Летающий треугольник или зачем СССР был нужен Ми-32
Во второй половине 70-х годов прошлого века правительство Советского Союза поручает московскому вертолетному заводу им. Миля создать многовинтовую машину. Назначение — транспортировка негабаритных и сверхтяжелых грузов. Такие вертолеты понадобились для устранения логистических проблем, стоявших на пути более интенсивного освоения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.
Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.
В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.
Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.
В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
Расстояние между добычными и перерабатывающими предприятиями требовало серьезной инфраструктуры, создание которой, кроме финансовой составляющей, прилично растянулось бы и по времени. Прибавьте сюда тяжелые климатические условия и сложный рельеф — такие работы грозили растянуться на десятилетия. Да только ждать СССР позволить себе не мог — противостояние с США нарастало ударными темпами. Работы по созданию вертолетов с большой полезной нагрузкой оказались в приоритете, поэтому все ОКБ страны получили одно и то же задание.
Почему инженеры московского завода знали, что делать?
Мы не будем поднимать ретроспективу по всем конструкторским бюро той эпохи, а сосредоточимся на МВЗ. Дело в том, что в практике КБ завода уже было решение похожего партийного задания. Конструкторам удалось в короткий срок удвоить несущую способность вертолетов. Идея решения была определенно простой: чтобы вертолет поднимал в два раза больше груза, достаточно увеличить количество винтов и силовых установок, объединив их в одно целое.
В-12 смог увидеть небо. Фото: YouTube.com
Так был создан Ми-12, опытный образец которого переносил 44 тонны полезного груза. В свое время он даже получил на выставке в Ле Бурже (1971 г.) награду «приз И.И. Сикорского». Примечательно, что такую высокую оценку В-12 (второе название тяжелого вертолета) наше конструкторское бюро получило от американского вертолетного общества. Однако по ряду причин новинка так и не пошла в серию — по своей практичности и безопасности полетов ей не удалось выйти на уровень машин Ми-6 и Ми-10.
Зарождение Ми-32 и его технические особенности
Но полученный опыт не прошел даром. Команда под управлением М.Н.Тищенко разработала на базе шести силовых агрегатов от Ми-26 сверхтяжелую модель с тремя несущими винтами. Турбовальные установки были объединены в гигантский по меркам летательных аппаратов того времени треугольник. Форма была выбрана неспроста.
Ми-32 обещал стать самым необычным и мощным вертолетом планеты. Фото: YouTube.com
В такой компоновке удалось избежать воздушного резонанса — отпала необходимость в общем синхронизирующем редукторе. Две гондолы получили заднее исполнение, а в передней расположилась команда — 2 пилота, оператор и бортмеханик.
Основным типом грузоперевозок была определена транспортировка с помощью подвесов. На каждой гондоле для этого было предусмотрено по три подвеса. Благодаря такой системе распределения усилий многотонный груз не должен был оказывать изгибающую нагрузку на конструкцию фюзеляжа. Вместо этого несущие балки Ми-32 подвергались силам на сжатие.
Однако для перевозки малогабаритных грузов и пассажиров было достаточно места и внутри фюзеляжа. Он был поистине огромным:
✅ высота — 4,3м
✅ длина по кабине — 40,5 м
✅ ширина по задним гондолам — 36 м
Вертолет имел дистанционный весовой контроль поднимаемых грузов, систему сбрасывания и подцепки, и мог работать в связке с другой сверхтяжелой машиной при поднятии грузов, вес которых превышал 60 тонн.
Ми-32 мог доставить технику и оборудование в малодоступные горные районы. Фото: YouTube.com
Согласно расчетам, двигатели Ми-32 (мощностью 8360 л. с. каждый, 6 агрегатов!) были способны обеспечить скорость вертолета до 230 км/час, а взлетный вес «левиафана» достигал 146-150 тонн!. Неплох был и запас хода. При полной полезной нагрузке он был ограничен 1200 километрами. У вертолета был довольно внушительный статический потолок высоты — 1,5 км. при этом максимальная высота полета достигала 4000 м.
Практическая реализация проекта Ми-32
Такого вертолета в мире еще не было. Документация нового транспортника была готова в 1977 году. Предложение получило высокую оценку и было всесторонне изучено советскими НИИ. Спустя пару лет (по меркам СССР революционный срок!) Государственный комитет СССР по науке и технологиям выдает разрешение на создание уникального вертолета.
На МВЗ им. Миля с удвоенной силой и энтузиазмом приступили к практическому воплощению своей разработки.
«Стахановскими» темпами ведется проработка систем, механизмов и всех основных узлов Ми-32. Параллельно решаются вопросы по снижению массы самого вертолета (остается только представить, как бы пригодились советским инженерам современные конструкционные материалы). Также прорабатываются предельные нагрузки вибрации и сжатия, проводятся аэродинамические испытания.
Вертолет Ми-32 был бы единственным в мире, способным зависнуть с грузом под 60 тонн на высоте 1,5 километра. Фото: YouTube.com
В конце «олимпийского» года аванпроект полностью готов. Можно приступать к практической реализации. Первые образцы должны будут подняться в небо для летных испытаний уже к концу 80-х, никак не позднее. Для начала строительства все готово, остается дождаться выхода соответствующего постановления правительства.
Подводя итоги
Создание такой винтокрылой машины оказалось достаточно дорогостоящим занятием. У СССР на то время появились более насущные задачи, которые требовали решения «здесь и сейчас». И революционный проект все никак не мог получить одобрение. А вскоре началась «перестройка», «центробежные» силы принялись растаскивать экономику СССР в разные стороны. Уже было не до мирного освоения бескрайних богатств и просторов нашей Родины. Проект так и не получил последней отмашки. А совсем скоро и вслед за ним была «отложена» и многонациональная страна.
Историкам будущего еще предстоит оценить масштабы произошедшего и дать им оценку. Как знать, возможно, в эпоху предстоящего возрождения земли Русской (а судя по нашей истории, оно неизбежно придет) разработкой Ми-32 снова заинтересуются, и кропотливый труд советских граждан окажется не напрасным.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...