Как советские автомобили ВАЗ покоряли Северную Америку
Многие российские водители до сих пор помнят, как в конце 80-х, первой половине 90-х, были популярны экспортные автомобили ВАЗ. Тогда из Германии и прибалтийских стран, начали массово везти «Жигули». Возвращать их, так сказать, на историческую родину.
Такие машины пользовались спросом, тем более считалось, что на экспорт советский автопром делал совсем другие модели. Есть в этом утверждении немало правдивого. Экспортные «Лады» и «Жигули» действительно лучше сопротивлялись коррозии и меньше ломались.
А объясняется все просто – машины собирали из самых качественных деталей, лучше обрабатывали кузов и красили его, проводка тоже отличалась. Даже сейчас, когда на дворе 2023 год, экспортные «Лады» удивляют состоянием кузова.
Иногда даже попадаются экземпляры, не тронутые рукой сварщика. Конечно, заслуга тут скорее заботливых российских владельцев. Они хранили свою экспортную «ласточку» в гараже и промазывали все скрытые полости «пушечным салом» и другими ядреными антикоррозийными составами.
Что касается моделей ВАЗ, то они продавались не только в Европе, но и в Северной Америке. Если конкретнее, то в Канаде. И были даже предпосылки для экспорта автомобилей в США. Причем местные бизнесмены сами захотели стать дилерами. Но лучше рассказать все подробно.
Сейчас сложно сказать, в какую сумму Советскому Союзу обошелся Волжский автозавод. Дело в том, что предприятие было построено с помощью итальянцев.
У руководства компании Fiat купили:
✅ Лицензию
✅ Оборудование
✅ Первые машинокомплекты
Пришлось еще нанимать иностранных специалистов для наладки станков и обучения персонала.
Денег потратили много, причем не рублей, а свободно конвертируемой валюты. Ее нужно было возвращать и зарабатывать. Еще на этапе постройки предполагалось, что «Жигули» будут поставлять на экспорт.
Ситуация для этого сложилась оптимальная – «Волги» и «Москвичи» стремительно теряли популярность в капиталистической Европе. Несмотря на низкую стоимость, они безнадежно устарели. А вот «Жигули» были еще вполне современными. Хотя, Fiat тоже схитрил – в конце 60-х уже стало ясно, что будущее за переднеприводными моделями. Но Советскому Союзу сбыли устаревшие машины и такие же технологии.
«Жигули» сразу стали неплохо покупать в капиталистических странах. Несмотря на то, что эти автомобили не отличались современным дизайном, устаревшими их тоже назвать было нельзя. Зато цена радовала.
В конце 70-х Советский Союз принял решение наладить поставки ВАЗ в Канаду. Тогда считали, что в США шансов на успех нет, а вот в соседней стране можно попробовать. Тем более, что там уже продавали модели Skoda, а те уж точно были не лучше, чем заднеприводная классика ВАЗ.
Специально для работы в Канаде создали компанию LadaCanada Inc. В 1978 году начались поставки и продажа автомобилей ВАЗ. Первой стала самая роскошная модель Волжского завода – ВАЗ-2106 или «Шестерка».
Заодно стоит рассказать, почему Советский Союз не хотел попробовать торговать с США. Дело в том, что в там еще с 50-х годов автомобили массово комплектовались автоматическими коробками передач. Мало кто умел ездить на «механике».
ВАЗ-2106 пришлось дорабатывать на экспорт. Советским водителям про изменения и разницу не рассказывали. Поэтому «иностранные» машины сразу же стали обрастать легендами и мифами.
Самая популярная байка – увеличение мощности двигателя 1,6 литра до 115 л. с. Дескать, этого удалось добиться за счет установки спортивного карбюратора Weber.
Другие легенды про экспортную «Шестерку»:
✅ Толстые лонжероны с увеличенным запасом прочности
✅ Специальная обработка кузова
✅ Двойная окраска
✅ Особые комплектующие
Единственная правда из всего этого списка – это использование деталей самого высокого качества, но их не делали специально, а выбирали из массы других. Плюс сборка была лучше, чтобы не ударить в грязь лицом.
Чтобы продавать автомобили в Канаде, пришлось их подгонять под требования безопасности этой страны. Например, бамперы сделали заново из специального алюминиевого сплава. Внешне они были похожи на те, что устанавливали на «Пятерку» и «Ниву», но производились по другой технологии.
Бампер должен был выдержать столкновение на скорости до 5 миль в час и остаться целым. Пришлось его усиливать гидравлическими буферами. В противном случае автомобиль просто не пустили бы в продажу.
Оптику тоже пришлось дорабатывать в соответствии с канадскими правилами:
✅ Подфарники стали оранжевыми
✅ Задние фонари получили красные секции для указателей поворотов
✅ Катафоты в крыльях заменили на габаритные фонари
Интересно, что в дверях советского автомобиля появились брусья для увеличения уровня безопасности. Они должны были защитить водителя и пассажиров от боковых ударов.
Силовые агрегаты пришлось оснащать катализатором и адсорбером. Согласно одной из советских легенд, «Шестерка» для Канады имела даже индикатор Check Engine – знаменитый «Джеки Чан». На самом деле, ничего такого не было. Зато все контрольные приборы на панели имели надписи на английском языке.
В отличие от советских аналогов, экспортная «Шестерка» получила обогрев заднего стекла. В СССР такая опция появилась значительно позднее.
Как ни странно, но в Канаде ВАЗ-2106 покупали. Не сказать, чтобы за автомобилями выстраивалась очередь, но машины брали. Поэтому в 1980 году на местном рынке стали предлагать Lada Trek. Так в Канаде называли ВАЗ-2121 «Ниву».
Поставляли в Канаду и другие классические автомобили ВАЗ. Это модели от 2104 до 2107. Все машины дорабатывались в соответствии с местными требованиями, плюс их старались облагородить всевозможным обвесом и доработками салона.
Попали в Северную Америку и популярные в СССР «Зубила». Имеются ввиду «Лады» 2108/09. Продажи начались в 1987 году. Интересно, что в Канаде было около 40 дилерских центров.
Средняя цена автомобиля ВАЗ в Канаде – 5 тысяч долларов США. Это самые дешевые машины в классе, поэтому их покупали. Годовые продажи начинались с 1 000 в 1978 году и заканчивались на почти 13 тысячах в 80-х.
Бизнесмены из Соединенных Штатов Америки заинтересовались советскими автомобилями сразу после их прибытия на континент. В 1979 году компания из Нью-Йорка хотела заключить контракт с СССР.
Но ввод советских войск в Афганистан поставил крест на этих планах. Более того, отношение к автомобилям изменилось даже в Канаде – многие от них начали отказываться.
Несмотря на проблемы, «Лады» продавали до 1997 года. Последние модели имели впрыск топлива. Но еще в начале 90-х стало ясно, что автомобили безнадежно устарели. На этом история сотрудничества АвтоВАЗа и Канады была закончена.
Кстати, «Жигули» и другие советские модели до сих пор иногда встречаются в США. Но за это стоит благодарить иммигрантов из бывшего СССР. Некоторые покупают машины, напоминающие им о счастливом и беззаботном детстве.
Такие машины пользовались спросом, тем более считалось, что на экспорт советский автопром делал совсем другие модели. Есть в этом утверждении немало правдивого. Экспортные «Лады» и «Жигули» действительно лучше сопротивлялись коррозии и меньше ломались.
А объясняется все просто – машины собирали из самых качественных деталей, лучше обрабатывали кузов и красили его, проводка тоже отличалась. Даже сейчас, когда на дворе 2023 год, экспортные «Лады» удивляют состоянием кузова.
Экспортный ВАЗ-21083. Такие поставляли в Германию. Фото: Youtube.com
Иногда даже попадаются экземпляры, не тронутые рукой сварщика. Конечно, заслуга тут скорее заботливых российских владельцев. Они хранили свою экспортную «ласточку» в гараже и промазывали все скрытые полости «пушечным салом» и другими ядреными антикоррозийными составами.
А ведь за рубеж поставляли не только автомобили ВАЗ. Сейчас сложно в это поверить, но было время, когда «Москвич» больше половины выпущенных машин отправлял за границу – в 60-х годах.
Что касается моделей ВАЗ, то они продавались не только в Европе, но и в Северной Америке. Если конкретнее, то в Канаде. И были даже предпосылки для экспорта автомобилей в США. Причем местные бизнесмены сами захотели стать дилерами. Но лучше рассказать все подробно.
Прицел на экспорт
Сейчас сложно сказать, в какую сумму Советскому Союзу обошелся Волжский автозавод. Дело в том, что предприятие было построено с помощью итальянцев.
У руководства компании Fiat купили:
✅ Лицензию
✅ Оборудование
✅ Первые машинокомплекты
Пришлось еще нанимать иностранных специалистов для наладки станков и обучения персонала.
ВАЗ-2101 советским водителям казался самым современным автомобилем. Фото: Youtube.com
Денег потратили много, причем не рублей, а свободно конвертируемой валюты. Ее нужно было возвращать и зарабатывать. Еще на этапе постройки предполагалось, что «Жигули» будут поставлять на экспорт.
Ситуация для этого сложилась оптимальная – «Волги» и «Москвичи» стремительно теряли популярность в капиталистической Европе. Несмотря на низкую стоимость, они безнадежно устарели. А вот «Жигули» были еще вполне современными. Хотя, Fiat тоже схитрил – в конце 60-х уже стало ясно, что будущее за переднеприводными моделями. Но Советскому Союзу сбыли устаревшие машины и такие же технологии.
«Жигули» сразу стали неплохо покупать в капиталистических странах. Несмотря на то, что эти автомобили не отличались современным дизайном, устаревшими их тоже назвать было нельзя. Зато цена радовала.
Покорение Северной Америки
В конце 70-х Советский Союз принял решение наладить поставки ВАЗ в Канаду. Тогда считали, что в США шансов на успех нет, а вот в соседней стране можно попробовать. Тем более, что там уже продавали модели Skoda, а те уж точно были не лучше, чем заднеприводная классика ВАЗ.
Автомобили ВАЗ на площадке канадского дилера. Фото: Youtube.com
Специально для работы в Канаде создали компанию LadaCanada Inc. В 1978 году начались поставки и продажа автомобилей ВАЗ. Первой стала самая роскошная модель Волжского завода – ВАЗ-2106 или «Шестерка».
Заодно стоит рассказать, почему Советский Союз не хотел попробовать торговать с США. Дело в том, что в там еще с 50-х годов автомобили массово комплектовались автоматическими коробками передач. Мало кто умел ездить на «механике».
ВАЗ не имел возможности наладить выпуск АКПП, впрочем, сейчас в линейке производителя тоже нет «автомата». Поэтому на рынок США никто и не собирался.
ВАЗ-2106 пришлось дорабатывать на экспорт. Советским водителям про изменения и разницу не рассказывали. Поэтому «иностранные» машины сразу же стали обрастать легендами и мифами.
Салон почти не отличался. Фото: Youtube.com
Самая популярная байка – увеличение мощности двигателя 1,6 литра до 115 л. с. Дескать, этого удалось добиться за счет установки спортивного карбюратора Weber.
Другие легенды про экспортную «Шестерку»:
✅ Толстые лонжероны с увеличенным запасом прочности
✅ Специальная обработка кузова
✅ Двойная окраска
✅ Особые комплектующие
Единственная правда из всего этого списка – это использование деталей самого высокого качества, но их не делали специально, а выбирали из массы других. Плюс сборка была лучше, чтобы не ударить в грязь лицом.
Реальные доработки
Чтобы продавать автомобили в Канаде, пришлось их подгонять под требования безопасности этой страны. Например, бамперы сделали заново из специального алюминиевого сплава. Внешне они были похожи на те, что устанавливали на «Пятерку» и «Ниву», но производились по другой технологии.
Массивные бамперы разрабатывались специально для Канады. Фото: Youtube.com
Бампер должен был выдержать столкновение на скорости до 5 миль в час и остаться целым. Пришлось его усиливать гидравлическими буферами. В противном случае автомобиль просто не пустили бы в продажу.
Оптику тоже пришлось дорабатывать в соответствии с канадскими правилами:
✅ Подфарники стали оранжевыми
✅ Задние фонари получили красные секции для указателей поворотов
✅ Катафоты в крыльях заменили на габаритные фонари
Интересно, что в дверях советского автомобиля появились брусья для увеличения уровня безопасности. Они должны были защитить водителя и пассажиров от боковых ударов.
Двигатели на «канадские» «Шестерки», которые там назывались Lada 1500S, изначально ставили 1,5 литра. Начиная с 1984 года автомобили комплектовались стандартным для «Шохи» мотором на 1 600 см3.
Силовые агрегаты пришлось оснащать катализатором и адсорбером. Согласно одной из советских легенд, «Шестерка» для Канады имела даже индикатор Check Engine – знаменитый «Джеки Чан». На самом деле, ничего такого не было. Зато все контрольные приборы на панели имели надписи на английском языке.
Вырезка из канадского журнала. Фото: Youtube.com
В отличие от советских аналогов, экспортная «Шестерка» получила обогрев заднего стекла. В СССР такая опция появилась значительно позднее.
Другие модели
Как ни странно, но в Канаде ВАЗ-2106 покупали. Не сказать, чтобы за автомобилями выстраивалась очередь, но машины брали. Поэтому в 1980 году на местном рынке стали предлагать Lada Trek. Так в Канаде называли ВАЗ-2121 «Ниву».
Кроме бамперов и светоприборов, советский внедорожник украсили пластиковыми накладками, оснастили рейлингами на крыше, новыми колесами и боковыми зеркалами. Местным любителям природы «Нива» пришлась по нраву.
Поставляли в Канаду и другие классические автомобили ВАЗ. Это модели от 2104 до 2107. Все машины дорабатывались в соответствии с местными требованиями, плюс их старались облагородить всевозможным обвесом и доработками салона.
Так канадские дилеры дорабатывали «Ниву». Фото: Youtube.com
Попали в Северную Америку и популярные в СССР «Зубила». Имеются ввиду «Лады» 2108/09. Продажи начались в 1987 году. Интересно, что в Канаде было около 40 дилерских центров.
Средняя цена автомобиля ВАЗ в Канаде – 5 тысяч долларов США. Это самые дешевые машины в классе, поэтому их покупали. Годовые продажи начинались с 1 000 в 1978 году и заканчивались на почти 13 тысячах в 80-х.
США и уход из Канады
Бизнесмены из Соединенных Штатов Америки заинтересовались советскими автомобилями сразу после их прибытия на континент. В 1979 году компания из Нью-Йорка хотела заключить контракт с СССР.
Советские автомобили на некоторых заправках даже перестали обслуживать. Фото: Youtube.com
Но ввод советских войск в Афганистан поставил крест на этих планах. Более того, отношение к автомобилям изменилось даже в Канаде – многие от них начали отказываться.
Несмотря на проблемы, «Лады» продавали до 1997 года. Последние модели имели впрыск топлива. Но еще в начале 90-х стало ясно, что автомобили безнадежно устарели. На этом история сотрудничества АвтоВАЗа и Канады была закончена.
Кстати, «Жигули» и другие советские модели до сих пор иногда встречаются в США. Но за это стоит благодарить иммигрантов из бывшего СССР. Некоторые покупают машины, напоминающие им о счастливом и беззаботном детстве.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...