JAWA 50 Jawetta 551: передовой чехословацкий мопед конца 50-х
Уже в довоенный период появились такие термины как «легкий мотоцикл» и «велосипед с мотором». Немного позже в обиход вошло выражение «мотовелосипед». Согласитесь, длинное и неудобопроизносимое. Поэтому неудивительно, что разбитные современники ловко сократили его до хорошо привычного сегодня – «мопед». Да, лаконично и красиво. Именно такая форма прижилась и в английском языке, и в чешском. А вот прагматичные и вычурные французы оставили «веломотюр». Ну, кому как.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.
Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.
Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.
Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.
Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.
На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.
Jawetta Sport производился в двухцветном исполнении. Фото: youtube.com
Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Заполнение рынка после вакуума 40-х
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Основной мотозавод страны с начала 50-х разрабатывал перспективную модель. Ею стала JAWA 50 Jawetta. Она производилась с 1958 по 1962 годы на заводе им. 9 Мая в Нусли (Прага).
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.
Переключение передач осуществлялось на руле. Фото: youtube.com
Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Техническое исполнение модели
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.
50-кубовый двигатель располагался снизу. Фото: youtube.com
Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.
Круглая фара со специальным кожухом. Фото: youtube.com
Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Экспорт в СССР
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.
19-дюймовые узкие колеса. Фото: youtube.com
На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....