Т-4: «Алтаец» служил верой и правдой
Это трактор, прозванный в народе по месту его производства «Алтайцем» – настоящий брутальный трудяга, пользовавшийся популярностью как у аграриев, так и в других отраслях народного хозяйства СССР. Машина выпускалась сравнительно недолго: с 1964-го по 1970-й, но ее дальнейшая модификация, не сходила с конвейера до 1998-го года. Т4А и сегодня можно встретить на полях.
Машина заслужила уважение благодаря в первую очереди надежности, а также простоте конструкции. Трактор можно было встретить как на полях колхозов, совхозов, так и строительных площадках. Этому способствовала универсальность агрегата, к которому прицеплялось всевозможное оборудование: для обработки земли, ухода за сельхозкультурами. На некоторых модификациях предусматривался вал отбора мощности. Небольшое давление на грунт сохраняло верхний слой почвы неповрежденным, что было важно для получения высоких урожаев.
«Алтаец» находился в четвертом тяговом классе, Т-150 – в третьем, а К-701 – пятом. При этом Т-4 давил на грунт с силой 0,5 кг/кв.см, а два его ближайших конкурента – 1,4-2 кг/кв. см и 1,5-2,5 кг/кв. см соответственно. Т-4 имел хорошие тяговые «способности» и поэтому мог использоваться, как бульдозер. Плюс, обладал высокой проходимостью и был востребован в лесных хозяйствах.
Источником энергии у Т4 является 130-сильный дизельный шестицилиндровый двигатель А-01. Топливо поступает из 320-литрового бака, чего вполне хватает для пары рабочих смен. Заводится машина электрическим стартером, что в те времена было несравненным плюсом. Однако на всякий случай имелся и бензиновый «пускач» со шнуром: трактор вполне нормально эксплуатировался без аккумулятора.
Механическая коробка обеспечивала восемь передач вперед и пару – назад. Неповоротливый и медлительный трактор развивал не более 9,3 км/ч. Впрочем, больше ему и не требовалось. Габариты:
✅ длина, ширина и высота – 4,65, 1,95 и 2,84 м
✅ колесная база – 2,52 м
✅ клиренс – 0,371 м
Для изменения направления движения приходилось сначала выключать фрикцион. Основой конструкции служит жесткая лонжеронная рама. Тягово-сцепное устройство универсальное и позволяет пользоваться различными навесными орудиями. Впереди можно установить бульдозерный нож. Гидравлика – раздельная. Это значит, что управление навесным оснащением осуществляется через свою систему.
Она двухместная. Если сказать, что внутри – спартанская обстановка, это значит, ничего не сказать. В первых моделях трактора о тепло- и шумоизоляции не думали вообще от слова «совсем». Хотя обогрев и вентиляции все-таки присутствовали. Шум и вибрация – постоянные спутники механизатора в этой машине.
Представьте, каково было на перегонах, когда трактор вздрагивал от малейшей дорожной неровности. Зато на поле можно «отдыхать» – ход более-менее плавный: ведь амортизаторы все-таки предусмотрены. А по устойчивости и мощности агрегат даже превосходил распространенный ДТ-75: к Т4 прицеплялись более широкие орудия (например, сеялки).
Они были и это не только шумная некомфортная кабина. Трактор из-за больших габаритов и массы плохо маневрировал. Несмотря на простоту конструкции, доступ к некоторым узлам, деталям был затруднен из-за неудачной компоновки. Также трактористы жаловались на малый эксплуатационный ресурс гусениц, часто выходивших из строя в самое неподходящее время.
Понятно, что новую машину купить невозможно. Но образцы б/у встречаются до сих пор и даже пользуются спросом несмотря на сложности с «добыванием» запчастей. За подержанный экземпляр просят 150-200 тыс. руб., в зависимости от состояния.
Машина заслужила уважение благодаря в первую очереди надежности, а также простоте конструкции. Трактор можно было встретить как на полях колхозов, совхозов, так и строительных площадках. Этому способствовала универсальность агрегата, к которому прицеплялось всевозможное оборудование: для обработки земли, ухода за сельхозкультурами. На некоторых модификациях предусматривался вал отбора мощности. Небольшое давление на грунт сохраняло верхний слой почвы неповрежденным, что было важно для получения высоких урожаев.
Впереди – фирменный знак АТЗ. Фото: YouTube
«Алтаец» находился в четвертом тяговом классе, Т-150 – в третьем, а К-701 – пятом. При этом Т-4 давил на грунт с силой 0,5 кг/кв.см, а два его ближайших конкурента – 1,4-2 кг/кв. см и 1,5-2,5 кг/кв. см соответственно. Т-4 имел хорошие тяговые «способности» и поэтому мог использоваться, как бульдозер. Плюс, обладал высокой проходимостью и был востребован в лесных хозяйствах.
Что можно сказать о конструкции
Источником энергии у Т4 является 130-сильный дизельный шестицилиндровый двигатель А-01. Топливо поступает из 320-литрового бака, чего вполне хватает для пары рабочих смен. Заводится машина электрическим стартером, что в те времена было несравненным плюсом. Однако на всякий случай имелся и бензиновый «пускач» со шнуром: трактор вполне нормально эксплуатировался без аккумулятора.
В свое время советские хозяйства охотно покупали недорогую машину. Фото: YouTube
Механическая коробка обеспечивала восемь передач вперед и пару – назад. Неповоротливый и медлительный трактор развивал не более 9,3 км/ч. Впрочем, больше ему и не требовалось. Габариты:
✅ длина, ширина и высота – 4,65, 1,95 и 2,84 м
✅ колесная база – 2,52 м
✅ клиренс – 0,371 м
Для изменения направления движения приходилось сначала выключать фрикцион. Основой конструкции служит жесткая лонжеронная рама. Тягово-сцепное устройство универсальное и позволяет пользоваться различными навесными орудиями. Впереди можно установить бульдозерный нож. Гидравлика – раздельная. Это значит, что управление навесным оснащением осуществляется через свою систему.
Кабина
Она двухместная. Если сказать, что внутри – спартанская обстановка, это значит, ничего не сказать. В первых моделях трактора о тепло- и шумоизоляции не думали вообще от слова «совсем». Хотя обогрев и вентиляции все-таки присутствовали. Шум и вибрация – постоянные спутники механизатора в этой машине.
Вот и все приборы: 4 кругляша! Фото: YouTube
Представьте, каково было на перегонах, когда трактор вздрагивал от малейшей дорожной неровности. Зато на поле можно «отдыхать» – ход более-менее плавный: ведь амортизаторы все-таки предусмотрены. А по устойчивости и мощности агрегат даже превосходил распространенный ДТ-75: к Т4 прицеплялись более широкие орудия (например, сеялки).
Минусы
Они были и это не только шумная некомфортная кабина. Трактор из-за больших габаритов и массы плохо маневрировал. Несмотря на простоту конструкции, доступ к некоторым узлам, деталям был затруднен из-за неудачной компоновки. Также трактористы жаловались на малый эксплуатационный ресурс гусениц, часто выходивших из строя в самое неподходящее время.
Стоимость
Понятно, что новую машину купить невозможно. Но образцы б/у встречаются до сих пор и даже пользуются спросом несмотря на сложности с «добыванием» запчастей. За подержанный экземпляр просят 150-200 тыс. руб., в зависимости от состояния.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...