Из-за чего катушка зажигания выходит из строя?
3 786

Из-за чего катушка зажигания выходит из строя?

Катушка зажигания – ну что может быть проще: пара обмоток, из которых на одну подается бортовое напряжение, а со второй снимается импульсное высокое. Правда, есть варианты – сегодня на многие автомобили устанавливается не одна «общая» деталь, а несколько: на каждый цилиндр своя. Узел достаточно надежный, но может складываться ситуация, когда катушки зажигания приходится менять несколько раз за относительно короткий период времени. Проблема с этой деталью особенно часто возникает в зимнее время. Так в чем же дело?


Причины


Их можно «пересчитать по пальцам»: обрыв, короткое замыкание и пробой изолятора. На первой стадии заметить неисправность не так просто: чаще всего она проявляется под нагрузкой: например, при обгоне, когда нужно быстро разогнать автомобиль. А при редких и недолгих поездках вообще заметить что-либо конкретное невозможно – обычно перебои в работе мотора списывают на непрогретый двигатель.

Из-за чего катушка зажигания выходит из строя?Свечение этой лампочки вызывает тревогу. Фото: YouTube.com

На первоначальной стадии индикатор Check Engine может даже и не моргать: для выявления неисправности потребуется диагностика в режиме он-лайн.

В соответствии с физическими законами (которые никто не отменял!), ток идет по пути наименьшего сопротивления, что относится и к искре зажигания. Поэтому, если она уже нашла какой-то «свой», более короткий путь, будьте уверены – оттуда не свернет.

Повышенная влажность


Бывает так, что в сухую погоду все нормально, но как только пошел дождь, машина «вроде» начинает подтраивать. То же самое может происходить и зимой – снег быстро тает, соприкасаясь с деталями под капотом, куда проникает через радиаторную решетку, стыки кузовных элементов, снизу.

Снег с капота убирать, конечно, надо, но лучше это делать не лопатой. Фото: YouTube.com

Однако влажность – не единственная причина, по которой свеча «ищет другой путь».

Морозы


Сильно охлажденный двигатель запустить сложнее. Чтобы это сделать, ЭБУ обогащает смесь (вручную на карбюраторных авто раньше выдергивали «подсос»). А воспламенить ее непросто. Если свеча сразу с проблемой не справляется и не поджигает бензин с воздухом, то первый ее заливает. В результате искре никак не удается образоваться между электродами, и она ищет путь полегче: например, через изолятор катушки. Кажется, все причины ее выхода из строя описаны. Однако это только так кажется – идем дальше!

Свечи


Вот тут самое обидное, когда раз за разом меняешь катушку, у которой постоянно оказывается пробитым изолятор. Автовладелец клянет производителей, покупая самую дорогую запчасть, а результат – тот же. А причина проста: со временем между электродами у свечи зазор становится больше, т. к. они выгорают. Естественно: сопротивление между «железками» увеличивается и искре идти туда «неохота». В итоге ее катушка «посылает» к «массе» кратчайшим путем – через свой изолятор.

Зазор между электродами лучше проверять лично специальным щупом. Фото: YouTube.com

Кто-то из поклонников иридиевых свечей может возразить: мол, дорогие детали служат дольше. Да, это так, при условии, что вы не купили подделку. А фальсифицировать дорогой товар для мошенников – то еще искушение! Если нормально работают обычные недорогие свечи, лучше ставить их. Пусть менять придется чаще (не позже 30 тыс. км), зато катушку сбережете.

Подкапотное пространство


Имеется в виду соблюдение чистоты под ним. Некоторые считают, что мойка моторного отсека только вредит: мол, из-за нее случаются замыкания в электропроводке. Это совсем не так: грамотно проведенная операция никогда не навредит. Конечно, если залезть под капот с мойкой высокого давления и «помыть» генератор, катушку, вряд ли поведение машины после такого «ухода» вам понравится. Искра просто «обожает бегать» по грязи.

Под капотом должно быть сухо и чисто. Фото: YouTube.com

Тщательно надо следить за чистотой владельцам авто, у которых катушка привернута прямо к двигателю. Постоянная тряска, грязь и перепады температуры просто «обязывают» искру проскочить мимо. И еще не стоит забывать: в городе к грязи зимой примешиваются реагенты, способствующие коррозии, сокращающей ресурс подкапотных «жителей».

Какими бывают катушки


Когда-то господствовал только один вид запчасти – общий для всех цилиндров. Это пара обмоток на металлическом сердечнике. Чтобы изделие не перегревалось, его иногда заливают трансформаторным маслом.

Один модуль зажигания (катушка) на 4 цилиндра. Фото: YouTube.com

Сегодня большее распространение получили отдельные катушки: т. е. каждая отправляет ВВ импульс на свой цилиндр.

Индивидуальная катушка на 1 цилиндр. Фото: YouTube.com

Подобная система популярна благодаря следующим преимуществам:

✅ при выходе из строя одной катушки мотор продолжает работать
✅ надежность, обусловленная отсутствием распределителя зажигания
✅ больший срок службы, связанный с делением нагрузки на четыре (или более) детали
✅ уменьшение радиопомех

Есть еще один, промежуточный вариант (встречается редко) – сдвоенные катушки. Здесь каждая из них посылает ВВ импульсы на пару цилиндров.

Признаки поломки


Один из них уже упоминался: «троение», которое может проходить после прогрева двигателя, а также загорание сигнальной лампочки Check Engine. Другие подсказки:

✅ увеличенный расход горючего: нужно сильнее давить на газ
✅ плавающие холостые обороты после первого пуска вплоть до остановки ДВС
✅ рывки при езде, провалы мощности
✅ оглушающий выхлоп из глушителя, сопровождающийся черным дымом и запахом бензина

О неисправности катушки может подсказать бортовой компьютер, если он есть. На дисплее появится сообщение о «пропуске зажигания» в конкретном цилиндре. К сожалению, все перечисленные признаки могут говорить и о неисправностях других узлов, деталей ДВС. Поэтому стоит обратиться к более конкретным способам выявления поломки.

Как определить неисправность


Первое, что нужно сделать – провести внешний осмотр. На пробитой катушке могут быть видны темные дорожки, по которым «бегает» искра. Ток может идти и по следам масла, грязи, имеющихся на корпусе детали. Но далеко не всегда неисправность определяется визуально: трещина бывает и микроскопических размеров. Если катушки у двигателя отдельные на каждый цилиндр, выявить неработающую можно путем взаимной замены. Деталь в «единственном экземпляре» проверяется омметром. Нужно замерить сопротивление первичной и вторичной обмоток. В первом случае подсоедините щупы тестера к разъемам, на которые подается 12 В. Величина сопротивления – от 0,4 до 7 Ом.

Проверка первичной обмотки, щупы прикасаются: центральный – правый и центральный – левый. Фото: YouTube.com

У вторичной обмотки витков неизмеримо больше и поэтому ее сопротивление находится в пределах от 100 до 500 кОм (один щуп к массе, второй – на выход к ВВ). И все же самый действенный метод проверки работоспособности «одиночной» катушки зажигания – замена ее на заведомо исправную.

Профилактика и проверки


Деталь не так много стоит. Однако если она выходит из строя часто (каждую пару сезонов, а то и чаще), есть повод задуматься.

Есть, конечно, специалисты, восстанавливающие катушки. Но стоит ли? Фото: YouTube.com

Ремонтировать запчасть нет смысла. Можно, конечно, замотать изолентой, залить «эпоксидкой», но все это только отсрочка от поломки. А она, как правило, случается в пути в самое неподходящее время и таком же месте.

Изначально вспомните, когда последний раз меняли свечи. Проверить их работоспособность несложно: снимайте по очереди ВВ провода от каждого цилиндра при запущенном двигателе.

Оптимальное расположение ВВ проводов – чтоб нигде ничего не касались. Фото: YouTube.com

Если мотор стал в этот момент работать с перебоями – все нормально. В случае, когда изменений никаких нет, свечу нужно заменить. Но если они используются уже более 30-40 тыс. км пробега, менять их нужно все равно, даже если тест «говорит», что все в порядке. Иногда причина может крыться в ВВ проводах, которые при определенных условиях «тоже не прочь» пробить на массу.
А вы что думаете о поломках катушки зажигания?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...