Ми-2 – советский вертолет, который никогда не выпускали серийно в СССР
Однодвигательный Ми-1, широко использовавшийся на «гражданке» и в армии, к концу 50-х морально устарел и не отвечал выдвигаемым требованиями к машинам подобного класса. Попытки провести модернизацию не увенчались успехом и остались только в планах. Вышедшее в последний месяц весны 1960 года Постановление поручило ОКБ-329, возглавляемое М. Милем, разработать многоцелевой вертолет в нескольких версиях.
При проектировании новой машины конструкторы из соображений экономии вовсю использовали детали, узлы от Ми-1. Однако в результате получился уникальный летательный аппарат, не похожий на предшественника. Хотя на Западе писали, в СССР появился «Ми-1» с двумя моторами. Пара газотурбинных агрегатов гарантировали безопасность полета, большую мощность.
Фюзеляж сделали полностью из металла. Силовая установка в виде пары ГТД-350 размещалась наверху, на «кабане» (к животному это слово не имеет отношения и произошло от французского cabane – «домик»).
Сзади разместили редуктор, над моторами – вентилятор, охлаждающий систему смазки. Несущая конструкция представляла собой главный винт с тремя лопастями плюс хвостовой. Сзади установили стабилизатор, особенность которого в том, что он управлялся «самостоятельно», в зависимости от шага большого винта. По бокам корпуса машины могли быть закреплены дополнительные баки под горючее.
Для транспортного варианта предусматривалась лебедка и наружная подвеска грузоподъемностью до 0,8 т. Шасси включало в себя пару основных опор на амортизаторах и одну переднюю, с парой колес на рычажной подвеске. При необходимости на Ми-2 устанавливались лыжи.
Внутри салона к полу крепились два дивана, рассчитанных на шесть человек. Сзади было еще одно откидное сиденье. Существовали и другие варианты обустройства в зависимости от предназначения вертолета.
Кабина рассчитана на двух членов экипажа, но в большинстве случаев машину пилотировал один летчик. В учебном варианте все управление продублировано.
Макет, одобренный комиссией, был готов уже спустя год после выхода Постановления, в начале 1961-го. Через месяц стартовали заводские испытания В-2 (так назывался вертолет сначала). Выяснилось, что винт с тремя лопастями себя не оправдал и их число уменьшили до двух. А уже 22.09.1961 первый опытный образец поднялся в воздух и покружился в небе на протяжении 15 мин. Через месяц технику передали на госиспытания. Ближе к концу года построили еще один В-2. В начале 1962-го его тоже передали для проверки на государственном уровне.
Однако не все шло так гладко – выявились минусы. В первую очередь переделали силовую установку: моторы «раздвинули» для удобства техобслуживания. В итоге пришлось переделывать фюзеляж: уменьшили обтекатель, «кабан» стал резче «спадать» вниз.
Горизонтальные жалюзи заменили парой овальных отверстий с защитными сетками. Конструкционные изменения затянули повторные испытания. В их ходе выяснилось: новая машина превосходит своего предшественника по всем эксплуатационным параметрам. В 1964-м вертолет официально рекомендовали к крупномасштабному производству.
Вот тут и начинается интересное. Серийный выпуск вертолетов стали налаживать в Польской Народной Республике (ПНР). Производство взяло на себя госпредприятие Parlstwowe Zaklady Lotnicze (PZL). А точнее, все происходило в городе Щвидник, где располагалось отделение концерна. Передача конструкторских документов по новой машине было лишь продолжением советско-польского сотрудничества. А началось оно в 1954-м, когда СССР предоставил возможность Польше собирать Ми-1. Очевидно, делалось это с целью помочь республике восстановиться после войны.
При подписании договора СССР обязался регулярно предоставлять заказы ПНР на поставку машин. Кроме Советского Союза, вертолет закупали в странах соцлагеря, а также Ираке, Ливии, Египте, некоторых африканских государствах. Один сельскохозяйственный экземпляр даже оказался в США в 1978-м. После перепродаж машина встречалась в Турции, странах Латинской Америки.
После начала крупномасштабного производства вертолет несколько лет был единственной двухдвигательной винтокрылой машиной в мире. Только через 6 лет на американский конвейер встал Bell-212, оборудованный парой моторов РТбТ-3 Twin Рас.
В 70-е в конструкцию машины постоянно вносились коррективы. Так в 71-м заменили сдвижное окно около пилота на дверь, позже вертолет оснастили стеклопластиковыми винтами, на с/х версии ставили новые большие (600 л) баки под химикаты. При этом отказались от стали, которую разъедали реагенты. Резервуары начали изготавливать из пластмассы. Ряд узлов подвергли доработке.
Их было достаточно много, в т. ч. и военных. У гражданских популярностью пользовалась пассажирская и грузовая версии Ми-2Т и Ми-2П, а также «люксовый» вариант для VIP-персон Ми-2П «Салон». Ми-2М отличался другими двигателями – ГТД-350П мощностью 450 «лошадей», Ми-2А располагал моторами турбовального типа АИ-450. Выпускались и другие модели машины: поисково-спасательная (в т. ч. палубная), санитарная, реанимационная, патрульная, учебно-тренировочная, сельскохозяйственная. Были и узкоспециализированные: например, Ми-2 с радиолокационным оснащением использовался в Болгарии для поиска загрязненных участков Черного моря.
И это, не считая военных модификаций! Технические данные базовой версии Ми-2:
✅ диаметр главного и хвостового винта – 14,5 и 2,7 м
✅ масса пустого и максимальная взлетная – 2,372 и 3,659 т
✅ силовая установка – 2ГТД-350 по 298 л. с.
✅ средняя и наибольшая скорость – 194 и 210 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – 790 км
Официально вертолеты производились с 1965 по 1998 годы, однако последнюю машину, сделанную на базе Ми-2 PZL Kania поляки выпустили в 2006-м (19 единиц).
Ми-2 успешно используется: его можно встретить во многих странах мира. На сегодняшний день странами-эксплуатантами является 38 государств. К сожалению, есть множество официально подтвержденных фактов авиакатастроф и происшествий. С 1969 по 2022 оформлен 61 случай. Самые последние находятся еще на стадии расследования. Сегодня где-то машины активно используется, а где-то стоят в качестве музейных экспонатов.
Например, 4 штуки есть в США, в Музее холодной войны. Еще 13 машин у частных коллекционеров, причем 3 из них летают. В России известно о трех Ми-2, стоящих на «приколе» в Верхней Пышме (музей в Свердловской области), Кургане и Новосибирске.
При проектировании новой машины конструкторы из соображений экономии вовсю использовали детали, узлы от Ми-1. Однако в результате получился уникальный летательный аппарат, не похожий на предшественника. Хотя на Западе писали, в СССР появился «Ми-1» с двумя моторами. Пара газотурбинных агрегатов гарантировали безопасность полета, большую мощность.
Конструкционные особенности
Фюзеляж сделали полностью из металла. Силовая установка в виде пары ГТД-350 размещалась наверху, на «кабане» (к животному это слово не имеет отношения и произошло от французского cabane – «домик»).
В СССР кто-то ласково назвал вертолет «осликом»: действительно, что-то есть... Фото: YouTube.com
Сзади разместили редуктор, над моторами – вентилятор, охлаждающий систему смазки. Несущая конструкция представляла собой главный винт с тремя лопастями плюс хвостовой. Сзади установили стабилизатор, особенность которого в том, что он управлялся «самостоятельно», в зависимости от шага большого винта. По бокам корпуса машины могли быть закреплены дополнительные баки под горючее.
Снаружи фиксировались топливные емкости, нужные при дальних перегонах, либо резервуары для сельхозреагентов. Фото: YouTube.com
Для транспортного варианта предусматривалась лебедка и наружная подвеска грузоподъемностью до 0,8 т. Шасси включало в себя пару основных опор на амортизаторах и одну переднюю, с парой колес на рычажной подвеске. При необходимости на Ми-2 устанавливались лыжи.
Кабина
Внутри салона к полу крепились два дивана, рассчитанных на шесть человек. Сзади было еще одно откидное сиденье. Существовали и другие варианты обустройства в зависимости от предназначения вертолета.
Приборы напоминают, когда разрабатывался вертолет. Фото: YouTube.com
Кабина рассчитана на двух членов экипажа, но в большинстве случаев машину пилотировал один летчик. В учебном варианте все управление продублировано.
Испытания
Макет, одобренный комиссией, был готов уже спустя год после выхода Постановления, в начале 1961-го. Через месяц стартовали заводские испытания В-2 (так назывался вертолет сначала). Выяснилось, что винт с тремя лопастями себя не оправдал и их число уменьшили до двух. А уже 22.09.1961 первый опытный образец поднялся в воздух и покружился в небе на протяжении 15 мин. Через месяц технику передали на госиспытания. Ближе к концу года построили еще один В-2. В начале 1962-го его тоже передали для проверки на государственном уровне.
Машину можно эксплуатировать в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В мае 63-го на В-2, еще не пошедшим в серию, удалось установить скоростной рекорд для вертолетов этого класса: 253, 818 км/ч на дистанции сто километров). В 65-м достижение улучшили до 269, 38 км/ч.
Однако не все шло так гладко – выявились минусы. В первую очередь переделали силовую установку: моторы «раздвинули» для удобства техобслуживания. В итоге пришлось переделывать фюзеляж: уменьшили обтекатель, «кабан» стал резче «спадать» вниз.
Доступ к двигателю стал проще. Фото: YouTube.com
Горизонтальные жалюзи заменили парой овальных отверстий с защитными сетками. Конструкционные изменения затянули повторные испытания. В их ходе выяснилось: новая машина превосходит своего предшественника по всем эксплуатационным параметрам. В 1964-м вертолет официально рекомендовали к крупномасштабному производству.
Где был конвейер для Ми-2
Вот тут и начинается интересное. Серийный выпуск вертолетов стали налаживать в Польской Народной Республике (ПНР). Производство взяло на себя госпредприятие Parlstwowe Zaklady Lotnicze (PZL). А точнее, все происходило в городе Щвидник, где располагалось отделение концерна. Передача конструкторских документов по новой машине было лишь продолжением советско-польского сотрудничества. А началось оно в 1954-м, когда СССР предоставил возможность Польше собирать Ми-1. Очевидно, делалось это с целью помочь республике восстановиться после войны.
Ми-1: с этого вертолета и началось авиационное сотрудничество двух стран. Фото: YouTube.com
ПНР получила только чертежи: осваивать технологию масштабного производства помогали советские специалисты. За это Милю и другим сотрудникам КБ вручили высшие польские награды, в частности, Командорские Кресты Возрождения.
При подписании договора СССР обязался регулярно предоставлять заказы ПНР на поставку машин. Кроме Советского Союза, вертолет закупали в странах соцлагеря, а также Ираке, Ливии, Египте, некоторых африканских государствах. Один сельскохозяйственный экземпляр даже оказался в США в 1978-м. После перепродаж машина встречалась в Турции, странах Латинской Америки.
Поляки попытались было присвоить машине индекс SM и свое название «Марибу» (птица, обожающая падаль). Однако все это не утвердилось и в итоге оставили «Ми-2». В 67-м вертолет продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. Причем аппарат представлял не СССР, а ПНР. Натовцы дали ей название Hoplite – так у древних эллинов называли пехоту.
За границей Ми-2 особым спросом пользовался у военных. Фото: YouTube.com
После начала крупномасштабного производства вертолет несколько лет был единственной двухдвигательной винтокрылой машиной в мире. Только через 6 лет на американский конвейер встал Bell-212, оборудованный парой моторов РТбТ-3 Twin Рас.
Усовершенствования
В 70-е в конструкцию машины постоянно вносились коррективы. Так в 71-м заменили сдвижное окно около пилота на дверь, позже вертолет оснастили стеклопластиковыми винтами, на с/х версии ставили новые большие (600 л) баки под химикаты. При этом отказались от стали, которую разъедали реагенты. Резервуары начали изготавливать из пластмассы. Ряд узлов подвергли доработке.
Модификации
Их было достаточно много, в т. ч. и военных. У гражданских популярностью пользовалась пассажирская и грузовая версии Ми-2Т и Ми-2П, а также «люксовый» вариант для VIP-персон Ми-2П «Салон». Ми-2М отличался другими двигателями – ГТД-350П мощностью 450 «лошадей», Ми-2А располагал моторами турбовального типа АИ-450. Выпускались и другие модели машины: поисково-спасательная (в т. ч. палубная), санитарная, реанимационная, патрульная, учебно-тренировочная, сельскохозяйственная. Были и узкоспециализированные: например, Ми-2 с радиолокационным оснащением использовался в Болгарии для поиска загрязненных участков Черного моря.
На с/х работах. Фото: YouTube.com
И это, не считая военных модификаций! Технические данные базовой версии Ми-2:
✅ диаметр главного и хвостового винта – 14,5 и 2,7 м
✅ масса пустого и максимальная взлетная – 2,372 и 3,659 т
✅ силовая установка – 2ГТД-350 по 298 л. с.
✅ средняя и наибольшая скорость – 194 и 210 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – 790 км
Официально вертолеты производились с 1965 по 1998 годы, однако последнюю машину, сделанную на базе Ми-2 PZL Kania поляки выпустили в 2006-м (19 единиц).
Эксплуатация
Ми-2 успешно используется: его можно встретить во многих странах мира. На сегодняшний день странами-эксплуатантами является 38 государств. К сожалению, есть множество официально подтвержденных фактов авиакатастроф и происшествий. С 1969 по 2022 оформлен 61 случай. Самые последние находятся еще на стадии расследования. Сегодня где-то машины активно используется, а где-то стоят в качестве музейных экспонатов.
Модернизированный Ми-2 на выставке Helirussia-2018. Красавец! Фото: YouTube.com
Например, 4 штуки есть в США, в Музее холодной войны. Еще 13 машин у частных коллекционеров, причем 3 из них летают. В России известно о трех Ми-2, стоящих на «приколе» в Верхней Пышме (музей в Свердловской области), Кургане и Новосибирске.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...