
Летающий треугольник или зачем СССР был нужен Ми-32
Во второй половине 70-х годов прошлого века правительство Советского Союза поручает московскому вертолетному заводу им. Миля создать многовинтовую машину. Назначение — транспортировка негабаритных и сверхтяжелых грузов. Такие вертолеты понадобились для устранения логистических проблем, стоявших на пути более интенсивного освоения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.
В-12 смог увидеть небо. Фото: YouTube.com
Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.
Ми-32 обещал стать самым необычным и мощным вертолетом планеты. Фото: YouTube.com
В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.
Ми-32 мог доставить технику и оборудование в малодоступные горные районы. Фото: YouTube.com
Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.
Вертолет Ми-32 был бы единственным в мире, способным зависнуть с грузом под 60 тонн на высоте 1,5 километра. Фото: YouTube.com
В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Почему инженеры московского завода знали, что делать?
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.

Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Зарождение Ми-32 и его технические особенности
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.

В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.

Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Практическая реализация проекта Ми-32
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
На МВЗ им. Миля с удвоенной силой и энтузиазмом приступили к практическому воплощению своей разработки.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.

В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Подводя итоги
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....