
Ми-38 – через «тернии к звездам»?
Один из секретов долгожительства Ми-8 заключается в особенностях его проектирования. Вертолет разрабатывался на перспективу и представлял из себя как бы базу для будущих моделей. Например, если посмотреть на первые фото геликоптера, можно увидеть только один двигатель, хотя в будущем их стало два. Ми-8 пользовался огромным спросом (его современные модификации востребованы и сегодня), был выпущен в количестве более 12 тыс. экземпляров, поставлялся в 100 стран. Можно точно сказать: у половины государств мира имеется этот вертолет. Однако ничто не «вечно под Луной» – со временем стало ясно, что Ми-8 нужна замена.
Первый проект Ми-38 появился еще в 1981-м. Макет советской машины показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Созданием нового летательного аппарата занимались сразу несколько организаций: компании «Евромиль» (Казанский вертолетный завод, МВЗ им. Миля, плюс, госпредприятие им. Климова по выпуску двигателей) и «Еврокоптер». Изначально проектировали просто усовершенствованный Ми-8. Но стало ясно, что получился совсем новый вертолет, которому в 1983 присвоили индекс Ми-38.
Окончательно облик машины сложился к 1990-му году. Если сравнивать с первым проектом Ми-8М, то изменения заметны сразу. Это увеличение максимального взлетного веса с 14 тыс. до 14,5 тыс. кг. Грузоподъемность поднялась до 5 тыс. кг. В 1991-м общественности показали новый макет Ми-38. В отличие от Ми-8 новая машина брала на борт больше груза в 1,8 раз, а топлива расходовала меньше на 70 %.
В пиксельной раскраске – версия для военных. Фото: YouTube.com
Всего предполагалось построить несколько версий, летательного аппарата, предназначенных для:
✅ перевозки пассажиров «эконом» и «бизнес» классом
✅ транспортировки грузов внутри и на внешней подвеске
✅ использования в санитарном варианте
✅ спасательно-поисковых операций
✅ военных (в дальнейшем это модель Ми-38Т)
Еще один макет, выполненный в натуральную величину, показали в следующем году на Мосаэрошоу. В 1993-м приступили к сборке пары опытных экземпляров.
VIP-версия Ми-38 куплена компанией Газпромбанк Лизинг (на выставке HeliRussia 2020). Фото: YouTube.com
Доработанный вариант макета продемонстрировали в 1995-м.
Первоначально планировали поставить импортный движок Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Однако первый опытный вертолет, названный ОП-1, оснастили российскими моторами от завода им. Климова. Вторую машину укомплектовали зарубежными агрегатами. В 1997-м климовцы из-за сложного финансового положения отказались участвовать в проекте. А дальше – пошло-поехало: СП по производству вертолета покинула компания «Еврокоптер». Создатели машины были вынуждены полностью переориентироваться на канадские моторы.
Вплоть до 1999-го года продолжалась постройка опытных моделей, предназначенных для испытаний на земле и динамических проверок. В 2001-м протестировали лопасти, выполненные из переплетенных композитных материалов. Для этого использовали вертолет-лабораторию Ми-17. И, наконец, в 2003-м состоялся первый полет Ми-38, длившийся шесть минут. Вторую опытную модель ОП-2 подняли в воздух только конце 2010-го.
В 2012 году Ми-38 в своем классе установил мировой рекорд по высоте – 9000 м. Фото: YouTube.com
Но оставим пока «хождения по мукам» вертолета и обратимся к его техническим характеристикам, конструктивным особенностям:
✅ диаметры основного и рулевого винта – 21,1 и 3,84 м
✅ длина, ширина, высота – 25,22, 4,5 и 5,56 м
✅ вес пустого и максимально загруженного – 8,3 и 15,6 т
✅ мощность силовой установки ТВ7-117В либо PW-127T/S – 2х2500 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 275 и 285 км/ч
✅ максимальная дальность – 1350 км
✅ потолок – до 5,2 км
Экипаж машины включает двух пилотов (возможен вариант с одним). Ми-38 берет на борт 32 человека или 5 т груза (на подвеске 6 т). Ми-8 вмещает 26 пассажиров и 4 т груза. У «тридцать восьмого» солидный внутренний полезный объем в 29,5 куб. м, в котором разместили туалет, буфет. А сиденья в салоне пассажирской версии расположены с шагом 0,75 м, как в самолетах.
На машине устанавливалось современное бортовое электронное оснащение, произведенное в России (компания «Транзас Авиация») – комплекс ИБКО-38. Оборудование дает возможность летать ночью, днем, в плохую погоду, т. е. при любой видимости в автоматическом режиме. За состоянием узлов машины и полетом пилот может наблюдать через пять дисплеев диагональю 12,1”. Карту местности в «цифре» показывает российский локатор 38А-813. Также в комплект приборов включена система дублирования с GPS и ГЛОНАСС.
Панель приборов напоминает набор компьютеров. Фото: YouTube.com
Оборудование ТТА-12Н предупреждает о критическом снижении. Опционально предлагается монитор отображения информации на лобовом стекле. При этом БРЭО ИБКО-38 унифицирована с предшествующим комплексом ИБКВ-17, устанавливаемым на модификациях Ми-8 – например, Ми-17. Это облегчает переучивание экипажа.
ТВС7-117 по сравнению с предыдущей моделью ТВ3-117 более совершенен, экономичен. Но есть нюанс: турбинные лопатки предшественника не требуют охлаждения, как в новом моторе. А ведь это система, состоящая из небольших каналов, в которых циркулирует холодный воздух, нагнетаемый компрессором. Подобные «ходы» имеют «привычку» забиваться отложениями в виде пыли и песка. Это и объясняет «живучесть» старого движка, не боявшегося никаких пустынь, за что и любят Ми-8 покупатели из жарких стран.
С двигателями у Ми-38 – постоянные проблемы. Фото: YouTube.com
Чтобы устранить этот минус, ТВС7-117 будут оснащаться пылевой защитой. Но на сегодня эти двигатель нельзя назвать совершенным: он еще нуждаются в доводках.
Из зарубежных аналогов такого же среднего класса с Ми-38 можно сравнить разве что Airbus Helicopters H225 (Франция), поднимающий 5,5 т. Однако внутренний объем у него меньше – 15 кубометров. Есть, конечно AgustaWestland AW101, поднимающий 5,5 т. Но, во-первых, это уже тяжелый класс машин, а во-вторых, у него три двигателя.
Ближайший конкурент Ми-38 – AIRBUS H225. Фото: YouTube.com
У американцев – Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Но он настолько дорогой, что вопрос о его покупке для коммерческих целей и не ставится. Версия Sikorsky CH-53E Super Stallion, способная нести 13,5 тонн, также относится к тяжелой группе и оснащена тремя моторами. А если взглянуть на «одноклассника» Ми-38 из США – средний вертолет Sikorsky S-92, то его грузоподъемность и вовсе 1,86 т.
Здесь с первого взгляда сплошные плюсы. Например, все машины подобного класса пилотирует экипаж из двух человек. Ми-38 при условии использования российского БРЭО и панорамной кабины (тоже изготавливаемой в РФ), может управлять и один пилот. Экономичный расход топлива и большая дальность полета (если взять 800 км) гарантируют стоимость тонно-километра в 7 раз меньше по сравнению с Ми-8.
Подготовка к очередным испытаниям в Архангельске (2022 год). Фото: YouTube.com
То же самое можно сказать о цене часа эксплуатации: только здесь разница в пользу Ми-38 составляет 50 %. Стоимость нового вертолета – до 17 млн. долларов (как обещает производитель), импортных аналогов – не менее 20 млн., а Ми-8 – 14,75 млн. «зеленых».
На форуме «Армия-2022» гендиректор «Рособоронэкспорта» А. Михеев подтвердил заключение договора на поставку Ми-38. Соглашение было подписано еще в 2019-м и предусматривало закупку 15-ти машин. Однако рыночный анализ востребованности Ми-38 радужным не назовешь: совершенствованием, продвижением вертолета почти никто не занимается, если не считать регулярное участие в авиасалонах. На сегодня аппарат имеет только сертификат на грузовые перевозки. К тому же конкуренты, представившие Ми-171А3, не дремлют.
Первый проект Ми-38 появился еще в 1981-м. Макет советской машины показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Созданием нового летательного аппарата занимались сразу несколько организаций: компании «Евромиль» (Казанский вертолетный завод, МВЗ им. Миля, плюс, госпредприятие им. Климова по выпуску двигателей) и «Еврокоптер». Изначально проектировали просто усовершенствованный Ми-8. Но стало ясно, что получился совсем новый вертолет, которому в 1983 присвоили индекс Ми-38.
Первые успехи и продолжение работы
Окончательно облик машины сложился к 1990-му году. Если сравнивать с первым проектом Ми-8М, то изменения заметны сразу. Это увеличение максимального взлетного веса с 14 тыс. до 14,5 тыс. кг. Грузоподъемность поднялась до 5 тыс. кг. В 1991-м общественности показали новый макет Ми-38. В отличие от Ми-8 новая машина брала на борт больше груза в 1,8 раз, а топлива расходовала меньше на 70 %.

Всего предполагалось построить несколько версий, летательного аппарата, предназначенных для:
✅ перевозки пассажиров «эконом» и «бизнес» классом
✅ транспортировки грузов внутри и на внешней подвеске
✅ использования в санитарном варианте
✅ спасательно-поисковых операций
✅ военных (в дальнейшем это модель Ми-38Т)
Еще один макет, выполненный в натуральную величину, показали в следующем году на Мосаэрошоу. В 1993-м приступили к сборке пары опытных экземпляров.

Доработанный вариант макета продемонстрировали в 1995-м.
Первые «удары» и дальнейшие работы
Первоначально планировали поставить импортный движок Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Однако первый опытный вертолет, названный ОП-1, оснастили российскими моторами от завода им. Климова. Вторую машину укомплектовали зарубежными агрегатами. В 1997-м климовцы из-за сложного финансового положения отказались участвовать в проекте. А дальше – пошло-поехало: СП по производству вертолета покинула компания «Еврокоптер». Создатели машины были вынуждены полностью переориентироваться на канадские моторы.
Фирма Pratt & Whitney Canada передала российской стороне пару движков безвозмездно, рассчитывая в дальнейшем на солидные заказы. Однако в 2009-м прекратила сотрудничество с РФ и на Ми-38 снова стали устанавливать российские ТВ7-117В, изначально предназначенные для Ил-114.
Вплоть до 1999-го года продолжалась постройка опытных моделей, предназначенных для испытаний на земле и динамических проверок. В 2001-м протестировали лопасти, выполненные из переплетенных композитных материалов. Для этого использовали вертолет-лабораторию Ми-17. И, наконец, в 2003-м состоялся первый полет Ми-38, длившийся шесть минут. Вторую опытную модель ОП-2 подняли в воздух только конце 2010-го.

Но оставим пока «хождения по мукам» вертолета и обратимся к его техническим характеристикам, конструктивным особенностям:
✅ диаметры основного и рулевого винта – 21,1 и 3,84 м
✅ длина, ширина, высота – 25,22, 4,5 и 5,56 м
✅ вес пустого и максимально загруженного – 8,3 и 15,6 т
✅ мощность силовой установки ТВ7-117В либо PW-127T/S – 2х2500 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 275 и 285 км/ч
✅ максимальная дальность – 1350 км
✅ потолок – до 5,2 км
Экипаж машины включает двух пилотов (возможен вариант с одним). Ми-38 берет на борт 32 человека или 5 т груза (на подвеске 6 т). Ми-8 вмещает 26 пассажиров и 4 т груза. У «тридцать восьмого» солидный внутренний полезный объем в 29,5 куб. м, в котором разместили туалет, буфет. А сиденья в салоне пассажирской версии расположены с шагом 0,75 м, как в самолетах.
Оборудование
На машине устанавливалось современное бортовое электронное оснащение, произведенное в России (компания «Транзас Авиация») – комплекс ИБКО-38. Оборудование дает возможность летать ночью, днем, в плохую погоду, т. е. при любой видимости в автоматическом режиме. За состоянием узлов машины и полетом пилот может наблюдать через пять дисплеев диагональю 12,1”. Карту местности в «цифре» показывает российский локатор 38А-813. Также в комплект приборов включена система дублирования с GPS и ГЛОНАСС.

Оборудование ТТА-12Н предупреждает о критическом снижении. Опционально предлагается монитор отображения информации на лобовом стекле. При этом БРЭО ИБКО-38 унифицирована с предшествующим комплексом ИБКВ-17, устанавливаемым на модификациях Ми-8 – например, Ми-17. Это облегчает переучивание экипажа.
Новый двигатель
ТВС7-117 по сравнению с предыдущей моделью ТВ3-117 более совершенен, экономичен. Но есть нюанс: турбинные лопатки предшественника не требуют охлаждения, как в новом моторе. А ведь это система, состоящая из небольших каналов, в которых циркулирует холодный воздух, нагнетаемый компрессором. Подобные «ходы» имеют «привычку» забиваться отложениями в виде пыли и песка. Это и объясняет «живучесть» старого движка, не боявшегося никаких пустынь, за что и любят Ми-8 покупатели из жарких стран.

Чтобы устранить этот минус, ТВС7-117 будут оснащаться пылевой защитой. Но на сегодня эти двигатель нельзя назвать совершенным: он еще нуждаются в доводках.
Конкуренты
Из зарубежных аналогов такого же среднего класса с Ми-38 можно сравнить разве что Airbus Helicopters H225 (Франция), поднимающий 5,5 т. Однако внутренний объем у него меньше – 15 кубометров. Есть, конечно AgustaWestland AW101, поднимающий 5,5 т. Но, во-первых, это уже тяжелый класс машин, а во-вторых, у него три двигателя.

У американцев – Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Но он настолько дорогой, что вопрос о его покупке для коммерческих целей и не ставится. Версия Sikorsky CH-53E Super Stallion, способная нести 13,5 тонн, также относится к тяжелой группе и оснащена тремя моторами. А если взглянуть на «одноклассника» Ми-38 из США – средний вертолет Sikorsky S-92, то его грузоподъемность и вовсе 1,86 т.
Экономическая составляющая Ми-38
Здесь с первого взгляда сплошные плюсы. Например, все машины подобного класса пилотирует экипаж из двух человек. Ми-38 при условии использования российского БРЭО и панорамной кабины (тоже изготавливаемой в РФ), может управлять и один пилот. Экономичный расход топлива и большая дальность полета (если взять 800 км) гарантируют стоимость тонно-километра в 7 раз меньше по сравнению с Ми-8.

То же самое можно сказать о цене часа эксплуатации: только здесь разница в пользу Ми-38 составляет 50 %. Стоимость нового вертолета – до 17 млн. долларов (как обещает производитель), импортных аналогов – не менее 20 млн., а Ми-8 – 14,75 млн. «зеленых».
Из последних известий о Ми-38
На форуме «Армия-2022» гендиректор «Рособоронэкспорта» А. Михеев подтвердил заключение договора на поставку Ми-38. Соглашение было подписано еще в 2019-м и предусматривало закупку 15-ти машин. Однако рыночный анализ востребованности Ми-38 радужным не назовешь: совершенствованием, продвижением вертолета почти никто не занимается, если не считать регулярное участие в авиасалонах. На сегодня аппарат имеет только сертификат на грузовые перевозки. К тому же конкуренты, представившие Ми-171А3, не дремлют.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....