Опытный НАМИ-0173, которому не удалось стать переднеприводной «Волгой»
1 519

Опытный НАМИ-0173, которому не удалось стать переднеприводной «Волгой»

Кажется, у советских чиновников от автомобильной промышленности послевоенного периода была стойкая аллергия на переднеприводные автомобили. Все перспективные проекты наших изобретателей в этом направлении рубились на корню. Аргументы, выдвигаемые в таких случаях, были ну так себе. Вроде того, что толкать легче, чем тянуть за собой.


Однако, против фактов не попрешь. Когда многие зарубежные компании из числа ведущих изготовили сразу несколько успешных переднеприводных проектов, бюрократов прижали к стенке. Отступать им стало некуда, поэтому для инженеров-конструкторов различных организаций поставили конкретную задачу: представить перспективный проект первой советской переднеприводной легковушки.

Опытный НАМИ-0173, которому не удалось стать переднеприводной «Волгой»В советское время прототипы обозначали пометкой «проба». Фото: youtube.com

Это происходило уже в 60-х, а многие передовые изобретатели автомобильной техники в то время сосредоточились в НАМИ. Именно этому научно-исследовательскому институту автомобильной и автомоторной техники поручили стать флагманом знакового проекта.

Как скрестить «Волгу» и «Москвич»?


Конечно, не думаю, что вопрос стоял так конкретно. Просто, испытания показали, что наиболее оптимальным вариантом силового агрегата для опытного образца будет не «волговский» мотор, а УЗАМ-412. Такому решению предшествовал серьезный технически-творческий процесс, во время которого появилось несколько опытных образцов. Среди них имелись как оригинальные конструкции, так и созданные на базе уже имевшихся серийных образцов советской техники.

Двигатель установили продольно. Фото: youtube.com

Первый в качестве макета представили НАМИ-0132. Нам он очень интересен и дорог, потому что без каких-либо серьезных доработок в скором будущем превратился в серийный ЗАЗ-966. Даже прогрессивный на то время силовой агрегат с водным охлаждением (ЗОК) перекочевал на нового «жужика». Ну все, кроме переднего привода и двухрычажной подвески.

Ходовым образцом оказался именно НАМИ-0173. В нем конструкторы совместили продольно установленный двигатель от «четыреста двенадцатого» и корпус самого престижного серийного автомобиля той поры – «Волги ГАЗ-24»
.

Добавив в конструкцию оригинальную трансмиссию, прототип отправили на Дмитровский полигон для проведения испытаний. Почти сразу обнаружили «слабое звено»: подвижная часть трансмиссии (ШРУС) и устаревшие приводы. Да и 1,5-литровый двигатель в тяжелом кузове вряд ли мог проявить себя с лучшей стороны. В целом, в опытном образце применили:

✅ 75-сильный УЗАМ
✅ оригинальную трансмиссию, совместимую с КПП ГАЗ-24
✅ кузов от серийной «Волги»

Сильно разочаровала во время испытаний устаревшая система приводов. В их конструкции применяли сдвоенные карданы. К сожалению, качество последних оставляло желать лучшего. Этот факт сильно огорчил приемную комиссию, которая и так была настроена относительно критично к переднему приводу. Ее выводы оказались довольно сдержанными.


Демонстрационный образец и дальнейшее развитие


Показанный автомобиль так и остался в статусе демонстрационного образца. Ну, знаете, типа, мы вас услышали. Серийное производство не планировалось изначально, но все могли бы переиграть, пройди испытания на «ура».

Наработки испытателей пригодились в «Москвиче-2141». Фото: youtube.com

Этого не произошло. Поэтому до первого серийного переднеприводного советского автомобиля оставалось еще более 10 лет. Новые наработки и всю техническую документацию переадресовали в Запорожье. Какие-то из них позже использовали в первых «Тавриях». Что-то применили и в «Моквиче-2141». А вот первый серийный образец такой техники оказался не связан ни с Горьковским, ни с Запорожским заводами, ни с АЗЛК. Его изготовил очередной лидер отечественного автопрома, открывший новую страницу автомобильной истории страны. Все мы прекрасно знакомы со «Спутником» ВАЗ-2108.
По-вашему, переднеприводная «Волга» нашла бы тогда своего покупателя?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...