Опытный НАМИ-0173, которому не удалось стать переднеприводной «Волгой»
Кажется, у советских чиновников от автомобильной промышленности послевоенного периода была стойкая аллергия на переднеприводные автомобили. Все перспективные проекты наших изобретателей в этом направлении рубились на корню. Аргументы, выдвигаемые в таких случаях, были ну так себе. Вроде того, что толкать легче, чем тянуть за собой.
Однако, против фактов не попрешь. Когда многие зарубежные компании из числа ведущих изготовили сразу несколько успешных переднеприводных проектов, бюрократов прижали к стенке. Отступать им стало некуда, поэтому для инженеров-конструкторов различных организаций поставили конкретную задачу: представить перспективный проект первой советской переднеприводной легковушки.
Это происходило уже в 60-х, а многие передовые изобретатели автомобильной техники в то время сосредоточились в НАМИ. Именно этому научно-исследовательскому институту автомобильной и автомоторной техники поручили стать флагманом знакового проекта.
Конечно, не думаю, что вопрос стоял так конкретно. Просто, испытания показали, что наиболее оптимальным вариантом силового агрегата для опытного образца будет не «волговский» мотор, а УЗАМ-412. Такому решению предшествовал серьезный технически-творческий процесс, во время которого появилось несколько опытных образцов. Среди них имелись как оригинальные конструкции, так и созданные на базе уже имевшихся серийных образцов советской техники.
Первый в качестве макета представили НАМИ-0132. Нам он очень интересен и дорог, потому что без каких-либо серьезных доработок в скором будущем превратился в серийный ЗАЗ-966. Даже прогрессивный на то время силовой агрегат с водным охлаждением (ЗОК) перекочевал на нового «жужика». Ну все, кроме переднего привода и двухрычажной подвески.
Добавив в конструкцию оригинальную трансмиссию, прототип отправили на Дмитровский полигон для проведения испытаний. Почти сразу обнаружили «слабое звено»: подвижная часть трансмиссии (ШРУС) и устаревшие приводы. Да и 1,5-литровый двигатель в тяжелом кузове вряд ли мог проявить себя с лучшей стороны. В целом, в опытном образце применили:
✅ 75-сильный УЗАМ
✅ оригинальную трансмиссию, совместимую с КПП ГАЗ-24
✅ кузов от серийной «Волги»
Сильно разочаровала во время испытаний устаревшая система приводов. В их конструкции применяли сдвоенные карданы. К сожалению, качество последних оставляло желать лучшего. Этот факт сильно огорчил приемную комиссию, которая и так была настроена относительно критично к переднему приводу. Ее выводы оказались довольно сдержанными.
Показанный автомобиль так и остался в статусе демонстрационного образца. Ну, знаете, типа, мы вас услышали. Серийное производство не планировалось изначально, но все могли бы переиграть, пройди испытания на «ура».
Этого не произошло. Поэтому до первого серийного переднеприводного советского автомобиля оставалось еще более 10 лет. Новые наработки и всю техническую документацию переадресовали в Запорожье. Какие-то из них позже использовали в первых «Тавриях». Что-то применили и в «Моквиче-2141». А вот первый серийный образец такой техники оказался не связан ни с Горьковским, ни с Запорожским заводами, ни с АЗЛК. Его изготовил очередной лидер отечественного автопрома, открывший новую страницу автомобильной истории страны. Все мы прекрасно знакомы со «Спутником» ВАЗ-2108.
Однако, против фактов не попрешь. Когда многие зарубежные компании из числа ведущих изготовили сразу несколько успешных переднеприводных проектов, бюрократов прижали к стенке. Отступать им стало некуда, поэтому для инженеров-конструкторов различных организаций поставили конкретную задачу: представить перспективный проект первой советской переднеприводной легковушки.
В советское время прототипы обозначали пометкой «проба». Фото: youtube.com
Это происходило уже в 60-х, а многие передовые изобретатели автомобильной техники в то время сосредоточились в НАМИ. Именно этому научно-исследовательскому институту автомобильной и автомоторной техники поручили стать флагманом знакового проекта.
Как скрестить «Волгу» и «Москвич»?
Конечно, не думаю, что вопрос стоял так конкретно. Просто, испытания показали, что наиболее оптимальным вариантом силового агрегата для опытного образца будет не «волговский» мотор, а УЗАМ-412. Такому решению предшествовал серьезный технически-творческий процесс, во время которого появилось несколько опытных образцов. Среди них имелись как оригинальные конструкции, так и созданные на базе уже имевшихся серийных образцов советской техники.
Двигатель установили продольно. Фото: youtube.com
Первый в качестве макета представили НАМИ-0132. Нам он очень интересен и дорог, потому что без каких-либо серьезных доработок в скором будущем превратился в серийный ЗАЗ-966. Даже прогрессивный на то время силовой агрегат с водным охлаждением (ЗОК) перекочевал на нового «жужика». Ну все, кроме переднего привода и двухрычажной подвески.
Ходовым образцом оказался именно НАМИ-0173. В нем конструкторы совместили продольно установленный двигатель от «четыреста двенадцатого» и корпус самого престижного серийного автомобиля той поры – «Волги ГАЗ-24»
.Добавив в конструкцию оригинальную трансмиссию, прототип отправили на Дмитровский полигон для проведения испытаний. Почти сразу обнаружили «слабое звено»: подвижная часть трансмиссии (ШРУС) и устаревшие приводы. Да и 1,5-литровый двигатель в тяжелом кузове вряд ли мог проявить себя с лучшей стороны. В целом, в опытном образце применили:
✅ 75-сильный УЗАМ
✅ оригинальную трансмиссию, совместимую с КПП ГАЗ-24
✅ кузов от серийной «Волги»
Сильно разочаровала во время испытаний устаревшая система приводов. В их конструкции применяли сдвоенные карданы. К сожалению, качество последних оставляло желать лучшего. Этот факт сильно огорчил приемную комиссию, которая и так была настроена относительно критично к переднему приводу. Ее выводы оказались довольно сдержанными.
Демонстрационный образец и дальнейшее развитие
Показанный автомобиль так и остался в статусе демонстрационного образца. Ну, знаете, типа, мы вас услышали. Серийное производство не планировалось изначально, но все могли бы переиграть, пройди испытания на «ура».
Наработки испытателей пригодились в «Москвиче-2141». Фото: youtube.com
Этого не произошло. Поэтому до первого серийного переднеприводного советского автомобиля оставалось еще более 10 лет. Новые наработки и всю техническую документацию переадресовали в Запорожье. Какие-то из них позже использовали в первых «Тавриях». Что-то применили и в «Моквиче-2141». А вот первый серийный образец такой техники оказался не связан ни с Горьковским, ни с Запорожским заводами, ни с АЗЛК. Его изготовил очередной лидер отечественного автопрома, открывший новую страницу автомобильной истории страны. Все мы прекрасно знакомы со «Спутником» ВАЗ-2108.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...