Ремонтируем и меняем трапецию стеклоочистителей
Стеклоочистители выходят из строя двумя «способами»: сразу и внезапно или «умирают долго и мучительно». В первом случае еще есть шанс, что все дело в перегоревшем предохранителе, неисправной проводке. Если это так, можно сказать, вам «повезло» и ремонт не займет слишком много времени. А вот при постепенном ухудшении работы стеклоочистителя причину придется искать глубже и дальше. Однако это не значит, что с проблемой нельзя справиться самостоятельно. Можно.
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.
Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.
Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.
Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.
Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».
Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.
Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.
Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
Конечно, есть и другой вариант: купить новый механизм (в народе его называют «трапеция») в сборе. Однако «родная» запчасть, особенно к иномаркам, стоит довольно дорого. Да и аналоги тоже нельзя назвать дешевыми. Можно поставить «нечто» китайское, но сколько «оно проживет» и не придется ли снова покупать механизм, и уже дороже – большой вопрос.
Конструкция
Принципиально у всех автомобилей, будь то БМВ или «Запорожец», она одинакова: исключения встречаются редко. Основой механизма дворников является металлическая рама: составная или сварная. В ней зафиксированы втулки, в которых крутятся оси поводков «дворников». Раму сломать сложно: такое может произойти разве что в случае серьезной аварии.
Как работают стеклоочистители?
Во втулках есть оси, на одной стороне которых – шлицевой конус (на него мы одеваем поводки со щетками), с другой – рычаги с «головками»-шарами. На эти шарниры передается возвратно-поступательное движение через металлические тяги. В их концах расположены втулки.
Трапеция для Renault Megane I (от 2002 года). Средняя цена: 2417 руб. Фото: ЯндексМаркет
Чтобы демонтировать рычаги, нужно их поддеть и, преодолевая упругость пластика, снять с усилием и последующим щелчком. Чтобы шарниры нормально работали как можно дольше, их периодически нужно смазывать консистентным составом, предварительно очистив соединение от грязи старой зубной щеткой. Для ухода лучше пользоваться каким-нибудь специальным, влагостойким средством. В крайнем случае подойдет и «всенародный» «Литол».
Почему ломается механизм стеклоочистителей
Если сгорел предохранитель, поставьте новый – ситуация тут же повторилась? Тогда нужно искать причину. Сначала проверьте проводку, не замыкает ли она на корпус. Для этого найдите в «фишке» (ее нужно разъединить), подсоединяемой к моторчику, контакт, отвечающий за подачу напряжения 12 В. Далее понадобится тестер, переключенный в режим измерения (диапазон до 200 Ом) сопротивления.
Мотор-редуктор (ВАЗ-2110) в разобранном виде – печальное зрелище. Фото: YouTube.com
Одним щупом прикоснитесь к контакту, вторым – к металлической части кузова, двигателя. Прибор должен показать бесконечность. Если это не так – проводка замыкает на «массу». Иногда предохранитель перегорает из-за возросшей нагрузки. Тут уже несколько вариантов:
✅ сгорел, замкнул мотор-редуктор
✅ под механизм попал посторонний предмет, и он застопорился
✅ неисправно реле (оно обычно находится рядом с предохранителями)
Если слышно, как крутится электродвигатель, а щетки при этом стоят на месте, причины может быть две. Первая – разрушение механизма или износ втулок. Кстати, по отзывам владельцев российских авто, срок службы этих деталей при интенсивной эксплуатации машины редко превышает 3-4 года.
Та самая втулка на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Вторая – откручивание гайки крепления из-за плохого затягивания. В последнем случае это, скорее всего, непрофессионализм, «забывчивость» при монтаже трапеции.
Замена отдельных элементов
Если части механизма разбираются с некоторым усилием, то все в порядке – добавление смазки после удаления грязи восстановит нормальную работу стеклоочистителя. Но бывает и так, что втулки, сделанные из пластика из-за сухого трения или в силу возраста, разбалтываются и в процессе эксплуатации слетают. Тогда их нужно менять: в автомагазинах нередко продают ремкомплекты к конкретным моделям.
Установка новой пластиковой втулки из ремкомплекта на Lada Granta. Фото: YouTube.com
Если найти сложно, стоит попытаться подобрать деталь от более дешевого автомобиля. Например, на «Форд Фокус» свободно устанавливаются втулки от ВАЗ-2110 и ему подобных моделей. Стоит предостеречь от соблазна заменить втулки, не демонтируя трапецию: есть риск погнуть шарниры.
Мотор-редуктор
Когда механизм почищен и смазан, стоит обратиться к «основной движущей силе». Моторчик стеклоочистителя со временем тоже изнашивается: «стареют» щетки, истирается коллектор. В редукторе имеется смазка, которая засыхает. Также могут окислиться контакты механического выключателя, обеспечивающего однократный ход «дворников».
Электродвигатель с редуктором (ВАЗ-2113-15). Средняя цена: 1800 руб. Фото: YouTube.com
Разберите моторчик (сделать это несложно – все крепится обычно на винтах). Далее:
✅ обработайте наждачкой-«нулевкой» медную часть ротора
✅ червяк редуктора освободите от старой смазки, почистите и промойте растворителем (бензином), просушите
✅ заложите новый консистентный состав или ЛИТОЛ-24
✅ проверьте длину щеток, при необходимости замените
✅ той же «нулевкой» прочистите контакты, обеспечивающие возврат щеток в «парковочное место»
В предпоследнем случае необязательно рыскать по интернету в поисках нужной запчасти. Достаточно посетить любой строительный магазин со «своей» щеткой и подобрать что-нибудь подобное, лучше чуть больших размеров. Потом просто подточите купленный графитовый элемент до требуемых «габаритов». Щетка должна свободно ходить в своем посадочном месте! В большинстве случаев при замене понадобится паяльник, чтобы зафиксировать провод.
Снятие и установка «трапеции» на примере Lada Kalina
Если вы решили купить механизм стеклоочистителя или его моторчик, сначала обратите внимание на электродвигатель. Если это Bosch, то крепления трапеции может и не совпасть. Придется приобретать механизм в сборе с моторчиком «Бош». Поэтому лучше идти в магазин с трапецией и двигателем, чтобы быть уверенным в совместимости.
Демонтаж трапеции на Lada Kalina. Фото: YouTube.com
Но даже если вы ограничитесь ремонтом, все равно механизма придется снимать и устанавливать. Демонтаж:
✅ подденьте тонкой плоской отверткой заглушки креплений «дворников»
✅ открутите торцовым инструментом гайки
✅ ключом-звездочкой отверните наружную облицовку с водительской стороны
✅ откройте капот, чтобы получить доступ к последнему креплению накладки
✅ трапеция держится на трех гайках, которые нужно выкрутить
✅ приподнимите механизм и рассоедините электроразъем
Теперь все вытащите «в комплекте», вместе с моторчиком и редуктором. Если его нужно заменить, то придется открутить три крепежных болтика. Перед демонтажем узла пометьте маркером (запомните), как стоит главная тяга по отношению к электродвигателю. Если потом прикрепите рычаг неправильно, щетки не дойдут до границ очищаемой зоны и будут «падать» на капот.
Иногда регулировку правильного положения приходится делать уже после установки трапеции, что чрезвычайно неудобно. Но приспособиться можно, если у вас тонкие руки и такие же «музыкальные» пальцы!
Итоги
Замена щеток – простейшая процедура, с которой справится любой. Хотя и тут есть свои нюансы. Иное дело – ремонт или установка механизма. Если он стоит недорого, имеет смысл приобрести новый, причем лучше в сборе с мотор-редуктором.
Трапеция с мотор-редуктором в сборе для УАЗ (внизу указан каталожный номер). Средняя цена: 9332 руб. Фото: ЯндексМаркет
Потому что, если износилась трапеция, было бы странно думать, что электродвигатель, как новый. Исключением служат ситуации, когда под механизм попал посторонний предмет и его заклинило. Или, например, у вас перегорел предохранитель, а вы вместо него поставили «жучок», забыв заменить потом на новый. В таких случаях при попадании под механизм чего-то крупного (ключа или детали, забытые при копании под капотом) моторчик почти что наверняка сгорит. Будьте бдительны!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...