С Ми-6 не мог конкурировать ни один вертолет в мире
Успешная разработка и постановка на конвейер транспортно-десантного вертолета Ми-4 придало новых сил коллективу КБ Миля и организация приступила к созданию более тяжелой машины, как того требовало время. Изначально проектировался аппарат грузоподъемностью 6 т, но военные внесли свои коррективы, потребовав увеличить эту цифру, как минимум, в два 1,5 раза. Впоследствии, кроме боевой версии, были выпущены гражданские варианты: санитарный, пожарный, грузовой и пассажирский.
Предыдущие попытки как советских, так и зарубежных конструкторов запустить в серию вертолет со взлетной массой боле 14 т успеха не имели. Милю советовали отказаться от привычной схемы расположения винтов и сделать ее продольной. Однако главный конструктор предложения не принял и предпочел строить летательный аппарат с одним несущим винтом, имевшим невиданный по тем временам диаметр: более 30 м. Тогда у машин подобного типа это значение не превышало 25-ти м.
Попытка американской компании «Хьюз» построить вертолет с винтами диаметром 37,6 м не удалась. А сделать особый редуктор, рассчитанный под тяжелую машину, в мире даже и не пытались.
При начальной разработке милевский аппарат получил индекс ВМ-6. Сразу стало понятно: поршневой двигатель не подойдет, поэтому решено было использовать ГТД Кузнецова ТВ-2Ф. После переделки под вертолет он получил название ТВ-2ВМ. Для лучшей центровки корпуса мотор установили перед главным редуктором. Сначала был запроектирован один двигатель, но после вмешательства военных, потребовавших увеличить грузоподъемность, пришлось поставить два.
Кроме того, заказчик еще и хотел получить большую скорость, чтобы машина летала чуть ли не как самолет. Миль проработал и этот вариант с демонтируемыми крыльями, но впоследствии от него отказался.
Предварительный проект ВМ-6 к декабрю 1953-го закончили. Теперь предстояло выполнить не менее сложную задачу: убедить правительство, что «все это полетит», и полетит хорошо. Через полгода летом 1954-го нужное Постановление СМ СССР было получено, деньги выделены.
Эскизный проект В-6 (так стали сокращенно называть новый вертолет) представили к концу этого же года. Утвердили разработку летом 1955-го. Постройка опытных экземпляров стартовала на двух заводах: №23 и №329. Здесь вертолет опять переименовали, теперь уже окончательно он стал называться Ми-6. Хотя в цехах и документах фигурировало «изделие 50».
В первую очередь они возникли при изготовлении винта и его главной втулки. Советские инженеры внедрили нигде не применявшуюся ранее конструкцию лопастей. Это был лонжерон (три трубы), выполненный из стали, к которому присоединялись секции, не скрепленные между собой. В итоге каркас не испытывал переменной нагрузки. Впоследствии стали делать лонжерон с разной толщиной стенок: технология постоянно совершенствовалась. Если в 1957-м наработка на отказ лопастей составляла 50 ч, то к 1971-му эта цифра выросла до 1500 ч. А вот рулевым винтом никто не занимался: он имел «стандартную» конструкцию из цельнодеревянных лопастей.
Фюзеляж – клепаный, по объему сопоставим с самолетами Ан-8, Ан-12. В чрезвычайных ситуация машина могла принять на борт до полутора сотен человек. Пол в грузовом отделении снабдили крепежами для транспортировки техники, оборудования. Также предусмотрена установка внешней подвески (она была демонтируемая), рассчитанной на подъем 6 т.
Опытный Ми-6 собирали в Захарково. От земли машину оторвали первый раз в июне 1957-го года. Через пару недель состоялся полет по кругу. Выявился ряд недостатков, которые постепенно устраняли. В начале 1958-го построили второй опытный экземпляр, теперь уже с полным комплектом оборудования и двухпозиционным крылом. Общие технические данные Ми-6:
✅ диаметр основного винта, длина машины и ее высота – 35 м, 33,18 м, 9,86 м
✅ вес пустого и наибольший взлетный ؘ 26,5, 41,7 т
✅ мощность силовой установки – 8200 л. с. (2х4100)
✅ средняя и максимальная скорость – 200 и 250 км/ч
✅ высота – до 4,5 км
✅ дальность – 500 км
В состав экипажа входило до пяти человек. Внутри отсека вертолет мог перевозить до 12 т, на подвеске – до 8 т. Из гражданских версий машины наиболее часто использовался Ми-6П, разработанный в 1965 году. Для пожарников предлагался вариант Ми-6ПЖ, спасателей – Ми-6ПС, врачей – Ми-6С, строителей – Ми-10 («кран»). Еще был транспортно-пассажирский вариант, рассчитанный на 65 человек, умещавшихся на откидных сиденьях.
Обе машины принимали участие в параде 8 ноября, состоявшимся в Тушино. К концу года заводской этап проверок завершился.
«Попутно» с «обкаткой» летчик-испытатель Р. Капрелян установил мировой рекорд по высоте и массе подвешенного груза. Ми-6 сумел 30.10.1957 года на 2, 432 км поднять 12,004 тонны. Рекорд в 2 раза превосходил достижение S-56 (США). Западная пресса была восхищена, газеты писали, что советский вертолет способен поднять любой американский или европейский вместе с нагрузкой.
Позже Ми-6 под управлением этого же летчика-испытателя поднялся на высоту 2,738 км с грузом в 20,1 тонну. Только через двенадцать лет вертолет отдал свое звание «самого мощного в мире», машине, разработанной тем же КБ Милля В-12. При его создании использовались инженерные решения, примененные в Ми-6. В 1961-м году вертолет установил скоростной рекорд в 320 км/ч, а через пару лет и вовсе – 340,15 км/ч. В то время – недосягаемые цифры. За эти достижения Геликоптерное общество США наградило бюро Миля главным американским призом им. Сикорского.
Она затянулась из-за решения использовать новые двигатели Д-25В, которые были легче и меньше, но имели противоположное направление вращения, по сравнению с ТВ-2ВМ. Поэтому пришлось создать новый редуктор Р-7, провести некоторые доработки. Усовершенствованный вертолет был готов к весне 59-го.
Госиспытания Ми-6 растянулись на полтора года, что не так много для новой модели. В ходе проверок не обошлось и без происшествий, к счастью, жертв не было. В основном проблемы были связаны с авторотацией. Каждый случай расследовался, в конструкцию вносились дополнения. С течением времени недоработки были устранены и в конце 1962-го вертолет приняли в серийное производство.
С 1959-й по 1980-й выпущено 926 машин (эксплуатация прекращена в 2002-м). В боевых условиях в ходе арабо-израильского конфликта на земле уничтожено 10 машин, в Афганистане потеряно 28 аппаратов. Из гражданских трагедий наиболее страшная произошла в Новоаганске в 1984-м, когда погибло 38 человек. Сегодня три Ми-6 стоят в Монино, по одному в Риге, Ульяновске, Самаре (СГАУ), Тольятти (Музей ВАЗ).
Еще три машины есть в Жуковском, несколько штук В Тюмени и Новосибирске – последним эксплуатантом являлась компания «ЮТэйр».
Предыдущие попытки как советских, так и зарубежных конструкторов запустить в серию вертолет со взлетной массой боле 14 т успеха не имели. Милю советовали отказаться от привычной схемы расположения винтов и сделать ее продольной. Однако главный конструктор предложения не принял и предпочел строить летательный аппарат с одним несущим винтом, имевшим невиданный по тем временам диаметр: более 30 м. Тогда у машин подобного типа это значение не превышало 25-ти м.
Размах винтов Ми-6 впечатлял. Фото: YouTube.com
Попытка американской компании «Хьюз» построить вертолет с винтами диаметром 37,6 м не удалась. А сделать особый редуктор, рассчитанный под тяжелую машину, в мире даже и не пытались.
Проекты
При начальной разработке милевский аппарат получил индекс ВМ-6. Сразу стало понятно: поршневой двигатель не подойдет, поэтому решено было использовать ГТД Кузнецова ТВ-2Ф. После переделки под вертолет он получил название ТВ-2ВМ. Для лучшей центровки корпуса мотор установили перед главным редуктором. Сначала был запроектирован один двигатель, но после вмешательства военных, потребовавших увеличить грузоподъемность, пришлось поставить два.
Вертолет с крыльями? Тогда это было что-то новое! Фото: YouTube.com
Кроме того, заказчик еще и хотел получить большую скорость, чтобы машина летала чуть ли не как самолет. Миль проработал и этот вариант с демонтируемыми крыльями, но впоследствии от него отказался.
Параллельно заказ на создание тяжелой машины был передан в КБ Камова, где уже разрабатывали модель Ка-22. Аппарат имел поперечную компоновку с парой несущих винтов и столькими же тянущими.
Камов делал свой вертолет Ка-22. Фото: YouTube.com
Предварительный проект ВМ-6 к декабрю 1953-го закончили. Теперь предстояло выполнить не менее сложную задачу: убедить правительство, что «все это полетит», и полетит хорошо. Через полгода летом 1954-го нужное Постановление СМ СССР было получено, деньги выделены.
Сборка вертолетов на заводе. Фото: YouTube.com
Эскизный проект В-6 (так стали сокращенно называть новый вертолет) представили к концу этого же года. Утвердили разработку летом 1955-го. Постройка опытных экземпляров стартовала на двух заводах: №23 и №329. Здесь вертолет опять переименовали, теперь уже окончательно он стал называться Ми-6. Хотя в цехах и документах фигурировало «изделие 50».
Сложности разработки
В первую очередь они возникли при изготовлении винта и его главной втулки. Советские инженеры внедрили нигде не применявшуюся ранее конструкцию лопастей. Это был лонжерон (три трубы), выполненный из стали, к которому присоединялись секции, не скрепленные между собой. В итоге каркас не испытывал переменной нагрузки. Впоследствии стали делать лонжерон с разной толщиной стенок: технология постоянно совершенствовалась. Если в 1957-м наработка на отказ лопастей составляла 50 ч, то к 1971-му эта цифра выросла до 1500 ч. А вот рулевым винтом никто не занимался: он имел «стандартную» конструкцию из цельнодеревянных лопастей.
Несущий винт разрабатывали почти с «нуля». Фото: YouTube.com
Изготовлением оригинального планетарного редуктора с четырьмя ступенями занималась группа инженеров под руководством Корецкого В. И Котикова А. Готовая конструкция Р-6 развивала крутящий момент до 60 тыс. кГм. За границей построить нечто подобное смогли только через 17 лет.
Советские инженеры разработали свой, уникальный редуктор. Фото: YouTube.com
Фюзеляж – клепаный, по объему сопоставим с самолетами Ан-8, Ан-12. В чрезвычайных ситуация машина могла принять на борт до полутора сотен человек. Пол в грузовом отделении снабдили крепежами для транспортировки техники, оборудования. Также предусмотрена установка внешней подвески (она была демонтируемая), рассчитанной на подъем 6 т.
Полеты
Опытный Ми-6 собирали в Захарково. От земли машину оторвали первый раз в июне 1957-го года. Через пару недель состоялся полет по кругу. Выявился ряд недостатков, которые постепенно устраняли. В начале 1958-го построили второй опытный экземпляр, теперь уже с полным комплектом оборудования и двухпозиционным крылом. Общие технические данные Ми-6:
✅ диаметр основного винта, длина машины и ее высота – 35 м, 33,18 м, 9,86 м
✅ вес пустого и наибольший взлетный ؘ 26,5, 41,7 т
✅ мощность силовой установки – 8200 л. с. (2х4100)
✅ средняя и максимальная скорость – 200 и 250 км/ч
✅ высота – до 4,5 км
✅ дальность – 500 км
В состав экипажа входило до пяти человек. Внутри отсека вертолет мог перевозить до 12 т, на подвеске – до 8 т. Из гражданских версий машины наиболее часто использовался Ми-6П, разработанный в 1965 году. Для пожарников предлагался вариант Ми-6ПЖ, спасателей – Ми-6ПС, врачей – Ми-6С, строителей – Ми-10 («кран»). Еще был транспортно-пассажирский вариант, рассчитанный на 65 человек, умещавшихся на откидных сиденьях.
В прозрачном носу кабины сидит штурман, как в Ту-134. Фото: YouTube.com
Обе машины принимали участие в параде 8 ноября, состоявшимся в Тушино. К концу года заводской этап проверок завершился.
Рекорды
«Попутно» с «обкаткой» летчик-испытатель Р. Капрелян установил мировой рекорд по высоте и массе подвешенного груза. Ми-6 сумел 30.10.1957 года на 2, 432 км поднять 12,004 тонны. Рекорд в 2 раза превосходил достижение S-56 (США). Западная пресса была восхищена, газеты писали, что советский вертолет способен поднять любой американский или европейский вместе с нагрузкой.
Позже Ми-6 под управлением этого же летчика-испытателя поднялся на высоту 2,738 км с грузом в 20,1 тонну. Только через двенадцать лет вертолет отдал свое звание «самого мощного в мире», машине, разработанной тем же КБ Милля В-12. При его создании использовались инженерные решения, примененные в Ми-6. В 1961-м году вертолет установил скоростной рекорд в 320 км/ч, а через пару лет и вовсе – 340,15 км/ч. В то время – недосягаемые цифры. За эти достижения Геликоптерное общество США наградило бюро Миля главным американским призом им. Сикорского.
Госприемка
Она затянулась из-за решения использовать новые двигатели Д-25В, которые были легче и меньше, но имели противоположное направление вращения, по сравнению с ТВ-2ВМ. Поэтому пришлось создать новый редуктор Р-7, провести некоторые доработки. Усовершенствованный вертолет был готов к весне 59-го.
Среди прочих была и спасательная версия вертолета. Фото: YouTube.com
Госиспытания Ми-6 растянулись на полтора года, что не так много для новой модели. В ходе проверок не обошлось и без происшествий, к счастью, жертв не было. В основном проблемы были связаны с авторотацией. Каждый случай расследовался, в конструкцию вносились дополнения. С течением времени недоработки были устранены и в конце 1962-го вертолет приняли в серийное производство.
Заключение
С 1959-й по 1980-й выпущено 926 машин (эксплуатация прекращена в 2002-м). В боевых условиях в ходе арабо-израильского конфликта на земле уничтожено 10 машин, в Афганистане потеряно 28 аппаратов. Из гражданских трагедий наиболее страшная произошла в Новоаганске в 1984-м, когда погибло 38 человек. Сегодня три Ми-6 стоят в Монино, по одному в Риге, Ульяновске, Самаре (СГАУ), Тольятти (Музей ВАЗ).
Ми-6, 31 год простоявший под открытым небом в музее, запустили! (Торжок, 2022 год). Фото: YouTube.com
Еще три машины есть в Жуковском, несколько штук В Тюмени и Новосибирске – последним эксплуатантом являлась компания «ЮТэйр».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...