Ми-2 – советский вертолет, который никогда не выпускали серийно в СССР
4 839

Ми-2 – советский вертолет, который никогда не выпускали серийно в СССР

Однодвигательный Ми-1, широко использовавшийся на «гражданке» и в армии, к концу 50-х морально устарел и не отвечал выдвигаемым требованиями к машинам подобного класса. Попытки провести модернизацию не увенчались успехом и остались только в планах. Вышедшее в последний месяц весны 1960 года Постановление поручило ОКБ-329, возглавляемое М. Милем, разработать многоцелевой вертолет в нескольких версиях.


При проектировании новой машины конструкторы из соображений экономии вовсю использовали детали, узлы от Ми-1. Однако в результате получился уникальный летательный аппарат, не похожий на предшественника. Хотя на Западе писали, в СССР появился «Ми-1» с двумя моторами. Пара газотурбинных агрегатов гарантировали безопасность полета, большую мощность.

Конструкционные особенности


Фюзеляж сделали полностью из металла. Силовая установка в виде пары ГТД-350 размещалась наверху, на «кабане» (к животному это слово не имеет отношения и произошло от французского cabane – «домик»).

Ми-2 – советский вертолет, который никогда не выпускали серийно в СССРВ СССР кто-то ласково назвал вертолет «осликом»: действительно, что-то есть... Фото: YouTube.com

Сзади разместили редуктор, над моторами – вентилятор, охлаждающий систему смазки. Несущая конструкция представляла собой главный винт с тремя лопастями плюс хвостовой. Сзади установили стабилизатор, особенность которого в том, что он управлялся «самостоятельно», в зависимости от шага большого винта. По бокам корпуса машины могли быть закреплены дополнительные баки под горючее.

Снаружи фиксировались топливные емкости, нужные при дальних перегонах, либо резервуары для сельхозреагентов. Фото: YouTube.com

Для транспортного варианта предусматривалась лебедка и наружная подвеска грузоподъемностью до 0,8 т. Шасси включало в себя пару основных опор на амортизаторах и одну переднюю, с парой колес на рычажной подвеске. При необходимости на Ми-2 устанавливались лыжи.

Кабина


Внутри салона к полу крепились два дивана, рассчитанных на шесть человек. Сзади было еще одно откидное сиденье. Существовали и другие варианты обустройства в зависимости от предназначения вертолета.

Приборы напоминают, когда разрабатывался вертолет. Фото: YouTube.com

Кабина рассчитана на двух членов экипажа, но в большинстве случаев машину пилотировал один летчик. В учебном варианте все управление продублировано.

Испытания


Макет, одобренный комиссией, был готов уже спустя год после выхода Постановления, в начале 1961-го. Через месяц стартовали заводские испытания В-2 (так назывался вертолет сначала). Выяснилось, что винт с тремя лопастями себя не оправдал и их число уменьшили до двух. А уже 22.09.1961 первый опытный образец поднялся в воздух и покружился в небе на протяжении 15 мин. Через месяц технику передали на госиспытания. Ближе к концу года построили еще один В-2. В начале 1962-го его тоже передали для проверки на государственном уровне.

Машину можно эксплуатировать в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com

В мае 63-го на В-2, еще не пошедшим в серию, удалось установить скоростной рекорд для вертолетов этого класса: 253, 818 км/ч на дистанции сто километров). В 65-м достижение улучшили до 269, 38 км/ч.


Однако не все шло так гладко – выявились минусы. В первую очередь переделали силовую установку: моторы «раздвинули» для удобства техобслуживания. В итоге пришлось переделывать фюзеляж: уменьшили обтекатель, «кабан» стал резче «спадать» вниз.

Доступ к двигателю стал проще. Фото: YouTube.com

Горизонтальные жалюзи заменили парой овальных отверстий с защитными сетками. Конструкционные изменения затянули повторные испытания. В их ходе выяснилось: новая машина превосходит своего предшественника по всем эксплуатационным параметрам. В 1964-м вертолет официально рекомендовали к крупномасштабному производству.

Где был конвейер для Ми-2



Вот тут и начинается интересное. Серийный выпуск вертолетов стали налаживать в Польской Народной Республике (ПНР). Производство взяло на себя госпредприятие Parlstwowe Zaklady Lotnicze (PZL). А точнее, все происходило в городе Щвидник, где располагалось отделение концерна. Передача конструкторских документов по новой машине было лишь продолжением советско-польского сотрудничества. А началось оно в 1954-м, когда СССР предоставил возможность Польше собирать Ми-1. Очевидно, делалось это с целью помочь республике восстановиться после войны.

Ми-1: с этого вертолета и началось авиационное сотрудничество двух стран. Фото: YouTube.com

ПНР получила только чертежи: осваивать технологию масштабного производства помогали советские специалисты. За это Милю и другим сотрудникам КБ вручили высшие польские награды, в частности, Командорские Кресты Возрождения.

При подписании договора СССР обязался регулярно предоставлять заказы ПНР на поставку машин. Кроме Советского Союза, вертолет закупали в странах соцлагеря, а также Ираке, Ливии, Египте, некоторых африканских государствах. Один сельскохозяйственный экземпляр даже оказался в США в 1978-м. После перепродаж машина встречалась в Турции, странах Латинской Америки.

Поляки попытались было присвоить машине индекс SM и свое название «Марибу» (птица, обожающая падаль). Однако все это не утвердилось и в итоге оставили «Ми-2». В 67-м вертолет продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. Причем аппарат представлял не СССР, а ПНР. Натовцы дали ей название Hoplite – так у древних эллинов называли пехоту.

За границей Ми-2 особым спросом пользовался у военных. Фото: YouTube.com

После начала крупномасштабного производства вертолет несколько лет был единственной двухдвигательной винтокрылой машиной в мире. Только через 6 лет на американский конвейер встал Bell-212, оборудованный парой моторов РТбТ-3 Twin Рас.

Усовершенствования


В 70-е в конструкцию машины постоянно вносились коррективы. Так в 71-м заменили сдвижное окно около пилота на дверь, позже вертолет оснастили стеклопластиковыми винтами, на с/х версии ставили новые большие (600 л) баки под химикаты. При этом отказались от стали, которую разъедали реагенты. Резервуары начали изготавливать из пластмассы. Ряд узлов подвергли доработке.

Модификации


Их было достаточно много, в т. ч. и военных. У гражданских популярностью пользовалась пассажирская и грузовая версии Ми-2Т и Ми-2П, а также «люксовый» вариант для VIP-персон Ми-2П «Салон». Ми-2М отличался другими двигателями – ГТД-350П мощностью 450 «лошадей», Ми-2А располагал моторами турбовального типа АИ-450. Выпускались и другие модели машины: поисково-спасательная (в т. ч. палубная), санитарная, реанимационная, патрульная, учебно-тренировочная, сельскохозяйственная. Были и узкоспециализированные: например, Ми-2 с радиолокационным оснащением использовался в Болгарии для поиска загрязненных участков Черного моря.

На с/х работах. Фото: YouTube.com

И это, не считая военных модификаций! Технические данные базовой версии Ми-2:

✅ диаметр главного и хвостового винта – 14,5 и 2,7 м
✅ масса пустого и максимальная взлетная – 2,372 и 3,659 т
✅ силовая установка – 2ГТД-350 по 298 л. с.
✅ средняя и наибольшая скорость – 194 и 210 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – 790 км

Официально вертолеты производились с 1965 по 1998 годы, однако последнюю машину, сделанную на базе Ми-2 PZL Kania поляки выпустили в 2006-м (19 единиц).

Эксплуатация


Ми-2 успешно используется: его можно встретить во многих странах мира. На сегодняшний день странами-эксплуатантами является 38 государств. К сожалению, есть множество официально подтвержденных фактов авиакатастроф и происшествий. С 1969 по 2022 оформлен 61 случай. Самые последние находятся еще на стадии расследования. Сегодня где-то машины активно используется, а где-то стоят в качестве музейных экспонатов.

Модернизированный Ми-2 на выставке Helirussia-2018. Красавец! Фото: YouTube.com

Например, 4 штуки есть в США, в Музее холодной войны. Еще 13 машин у частных коллекционеров, причем 3 из них летают. В России известно о трех Ми-2, стоящих на «приколе» в Верхней Пышме (музей в Свердловской области), Кургане и Новосибирске.
А вы что думаете о Ми-2?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...