Ремонтируем и меняем трапецию стеклоочистителей
Стеклоочистители выходят из строя двумя «способами»: сразу и внезапно или «умирают долго и мучительно». В первом случае еще есть шанс, что все дело в перегоревшем предохранителе, неисправной проводке. Если это так, можно сказать, вам «повезло» и ремонт не займет слишком много времени. А вот при постепенном ухудшении работы стеклоочистителя причину придется искать глубже и дальше. Однако это не значит, что с проблемой нельзя справиться самостоятельно. Можно.
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.
Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.
Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.
Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.
Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».
Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.
Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.
Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Конструкция
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Как работают стеклоочистители?
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.
Трапеция для Renault Megane I (от 2002 года). Средняя цена: 2417 руб. Фото: ЯндексМаркет
Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Почему ломается механизм стеклоочистителей
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.
Мотор-редуктор (ВАЗ-2110) в разобранном виде – печальное зрелище. Фото: YouTube.com
Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.
Та самая втулка на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Замена отдельных элементов
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.
Установка новой пластиковой втулки из ремкомплекта на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Мотор-редуктор
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».
Электродвигатель с редуктором (ВАЗ-2113-15). Средняя цена: 1800 руб. Фото: YouTube.com
Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Снятие и установка «трапеции» на примере Lada Kalina
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.
Демонтаж трапеции на Lada Kalina. Фото: YouTube.com
Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Итоги
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.
Трапеция с мотор-редуктором в сборе для УАЗ (внизу указан каталожный номер). Средняя цена: 9332 руб. Фото: ЯндексМаркет
Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...