Поездки по советским рекам тоже могли дарить радость. Особенно если совершались они на судне с подводными крыльями. Такая техника называлась в народе «Ракетами», ведь она была действительно похожа на космические корабли.
А главное – это уникальные суда, способные буквально лететь над водой, перевозя до 300 пассажиров. А первый серийный корабль на подводных крыльях именно «Ракета» и назывался.
«Восходы» до сих пор эксплуатируются в России. Фото: Youtube.com
Даже сейчас такое судно вызывает восторг и уважение перед создателями. А в конце 1950-х годов это вообще было нечто космическое. Не зря изобретатель назвал его «Ракетой».
К сожалению, в 90-х годах Россия потеряла большинство из этих судов. Остались они и в Беларуси, но там их продали за границу в первые годы существования нового государства. Речной флот в этой стране вообще загубили на корню, хотя, возможно, это связано с чернобыльской катастрофой в 1986 году.
История
Советский речной флот на подводных крыльях появился благодаря мечте одного человека – Ростислава Евгеньевича Алексеева. Он с юности увлекался кораблестроением, что в итоге вылилось в создание «Ракеты».
«Метеор» выходит на крыло. Фото: Youtube.com
А началось все еще в конце 30-х годов, когда Алексеев увлекся «крылатыми» судами, будучи учеником института в городе Горький. Результатом стала дипломная работа на тему катеров на подводных крыльях.
Несколько лет молодой конструктор обивал пороги военных министерств, пытаясь продвинуть свой проект, но его признавали бесперспективным. В итоге директор завода «Красное Сормово» решил, что идея интересная и создал целую гидролабораторию для Алексеева и его разработок.
Первое судно на воздушных крыльях (СПК) появилось в 1943 году. Конструктор остался недоволен своим детищем и сам признал его бесперспективным. Но руководство завода «Красное Сормово» положительно оценило проект, выделив Ростиславу Евгеньевичу новое помещение и увеличив штат.
Эти суда поражали воображение. Фото: Youtube.com
Окрыленный доверием, Алексеев приступил к работам, создав катер на подводных крыльях улучшенной конструкции под индексом А-5. Военные заметили интересное судно, положительно оценив его.
Далее проект развивался по следующей схеме:
✅ Оснащение торпедного катера 123К подводными крыльями
✅ Ознакомление с немецким трофейным судном схожей конструкции
✅ Появление улучшенной модели А-7
За внедрение новой технологии в военном судостроительстве, Алексеев получил Сталинскую премию в 1951 году.
Но конструктор не хотел работать на армию. Его мечтой был речной флот на подводных крыльях. Опять начались попытки продвинуть проект, разговоры и переписка с чиновниками. Главной проблемой стала смерть Сталина. После этого разработки любой советской техники начали затягиваться – Хрущев имел совсем иной подход.
Ростислав Евгеньевич Алексеев. Фото: Youtube.com
Но конструктор не унывал, продолжая штурмовать все пороги и министерства. В конце 1956 года проект по «Ракете» все-таки стартовал. Благодаря энтузиазму Алексеева, экспериментальный цех работал в три смены. Результат не заставил себя долго ждать – в 1957 году появилась первая опытная модель.
СПК «Ракета» буквально долетела из Горького в Москву за 15 часов. Классическому современному теплоходу тех лет для этого нужно было три дня. А еще стремительный силуэт вызывал восторг у всех случайных зрителей. Судно на подводных крыльях прибыло как раз на открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Гости Советского Союза получили возможность прокатиться с ветерком, что они делали с удовольствием. Соизволил и Никита Сергеевич Хрущев. «Ракета» ему понравилась, лидер СССР дал отмашку на серийное производство модели.
Испытания и выпуск
После блестящего дебюта на Всемирном фестивале молодежи и студентов, «Ракета» развлекала гостей столицы еще несколько недель. Так как Алексеев заявил судно готовым для серийного производство, его направили на полноценные испытания. Они заключались в обычной эксплуатации СПК на маршруте из Горького в Казань.
Первая «Ракета». Фото: Youtube.com
Первый город был выбран не просто так – в случае поломки, «Ракету» можно оперативно отремонтировать или доработать. Судно на подводных крыльях и тут проявило себя – маршрут оно преодолевало за 7 часов вместо 30 у классических пароходов. После окончания навигации, «Ракету» признали годной.
Серийное производство модели началось в 1958 году. Первые суда на подводных крыльях собрали на заводе «Красное Сормово». Начиная с 1960 года, «Ракеты» выпускали и в Феодосии. Всего со стапелей сошло около 400 судов на подводных крыльях этой модели.
Корабли имели корпуса из дюралюминия, позволяли разместить в салоне до 66 пассажиров. Двигатели устанавливались дизельные V12 с мощностью от 900 до 1200 л. с.
«Ракеты» выпускались в трех основных версиях:
✅ 340 – базовая
✅ 340МЕ – специально для эксплуатации на мелководье
✅ 340Э – экспортные
Скорость первых СПК была около 65 км/ч.
Популярность за рубежом
Пассажирские суда на подводных крыльях оказались откровением не только для Советского Союза. Жители капиталистических стран тоже восторгались этими красивыми кораблями, буквально летающими по рекам СССР.
В России «Ракеты» использовали еще не один год после развала СССР. Фото: Youtube.com
Стоит отметить, что именно таких аналогов больше не имела ни одна страна в мире. Поэтому «Ракеты» поставляли за границу, зарабатывая валюту.
Советские пассажирские СПК эксплуатировались в Англии, Западной Германии. Одна «Ракета» даже в Нью-Йорк попала. Правда, проработала она в этом городе всего один год, после чего ее отправили на Бермуды, решив, что там эксплуатация принесет в разы больше прибыли.
Поставлялись советские суда на подводных крыльях, естественно, и в страны соцлагеря. Часто по бартеру.
Кстати, в середине 90-х годов несколько «Ракет», оставшихся в Беларуси, выкупили представители Никарагуа. Там они были восстановлены и пару навигаций отработали, вызывая восхищение местных жителей.
Другие модификации пассажирских СПК
Самым внушительным судном на подводных крыльях в СССР был «Буревестник». Это уникальный газотурбоход, выпущенный всего в одном экземпляре в 1964 году. Вот это был настоящий водный самолет.
«Метеор» пришел на смену «Ракете». Фото: Youtube.com
«Буревестник» развивал фантастическую даже для СПК скорость – до 150 км/ч. Правда, только в теории, капитаны никогда так не «летали», побаивались. Возможно, что на испытаниях газотурбоход действительно до этой скорости разгоняли, но никаких официальных данных не сохранилось. «Буревестник» имел длину корпуса в 42 метра и два авиационных мотора по бокам. Точно такие же использовались на Ил-18.
Эксплуатировали это судно на подводных крыльях до конца 70-х. в 1974 году оно попало в аварию, получило серьезные повреждения. Починили СПК кое-как, но газотурбоход как-то еще проработал несколько лет.
Популярной в СССР моделью был «Метеор». С 1961 по 1991 годы построили около 400 судов данного типа. Они крупнее «Ракеты» – 34 метра, а разгонялись до 100 км/ч. Авиационных моторов у этой техники не было – только дизели с гребными винтами. Зато в производстве они обходились дешевле.
Выпускали морские варианты «Метеора» под названием «Комета». Примерно треть выпущенных моделей было продано за границу в период с 1964 по 1981 годы.
Современный Метеор 120Р. Фото: Youtube.com
На смену «Ракете» пришел «Восход». Это более современное судно, производившееся с 1973 по 90-е годы.
Самой монументальной моделью на подводных крыльях был «Спутник». При длине в 47 метров он брал на борт до 300 пассажиров. Была и морская версия модели – она называлась «Вихрь». Из малознакомых, но существовавших советских СПК стоит назвать «Чайку», «Ласточку» и «Тайфун».
Сейчас в России стараются возродить речной флот, в первую очередь, суда на подводных крыльях. Надо отметить, что процесс продвигается, хоть и медленно. Но это уже совсем другая история, в которой фигурируют Валдай-45Р и Метеор V2 – потомки легендарных советских «Ракет».