Летающий треугольник или зачем СССР был нужен Ми-32
Во второй половине 70-х годов прошлого века правительство Советского Союза поручает московскому вертолетному заводу им. Миля создать многовинтовую машину. Назначение — транспортировка негабаритных и сверхтяжелых грузов. Такие вертолеты понадобились для устранения логистических проблем, стоявших на пути более интенсивного освоения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.
Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.
В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.
Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.
В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Почему инженеры московского завода знали, что делать?
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.
В-12 смог увидеть небо. Фото: YouTube.com
Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Зарождение Ми-32 и его технические особенности
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.
Ми-32 обещал стать самым необычным и мощным вертолетом планеты. Фото: YouTube.com
В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.
Ми-32 мог доставить технику и оборудование в малодоступные горные районы. Фото: YouTube.com
Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Практическая реализация проекта Ми-32
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
На МВЗ им. Миля с удвоенной силой и энтузиазмом приступили к практическому воплощению своей разработки.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.
Вертолет Ми-32 был бы единственным в мире, способным зависнуть с грузом под 60 тонн на высоте 1,5 километра. Фото: YouTube.com
В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Подводя итоги
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....