Несколько «жизней» ЗиЛ-132Р
Разработанный заводом им. Лихачева грузовик ЗиЛ-131 всем был хорош: по проходимости и надежности он практически повторял своего предшественника ЗиЛ-157. Новая машина была мощнее, комфортабельнее, имела ГУР и больший эксплуатационный ресурс. Однако вот незадача: и «сто пятьдесят седьмой» и «сто тридцать первый» могли преодолевать снежные заносы глубиной до 30 см. А для такой страны, как СССР этого было явно маловато.
Прототип будущего трехосного грузовика собрали еще в 1960-м: изначально это была машина с капотной кабиной от ЗиЛ-131.
У транспортного средства были и другие новшества, необычные для того времени. Это поворачивающиеся задние колеса, которые жестко (без рессор и иных упругих деталей) крепились к раме.
Трансмиссия могла «похвастаться» межбортовым дифференциалом, а позднее модель оснастили даже коробкой-«автоматом»! Но в целом машина оказалась «сырой» и в 1962-м проект прикрыли.
Однако вскоре чертежи извлекли из архивов и работы продолжили. Такая «реабилитация» была связана с необходимостью создания автомобиля для успешного поиска космонавтов. Поэтому сначала построили амфибии ЗиЛ-132Пи К. В конце 1972-го начались работы по созданию уже автомобиля грузоподъемность пять тонн, получившего заводской индекс 132Р. Предполагалось, что он будет востребован в армии (прототип 132Р) и на «гражданке» (132РС).
Основная особенность конструкции заключалась в равноудаленном расположении всех мостов друг от друга. В отличие от первых образцов здесь присутствовала независимая подвеска с торсионами и рычагами. Кабину решили сделать стеклопластиковую: «свою», бескапотную. К середине 1974-го стартовали пока заводские испытания.
У машины была своя «изюминка», делавшая грузовик «суперуниверсалом». Имеется в виду специальный замковый механизм, позволяющий быстро заменить кузов. На одну раму можно было оперативно смонтировать платформу, бортовой или самосвальный кузов, оборудование для разбрызгивания удобрений.
Чтобы обеспечить функционирование «дополнений», к КПП присоединили ВОМ – вал отбора мощности, оснащенный гидравлическим насосом.
Поворачиваемые на небольшой угол задние колеса гарантировали сравнительно малый радиус разворота: всего 8,3 м. На машину ставили покрышки диаметром в 1,4 м. В совокупности с независимой подвеской это обеспечивало клиренс в 48-59 см. Давление в шинах регулировалось из кабины. Любопытна тормозная система; рабочие цилиндры устанавливались не как обычно, в ступицах, а бортовых редукторах. Благодаря такому решению шестиколесной машине удалось «обойтись» четырьмя механизмами. И еще насчет подвески: работников сельского хозяйства привлекало щадящее давление на почву.
Проверка автомобиля на бездорожье показала: он отлично справляется со своими «обязанностями» – разъезжает по кочкам и буграм, преодолевает подъем в 30°, брод глубиной до полутора метров и снежные заносы. По проходимости ЗиЛ-132Р уверенно конкурировал с известным гусеничным трактором ДТ-75.
Но выявился серьезный минус: большой расход горючего, составлявший 78 л/100 км. Также авто отличалось неважной маневренностью. В результате в армию грузовик решили не поставлять: военные отдали предпочтение проверенному ЗиЛ-131 с его 55 л/100 км. Гражданских такой «бензожор» тем более не устраивал. В 1980-м о ЗиЛ-131Р вроде бы окончательно забыли и дальнейшие работы прекратили.
Но нет! И снова в 1992 году с документов на многострадальный грузовик смахнули пыль. На основе этой модели разработали пару моделей машин, выпущенных для спасателей небольшими партиями: ЗиЛ-4972 и 4975.
Прототип будущего трехосного грузовика собрали еще в 1960-м: изначально это была машина с капотной кабиной от ЗиЛ-131.
Первый опытный образец оснастили кабиной от ЗиЛ-131. Фото: YouTube.com
У транспортного средства были и другие новшества, необычные для того времени. Это поворачивающиеся задние колеса, которые жестко (без рессор и иных упругих деталей) крепились к раме.
Задние колеса подруливали. Фото: YouTube.com
Трансмиссия могла «похвастаться» межбортовым дифференциалом, а позднее модель оснастили даже коробкой-«автоматом»! Но в целом машина оказалась «сырой» и в 1962-м проект прикрыли.
Однако вскоре чертежи извлекли из архивов и работы продолжили. Такая «реабилитация» была связана с необходимостью создания автомобиля для успешного поиска космонавтов. Поэтому сначала построили амфибии ЗиЛ-132Пи К. В конце 1972-го начались работы по созданию уже автомобиля грузоподъемность пять тонн, получившего заводской индекс 132Р. Предполагалось, что он будет востребован в армии (прототип 132Р) и на «гражданке» (132РС).
Что интересного?
Основная особенность конструкции заключалась в равноудаленном расположении всех мостов друг от друга. В отличие от первых образцов здесь присутствовала независимая подвеска с торсионами и рычагами. Кабину решили сделать стеклопластиковую: «свою», бескапотную. К середине 1974-го стартовали пока заводские испытания.
Автомобиль уверенно преодолевал снежную целину. Фото: YouTube.com
У машины была своя «изюминка», делавшая грузовик «суперуниверсалом». Имеется в виду специальный замковый механизм, позволяющий быстро заменить кузов. На одну раму можно было оперативно смонтировать платформу, бортовой или самосвальный кузов, оборудование для разбрызгивания удобрений.
Сзади можно было поставить любой кузов или будку. Фото: YouTube.com
Чтобы обеспечить функционирование «дополнений», к КПП присоединили ВОМ – вал отбора мощности, оснащенный гидравлическим насосом.
Другие особенности подвески
Поворачиваемые на небольшой угол задние колеса гарантировали сравнительно малый радиус разворота: всего 8,3 м. На машину ставили покрышки диаметром в 1,4 м. В совокупности с независимой подвеской это обеспечивало клиренс в 48-59 см. Давление в шинах регулировалось из кабины. Любопытна тормозная система; рабочие цилиндры устанавливались не как обычно, в ступицах, а бортовых редукторах. Благодаря такому решению шестиколесной машине удалось «обойтись» четырьмя механизмами. И еще насчет подвески: работников сельского хозяйства привлекало щадящее давление на почву.
Разочарования и снова в бой
Проверка автомобиля на бездорожье показала: он отлично справляется со своими «обязанностями» – разъезжает по кочкам и буграм, преодолевает подъем в 30°, брод глубиной до полутора метров и снежные заносы. По проходимости ЗиЛ-132Р уверенно конкурировал с известным гусеничным трактором ДТ-75.
Крутой подъем? Да запросто! Фото: YouTube.com
Но выявился серьезный минус: большой расход горючего, составлявший 78 л/100 км. Также авто отличалось неважной маневренностью. В результате в армию грузовик решили не поставлять: военные отдали предпочтение проверенному ЗиЛ-131 с его 55 л/100 км. Гражданских такой «бензожор» тем более не устраивал. В 1980-м о ЗиЛ-131Р вроде бы окончательно забыли и дальнейшие работы прекратили.
Вторая «жизнь» ЗиЛ-132Р. Фото: YouTube.com
Но нет! И снова в 1992 году с документов на многострадальный грузовик смахнули пыль. На основе этой модели разработали пару моделей машин, выпущенных для спасателей небольшими партиями: ЗиЛ-4972 и 4975.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....