Т-4: «Алтаец» служил верой и правдой
Это трактор, прозванный в народе по месту его производства «Алтайцем» – настоящий брутальный трудяга, пользовавшийся популярностью как у аграриев, так и в других отраслях народного хозяйства СССР. Машина выпускалась сравнительно недолго: с 1964-го по 1970-й, но ее дальнейшая модификация, не сходила с конвейера до 1998-го года. Т4А и сегодня можно встретить на полях.
Машина заслужила уважение благодаря в первую очереди надежности, а также простоте конструкции. Трактор можно было встретить как на полях колхозов, совхозов, так и строительных площадках. Этому способствовала универсальность агрегата, к которому прицеплялось всевозможное оборудование: для обработки земли, ухода за сельхозкультурами. На некоторых модификациях предусматривался вал отбора мощности. Небольшое давление на грунт сохраняло верхний слой почвы неповрежденным, что было важно для получения высоких урожаев.
«Алтаец» находился в четвертом тяговом классе, Т-150 – в третьем, а К-701 – пятом. При этом Т-4 давил на грунт с силой 0,5 кг/кв.см, а два его ближайших конкурента – 1,4-2 кг/кв. см и 1,5-2,5 кг/кв. см соответственно. Т-4 имел хорошие тяговые «способности» и поэтому мог использоваться, как бульдозер. Плюс, обладал высокой проходимостью и был востребован в лесных хозяйствах.
Источником энергии у Т4 является 130-сильный дизельный шестицилиндровый двигатель А-01. Топливо поступает из 320-литрового бака, чего вполне хватает для пары рабочих смен. Заводится машина электрическим стартером, что в те времена было несравненным плюсом. Однако на всякий случай имелся и бензиновый «пускач» со шнуром: трактор вполне нормально эксплуатировался без аккумулятора.
Механическая коробка обеспечивала восемь передач вперед и пару – назад. Неповоротливый и медлительный трактор развивал не более 9,3 км/ч. Впрочем, больше ему и не требовалось. Габариты:
✅ длина, ширина и высота – 4,65, 1,95 и 2,84 м
✅ колесная база – 2,52 м
✅ клиренс – 0,371 м
Для изменения направления движения приходилось сначала выключать фрикцион. Основой конструкции служит жесткая лонжеронная рама. Тягово-сцепное устройство универсальное и позволяет пользоваться различными навесными орудиями. Впереди можно установить бульдозерный нож. Гидравлика – раздельная. Это значит, что управление навесным оснащением осуществляется через свою систему.
Она двухместная. Если сказать, что внутри – спартанская обстановка, это значит, ничего не сказать. В первых моделях трактора о тепло- и шумоизоляции не думали вообще от слова «совсем». Хотя обогрев и вентиляции все-таки присутствовали. Шум и вибрация – постоянные спутники механизатора в этой машине.
Представьте, каково было на перегонах, когда трактор вздрагивал от малейшей дорожной неровности. Зато на поле можно «отдыхать» – ход более-менее плавный: ведь амортизаторы все-таки предусмотрены. А по устойчивости и мощности агрегат даже превосходил распространенный ДТ-75: к Т4 прицеплялись более широкие орудия (например, сеялки).
Они были и это не только шумная некомфортная кабина. Трактор из-за больших габаритов и массы плохо маневрировал. Несмотря на простоту конструкции, доступ к некоторым узлам, деталям был затруднен из-за неудачной компоновки. Также трактористы жаловались на малый эксплуатационный ресурс гусениц, часто выходивших из строя в самое неподходящее время.
Понятно, что новую машину купить невозможно. Но образцы б/у встречаются до сих пор и даже пользуются спросом несмотря на сложности с «добыванием» запчастей. За подержанный экземпляр просят 150-200 тыс. руб., в зависимости от состояния.
Машина заслужила уважение благодаря в первую очереди надежности, а также простоте конструкции. Трактор можно было встретить как на полях колхозов, совхозов, так и строительных площадках. Этому способствовала универсальность агрегата, к которому прицеплялось всевозможное оборудование: для обработки земли, ухода за сельхозкультурами. На некоторых модификациях предусматривался вал отбора мощности. Небольшое давление на грунт сохраняло верхний слой почвы неповрежденным, что было важно для получения высоких урожаев.
Впереди – фирменный знак АТЗ. Фото: YouTube
«Алтаец» находился в четвертом тяговом классе, Т-150 – в третьем, а К-701 – пятом. При этом Т-4 давил на грунт с силой 0,5 кг/кв.см, а два его ближайших конкурента – 1,4-2 кг/кв. см и 1,5-2,5 кг/кв. см соответственно. Т-4 имел хорошие тяговые «способности» и поэтому мог использоваться, как бульдозер. Плюс, обладал высокой проходимостью и был востребован в лесных хозяйствах.
Что можно сказать о конструкции
Источником энергии у Т4 является 130-сильный дизельный шестицилиндровый двигатель А-01. Топливо поступает из 320-литрового бака, чего вполне хватает для пары рабочих смен. Заводится машина электрическим стартером, что в те времена было несравненным плюсом. Однако на всякий случай имелся и бензиновый «пускач» со шнуром: трактор вполне нормально эксплуатировался без аккумулятора.
В свое время советские хозяйства охотно покупали недорогую машину. Фото: YouTube
Механическая коробка обеспечивала восемь передач вперед и пару – назад. Неповоротливый и медлительный трактор развивал не более 9,3 км/ч. Впрочем, больше ему и не требовалось. Габариты:
✅ длина, ширина и высота – 4,65, 1,95 и 2,84 м
✅ колесная база – 2,52 м
✅ клиренс – 0,371 м
Для изменения направления движения приходилось сначала выключать фрикцион. Основой конструкции служит жесткая лонжеронная рама. Тягово-сцепное устройство универсальное и позволяет пользоваться различными навесными орудиями. Впереди можно установить бульдозерный нож. Гидравлика – раздельная. Это значит, что управление навесным оснащением осуществляется через свою систему.
Кабина
Она двухместная. Если сказать, что внутри – спартанская обстановка, это значит, ничего не сказать. В первых моделях трактора о тепло- и шумоизоляции не думали вообще от слова «совсем». Хотя обогрев и вентиляции все-таки присутствовали. Шум и вибрация – постоянные спутники механизатора в этой машине.
Вот и все приборы: 4 кругляша! Фото: YouTube
Представьте, каково было на перегонах, когда трактор вздрагивал от малейшей дорожной неровности. Зато на поле можно «отдыхать» – ход более-менее плавный: ведь амортизаторы все-таки предусмотрены. А по устойчивости и мощности агрегат даже превосходил распространенный ДТ-75: к Т4 прицеплялись более широкие орудия (например, сеялки).
Минусы
Они были и это не только шумная некомфортная кабина. Трактор из-за больших габаритов и массы плохо маневрировал. Несмотря на простоту конструкции, доступ к некоторым узлам, деталям был затруднен из-за неудачной компоновки. Также трактористы жаловались на малый эксплуатационный ресурс гусениц, часто выходивших из строя в самое неподходящее время.
Стоимость
Понятно, что новую машину купить невозможно. Но образцы б/у встречаются до сих пор и даже пользуются спросом несмотря на сложности с «добыванием» запчастей. За подержанный экземпляр просят 150-200 тыс. руб., в зависимости от состояния.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...