Прототип будущего трехосного грузовика собрали еще в 1960-м: изначально это была машина с капотной кабиной от ЗиЛ-131.
Первый опытный образец оснастили кабиной от ЗиЛ-131. Фото: YouTube.com
У транспортного средства были и другие новшества, необычные для того времени. Это поворачивающиеся задние колеса, которые жестко (без рессор и иных упругих деталей) крепились к раме.
Задние колеса подруливали. Фото: YouTube.com
Трансмиссия могла «похвастаться» межбортовым дифференциалом, а позднее модель оснастили даже коробкой-«автоматом»! Но в целом машина оказалась «сырой» и в 1962-м проект прикрыли.
Однако вскоре чертежи извлекли из архивов и работы продолжили. Такая «реабилитация» была связана с необходимостью создания автомобиля для успешного поиска космонавтов. Поэтому сначала построили амфибии ЗиЛ-132Пи К. В конце 1972-го начались работы по созданию уже автомобиля грузоподъемность пять тонн, получившего заводской индекс 132Р. Предполагалось, что он будет востребован в армии (прототип 132Р) и на «гражданке» (132РС).
Что интересного?
Основная особенность конструкции заключалась в равноудаленном расположении всех мостов друг от друга. В отличие от первых образцов здесь присутствовала независимая подвеска с торсионами и рычагами. Кабину решили сделать стеклопластиковую: «свою», бескапотную. К середине 1974-го стартовали пока заводские испытания.
Автомобиль уверенно преодолевал снежную целину. Фото: YouTube.com
У машины была своя «изюминка», делавшая грузовик «суперуниверсалом». Имеется в виду специальный замковый механизм, позволяющий быстро заменить кузов. На одну раму можно было оперативно смонтировать платформу, бортовой или самосвальный кузов, оборудование для разбрызгивания удобрений.
Сзади можно было поставить любой кузов или будку. Фото: YouTube.com
Чтобы обеспечить функционирование «дополнений», к КПП присоединили ВОМ – вал отбора мощности, оснащенный гидравлическим насосом.
Другие особенности подвески
Поворачиваемые на небольшой угол задние колеса гарантировали сравнительно малый радиус разворота: всего 8,3 м. На машину ставили покрышки диаметром в 1,4 м. В совокупности с независимой подвеской это обеспечивало клиренс в 48-59 см. Давление в шинах регулировалось из кабины. Любопытна тормозная система; рабочие цилиндры устанавливались не как обычно, в ступицах, а бортовых редукторах. Благодаря такому решению шестиколесной машине удалось «обойтись» четырьмя механизмами. И еще насчет подвески: работников сельского хозяйства привлекало щадящее давление на почву.
Разочарования и снова в бой
Проверка автомобиля на бездорожье показала: он отлично справляется со своими «обязанностями» – разъезжает по кочкам и буграм, преодолевает подъем в 30°, брод глубиной до полутора метров и снежные заносы. По проходимости ЗиЛ-132Р уверенно конкурировал с известным гусеничным трактором ДТ-75.
Крутой подъем? Да запросто! Фото: YouTube.com
Но выявился серьезный минус: большой расход горючего, составлявший 78 л/100 км. Также авто отличалось неважной маневренностью. В результате в армию грузовик решили не поставлять: военные отдали предпочтение проверенному ЗиЛ-131 с его 55 л/100 км. Гражданских такой «бензожор» тем более не устраивал. В 1980-м о ЗиЛ-131Р вроде бы окончательно забыли и дальнейшие работы прекратили.
Вторая «жизнь» ЗиЛ-132Р. Фото: YouTube.com
Но нет! И снова в 1992 году с документов на многострадальный грузовик смахнули пыль. На основе этой модели разработали пару моделей машин, выпущенных для спасателей небольшими партиями: ЗиЛ-4972 и 4975.