Турбонаддув с интеркулером – правильно или нет?
Создав двигатели с турбонаддувом, инженерная мысль на этом не остановилась: конструкторы стали искать возможности усовершенствовать агрегат. В ходе исследований выяснилось: воздух, поступающий в мотор, имеет высокую температуру (до 200°). Это значит, что плотность потока понижена и его мало помещается в цилиндр. Если же уменьшить температуру, то воздуха в двигатель «влезет» больше, т. е. топливо будет сгорать полнее.
Отсюда – увеличение мощности, меньше вредных выбросов в атмосферу. Снижение температуры всего лишь на 10° делает мотор «сильнее» на 3 %. Ориентировочно: общая мощность силового агрегата при использовании интеркулера возрастает примерно на 20 %. Ну как не использовать подобное явление?
Изначально интеркулеры применяли в авиационных силовых установках. Позже, с появлением турбированных моторов, устройства стали устанавливать на спортивных автомобилях. А после того, как «Формула 1» стала популярной во всем мире, движки с наддувом появились и на обычных легковушках, а за ним «пришел» и интеркулер. Алгоритм его работы:
✅ холодный воздух извне идет в «улитку» наддува, где сжимается и нагревается
✅ затем поток попадает в охладитель, нередко встроенный во впускной коллектор
✅ оттуда воздух идет в двигатель, где перемешивается с топливом
Но иногда охладитель ставят перед «улиткой».
Понижение температуры воздуха осуществляется с помощью внешних потоков через заборники или посредством жидкости в отдельном радиаторе, циркулирующей в «недрах» интеркулера. Все, вроде, просто – правда, возникает вопрос, как это сделать на практике.
По конструкции это несколько трубок, соединенных пластинами, играющих роль теплоотвода. Чем-то все это напоминает штатный радиатор автомобиля. Материалом изготовления служит алюминий, иногда вместе с пластиком. Чаще всего интеркулер устанавливают в передней части машины. Есть вариант горизонтального монтажа над двигателем или в районе крыльев.
На входе и выходе устройства – бачки, сделанные из металла или пластмассы. Между ними – паяные трубки и соты. Для лучшего охлаждения могут добавляться «ребра».
Воздушный интеркулер охлаждает потоки на 45-50°, повышая мощность силового агрегата на 15-20 %. Эффект будет заметен при движении со скоростью от 40 км/ч.
Это плюсы устройства, но есть и минусы. Главный из них – большие габариты. Имеется в виду не только радиатор, но и подходящие к нему патрубки-воздуховоды, у которых должно быть большое сечение. Если размеры уменьшить, эффективность охлаждения упадет. К тому же при размещении интеркулера под капотом придется подумать, где сделать воздухозаборники. В заводских условиях эти проблемы решаются с наименьшими «усилиями»: по ходу сборки машины ставят интеркулер в самое подходящее место. Но вот в гараже запихать устройство без «оперативного вмешательства» в узлы или элементы кузова вряд ли получится. Поэтому взгляды большинства любителей «халявного» увеличения мощности обращены к иной разновидности холодильного агрегата.
Они хоть и немного сложнее по конструкции, но зато меньше по габаритам. Второй плюс заключается в большей теплоотдаче воды по сравнению с воздухом. Это преимущество и обеспечивает превосходство данной конструкции перед описанной выше. Компактность теплообенника позволяет размещать устройство в любом месте. Есть даже варианты, когда его монтируют, как один блок с впускным трактом. При этом патрубки с большим диаметром не нужны.
Но и здесь не обошлось без отрицательных моментов, главный из которых – относительная сложность устройства. В конструкцию входит циркуляционный насос, температурный датчик, управляющий модуль. Все это требует «своего» обслуживания. А в случае поломки ремонт обойдется недешево. Вот поэтому воздушные интеркулеры пока пользуются, несмотря на свою громоздкость, большей популярностью у гаражных мастеров. Но как самому «вычислить» наиболее подходящее устройство?
В первую очередь, это его площадь. Она должна соответствовать объему цилиндров, т. е. нужно найти оптимальное значение. Если охладитель будет слишком большим, то займет много места, маленьким – окажется недостаточно эффективным. То же самое относится к стенкам теплообменника. Если они толстые, охлаждение будет происходить медленно. Тонкие тоже плохо: быстро износятся от тряски и вибраций.
Также стоит обратить внимание на форму патрубков: чем меньше радиус изгиба, тем лучше, без потерь, будет проходить воздушный поток. Материал изготовления «переходников» должен иметь высокую устойчивость к воздействию агрессивных сред – топливу, маслу, повышенной температуры.
Любое вмешательство в двигатель, даже на профессиональном уровне в большинстве случаев имеет две стороны. Положительная уже рассмотрена, теперь общие отрицательные моменты. В первую очередь это понижение давления из-за появления множества «лишних» деталей, трубок, изгибов. На преодоление их сопротивления понадобится дополнительная энергия. Второе, как уже говорилось – масса, достигающая для воздушных моделей 20 (!) кг. Применение жидкостного интеркулера подразумевает появление дополнительных патрубков, которые могут и потечь. Так что сложность в техобслуживании возрастает. За всем нужно смотреть!
Обычно они возникают редко и в основном связаны с длительной эксплуатацией или выбором некачественных комплектующих. Неисправности:
✅ разрыв патрубка из-за высокого давления, бракованной детали
✅ большой количество масла внутри устройства (допустимое значение – до литра на 10 тыс. км
✅ трещины на шлангах появляются при установке интеркулера под бампером или крыльями: патрубки необходимо заменить
✅ загрязнение воздуховодов: чаще всего это происходит зимой, когда внутрь попадает песок и противоледные реагенты
Еще одна проблема касается в основном интеркулеров, размещенных спереди. При установке под бампер они элементарно повреждаются при проезде серьезных препятствий, летящих камешков и т. п.
Поэтому если устройство находится внизу, это нужно учитывать при выборе дороги. Также нелишним будет установка защитной сетки с мелкими ячейками.
Да, и в этом будет свой плюс: в случае поломки не нужно обращаться к профессионалам, что сэкономит средства. Для изготовления интеркулера подойдут теплообменники, которые можно снять с промышленных холодильных установок. Находящиеся в них детали отличаются высокой надежностью и сделаны из неподдающейся коррозии меди, алюминия. Здесь главное – правильно подобрать габариты. Жидкостный охладитель можно собрать, приняв за основу обычный радиатор, взятый с автомобиля меньшего класса по сравнению с вашим. А если нет желания возиться с изготовлением устройства?
Можно просто приобрести интеркулер с радиатором (набор) под ваше авто в магазине.
Самостоятельная установка устройства требует тщательных расчетов. Иначе из-за сопротивляемости турбина будет работать хуже и все старания, финансовые затраты сойдут на нет. Так что лучше прибегать к услугам сервисов или покупать авто с уже установленным интеркулером.
Отсюда – увеличение мощности, меньше вредных выбросов в атмосферу. Снижение температуры всего лишь на 10° делает мотор «сильнее» на 3 %. Ориентировочно: общая мощность силового агрегата при использовании интеркулера возрастает примерно на 20 %. Ну как не использовать подобное явление?
Принцип действия в автомобильном двигателе
Изначально интеркулеры применяли в авиационных силовых установках. Позже, с появлением турбированных моторов, устройства стали устанавливать на спортивных автомобилях. А после того, как «Формула 1» стала популярной во всем мире, движки с наддувом появились и на обычных легковушках, а за ним «пришел» и интеркулер. Алгоритм его работы:
✅ холодный воздух извне идет в «улитку» наддува, где сжимается и нагревается
✅ затем поток попадает в охладитель, нередко встроенный во впускной коллектор
✅ оттуда воздух идет в двигатель, где перемешивается с топливом
Но иногда охладитель ставят перед «улиткой».
Фронтальное расположение интеркулера. Фото: YouTube.com
Понижение температуры воздуха осуществляется с помощью внешних потоков через заборники или посредством жидкости в отдельном радиаторе, циркулирующей в «недрах» интеркулера. Все, вроде, просто – правда, возникает вопрос, как это сделать на практике.
Воздушный тип интеркулера
По конструкции это несколько трубок, соединенных пластинами, играющих роль теплоотвода. Чем-то все это напоминает штатный радиатор автомобиля. Материалом изготовления служит алюминий, иногда вместе с пластиком. Чаще всего интеркулер устанавливают в передней части машины. Есть вариант горизонтального монтажа над двигателем или в районе крыльев.
Интеркулер на двигателе: вариант не очень хороший. Фото: YouTube.com
На входе и выходе устройства – бачки, сделанные из металла или пластмассы. Между ними – паяные трубки и соты. Для лучшего охлаждения могут добавляться «ребра».
При установке воздушной системы обратите внимание на регулятор давления – специальный клапан. Он должен быть настроен так, чтобы внутри не создавалось чрезмерного давления, могущего разорвать патрубки.
Воздушный интеркулер охлаждает потоки на 45-50°, повышая мощность силового агрегата на 15-20 %. Эффект будет заметен при движении со скоростью от 40 км/ч.
Польза от интеркулера заметна на высокой скорости. Фото: YouTube.com
Это плюсы устройства, но есть и минусы. Главный из них – большие габариты. Имеется в виду не только радиатор, но и подходящие к нему патрубки-воздуховоды, у которых должно быть большое сечение. Если размеры уменьшить, эффективность охлаждения упадет. К тому же при размещении интеркулера под капотом придется подумать, где сделать воздухозаборники. В заводских условиях эти проблемы решаются с наименьшими «усилиями»: по ходу сборки машины ставят интеркулер в самое подходящее место. Но вот в гараже запихать устройство без «оперативного вмешательства» в узлы или элементы кузова вряд ли получится. Поэтому взгляды большинства любителей «халявного» увеличения мощности обращены к иной разновидности холодильного агрегата.
Жидкостные интеркулеры
Они хоть и немного сложнее по конструкции, но зато меньше по габаритам. Второй плюс заключается в большей теплоотдаче воды по сравнению с воздухом. Это преимущество и обеспечивает превосходство данной конструкции перед описанной выше. Компактность теплообенника позволяет размещать устройство в любом месте. Есть даже варианты, когда его монтируют, как один блок с впускным трактом. При этом патрубки с большим диаметром не нужны.
Работа жидкостного интеркулера: справа внизу – вход воздушного потока через фильтр. Фото: YouTube.com
Но и здесь не обошлось без отрицательных моментов, главный из которых – относительная сложность устройства. В конструкцию входит циркуляционный насос, температурный датчик, управляющий модуль. Все это требует «своего» обслуживания. А в случае поломки ремонт обойдется недешево. Вот поэтому воздушные интеркулеры пока пользуются, несмотря на свою громоздкость, большей популярностью у гаражных мастеров. Но как самому «вычислить» наиболее подходящее устройство?
Что нужно учитывать при выборе интеркулера
В первую очередь, это его площадь. Она должна соответствовать объему цилиндров, т. е. нужно найти оптимальное значение. Если охладитель будет слишком большим, то займет много места, маленьким – окажется недостаточно эффективным. То же самое относится к стенкам теплообменника. Если они толстые, охлаждение будет происходить медленно. Тонкие тоже плохо: быстро износятся от тряски и вибраций.
ОНВ (радиатор интеркулера) для автомобилей Megane III (08-)/Scenic III (09-) 1.5dCi LRIC 0904. Средняя цена: 8458 руб. Фото: ЯндексМаркет
Также стоит обратить внимание на форму патрубков: чем меньше радиус изгиба, тем лучше, без потерь, будет проходить воздушный поток. Материал изготовления «переходников» должен иметь высокую устойчивость к воздействию агрессивных сред – топливу, маслу, повышенной температуры.
Общие минусы
Любое вмешательство в двигатель, даже на профессиональном уровне в большинстве случаев имеет две стороны. Положительная уже рассмотрена, теперь общие отрицательные моменты. В первую очередь это понижение давления из-за появления множества «лишних» деталей, трубок, изгибов. На преодоление их сопротивления понадобится дополнительная энергия. Второе, как уже говорилось – масса, достигающая для воздушных моделей 20 (!) кг. Применение жидкостного интеркулера подразумевает появление дополнительных патрубков, которые могут и потечь. Так что сложность в техобслуживании возрастает. За всем нужно смотреть!
Проблемы с интеркулером
Обычно они возникают редко и в основном связаны с длительной эксплуатацией или выбором некачественных комплектующих. Неисправности:
✅ разрыв патрубка из-за высокого давления, бракованной детали
✅ большой количество масла внутри устройства (допустимое значение – до литра на 10 тыс. км
✅ трещины на шлангах появляются при установке интеркулера под бампером или крыльями: патрубки необходимо заменить
✅ загрязнение воздуховодов: чаще всего это происходит зимой, когда внутрь попадает песок и противоледные реагенты
Еще одна проблема касается в основном интеркулеров, размещенных спереди. При установке под бампер они элементарно повреждаются при проезде серьезных препятствий, летящих камешков и т. п.
Когда интеркулер внизу, он почти беззащитен. Фото: YouTube.com
Поэтому если устройство находится внизу, это нужно учитывать при выборе дороги. Также нелишним будет установка защитной сетки с мелкими ячейками.
А можно сделать интеркулер самостоятельно?
Да, и в этом будет свой плюс: в случае поломки не нужно обращаться к профессионалам, что сэкономит средства. Для изготовления интеркулера подойдут теплообменники, которые можно снять с промышленных холодильных установок. Находящиеся в них детали отличаются высокой надежностью и сделаны из неподдающейся коррозии меди, алюминия. Здесь главное – правильно подобрать габариты. Жидкостный охладитель можно собрать, приняв за основу обычный радиатор, взятый с автомобиля меньшего класса по сравнению с вашим. А если нет желания возиться с изготовлением устройства?
Блок охлаждения (радиатор+интеркулер) для автомобилей GAZelle Business Cummins 2.8D LUZAR. Средняя цена: 25499 руб. Фото: ЯндексМаркет
Можно просто приобрести интеркулер с радиатором (набор) под ваше авто в магазине.
Выводы
Самостоятельная установка устройства требует тщательных расчетов. Иначе из-за сопротивляемости турбина будет работать хуже и все старания, финансовые затраты сойдут на нет. Так что лучше прибегать к услугам сервисов или покупать авто с уже установленным интеркулером.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...