ЕраЗ-762 – почему так и не стал мечтой армянский «Рафик»?
А что, в Армении производят автомобили? Уже нет, но в Советском Союзе тут собирали нужные стране грузовые микроавтобусы ЕраЗ-762. Его видели жители советских городов и поселков на улицах. Вот только не все знали, что это копия «Рафика» ереванского разлива.
Зачем понадобился грузовой микроавтобус?
Есть мнение, что бензин в СССР никто не считал – его всем хватало. С одной стороны, может так показаться, но не просто же в стране начали постепенно переводить грузовики на дизельное топливо?
Кроме огромного перерасхода бензина, который в масштабах СССР был катастрофическим, в Советском Союзе не хватало легких фургонов. Сейчас такую коммерческую технику принято называть микроавтобусами.
В начале 1960-х годов для перевозки небольших грузов использовали среднетоннажные автомобили вроде ГАЗ-51. Гонять такие машины иногда приходилось за 100 и более километров, что было нерентабельно.
Такую технику требовали разные предприятия:
Совет Министров принял решение заняться разработкой фургонов с грузоподъемностью до 1 тонны. В качестве образца для подражания был выбран легковой пассажирский микроавтобус РАФ-977, который выпускали с 1959 года в Риге.
Казалось, что вопрос с грузовым фургоном можно решить быстро. Достаточно взять РАФ-977, упростить его, не ставить стекла и сиденья внутри пассажирского отсека, и микроавтобус для перевозок готов.
Главным плюсом организации производства на Рижской автобусной фабрике стала экономия средств и времени. Машина по сути была уже готова, тем более, что ее требовалось не усложнять, а упрощать.
Вот только не было у Рижской автобусной фабрики мощностей для запуска в серию новой модели. Даже пассажирских РАФ-977 не хватало, а они были нужнее. Пришлось думать, куда перенести производство.
Как раз в Ереване в то время строилось предприятие «Автопогрузчик». Вот его и решили перепрофилировать под выпуск РАФ-977К. Предприятие назвали Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ).
Рабочие и инженеры отправились изучать производство фургонов на РАФ и УАЗ, где с 1958 г. выпускали первую «Буханку» УАЗ-450 и собирались запускать в серию 452-ю модель.
Первая партия развозных фургонов дебютировала в 1966 году – работники Ереванского автомобильного завода выехали на празднование 1 мая. Серийное производство началось в 1967 г.
Как и РАФ-977, ЕраЗ-762 был создан на узлах ГАЗ-21 Волга. Естественно, из легкового автомобиля не мог получиться идеальный грузовой фургон.
Основные проблемы, с которыми столкнулись конструкторы ЕраЗ-762:
Под руководством сотрудников Рижского автобусного завода минусы исправляли по мере возможности. С передним мостом ничего придумать не получилось, зато кузов усилили деревянными рейками и стальной перегородкой между транспортировочным отсеком и водительской кабиной.
Экономисты тоже могли спать спокойно – по сравнению с тем же новым ГАЗ-52, самым легким серийным грузовиком СССР, расход топлива уменьшился в два раза. Да и полноприводная «Буханка» УАЗ-452 экономичностью не отличалась, поэтому в городах эти фургоны использовали редко.
Производство фургонов на Ереванском заводе – это тема для отдельной статьи. Армения до этого не делала автомобили, и вообще, была аграрной страной. Многие местные имели сады и прочее приусадебное хозяйство. Поэтому во время фруктового сезона цеха завода пустели.
Работали в основном женщины и дети, так что о культуре производства говорить было сложно. Да и дисциплина хромала. Но все равно, фургоны с удовольствием покупали, приезжая за ними со всех концов СССР.
Несмотря на проблемы с квалифицированными кадрами, количество выпущенных авто росло. В первые время выпускали всего по 250 автомобилей в год. Потом это количество довели до 1 000.
Модернизаций фургона было много, но перечислить стоит только самые важные по годам:
После развала Советского Союза Ереванский автомобильный завод оказался на краю финансовой пропасти. В нее он падал до 2002 года, а герой нашей сегодняшней публикации был снят с производства в 1995 г.
Крупные советские предприятия получали новенькие ЕрАЗы партиями, их транспортировали по железной дороге в любой уголок страны, где имелись рельсы.
Тем, кому нужен был один автомобиль, приходилось ехать на завод в Ереване самостоятельно. Судя по рассказам водителей – это было настоящее приключение. Получая ЕрАЗ-762, приходилось минимум сутки доводить его до ума.
Гайки затянуты с завода плохо, о чем часто предупреждали сборщики, честно оставляя записки в салоне. Если пренебречь этой процедурой, можно было не доехать до места назначения.
На дорогах Армении часто попадались местные жители, предлагающие хорошие деньги за продажу фургона. Документы им были не нужны. Даже ГАИшники иногда предлагали провести такую незаконную сделку.
Протяжка гаек не гарантировала, что автомобиль без проблем доедет до места назначения. Приходилось подбирать проволоку на обочинах, и с ее помощью ремонтировать машину.
По прибытию грамотные водители перебирали ЕрАЗ-762, на что уходило около недели, и потом автомобиль не доставлял мелких проблем при эксплуатации.
Основное достоинство армянского микроавтобуса – это его существование. Несмотря на некачественную сборку, о такой технике мечтали. Конечно, пассажирский «РАФик» был лучше, но и от грузового фургона дачники бы не отказались. К сожалению, в частные руки эти автомобили не продавали.
Минусы армянского фургона:
Ремонт двигателя – это нечто. Доступ к нему есть только снизу, поэтому для серьезных работ проще его снять.
Даже Газель выглядит на фоне ЕрАЗ-762 идеалом, но в те времена любой автомобиль воспринимался как подарок судьбы.
Сейчас купить армянский микроавтобус можно тысяч за 300 в удовлетворительном состоянии, но выбирать придется буквально из 1-2 экземпляров. До 100 000 рублей в продаже откровенный металлолом.
ЕрАЗ-762 – это кусочек истории Советского Союза, но рассматривать его в качестве коллекционного экземпляра не стоит, лучше выбрать что-то более интересное.
Зачем понадобился грузовой микроавтобус?
Есть мнение, что бензин в СССР никто не считал – его всем хватало. С одной стороны, может так показаться, но не просто же в стране начали постепенно переводить грузовики на дизельное топливо?
Кроме огромного перерасхода бензина, который в масштабах СССР был катастрофическим, в Советском Союзе не хватало легких фургонов. Сейчас такую коммерческую технику принято называть микроавтобусами.
Те, кто жил в СССР узнают этот синий фургончик. Фото: Youtube.com
В начале 1960-х годов для перевозки небольших грузов использовали среднетоннажные автомобили вроде ГАЗ-51. Гонять такие машины иногда приходилось за 100 и более километров, что было нерентабельно.
Страна нуждалась в легких грузовиках, а лучше фургонах, где поклажа могла запираться на замок.
Такую технику требовали разные предприятия:
- ? Общепит
- ? Почта
- ? Бытовые службы и так далее
Совет Министров принял решение заняться разработкой фургонов с грузоподъемностью до 1 тонны. В качестве образца для подражания был выбран легковой пассажирский микроавтобус РАФ-977, который выпускали с 1959 года в Риге.
Рождение ЕраЗ-762
Казалось, что вопрос с грузовым фургоном можно решить быстро. Достаточно взять РАФ-977, упростить его, не ставить стекла и сиденья внутри пассажирского отсека, и микроавтобус для перевозок готов.
Даже в таком состоянии автомобиль надо поискать! Фото: Youtube.com
Главным плюсом организации производства на Рижской автобусной фабрике стала экономия средств и времени. Машина по сути была уже готова, тем более, что ее требовалось не усложнять, а упрощать.
В 1962 году на заводе РАФ собрали первый опытный РАФ-977К. После коротких испытаний развозной фургон был признан годным для серийного производства.
Вот только не было у Рижской автобусной фабрики мощностей для запуска в серию новой модели. Даже пассажирских РАФ-977 не хватало, а они были нужнее. Пришлось думать, куда перенести производство.
Как раз в Ереване в то время строилось предприятие «Автопогрузчик». Вот его и решили перепрофилировать под выпуск РАФ-977К. Предприятие назвали Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ).
Рабочие и инженеры отправились изучать производство фургонов на РАФ и УАЗ, где с 1958 г. выпускали первую «Буханку» УАЗ-450 и собирались запускать в серию 452-ю модель.
Это РАФ-977. Фото: Youtube.com
Первая партия развозных фургонов дебютировала в 1966 году – работники Ереванского автомобильного завода выехали на празднование 1 мая. Серийное производство началось в 1967 г.
Особенности армянского фургона
Как и РАФ-977, ЕраЗ-762 был создан на узлах ГАЗ-21 Волга. Естественно, из легкового автомобиля не мог получиться идеальный грузовой фургон.
Основные проблемы, с которыми столкнулись конструкторы ЕраЗ-762:
- ? Перегруженный передний мост
- ? Недостаточная жесткость кузова
Под руководством сотрудников Рижского автобусного завода минусы исправляли по мере возможности. С передним мостом ничего придумать не получилось, зато кузов усилили деревянными рейками и стальной перегородкой между транспортировочным отсеком и водительской кабиной.
Максимальную грузоподъемность удалось довести до 850 кг, до тонны дотянуть не получилось. Но для предприятий, которым нужен был такой транспорт, параметров хватало с головой.
Экономисты тоже могли спать спокойно – по сравнению с тем же новым ГАЗ-52, самым легким серийным грузовиком СССР, расход топлива уменьшился в два раза. Да и полноприводная «Буханка» УАЗ-452 экономичностью не отличалась, поэтому в городах эти фургоны использовали редко.
Производство и модернизации ЕраЗ-762
Производство фургонов на Ереванском заводе – это тема для отдельной статьи. Армения до этого не делала автомобили, и вообще, была аграрной страной. Многие местные имели сады и прочее приусадебное хозяйство. Поэтому во время фруктового сезона цеха завода пустели.
Очень редко, но ЕрАЗ можно еще встретить на улицах. Фото: Youtube.com
Работали в основном женщины и дети, так что о культуре производства говорить было сложно. Да и дисциплина хромала. Но все равно, фургоны с удовольствием покупали, приезжая за ними со всех концов СССР.
Несмотря на проблемы с квалифицированными кадрами, количество выпущенных авто росло. В первые время выпускали всего по 250 автомобилей в год. Потом это количество довели до 1 000.
К 1973 г. на заводе собирали по 6 500 ЕрАЗ-762 ежегодно. В середине 1980-х цифра возросла до 16 000 единиц.
Модернизаций фургона было много, но перечислить стоит только самые важные по годам:
- ? 1971 – детали на бортах получили выштамповки для увеличения жесткости кузова. Модель имела индекс 762А
- ? 1976 – двигатель от ГАЗ-21 был заменен на силовой агрегат от 24-ой Волги
- ? 1979 – мотор от ГАЗ-24-01 – он был рассчитан на 76 бензин
- ? 1988 – появление пятиместной грузопассажирской модификации
После развала Советского Союза Ереванский автомобильный завод оказался на краю финансовой пропасти. В нее он падал до 2002 года, а герой нашей сегодняшней публикации был снят с производства в 1995 г.
Особенности покупки ЕраЗ-762 в СССР
Крупные советские предприятия получали новенькие ЕрАЗы партиями, их транспортировали по железной дороге в любой уголок страны, где имелись рельсы.
Водительское место отличается теснотой. Фото: Youtube.com
Тем, кому нужен был один автомобиль, приходилось ехать на завод в Ереване самостоятельно. Судя по рассказам водителей – это было настоящее приключение. Получая ЕрАЗ-762, приходилось минимум сутки доводить его до ума.
Гайки затянуты с завода плохо, о чем часто предупреждали сборщики, честно оставляя записки в салоне. Если пренебречь этой процедурой, можно было не доехать до места назначения.
На дорогах Армении часто попадались местные жители, предлагающие хорошие деньги за продажу фургона. Документы им были не нужны. Даже ГАИшники иногда предлагали провести такую незаконную сделку.
Протяжка гаек не гарантировала, что автомобиль без проблем доедет до места назначения. Приходилось подбирать проволоку на обочинах, и с ее помощью ремонтировать машину.
Один из лучших ЕрАЗ на сегодняшнее время. Фото: Youtube.com
По прибытию грамотные водители перебирали ЕрАЗ-762, на что уходило около недели, и потом автомобиль не доставлял мелких проблем при эксплуатации.
Плюсы и минусы
Основное достоинство армянского микроавтобуса – это его существование. Несмотря на некачественную сборку, о такой технике мечтали. Конечно, пассажирский «РАФик» был лучше, но и от грузового фургона дачники бы не отказались. К сожалению, в частные руки эти автомобили не продавали.
Второе достоинство ЕрАЗ-762 – это двигатель от Волги. Мотор мощный для своего времени. Он работал на любом бензине и обеспечивал тягу на низких оборотах.
Минусы армянского фургона:
- ? Качество сборки
- ? Мотор, расположенный в салоне
- ? Тесное водительское место
- ? Отсутствие гидроусилителя руля
Ремонт двигателя – это нечто. Доступ к нему есть только снизу, поэтому для серьезных работ проще его снять.
Даже Газель выглядит на фоне ЕрАЗ-762 идеалом, но в те времена любой автомобиль воспринимался как подарок судьбы.
Сейчас купить армянский микроавтобус можно тысяч за 300 в удовлетворительном состоянии, но выбирать придется буквально из 1-2 экземпляров. До 100 000 рублей в продаже откровенный металлолом.
Автомобиль нуждается в постоянном уходе. Фото: Youtube.com
ЕрАЗ-762 – это кусочек истории Советского Союза, но рассматривать его в качестве коллекционного экземпляра не стоит, лучше выбрать что-то более интересное.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...