Экранолет «Иволга» – проект удался?
Когда –то легендарный советский конструктор летающих аппаратов на воздушной подушке Р. Бартини ввел различие между терминами «экраноплан» и «экранолет». Первый из них мог перемещаться по воздуху только над гладкой поверхностью, второй – вне зоны действия подушки, т. е., как самолет. Данная терминология используется и сегодня. Для разработки экранолета «Иволга» в 1996-м году была специально сформирована организация «КОМЕТЭЛ». Пользуясь поддержкой НИИ «Комета» и авиационных заводов РФ компания через 2 года представила экспериментальный образец, который впервые спустили на воду в конце лета 1999-го.
В течение 2-х лет, до 2000-го, ЭЛ-7 проходил испытания сначала на Москва-реке, потом Иркутском водохранилище. Позже машину доставили на Байкал и Ангару, где проверками вплотную занялось Речное пароходство г. Верхне-Ленск.
Ее предназначение – перевозка пассажиров (до 11 человек) или транспортировка грузов. Также машина может использоваться как спасательное, туристическое или патрульное судно. Аппарат лучше всего проявляет свои эксплуатационные преимущества при движении над ровной поверхностью.
Это может быть река, озеро, море или покрытая снегом равнина, даже заболоченная местность подходит. Наиболее экономичные полеты проходят на высоте 0,2-2 м, благодаря возникновению динамической подушке под крыльями. В таком режиме проявляется экранный эффект: подъемная сила возрастает, а сопротивление уменьшается.
Машину испытывали на Ангаре в экранном и полетном режиме. ЭЛ-7 уверенно себя вел на воде и взлетал, совершал посадки на нее при высоте волн 1 м, что соответствовало 3-м морским баллам. Испытатели отмечали простоту управления экранолетом, который «снисходительно» относился даже к грубым ошибкам, допускаемыми намеренно. ЭЛ-7 поднимался до 10 м и выше, где экранного эффекта уже не было, но машина вела себя «штатно». Некоторые технические данные «Иволги»:
✅ размах крыла, длина, высота – 12,7, 16 и 4 м
✅ взлетный вес (максимальный) – 3,3 т
✅ крейсерская и наибольшая скорость – 175 и 220 км/ч
✅ высота – до 30 м
✅ дальность – 1500 км
Машиной управляет один человек. Ее полноценная эксплуатация на воде возможна при волнении до 4-х баллов.
Расход горючего на самолетном режиме достигал 75-90 л/100 км при восьми пассажирах на борту. Иное дело – полет «с экраном». Здесь на «сотку» загруженный аппарат потратил всего 25-35 л обычного автомобильного бензина Аи-95. Это будет поменьше, чем у некоторых грузовиков и вездеходов! При этом средняя скорость составляла 150-180 км/ч. Если сравнивать с обычными самолетами такого же класса (габаритов, мощности), то у них расход в среднем – 0,45-0,8 кг/тонно-километр. У «Иволги» этот показатель, как минимум, в 4 раза меньше – 0,15 кг/т-км.
Разработчикам удалось создать машину, безопасную в экологическом плане. Речь идет не о вредных выбросах в атмосферу: ЭЛ-7 не нарушает дерновый слой, мало шумит. По токсичности сравним с автомобилем. Сидеть в салоне приятно: нет ни болтанки, ни рывков от ветра.
Схема «Иволги» представляет собой «составное крыло» с хвостом в виде «Т» и одним килем. Часть элементов позаимствована у Як-18Т. Такое решение позволило сделать ЭЛ-7 компактным, умещающимся в стандартных самолетных ангарах, и маневренным. Посередине центроплана находится пара щитков, которые в «союзе» с поплавками играют роль тормозной и реверсивной системы. При необходимости «Иволга» может выйти на берег с уклоном не более 1:10.
При заказе экранолета в «морском» варианте производитель предлагает аппарат, на 60 % выполненный из композитов, 30 % – металл AMG-6 и 10 % – «нержавейка». Опционально вместо классических круглых приборов могут быть установлены дисплеи. Также салон выполняется со «штатной» отделкой или в VIP-варианте.
Изначально запланировали установить турбированные ЗМЗ-4064.10, каждый из которых развивал по 210 «лошадей». Однако моторостроители не торопились, а имевшийся на то время ЗМЗ-4062.10 нужной мощности не выдавал. Поэтому решили воспользоваться импортными автомобильными агрегатами BMW 20 (S38). Позже ставили и другие, тоже от машин, сравнимые по характеристикам. Например, для модификации Эк-12 – Chevrolet LS-3 / 2 х 430 л. с.
На борту имеется необходимые приборы в соответствии с требованиями Речного Регистра России, распространяющегося на малые суда. Это навигационное и пилотажное оснащение, радиостанции. Внутри все предусмотрено для комфортного пребывания как экипажа, так и пассажиров: вентиляция, отопление и кондиционирование (опционально, для жарких регионов). В плане безопасности предусмотрены спасательные водные средства и система пожаротушения.
Учитывая суровые климатические условия Сибири, Дальнего Востока, на экранолете предусмотрена автономная система энергоснабжения, работающая на протяжении суток.
Сегодня разработкой экранолетов занимается НПК «ТРЭК». В мелкосерийном производстве – модель ЭК-12, рассчитанная на перевозку 12-ти пассажиров. Силовая установка – двигатели BMW М70 по 236 л. с. каждый. На официальном сайте подчеркивается, что для управления аппаратом достаточно навыков судовождения по скоростным катерам. При этом техобслуживанием могут заниматься члены экипажа. Объем работ составляет 16 чел/ч каждые 200 моточасов и 32 чел./ч через 100 м/ч. В разобранном виде «Иволга» ЭК-12 к месту эксплуатации может доставляться в стандартном контейнере по ж/д дороге, самолетами, автомобилями или водным транспортом.
По заявлению компании «ТРЭК», в разработке находится экранолет, рассчитанный на 15 пассажиров. В последующих планах намечено увеличить их количество до 30-ти, 106 и 1290 человек. Дальность передвижения достигнет 6100 км. Любопытно: для этой модификации предполагается использовать самолетные двигатели ПС-90 мощностью по 16 тыс. «лошадей». Так что с импортозамещением здесь все в порядке!
В этом моменте полной ясности нет – «коммерческая тайна»! Однако неофициально известно, что заказчиками являются не только российские компании, но и зарубежные, из стран Юго-Восточного региона. Предположительно Китай и Индонезия.
В частности, потенциальный покупатель уже заказал разработку экранолета ЭК-100 на 106 пассажиров и ЭК-150, рассчитанный на 1290 человек.
Что касается КНР, о еще в 2013-м году (а потом и в 15-м) прошла информация об испытании экранолета CYG-11. Если посмотреть на него снаружи, то станет очевидным поразительное сходство с «Иволгой». Официально заявлено, что аппарат разработан с участием частной компании Hainan England WIG Manufacturing Company.
Скорее всего в создании экранолета принимали участие российские специалисты из «ТРЭК». Китайцы оценили свой клон в 1,5-2 млн. долларов. Однако главный конструктор НПО В. Калганов заметил (2015 год), что российский вариант обойдется в 1-1,5 млн. «зеленых», а срок окупаемости не превысит 2-3 лет. Что касается «бэушных» ЭК-12, встречаются объявления о цене в 9-12 млн. руб.
В течение 2-х лет, до 2000-го, ЭЛ-7 проходил испытания сначала на Москва-реке, потом Иркутском водохранилище. Позже машину доставили на Байкал и Ангару, где проверками вплотную занялось Речное пароходство г. Верхне-Ленск.
Как устроена «Иволга»
Ее предназначение – перевозка пассажиров (до 11 человек) или транспортировка грузов. Также машина может использоваться как спасательное, туристическое или патрульное судно. Аппарат лучше всего проявляет свои эксплуатационные преимущества при движении над ровной поверхностью.
Это может быть река, озеро, море или покрытая снегом равнина, даже заболоченная местность подходит. Наиболее экономичные полеты проходят на высоте 0,2-2 м, благодаря возникновению динамической подушке под крыльями. В таком режиме проявляется экранный эффект: подъемная сила возрастает, а сопротивление уменьшается.
Экранолет впервые был продемонстрирован общественности на мероприятии «Транспорт Сибири 2000», где и был награжден дипломом. Через год аппарат показали на «МАКС-2001»: ЭЛ-7 вызывал неизменный интерес не только у представителей гражданских организаций, но и военных.
Машину испытывали на Ангаре в экранном и полетном режиме. ЭЛ-7 уверенно себя вел на воде и взлетал, совершал посадки на нее при высоте волн 1 м, что соответствовало 3-м морским баллам. Испытатели отмечали простоту управления экранолетом, который «снисходительно» относился даже к грубым ошибкам, допускаемыми намеренно. ЭЛ-7 поднимался до 10 м и выше, где экранного эффекта уже не было, но машина вела себя «штатно». Некоторые технические данные «Иволги»:
✅ размах крыла, длина, высота – 12,7, 16 и 4 м
✅ взлетный вес (максимальный) – 3,3 т
✅ крейсерская и наибольшая скорость – 175 и 220 км/ч
✅ высота – до 30 м
✅ дальность – 1500 км
Машиной управляет один человек. Ее полноценная эксплуатация на воде возможна при волнении до 4-х баллов.
Эксплуатация
Расход горючего на самолетном режиме достигал 75-90 л/100 км при восьми пассажирах на борту. Иное дело – полет «с экраном». Здесь на «сотку» загруженный аппарат потратил всего 25-35 л обычного автомобильного бензина Аи-95. Это будет поменьше, чем у некоторых грузовиков и вездеходов! При этом средняя скорость составляла 150-180 км/ч. Если сравнивать с обычными самолетами такого же класса (габаритов, мощности), то у них расход в среднем – 0,45-0,8 кг/тонно-километр. У «Иволги» этот показатель, как минимум, в 4 раза меньше – 0,15 кг/т-км.
Экранолет может глиссировать, как скоростной катер. Фото: YouTube.com
Передвигаясь на высоте менее 3 м «Иволга» проходит сертификацию в Речном и Морском регистре. Чтобы получить полетные документы, требуется установить авиационный двигатель.
Разработчикам удалось создать машину, безопасную в экологическом плане. Речь идет не о вредных выбросах в атмосферу: ЭЛ-7 не нарушает дерновый слой, мало шумит. По токсичности сравним с автомобилем. Сидеть в салоне приятно: нет ни болтанки, ни рывков от ветра.
Общая конструкция
Схема «Иволги» представляет собой «составное крыло» с хвостом в виде «Т» и одним килем. Часть элементов позаимствована у Як-18Т. Такое решение позволило сделать ЭЛ-7 компактным, умещающимся в стандартных самолетных ангарах, и маневренным. Посередине центроплана находится пара щитков, которые в «союзе» с поплавками играют роль тормозной и реверсивной системы. При необходимости «Иволга» может выйти на берег с уклоном не более 1:10.
Самостоятельный выход на сушу. Фото: YouTube.com
При заказе экранолета в «морском» варианте производитель предлагает аппарат, на 60 % выполненный из композитов, 30 % – металл AMG-6 и 10 % – «нержавейка». Опционально вместо классических круглых приборов могут быть установлены дисплеи. Также салон выполняется со «штатной» отделкой или в VIP-варианте.
Двигатели
Изначально запланировали установить турбированные ЗМЗ-4064.10, каждый из которых развивал по 210 «лошадей». Однако моторостроители не торопились, а имевшийся на то время ЗМЗ-4062.10 нужной мощности не выдавал. Поэтому решили воспользоваться импортными автомобильными агрегатами BMW 20 (S38). Позже ставили и другие, тоже от машин, сравнимые по характеристикам. Например, для модификации Эк-12 – Chevrolet LS-3 / 2 х 430 л. с.
Оборудование
На борту имеется необходимые приборы в соответствии с требованиями Речного Регистра России, распространяющегося на малые суда. Это навигационное и пилотажное оснащение, радиостанции. Внутри все предусмотрено для комфортного пребывания как экипажа, так и пассажиров: вентиляция, отопление и кондиционирование (опционально, для жарких регионов). В плане безопасности предусмотрены спасательные водные средства и система пожаротушения.
Приборная панель – на современном уровне. Фото: YouTube.com
Учитывая суровые климатические условия Сибири, Дальнего Востока, на экранолете предусмотрена автономная система энергоснабжения, работающая на протяжении суток.
Модификации
Сегодня разработкой экранолетов занимается НПК «ТРЭК». В мелкосерийном производстве – модель ЭК-12, рассчитанная на перевозку 12-ти пассажиров. Силовая установка – двигатели BMW М70 по 236 л. с. каждый. На официальном сайте подчеркивается, что для управления аппаратом достаточно навыков судовождения по скоростным катерам. При этом техобслуживанием могут заниматься члены экипажа. Объем работ составляет 16 чел/ч каждые 200 моточасов и 32 чел./ч через 100 м/ч. В разобранном виде «Иволга» ЭК-12 к месту эксплуатации может доставляться в стандартном контейнере по ж/д дороге, самолетами, автомобилями или водным транспортом.
Экранолет покрасят в цвет, который укажет заказчик. Фото: YouTube.com
По заявлению компании «ТРЭК», в разработке находится экранолет, рассчитанный на 15 пассажиров. В последующих планах намечено увеличить их количество до 30-ти, 106 и 1290 человек. Дальность передвижения достигнет 6100 км. Любопытно: для этой модификации предполагается использовать самолетные двигатели ПС-90 мощностью по 16 тыс. «лошадей». Так что с импортозамещением здесь все в порядке!
Производство и заказы
В этом моменте полной ясности нет – «коммерческая тайна»! Однако неофициально известно, что заказчиками являются не только российские компании, но и зарубежные, из стран Юго-Восточного региона. Предположительно Китай и Индонезия.
Производство пока мелкосерийное. Фото: YouTube.com
В частности, потенциальный покупатель уже заказал разработку экранолета ЭК-100 на 106 пассажиров и ЭК-150, рассчитанный на 1290 человек.
О клонах
Что касается КНР, о еще в 2013-м году (а потом и в 15-м) прошла информация об испытании экранолета CYG-11. Если посмотреть на него снаружи, то станет очевидным поразительное сходство с «Иволгой». Официально заявлено, что аппарат разработан с участием частной компании Hainan England WIG Manufacturing Company.
А вот и китайский CYG-11: похож! Фото: YouTube.com
Скорее всего в создании экранолета принимали участие российские специалисты из «ТРЭК». Китайцы оценили свой клон в 1,5-2 млн. долларов. Однако главный конструктор НПО В. Калганов заметил (2015 год), что российский вариант обойдется в 1-1,5 млн. «зеленых», а срок окупаемости не превысит 2-3 лет. Что касается «бэушных» ЭК-12, встречаются объявления о цене в 9-12 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...