
Ремонтируем и меняем трапецию стеклоочистителей
Стеклоочистители выходят из строя двумя «способами»: сразу и внезапно или «умирают долго и мучительно». В первом случае еще есть шанс, что все дело в перегоревшем предохранителе, неисправной проводке. Если это так, можно сказать, вам «повезло» и ремонт не займет слишком много времени. А вот при постепенном ухудшении работы стеклоочистителя причину придется искать глубже и дальше. Однако это не значит, что с проблемой нельзя справиться самостоятельно. Можно.
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.
Трапеция для Renault Megane I (от 2002 года). Средняя цена: 2417 руб. Фото: ЯндексМаркет
Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.
Мотор-редуктор (ВАЗ-2110) в разобранном виде – печальное зрелище. Фото: YouTube.com
Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.
Та самая втулка на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.
Установка новой пластиковой втулки из ремкомплекта на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».
Электродвигатель с редуктором (ВАЗ-2113-15). Средняя цена: 1800 руб. Фото: YouTube.com
Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.
Демонтаж трапеции на Lada Kalina. Фото: YouTube.com
Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.
Трапеция с мотор-редуктором в сборе для УАЗ (внизу указан каталожный номер). Средняя цена: 9332 руб. Фото: ЯндексМаркет
Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Конструкция
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Как работают стеклоочистители?
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.

Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Почему ломается механизм стеклоочистителей
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.

Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.

Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Замена отдельных элементов
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.

Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Мотор-редуктор
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».

Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Снятие и установка «трапеции» на примере Lada Kalina
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.

Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Итоги
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.

Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....