства по летной эксплуатации, ошибки пилотирования. Так в Южной Корее погиб инструктор и стажер из-за неверных действий при управлении самолетом. Последняя авария произошла в РФ, Алтайском крае. Пилоты были вынуждены посадить машину из-за перебоев в работе силового агрегата. Как выяснилось позже, причина банальная: вместо авиационного горючего баки заполнили автомобильным бензином.
Сегодня
Машина сходила с конвейера с 94-й по 2007-й год, десять лет. Несмотря на то, что Ил-103 было выпущено немного, в серию он все-таки пошел и спросом пользовался. В КБ Ильюшина был разговор о производстве модернизированной версии самолета. Планировалось установить другой (возможно, российский) двигатель, заменить часть алюминиевых элементов фюзеляжа, оперения на композитные. Было даже заявлено, что обновленный аппарат будут продавать за 200 тыс. «зеленых».
Из последних новостей за март 2021-го известно, что «Ростех» вкупе с Авиакомплексом им. Ильюшина подписали соглашение с венгерской Aviation Engineering Zrt о модернизации и лицензионном производстве Ил-103.
Не исключено, что благодаря Венгрии, Ил-103 снова встанет на конвейер. Фото: YouTube.com
Сначала планируется перевести в «цифру» всю документацию по машине. Процесс совершенствования техники, ее производство будет осуществляться совместно на базе предприятия в г. Печ (Венгрия).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...