
Проверяем ДВС газоанализатором – есть ли смысл?
У большинства автомобилистов со стажем в сознании четко засел стереотип: газоанализатор – устройство, с помощью которого когда-то «гаишники» заставляли расстаться с некоей суммой из вашего кошелька. Короче, штука эта совсем бесполезная. Однако это совсем не так! Этот прибор при грамотном использовании помогает обнаружить множество проблем, которые имеются у двигателя.
У всех на слуху в первую очередь содержание СО и СО2. Окислы и диоксид углерода прибор измеряет в процентах. Однако в выхлопных газах содержится и множество других веществ, не менее вредных. Вот только измеряются они в миллионных долях (parts per million или сокращенно ppm), т. е. 10 тыс. ppm составляют как раз 1 %. Это значит, достаточно совсем немного этих веществ, чтобы нанести вред окружающей среде и здоровью человека.
Так выглядит стационарный профессиональный газоанализатор на СТО. Фото: YouTube.com
Так что же «испускает» работающий автомобильный двигатель и о чем может «рассказать» анализ веществ, содержащихся в выхлопе?
Их количество не должно превышать 1000 ppm (0,1 %). NO, NO2 и другие подобные соединения являются сильнейшими канцерогенами, вызывающими целый сном болезней, самым «простым» из которых является заболевание легких. В худшем случае дело может дойти до рака, проблем с сердцем, сосудами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные требования экологов к автомобилям постоянно ужесточаются.
Газоанализатор АСКОН-02.13 "ДИАГНОСТ ПМ – дорогое удовольствие. Средняя цена – 56500 руб. Фото: YouTube.com
Раньше в машинах устанавливалась простая рециркуляционная система, позволявшая использовать отработанные газы. Но даже и она у многих автовладельцев, считавших ее бесполезной, а то и вредной, вызывала раздражение. Сегодня на автотехнике нередко устанавливают усложненные EGR с парой контуров. Как раз эта система уменьшает количество оксидов азота в выхлопе. А если их много, о чем это говорит?
В первую очередь стоит убедиться в исправности самой EGR, в которой одну из главных ролей играет специальный клапан. При его заклинивании система прекратит работу, рециркуляции не станет. В итоге все газы в «полном составе» полетят в глушитель. В то время как при исправной EGR они должны частично возвращаться во впускной коллектор (на холостых оборотах и небольшой нагрузке простейшие системы не функционируют). Отличительная особенность окислов азота в том, что для их формирования требуется повышенный нагрев и хорошая нагрузка.
С помощью обычного сканера OBDII iCarTool IC-305 тоже можно узнать состояние выхлопной системы. Средняя цена – 1790 руб. Фото: YouTube.com
Если ваша EGR исправна, то повышенное содержание NO может свидетельствовать о ненормальной рабочей температуре двигателя. Здесь рекомендуется заняться проверкой системы охлаждения. На втором этапе стоит убедиться в нормальном составе топливной смеси. Если она обедненная, то будет медленно гореть и мотор будет перегреваться. А «бонусом» может стать прогар клапанов, работающих на выпуске. Напомним: оптимальный состав – 14,7 частей воздуха и 1 топлива. Только в этом случае смесь сгорает полностью и наружу выбрасывается минимум вредных веществ.
Выводимый выхлопной системой диоксид СО2 для человека является практически безвредным. Это соединение формируется при реакции СО и О2. Первое из них является угарным газом – опаснейшим для человека. Его «подлость» в том, что у него нет ни запаха, ни вкуса. Надышавшись СО, человек может потерять сознание, а в худшем случае – погибнуть. Вспомните, как иногда поступают самоубийцы: закрываются в гараже, машине и запускают двигатель.
Сегодня проверить наличие СО в системе охлаждения можно с помощью реагента, меняющего цвет (набор Licota ATP-2101). Средняя цена – 6016 руб. Фото: YouTube.com
Высокое содержание угарного газа – следствие сгорания переобогащенной смеси. Причин этому очень много. Например, неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонд) или дроссельной заслонки, подтекающая форсунка. Иногда это банально забившийся грязью воздушный фильтр либо не функционирующая вентиляция картера ДВС. Здесь уже без серьезной диагностики с использованием специального оборудования обойтись трудно.
В чистом виде эти химические элементы никакого вреда здоровью не принесут. Вспомните: воздух, которым мы дышим, как раз из них в основном и состоит. Однако присутствие в выхлопе этих веществ в чрезмерном количестве тоже может кое о чем рассказать. Азот не участвует в образовании топливной смеси, поэтому много его или мало, никак не влияет на «самочувствие» двигателя. Ну разве что этот элемент способствует образованию своих вредных окислов (см. выше). Иное дело – О2. Его содержание в выхлопе допускается до полпроцента. А если больше?
Тогда первое, что нужно сделать – искать, где подсасывает воздух. Кислород, который на впуске ЭБУ «не учел», не может сгореть и делает смесь бедной. Зато О2 хорошо «вычисляет» газоанализатор на выхлопе. Второй момент – проверка работоспособности топливной системы. Вполне вероятно, что количество воздуха поступает нормальное, а не хватает горючего. Причин тоже «море»: плохо работающий бензонасос, засоренный фильтр, отказывающие форсунки и т. д.
Проверка целостности прокладки ГБЦ и ее самой с помощью компрессора – продувки. Фото: YouTube.com
Разобраться в этом поможет газоанализатор. Если кислорода много только на холостом ходу, скорее всего, где-то подсасывает воздух. Причиной может быть пробитая прокладка ГБЦ, потрескавшиеся патрубки (например, вентиляции картера), что характерно для машин с большим пробегом. Даже порванная гофра, идущая от воздухофильтра может быть «виновницей». Когда повышенное содержание кислорода обнаруживается только на средних и (или) высоких оборотах при нагрузке, причину стоит искать в топливной системе, которая не «выдает» в смесь достаточного количества горючего.
Тоже совершенно безвреден. Но если его много, это может говорить о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры из-за той же пробитой прокладки головки. В худшей ситуации – трещины в БЦ, ГБЦ.
Охлаждающая жидкость в цилиндрах! Фото: YouTube.com
Пар видно сразу: густой белый дым из выхлопной трубы, не исчезающий после прогрева двигателя.
Их очень мало, поэтому углеводороды измеряют в ppm, о которых мы упоминали в самом начале. Для исправного ДВС норма этих веществ – до 50 ppm. Хотя в идеале, который не достижим, их не может быть вообще. СН образуются составными компонентами топлива, которое должно полностью сгорать. Если это не так, наиболее вероятная причина кроется в пропуске зажиганий. Эту неисправность хорошо показывает бортовой компьютер, если он есть.
Сканер показывает пропуски в 4 цилиндре. Фото: YouTube.com
Но гораздо хуже, когда большое содержание СН является следствием низкой компрессии Причин тоже много: износ колец, их залегание, отложения на клапанах, которые полностью не закрываются, задиры. В общем, как минимум, придется снимать головку, максимум – раскошелиться на капитальный ремонт двигателя.
Этот прибор сегодня встречается не так часто: даже средний по цене сканер «расскажет» о двигателе больше. Однако у каждого человека есть свой «прибор» – нос! Угарный газ с его помощью учуять нельзя. Но если в гараже вы запускали несколько раз, пусть на короткое время ДВС и закружилась голова – есть повод для беспокойства. Если выхлоп пахнет бензином – топливо не сгорает полностью, много углеводородов СН (см. выше). Рядом с глушителем слезятся глаза?
Некоторые умеют определять состояние ДВС по запаху из выхлопной трубы. Фото: YouTube.com
Дело в азотной кислоте: не исключено, что двигатель регулярно перегревается, есть подсос воздуха. К сожалению, «унюхать» чистый кислород или азот не получится. Но не стоит и злоупотреблять таким способом определения неисправностей: токсикомания хуже плохо работающего мотора!
Что измеряет газоанализатор
У всех на слуху в первую очередь содержание СО и СО2. Окислы и диоксид углерода прибор измеряет в процентах. Однако в выхлопных газах содержится и множество других веществ, не менее вредных. Вот только измеряются они в миллионных долях (parts per million или сокращенно ppm), т. е. 10 тыс. ppm составляют как раз 1 %. Это значит, достаточно совсем немного этих веществ, чтобы нанести вред окружающей среде и здоровью человека.

Так что же «испускает» работающий автомобильный двигатель и о чем может «рассказать» анализ веществ, содержащихся в выхлопе?
Окислы азота
Их количество не должно превышать 1000 ppm (0,1 %). NO, NO2 и другие подобные соединения являются сильнейшими канцерогенами, вызывающими целый сном болезней, самым «простым» из которых является заболевание легких. В худшем случае дело может дойти до рака, проблем с сердцем, сосудами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные требования экологов к автомобилям постоянно ужесточаются.

Раньше в машинах устанавливалась простая рециркуляционная система, позволявшая использовать отработанные газы. Но даже и она у многих автовладельцев, считавших ее бесполезной, а то и вредной, вызывала раздражение. Сегодня на автотехнике нередко устанавливают усложненные EGR с парой контуров. Как раз эта система уменьшает количество оксидов азота в выхлопе. А если их много, о чем это говорит?
Причины проблемы
В первую очередь стоит убедиться в исправности самой EGR, в которой одну из главных ролей играет специальный клапан. При его заклинивании система прекратит работу, рециркуляции не станет. В итоге все газы в «полном составе» полетят в глушитель. В то время как при исправной EGR они должны частично возвращаться во впускной коллектор (на холостых оборотах и небольшой нагрузке простейшие системы не функционируют). Отличительная особенность окислов азота в том, что для их формирования требуется повышенный нагрев и хорошая нагрузка.

Если ваша EGR исправна, то повышенное содержание NO может свидетельствовать о ненормальной рабочей температуре двигателя. Здесь рекомендуется заняться проверкой системы охлаждения. На втором этапе стоит убедиться в нормальном составе топливной смеси. Если она обедненная, то будет медленно гореть и мотор будет перегреваться. А «бонусом» может стать прогар клапанов, работающих на выпуске. Напомним: оптимальный состав – 14,7 частей воздуха и 1 топлива. Только в этом случае смесь сгорает полностью и наружу выбрасывается минимум вредных веществ.
Окислы углерода
Выводимый выхлопной системой диоксид СО2 для человека является практически безвредным. Это соединение формируется при реакции СО и О2. Первое из них является угарным газом – опаснейшим для человека. Его «подлость» в том, что у него нет ни запаха, ни вкуса. Надышавшись СО, человек может потерять сознание, а в худшем случае – погибнуть. Вспомните, как иногда поступают самоубийцы: закрываются в гараже, машине и запускают двигатель.

Высокое содержание угарного газа – следствие сгорания переобогащенной смеси. Причин этому очень много. Например, неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонд) или дроссельной заслонки, подтекающая форсунка. Иногда это банально забившийся грязью воздушный фильтр либо не функционирующая вентиляция картера ДВС. Здесь уже без серьезной диагностики с использованием специального оборудования обойтись трудно.
Кислород и азот
В чистом виде эти химические элементы никакого вреда здоровью не принесут. Вспомните: воздух, которым мы дышим, как раз из них в основном и состоит. Однако присутствие в выхлопе этих веществ в чрезмерном количестве тоже может кое о чем рассказать. Азот не участвует в образовании топливной смеси, поэтому много его или мало, никак не влияет на «самочувствие» двигателя. Ну разве что этот элемент способствует образованию своих вредных окислов (см. выше). Иное дело – О2. Его содержание в выхлопе допускается до полпроцента. А если больше?
Тогда первое, что нужно сделать – искать, где подсасывает воздух. Кислород, который на впуске ЭБУ «не учел», не может сгореть и делает смесь бедной. Зато О2 хорошо «вычисляет» газоанализатор на выхлопе. Второй момент – проверка работоспособности топливной системы. Вполне вероятно, что количество воздуха поступает нормальное, а не хватает горючего. Причин тоже «море»: плохо работающий бензонасос, засоренный фильтр, отказывающие форсунки и т. д.

Разобраться в этом поможет газоанализатор. Если кислорода много только на холостом ходу, скорее всего, где-то подсасывает воздух. Причиной может быть пробитая прокладка ГБЦ, потрескавшиеся патрубки (например, вентиляции картера), что характерно для машин с большим пробегом. Даже порванная гофра, идущая от воздухофильтра может быть «виновницей». Когда повышенное содержание кислорода обнаруживается только на средних и (или) высоких оборотах при нагрузке, причину стоит искать в топливной системе, которая не «выдает» в смесь достаточного количества горючего.
Водяной пар
Тоже совершенно безвреден. Но если его много, это может говорить о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры из-за той же пробитой прокладки головки. В худшей ситуации – трещины в БЦ, ГБЦ.

Пар видно сразу: густой белый дым из выхлопной трубы, не исчезающий после прогрева двигателя.
Углеводороды СН
Их очень мало, поэтому углеводороды измеряют в ppm, о которых мы упоминали в самом начале. Для исправного ДВС норма этих веществ – до 50 ppm. Хотя в идеале, который не достижим, их не может быть вообще. СН образуются составными компонентами топлива, которое должно полностью сгорать. Если это не так, наиболее вероятная причина кроется в пропуске зажиганий. Эту неисправность хорошо показывает бортовой компьютер, если он есть.

Но гораздо хуже, когда большое содержание СН является следствием низкой компрессии Причин тоже много: износ колец, их залегание, отложения на клапанах, которые полностью не закрываются, задиры. В общем, как минимум, придется снимать головку, максимум – раскошелиться на капитальный ремонт двигателя.
Естественный газоанализатор
Этот прибор сегодня встречается не так часто: даже средний по цене сканер «расскажет» о двигателе больше. Однако у каждого человека есть свой «прибор» – нос! Угарный газ с его помощью учуять нельзя. Но если в гараже вы запускали несколько раз, пусть на короткое время ДВС и закружилась голова – есть повод для беспокойства. Если выхлоп пахнет бензином – топливо не сгорает полностью, много углеводородов СН (см. выше). Рядом с глушителем слезятся глаза?

Дело в азотной кислоте: не исключено, что двигатель регулярно перегревается, есть подсос воздуха. К сожалению, «унюхать» чистый кислород или азот не получится. Но не стоит и злоупотреблять таким способом определения неисправностей: токсикомания хуже плохо работающего мотора!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....