Самой худшей «Волгой» сейчас считается ГАЗ-31029. Часто этот автомобиль называют «Ослобыком». Видимо, намек на то, что она похожа на переходную модель между 24-10 и 3110. Хотя, по сути, именно ГАЗ-31029 сделал «Волгу» доступной для народа.
Более того – эта модель в начале 90-х была коммерчески выгодной для Горьковского автомобильного завода. Мало кто знает, что после появления ГАЗ-31029 темпы производства «Волжанок» выросли в полтора-два раза по сравнению с советскими временами. Для начала 90-х, когда почти все заводы стремительно катились в финансовую пропасть, это был просто оглушительный успех.

Что касается ГАЗ-31029, то этот автомобиль стал жертвой массовости во всех смыслах. Во-первых, из недоступной мечты машина превратилась в обыденность со своими характерными недостатками. Во-вторых, удешевление производства негативно сказались на качестве.
В любом случае, ГАЗ-31029 изучен слабо. Эта «Волга» промелькнула на небосводе «лихих 90-х» быстро, затерявшись в тени легендарной 24-ки и более массовой 3110. Сегодня мы исправим этот досадный пробел.
Предпосылки к появлению
К концу 80-х годов руководство Горьковского автомобильного завода отдавало себе отчет в том, что ГАЗ-24-10 срочно нуждается в смене поколения. Очередная модернизация машине явно бы не помогла, ведь новая «Волга» по сути и стала рестайлингом.

Не нужно думать, что руководство ГАЗ сильно беспокоило техническое отставание их легковых машин от мирового автопрома. Отнюдь – в конце 80-х «Волги» раскупались государственными конторами. Даже в самых страшных снах руководство предприятия не могло представить, что останется без работы. Стоило лишь предложить «Волги» народу – отбоя не будет от покупателей.
Проблема была в износе кузовных штампов, а они работали с 1968 года, когда появилась первая 24-ка. Так как все равно оснастку и оборудование нужно менять, решили заодно разработать и новую модель.
Только в эпоху «перестройки» с наличностью уже были проблемы. Решение пришло достаточно неожиданное в своей простоте – использовать кузовные штампы ГАЗ-3102. Благо этих роскошных «номенклатурных» моделей выпускали немного, с 1981 года оборудование сохранилось хорошо.
Поэтому «горьковцы» решили сделать новую машину на основе ГАЗ-3102. Дело за малым – разработать ее, сделав более бюджетной.
Проблемы
Решив, как им казалось, задачу, горьковские инженеры поделились своими выводами и планами с руководством. Те идею одобрили, понимая, что это будет действительно финансово выгодно, да и можно оперативно наладить выпуск модели.

Осталось рассказать о своих производственных планах партийному руководству Советского Союза. Это и было сделано, в полной уверенности, что проект одобрят.
Но партия неожиданно «встала на дыбы». Как это, мелкие руководители, творческая и научная элита станет разъезжать на «директорской» машине! В итоге было решено, что новый автомобиль будет пересмотрен дизайнерами, чтобы отличия во внешности бросались в глаза издалека.
Второй нюанс – это двигатель. По идее, выпуская новую модель на шасси ГАЗ-3102, следовало взять для нее и ЗМЗ-4022.10. Тот самый, передовой и форкамерно-факельный. Только в конце 80-х уже было ясно, что данное направление в моторостроении бесперспективное.

Силовой агрегат получился капризным и чувствительным к высоким температурам. Советским водителям, особенно работающим в государственных гаражах, такое категорически не нравилось. Тем более, что ЗМЗ-402.10, устанавливаемый на ГАЗ-24-10, был неприхотливым в эксплуатации и обслуживании.
В итоге с этой проблемой тоже разобрались, пойдя простым путем – отказавшись от сложного двигателя в пользу 402-го мотора. Пускай он не отличался экономичностью и динамикой, зато был надежным.
«Рождение»
Раз уж создание новой модели было делом решенным, Горьковский автомобильный завод заодно последовал тенденциям современной моды. Машину решили сделать округлой, сгладив резкие «волговские» черты.

К сожалению, «надуть» автомобиль по всем кузовным панелям не получилось – штампы от ГАЗ-3102 сделать этого не позволяли, а портить их никто бы не разрешил. Пришлось довольствоваться изменением передней части и светотехники.
ГАЗ-31029 получил пластиковые травмобезопасные бамперы, что сделало внешность еще более современной. Да, в те годы изобилие металла считалось пережитком прошлых лет. А пластмасса была материалом будущего.
В итоге новая «Волга» удовлетворила как создателей, так и партийную элиту:
✅ Минимальное количество хрома показывало, что модель не такая престижная, как ГАЗ-3102
✅ Пластик сделал машину внешне современнее
✅ Нововведения позволили удешевить автомобиль
ГАЗ-31029 должен был занять место предыдущей модели с индексом 24-10. «Волга» оставалась автомобилем для избранных граждан СССР, но не равной элитным моделям.
Вот только серийная машина появилась в 1992 году, когда Советский Союз развалился. Поэтому судьба модели сложилась вовсе не так, как задумывалось изначально. Новый автомобиль сразу же получил прозвище «Ослобык» от российских водителей, успевших немного приобщиться к б/у иномаркам. Пусть те и были доступны в то время единицам, но купить их получалось. Благо, перегонщики тогда уже начали появляться.

А еще новую модель называли «Тяни-Толкай». Это прозвище ГАЗ-31029 получил за явное несоответствие передней и задней частей. Если «морда» выглядела как полагается модным современным тенденциям, то зад навязчиво тянул «Волгу» в прошлое.
Доработки
Как любая модель, рожденная в муках конвульсий СССР, ГАЗ-31029 получился недоработанным. Новые «Волги» первых выпусков конструктивно почти не отличались от 24-10. Но главное было запустить автомобиль в серию, а остальное пришло в процессе.
В 1994 году машину «осчастливили» 16-клапанный двигателем ЗМЗ-4062.10 с распределенным впрыском топлива. Несмотря на то, что данный силовой конструктивно серьезно отличался от 402-го мотора, он сохранил те же пропорции и по надежности не уступал своему предшественнику.

Интересно, что в середине 90-х «Волги» с инжекторными двигателями продавались как 150-сильные. Конечно, мотор неплохой, но его реальная мощность около 131 л. с.
Постепенно появлялись новые детали трансмиссии – например, разрезной мост заменили на узел с неразъемным картером. Потом стали устанавливать 5-МКПП и дисковые тормоза.
С 1996 года, ГАЗ-31029 начали оснащать салоном от новой модели с индексом 3110. На некоторых модификациях были даже гидроусилители руля, автоматические стеклоподъемники и катализаторы.
Успех
Для Горьковского автомобильного завода «Ослобык» стал моделью коммерчески выгодной. Бесполезно сейчас вспоминать, сколько рублей просили в те годы за такую машину – это ничего не скажет. Но стоил ГАЗ-31029 примерно 3 000 долларов.

Кстати, покупали новые «Волги» не только из-за низкой цены. Просто в те годы была бешеная инфляция, поэтому люди предпочитали вкладывать деньги в автомобили.
Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за ГАЗ-31029 Горьковскому заводу пришлось перейти на круглосуточный режим работы. Хотя, качество сборки упало.
В 1997 году модель уступила место на конвейере ГАЗ-3110. Продажи к тому времени начали падать. Российские водители перестали относиться к «Волгам» с трепетом. А сейчас ГАЗ-31029 вообще можно купить всего от 40 тысяч рублей.