Ми-38 – через «тернии к звездам»?
Один из секретов долгожительства Ми-8 заключается в особенностях его проектирования. Вертолет разрабатывался на перспективу и представлял из себя как бы базу для будущих моделей. Например, если посмотреть на первые фото геликоптера, можно увидеть только один двигатель, хотя в будущем их стало два. Ми-8 пользовался огромным спросом (его современные модификации востребованы и сегодня), был выпущен в количестве более 12 тыс. экземпляров, поставлялся в 100 стран. Можно точно сказать: у половины государств мира имеется этот вертолет. Однако ничто не «вечно под Луной» – со временем стало ясно, что Ми-8 нужна замена.
Первый проект Ми-38 появился еще в 1981-м. Макет советской машины показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Созданием нового летательного аппарата занимались сразу несколько организаций: компании «Евромиль» (Казанский вертолетный завод, МВЗ им. Миля, плюс, госпредприятие им. Климова по выпуску двигателей) и «Еврокоптер». Изначально проектировали просто усовершенствованный Ми-8. Но стало ясно, что получился совсем новый вертолет, которому в 1983 присвоили индекс Ми-38.
Окончательно облик машины сложился к 1990-му году. Если сравнивать с первым проектом Ми-8М, то изменения заметны сразу. Это увеличение максимального взлетного веса с 14 тыс. до 14,5 тыс. кг. Грузоподъемность поднялась до 5 тыс. кг. В 1991-м общественности показали новый макет Ми-38. В отличие от Ми-8 новая машина брала на борт больше груза в 1,8 раз, а топлива расходовала меньше на 70 %.
Всего предполагалось построить несколько версий, летательного аппарата, предназначенных для:
✅ перевозки пассажиров «эконом» и «бизнес» классом
✅ транспортировки грузов внутри и на внешней подвеске
✅ использования в санитарном варианте
✅ спасательно-поисковых операций
✅ военных (в дальнейшем это модель Ми-38Т)
Еще один макет, выполненный в натуральную величину, показали в следующем году на Мосаэрошоу. В 1993-м приступили к сборке пары опытных экземпляров.
Доработанный вариант макета продемонстрировали в 1995-м.
Первоначально планировали поставить импортный движок Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Однако первый опытный вертолет, названный ОП-1, оснастили российскими моторами от завода им. Климова. Вторую машину укомплектовали зарубежными агрегатами. В 1997-м климовцы из-за сложного финансового положения отказались участвовать в проекте. А дальше – пошло-поехало: СП по производству вертолета покинула компания «Еврокоптер». Создатели машины были вынуждены полностью переориентироваться на канадские моторы.
Вплоть до 1999-го года продолжалась постройка опытных моделей, предназначенных для испытаний на земле и динамических проверок. В 2001-м протестировали лопасти, выполненные из переплетенных композитных материалов. Для этого использовали вертолет-лабораторию Ми-17. И, наконец, в 2003-м состоялся первый полет Ми-38, длившийся шесть минут. Вторую опытную модель ОП-2 подняли в воздух только конце 2010-го.
Но оставим пока «хождения по мукам» вертолета и обратимся к его техническим характеристикам, конструктивным особенностям:
✅ диаметры основного и рулевого винта – 21,1 и 3,84 м
✅ длина, ширина, высота – 25,22, 4,5 и 5,56 м
✅ вес пустого и максимально загруженного – 8,3 и 15,6 т
✅ мощность силовой установки ТВ7-117В либо PW-127T/S – 2х2500 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 275 и 285 км/ч
✅ максимальная дальность – 1350 км
✅ потолок – до 5,2 км
Экипаж машины включает двух пилотов (возможен вариант с одним). Ми-38 берет на борт 32 человека или 5 т груза (на подвеске 6 т). Ми-8 вмещает 26 пассажиров и 4 т груза. У «тридцать восьмого» солидный внутренний полезный объем в 29,5 куб. м, в котором разместили туалет, буфет. А сиденья в салоне пассажирской версии расположены с шагом 0,75 м, как в самолетах.
На машине устанавливалось современное бортовое электронное оснащение, произведенное в России (компания «Транзас Авиация») – комплекс ИБКО-38. Оборудование дает возможность летать ночью, днем, в плохую погоду, т. е. при любой видимости в автоматическом режиме. За состоянием узлов машины и полетом пилот может наблюдать через пять дисплеев диагональю 12,1”. Карту местности в «цифре» показывает российский локатор 38А-813. Также в комплект приборов включена система дублирования с GPS и ГЛОНАСС.
Оборудование ТТА-12Н предупреждает о критическом снижении. Опционально предлагается монитор отображения информации на лобовом стекле. При этом БРЭО ИБКО-38 унифицирована с предшествующим комплексом ИБКВ-17, устанавливаемым на модификациях Ми-8 – например, Ми-17. Это облегчает переучивание экипажа.
ТВС7-117 по сравнению с предыдущей моделью ТВ3-117 более совершенен, экономичен. Но есть нюанс: турбинные лопатки предшественника не требуют охлаждения, как в новом моторе. А ведь это система, состоящая из небольших каналов, в которых циркулирует холодный воздух, нагнетаемый компрессором. Подобные «ходы» имеют «привычку» забиваться отложениями в виде пыли и песка. Это и объясняет «живучесть» старого движка, не боявшегося никаких пустынь, за что и любят Ми-8 покупатели из жарких стран.
Чтобы устранить этот минус, ТВС7-117 будут оснащаться пылевой защитой. Но на сегодня эти двигатель нельзя назвать совершенным: он еще нуждаются в доводках.
Из зарубежных аналогов такого же среднего класса с Ми-38 можно сравнить разве что Airbus Helicopters H225 (Франция), поднимающий 5,5 т. Однако внутренний объем у него меньше – 15 кубометров. Есть, конечно AgustaWestland AW101, поднимающий 5,5 т. Но, во-первых, это уже тяжелый класс машин, а во-вторых, у него три двигателя.
У американцев – Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Но он настолько дорогой, что вопрос о его покупке для коммерческих целей и не ставится. Версия Sikorsky CH-53E Super Stallion, способная нести 13,5 тонн, также относится к тяжелой группе и оснащена тремя моторами. А если взглянуть на «одноклассника» Ми-38 из США – средний вертолет Sikorsky S-92, то его грузоподъемность и вовсе 1,86 т.
Здесь с первого взгляда сплошные плюсы. Например, все машины подобного класса пилотирует экипаж из двух человек. Ми-38 при условии использования российского БРЭО и панорамной кабины (тоже изготавливаемой в РФ), может управлять и один пилот. Экономичный расход топлива и большая дальность полета (если взять 800 км) гарантируют стоимость тонно-километра в 7 раз меньше по сравнению с Ми-8.
То же самое можно сказать о цене часа эксплуатации: только здесь разница в пользу Ми-38 составляет 50 %. Стоимость нового вертолета – до 17 млн. долларов (как обещает производитель), импортных аналогов – не менее 20 млн., а Ми-8 – 14,75 млн. «зеленых».
На форуме «Армия-2022» гендиректор «Рособоронэкспорта» А. Михеев подтвердил заключение договора на поставку Ми-38. Соглашение было подписано еще в 2019-м и предусматривало закупку 15-ти машин. Однако рыночный анализ востребованности Ми-38 радужным не назовешь: совершенствованием, продвижением вертолета почти никто не занимается, если не считать регулярное участие в авиасалонах. На сегодня аппарат имеет только сертификат на грузовые перевозки. К тому же конкуренты, представившие Ми-171А3, не дремлют.
Первый проект Ми-38 появился еще в 1981-м. Макет советской машины показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Созданием нового летательного аппарата занимались сразу несколько организаций: компании «Евромиль» (Казанский вертолетный завод, МВЗ им. Миля, плюс, госпредприятие им. Климова по выпуску двигателей) и «Еврокоптер». Изначально проектировали просто усовершенствованный Ми-8. Но стало ясно, что получился совсем новый вертолет, которому в 1983 присвоили индекс Ми-38.
Первые успехи и продолжение работы
Окончательно облик машины сложился к 1990-му году. Если сравнивать с первым проектом Ми-8М, то изменения заметны сразу. Это увеличение максимального взлетного веса с 14 тыс. до 14,5 тыс. кг. Грузоподъемность поднялась до 5 тыс. кг. В 1991-м общественности показали новый макет Ми-38. В отличие от Ми-8 новая машина брала на борт больше груза в 1,8 раз, а топлива расходовала меньше на 70 %.
В пиксельной раскраске – версия для военных. Фото: YouTube.com
Всего предполагалось построить несколько версий, летательного аппарата, предназначенных для:
✅ перевозки пассажиров «эконом» и «бизнес» классом
✅ транспортировки грузов внутри и на внешней подвеске
✅ использования в санитарном варианте
✅ спасательно-поисковых операций
✅ военных (в дальнейшем это модель Ми-38Т)
Еще один макет, выполненный в натуральную величину, показали в следующем году на Мосаэрошоу. В 1993-м приступили к сборке пары опытных экземпляров.
VIP-версия Ми-38 куплена компанией Газпромбанк Лизинг (на выставке HeliRussia 2020). Фото: YouTube.com
Доработанный вариант макета продемонстрировали в 1995-м.
Первые «удары» и дальнейшие работы
Первоначально планировали поставить импортный движок Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Однако первый опытный вертолет, названный ОП-1, оснастили российскими моторами от завода им. Климова. Вторую машину укомплектовали зарубежными агрегатами. В 1997-м климовцы из-за сложного финансового положения отказались участвовать в проекте. А дальше – пошло-поехало: СП по производству вертолета покинула компания «Еврокоптер». Создатели машины были вынуждены полностью переориентироваться на канадские моторы.
Фирма Pratt & Whitney Canada передала российской стороне пару движков безвозмездно, рассчитывая в дальнейшем на солидные заказы. Однако в 2009-м прекратила сотрудничество с РФ и на Ми-38 снова стали устанавливать российские ТВ7-117В, изначально предназначенные для Ил-114.
Вплоть до 1999-го года продолжалась постройка опытных моделей, предназначенных для испытаний на земле и динамических проверок. В 2001-м протестировали лопасти, выполненные из переплетенных композитных материалов. Для этого использовали вертолет-лабораторию Ми-17. И, наконец, в 2003-м состоялся первый полет Ми-38, длившийся шесть минут. Вторую опытную модель ОП-2 подняли в воздух только конце 2010-го.
В 2012 году Ми-38 в своем классе установил мировой рекорд по высоте – 9000 м. Фото: YouTube.com
Но оставим пока «хождения по мукам» вертолета и обратимся к его техническим характеристикам, конструктивным особенностям:
✅ диаметры основного и рулевого винта – 21,1 и 3,84 м
✅ длина, ширина, высота – 25,22, 4,5 и 5,56 м
✅ вес пустого и максимально загруженного – 8,3 и 15,6 т
✅ мощность силовой установки ТВ7-117В либо PW-127T/S – 2х2500 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 275 и 285 км/ч
✅ максимальная дальность – 1350 км
✅ потолок – до 5,2 км
Экипаж машины включает двух пилотов (возможен вариант с одним). Ми-38 берет на борт 32 человека или 5 т груза (на подвеске 6 т). Ми-8 вмещает 26 пассажиров и 4 т груза. У «тридцать восьмого» солидный внутренний полезный объем в 29,5 куб. м, в котором разместили туалет, буфет. А сиденья в салоне пассажирской версии расположены с шагом 0,75 м, как в самолетах.
Оборудование
На машине устанавливалось современное бортовое электронное оснащение, произведенное в России (компания «Транзас Авиация») – комплекс ИБКО-38. Оборудование дает возможность летать ночью, днем, в плохую погоду, т. е. при любой видимости в автоматическом режиме. За состоянием узлов машины и полетом пилот может наблюдать через пять дисплеев диагональю 12,1”. Карту местности в «цифре» показывает российский локатор 38А-813. Также в комплект приборов включена система дублирования с GPS и ГЛОНАСС.
Панель приборов напоминает набор компьютеров. Фото: YouTube.com
Оборудование ТТА-12Н предупреждает о критическом снижении. Опционально предлагается монитор отображения информации на лобовом стекле. При этом БРЭО ИБКО-38 унифицирована с предшествующим комплексом ИБКВ-17, устанавливаемым на модификациях Ми-8 – например, Ми-17. Это облегчает переучивание экипажа.
Новый двигатель
ТВС7-117 по сравнению с предыдущей моделью ТВ3-117 более совершенен, экономичен. Но есть нюанс: турбинные лопатки предшественника не требуют охлаждения, как в новом моторе. А ведь это система, состоящая из небольших каналов, в которых циркулирует холодный воздух, нагнетаемый компрессором. Подобные «ходы» имеют «привычку» забиваться отложениями в виде пыли и песка. Это и объясняет «живучесть» старого движка, не боявшегося никаких пустынь, за что и любят Ми-8 покупатели из жарких стран.
С двигателями у Ми-38 – постоянные проблемы. Фото: YouTube.com
Чтобы устранить этот минус, ТВС7-117 будут оснащаться пылевой защитой. Но на сегодня эти двигатель нельзя назвать совершенным: он еще нуждаются в доводках.
Конкуренты
Из зарубежных аналогов такого же среднего класса с Ми-38 можно сравнить разве что Airbus Helicopters H225 (Франция), поднимающий 5,5 т. Однако внутренний объем у него меньше – 15 кубометров. Есть, конечно AgustaWestland AW101, поднимающий 5,5 т. Но, во-первых, это уже тяжелый класс машин, а во-вторых, у него три двигателя.
Ближайший конкурент Ми-38 – AIRBUS H225. Фото: YouTube.com
У американцев – Sikorsky CH-53 Sea Stallion. Но он настолько дорогой, что вопрос о его покупке для коммерческих целей и не ставится. Версия Sikorsky CH-53E Super Stallion, способная нести 13,5 тонн, также относится к тяжелой группе и оснащена тремя моторами. А если взглянуть на «одноклассника» Ми-38 из США – средний вертолет Sikorsky S-92, то его грузоподъемность и вовсе 1,86 т.
Экономическая составляющая Ми-38
Здесь с первого взгляда сплошные плюсы. Например, все машины подобного класса пилотирует экипаж из двух человек. Ми-38 при условии использования российского БРЭО и панорамной кабины (тоже изготавливаемой в РФ), может управлять и один пилот. Экономичный расход топлива и большая дальность полета (если взять 800 км) гарантируют стоимость тонно-километра в 7 раз меньше по сравнению с Ми-8.
Подготовка к очередным испытаниям в Архангельске (2022 год). Фото: YouTube.com
То же самое можно сказать о цене часа эксплуатации: только здесь разница в пользу Ми-38 составляет 50 %. Стоимость нового вертолета – до 17 млн. долларов (как обещает производитель), импортных аналогов – не менее 20 млн., а Ми-8 – 14,75 млн. «зеленых».
Из последних известий о Ми-38
На форуме «Армия-2022» гендиректор «Рособоронэкспорта» А. Михеев подтвердил заключение договора на поставку Ми-38. Соглашение было подписано еще в 2019-м и предусматривало закупку 15-ти машин. Однако рыночный анализ востребованности Ми-38 радужным не назовешь: совершенствованием, продвижением вертолета почти никто не занимается, если не считать регулярное участие в авиасалонах. На сегодня аппарат имеет только сертификат на грузовые перевозки. К тому же конкуренты, представившие Ми-171А3, не дремлют.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...