Как советские автомобили ВАЗ покоряли Северную Америку
1 786

Как советские автомобили ВАЗ покоряли Северную Америку

Многие российские водители до сих пор помнят, как в конце 80-х, первой половине 90-х, были популярны экспортные автомобили ВАЗ. Тогда из Германии и прибалтийских стран, начали массово везти «Жигули». Возвращать их, так сказать, на историческую родину.


Такие машины пользовались спросом, тем более считалось, что на экспорт советский автопром делал совсем другие модели. Есть в этом утверждении немало правдивого. Экспортные «Лады» и «Жигули» действительно лучше сопротивлялись коррозии и меньше ломались.

А объясняется все просто – машины собирали из самых качественных деталей, лучше обрабатывали кузов и красили его, проводка тоже отличалась. Даже сейчас, когда на дворе 2023 год, экспортные «Лады» удивляют состоянием кузова.

Как советские автомобили ВАЗ покоряли Северную АмерикуЭкспортный ВАЗ-21083. Такие поставляли в Германию. Фото: Youtube.com

Иногда даже попадаются экземпляры, не тронутые рукой сварщика. Конечно, заслуга тут скорее заботливых российских владельцев. Они хранили свою экспортную «ласточку» в гараже и промазывали все скрытые полости «пушечным салом» и другими ядреными антикоррозийными составами.

А ведь за рубеж поставляли не только автомобили ВАЗ. Сейчас сложно в это поверить, но было время, когда «Москвич» больше половины выпущенных машин отправлял за границу – в 60-х годах.

Что касается моделей ВАЗ, то они продавались не только в Европе, но и в Северной Америке. Если конкретнее, то в Канаде. И были даже предпосылки для экспорта автомобилей в США. Причем местные бизнесмены сами захотели стать дилерами. Но лучше рассказать все подробно.

Прицел на экспорт


Сейчас сложно сказать, в какую сумму Советскому Союзу обошелся Волжский автозавод. Дело в том, что предприятие было построено с помощью итальянцев.

У руководства компании Fiat купили:

✅ Лицензию
✅ Оборудование
✅ Первые машинокомплекты

Пришлось еще нанимать иностранных специалистов для наладки станков и обучения персонала.

ВАЗ-2101 советским водителям казался самым современным автомобилем. Фото: Youtube.com

Денег потратили много, причем не рублей, а свободно конвертируемой валюты. Ее нужно было возвращать и зарабатывать. Еще на этапе постройки предполагалось, что «Жигули» будут поставлять на экспорт.

Ситуация для этого сложилась оптимальная – «Волги» и «Москвичи» стремительно теряли популярность в капиталистической Европе. Несмотря на низкую стоимость, они безнадежно устарели. А вот «Жигули» были еще вполне современными. Хотя, Fiat тоже схитрил – в конце 60-х уже стало ясно, что будущее за переднеприводными моделями. Но Советскому Союзу сбыли устаревшие машины и такие же технологии.

«Жигули» сразу стали неплохо покупать в капиталистических странах. Несмотря на то, что эти автомобили не отличались современным дизайном, устаревшими их тоже назвать было нельзя. Зато цена радовала.

Покорение Северной Америки


В конце 70-х Советский Союз принял решение наладить поставки ВАЗ в Канаду. Тогда считали, что в США шансов на успех нет, а вот в соседней стране можно попробовать. Тем более, что там уже продавали модели Skoda, а те уж точно были не лучше, чем заднеприводная классика ВАЗ.

Автомобили ВАЗ на площадке канадского дилера. Фото: Youtube.com

Специально для работы в Канаде создали компанию LadaCanada Inc. В 1978 году начались поставки и продажа автомобилей ВАЗ. Первой стала самая роскошная модель Волжского завода – ВАЗ-2106 или «Шестерка».

Заодно стоит рассказать, почему Советский Союз не хотел попробовать торговать с США. Дело в том, что в там еще с 50-х годов автомобили массово комплектовались автоматическими коробками передач. Мало кто умел ездить на «механике».

ВАЗ не имел возможности наладить выпуск АКПП, впрочем, сейчас в линейке производителя тоже нет «автомата». Поэтому на рынок США никто и не собирался.

ВАЗ-2106 пришлось дорабатывать на экспорт. Советским водителям про изменения и разницу не рассказывали. Поэтому «иностранные» машины сразу же стали обрастать легендами и мифами.

Салон почти не отличался. Фото: Youtube.com

Самая популярная байка – увеличение мощности двигателя 1,6 литра до 115 л. с. Дескать, этого удалось добиться за счет установки спортивного карбюратора Weber.

Другие легенды про экспортную «Шестерку»:

✅ Толстые лонжероны с увеличенным запасом прочности
✅ Специальная обработка кузова
✅ Двойная окраска
✅ Особые комплектующие

Единственная правда из всего этого списка – это использование деталей самого высокого качества, но их не делали специально, а выбирали из массы других. Плюс сборка была лучше, чтобы не ударить в грязь лицом.

Реальные доработки


Чтобы продавать автомобили в Канаде, пришлось их подгонять под требования безопасности этой страны. Например, бамперы сделали заново из специального алюминиевого сплава. Внешне они были похожи на те, что устанавливали на «Пятерку» и «Ниву», но производились по другой технологии.

Массивные бамперы разрабатывались специально для Канады. Фото: Youtube.com

Бампер должен был выдержать столкновение на скорости до 5 миль в час и остаться целым. Пришлось его усиливать гидравлическими буферами. В противном случае автомобиль просто не пустили бы в продажу.

Оптику тоже пришлось дорабатывать в соответствии с канадскими правилами:

✅ Подфарники стали оранжевыми
✅ Задние фонари получили красные секции для указателей поворотов
✅ Катафоты в крыльях заменили на габаритные фонари

Интересно, что в дверях советского автомобиля появились брусья для увеличения уровня безопасности. Они должны были защитить водителя и пассажиров от боковых ударов.

Двигатели на «канадские» «Шестерки», которые там назывались Lada 1500S, изначально ставили 1,5 литра. Начиная с 1984 года автомобили комплектовались стандартным для «Шохи» мотором на 1 600 см3.

Силовые агрегаты пришлось оснащать катализатором и адсорбером. Согласно одной из советских легенд, «Шестерка» для Канады имела даже индикатор Check Engine – знаменитый «Джеки Чан». На самом деле, ничего такого не было. Зато все контрольные приборы на панели имели надписи на английском языке.

Вырезка из канадского журнала. Фото: Youtube.com

В отличие от советских аналогов, экспортная «Шестерка» получила обогрев заднего стекла. В СССР такая опция появилась значительно позднее.

Другие модели


Как ни странно, но в Канаде ВАЗ-2106 покупали. Не сказать, чтобы за автомобилями выстраивалась очередь, но машины брали. Поэтому в 1980 году на местном рынке стали предлагать Lada Trek. Так в Канаде называли ВАЗ-2121 «Ниву».

Кроме бамперов и светоприборов, советский внедорожник украсили пластиковыми накладками, оснастили рейлингами на крыше, новыми колесами и боковыми зеркалами. Местным любителям природы «Нива» пришлась по нраву.

Поставляли в Канаду и другие классические автомобили ВАЗ. Это модели от 2104 до 2107. Все машины дорабатывались в соответствии с местными требованиями, плюс их старались облагородить всевозможным обвесом и доработками салона.

Так канадские дилеры дорабатывали «Ниву». Фото: Youtube.com

Попали в Северную Америку и популярные в СССР «Зубила». Имеются ввиду «Лады» 2108/09. Продажи начались в 1987 году. Интересно, что в Канаде было около 40 дилерских центров.

Средняя цена автомобиля ВАЗ в Канаде – 5 тысяч долларов США. Это самые дешевые машины в классе, поэтому их покупали. Годовые продажи начинались с 1 000 в 1978 году и заканчивались на почти 13 тысячах в 80-х.

США и уход из Канады


Бизнесмены из Соединенных Штатов Америки заинтересовались советскими автомобилями сразу после их прибытия на континент. В 1979 году компания из Нью-Йорка хотела заключить контракт с СССР.

Советские автомобили на некоторых заправках даже перестали обслуживать. Фото: Youtube.com

Но ввод советских войск в Афганистан поставил крест на этих планах. Более того, отношение к автомобилям изменилось даже в Канаде – многие от них начали отказываться.

Несмотря на проблемы, «Лады» продавали до 1997 года. Последние модели имели впрыск топлива. Но еще в начале 90-х стало ясно, что автомобили безнадежно устарели. На этом история сотрудничества АвтоВАЗа и Канады была закончена.

Кстати, «Жигули» и другие советские модели до сих пор иногда встречаются в США. Но за это стоит благодарить иммигрантов из бывшего СССР. Некоторые покупают машины, напоминающие им о счастливом и беззаботном детстве.
А вы хотели бы купить старый советский ВАЗ для души?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...