Т-411 – «Аист», улетевший в неизвестность
Этот легкий самолет был задуман в начале 90-х, как воздушное судно, предназначенное для проведения исследовательских работ по аэродинамике и т. п. Однако специалистам из компании «Аэропроект» (позже – «Хруничев-Авиатехника») удалось создать настолько хороший самолет, что после испытаний было решено запустить его в серийное производство. Машина первый раз поднялась в воздух в конце 1993-го. К 1997-му собрали пару прототипов, один из которых принимал участие в авиасалоне МАКС-97. Конвейер по масштабному производству запустили на РСК «МиГ».
Машина полностью соответствует стандартам JAR –VLA – нормам летной годности для легких самолетов, которые в немалой степени определяет американская FAR (ч.23).
Многоцелевой летательный аппарат может перевозить пассажиров (не более трех человек) или транспортировать грузы – до 361 кг. Производитель предлагает несколько модификаций машины с разными индексами:
✅ СХ – для выполнения сельхозработ, оснащен двигателем М-14П (модель «А» укомплектована мотором Lycoming TIO-550)
✅ В (или П) – самолет на поплавках
✅ Т-421 – основная версия самолета с силовой установкой Lycoming TIO-550
Также существует вариант «Аиста» с поршневым двигателем VOKBM M14X.
По схеме Т-411 представляет собой подкосный высокоплан. По некоторым данным, в основе «Аиста» – планер от Як-12М. Сечение фюзеляжа, сделанного из стальных труб – прямоугольное. У самолета «классическое» крыло из 2-х лонжеронов и хорды. Его конструкция разъемная и состоит из пары частей, зафиксированных на фюзеляже. Из механизации – пред- и закрылки, управляемые с помощью электрических приводов.
В оперение входит стабилизатор, киль, рули направления (с тканевой обшивкой) и высоты. Неубирающееся шасси на рессорах из листовой стали выполнено по трехопорной схеме, с задним колесом К-290, основные шины имеют размер 600х180. Можно устанавливать поплавки (Т-411П) или лыжи (Т-411Л). Обшивка машины сделана из закаленных профилей Д16Т (сплав, состоящий из меди, алюминия плюс магний). Фюзеляж закрыт специальной синтетической тканью, срок службы которой составляет не менее двадцати лет.
Звездообразный девятицилиндровый мотор М-14П (прототипы) (или 14Х на серийных машинах), развивающий 360 «лошадей», имеет воздушное охлаждение и крепится на специальной трубчатой раме. Тягу осуществляет винт MTV-9 с тремя лопастями. Бортовую сеть обеспечивает питанием генератор ГСР-3000М, выдающий потребителям до 3 кВт. Предусмотрено подключение и наземного источника энергии.
«Аист» продавался в США с 1998-го года, как конструктор для самостоятельной сборки под названием Washington T-411 Wolverine. На 2011-й стоимость набора составляла 75 тыс. «зеленых». Однако продажи назвать удачными нельзя: до 2015-го года реализовано всего 14 экземпляров в укороченном виде с двигателем Lycoming TIO-550 (350 л. с.). Технические характеристики «Аиста» с двигателем М-14Х:
✅ размах крыла, длина и высота – 13,02, 9,45 и 2,6 м
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 1,2 т (1,6 т)
✅ мощность силовой установки – 360 л. с.
✅ крейсерская и максимальная скорости – 204 и 240 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 1200 км
Эксплуатация самолета возможна на неподготовленных аэродромах с грунтовой полосой. Чтобы взлететь, достаточно ВПП длиной 136 м, сесть – 85 м. Экипаж официально состоит из 2-х человек, но в реальности самолетом может управлять и один пилот. Поэтому количество пассажиров – три или четыре человека.
Его набор соответствует требованиям российских авиационных правил АП-23 для легких самолетов. Большинство приборов – производства РФ. Исключение составляют авиагоризонт 305-2BLS, компас C2400L4P, часы и сигнализация о сваливании SC-1500. На самолете имеется пара радиостанций. Одна обеспечивает связь с наземными службами и служит для внутренних разговоров членов экипажа. Вторая – аварийная (Р-855А), используется для связи со спасательными подразделениями МЧС. Устройство работает в режиме «минута передачи и три приема», что обеспечивает его функционирование в течение не менее суток. Источником энергии в этом случае служит отдельный аккумулятор.
Базовый комплект БРЭО гарантирует безопасный полет при нормальных метеоусловиях. Для перемещения в воздухе ночью и при плохой погоде дополнительное оснащение устанавливается опционально. Если посмотреть на оборудование «Аиста» в «топовой» комплектации, то оно, может, лишь немного не дотягивает до более «взрослых» самолетов.
В ее задней части расположен диван, каркас которого сварен из стальных труб, рассчитанный на трех пассажиров. «Предмет мебели» обит специальной невоспламеняющейся тканью. Также негорючими материалами обустроены стенки салона. Если самолет пилотируется одним летчиком, есть еще дополнительное место справа от него. Все кресла оборудованы привязными ремнями. В случае возникновения аварийных ситуаций дверь может автоматически сбрасываться.
Внутри работает вентиляция и система отопления. Роль первой играют форточки на боковых окнах. При включении обогрева регулируемый поток теплого воздуха поступает к ногам пилотов и пассажиров. Рабочее место летчика регулируется по нескольким направлениям, в т. ч. высоте под рост от 156 до 190 см. По длине кресло можно передвинуть вперед-назад на 10 см.
Багажный отсек отделен от пассажирского салона легко снимающейся перегородкой. При использовании машины для транспортировки грузов, она вместе с диваном быстро демонтируется, освобождая больше пространства. Для фиксации перевозимых предметов предусмотрены крепежи на фермах фюзеляжа.
В 2007-м году было объявлено, что выпуском самолета Т-411 «Аист» планирует заняться Омское ПО «Полет». Для него уже приготовлено 15 «самолето-комплектов». Стоимость одной машины в базовом варианте – почти 250 тыс. долларов. Вообще-то специализация предприятия – ракеты. Но опыт имеется: выпускали АН-74 и Ан-3Т. В 2008-м на заводе началась модернизация производства, после которого места для Т-411, видимо, не нашлось.
Но планы у конструкторов появлялись с завидной регулярностью. Осенью 2009-го ГКНПЦ им. Хруничева проинформировало общественность, что ведет строительство новой версии Т-411 с турбовинтовым мотором М601Е, выпускаемым в Чехии и уже сертифицированным как в РФ, так и США. Двигатель работает на более дешевом керосине, а не бензине, как его российский предшественник. Использование чешского силового агрегата позволит увеличить среднюю скорость до 320 км/ч. Для обновленной модели разработали усиленное крыло, при этом количество пассажиров увеличили до восьми человек. Очевидно, что ГКНПЦ, занятое разработкой космических аппаратов, так и не нашло желающих производить новую модель Т-411.
Основная сфера деятельности Центра им. Хруничева – разработка ракет.
На сегодняшний день никаких новостей по поводу возобновления проекта, его продолжения, нет. Грустно, но факт: Т-411 «Аист» «канул в бездну забвения». А сколько их еще таких? В дальнейшем мы будем рассказывать о легких российских самолетах с разной судьбой: у каких-то моделей она удачно сложилась, у других – нет.
Машина полностью соответствует стандартам JAR –VLA – нормам летной годности для легких самолетов, которые в немалой степени определяет американская FAR (ч.23).
Предназначение
Многоцелевой летательный аппарат может перевозить пассажиров (не более трех человек) или транспортировать грузы – до 361 кг. Производитель предлагает несколько модификаций машины с разными индексами:
✅ СХ – для выполнения сельхозработ, оснащен двигателем М-14П (модель «А» укомплектована мотором Lycoming TIO-550)
✅ В (или П) – самолет на поплавках
✅ Т-421 – основная версия самолета с силовой установкой Lycoming TIO-550
Также существует вариант «Аиста» с поршневым двигателем VOKBM M14X.
Что интересного в конструкции
По схеме Т-411 представляет собой подкосный высокоплан. По некоторым данным, в основе «Аиста» – планер от Як-12М. Сечение фюзеляжа, сделанного из стальных труб – прямоугольное. У самолета «классическое» крыло из 2-х лонжеронов и хорды. Его конструкция разъемная и состоит из пары частей, зафиксированных на фюзеляже. Из механизации – пред- и закрылки, управляемые с помощью электрических приводов.
Трехстоечное шасси уверенно держит самолет на грунтовых ВПП. Фото: YouTube.com
В оперение входит стабилизатор, киль, рули направления (с тканевой обшивкой) и высоты. Неубирающееся шасси на рессорах из листовой стали выполнено по трехопорной схеме, с задним колесом К-290, основные шины имеют размер 600х180. Можно устанавливать поплавки (Т-411П) или лыжи (Т-411Л). Обшивка машины сделана из закаленных профилей Д16Т (сплав, состоящий из меди, алюминия плюс магний). Фюзеляж закрыт специальной синтетической тканью, срок службы которой составляет не менее двадцати лет.
Двигатель
Звездообразный девятицилиндровый мотор М-14П (прототипы) (или 14Х на серийных машинах), развивающий 360 «лошадей», имеет воздушное охлаждение и крепится на специальной трубчатой раме. Тягу осуществляет винт MTV-9 с тремя лопастями. Бортовую сеть обеспечивает питанием генератор ГСР-3000М, выдающий потребителям до 3 кВт. Предусмотрено подключение и наземного источника энергии.
В основном двигатель устанавливался российский. Фото: YouTube.com
«Аист» продавался в США с 1998-го года, как конструктор для самостоятельной сборки под названием Washington T-411 Wolverine. На 2011-й стоимость набора составляла 75 тыс. «зеленых». Однако продажи назвать удачными нельзя: до 2015-го года реализовано всего 14 экземпляров в укороченном виде с двигателем Lycoming TIO-550 (350 л. с.). Технические характеристики «Аиста» с двигателем М-14Х:
✅ размах крыла, длина и высота – 13,02, 9,45 и 2,6 м
✅ вес пустого (наибольший взлетный) – 1,2 т (1,6 т)
✅ мощность силовой установки – 360 л. с.
✅ крейсерская и максимальная скорости – 204 и 240 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 1200 км
Эксплуатация самолета возможна на неподготовленных аэродромах с грунтовой полосой. Чтобы взлететь, достаточно ВПП длиной 136 м, сесть – 85 м. Экипаж официально состоит из 2-х человек, но в реальности самолетом может управлять и один пилот. Поэтому количество пассажиров – три или четыре человека.
Оборудование
Его набор соответствует требованиям российских авиационных правил АП-23 для легких самолетов. Большинство приборов – производства РФ. Исключение составляют авиагоризонт 305-2BLS, компас C2400L4P, часы и сигнализация о сваливании SC-1500. На самолете имеется пара радиостанций. Одна обеспечивает связь с наземными службами и служит для внутренних разговоров членов экипажа. Вторая – аварийная (Р-855А), используется для связи со спасательными подразделениями МЧС. Устройство работает в режиме «минута передачи и три приема», что обеспечивает его функционирование в течение не менее суток. Источником энергии в этом случае служит отдельный аккумулятор.
В кабине Т-411 – летчик-испытатель Заболотский В.. Фото: YouTube.com
Базовый комплект БРЭО гарантирует безопасный полет при нормальных метеоусловиях. Для перемещения в воздухе ночью и при плохой погоде дополнительное оснащение устанавливается опционально. Если посмотреть на оборудование «Аиста» в «топовой» комплектации, то оно, может, лишь немного не дотягивает до более «взрослых» самолетов.
Кабина
В ее задней части расположен диван, каркас которого сварен из стальных труб, рассчитанный на трех пассажиров. «Предмет мебели» обит специальной невоспламеняющейся тканью. Также негорючими материалами обустроены стенки салона. Если самолет пилотируется одним летчиком, есть еще дополнительное место справа от него. Все кресла оборудованы привязными ремнями. В случае возникновения аварийных ситуаций дверь может автоматически сбрасываться.
При чрезвычайных ситуациях дверь откидывается. Фото: YouTube.com
Внутри работает вентиляция и система отопления. Роль первой играют форточки на боковых окнах. При включении обогрева регулируемый поток теплого воздуха поступает к ногам пилотов и пассажиров. Рабочее место летчика регулируется по нескольким направлениям, в т. ч. высоте под рост от 156 до 190 см. По длине кресло можно передвинуть вперед-назад на 10 см.
Машина предназначалась для эусплуатации в российской глубинке. Фото: YouTube.com
Багажный отсек отделен от пассажирского салона легко снимающейся перегородкой. При использовании машины для транспортировки грузов, она вместе с диваном быстро демонтируется, освобождая больше пространства. Для фиксации перевозимых предметов предусмотрены крепежи на фермах фюзеляжа.
Состояние с производством
В 2007-м году было объявлено, что выпуском самолета Т-411 «Аист» планирует заняться Омское ПО «Полет». Для него уже приготовлено 15 «самолето-комплектов». Стоимость одной машины в базовом варианте – почти 250 тыс. долларов. Вообще-то специализация предприятия – ракеты. Но опыт имеется: выпускали АН-74 и Ан-3Т. В 2008-м на заводе началась модернизация производства, после которого места для Т-411, видимо, не нашлось.
Сборка Т-411 на заводе. Фото: YouTube.com
Но планы у конструкторов появлялись с завидной регулярностью. Осенью 2009-го ГКНПЦ им. Хруничева проинформировало общественность, что ведет строительство новой версии Т-411 с турбовинтовым мотором М601Е, выпускаемым в Чехии и уже сертифицированным как в РФ, так и США. Двигатель работает на более дешевом керосине, а не бензине, как его российский предшественник. Использование чешского силового агрегата позволит увеличить среднюю скорость до 320 км/ч. Для обновленной модели разработали усиленное крыло, при этом количество пассажиров увеличили до восьми человек. Очевидно, что ГКНПЦ, занятое разработкой космических аппаратов, так и не нашло желающих производить новую модель Т-411.
Ракеты у ГКНПЦ получаются лучше. Фото: YouTube.com
Основная сфера деятельности Центра им. Хруничева – разработка ракет.
Сейчас
На сегодняшний день никаких новостей по поводу возобновления проекта, его продолжения, нет. Грустно, но факт: Т-411 «Аист» «канул в бездну забвения». А сколько их еще таких? В дальнейшем мы будем рассказывать о легких российских самолетах с разной судьбой: у каких-то моделей она удачно сложилась, у других – нет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...