Экраноплан «Буревестник-24» или остановка на пол-пути
2 670

Экраноплан «Буревестник-24» или остановка на пол-пути

Востребованность этого вида транспорта для бескрайней Якутии очевидна. Большую часть года здесь длится зима, реки замерзают и добраться до удаленных улусов можно пешком или на вертолете. Да и летом картина не лучше, когда сообщение между населенными пунктами возможно по реке или воздуху. В подобной ситуации выручит экраноплан: при движении над ровной поверхностью он расходует сравнительно немного топлива. Да и грузоподъемность у описанной ниже модели выше, чем у вертолета.


Разработкой двухдвигательного «Буревестника-24» занималась компания «Небо и море» при поддержке руководства Республики Саха-Якутия. Ранее это ООО уже занималось экранопланами: последовательно осуществлялось несколько проектов. Первый подразумевал создание машины, рассчитанной на 16 пассажиров, затем их число было увеличено до 20-ти.

Экраноплан «Буревестник-24» или остановка на пол-путиПодготовка к зимним испытаниям. Фото: YouTube.com

Первые экземпляры в серию не пошли – на них отрабатывались технологии, учитывались ошибки и недоработки. Третий проект позволил сделать экраноплан, берущий на борт 24 человека, что и ясно из полного названия аппарата.

Что можно сказать о конструкции «Буревестника»


Чего-либо необычного в ней нет: почти все по традиционной схеме. Хотя одно отличие есть: поддува под крыло от размещенных впереди моторов нет: они расположены сзади, с толкающими винтами. Сечение фюзеляжа в центре и спереди почти прямоугольное, хвост поделен на пару балок, на которых размещены кили, а уже на них – хвостовое оперение.

В кабине экраноплана. Фото: YouTube.com

«Буревестник» состоит из нескольких модулей, сделанных из композитов. При необходимости машину можно разобрать и доставить в пункт назначения в обычном контейнере.

Конструкция крыла позволяет назвать машину полуторапланом. Верхняя плоскость – «полноценная», развитая, нижняя – укороченная, но более толстая, с законцовками, на которых – поплавки.

Силовая установка


В нее входит пара двенадцатицилиндровых поршневых агрегатов AviaSmart B-V12K, развивающих в общей сложности 824 л. с. Моторы заключены в закрытые корпуса на верхнем крыле. Экраноплан движется благодаря действию толкающих шестилопастных углепластиковых винтов, находящихся в кольцевом «обрамлении» для безопасности.

Вращающиеся винты закрыты по окружности. Фото: YouTube.com

Однако после прохождения предварительных испытаний было решено произвести модернизацию. Количество лопастей сократили до 4-х, так, посчитали, будет надежнее для непростого якутского климата.

Планы


Предполагалось, что 24-местная машина будет курсировать от Якутска до Олекминска. Затрачиваемое на маршрут в один конец время не должно превысить 5-6 часов. Разработчики уверяли: после запуска в эксплуатацию «Буревестника-24» займутся созданием 100-местной машины. Производитель опубликовал некоторые технические данные испытываемого экраноплана:

✅ собственный вес – почти 4 т
✅ грузоподъемность – до 3,5 т
✅ дальность – до 2000 км
✅ максимальная скорость – более 200 км/ч

Машина способна передвигаться в трех режимах. Первый подразумевает плавание, как обычного судна со скоростью до 30 км/ч. При наборе 120 км/ч начинается глиссирование: соприкосновение с водой минимально. По достижении 240 км/ч «Буревестник» приподнимается и парит над поверхностью.

Сегодня


Была информация, что построено 6 машин. Как минимум, одна из которых в Мытищах, вторая проходила испытания в Якутии в 2013-м. Но из запланированных 700 км экраноплан преодолел только 85 и сломался. Дело это естественное – на испытаниях такое не редкость. Однако денег на тот момент у разработчика не было, и поддерживать его как-то никто не собирался, в т. ч. и руководство республики. Последние новости относятся к 2017 году: председатель Торгово-промышленной палаты Якутии настроен был оптимистично, говорил, что экранопланы здесь очень нужны, но дальше слов дело не идет и по сей день. Общее мнение производителя и госчиновников – отсутствие заинтересованности государства в данном деле.

Вот так он и летает: над самой поверхностью земли или воды. Фото: YouTube.com

Мало только сделать технику: ее нужно проверить, доработать. Машины изготавливают частники и поштучно, а этого недостаточно: нужны комплексные испытания в самых глухих районах Севера, в Арктике, на что требуются финансы.
А вы что думаете об экраноплане?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...