JAWA 50 Jawetta 551: передовой чехословацкий мопед конца 50-х
Уже в довоенный период появились такие термины как «легкий мотоцикл» и «велосипед с мотором». Немного позже в обиход вошло выражение «мотовелосипед». Согласитесь, длинное и неудобопроизносимое. Поэтому неудивительно, что разбитные современники ловко сократили его до хорошо привычного сегодня – «мопед». Да, лаконично и красиво. Именно такая форма прижилась и в английском языке, и в чешском. А вот прагматичные и вычурные французы оставили «веломотюр». Ну, кому как.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.
Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.
Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.
Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.
Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.
На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.
Jawetta Sport производился в двухцветном исполнении. Фото: youtube.com
Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Заполнение рынка после вакуума 40-х
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Основной мотозавод страны с начала 50-х разрабатывал перспективную модель. Ею стала JAWA 50 Jawetta. Она производилась с 1958 по 1962 годы на заводе им. 9 Мая в Нусли (Прага).
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.
Переключение передач осуществлялось на руле. Фото: youtube.com
Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Техническое исполнение модели
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.
50-кубовый двигатель располагался снизу. Фото: youtube.com
Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.
Круглая фара со специальным кожухом. Фото: youtube.com
Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Экспорт в СССР
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.
19-дюймовые узкие колеса. Фото: youtube.com
На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...