Ка-22 – почему сложности испытаний не дали винтокрылу встать на конвейер
Уникальность Ка-22 в том, что он представляет собой два летательных аппарата, соединенных в одной машине. Это вертолет с парой несущих винтов плюс самолет с двумя тянущими. Зачем понадобился такой странный аппарат Советскому государству?
Середина 50-х ознаменовалась продолжением холодной войны. СССР постепенно создавал ядерный щит, в который входили баллистические ракеты. Для их быстрой переброски в нужное место требовалась соответствующая воздушная техника. Нужна машина, способная быстро перевозить тяжелые грузы и оперативно их загружать/разгружать в труднодоступных местах, куда самолет не сядет.
Такой аппарат в период буйного развития народного хозяйства очень пригодился бы и гражданским. В то время активно шла разведка нефти, газа: нужно было строить в тайге вышки, подвозить оборудование.
Перед двумя КБ (Камова и Миля) была поставлена задача разработать вертолет, способный передвигаться со скоростью 350-400 км/ч и имевшим грузоподъемность от 5 т. Заданная дальность – не менее 700 км. Миль пошел по проторенному пути и стал разрабатывать Ми-6. Камовцы выбрали иной путь, взяв за основу самолет Ли-2.
В итоге получалась интересная схема: машина с крыльями, на концах которых по одному несущему винту и тянущему. Такая компоновка была рискованной и имела нехорошую репутацию. Конструкторы И. Братухин, американец Платт де Пейдж и некоторые другие потерпели на этом поприще неудачу. Проблему подстерегали повсюду: при создании трансмиссии, переходе с режима подъема в полет. Даже с, казалось бы, «простейшим» элементом – винтами, были сложности. При наборе 400 км/ч и более концы лопастей вращаются со сверхзвуковой скоростью. Надо сразу сказать: КБ Миля удалось выиграть спор за лучший аппарат у камовцев.
Но почему Ка-22, имевший необычную конструкцию, не подошел для серийного производства?
Уникальная схема машины позволяла ей по сравнению с обычными вертолетами набирать большую скорость. Это связано с тем, что при горизонтальном полете основные винты (благодаря крыльям, обеспечивающих несущую способность) разгружаются. Неофициально Ка-22 достиг скорости в 370 км/ч, что было невероятно в отношении вертолетов для того времени. В НАТО аппарату присвоили классификационный код Hoop, что значит «Обруч».
Управление Ка-22 включало в себя элементы самолета и вертолета. Продольный контроль осуществлялся изменением угла установки лопастей, а также работой высотного руля. В поперечном плане аппарат управлялся с помощью элеронов, изменением шага главных винтов. При увеличении скорости в дело вступала автоматическая система, разработанная на гидравлической основе. С ее помощью мощность двигателей перераспределялась с подъемных винтов на тянущие. Заранее стоит отметить, что с этим моментом позже возникали проблемы. Технические данные:
✅ размах крыльев, размеры основного винта, длина машины – 23,8, 22,5 и 26,97 м
✅ вес пустого и с наибольшей нагрузкой – 25,84 и 42,5 т
✅ силовая установка пара ГТД Д-25ВК по 4101 кВт
✅ крейсерская и максимальная скорость – 270 и 356 км/ч
✅ высота – до 4,25 км
✅ дальность – до 1100 км
В состав экипажа входило пять человек. Наибольшая коммерческая нагрузка достигала 16,5 тонн.
Пилоты-испытатели делали однозначные выводы: управлять такой тяжелой махиной с новой аэродинамической схемой гораздо труднее, чем обычным вертолетом или самолетом. Предложили создать специальный тренажер, что чуть позже и было сделано.
Статические заводские проверки начались еще в 1957-м, через пару лет, после устранения недостатков вертолет стали испытывать в свободном висении. В августе 60-го аппарат продемонстрировали Генсеку Брежневу и министру обороны СССР Д. Устинову. В июле 1961 года Ка-22 принимал участие в параде, состоявшимся в Тушино. Винтокрыл привлек всеобщее внимание необычностью конструкции. Газеты много писали о нем, что такая машина показывает возможности и мощь страны.
Но аппарату явно не хватало скорости и высоты. Опять пришлось устранять множество огрехов, поэтому в полноценный полет машина отправилась только в апреле 61-го. И сразу же – неудача: от винта оторвался кусок лопасти. Профессиональные летчики с трудом посадили поломанный вертолет. После «разборов» они отмечали появление сильной вибрации. Конструкторы продолжили модернизацию машины: меняли редукторы, силовые установки, винты.
В сентябре 1961-го Гарнаев Ю. поднялся на высоту 1 км и пролетел со скоростью 200 км/ч. В октябре 61-го года на Ка-22 было зафиксировано мировое достижение: 16 тыс. 485 кг вертолет поднял на 2,557 км. В этом же месяце был установлен еще один рекорд – всесоюзный: машина набрала 336, 76 км/ч.
В августе 1962-го «прозвенел первый звонок». При перегоне Ка-22 из Ташкента (там собирали винтокрылы) в Москву, вертолет, совершая посадку в г. Джусалы, потерпел катастрофу. На месте погибли семь человек – конструкторы, испытатели, которые создавали и впервые поднимали Ка-22 в небо, ставили на нем рекорды. Беда нанесла сильнейший удар по коллективу КБ, разрушила дальнейшие планы, связанные с совершенствованием модели. По итогам расследования комиссия выяснила: причиной происшествия послужил разрыв одного из управляющих тросов.
Не прошло и двух лет, как в июле 1964-го еще одна машина попала в аварию. Ее началом стал самопроизвольный правый разворот, после которого вертолет внезапно сорвался в пике. Несмотря на усилия экипажа, выйти из пилотажной фигуры не удалось. При пикировании бортмеханик скинул одну из стеклянных створок, и она попала в лопасть, в результате оторвалась одна из мотогондол, Ка-22 стал разрушаться в воздухе.
Два человека погибли, трое чудом спаслись, выпрыгнув с парашютом. Точно установить причину ЧП комиссии не удалось: предположительно нужно было менять систему работы тянущих винтов. Хотя существовали и другие варианты по улучшению элементов управления, увеличению прочности мотогондолы и т. д. После происшествия наметили план очередных работ – хотели использовать новые лопасти типа А-6, чтобы увеличить тягу и взлетный вес до 35 т.
Трудно было камовцам смириться с поражением, но последняя катастрофа, видимо, исчерпала терпение у чиновников и предпочтение отдали Ми-6. Еще в 59-м его поставили на конвейер, в 63-м он «одел военный мундир», а в 64-м уже пошел на экспорт. К этому времени проект по Ка-22, на который были потрачены немалые деньги (25,5 млн. руб.), закрыли. К направлению по винтокрылам надолго потеряли интерес и лишь в 72-м году КБ Миля предложило проект Ми-30, отличавшийся от Ка-22 поворотными винтами. Однако наработки по конструкции неудачника не пропали даром: эта машина Камова стала основой для Ка-34 с четырьмя ГТД, вращающими соосные винты, а также Ка-35 с маршевыми ТРД.
Делая выводы, многие конструкторы уверены, что главный минус Ка-22 заключается в больших потерях мощности тянущих и несущих винтов. Нужны были какие-то иные силовые агрегаты. Хороший летательный аппарат должен иметь соответствующий двигатель, а тут совершенно новая и необычная схема, а моторы старые. Выпущено четыре Ка-22. Из них одна пара разбилась, другая долго простояла в Ташкенте на заводе, пока готовую машину в 90-е не распилили на металлолом.
Середина 50-х ознаменовалась продолжением холодной войны. СССР постепенно создавал ядерный щит, в который входили баллистические ракеты. Для их быстрой переброски в нужное место требовалась соответствующая воздушная техника. Нужна машина, способная быстро перевозить тяжелые грузы и оперативно их загружать/разгружать в труднодоступных местах, куда самолет не сядет.
Ка-22 мог садиться где угодно. Фото: YouTube.com
Такой аппарат в период буйного развития народного хозяйства очень пригодился бы и гражданским. В то время активно шла разведка нефти, газа: нужно было строить в тайге вышки, подвозить оборудование.
Конкуренты
Перед двумя КБ (Камова и Миля) была поставлена задача разработать вертолет, способный передвигаться со скоростью 350-400 км/ч и имевшим грузоподъемность от 5 т. Заданная дальность – не менее 700 км. Миль пошел по проторенному пути и стал разрабатывать Ми-6. Камовцы выбрали иной путь, взяв за основу самолет Ли-2.
«Самолето-вертолет» представляли и таким. Фото: YouTube.com
В итоге получалась интересная схема: машина с крыльями, на концах которых по одному несущему винту и тянущему. Такая компоновка была рискованной и имела нехорошую репутацию. Конструкторы И. Братухин, американец Платт де Пейдж и некоторые другие потерпели на этом поприще неудачу. Проблему подстерегали повсюду: при создании трансмиссии, переходе с режима подъема в полет. Даже с, казалось бы, «простейшим» элементом – винтами, были сложности. При наборе 400 км/ч и более концы лопастей вращаются со сверхзвуковой скоростью. Надо сразу сказать: КБ Миля удалось выиграть спор за лучший аппарат у камовцев.
В соревновании победил Ми-6. Фото: YouTube.com
Но почему Ка-22, имевший необычную конструкцию, не подошел для серийного производства?
Особенности винтокрыла
Уникальная схема машины позволяла ей по сравнению с обычными вертолетами набирать большую скорость. Это связано с тем, что при горизонтальном полете основные винты (благодаря крыльям, обеспечивающих несущую способность) разгружаются. Неофициально Ка-22 достиг скорости в 370 км/ч, что было невероятно в отношении вертолетов для того времени. В НАТО аппарату присвоили классификационный код Hoop, что значит «Обруч».
Двигатели оказались слабым местом винтокрыла. Фото: YouTube.com
Управление Ка-22 включало в себя элементы самолета и вертолета. Продольный контроль осуществлялся изменением угла установки лопастей, а также работой высотного руля. В поперечном плане аппарат управлялся с помощью элеронов, изменением шага главных винтов. При увеличении скорости в дело вступала автоматическая система, разработанная на гидравлической основе. С ее помощью мощность двигателей перераспределялась с подъемных винтов на тянущие. Заранее стоит отметить, что с этим моментом позже возникали проблемы. Технические данные:
✅ размах крыльев, размеры основного винта, длина машины – 23,8, 22,5 и 26,97 м
✅ вес пустого и с наибольшей нагрузкой – 25,84 и 42,5 т
✅ силовая установка пара ГТД Д-25ВК по 4101 кВт
✅ крейсерская и максимальная скорость – 270 и 356 км/ч
✅ высота – до 4,25 км
✅ дальность – до 1100 км
В состав экипажа входило пять человек. Наибольшая коммерческая нагрузка достигала 16,5 тонн.
Багажный отсек – довольно объемный. Фото: YouTube.com
Пилоты-испытатели делали однозначные выводы: управлять такой тяжелой махиной с новой аэродинамической схемой гораздо труднее, чем обычным вертолетом или самолетом. Предложили создать специальный тренажер, что чуть позже и было сделано.
Испытания
Статические заводские проверки начались еще в 1957-м, через пару лет, после устранения недостатков вертолет стали испытывать в свободном висении. В августе 60-го аппарат продемонстрировали Генсеку Брежневу и министру обороны СССР Д. Устинову. В июле 1961 года Ка-22 принимал участие в параде, состоявшимся в Тушино. Винтокрыл привлек всеобщее внимание необычностью конструкции. Газеты много писали о нем, что такая машина показывает возможности и мощь страны.
На параде Ка-22 выглядел внушительно и необычно. Фото: YouTube.com
Но аппарату явно не хватало скорости и высоты. Опять пришлось устранять множество огрехов, поэтому в полноценный полет машина отправилась только в апреле 61-го. И сразу же – неудача: от винта оторвался кусок лопасти. Профессиональные летчики с трудом посадили поломанный вертолет. После «разборов» они отмечали появление сильной вибрации. Конструкторы продолжили модернизацию машины: меняли редукторы, силовые установки, винты.
Ка-22 в сборочном цехе. Фото: YouTube.com
В сентябре 1961-го Гарнаев Ю. поднялся на высоту 1 км и пролетел со скоростью 200 км/ч. В октябре 61-го года на Ка-22 было зафиксировано мировое достижение: 16 тыс. 485 кг вертолет поднял на 2,557 км. В этом же месяце был установлен еще один рекорд – всесоюзный: машина набрала 336, 76 км/ч.
Катастрофы
В августе 1962-го «прозвенел первый звонок». При перегоне Ка-22 из Ташкента (там собирали винтокрылы) в Москву, вертолет, совершая посадку в г. Джусалы, потерпел катастрофу. На месте погибли семь человек – конструкторы, испытатели, которые создавали и впервые поднимали Ка-22 в небо, ставили на нем рекорды. Беда нанесла сильнейший удар по коллективу КБ, разрушила дальнейшие планы, связанные с совершенствованием модели. По итогам расследования комиссия выяснила: причиной происшествия послужил разрыв одного из управляющих тросов.
Экипаж состоял из 5-ти человек. Фото: YouTube.com
Не прошло и двух лет, как в июле 1964-го еще одна машина попала в аварию. Ее началом стал самопроизвольный правый разворот, после которого вертолет внезапно сорвался в пике. Несмотря на усилия экипажа, выйти из пилотажной фигуры не удалось. При пикировании бортмеханик скинул одну из стеклянных створок, и она попала в лопасть, в результате оторвалась одна из мотогондол, Ка-22 стал разрушаться в воздухе.
Перед Ка-22 – конструкторы и испытатели, часть из которых погибла в катастрофах. Фото: YouTube.com
Два человека погибли, трое чудом спаслись, выпрыгнув с парашютом. Точно установить причину ЧП комиссии не удалось: предположительно нужно было менять систему работы тянущих винтов. Хотя существовали и другие варианты по улучшению элементов управления, увеличению прочности мотогондолы и т. д. После происшествия наметили план очередных работ – хотели использовать новые лопасти типа А-6, чтобы увеличить тягу и взлетный вес до 35 т.
Итоги
Трудно было камовцам смириться с поражением, но последняя катастрофа, видимо, исчерпала терпение у чиновников и предпочтение отдали Ми-6. Еще в 59-м его поставили на конвейер, в 63-м он «одел военный мундир», а в 64-м уже пошел на экспорт. К этому времени проект по Ка-22, на который были потрачены немалые деньги (25,5 млн. руб.), закрыли. К направлению по винтокрылам надолго потеряли интерес и лишь в 72-м году КБ Миля предложило проект Ми-30, отличавшийся от Ка-22 поворотными винтами. Однако наработки по конструкции неудачника не пропали даром: эта машина Камова стала основой для Ка-34 с четырьмя ГТД, вращающими соосные винты, а также Ка-35 с маршевыми ТРД.
Некоторые идеи, реализованные в Ка-22, нашли свое воплощение в Ка-35. Фото: YouTube.com
Делая выводы, многие конструкторы уверены, что главный минус Ка-22 заключается в больших потерях мощности тянущих и несущих винтов. Нужны были какие-то иные силовые агрегаты. Хороший летательный аппарат должен иметь соответствующий двигатель, а тут совершенно новая и необычная схема, а моторы старые. Выпущено четыре Ка-22. Из них одна пара разбилась, другая долго простояла в Ташкенте на заводе, пока готовую машину в 90-е не распилили на металлолом.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....