
Из-за чего катушка зажигания выходит из строя?
Катушка зажигания – ну что может быть проще: пара обмоток, из которых на одну подается бортовое напряжение, а со второй снимается импульсное высокое. Правда, есть варианты – сегодня на многие автомобили устанавливается не одна «общая» деталь, а несколько: на каждый цилиндр своя. Узел достаточно надежный, но может складываться ситуация, когда катушки зажигания приходится менять несколько раз за относительно короткий период времени. Проблема с этой деталью особенно часто возникает в зимнее время. Так в чем же дело?
Их можно «пересчитать по пальцам»: обрыв, короткое замыкание и пробой изолятора. На первой стадии заметить неисправность не так просто: чаще всего она проявляется под нагрузкой: например, при обгоне, когда нужно быстро разогнать автомобиль. А при редких и недолгих поездках вообще заметить что-либо конкретное невозможно – обычно перебои в работе мотора списывают на непрогретый двигатель.
Свечение этой лампочки вызывает тревогу. Фото: YouTube.com
В соответствии с физическими законами (которые никто не отменял!), ток идет по пути наименьшего сопротивления, что относится и к искре зажигания. Поэтому, если она уже нашла какой-то «свой», более короткий путь, будьте уверены – оттуда не свернет.
Бывает так, что в сухую погоду все нормально, но как только пошел дождь, машина «вроде» начинает подтраивать. То же самое может происходить и зимой – снег быстро тает, соприкасаясь с деталями под капотом, куда проникает через радиаторную решетку, стыки кузовных элементов, снизу.
Снег с капота убирать, конечно, надо, но лучше это делать не лопатой. Фото: YouTube.com
Однако влажность – не единственная причина, по которой свеча «ищет другой путь».
Сильно охлажденный двигатель запустить сложнее. Чтобы это сделать, ЭБУ обогащает смесь (вручную на карбюраторных авто раньше выдергивали «подсос»). А воспламенить ее непросто. Если свеча сразу с проблемой не справляется и не поджигает бензин с воздухом, то первый ее заливает. В результате искре никак не удается образоваться между электродами, и она ищет путь полегче: например, через изолятор катушки. Кажется, все причины ее выхода из строя описаны. Однако это только так кажется – идем дальше!
Вот тут самое обидное, когда раз за разом меняешь катушку, у которой постоянно оказывается пробитым изолятор. Автовладелец клянет производителей, покупая самую дорогую запчасть, а результат – тот же. А причина проста: со временем между электродами у свечи зазор становится больше, т. к. они выгорают. Естественно: сопротивление между «железками» увеличивается и искре идти туда «неохота». В итоге ее катушка «посылает» к «массе» кратчайшим путем – через свой изолятор.
Зазор между электродами лучше проверять лично специальным щупом. Фото: YouTube.com
Кто-то из поклонников иридиевых свечей может возразить: мол, дорогие детали служат дольше. Да, это так, при условии, что вы не купили подделку. А фальсифицировать дорогой товар для мошенников – то еще искушение! Если нормально работают обычные недорогие свечи, лучше ставить их. Пусть менять придется чаще (не позже 30 тыс. км), зато катушку сбережете.
Имеется в виду соблюдение чистоты под ним. Некоторые считают, что мойка моторного отсека только вредит: мол, из-за нее случаются замыкания в электропроводке. Это совсем не так: грамотно проведенная операция никогда не навредит. Конечно, если залезть под капот с мойкой высокого давления и «помыть» генератор, катушку, вряд ли поведение машины после такого «ухода» вам понравится. Искра просто «обожает бегать» по грязи.
Под капотом должно быть сухо и чисто. Фото: YouTube.com
Тщательно надо следить за чистотой владельцам авто, у которых катушка привернута прямо к двигателю. Постоянная тряска, грязь и перепады температуры просто «обязывают» искру проскочить мимо. И еще не стоит забывать: в городе к грязи зимой примешиваются реагенты, способствующие коррозии, сокращающей ресурс подкапотных «жителей».
Когда-то господствовал только один вид запчасти – общий для всех цилиндров. Это пара обмоток на металлическом сердечнике. Чтобы изделие не перегревалось, его иногда заливают трансформаторным маслом.
Один модуль зажигания (катушка) на 4 цилиндра. Фото: YouTube.com
Сегодня большее распространение получили отдельные катушки: т. е. каждая отправляет ВВ импульс на свой цилиндр.
Индивидуальная катушка на 1 цилиндр. Фото: YouTube.com
Подобная система популярна благодаря следующим преимуществам:
✅ при выходе из строя одной катушки мотор продолжает работать
✅ надежность, обусловленная отсутствием распределителя зажигания
✅ больший срок службы, связанный с делением нагрузки на четыре (или более) детали
✅ уменьшение радиопомех
Есть еще один, промежуточный вариант (встречается редко) – сдвоенные катушки. Здесь каждая из них посылает ВВ импульсы на пару цилиндров.
Один из них уже упоминался: «троение», которое может проходить после прогрева двигателя, а также загорание сигнальной лампочки Check Engine. Другие подсказки:
✅ увеличенный расход горючего: нужно сильнее давить на газ
✅ плавающие холостые обороты после первого пуска вплоть до остановки ДВС
✅ рывки при езде, провалы мощности
✅ оглушающий выхлоп из глушителя, сопровождающийся черным дымом и запахом бензина
О неисправности катушки может подсказать бортовой компьютер, если он есть. На дисплее появится сообщение о «пропуске зажигания» в конкретном цилиндре. К сожалению, все перечисленные признаки могут говорить и о неисправностях других узлов, деталей ДВС. Поэтому стоит обратиться к более конкретным способам выявления поломки.
Первое, что нужно сделать – провести внешний осмотр. На пробитой катушке могут быть видны темные дорожки, по которым «бегает» искра. Ток может идти и по следам масла, грязи, имеющихся на корпусе детали. Но далеко не всегда неисправность определяется визуально: трещина бывает и микроскопических размеров. Если катушки у двигателя отдельные на каждый цилиндр, выявить неработающую можно путем взаимной замены. Деталь в «единственном экземпляре» проверяется омметром. Нужно замерить сопротивление первичной и вторичной обмоток. В первом случае подсоедините щупы тестера к разъемам, на которые подается 12 В. Величина сопротивления – от 0,4 до 7 Ом.
Проверка первичной обмотки, щупы прикасаются: центральный – правый и центральный – левый. Фото: YouTube.com
У вторичной обмотки витков неизмеримо больше и поэтому ее сопротивление находится в пределах от 100 до 500 кОм (один щуп к массе, второй – на выход к ВВ). И все же самый действенный метод проверки работоспособности «одиночной» катушки зажигания – замена ее на заведомо исправную.
Деталь не так много стоит. Однако если она выходит из строя часто (каждую пару сезонов, а то и чаще), есть повод задуматься.
Есть, конечно, специалисты, восстанавливающие катушки. Но стоит ли? Фото: YouTube.com
Изначально вспомните, когда последний раз меняли свечи. Проверить их работоспособность несложно: снимайте по очереди ВВ провода от каждого цилиндра при запущенном двигателе.
Оптимальное расположение ВВ проводов – чтоб нигде ничего не касались. Фото: YouTube.com
Если мотор стал в этот момент работать с перебоями – все нормально. В случае, когда изменений никаких нет, свечу нужно заменить. Но если они используются уже более 30-40 тыс. км пробега, менять их нужно все равно, даже если тест «говорит», что все в порядке. Иногда причина может крыться в ВВ проводах, которые при определенных условиях «тоже не прочь» пробить на массу.
Причины
Их можно «пересчитать по пальцам»: обрыв, короткое замыкание и пробой изолятора. На первой стадии заметить неисправность не так просто: чаще всего она проявляется под нагрузкой: например, при обгоне, когда нужно быстро разогнать автомобиль. А при редких и недолгих поездках вообще заметить что-либо конкретное невозможно – обычно перебои в работе мотора списывают на непрогретый двигатель.

На первоначальной стадии индикатор Check Engine может даже и не моргать: для выявления неисправности потребуется диагностика в режиме он-лайн.
В соответствии с физическими законами (которые никто не отменял!), ток идет по пути наименьшего сопротивления, что относится и к искре зажигания. Поэтому, если она уже нашла какой-то «свой», более короткий путь, будьте уверены – оттуда не свернет.
Повышенная влажность
Бывает так, что в сухую погоду все нормально, но как только пошел дождь, машина «вроде» начинает подтраивать. То же самое может происходить и зимой – снег быстро тает, соприкасаясь с деталями под капотом, куда проникает через радиаторную решетку, стыки кузовных элементов, снизу.

Однако влажность – не единственная причина, по которой свеча «ищет другой путь».
Морозы
Сильно охлажденный двигатель запустить сложнее. Чтобы это сделать, ЭБУ обогащает смесь (вручную на карбюраторных авто раньше выдергивали «подсос»). А воспламенить ее непросто. Если свеча сразу с проблемой не справляется и не поджигает бензин с воздухом, то первый ее заливает. В результате искре никак не удается образоваться между электродами, и она ищет путь полегче: например, через изолятор катушки. Кажется, все причины ее выхода из строя описаны. Однако это только так кажется – идем дальше!
Свечи
Вот тут самое обидное, когда раз за разом меняешь катушку, у которой постоянно оказывается пробитым изолятор. Автовладелец клянет производителей, покупая самую дорогую запчасть, а результат – тот же. А причина проста: со временем между электродами у свечи зазор становится больше, т. к. они выгорают. Естественно: сопротивление между «железками» увеличивается и искре идти туда «неохота». В итоге ее катушка «посылает» к «массе» кратчайшим путем – через свой изолятор.

Кто-то из поклонников иридиевых свечей может возразить: мол, дорогие детали служат дольше. Да, это так, при условии, что вы не купили подделку. А фальсифицировать дорогой товар для мошенников – то еще искушение! Если нормально работают обычные недорогие свечи, лучше ставить их. Пусть менять придется чаще (не позже 30 тыс. км), зато катушку сбережете.
Подкапотное пространство
Имеется в виду соблюдение чистоты под ним. Некоторые считают, что мойка моторного отсека только вредит: мол, из-за нее случаются замыкания в электропроводке. Это совсем не так: грамотно проведенная операция никогда не навредит. Конечно, если залезть под капот с мойкой высокого давления и «помыть» генератор, катушку, вряд ли поведение машины после такого «ухода» вам понравится. Искра просто «обожает бегать» по грязи.

Тщательно надо следить за чистотой владельцам авто, у которых катушка привернута прямо к двигателю. Постоянная тряска, грязь и перепады температуры просто «обязывают» искру проскочить мимо. И еще не стоит забывать: в городе к грязи зимой примешиваются реагенты, способствующие коррозии, сокращающей ресурс подкапотных «жителей».
Какими бывают катушки
Когда-то господствовал только один вид запчасти – общий для всех цилиндров. Это пара обмоток на металлическом сердечнике. Чтобы изделие не перегревалось, его иногда заливают трансформаторным маслом.

Сегодня большее распространение получили отдельные катушки: т. е. каждая отправляет ВВ импульс на свой цилиндр.

Подобная система популярна благодаря следующим преимуществам:
✅ при выходе из строя одной катушки мотор продолжает работать
✅ надежность, обусловленная отсутствием распределителя зажигания
✅ больший срок службы, связанный с делением нагрузки на четыре (или более) детали
✅ уменьшение радиопомех
Есть еще один, промежуточный вариант (встречается редко) – сдвоенные катушки. Здесь каждая из них посылает ВВ импульсы на пару цилиндров.
Признаки поломки
Один из них уже упоминался: «троение», которое может проходить после прогрева двигателя, а также загорание сигнальной лампочки Check Engine. Другие подсказки:
✅ увеличенный расход горючего: нужно сильнее давить на газ
✅ плавающие холостые обороты после первого пуска вплоть до остановки ДВС
✅ рывки при езде, провалы мощности
✅ оглушающий выхлоп из глушителя, сопровождающийся черным дымом и запахом бензина
О неисправности катушки может подсказать бортовой компьютер, если он есть. На дисплее появится сообщение о «пропуске зажигания» в конкретном цилиндре. К сожалению, все перечисленные признаки могут говорить и о неисправностях других узлов, деталей ДВС. Поэтому стоит обратиться к более конкретным способам выявления поломки.
Как определить неисправность
Первое, что нужно сделать – провести внешний осмотр. На пробитой катушке могут быть видны темные дорожки, по которым «бегает» искра. Ток может идти и по следам масла, грязи, имеющихся на корпусе детали. Но далеко не всегда неисправность определяется визуально: трещина бывает и микроскопических размеров. Если катушки у двигателя отдельные на каждый цилиндр, выявить неработающую можно путем взаимной замены. Деталь в «единственном экземпляре» проверяется омметром. Нужно замерить сопротивление первичной и вторичной обмоток. В первом случае подсоедините щупы тестера к разъемам, на которые подается 12 В. Величина сопротивления – от 0,4 до 7 Ом.

У вторичной обмотки витков неизмеримо больше и поэтому ее сопротивление находится в пределах от 100 до 500 кОм (один щуп к массе, второй – на выход к ВВ). И все же самый действенный метод проверки работоспособности «одиночной» катушки зажигания – замена ее на заведомо исправную.
Профилактика и проверки
Деталь не так много стоит. Однако если она выходит из строя часто (каждую пару сезонов, а то и чаще), есть повод задуматься.

Ремонтировать запчасть нет смысла. Можно, конечно, замотать изолентой, залить «эпоксидкой», но все это только отсрочка от поломки. А она, как правило, случается в пути в самое неподходящее время и таком же месте.
Изначально вспомните, когда последний раз меняли свечи. Проверить их работоспособность несложно: снимайте по очереди ВВ провода от каждого цилиндра при запущенном двигателе.

Если мотор стал в этот момент работать с перебоями – все нормально. В случае, когда изменений никаких нет, свечу нужно заменить. Но если они используются уже более 30-40 тыс. км пробега, менять их нужно все равно, даже если тест «говорит», что все в порядке. Иногда причина может крыться в ВВ проводах, которые при определенных условиях «тоже не прочь» пробить на массу.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....