ЕраЗ-762 – почему так и не стал мечтой армянский «Рафик»?
А что, в Армении производят автомобили? Уже нет, но в Советском Союзе тут собирали нужные стране грузовые микроавтобусы ЕраЗ-762. Его видели жители советских городов и поселков на улицах. Вот только не все знали, что это копия «Рафика» ереванского разлива.
Зачем понадобился грузовой микроавтобус?
Есть мнение, что бензин в СССР никто не считал – его всем хватало. С одной стороны, может так показаться, но не просто же в стране начали постепенно переводить грузовики на дизельное топливо?
Кроме огромного перерасхода бензина, который в масштабах СССР был катастрофическим, в Советском Союзе не хватало легких фургонов. Сейчас такую коммерческую технику принято называть микроавтобусами.
В начале 1960-х годов для перевозки небольших грузов использовали среднетоннажные автомобили вроде ГАЗ-51. Гонять такие машины иногда приходилось за 100 и более километров, что было нерентабельно.
Такую технику требовали разные предприятия:
Совет Министров принял решение заняться разработкой фургонов с грузоподъемностью до 1 тонны. В качестве образца для подражания был выбран легковой пассажирский микроавтобус РАФ-977, который выпускали с 1959 года в Риге.
Казалось, что вопрос с грузовым фургоном можно решить быстро. Достаточно взять РАФ-977, упростить его, не ставить стекла и сиденья внутри пассажирского отсека, и микроавтобус для перевозок готов.
Главным плюсом организации производства на Рижской автобусной фабрике стала экономия средств и времени. Машина по сути была уже готова, тем более, что ее требовалось не усложнять, а упрощать.
Вот только не было у Рижской автобусной фабрики мощностей для запуска в серию новой модели. Даже пассажирских РАФ-977 не хватало, а они были нужнее. Пришлось думать, куда перенести производство.
Как раз в Ереване в то время строилось предприятие «Автопогрузчик». Вот его и решили перепрофилировать под выпуск РАФ-977К. Предприятие назвали Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ).
Рабочие и инженеры отправились изучать производство фургонов на РАФ и УАЗ, где с 1958 г. выпускали первую «Буханку» УАЗ-450 и собирались запускать в серию 452-ю модель.
Первая партия развозных фургонов дебютировала в 1966 году – работники Ереванского автомобильного завода выехали на празднование 1 мая. Серийное производство началось в 1967 г.
Как и РАФ-977, ЕраЗ-762 был создан на узлах ГАЗ-21 Волга. Естественно, из легкового автомобиля не мог получиться идеальный грузовой фургон.
Основные проблемы, с которыми столкнулись конструкторы ЕраЗ-762:
Под руководством сотрудников Рижского автобусного завода минусы исправляли по мере возможности. С передним мостом ничего придумать не получилось, зато кузов усилили деревянными рейками и стальной перегородкой между транспортировочным отсеком и водительской кабиной.
Экономисты тоже могли спать спокойно – по сравнению с тем же новым ГАЗ-52, самым легким серийным грузовиком СССР, расход топлива уменьшился в два раза. Да и полноприводная «Буханка» УАЗ-452 экономичностью не отличалась, поэтому в городах эти фургоны использовали редко.
Производство фургонов на Ереванском заводе – это тема для отдельной статьи. Армения до этого не делала автомобили, и вообще, была аграрной страной. Многие местные имели сады и прочее приусадебное хозяйство. Поэтому во время фруктового сезона цеха завода пустели.
Работали в основном женщины и дети, так что о культуре производства говорить было сложно. Да и дисциплина хромала. Но все равно, фургоны с удовольствием покупали, приезжая за ними со всех концов СССР.
Несмотря на проблемы с квалифицированными кадрами, количество выпущенных авто росло. В первые время выпускали всего по 250 автомобилей в год. Потом это количество довели до 1 000.
Модернизаций фургона было много, но перечислить стоит только самые важные по годам:
После развала Советского Союза Ереванский автомобильный завод оказался на краю финансовой пропасти. В нее он падал до 2002 года, а герой нашей сегодняшней публикации был снят с производства в 1995 г.
Крупные советские предприятия получали новенькие ЕрАЗы партиями, их транспортировали по железной дороге в любой уголок страны, где имелись рельсы.
Тем, кому нужен был один автомобиль, приходилось ехать на завод в Ереване самостоятельно. Судя по рассказам водителей – это было настоящее приключение. Получая ЕрАЗ-762, приходилось минимум сутки доводить его до ума.
Гайки затянуты с завода плохо, о чем часто предупреждали сборщики, честно оставляя записки в салоне. Если пренебречь этой процедурой, можно было не доехать до места назначения.
На дорогах Армении часто попадались местные жители, предлагающие хорошие деньги за продажу фургона. Документы им были не нужны. Даже ГАИшники иногда предлагали провести такую незаконную сделку.
Протяжка гаек не гарантировала, что автомобиль без проблем доедет до места назначения. Приходилось подбирать проволоку на обочинах, и с ее помощью ремонтировать машину.
По прибытию грамотные водители перебирали ЕрАЗ-762, на что уходило около недели, и потом автомобиль не доставлял мелких проблем при эксплуатации.
Основное достоинство армянского микроавтобуса – это его существование. Несмотря на некачественную сборку, о такой технике мечтали. Конечно, пассажирский «РАФик» был лучше, но и от грузового фургона дачники бы не отказались. К сожалению, в частные руки эти автомобили не продавали.
Минусы армянского фургона:
Ремонт двигателя – это нечто. Доступ к нему есть только снизу, поэтому для серьезных работ проще его снять.
Даже Газель выглядит на фоне ЕрАЗ-762 идеалом, но в те времена любой автомобиль воспринимался как подарок судьбы.
Сейчас купить армянский микроавтобус можно тысяч за 300 в удовлетворительном состоянии, но выбирать придется буквально из 1-2 экземпляров. До 100 000 рублей в продаже откровенный металлолом.
ЕрАЗ-762 – это кусочек истории Советского Союза, но рассматривать его в качестве коллекционного экземпляра не стоит, лучше выбрать что-то более интересное.
Зачем понадобился грузовой микроавтобус?
Есть мнение, что бензин в СССР никто не считал – его всем хватало. С одной стороны, может так показаться, но не просто же в стране начали постепенно переводить грузовики на дизельное топливо?
Кроме огромного перерасхода бензина, который в масштабах СССР был катастрофическим, в Советском Союзе не хватало легких фургонов. Сейчас такую коммерческую технику принято называть микроавтобусами.
Те, кто жил в СССР узнают этот синий фургончик. Фото: Youtube.com
В начале 1960-х годов для перевозки небольших грузов использовали среднетоннажные автомобили вроде ГАЗ-51. Гонять такие машины иногда приходилось за 100 и более километров, что было нерентабельно.
Страна нуждалась в легких грузовиках, а лучше фургонах, где поклажа могла запираться на замок.
Такую технику требовали разные предприятия:
- ? Общепит
- ? Почта
- ? Бытовые службы и так далее
Совет Министров принял решение заняться разработкой фургонов с грузоподъемностью до 1 тонны. В качестве образца для подражания был выбран легковой пассажирский микроавтобус РАФ-977, который выпускали с 1959 года в Риге.
Рождение ЕраЗ-762
Казалось, что вопрос с грузовым фургоном можно решить быстро. Достаточно взять РАФ-977, упростить его, не ставить стекла и сиденья внутри пассажирского отсека, и микроавтобус для перевозок готов.
Даже в таком состоянии автомобиль надо поискать! Фото: Youtube.com
Главным плюсом организации производства на Рижской автобусной фабрике стала экономия средств и времени. Машина по сути была уже готова, тем более, что ее требовалось не усложнять, а упрощать.
В 1962 году на заводе РАФ собрали первый опытный РАФ-977К. После коротких испытаний развозной фургон был признан годным для серийного производства.
Вот только не было у Рижской автобусной фабрики мощностей для запуска в серию новой модели. Даже пассажирских РАФ-977 не хватало, а они были нужнее. Пришлось думать, куда перенести производство.
Как раз в Ереване в то время строилось предприятие «Автопогрузчик». Вот его и решили перепрофилировать под выпуск РАФ-977К. Предприятие назвали Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ).
Рабочие и инженеры отправились изучать производство фургонов на РАФ и УАЗ, где с 1958 г. выпускали первую «Буханку» УАЗ-450 и собирались запускать в серию 452-ю модель.
Это РАФ-977. Фото: Youtube.com
Первая партия развозных фургонов дебютировала в 1966 году – работники Ереванского автомобильного завода выехали на празднование 1 мая. Серийное производство началось в 1967 г.
Особенности армянского фургона
Как и РАФ-977, ЕраЗ-762 был создан на узлах ГАЗ-21 Волга. Естественно, из легкового автомобиля не мог получиться идеальный грузовой фургон.
Основные проблемы, с которыми столкнулись конструкторы ЕраЗ-762:
- ? Перегруженный передний мост
- ? Недостаточная жесткость кузова
Под руководством сотрудников Рижского автобусного завода минусы исправляли по мере возможности. С передним мостом ничего придумать не получилось, зато кузов усилили деревянными рейками и стальной перегородкой между транспортировочным отсеком и водительской кабиной.
Максимальную грузоподъемность удалось довести до 850 кг, до тонны дотянуть не получилось. Но для предприятий, которым нужен был такой транспорт, параметров хватало с головой.
Экономисты тоже могли спать спокойно – по сравнению с тем же новым ГАЗ-52, самым легким серийным грузовиком СССР, расход топлива уменьшился в два раза. Да и полноприводная «Буханка» УАЗ-452 экономичностью не отличалась, поэтому в городах эти фургоны использовали редко.
Производство и модернизации ЕраЗ-762
Производство фургонов на Ереванском заводе – это тема для отдельной статьи. Армения до этого не делала автомобили, и вообще, была аграрной страной. Многие местные имели сады и прочее приусадебное хозяйство. Поэтому во время фруктового сезона цеха завода пустели.
Очень редко, но ЕрАЗ можно еще встретить на улицах. Фото: Youtube.com
Работали в основном женщины и дети, так что о культуре производства говорить было сложно. Да и дисциплина хромала. Но все равно, фургоны с удовольствием покупали, приезжая за ними со всех концов СССР.
Несмотря на проблемы с квалифицированными кадрами, количество выпущенных авто росло. В первые время выпускали всего по 250 автомобилей в год. Потом это количество довели до 1 000.
К 1973 г. на заводе собирали по 6 500 ЕрАЗ-762 ежегодно. В середине 1980-х цифра возросла до 16 000 единиц.
Модернизаций фургона было много, но перечислить стоит только самые важные по годам:
- ? 1971 – детали на бортах получили выштамповки для увеличения жесткости кузова. Модель имела индекс 762А
- ? 1976 – двигатель от ГАЗ-21 был заменен на силовой агрегат от 24-ой Волги
- ? 1979 – мотор от ГАЗ-24-01 – он был рассчитан на 76 бензин
- ? 1988 – появление пятиместной грузопассажирской модификации
После развала Советского Союза Ереванский автомобильный завод оказался на краю финансовой пропасти. В нее он падал до 2002 года, а герой нашей сегодняшней публикации был снят с производства в 1995 г.
Особенности покупки ЕраЗ-762 в СССР
Крупные советские предприятия получали новенькие ЕрАЗы партиями, их транспортировали по железной дороге в любой уголок страны, где имелись рельсы.
Водительское место отличается теснотой. Фото: Youtube.com
Тем, кому нужен был один автомобиль, приходилось ехать на завод в Ереване самостоятельно. Судя по рассказам водителей – это было настоящее приключение. Получая ЕрАЗ-762, приходилось минимум сутки доводить его до ума.
Гайки затянуты с завода плохо, о чем часто предупреждали сборщики, честно оставляя записки в салоне. Если пренебречь этой процедурой, можно было не доехать до места назначения.
На дорогах Армении часто попадались местные жители, предлагающие хорошие деньги за продажу фургона. Документы им были не нужны. Даже ГАИшники иногда предлагали провести такую незаконную сделку.
Протяжка гаек не гарантировала, что автомобиль без проблем доедет до места назначения. Приходилось подбирать проволоку на обочинах, и с ее помощью ремонтировать машину.
Один из лучших ЕрАЗ на сегодняшнее время. Фото: Youtube.com
По прибытию грамотные водители перебирали ЕрАЗ-762, на что уходило около недели, и потом автомобиль не доставлял мелких проблем при эксплуатации.
Плюсы и минусы
Основное достоинство армянского микроавтобуса – это его существование. Несмотря на некачественную сборку, о такой технике мечтали. Конечно, пассажирский «РАФик» был лучше, но и от грузового фургона дачники бы не отказались. К сожалению, в частные руки эти автомобили не продавали.
Второе достоинство ЕрАЗ-762 – это двигатель от Волги. Мотор мощный для своего времени. Он работал на любом бензине и обеспечивал тягу на низких оборотах.
Минусы армянского фургона:
- ? Качество сборки
- ? Мотор, расположенный в салоне
- ? Тесное водительское место
- ? Отсутствие гидроусилителя руля
Ремонт двигателя – это нечто. Доступ к нему есть только снизу, поэтому для серьезных работ проще его снять.
Даже Газель выглядит на фоне ЕрАЗ-762 идеалом, но в те времена любой автомобиль воспринимался как подарок судьбы.
Сейчас купить армянский микроавтобус можно тысяч за 300 в удовлетворительном состоянии, но выбирать придется буквально из 1-2 экземпляров. До 100 000 рублей в продаже откровенный металлолом.
Автомобиль нуждается в постоянном уходе. Фото: Youtube.com
ЕрАЗ-762 – это кусочек истории Советского Союза, но рассматривать его в качестве коллекционного экземпляра не стоит, лучше выбрать что-то более интересное.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...