Ми-2 – советский вертолет, который никогда не выпускали серийно в СССР
Однодвигательный Ми-1, широко использовавшийся на «гражданке» и в армии, к концу 50-х морально устарел и не отвечал выдвигаемым требованиями к машинам подобного класса. Попытки провести модернизацию не увенчались успехом и остались только в планах. Вышедшее в последний месяц весны 1960 года Постановление поручило ОКБ-329, возглавляемое М. Милем, разработать многоцелевой вертолет в нескольких версиях.
При проектировании новой машины конструкторы из соображений экономии вовсю использовали детали, узлы от Ми-1. Однако в результате получился уникальный летательный аппарат, не похожий на предшественника. Хотя на Западе писали, в СССР появился «Ми-1» с двумя моторами. Пара газотурбинных агрегатов гарантировали безопасность полета, большую мощность.
Фюзеляж сделали полностью из металла. Силовая установка в виде пары ГТД-350 размещалась наверху, на «кабане» (к животному это слово не имеет отношения и произошло от французского cabane – «домик»).
Сзади разместили редуктор, над моторами – вентилятор, охлаждающий систему смазки. Несущая конструкция представляла собой главный винт с тремя лопастями плюс хвостовой. Сзади установили стабилизатор, особенность которого в том, что он управлялся «самостоятельно», в зависимости от шага большого винта. По бокам корпуса машины могли быть закреплены дополнительные баки под горючее.
Для транспортного варианта предусматривалась лебедка и наружная подвеска грузоподъемностью до 0,8 т. Шасси включало в себя пару основных опор на амортизаторах и одну переднюю, с парой колес на рычажной подвеске. При необходимости на Ми-2 устанавливались лыжи.
Внутри салона к полу крепились два дивана, рассчитанных на шесть человек. Сзади было еще одно откидное сиденье. Существовали и другие варианты обустройства в зависимости от предназначения вертолета.
Кабина рассчитана на двух членов экипажа, но в большинстве случаев машину пилотировал один летчик. В учебном варианте все управление продублировано.
Макет, одобренный комиссией, был готов уже спустя год после выхода Постановления, в начале 1961-го. Через месяц стартовали заводские испытания В-2 (так назывался вертолет сначала). Выяснилось, что винт с тремя лопастями себя не оправдал и их число уменьшили до двух. А уже 22.09.1961 первый опытный образец поднялся в воздух и покружился в небе на протяжении 15 мин. Через месяц технику передали на госиспытания. Ближе к концу года построили еще один В-2. В начале 1962-го его тоже передали для проверки на государственном уровне.
Однако не все шло так гладко – выявились минусы. В первую очередь переделали силовую установку: моторы «раздвинули» для удобства техобслуживания. В итоге пришлось переделывать фюзеляж: уменьшили обтекатель, «кабан» стал резче «спадать» вниз.
Горизонтальные жалюзи заменили парой овальных отверстий с защитными сетками. Конструкционные изменения затянули повторные испытания. В их ходе выяснилось: новая машина превосходит своего предшественника по всем эксплуатационным параметрам. В 1964-м вертолет официально рекомендовали к крупномасштабному производству.
Вот тут и начинается интересное. Серийный выпуск вертолетов стали налаживать в Польской Народной Республике (ПНР). Производство взяло на себя госпредприятие Parlstwowe Zaklady Lotnicze (PZL). А точнее, все происходило в городе Щвидник, где располагалось отделение концерна. Передача конструкторских документов по новой машине было лишь продолжением советско-польского сотрудничества. А началось оно в 1954-м, когда СССР предоставил возможность Польше собирать Ми-1. Очевидно, делалось это с целью помочь республике восстановиться после войны.
При подписании договора СССР обязался регулярно предоставлять заказы ПНР на поставку машин. Кроме Советского Союза, вертолет закупали в странах соцлагеря, а также Ираке, Ливии, Египте, некоторых африканских государствах. Один сельскохозяйственный экземпляр даже оказался в США в 1978-м. После перепродаж машина встречалась в Турции, странах Латинской Америки.
После начала крупномасштабного производства вертолет несколько лет был единственной двухдвигательной винтокрылой машиной в мире. Только через 6 лет на американский конвейер встал Bell-212, оборудованный парой моторов РТбТ-3 Twin Рас.
В 70-е в конструкцию машины постоянно вносились коррективы. Так в 71-м заменили сдвижное окно около пилота на дверь, позже вертолет оснастили стеклопластиковыми винтами, на с/х версии ставили новые большие (600 л) баки под химикаты. При этом отказались от стали, которую разъедали реагенты. Резервуары начали изготавливать из пластмассы. Ряд узлов подвергли доработке.
Их было достаточно много, в т. ч. и военных. У гражданских популярностью пользовалась пассажирская и грузовая версии Ми-2Т и Ми-2П, а также «люксовый» вариант для VIP-персон Ми-2П «Салон». Ми-2М отличался другими двигателями – ГТД-350П мощностью 450 «лошадей», Ми-2А располагал моторами турбовального типа АИ-450. Выпускались и другие модели машины: поисково-спасательная (в т. ч. палубная), санитарная, реанимационная, патрульная, учебно-тренировочная, сельскохозяйственная. Были и узкоспециализированные: например, Ми-2 с радиолокационным оснащением использовался в Болгарии для поиска загрязненных участков Черного моря.
И это, не считая военных модификаций! Технические данные базовой версии Ми-2:
✅ диаметр главного и хвостового винта – 14,5 и 2,7 м
✅ масса пустого и максимальная взлетная – 2,372 и 3,659 т
✅ силовая установка – 2ГТД-350 по 298 л. с.
✅ средняя и наибольшая скорость – 194 и 210 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – 790 км
Официально вертолеты производились с 1965 по 1998 годы, однако последнюю машину, сделанную на базе Ми-2 PZL Kania поляки выпустили в 2006-м (19 единиц).
Ми-2 успешно используется: его можно встретить во многих странах мира. На сегодняшний день странами-эксплуатантами является 38 государств. К сожалению, есть множество официально подтвержденных фактов авиакатастроф и происшествий. С 1969 по 2022 оформлен 61 случай. Самые последние находятся еще на стадии расследования. Сегодня где-то машины активно используется, а где-то стоят в качестве музейных экспонатов.
Например, 4 штуки есть в США, в Музее холодной войны. Еще 13 машин у частных коллекционеров, причем 3 из них летают. В России известно о трех Ми-2, стоящих на «приколе» в Верхней Пышме (музей в Свердловской области), Кургане и Новосибирске.
При проектировании новой машины конструкторы из соображений экономии вовсю использовали детали, узлы от Ми-1. Однако в результате получился уникальный летательный аппарат, не похожий на предшественника. Хотя на Западе писали, в СССР появился «Ми-1» с двумя моторами. Пара газотурбинных агрегатов гарантировали безопасность полета, большую мощность.
Конструкционные особенности
Фюзеляж сделали полностью из металла. Силовая установка в виде пары ГТД-350 размещалась наверху, на «кабане» (к животному это слово не имеет отношения и произошло от французского cabane – «домик»).
В СССР кто-то ласково назвал вертолет «осликом»: действительно, что-то есть... Фото: YouTube.com
Сзади разместили редуктор, над моторами – вентилятор, охлаждающий систему смазки. Несущая конструкция представляла собой главный винт с тремя лопастями плюс хвостовой. Сзади установили стабилизатор, особенность которого в том, что он управлялся «самостоятельно», в зависимости от шага большого винта. По бокам корпуса машины могли быть закреплены дополнительные баки под горючее.
Снаружи фиксировались топливные емкости, нужные при дальних перегонах, либо резервуары для сельхозреагентов. Фото: YouTube.com
Для транспортного варианта предусматривалась лебедка и наружная подвеска грузоподъемностью до 0,8 т. Шасси включало в себя пару основных опор на амортизаторах и одну переднюю, с парой колес на рычажной подвеске. При необходимости на Ми-2 устанавливались лыжи.
Кабина
Внутри салона к полу крепились два дивана, рассчитанных на шесть человек. Сзади было еще одно откидное сиденье. Существовали и другие варианты обустройства в зависимости от предназначения вертолета.
Приборы напоминают, когда разрабатывался вертолет. Фото: YouTube.com
Кабина рассчитана на двух членов экипажа, но в большинстве случаев машину пилотировал один летчик. В учебном варианте все управление продублировано.
Испытания
Макет, одобренный комиссией, был готов уже спустя год после выхода Постановления, в начале 1961-го. Через месяц стартовали заводские испытания В-2 (так назывался вертолет сначала). Выяснилось, что винт с тремя лопастями себя не оправдал и их число уменьшили до двух. А уже 22.09.1961 первый опытный образец поднялся в воздух и покружился в небе на протяжении 15 мин. Через месяц технику передали на госиспытания. Ближе к концу года построили еще один В-2. В начале 1962-го его тоже передали для проверки на государственном уровне.
Машину можно эксплуатировать в любых климатических условиях. Фото: YouTube.com
В мае 63-го на В-2, еще не пошедшим в серию, удалось установить скоростной рекорд для вертолетов этого класса: 253, 818 км/ч на дистанции сто километров). В 65-м достижение улучшили до 269, 38 км/ч.
Однако не все шло так гладко – выявились минусы. В первую очередь переделали силовую установку: моторы «раздвинули» для удобства техобслуживания. В итоге пришлось переделывать фюзеляж: уменьшили обтекатель, «кабан» стал резче «спадать» вниз.
Доступ к двигателю стал проще. Фото: YouTube.com
Горизонтальные жалюзи заменили парой овальных отверстий с защитными сетками. Конструкционные изменения затянули повторные испытания. В их ходе выяснилось: новая машина превосходит своего предшественника по всем эксплуатационным параметрам. В 1964-м вертолет официально рекомендовали к крупномасштабному производству.
Где был конвейер для Ми-2
Вот тут и начинается интересное. Серийный выпуск вертолетов стали налаживать в Польской Народной Республике (ПНР). Производство взяло на себя госпредприятие Parlstwowe Zaklady Lotnicze (PZL). А точнее, все происходило в городе Щвидник, где располагалось отделение концерна. Передача конструкторских документов по новой машине было лишь продолжением советско-польского сотрудничества. А началось оно в 1954-м, когда СССР предоставил возможность Польше собирать Ми-1. Очевидно, делалось это с целью помочь республике восстановиться после войны.
Ми-1: с этого вертолета и началось авиационное сотрудничество двух стран. Фото: YouTube.com
ПНР получила только чертежи: осваивать технологию масштабного производства помогали советские специалисты. За это Милю и другим сотрудникам КБ вручили высшие польские награды, в частности, Командорские Кресты Возрождения.
При подписании договора СССР обязался регулярно предоставлять заказы ПНР на поставку машин. Кроме Советского Союза, вертолет закупали в странах соцлагеря, а также Ираке, Ливии, Египте, некоторых африканских государствах. Один сельскохозяйственный экземпляр даже оказался в США в 1978-м. После перепродаж машина встречалась в Турции, странах Латинской Америки.
Поляки попытались было присвоить машине индекс SM и свое название «Марибу» (птица, обожающая падаль). Однако все это не утвердилось и в итоге оставили «Ми-2». В 67-м вертолет продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. Причем аппарат представлял не СССР, а ПНР. Натовцы дали ей название Hoplite – так у древних эллинов называли пехоту.
За границей Ми-2 особым спросом пользовался у военных. Фото: YouTube.com
После начала крупномасштабного производства вертолет несколько лет был единственной двухдвигательной винтокрылой машиной в мире. Только через 6 лет на американский конвейер встал Bell-212, оборудованный парой моторов РТбТ-3 Twin Рас.
Усовершенствования
В 70-е в конструкцию машины постоянно вносились коррективы. Так в 71-м заменили сдвижное окно около пилота на дверь, позже вертолет оснастили стеклопластиковыми винтами, на с/х версии ставили новые большие (600 л) баки под химикаты. При этом отказались от стали, которую разъедали реагенты. Резервуары начали изготавливать из пластмассы. Ряд узлов подвергли доработке.
Модификации
Их было достаточно много, в т. ч. и военных. У гражданских популярностью пользовалась пассажирская и грузовая версии Ми-2Т и Ми-2П, а также «люксовый» вариант для VIP-персон Ми-2П «Салон». Ми-2М отличался другими двигателями – ГТД-350П мощностью 450 «лошадей», Ми-2А располагал моторами турбовального типа АИ-450. Выпускались и другие модели машины: поисково-спасательная (в т. ч. палубная), санитарная, реанимационная, патрульная, учебно-тренировочная, сельскохозяйственная. Были и узкоспециализированные: например, Ми-2 с радиолокационным оснащением использовался в Болгарии для поиска загрязненных участков Черного моря.
На с/х работах. Фото: YouTube.com
И это, не считая военных модификаций! Технические данные базовой версии Ми-2:
✅ диаметр главного и хвостового винта – 14,5 и 2,7 м
✅ масса пустого и максимальная взлетная – 2,372 и 3,659 т
✅ силовая установка – 2ГТД-350 по 298 л. с.
✅ средняя и наибольшая скорость – 194 и 210 км/ч
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – 790 км
Официально вертолеты производились с 1965 по 1998 годы, однако последнюю машину, сделанную на базе Ми-2 PZL Kania поляки выпустили в 2006-м (19 единиц).
Эксплуатация
Ми-2 успешно используется: его можно встретить во многих странах мира. На сегодняшний день странами-эксплуатантами является 38 государств. К сожалению, есть множество официально подтвержденных фактов авиакатастроф и происшествий. С 1969 по 2022 оформлен 61 случай. Самые последние находятся еще на стадии расследования. Сегодня где-то машины активно используется, а где-то стоят в качестве музейных экспонатов.
Модернизированный Ми-2 на выставке Helirussia-2018. Красавец! Фото: YouTube.com
Например, 4 штуки есть в США, в Музее холодной войны. Еще 13 машин у частных коллекционеров, причем 3 из них летают. В России известно о трех Ми-2, стоящих на «приколе» в Верхней Пышме (музей в Свердловской области), Кургане и Новосибирске.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...