
ГАЗ-31029 – первая «Волга», доступная для народа, она же самая нелюбимая
Легковые автомобили Горьковского завода известны под брендом «Волга». Эти модели за свою историю пережили разные этапы, начиная от народного восхищения, заканчивая откровенным пренебрежением.
Самой худшей «Волгой» сейчас считается ГАЗ-31029. Часто этот автомобиль называют «Ослобыком». Видимо, намек на то, что она похожа на переходную модель между 24-10 и 3110. Хотя, по сути, именно ГАЗ-31029 сделал «Волгу» доступной для народа.
Более того – эта модель в начале 90-х была коммерчески выгодной для Горьковского автомобильного завода. Мало кто знает, что после появления ГАЗ-31029 темпы производства «Волжанок» выросли в полтора-два раза по сравнению с советскими временами. Для начала 90-х, когда почти все заводы стремительно катились в финансовую пропасть, это был просто оглушительный успех.
Не знаю, как вас, а меня этот автомобиль ненадолго возвращает в 90-е. Фото: Youtube.com
Что касается ГАЗ-31029, то этот автомобиль стал жертвой массовости во всех смыслах. Во-первых, из недоступной мечты машина превратилась в обыденность со своими характерными недостатками. Во-вторых, удешевление производства негативно сказались на качестве.
В любом случае, ГАЗ-31029 изучен слабо. Эта «Волга» промелькнула на небосводе «лихих 90-х» быстро, затерявшись в тени легендарной 24-ки и более массовой 3110. Сегодня мы исправим этот досадный пробел.
К концу 80-х годов руководство Горьковского автомобильного завода отдавало себе отчет в том, что ГАЗ-24-10 срочно нуждается в смене поколения. Очередная модернизация машине явно бы не помогла, ведь новая «Волга» по сути и стала рестайлингом.
Длинная и тонкая выхлопная труба всегда раздражала. Фото: Youtube.com
Не нужно думать, что руководство ГАЗ сильно беспокоило техническое отставание их легковых машин от мирового автопрома. Отнюдь – в конце 80-х «Волги» раскупались государственными конторами. Даже в самых страшных снах руководство предприятия не могло представить, что останется без работы. Стоило лишь предложить «Волги» народу – отбоя не будет от покупателей.
Только в эпоху «перестройки» с наличностью уже были проблемы. Решение пришло достаточно неожиданное в своей простоте – использовать кузовные штампы ГАЗ-3102. Благо этих роскошных «номенклатурных» моделей выпускали немного, с 1981 года оборудование сохранилось хорошо.
Поэтому «горьковцы» решили сделать новую машину на основе ГАЗ-3102. Дело за малым – разработать ее, сделав более бюджетной.
Решив, как им казалось, задачу, горьковские инженеры поделились своими выводами и планами с руководством. Те идею одобрили, понимая, что это будет действительно финансово выгодно, да и можно оперативно наладить выпуск модели.
Узнали двигатель ЗМЗ-402? Фото: Youtube.com
Осталось рассказать о своих производственных планах партийному руководству Советского Союза. Это и было сделано, в полной уверенности, что проект одобрят.
Но партия неожиданно «встала на дыбы». Как это, мелкие руководители, творческая и научная элита станет разъезжать на «директорской» машине! В итоге было решено, что новый автомобиль будет пересмотрен дизайнерами, чтобы отличия во внешности бросались в глаза издалека.
Второй нюанс – это двигатель. По идее, выпуская новую модель на шасси ГАЗ-3102, следовало взять для нее и ЗМЗ-4022.10. Тот самый, передовой и форкамерно-факельный. Только в конце 80-х уже было ясно, что данное направление в моторостроении бесперспективное.
Салон вроде простой, но какой-то родной. Фото: Youtube.com
Силовой агрегат получился капризным и чувствительным к высоким температурам. Советским водителям, особенно работающим в государственных гаражах, такое категорически не нравилось. Тем более, что ЗМЗ-402.10, устанавливаемый на ГАЗ-24-10, был неприхотливым в эксплуатации и обслуживании.
В итоге с этой проблемой тоже разобрались, пойдя простым путем – отказавшись от сложного двигателя в пользу 402-го мотора. Пускай он не отличался экономичностью и динамикой, зато был надежным.
Раз уж создание новой модели было делом решенным, Горьковский автомобильный завод заодно последовал тенденциям современной моды. Машину решили сделать округлой, сгладив резкие «волговские» черты.
А еще эту модель любили подвергать бессмысленному и беспощадному тюнингу. Фото: Youtube.com
К сожалению, «надуть» автомобиль по всем кузовным панелям не получилось – штампы от ГАЗ-3102 сделать этого не позволяли, а портить их никто бы не разрешил. Пришлось довольствоваться изменением передней части и светотехники.
ГАЗ-31029 получил пластиковые травмобезопасные бамперы, что сделало внешность еще более современной. Да, в те годы изобилие металла считалось пережитком прошлых лет. А пластмасса была материалом будущего.
В итоге новая «Волга» удовлетворила как создателей, так и партийную элиту:
✅ Минимальное количество хрома показывало, что модель не такая престижная, как ГАЗ-3102
✅ Пластик сделал машину внешне современнее
✅ Нововведения позволили удешевить автомобиль
ГАЗ-31029 должен был занять место предыдущей модели с индексом 24-10. «Волга» оставалась автомобилем для избранных граждан СССР, но не равной элитным моделям.
Вот только серийная машина появилась в 1992 году, когда Советский Союз развалился. Поэтому судьба модели сложилась вовсе не так, как задумывалось изначально. Новый автомобиль сразу же получил прозвище «Ослобык» от российских водителей, успевших немного приобщиться к б/у иномаркам. Пусть те и были доступны в то время единицам, но купить их получалось. Благо, перегонщики тогда уже начали появляться.
Иногда попадаются экземпляры и в таком состоянии. Фото: Youtube.com
А еще новую модель называли «Тяни-Толкай». Это прозвище ГАЗ-31029 получил за явное несоответствие передней и задней частей. Если «морда» выглядела как полагается модным современным тенденциям, то зад навязчиво тянул «Волгу» в прошлое.
Как любая модель, рожденная в муках конвульсий СССР, ГАЗ-31029 получился недоработанным. Новые «Волги» первых выпусков конструктивно почти не отличались от 24-10. Но главное было запустить автомобиль в серию, а остальное пришло в процессе.
В 1994 году машину «осчастливили» 16-клапанный двигателем ЗМЗ-4062.10 с распределенным впрыском топлива. Несмотря на то, что данный силовой конструктивно серьезно отличался от 402-го мотора, он сохранил те же пропорции и по надежности не уступал своему предшественнику.
И характерный рычаг переключения передач. Фото: Youtube.com
Интересно, что в середине 90-х «Волги» с инжекторными двигателями продавались как 150-сильные. Конечно, мотор неплохой, но его реальная мощность около 131 л. с.
Постепенно появлялись новые детали трансмиссии – например, разрезной мост заменили на узел с неразъемным картером. Потом стали устанавливать 5-МКПП и дисковые тормоза.
С 1996 года, ГАЗ-31029 начали оснащать салоном от новой модели с индексом 3110. На некоторых модификациях были даже гидроусилители руля, автоматические стеклоподъемники и катализаторы.
Для Горьковского автомобильного завода «Ослобык» стал моделью коммерчески выгодной. Бесполезно сейчас вспоминать, сколько рублей просили в те годы за такую машину – это ничего не скажет. Но стоил ГАЗ-31029 примерно 3 000 долларов.
Рессоры сзади позволяют быстро ездить по плохим дорогам. Фото: Youtube.com
Кстати, покупали новые «Волги» не только из-за низкой цены. Просто в те годы была бешеная инфляция, поэтому люди предпочитали вкладывать деньги в автомобили.
Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за ГАЗ-31029 Горьковскому заводу пришлось перейти на круглосуточный режим работы. Хотя, качество сборки упало.
В 1997 году модель уступила место на конвейере ГАЗ-3110. Продажи к тому времени начали падать. Российские водители перестали относиться к «Волгам» с трепетом. А сейчас ГАЗ-31029 вообще можно купить всего от 40 тысяч рублей.
Самой худшей «Волгой» сейчас считается ГАЗ-31029. Часто этот автомобиль называют «Ослобыком». Видимо, намек на то, что она похожа на переходную модель между 24-10 и 3110. Хотя, по сути, именно ГАЗ-31029 сделал «Волгу» доступной для народа.
Более того – эта модель в начале 90-х была коммерчески выгодной для Горьковского автомобильного завода. Мало кто знает, что после появления ГАЗ-31029 темпы производства «Волжанок» выросли в полтора-два раза по сравнению с советскими временами. Для начала 90-х, когда почти все заводы стремительно катились в финансовую пропасть, это был просто оглушительный успех.

Что касается ГАЗ-31029, то этот автомобиль стал жертвой массовости во всех смыслах. Во-первых, из недоступной мечты машина превратилась в обыденность со своими характерными недостатками. Во-вторых, удешевление производства негативно сказались на качестве.
В любом случае, ГАЗ-31029 изучен слабо. Эта «Волга» промелькнула на небосводе «лихих 90-х» быстро, затерявшись в тени легендарной 24-ки и более массовой 3110. Сегодня мы исправим этот досадный пробел.
Предпосылки к появлению
К концу 80-х годов руководство Горьковского автомобильного завода отдавало себе отчет в том, что ГАЗ-24-10 срочно нуждается в смене поколения. Очередная модернизация машине явно бы не помогла, ведь новая «Волга» по сути и стала рестайлингом.

Не нужно думать, что руководство ГАЗ сильно беспокоило техническое отставание их легковых машин от мирового автопрома. Отнюдь – в конце 80-х «Волги» раскупались государственными конторами. Даже в самых страшных снах руководство предприятия не могло представить, что останется без работы. Стоило лишь предложить «Волги» народу – отбоя не будет от покупателей.
Проблема была в износе кузовных штампов, а они работали с 1968 года, когда появилась первая 24-ка. Так как все равно оснастку и оборудование нужно менять, решили заодно разработать и новую модель.
Только в эпоху «перестройки» с наличностью уже были проблемы. Решение пришло достаточно неожиданное в своей простоте – использовать кузовные штампы ГАЗ-3102. Благо этих роскошных «номенклатурных» моделей выпускали немного, с 1981 года оборудование сохранилось хорошо.
Поэтому «горьковцы» решили сделать новую машину на основе ГАЗ-3102. Дело за малым – разработать ее, сделав более бюджетной.
Проблемы
Решив, как им казалось, задачу, горьковские инженеры поделились своими выводами и планами с руководством. Те идею одобрили, понимая, что это будет действительно финансово выгодно, да и можно оперативно наладить выпуск модели.

Осталось рассказать о своих производственных планах партийному руководству Советского Союза. Это и было сделано, в полной уверенности, что проект одобрят.
Но партия неожиданно «встала на дыбы». Как это, мелкие руководители, творческая и научная элита станет разъезжать на «директорской» машине! В итоге было решено, что новый автомобиль будет пересмотрен дизайнерами, чтобы отличия во внешности бросались в глаза издалека.
Второй нюанс – это двигатель. По идее, выпуская новую модель на шасси ГАЗ-3102, следовало взять для нее и ЗМЗ-4022.10. Тот самый, передовой и форкамерно-факельный. Только в конце 80-х уже было ясно, что данное направление в моторостроении бесперспективное.

Силовой агрегат получился капризным и чувствительным к высоким температурам. Советским водителям, особенно работающим в государственных гаражах, такое категорически не нравилось. Тем более, что ЗМЗ-402.10, устанавливаемый на ГАЗ-24-10, был неприхотливым в эксплуатации и обслуживании.
В итоге с этой проблемой тоже разобрались, пойдя простым путем – отказавшись от сложного двигателя в пользу 402-го мотора. Пускай он не отличался экономичностью и динамикой, зато был надежным.
«Рождение»
Раз уж создание новой модели было делом решенным, Горьковский автомобильный завод заодно последовал тенденциям современной моды. Машину решили сделать округлой, сгладив резкие «волговские» черты.

К сожалению, «надуть» автомобиль по всем кузовным панелям не получилось – штампы от ГАЗ-3102 сделать этого не позволяли, а портить их никто бы не разрешил. Пришлось довольствоваться изменением передней части и светотехники.
ГАЗ-31029 получил пластиковые травмобезопасные бамперы, что сделало внешность еще более современной. Да, в те годы изобилие металла считалось пережитком прошлых лет. А пластмасса была материалом будущего.
В итоге новая «Волга» удовлетворила как создателей, так и партийную элиту:
✅ Минимальное количество хрома показывало, что модель не такая престижная, как ГАЗ-3102
✅ Пластик сделал машину внешне современнее
✅ Нововведения позволили удешевить автомобиль
ГАЗ-31029 должен был занять место предыдущей модели с индексом 24-10. «Волга» оставалась автомобилем для избранных граждан СССР, но не равной элитным моделям.
Вот только серийная машина появилась в 1992 году, когда Советский Союз развалился. Поэтому судьба модели сложилась вовсе не так, как задумывалось изначально. Новый автомобиль сразу же получил прозвище «Ослобык» от российских водителей, успевших немного приобщиться к б/у иномаркам. Пусть те и были доступны в то время единицам, но купить их получалось. Благо, перегонщики тогда уже начали появляться.

А еще новую модель называли «Тяни-Толкай». Это прозвище ГАЗ-31029 получил за явное несоответствие передней и задней частей. Если «морда» выглядела как полагается модным современным тенденциям, то зад навязчиво тянул «Волгу» в прошлое.
Доработки
Как любая модель, рожденная в муках конвульсий СССР, ГАЗ-31029 получился недоработанным. Новые «Волги» первых выпусков конструктивно почти не отличались от 24-10. Но главное было запустить автомобиль в серию, а остальное пришло в процессе.
В 1994 году машину «осчастливили» 16-клапанный двигателем ЗМЗ-4062.10 с распределенным впрыском топлива. Несмотря на то, что данный силовой конструктивно серьезно отличался от 402-го мотора, он сохранил те же пропорции и по надежности не уступал своему предшественнику.

Интересно, что в середине 90-х «Волги» с инжекторными двигателями продавались как 150-сильные. Конечно, мотор неплохой, но его реальная мощность около 131 л. с.
Постепенно появлялись новые детали трансмиссии – например, разрезной мост заменили на узел с неразъемным картером. Потом стали устанавливать 5-МКПП и дисковые тормоза.
С 1996 года, ГАЗ-31029 начали оснащать салоном от новой модели с индексом 3110. На некоторых модификациях были даже гидроусилители руля, автоматические стеклоподъемники и катализаторы.
Успех
Для Горьковского автомобильного завода «Ослобык» стал моделью коммерчески выгодной. Бесполезно сейчас вспоминать, сколько рублей просили в те годы за такую машину – это ничего не скажет. Но стоил ГАЗ-31029 примерно 3 000 долларов.

Кстати, покупали новые «Волги» не только из-за низкой цены. Просто в те годы была бешеная инфляция, поэтому люди предпочитали вкладывать деньги в автомобили.
Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за ГАЗ-31029 Горьковскому заводу пришлось перейти на круглосуточный режим работы. Хотя, качество сборки упало.
В 1997 году модель уступила место на конвейере ГАЗ-3110. Продажи к тому времени начали падать. Российские водители перестали относиться к «Волгам» с трепетом. А сейчас ГАЗ-31029 вообще можно купить всего от 40 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....