
Опытный НАМИ-0173, которому не удалось стать переднеприводной «Волгой»
Кажется, у советских чиновников от автомобильной промышленности послевоенного периода была стойкая аллергия на переднеприводные автомобили. Все перспективные проекты наших изобретателей в этом направлении рубились на корню. Аргументы, выдвигаемые в таких случаях, были ну так себе. Вроде того, что толкать легче, чем тянуть за собой.
Однако, против фактов не попрешь. Когда многие зарубежные компании из числа ведущих изготовили сразу несколько успешных переднеприводных проектов, бюрократов прижали к стенке. Отступать им стало некуда, поэтому для инженеров-конструкторов различных организаций поставили конкретную задачу: представить перспективный проект первой советской переднеприводной легковушки.
В советское время прототипы обозначали пометкой «проба». Фото: youtube.com
Это происходило уже в 60-х, а многие передовые изобретатели автомобильной техники в то время сосредоточились в НАМИ. Именно этому научно-исследовательскому институту автомобильной и автомоторной техники поручили стать флагманом знакового проекта.
Конечно, не думаю, что вопрос стоял так конкретно. Просто, испытания показали, что наиболее оптимальным вариантом силового агрегата для опытного образца будет не «волговский» мотор, а УЗАМ-412. Такому решению предшествовал серьезный технически-творческий процесс, во время которого появилось несколько опытных образцов. Среди них имелись как оригинальные конструкции, так и созданные на базе уже имевшихся серийных образцов советской техники.
Двигатель установили продольно. Фото: youtube.com
Первый в качестве макета представили НАМИ-0132. Нам он очень интересен и дорог, потому что без каких-либо серьезных доработок в скором будущем превратился в серийный ЗАЗ-966. Даже прогрессивный на то время силовой агрегат с водным охлаждением (ЗОК) перекочевал на нового «жужика». Ну все, кроме переднего привода и двухрычажной подвески.
Добавив в конструкцию оригинальную трансмиссию, прототип отправили на Дмитровский полигон для проведения испытаний. Почти сразу обнаружили «слабое звено»: подвижная часть трансмиссии (ШРУС) и устаревшие приводы. Да и 1,5-литровый двигатель в тяжелом кузове вряд ли мог проявить себя с лучшей стороны. В целом, в опытном образце применили:
✅ 75-сильный УЗАМ
✅ оригинальную трансмиссию, совместимую с КПП ГАЗ-24
✅ кузов от серийной «Волги»
Сильно разочаровала во время испытаний устаревшая система приводов. В их конструкции применяли сдвоенные карданы. К сожалению, качество последних оставляло желать лучшего. Этот факт сильно огорчил приемную комиссию, которая и так была настроена относительно критично к переднему приводу. Ее выводы оказались довольно сдержанными.
Показанный автомобиль так и остался в статусе демонстрационного образца. Ну, знаете, типа, мы вас услышали. Серийное производство не планировалось изначально, но все могли бы переиграть, пройди испытания на «ура».
Наработки испытателей пригодились в «Москвиче-2141». Фото: youtube.com
Этого не произошло. Поэтому до первого серийного переднеприводного советского автомобиля оставалось еще более 10 лет. Новые наработки и всю техническую документацию переадресовали в Запорожье. Какие-то из них позже использовали в первых «Тавриях». Что-то применили и в «Моквиче-2141». А вот первый серийный образец такой техники оказался не связан ни с Горьковским, ни с Запорожским заводами, ни с АЗЛК. Его изготовил очередной лидер отечественного автопрома, открывший новую страницу автомобильной истории страны. Все мы прекрасно знакомы со «Спутником» ВАЗ-2108.
Однако, против фактов не попрешь. Когда многие зарубежные компании из числа ведущих изготовили сразу несколько успешных переднеприводных проектов, бюрократов прижали к стенке. Отступать им стало некуда, поэтому для инженеров-конструкторов различных организаций поставили конкретную задачу: представить перспективный проект первой советской переднеприводной легковушки.

Это происходило уже в 60-х, а многие передовые изобретатели автомобильной техники в то время сосредоточились в НАМИ. Именно этому научно-исследовательскому институту автомобильной и автомоторной техники поручили стать флагманом знакового проекта.
Как скрестить «Волгу» и «Москвич»?
Конечно, не думаю, что вопрос стоял так конкретно. Просто, испытания показали, что наиболее оптимальным вариантом силового агрегата для опытного образца будет не «волговский» мотор, а УЗАМ-412. Такому решению предшествовал серьезный технически-творческий процесс, во время которого появилось несколько опытных образцов. Среди них имелись как оригинальные конструкции, так и созданные на базе уже имевшихся серийных образцов советской техники.

Первый в качестве макета представили НАМИ-0132. Нам он очень интересен и дорог, потому что без каких-либо серьезных доработок в скором будущем превратился в серийный ЗАЗ-966. Даже прогрессивный на то время силовой агрегат с водным охлаждением (ЗОК) перекочевал на нового «жужика». Ну все, кроме переднего привода и двухрычажной подвески.
Ходовым образцом оказался именно НАМИ-0173. В нем конструкторы совместили продольно установленный двигатель от «четыреста двенадцатого» и корпус самого престижного серийного автомобиля той поры – «Волги ГАЗ-24»
.Добавив в конструкцию оригинальную трансмиссию, прототип отправили на Дмитровский полигон для проведения испытаний. Почти сразу обнаружили «слабое звено»: подвижная часть трансмиссии (ШРУС) и устаревшие приводы. Да и 1,5-литровый двигатель в тяжелом кузове вряд ли мог проявить себя с лучшей стороны. В целом, в опытном образце применили:
✅ 75-сильный УЗАМ
✅ оригинальную трансмиссию, совместимую с КПП ГАЗ-24
✅ кузов от серийной «Волги»
Сильно разочаровала во время испытаний устаревшая система приводов. В их конструкции применяли сдвоенные карданы. К сожалению, качество последних оставляло желать лучшего. Этот факт сильно огорчил приемную комиссию, которая и так была настроена относительно критично к переднему приводу. Ее выводы оказались довольно сдержанными.
Демонстрационный образец и дальнейшее развитие
Показанный автомобиль так и остался в статусе демонстрационного образца. Ну, знаете, типа, мы вас услышали. Серийное производство не планировалось изначально, но все могли бы переиграть, пройди испытания на «ура».

Этого не произошло. Поэтому до первого серийного переднеприводного советского автомобиля оставалось еще более 10 лет. Новые наработки и всю техническую документацию переадресовали в Запорожье. Какие-то из них позже использовали в первых «Тавриях». Что-то применили и в «Моквиче-2141». А вот первый серийный образец такой техники оказался не связан ни с Горьковским, ни с Запорожским заводами, ни с АЗЛК. Его изготовил очередной лидер отечественного автопрома, открывший новую страницу автомобильной истории страны. Все мы прекрасно знакомы со «Спутником» ВАЗ-2108.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...