Як-112: неудавшаяся российская Cessna 90-х
КБ Яковлева хорошо известно не только по военным машинам, но и спортивным самолетам. Однако в этот раз конструкторы обратили внимание на легкую авиацию. В этом секторе рынка безраздельно господствовали западные модели: одна только «Цессна» чего стоит. Ее двух и четырехместные самолеты пользуются огромной популярностью в мире. Вот и яковлевцы решили не отставать.
Очевидно, что за базу был взят Як-12, произведенный в далеком 1946-м году. Но от него конструкторы позаимствовали разве что аэродинамическую схему подкосного высокоплана. Работы по проекту начались в 1988-м. Цель – создание универсального самолета с комфортным салоном и эргономичным рабочим местом пилота.
Машина предназначалась для перевозки трех пассажиров, тренировок и обучения будущих летчиков, патрулирования и участия в операциях МЧС. В небо первый раз аппарат поднялся с аэродрома завода в Смоленске осенью 1992-го.
Бросается в глаза просторная кабина с панорамным остеклением, высокое расположение крыльев еще больше улучшает обзор. Шасси – неубирающееся, трехопорное. Допускается установка лыж либо поплавков. Особенность Як-112 – возможность эксплуатации на грунтовых полосах.
Этому способствуют пневматические амортизаторы на шасси. Чтобы взлететь, достаточно набрать скорость в 125 км/ч. Понадобится ВПП длиной до 350 м, а для посадки хватит и 230 м. Крыло – двухлонжеронное, состоит из четырнадцати нервюр. Для удобства пилота и пассажиров предусмотрены двери с обоих сторон.
Прототип с бортовым номером «001» оторвался от земли с силовым агрегатом IO-360-ES от компании Teledyne Continental Motors. Анализ полетов показал: машине не хватает энерговооруженности в 210 л. с.
Производство Як-112 перенесли в Иркутск. Тамошние специалисты усовершенствовали летательный аппарат, установив на него двигатель IO-540-ES, производимый компанией Textron Lycoming. И та и другая установка приводит во вращение винт с тремя лопастями, выпускаемый фирмой Hartzell (США).
Бортовое оборудование может иметь, в зависимости от пожеланий заказчика, разную конфигурацию. Самолет комплектуется оснащением от производителя Bendix King (как на Cessna). Установленное оборудование (российское на 10 %) дает возможность совершать полеты при любой погоде днем и ночью. Основные параметры Як-112:
✅ размах крыльев, длина – 10,25 и 6,96 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 0,775 и 1,34 т
✅ нагрузка – 3 пассажира либо 270 кг
✅ мощность двигателя – 260 «лошадей»
✅ скорость и потолок – до 250 км/ч и 4 км
✅ дальность – 2 тыс. км
Разработчики утверждают, что гарантийный срок службы летательного аппарата – не менее двадцати лет! Или 10 тыс. часов налета. Однако в плане импортозамещения все не так хорошо: если брать в целом, соотношение российского и зарубежного оценивается, как 50/50. Серьезных модификаций нет. Есть Як-112И с двигателем IO-550M и Як-112П на поплавках для приводнения. Также готовился к производству шестиместный Як-112А.
Прорабатывались варианты установки российских двигателей, но в 90-х годах найти что-либо подходящее было нереально.
Всего построили только 6 самолетов: идея о российской «Цессне», которую выпускают десятками тысяч экземпляров, в реальность не воплотилась. Базовая стоимость нового самолета была заявлена в 120-140 тыс. долларов. Известно, что Казахстан собирался заказать в Иркутске или Смоленске десять экземпляров. Данных о других потенциальных покупателей, как и о дальнейшей судьбе выпущенных машин на сегодня нет. Предложений о продаже этого, уже можно сказать, редкого самолета, не нашлось.
Начало
Очевидно, что за базу был взят Як-12, произведенный в далеком 1946-м году. Но от него конструкторы позаимствовали разве что аэродинамическую схему подкосного высокоплана. Работы по проекту начались в 1988-м. Цель – создание универсального самолета с комфортным салоном и эргономичным рабочим местом пилота.
Предшественник Як-112 – Як-12. Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для перевозки трех пассажиров, тренировок и обучения будущих летчиков, патрулирования и участия в операциях МЧС. В небо первый раз аппарат поднялся с аэродрома завода в Смоленске осенью 1992-го.
Что особенного в конструкции
Бросается в глаза просторная кабина с панорамным остеклением, высокое расположение крыльев еще больше улучшает обзор. Шасси – неубирающееся, трехопорное. Допускается установка лыж либо поплавков. Особенность Як-112 – возможность эксплуатации на грунтовых полосах.
Кабина просторная, шасси – с обтекателями. Фото: YouTube.com
Этому способствуют пневматические амортизаторы на шасси. Чтобы взлететь, достаточно набрать скорость в 125 км/ч. Понадобится ВПП длиной до 350 м, а для посадки хватит и 230 м. Крыло – двухлонжеронное, состоит из четырнадцати нервюр. Для удобства пилота и пассажиров предусмотрены двери с обоих сторон.
Двигатель
Прототип с бортовым номером «001» оторвался от земли с силовым агрегатом IO-360-ES от компании Teledyne Continental Motors. Анализ полетов показал: машине не хватает энерговооруженности в 210 л. с.
Взлет возможен с неподготовленных площадок. Фото: YouTube.com
Производство Як-112 перенесли в Иркутск. Тамошние специалисты усовершенствовали летательный аппарат, установив на него двигатель IO-540-ES, производимый компанией Textron Lycoming. И та и другая установка приводит во вращение винт с тремя лопастями, выпускаемый фирмой Hartzell (США).
БРЭО и ЛТХ
Бортовое оборудование может иметь, в зависимости от пожеланий заказчика, разную конфигурацию. Самолет комплектуется оснащением от производителя Bendix King (как на Cessna). Установленное оборудование (российское на 10 %) дает возможность совершать полеты при любой погоде днем и ночью. Основные параметры Як-112:
✅ размах крыльев, длина – 10,25 и 6,96 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 0,775 и 1,34 т
✅ нагрузка – 3 пассажира либо 270 кг
✅ мощность двигателя – 260 «лошадей»
✅ скорость и потолок – до 250 км/ч и 4 км
✅ дальность – 2 тыс. км
Разработчики утверждают, что гарантийный срок службы летательного аппарата – не менее двадцати лет! Или 10 тыс. часов налета. Однако в плане импортозамещения все не так хорошо: если брать в целом, соотношение российского и зарубежного оценивается, как 50/50. Серьезных модификаций нет. Есть Як-112И с двигателем IO-550M и Як-112П на поплавках для приводнения. Также готовился к производству шестиместный Як-112А.
Ныне чаще встречается модель Як-112, нежели сама машина в реальную величину. Фото: YouTube.com
Прорабатывались варианты установки российских двигателей, но в 90-х годах найти что-либо подходящее было нереально.
Сегодня
Всего построили только 6 самолетов: идея о российской «Цессне», которую выпускают десятками тысяч экземпляров, в реальность не воплотилась. Базовая стоимость нового самолета была заявлена в 120-140 тыс. долларов. Известно, что Казахстан собирался заказать в Иркутске или Смоленске десять экземпляров. Данных о других потенциальных покупателей, как и о дальнейшей судьбе выпущенных машин на сегодня нет. Предложений о продаже этого, уже можно сказать, редкого самолета, не нашлось.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...