Проверяем ДВС газоанализатором – есть ли смысл?
У большинства автомобилистов со стажем в сознании четко засел стереотип: газоанализатор – устройство, с помощью которого когда-то «гаишники» заставляли расстаться с некоей суммой из вашего кошелька. Короче, штука эта совсем бесполезная. Однако это совсем не так! Этот прибор при грамотном использовании помогает обнаружить множество проблем, которые имеются у двигателя.
У всех на слуху в первую очередь содержание СО и СО2. Окислы и диоксид углерода прибор измеряет в процентах. Однако в выхлопных газах содержится и множество других веществ, не менее вредных. Вот только измеряются они в миллионных долях (parts per million или сокращенно ppm), т. е. 10 тыс. ppm составляют как раз 1 %. Это значит, достаточно совсем немного этих веществ, чтобы нанести вред окружающей среде и здоровью человека.
Так что же «испускает» работающий автомобильный двигатель и о чем может «рассказать» анализ веществ, содержащихся в выхлопе?
Их количество не должно превышать 1000 ppm (0,1 %). NO, NO2 и другие подобные соединения являются сильнейшими канцерогенами, вызывающими целый сном болезней, самым «простым» из которых является заболевание легких. В худшем случае дело может дойти до рака, проблем с сердцем, сосудами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные требования экологов к автомобилям постоянно ужесточаются.
Раньше в машинах устанавливалась простая рециркуляционная система, позволявшая использовать отработанные газы. Но даже и она у многих автовладельцев, считавших ее бесполезной, а то и вредной, вызывала раздражение. Сегодня на автотехнике нередко устанавливают усложненные EGR с парой контуров. Как раз эта система уменьшает количество оксидов азота в выхлопе. А если их много, о чем это говорит?
В первую очередь стоит убедиться в исправности самой EGR, в которой одну из главных ролей играет специальный клапан. При его заклинивании система прекратит работу, рециркуляции не станет. В итоге все газы в «полном составе» полетят в глушитель. В то время как при исправной EGR они должны частично возвращаться во впускной коллектор (на холостых оборотах и небольшой нагрузке простейшие системы не функционируют). Отличительная особенность окислов азота в том, что для их формирования требуется повышенный нагрев и хорошая нагрузка.
Если ваша EGR исправна, то повышенное содержание NO может свидетельствовать о ненормальной рабочей температуре двигателя. Здесь рекомендуется заняться проверкой системы охлаждения. На втором этапе стоит убедиться в нормальном составе топливной смеси. Если она обедненная, то будет медленно гореть и мотор будет перегреваться. А «бонусом» может стать прогар клапанов, работающих на выпуске. Напомним: оптимальный состав – 14,7 частей воздуха и 1 топлива. Только в этом случае смесь сгорает полностью и наружу выбрасывается минимум вредных веществ.
Выводимый выхлопной системой диоксид СО2 для человека является практически безвредным. Это соединение формируется при реакции СО и О2. Первое из них является угарным газом – опаснейшим для человека. Его «подлость» в том, что у него нет ни запаха, ни вкуса. Надышавшись СО, человек может потерять сознание, а в худшем случае – погибнуть. Вспомните, как иногда поступают самоубийцы: закрываются в гараже, машине и запускают двигатель.
Высокое содержание угарного газа – следствие сгорания переобогащенной смеси. Причин этому очень много. Например, неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонд) или дроссельной заслонки, подтекающая форсунка. Иногда это банально забившийся грязью воздушный фильтр либо не функционирующая вентиляция картера ДВС. Здесь уже без серьезной диагностики с использованием специального оборудования обойтись трудно.
В чистом виде эти химические элементы никакого вреда здоровью не принесут. Вспомните: воздух, которым мы дышим, как раз из них в основном и состоит. Однако присутствие в выхлопе этих веществ в чрезмерном количестве тоже может кое о чем рассказать. Азот не участвует в образовании топливной смеси, поэтому много его или мало, никак не влияет на «самочувствие» двигателя. Ну разве что этот элемент способствует образованию своих вредных окислов (см. выше). Иное дело – О2. Его содержание в выхлопе допускается до полпроцента. А если больше?
Тогда первое, что нужно сделать – искать, где подсасывает воздух. Кислород, который на впуске ЭБУ «не учел», не может сгореть и делает смесь бедной. Зато О2 хорошо «вычисляет» газоанализатор на выхлопе. Второй момент – проверка работоспособности топливной системы. Вполне вероятно, что количество воздуха поступает нормальное, а не хватает горючего. Причин тоже «море»: плохо работающий бензонасос, засоренный фильтр, отказывающие форсунки и т. д.
Разобраться в этом поможет газоанализатор. Если кислорода много только на холостом ходу, скорее всего, где-то подсасывает воздух. Причиной может быть пробитая прокладка ГБЦ, потрескавшиеся патрубки (например, вентиляции картера), что характерно для машин с большим пробегом. Даже порванная гофра, идущая от воздухофильтра может быть «виновницей». Когда повышенное содержание кислорода обнаруживается только на средних и (или) высоких оборотах при нагрузке, причину стоит искать в топливной системе, которая не «выдает» в смесь достаточного количества горючего.
Тоже совершенно безвреден. Но если его много, это может говорить о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры из-за той же пробитой прокладки головки. В худшей ситуации – трещины в БЦ, ГБЦ.
Пар видно сразу: густой белый дым из выхлопной трубы, не исчезающий после прогрева двигателя.
Их очень мало, поэтому углеводороды измеряют в ppm, о которых мы упоминали в самом начале. Для исправного ДВС норма этих веществ – до 50 ppm. Хотя в идеале, который не достижим, их не может быть вообще. СН образуются составными компонентами топлива, которое должно полностью сгорать. Если это не так, наиболее вероятная причина кроется в пропуске зажиганий. Эту неисправность хорошо показывает бортовой компьютер, если он есть.
Но гораздо хуже, когда большое содержание СН является следствием низкой компрессии Причин тоже много: износ колец, их залегание, отложения на клапанах, которые полностью не закрываются, задиры. В общем, как минимум, придется снимать головку, максимум – раскошелиться на капитальный ремонт двигателя.
Этот прибор сегодня встречается не так часто: даже средний по цене сканер «расскажет» о двигателе больше. Однако у каждого человека есть свой «прибор» – нос! Угарный газ с его помощью учуять нельзя. Но если в гараже вы запускали несколько раз, пусть на короткое время ДВС и закружилась голова – есть повод для беспокойства. Если выхлоп пахнет бензином – топливо не сгорает полностью, много углеводородов СН (см. выше). Рядом с глушителем слезятся глаза?
Дело в азотной кислоте: не исключено, что двигатель регулярно перегревается, есть подсос воздуха. К сожалению, «унюхать» чистый кислород или азот не получится. Но не стоит и злоупотреблять таким способом определения неисправностей: токсикомания хуже плохо работающего мотора!
Что измеряет газоанализатор
У всех на слуху в первую очередь содержание СО и СО2. Окислы и диоксид углерода прибор измеряет в процентах. Однако в выхлопных газах содержится и множество других веществ, не менее вредных. Вот только измеряются они в миллионных долях (parts per million или сокращенно ppm), т. е. 10 тыс. ppm составляют как раз 1 %. Это значит, достаточно совсем немного этих веществ, чтобы нанести вред окружающей среде и здоровью человека.
Так выглядит стационарный профессиональный газоанализатор на СТО. Фото: YouTube.com
Так что же «испускает» работающий автомобильный двигатель и о чем может «рассказать» анализ веществ, содержащихся в выхлопе?
Окислы азота
Их количество не должно превышать 1000 ppm (0,1 %). NO, NO2 и другие подобные соединения являются сильнейшими канцерогенами, вызывающими целый сном болезней, самым «простым» из которых является заболевание легких. В худшем случае дело может дойти до рака, проблем с сердцем, сосудами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные требования экологов к автомобилям постоянно ужесточаются.
Газоанализатор АСКОН-02.13 "ДИАГНОСТ ПМ – дорогое удовольствие. Средняя цена – 56500 руб. Фото: YouTube.com
Раньше в машинах устанавливалась простая рециркуляционная система, позволявшая использовать отработанные газы. Но даже и она у многих автовладельцев, считавших ее бесполезной, а то и вредной, вызывала раздражение. Сегодня на автотехнике нередко устанавливают усложненные EGR с парой контуров. Как раз эта система уменьшает количество оксидов азота в выхлопе. А если их много, о чем это говорит?
Причины проблемы
В первую очередь стоит убедиться в исправности самой EGR, в которой одну из главных ролей играет специальный клапан. При его заклинивании система прекратит работу, рециркуляции не станет. В итоге все газы в «полном составе» полетят в глушитель. В то время как при исправной EGR они должны частично возвращаться во впускной коллектор (на холостых оборотах и небольшой нагрузке простейшие системы не функционируют). Отличительная особенность окислов азота в том, что для их формирования требуется повышенный нагрев и хорошая нагрузка.
С помощью обычного сканера OBDII iCarTool IC-305 тоже можно узнать состояние выхлопной системы. Средняя цена – 1790 руб. Фото: YouTube.com
Если ваша EGR исправна, то повышенное содержание NO может свидетельствовать о ненормальной рабочей температуре двигателя. Здесь рекомендуется заняться проверкой системы охлаждения. На втором этапе стоит убедиться в нормальном составе топливной смеси. Если она обедненная, то будет медленно гореть и мотор будет перегреваться. А «бонусом» может стать прогар клапанов, работающих на выпуске. Напомним: оптимальный состав – 14,7 частей воздуха и 1 топлива. Только в этом случае смесь сгорает полностью и наружу выбрасывается минимум вредных веществ.
Окислы углерода
Выводимый выхлопной системой диоксид СО2 для человека является практически безвредным. Это соединение формируется при реакции СО и О2. Первое из них является угарным газом – опаснейшим для человека. Его «подлость» в том, что у него нет ни запаха, ни вкуса. Надышавшись СО, человек может потерять сознание, а в худшем случае – погибнуть. Вспомните, как иногда поступают самоубийцы: закрываются в гараже, машине и запускают двигатель.
Сегодня проверить наличие СО в системе охлаждения можно с помощью реагента, меняющего цвет (набор Licota ATP-2101). Средняя цена – 6016 руб. Фото: YouTube.com
Высокое содержание угарного газа – следствие сгорания переобогащенной смеси. Причин этому очень много. Например, неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонд) или дроссельной заслонки, подтекающая форсунка. Иногда это банально забившийся грязью воздушный фильтр либо не функционирующая вентиляция картера ДВС. Здесь уже без серьезной диагностики с использованием специального оборудования обойтись трудно.
Кислород и азот
В чистом виде эти химические элементы никакого вреда здоровью не принесут. Вспомните: воздух, которым мы дышим, как раз из них в основном и состоит. Однако присутствие в выхлопе этих веществ в чрезмерном количестве тоже может кое о чем рассказать. Азот не участвует в образовании топливной смеси, поэтому много его или мало, никак не влияет на «самочувствие» двигателя. Ну разве что этот элемент способствует образованию своих вредных окислов (см. выше). Иное дело – О2. Его содержание в выхлопе допускается до полпроцента. А если больше?
Тогда первое, что нужно сделать – искать, где подсасывает воздух. Кислород, который на впуске ЭБУ «не учел», не может сгореть и делает смесь бедной. Зато О2 хорошо «вычисляет» газоанализатор на выхлопе. Второй момент – проверка работоспособности топливной системы. Вполне вероятно, что количество воздуха поступает нормальное, а не хватает горючего. Причин тоже «море»: плохо работающий бензонасос, засоренный фильтр, отказывающие форсунки и т. д.
Проверка целостности прокладки ГБЦ и ее самой с помощью компрессора – продувки. Фото: YouTube.com
Разобраться в этом поможет газоанализатор. Если кислорода много только на холостом ходу, скорее всего, где-то подсасывает воздух. Причиной может быть пробитая прокладка ГБЦ, потрескавшиеся патрубки (например, вентиляции картера), что характерно для машин с большим пробегом. Даже порванная гофра, идущая от воздухофильтра может быть «виновницей». Когда повышенное содержание кислорода обнаруживается только на средних и (или) высоких оборотах при нагрузке, причину стоит искать в топливной системе, которая не «выдает» в смесь достаточного количества горючего.
Водяной пар
Тоже совершенно безвреден. Но если его много, это может говорить о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры из-за той же пробитой прокладки головки. В худшей ситуации – трещины в БЦ, ГБЦ.
Охлаждающая жидкость в цилиндрах! Фото: YouTube.com
Пар видно сразу: густой белый дым из выхлопной трубы, не исчезающий после прогрева двигателя.
Углеводороды СН
Их очень мало, поэтому углеводороды измеряют в ppm, о которых мы упоминали в самом начале. Для исправного ДВС норма этих веществ – до 50 ppm. Хотя в идеале, который не достижим, их не может быть вообще. СН образуются составными компонентами топлива, которое должно полностью сгорать. Если это не так, наиболее вероятная причина кроется в пропуске зажиганий. Эту неисправность хорошо показывает бортовой компьютер, если он есть.
Сканер показывает пропуски в 4 цилиндре. Фото: YouTube.com
Но гораздо хуже, когда большое содержание СН является следствием низкой компрессии Причин тоже много: износ колец, их залегание, отложения на клапанах, которые полностью не закрываются, задиры. В общем, как минимум, придется снимать головку, максимум – раскошелиться на капитальный ремонт двигателя.
Естественный газоанализатор
Этот прибор сегодня встречается не так часто: даже средний по цене сканер «расскажет» о двигателе больше. Однако у каждого человека есть свой «прибор» – нос! Угарный газ с его помощью учуять нельзя. Но если в гараже вы запускали несколько раз, пусть на короткое время ДВС и закружилась голова – есть повод для беспокойства. Если выхлоп пахнет бензином – топливо не сгорает полностью, много углеводородов СН (см. выше). Рядом с глушителем слезятся глаза?
Некоторые умеют определять состояние ДВС по запаху из выхлопной трубы. Фото: YouTube.com
Дело в азотной кислоте: не исключено, что двигатель регулярно перегревается, есть подсос воздуха. К сожалению, «унюхать» чистый кислород или азот не получится. Но не стоит и злоупотреблять таким способом определения неисправностей: токсикомания хуже плохо работающего мотора!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....