Т-411 – «Аист», улетевший в неизвестность
8 454

Т-411 – «Аист», улетевший в неизвестность

Этот легкий самолет был задуман в начале 90-х, как воздушное судно, предназначенное для проведения исследовательских работ по аэродинамике и т. п. Однако специалистам из компании «Аэропроект» (позже – «Хруничев-Авиатехника») удалось создать настолько хороший самолет, что после испытаний было решено запустить его в серийное производство. Машина первый раз поднялась в воздух в конце 1993-го. К 1997-му собрали пару прототипов, один из которых принимал участие в авиасалоне МАКС-97. Конвейер по масштабному производству запустили на РСК «МиГ».


Машина полностью соответствует стандартам JAR –VLA – нормам летной годности для легких самолетов, которые в немалой степени определяет американская FAR (ч.23).

Предназначение



Многоцелевой летательный аппарат может перевозить пассажиров (не более трех человек) или транспортировать грузы – до 361 кг. Производитель предлагает несколько модификаций машины с разными индексами:

✅ СХ – для выполнения сельхозработ, оснащен двигателем М-14П (модель «А» укомплектована мотором Lycoming TIO-550)
✅ В (или П) – самолет на поплавках
✅ Т-421 – основная версия самолета с силовой установкой Lycoming TIO-550

Также существует вариант «Аиста» с поршневым двигателем VOKBM M14X.

Что интересного в конструкции


По схеме Т-411 представляет собой подкосный высокоплан. По некоторым данным, в основе «Аиста» – планер от Як-12М. Сечение фюзеляжа, сделанного из стальных труб – прямоугольное. У самолета «классическое» крыло из 2-х лонжеронов и хорды. Его конструкция разъемная и состоит из пары частей, зафиксированных на фюзеляже. Из механизации – пред- и закрылки, управляемые с помощью электрических приводов.

Т-411 – «Аист», улетевший в неизвестностьТрехстоечное шасси уверенно держит самолет на грунтовых ВПП. Фото: YouTube.com

В оперение входит стабилизатор, киль, рули направления (с тканевой обшивкой) и высоты. Неубирающееся шасси на рессорах из листовой стали выполнено по трехопорной схеме, с задним колесом К-290, основные шины имеют размер 600х180. Можно устанавливать поплавки (Т-411П) или лыжи (Т-411Л). Обшивка машины сделана из закаленных профилей Д16Т (сплав, состоящий из меди, алюминия плюс магний). Фюзеляж закрыт специальной синтетической тканью, срок службы которой составляет не менее двадцати лет.

Двигатель


Звездообразный девятицилиндровый мотор М-14П (прототипы) (или 14Х на серийных машинах), развивающий 360 «лошадей», имеет воздушное охлаждение и крепится на специальной трубчатой раме. Тягу осуществляет винт MTV-9 с тремя лопастями. Бортовую сеть обеспечивает питанием генератор ГСР-3000М, выдающий потребителям до 3 кВт. Предусмотрено подключение и наземного источника энергии.

В основном двигатель устанавливался российский. Фото: YouTube.com

«Аист» продавался в США с 1998-го года, как конструктор для самостоятельной сборки под названием Washington T-411 Wolverine. На 2011-й стоимость набора составляла 75 тыс. «зеленых». Однако продажи назвать удачными нельзя: до 2015-го года реализовано всего 14 экземпляров в укороченном виде с двигателем Lycoming TIO-550 (350 л. с.). Технические характеристики «Аиста» с двигателем М-14Х:

✅ размах крыла, длина и высота – 13,02, 9,45 и 2,6 м
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 1,2 т (1,6 т)
✅ мощность силовой установки – 360 л. с.
✅ крейсерская и максимальная скорости – 204 и 240 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 1200 км

Эксплуатация самолета возможна на неподготовленных аэродромах с грунтовой полосой. Чтобы взлететь, достаточно ВПП длиной 136 м, сесть – 85 м. Экипаж официально состоит из 2-х человек, но в реальности самолетом может управлять и один пилот. Поэтому количество пассажиров – три или четыре человека.

Оборудование


Его набор соответствует требованиям российских авиационных правил АП-23 для легких самолетов. Большинство приборов – производства РФ. Исключение составляют авиагоризонт 305-2BLS, компас C2400L4P, часы и сигнализация о сваливании SC-1500. На самолете имеется пара радиостанций. Одна обеспечивает связь с наземными службами и служит для внутренних разговоров членов экипажа. Вторая – аварийная (Р-855А), используется для связи со спасательными подразделениями МЧС. Устройство работает в режиме «минута передачи и три приема», что обеспечивает его функционирование в течение не менее суток. Источником энергии в этом случае служит отдельный аккумулятор.

В кабине Т-411 – летчик-испытатель Заболотский В.. Фото: YouTube.com

Базовый комплект БРЭО гарантирует безопасный полет при нормальных метеоусловиях. Для перемещения в воздухе ночью и при плохой погоде дополнительное оснащение устанавливается опционально. Если посмотреть на оборудование «Аиста» в «топовой» комплектации, то оно, может, лишь немного не дотягивает до более «взрослых» самолетов.

Кабина


В ее задней части расположен диван, каркас которого сварен из стальных труб, рассчитанный на трех пассажиров. «Предмет мебели» обит специальной невоспламеняющейся тканью. Также негорючими материалами обустроены стенки салона. Если самолет пилотируется одним летчиком, есть еще дополнительное место справа от него. Все кресла оборудованы привязными ремнями. В случае возникновения аварийных ситуаций дверь может автоматически сбрасываться.

При чрезвычайных ситуациях дверь откидывается. Фото: YouTube.com

Внутри работает вентиляция и система отопления. Роль первой играют форточки на боковых окнах. При включении обогрева регулируемый поток теплого воздуха поступает к ногам пилотов и пассажиров. Рабочее место летчика регулируется по нескольким направлениям, в т. ч. высоте под рост от 156 до 190 см. По длине кресло можно передвинуть вперед-назад на 10 см.

Машина предназначалась для эусплуатации в российской глубинке. Фото: YouTube.com

Багажный отсек отделен от пассажирского салона легко снимающейся перегородкой. При использовании машины для транспортировки грузов, она вместе с диваном быстро демонтируется, освобождая больше пространства. Для фиксации перевозимых предметов предусмотрены крепежи на фермах фюзеляжа.

Состояние с производством


В 2007-м году было объявлено, что выпуском самолета Т-411 «Аист» планирует заняться Омское ПО «Полет». Для него уже приготовлено 15 «самолето-комплектов». Стоимость одной машины в базовом варианте – почти 250 тыс. долларов. Вообще-то специализация предприятия – ракеты. Но опыт имеется: выпускали АН-74 и Ан-3Т. В 2008-м на заводе началась модернизация производства, после которого места для Т-411, видимо, не нашлось.

Сборка Т-411 на заводе. Фото: YouTube.com

Но планы у конструкторов появлялись с завидной регулярностью. Осенью 2009-го ГКНПЦ им. Хруничева проинформировало общественность, что ведет строительство новой версии Т-411 с турбовинтовым мотором М601Е, выпускаемым в Чехии и уже сертифицированным как в РФ, так и США. Двигатель работает на более дешевом керосине, а не бензине, как его российский предшественник. Использование чешского силового агрегата позволит увеличить среднюю скорость до 320 км/ч. Для обновленной модели разработали усиленное крыло, при этом количество пассажиров увеличили до восьми человек. Очевидно, что ГКНПЦ, занятое разработкой космических аппаратов, так и не нашло желающих производить новую модель Т-411.

Ракеты у ГКНПЦ получаются лучше. Фото: YouTube.com

Основная сфера деятельности Центра им. Хруничева – разработка ракет.

Сейчас


На сегодняшний день никаких новостей по поводу возобновления проекта, его продолжения, нет. Грустно, но факт: Т-411 «Аист» «канул в бездну забвения». А сколько их еще таких? В дальнейшем мы будем рассказывать о легких российских самолетах с разной судьбой: у каких-то моделей она удачно сложилась, у других – нет.
А вы что думаете о Т-411?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....