
Несколько «жизней» ЗиЛ-132Р
Разработанный заводом им. Лихачева грузовик ЗиЛ-131 всем был хорош: по проходимости и надежности он практически повторял своего предшественника ЗиЛ-157. Новая машина была мощнее, комфортабельнее, имела ГУР и больший эксплуатационный ресурс. Однако вот незадача: и «сто пятьдесят седьмой» и «сто тридцать первый» могли преодолевать снежные заносы глубиной до 30 см. А для такой страны, как СССР этого было явно маловато.
Прототип будущего трехосного грузовика собрали еще в 1960-м: изначально это была машина с капотной кабиной от ЗиЛ-131.
Первый опытный образец оснастили кабиной от ЗиЛ-131. Фото: YouTube.com
У транспортного средства были и другие новшества, необычные для того времени. Это поворачивающиеся задние колеса, которые жестко (без рессор и иных упругих деталей) крепились к раме.
Задние колеса подруливали. Фото: YouTube.com
Трансмиссия могла «похвастаться» межбортовым дифференциалом, а позднее модель оснастили даже коробкой-«автоматом»! Но в целом машина оказалась «сырой» и в 1962-м проект прикрыли.
Однако вскоре чертежи извлекли из архивов и работы продолжили. Такая «реабилитация» была связана с необходимостью создания автомобиля для успешного поиска космонавтов. Поэтому сначала построили амфибии ЗиЛ-132Пи К. В конце 1972-го начались работы по созданию уже автомобиля грузоподъемность пять тонн, получившего заводской индекс 132Р. Предполагалось, что он будет востребован в армии (прототип 132Р) и на «гражданке» (132РС).
Основная особенность конструкции заключалась в равноудаленном расположении всех мостов друг от друга. В отличие от первых образцов здесь присутствовала независимая подвеска с торсионами и рычагами. Кабину решили сделать стеклопластиковую: «свою», бескапотную. К середине 1974-го стартовали пока заводские испытания.
Автомобиль уверенно преодолевал снежную целину. Фото: YouTube.com
У машины была своя «изюминка», делавшая грузовик «суперуниверсалом». Имеется в виду специальный замковый механизм, позволяющий быстро заменить кузов. На одну раму можно было оперативно смонтировать платформу, бортовой или самосвальный кузов, оборудование для разбрызгивания удобрений.
Сзади можно было поставить любой кузов или будку. Фото: YouTube.com
Чтобы обеспечить функционирование «дополнений», к КПП присоединили ВОМ – вал отбора мощности, оснащенный гидравлическим насосом.
Поворачиваемые на небольшой угол задние колеса гарантировали сравнительно малый радиус разворота: всего 8,3 м. На машину ставили покрышки диаметром в 1,4 м. В совокупности с независимой подвеской это обеспечивало клиренс в 48-59 см. Давление в шинах регулировалось из кабины. Любопытна тормозная система; рабочие цилиндры устанавливались не как обычно, в ступицах, а бортовых редукторах. Благодаря такому решению шестиколесной машине удалось «обойтись» четырьмя механизмами. И еще насчет подвески: работников сельского хозяйства привлекало щадящее давление на почву.
Проверка автомобиля на бездорожье показала: он отлично справляется со своими «обязанностями» – разъезжает по кочкам и буграм, преодолевает подъем в 30°, брод глубиной до полутора метров и снежные заносы. По проходимости ЗиЛ-132Р уверенно конкурировал с известным гусеничным трактором ДТ-75.
Крутой подъем? Да запросто! Фото: YouTube.com
Но выявился серьезный минус: большой расход горючего, составлявший 78 л/100 км. Также авто отличалось неважной маневренностью. В результате в армию грузовик решили не поставлять: военные отдали предпочтение проверенному ЗиЛ-131 с его 55 л/100 км. Гражданских такой «бензожор» тем более не устраивал. В 1980-м о ЗиЛ-131Р вроде бы окончательно забыли и дальнейшие работы прекратили.
Вторая «жизнь» ЗиЛ-132Р. Фото: YouTube.com
Но нет! И снова в 1992 году с документов на многострадальный грузовик смахнули пыль. На основе этой модели разработали пару моделей машин, выпущенных для спасателей небольшими партиями: ЗиЛ-4972 и 4975.
Прототип будущего трехосного грузовика собрали еще в 1960-м: изначально это была машина с капотной кабиной от ЗиЛ-131.

У транспортного средства были и другие новшества, необычные для того времени. Это поворачивающиеся задние колеса, которые жестко (без рессор и иных упругих деталей) крепились к раме.

Трансмиссия могла «похвастаться» межбортовым дифференциалом, а позднее модель оснастили даже коробкой-«автоматом»! Но в целом машина оказалась «сырой» и в 1962-м проект прикрыли.
Однако вскоре чертежи извлекли из архивов и работы продолжили. Такая «реабилитация» была связана с необходимостью создания автомобиля для успешного поиска космонавтов. Поэтому сначала построили амфибии ЗиЛ-132Пи К. В конце 1972-го начались работы по созданию уже автомобиля грузоподъемность пять тонн, получившего заводской индекс 132Р. Предполагалось, что он будет востребован в армии (прототип 132Р) и на «гражданке» (132РС).
Что интересного?
Основная особенность конструкции заключалась в равноудаленном расположении всех мостов друг от друга. В отличие от первых образцов здесь присутствовала независимая подвеска с торсионами и рычагами. Кабину решили сделать стеклопластиковую: «свою», бескапотную. К середине 1974-го стартовали пока заводские испытания.

У машины была своя «изюминка», делавшая грузовик «суперуниверсалом». Имеется в виду специальный замковый механизм, позволяющий быстро заменить кузов. На одну раму можно было оперативно смонтировать платформу, бортовой или самосвальный кузов, оборудование для разбрызгивания удобрений.

Чтобы обеспечить функционирование «дополнений», к КПП присоединили ВОМ – вал отбора мощности, оснащенный гидравлическим насосом.
Другие особенности подвески
Поворачиваемые на небольшой угол задние колеса гарантировали сравнительно малый радиус разворота: всего 8,3 м. На машину ставили покрышки диаметром в 1,4 м. В совокупности с независимой подвеской это обеспечивало клиренс в 48-59 см. Давление в шинах регулировалось из кабины. Любопытна тормозная система; рабочие цилиндры устанавливались не как обычно, в ступицах, а бортовых редукторах. Благодаря такому решению шестиколесной машине удалось «обойтись» четырьмя механизмами. И еще насчет подвески: работников сельского хозяйства привлекало щадящее давление на почву.
Разочарования и снова в бой
Проверка автомобиля на бездорожье показала: он отлично справляется со своими «обязанностями» – разъезжает по кочкам и буграм, преодолевает подъем в 30°, брод глубиной до полутора метров и снежные заносы. По проходимости ЗиЛ-132Р уверенно конкурировал с известным гусеничным трактором ДТ-75.

Но выявился серьезный минус: большой расход горючего, составлявший 78 л/100 км. Также авто отличалось неважной маневренностью. В результате в армию грузовик решили не поставлять: военные отдали предпочтение проверенному ЗиЛ-131 с его 55 л/100 км. Гражданских такой «бензожор» тем более не устраивал. В 1980-м о ЗиЛ-131Р вроде бы окончательно забыли и дальнейшие работы прекратили.

Но нет! И снова в 1992 году с документов на многострадальный грузовик смахнули пыль. На основе этой модели разработали пару моделей машин, выпущенных для спасателей небольшими партиями: ЗиЛ-4972 и 4975.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....