«Ракета», «Комета», «Метеор» – культовый речной флот СССР на подводных крыльях
Советский речной флот когда-то поражал воображение. Развитие этой отрасли скорее вынужденное – добираться до ряда населенных пунктов на реках сложно, а личных автомобилей в 60-70-х годах было мало.
Поездки по советским рекам тоже могли дарить радость. Особенно если совершались они на судне с подводными крыльями. Такая техника называлась в народе «Ракетами», ведь она была действительно похожа на космические корабли.
А главное – это уникальные суда, способные буквально лететь над водой, перевозя до 300 пассажиров. А первый серийный корабль на подводных крыльях именно «Ракета» и назывался.
Даже сейчас такое судно вызывает восторг и уважение перед создателями. А в конце 1950-х годов это вообще было нечто космическое. Не зря изобретатель назвал его «Ракетой».
К сожалению, в 90-х годах Россия потеряла большинство из этих судов. Остались они и в Беларуси, но там их продали за границу в первые годы существования нового государства. Речной флот в этой стране вообще загубили на корню, хотя, возможно, это связано с чернобыльской катастрофой в 1986 году.
Советский речной флот на подводных крыльях появился благодаря мечте одного человека – Ростислава Евгеньевича Алексеева. Он с юности увлекался кораблестроением, что в итоге вылилось в создание «Ракеты».
А началось все еще в конце 30-х годов, когда Алексеев увлекся «крылатыми» судами, будучи учеником института в городе Горький. Результатом стала дипломная работа на тему катеров на подводных крыльях.
Несколько лет молодой конструктор обивал пороги военных министерств, пытаясь продвинуть свой проект, но его признавали бесперспективным. В итоге директор завода «Красное Сормово» решил, что идея интересная и создал целую гидролабораторию для Алексеева и его разработок.
Первое судно на воздушных крыльях (СПК) появилось в 1943 году. Конструктор остался недоволен своим детищем и сам признал его бесперспективным. Но руководство завода «Красное Сормово» положительно оценило проект, выделив Ростиславу Евгеньевичу новое помещение и увеличив штат.
Окрыленный доверием, Алексеев приступил к работам, создав катер на подводных крыльях улучшенной конструкции под индексом А-5. Военные заметили интересное судно, положительно оценив его.
Далее проект развивался по следующей схеме:
✅ Оснащение торпедного катера 123К подводными крыльями
✅ Ознакомление с немецким трофейным судном схожей конструкции
✅ Появление улучшенной модели А-7
За внедрение новой технологии в военном судостроительстве, Алексеев получил Сталинскую премию в 1951 году.
Но конструктор не хотел работать на армию. Его мечтой был речной флот на подводных крыльях. Опять начались попытки продвинуть проект, разговоры и переписка с чиновниками. Главной проблемой стала смерть Сталина. После этого разработки любой советской техники начали затягиваться – Хрущев имел совсем иной подход.
Но конструктор не унывал, продолжая штурмовать все пороги и министерства. В конце 1956 года проект по «Ракете» все-таки стартовал. Благодаря энтузиазму Алексеева, экспериментальный цех работал в три смены. Результат не заставил себя долго ждать – в 1957 году появилась первая опытная модель.
СПК «Ракета» буквально долетела из Горького в Москву за 15 часов. Классическому современному теплоходу тех лет для этого нужно было три дня. А еще стремительный силуэт вызывал восторг у всех случайных зрителей. Судно на подводных крыльях прибыло как раз на открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Гости Советского Союза получили возможность прокатиться с ветерком, что они делали с удовольствием. Соизволил и Никита Сергеевич Хрущев. «Ракета» ему понравилась, лидер СССР дал отмашку на серийное производство модели.
После блестящего дебюта на Всемирном фестивале молодежи и студентов, «Ракета» развлекала гостей столицы еще несколько недель. Так как Алексеев заявил судно готовым для серийного производство, его направили на полноценные испытания. Они заключались в обычной эксплуатации СПК на маршруте из Горького в Казань.
Первый город был выбран не просто так – в случае поломки, «Ракету» можно оперативно отремонтировать или доработать. Судно на подводных крыльях и тут проявило себя – маршрут оно преодолевало за 7 часов вместо 30 у классических пароходов. После окончания навигации, «Ракету» признали годной.
Серийное производство модели началось в 1958 году. Первые суда на подводных крыльях собрали на заводе «Красное Сормово». Начиная с 1960 года, «Ракеты» выпускали и в Феодосии. Всего со стапелей сошло около 400 судов на подводных крыльях этой модели.
Корабли имели корпуса из дюралюминия, позволяли разместить в салоне до 66 пассажиров. Двигатели устанавливались дизельные V12 с мощностью от 900 до 1200 л. с.
«Ракеты» выпускались в трех основных версиях:
✅ 340 – базовая
✅ 340МЕ – специально для эксплуатации на мелководье
✅ 340Э – экспортные
Скорость первых СПК была около 65 км/ч.
Пассажирские суда на подводных крыльях оказались откровением не только для Советского Союза. Жители капиталистических стран тоже восторгались этими красивыми кораблями, буквально летающими по рекам СССР.
Стоит отметить, что именно таких аналогов больше не имела ни одна страна в мире. Поэтому «Ракеты» поставляли за границу, зарабатывая валюту.
Советские пассажирские СПК эксплуатировались в Англии, Западной Германии. Одна «Ракета» даже в Нью-Йорк попала. Правда, проработала она в этом городе всего один год, после чего ее отправили на Бермуды, решив, что там эксплуатация принесет в разы больше прибыли.
Кстати, в середине 90-х годов несколько «Ракет», оставшихся в Беларуси, выкупили представители Никарагуа. Там они были восстановлены и пару навигаций отработали, вызывая восхищение местных жителей.
Самым внушительным судном на подводных крыльях в СССР был «Буревестник». Это уникальный газотурбоход, выпущенный всего в одном экземпляре в 1964 году. Вот это был настоящий водный самолет.
«Буревестник» развивал фантастическую даже для СПК скорость – до 150 км/ч. Правда, только в теории, капитаны никогда так не «летали», побаивались. Возможно, что на испытаниях газотурбоход действительно до этой скорости разгоняли, но никаких официальных данных не сохранилось. «Буревестник» имел длину корпуса в 42 метра и два авиационных мотора по бокам. Точно такие же использовались на Ил-18.
Популярной в СССР моделью был «Метеор». С 1961 по 1991 годы построили около 400 судов данного типа. Они крупнее «Ракеты» – 34 метра, а разгонялись до 100 км/ч. Авиационных моторов у этой техники не было – только дизели с гребными винтами. Зато в производстве они обходились дешевле.
Выпускали морские варианты «Метеора» под названием «Комета». Примерно треть выпущенных моделей было продано за границу в период с 1964 по 1981 годы.
На смену «Ракете» пришел «Восход». Это более современное судно, производившееся с 1973 по 90-е годы.
Самой монументальной моделью на подводных крыльях был «Спутник». При длине в 47 метров он брал на борт до 300 пассажиров. Была и морская версия модели – она называлась «Вихрь». Из малознакомых, но существовавших советских СПК стоит назвать «Чайку», «Ласточку» и «Тайфун».
Сейчас в России стараются возродить речной флот, в первую очередь, суда на подводных крыльях. Надо отметить, что процесс продвигается, хоть и медленно. Но это уже совсем другая история, в которой фигурируют Валдай-45Р и Метеор V2 – потомки легендарных советских «Ракет».
Поездки по советским рекам тоже могли дарить радость. Особенно если совершались они на судне с подводными крыльями. Такая техника называлась в народе «Ракетами», ведь она была действительно похожа на космические корабли.
А главное – это уникальные суда, способные буквально лететь над водой, перевозя до 300 пассажиров. А первый серийный корабль на подводных крыльях именно «Ракета» и назывался.
«Восходы» до сих пор эксплуатируются в России. Фото: Youtube.com
Даже сейчас такое судно вызывает восторг и уважение перед создателями. А в конце 1950-х годов это вообще было нечто космическое. Не зря изобретатель назвал его «Ракетой».
К сожалению, в 90-х годах Россия потеряла большинство из этих судов. Остались они и в Беларуси, но там их продали за границу в первые годы существования нового государства. Речной флот в этой стране вообще загубили на корню, хотя, возможно, это связано с чернобыльской катастрофой в 1986 году.
История
Советский речной флот на подводных крыльях появился благодаря мечте одного человека – Ростислава Евгеньевича Алексеева. Он с юности увлекался кораблестроением, что в итоге вылилось в создание «Ракеты».
«Метеор» выходит на крыло. Фото: Youtube.com
А началось все еще в конце 30-х годов, когда Алексеев увлекся «крылатыми» судами, будучи учеником института в городе Горький. Результатом стала дипломная работа на тему катеров на подводных крыльях.
Несколько лет молодой конструктор обивал пороги военных министерств, пытаясь продвинуть свой проект, но его признавали бесперспективным. В итоге директор завода «Красное Сормово» решил, что идея интересная и создал целую гидролабораторию для Алексеева и его разработок.
Первое судно на воздушных крыльях (СПК) появилось в 1943 году. Конструктор остался недоволен своим детищем и сам признал его бесперспективным. Но руководство завода «Красное Сормово» положительно оценило проект, выделив Ростиславу Евгеньевичу новое помещение и увеличив штат.
Эти суда поражали воображение. Фото: Youtube.com
Окрыленный доверием, Алексеев приступил к работам, создав катер на подводных крыльях улучшенной конструкции под индексом А-5. Военные заметили интересное судно, положительно оценив его.
Далее проект развивался по следующей схеме:
✅ Оснащение торпедного катера 123К подводными крыльями
✅ Ознакомление с немецким трофейным судном схожей конструкции
✅ Появление улучшенной модели А-7
За внедрение новой технологии в военном судостроительстве, Алексеев получил Сталинскую премию в 1951 году.
Но конструктор не хотел работать на армию. Его мечтой был речной флот на подводных крыльях. Опять начались попытки продвинуть проект, разговоры и переписка с чиновниками. Главной проблемой стала смерть Сталина. После этого разработки любой советской техники начали затягиваться – Хрущев имел совсем иной подход.
Ростислав Евгеньевич Алексеев. Фото: Youtube.com
Но конструктор не унывал, продолжая штурмовать все пороги и министерства. В конце 1956 года проект по «Ракете» все-таки стартовал. Благодаря энтузиазму Алексеева, экспериментальный цех работал в три смены. Результат не заставил себя долго ждать – в 1957 году появилась первая опытная модель.
СПК «Ракета» буквально долетела из Горького в Москву за 15 часов. Классическому современному теплоходу тех лет для этого нужно было три дня. А еще стремительный силуэт вызывал восторг у всех случайных зрителей. Судно на подводных крыльях прибыло как раз на открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Гости Советского Союза получили возможность прокатиться с ветерком, что они делали с удовольствием. Соизволил и Никита Сергеевич Хрущев. «Ракета» ему понравилась, лидер СССР дал отмашку на серийное производство модели.
Испытания и выпуск
После блестящего дебюта на Всемирном фестивале молодежи и студентов, «Ракета» развлекала гостей столицы еще несколько недель. Так как Алексеев заявил судно готовым для серийного производство, его направили на полноценные испытания. Они заключались в обычной эксплуатации СПК на маршруте из Горького в Казань.
Первая «Ракета». Фото: Youtube.com
Первый город был выбран не просто так – в случае поломки, «Ракету» можно оперативно отремонтировать или доработать. Судно на подводных крыльях и тут проявило себя – маршрут оно преодолевало за 7 часов вместо 30 у классических пароходов. После окончания навигации, «Ракету» признали годной.
Серийное производство модели началось в 1958 году. Первые суда на подводных крыльях собрали на заводе «Красное Сормово». Начиная с 1960 года, «Ракеты» выпускали и в Феодосии. Всего со стапелей сошло около 400 судов на подводных крыльях этой модели.
Корабли имели корпуса из дюралюминия, позволяли разместить в салоне до 66 пассажиров. Двигатели устанавливались дизельные V12 с мощностью от 900 до 1200 л. с.
«Ракеты» выпускались в трех основных версиях:
✅ 340 – базовая
✅ 340МЕ – специально для эксплуатации на мелководье
✅ 340Э – экспортные
Скорость первых СПК была около 65 км/ч.
Популярность за рубежом
Пассажирские суда на подводных крыльях оказались откровением не только для Советского Союза. Жители капиталистических стран тоже восторгались этими красивыми кораблями, буквально летающими по рекам СССР.
В России «Ракеты» использовали еще не один год после развала СССР. Фото: Youtube.com
Стоит отметить, что именно таких аналогов больше не имела ни одна страна в мире. Поэтому «Ракеты» поставляли за границу, зарабатывая валюту.
Советские пассажирские СПК эксплуатировались в Англии, Западной Германии. Одна «Ракета» даже в Нью-Йорк попала. Правда, проработала она в этом городе всего один год, после чего ее отправили на Бермуды, решив, что там эксплуатация принесет в разы больше прибыли.
Поставлялись советские суда на подводных крыльях, естественно, и в страны соцлагеря. Часто по бартеру.
Кстати, в середине 90-х годов несколько «Ракет», оставшихся в Беларуси, выкупили представители Никарагуа. Там они были восстановлены и пару навигаций отработали, вызывая восхищение местных жителей.
Другие модификации пассажирских СПК
Самым внушительным судном на подводных крыльях в СССР был «Буревестник». Это уникальный газотурбоход, выпущенный всего в одном экземпляре в 1964 году. Вот это был настоящий водный самолет.
«Метеор» пришел на смену «Ракете». Фото: Youtube.com
«Буревестник» развивал фантастическую даже для СПК скорость – до 150 км/ч. Правда, только в теории, капитаны никогда так не «летали», побаивались. Возможно, что на испытаниях газотурбоход действительно до этой скорости разгоняли, но никаких официальных данных не сохранилось. «Буревестник» имел длину корпуса в 42 метра и два авиационных мотора по бокам. Точно такие же использовались на Ил-18.
Эксплуатировали это судно на подводных крыльях до конца 70-х. в 1974 году оно попало в аварию, получило серьезные повреждения. Починили СПК кое-как, но газотурбоход как-то еще проработал несколько лет.
Популярной в СССР моделью был «Метеор». С 1961 по 1991 годы построили около 400 судов данного типа. Они крупнее «Ракеты» – 34 метра, а разгонялись до 100 км/ч. Авиационных моторов у этой техники не было – только дизели с гребными винтами. Зато в производстве они обходились дешевле.
Выпускали морские варианты «Метеора» под названием «Комета». Примерно треть выпущенных моделей было продано за границу в период с 1964 по 1981 годы.
Современный Метеор 120Р. Фото: Youtube.com
На смену «Ракете» пришел «Восход». Это более современное судно, производившееся с 1973 по 90-е годы.
Самой монументальной моделью на подводных крыльях был «Спутник». При длине в 47 метров он брал на борт до 300 пассажиров. Была и морская версия модели – она называлась «Вихрь». Из малознакомых, но существовавших советских СПК стоит назвать «Чайку», «Ласточку» и «Тайфун».
Сейчас в России стараются возродить речной флот, в первую очередь, суда на подводных крыльях. Надо отметить, что процесс продвигается, хоть и медленно. Но это уже совсем другая история, в которой фигурируют Валдай-45Р и Метеор V2 – потомки легендарных советских «Ракет».
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...