
JAWA 50 Jawetta 551: передовой чехословацкий мопед конца 50-х
Уже в довоенный период появились такие термины как «легкий мотоцикл» и «велосипед с мотором». Немного позже в обиход вошло выражение «мотовелосипед». Согласитесь, длинное и неудобопроизносимое. Поэтому неудивительно, что разбитные современники ловко сократили его до хорошо привычного сегодня – «мопед». Да, лаконично и красиво. Именно такая форма прижилась и в английском языке, и в чешском. А вот прагматичные и вычурные французы оставили «веломотюр». Ну, кому как.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.
Jawetta Sport производился в двухцветном исполнении. Фото: youtube.com
Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.
Переключение передач осуществлялось на руле. Фото: youtube.com
Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.
50-кубовый двигатель располагался снизу. Фото: youtube.com
Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.
Круглая фара со специальным кожухом. Фото: youtube.com
Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.
19-дюймовые узкие колеса. Фото: youtube.com
На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
На долгие десятилетия легкая двухколесная техника напоминала своим названием каждому, что унаследовала ДВС от мотоцикла и педали – от велосипеда. Ее выбирали как второй номер, в дополнение к полноценному мотоциклу (который мог быть также с боковым прицепом) или автомобилю. На этой же технике обучалась молодежь, которая уже выросла из «штанишек безмоторных поездок». Пожилые, нуждавшиеся в средстве передвижения, иногда, тоже отдавали предпочтение маломощному мопеду.

Как видите, у таких аппаратов имелось полным-полно поклонников в разных возрастных и социальных категориях. Еще к этому добавим тот факт, что водители малокубатурных средств передвижения не нуждались в регистрации и оформлении водительского удостоверения. Не погрешу против истины, если скажу, что спрос на них во все времена сохранялся на очень высоком уровне.
И такая ситуация наблюдалась не только в нашей стране. Например, родина легендарной JAWA тоже имела законы, освобождающие владельцев аппаратов с объемом двигателя до 50 куб. см от оформления прав, номерного знака и уплаты дорожного налога. Впрочем, последнее логично вытекало из двух предыдущих. Если владелец нигде в госорганах не «засветился», то и налог с него взять довольно проблематично. Сразу оговорюсь, что в довоенное время планка бесплатного использования находилась еще выше – 100 куб. см. По сути, почти легкий мотоцикл. Но с педалями, и без надобности его оформления – очень выгодная штука.
Заполнение рынка после вакуума 40-х
Самыми популярными чехословацкими мопедами довоенного периода можно считать CZ 98 и JAWA 100 Robot. А вот в четвертом десятилетии, по причине войны и послевоенного восстановления, выпуск легкой мототехники не производился. Но заполнение востребованного сектора было лишь вопросом времени.
Основной мотозавод страны с начала 50-х разрабатывал перспективную модель. Ею стала JAWA 50 Jawetta. Она производилась с 1958 по 1962 годы на заводе им. 9 Мая в Нусли (Прага).
Новый мопед оказался очень продвинутым для того времени и, практически, не имел конкурентов в своем классе. Некоторые даже сравнивали Jawetta с легендарным Perak, также стоявшим на голову выше своих современников. Всего с конвейера сошло четыре версии популярного мопеда (две базовые и две спортивные):
✅ 551/00 Standard
✅ 551/01 De Luxe
✅ 551/02 Sport
✅ 551/03 Sport special
Последние два варианта оказались не только более скоростными, но и имели повышенную мощность двигателя. Все они именовались Jawetta, что было уменьшительно-ласкательным от названия основного бренда. Сразу отметим, что он не имеет ничего общего с первыми попытками создания подобной техники, проводимыми в словацких механических мастерских Поважа.

Все дело в том, что во время конструкторских изысканий первой половины десятилетия и переработки архивной чертежной документации, в 1954 году на свет появилось несколько прототипов JAWA 359. Со временем их отдали для производства словацкому предприятию Povazske strojaren. Но это совсем другая разработка, не связанной с моделью, о которой идет речь в сегодняшнем материале.
Техническое исполнение модели
Стоит отметить, что время войны стало мощным толчком для развития техники с ДВС. В следующем десятилетии для достижения желаемых характеристик уже не требовался 100-кубовый мотор. Оказалось достаточно и силового агрегата с вдвое меньшим объемом. Словацкие специалисты отреагировали на законодательные изменения от 1955 года (ограничения для «бесправной» техники по максимальной скорости, соотношению массы, мощности и объему двигателя до 50 куб. см). Так появилась JAWA 550 Pionyr.

Теперь дело оставалось за малым: создание аналогичной, но менее требовательной машины, соответствующей классификации «мопед». К 1956 году подготовили несколько прототипов, которые представили на брненской инженерной ярмарке того же года. Последним штрихом стала разработка двух новых двигателей типа Fichtel & Sachs серии «551» и «552», с максимальным количеством взаимозаменяемых деталей.
Корпус мопеда сварили из двух металлических листовых штамповок глубокой вытяжки. Прочности им добавили поперечные ребра жесткости. Добавкой вертикального усиления стал способ установки топливного бака – в полость под рулем. Что-то похожее повторили в советских «Ригах» более позднего периода. Задняя качающаяся вилка подвешивалась на единственной винтовой пружине под сидением. Ее штифт прошел через самую тяжелую часть конструкции – силовой агрегат. Он же служил продольным усилением кузова. Прочную переднюю вилку необычно подвесили на коромыслах с винтовой пружиной.

Бифиламентную фару (с элементами дальнего и приглушенного света) установили в аккуратную алюминиевую маску. Она состояла из двух частей и крепилась к передней вилке. Здесь же располагались другие детали управления:
✅ выключатель света
✅ тахометр
✅ хромированный зуммер (клаксон) под фарой
Первые два элемента приводились в движение червячной передачей на переднем колесе. Глубокое переднее крыло прочно прикрепили к вилке. Задний каплевидный фонарь с «ромбовидной» линзой, соответствовал имеющемуся у предыдущей модели. А вот сидения устанавливались разные. У базовых версий – обычные велосипедные, закрепленные на регулируемой по высоте трубе. На спортивные варианты исполнения создатели поставили сидения мотоциклетного типа. Здесь же имелась и иная конфигурация более вместительного бака. Следующие характеристики (в скобах – отличие спортивных версий):
✅ 2-тактный, одноцилиндровый двигатель – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,5 (2) л. с.
✅ максимальная скорость – 45 (51) км/ч
✅ вес – 47,5 (50,5) кг
✅расход топлива – 1,65(1,8) л/100 км
✅запас топлива – 2,7 (6,5) л
Сменные 19-дюймовые колеса имели алюминиевые ступицы с барабанными тормозами. Наиболее распространенным цветовым оттенком был темно-вишневый («явовский»). Другие цвета: кремовый, зеленый и голубой. Иногда присутствовали чеканные оттенки зеленого и серо-голубого. Спортивные версии часто выходили в двухцветном исполнении.
Экспорт в СССР
Советские города 50-х еще не имели плотной застройки кварталов. Не могли они похвастать и хорошо разветвленной сетью внутригородского транспорта. Все это приводило к тому, что мопед для многих «безлошадных» являлся оптимальной заменой ежедневных многокилометровых походов. Вот только советские производители такой техники еще только набирались опыта и наращивали объемы производства.

На помощь пришли чехословацкие товарищи со своей Jawetta. Техника, которая и пару десятилетий спустя выглядела не хуже советских «коллег» начала 80-х, тогда точно считалась последним писком техники. Удивительный расход топлива и очень мягкий ход, надежность и долговечность. Вот только поставки носили очень ограниченный характер, что не позволило модели стать массовой в СССР (в отличие от ее старшего, вернее, младшего, «брата»). Кстати, цена у этого педального чуда тоже «кусалась».
Многие счастливые советские обладатели такой техники, очень бережно к ней относились. Это позволило некоторым мопедам дожить до сегодняшних дней. И они остаются в полностью рабочем состоянии, а по большинству параметров превосходят «Ригу-22» или «Карпаты-1». Напомню, последние появились почти на четверть века позже – в 1981 году. Думаю, это служит лучшим подтверждением высокого качества чехословацких мопедов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...