Т-4: «Алтаец» служил верой и правдой
7 457

Т-4: «Алтаец» служил верой и правдой

Это трактор, прозванный в народе по месту его производства «Алтайцем» – настоящий брутальный трудяга, пользовавшийся популярностью как у аграриев, так и в других отраслях народного хозяйства СССР. Машина выпускалась сравнительно недолго: с 1964-го по 1970-й, но ее дальнейшая модификация, не сходила с конвейера до 1998-го года. Т4А и сегодня можно встретить на полях.


Машина заслужила уважение благодаря в первую очереди надежности, а также простоте конструкции. Трактор можно было встретить как на полях колхозов, совхозов, так и строительных площадках. Этому способствовала универсальность агрегата, к которому прицеплялось всевозможное оборудование: для обработки земли, ухода за сельхозкультурами. На некоторых модификациях предусматривался вал отбора мощности. Небольшое давление на грунт сохраняло верхний слой почвы неповрежденным, что было важно для получения высоких урожаев.

Т-4: «Алтаец» служил верой и правдойВпереди – фирменный знак АТЗ. Фото: YouTube

«Алтаец» находился в четвертом тяговом классе, Т-150 – в третьем, а К-701 – пятом. При этом Т-4 давил на грунт с силой 0,5 кг/кв.см, а два его ближайших конкурента – 1,4-2 кг/кв. см и 1,5-2,5 кг/кв. см соответственно. Т-4 имел хорошие тяговые «способности» и поэтому мог использоваться, как бульдозер. Плюс, обладал высокой проходимостью и был востребован в лесных хозяйствах.

Что можно сказать о конструкции


Источником энергии у Т4 является 130-сильный дизельный шестицилиндровый двигатель А-01. Топливо поступает из 320-литрового бака, чего вполне хватает для пары рабочих смен. Заводится машина электрическим стартером, что в те времена было несравненным плюсом. Однако на всякий случай имелся и бензиновый «пускач» со шнуром: трактор вполне нормально эксплуатировался без аккумулятора.

В свое время советские хозяйства охотно покупали недорогую машину. Фото: YouTube

Механическая коробка обеспечивала восемь передач вперед и пару – назад. Неповоротливый и медлительный трактор развивал не более 9,3 км/ч. Впрочем, больше ему и не требовалось. Габариты:

✅ длина, ширина и высота – 4,65, 1,95 и 2,84 м
✅ колесная база – 2,52 м
✅ клиренс – 0,371 м

Для изменения направления движения приходилось сначала выключать фрикцион. Основой конструкции служит жесткая лонжеронная рама. Тягово-сцепное устройство универсальное и позволяет пользоваться различными навесными орудиями. Впереди можно установить бульдозерный нож. Гидравлика – раздельная. Это значит, что управление навесным оснащением осуществляется через свою систему.

Кабина


Она двухместная. Если сказать, что внутри – спартанская обстановка, это значит, ничего не сказать. В первых моделях трактора о тепло- и шумоизоляции не думали вообще от слова «совсем». Хотя обогрев и вентиляции все-таки присутствовали. Шум и вибрация – постоянные спутники механизатора в этой машине.

Вот и все приборы: 4 кругляша! Фото: YouTube

Представьте, каково было на перегонах, когда трактор вздрагивал от малейшей дорожной неровности. Зато на поле можно «отдыхать» – ход более-менее плавный: ведь амортизаторы все-таки предусмотрены. А по устойчивости и мощности агрегат даже превосходил распространенный ДТ-75: к Т4 прицеплялись более широкие орудия (например, сеялки).

Минусы


Они были и это не только шумная некомфортная кабина. Трактор из-за больших габаритов и массы плохо маневрировал. Несмотря на простоту конструкции, доступ к некоторым узлам, деталям был затруднен из-за неудачной компоновки. Также трактористы жаловались на малый эксплуатационный ресурс гусениц, часто выходивших из строя в самое неподходящее время.

Стоимость


Понятно, что новую машину купить невозможно. Но образцы б/у встречаются до сих пор и даже пользуются спросом несмотря на сложности с «добыванием» запчастей. За подержанный экземпляр просят 150-200 тыс. руб., в зависимости от состояния.
А вы что думаете о Т-4?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...