
Як-112: неудавшаяся российская Cessna 90-х
КБ Яковлева хорошо известно не только по военным машинам, но и спортивным самолетам. Однако в этот раз конструкторы обратили внимание на легкую авиацию. В этом секторе рынка безраздельно господствовали западные модели: одна только «Цессна» чего стоит. Ее двух и четырехместные самолеты пользуются огромной популярностью в мире. Вот и яковлевцы решили не отставать.
Очевидно, что за базу был взят Як-12, произведенный в далеком 1946-м году. Но от него конструкторы позаимствовали разве что аэродинамическую схему подкосного высокоплана. Работы по проекту начались в 1988-м. Цель – создание универсального самолета с комфортным салоном и эргономичным рабочим местом пилота.
Предшественник Як-112 – Як-12. Фото: YouTube.com
Машина предназначалась для перевозки трех пассажиров, тренировок и обучения будущих летчиков, патрулирования и участия в операциях МЧС. В небо первый раз аппарат поднялся с аэродрома завода в Смоленске осенью 1992-го.
Бросается в глаза просторная кабина с панорамным остеклением, высокое расположение крыльев еще больше улучшает обзор. Шасси – неубирающееся, трехопорное. Допускается установка лыж либо поплавков. Особенность Як-112 – возможность эксплуатации на грунтовых полосах.
Кабина просторная, шасси – с обтекателями. Фото: YouTube.com
Этому способствуют пневматические амортизаторы на шасси. Чтобы взлететь, достаточно набрать скорость в 125 км/ч. Понадобится ВПП длиной до 350 м, а для посадки хватит и 230 м. Крыло – двухлонжеронное, состоит из четырнадцати нервюр. Для удобства пилота и пассажиров предусмотрены двери с обоих сторон.
Прототип с бортовым номером «001» оторвался от земли с силовым агрегатом IO-360-ES от компании Teledyne Continental Motors. Анализ полетов показал: машине не хватает энерговооруженности в 210 л. с.
Взлет возможен с неподготовленных площадок. Фото: YouTube.com
Производство Як-112 перенесли в Иркутск. Тамошние специалисты усовершенствовали летательный аппарат, установив на него двигатель IO-540-ES, производимый компанией Textron Lycoming. И та и другая установка приводит во вращение винт с тремя лопастями, выпускаемый фирмой Hartzell (США).
Бортовое оборудование может иметь, в зависимости от пожеланий заказчика, разную конфигурацию. Самолет комплектуется оснащением от производителя Bendix King (как на Cessna). Установленное оборудование (российское на 10 %) дает возможность совершать полеты при любой погоде днем и ночью. Основные параметры Як-112:
✅ размах крыльев, длина – 10,25 и 6,96 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 0,775 и 1,34 т
✅ нагрузка – 3 пассажира либо 270 кг
✅ мощность двигателя – 260 «лошадей»
✅ скорость и потолок – до 250 км/ч и 4 км
✅ дальность – 2 тыс. км
Разработчики утверждают, что гарантийный срок службы летательного аппарата – не менее двадцати лет! Или 10 тыс. часов налета. Однако в плане импортозамещения все не так хорошо: если брать в целом, соотношение российского и зарубежного оценивается, как 50/50. Серьезных модификаций нет. Есть Як-112И с двигателем IO-550M и Як-112П на поплавках для приводнения. Также готовился к производству шестиместный Як-112А.
Ныне чаще встречается модель Як-112, нежели сама машина в реальную величину. Фото: YouTube.com
Прорабатывались варианты установки российских двигателей, но в 90-х годах найти что-либо подходящее было нереально.
Всего построили только 6 самолетов: идея о российской «Цессне», которую выпускают десятками тысяч экземпляров, в реальность не воплотилась. Базовая стоимость нового самолета была заявлена в 120-140 тыс. долларов. Известно, что Казахстан собирался заказать в Иркутске или Смоленске десять экземпляров. Данных о других потенциальных покупателей, как и о дальнейшей судьбе выпущенных машин на сегодня нет. Предложений о продаже этого, уже можно сказать, редкого самолета, не нашлось.
Начало
Очевидно, что за базу был взят Як-12, произведенный в далеком 1946-м году. Но от него конструкторы позаимствовали разве что аэродинамическую схему подкосного высокоплана. Работы по проекту начались в 1988-м. Цель – создание универсального самолета с комфортным салоном и эргономичным рабочим местом пилота.

Машина предназначалась для перевозки трех пассажиров, тренировок и обучения будущих летчиков, патрулирования и участия в операциях МЧС. В небо первый раз аппарат поднялся с аэродрома завода в Смоленске осенью 1992-го.
Что особенного в конструкции
Бросается в глаза просторная кабина с панорамным остеклением, высокое расположение крыльев еще больше улучшает обзор. Шасси – неубирающееся, трехопорное. Допускается установка лыж либо поплавков. Особенность Як-112 – возможность эксплуатации на грунтовых полосах.

Этому способствуют пневматические амортизаторы на шасси. Чтобы взлететь, достаточно набрать скорость в 125 км/ч. Понадобится ВПП длиной до 350 м, а для посадки хватит и 230 м. Крыло – двухлонжеронное, состоит из четырнадцати нервюр. Для удобства пилота и пассажиров предусмотрены двери с обоих сторон.
Двигатель
Прототип с бортовым номером «001» оторвался от земли с силовым агрегатом IO-360-ES от компании Teledyne Continental Motors. Анализ полетов показал: машине не хватает энерговооруженности в 210 л. с.

Производство Як-112 перенесли в Иркутск. Тамошние специалисты усовершенствовали летательный аппарат, установив на него двигатель IO-540-ES, производимый компанией Textron Lycoming. И та и другая установка приводит во вращение винт с тремя лопастями, выпускаемый фирмой Hartzell (США).
БРЭО и ЛТХ
Бортовое оборудование может иметь, в зависимости от пожеланий заказчика, разную конфигурацию. Самолет комплектуется оснащением от производителя Bendix King (как на Cessna). Установленное оборудование (российское на 10 %) дает возможность совершать полеты при любой погоде днем и ночью. Основные параметры Як-112:
✅ размах крыльев, длина – 10,25 и 6,96 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 0,775 и 1,34 т
✅ нагрузка – 3 пассажира либо 270 кг
✅ мощность двигателя – 260 «лошадей»
✅ скорость и потолок – до 250 км/ч и 4 км
✅ дальность – 2 тыс. км
Разработчики утверждают, что гарантийный срок службы летательного аппарата – не менее двадцати лет! Или 10 тыс. часов налета. Однако в плане импортозамещения все не так хорошо: если брать в целом, соотношение российского и зарубежного оценивается, как 50/50. Серьезных модификаций нет. Есть Як-112И с двигателем IO-550M и Як-112П на поплавках для приводнения. Также готовился к производству шестиместный Як-112А.

Прорабатывались варианты установки российских двигателей, но в 90-х годах найти что-либо подходящее было нереально.
Сегодня
Всего построили только 6 самолетов: идея о российской «Цессне», которую выпускают десятками тысяч экземпляров, в реальность не воплотилась. Базовая стоимость нового самолета была заявлена в 120-140 тыс. долларов. Известно, что Казахстан собирался заказать в Иркутске или Смоленске десять экземпляров. Данных о других потенциальных покупателей, как и о дальнейшей судьбе выпущенных машин на сегодня нет. Предложений о продаже этого, уже можно сказать, редкого самолета, не нашлось.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....