Из-за чего катушка зажигания выходит из строя?
Катушка зажигания – ну что может быть проще: пара обмоток, из которых на одну подается бортовое напряжение, а со второй снимается импульсное высокое. Правда, есть варианты – сегодня на многие автомобили устанавливается не одна «общая» деталь, а несколько: на каждый цилиндр своя. Узел достаточно надежный, но может складываться ситуация, когда катушки зажигания приходится менять несколько раз за относительно короткий период времени. Проблема с этой деталью особенно часто возникает в зимнее время. Так в чем же дело?
Их можно «пересчитать по пальцам»: обрыв, короткое замыкание и пробой изолятора. На первой стадии заметить неисправность не так просто: чаще всего она проявляется под нагрузкой: например, при обгоне, когда нужно быстро разогнать автомобиль. А при редких и недолгих поездках вообще заметить что-либо конкретное невозможно – обычно перебои в работе мотора списывают на непрогретый двигатель.
В соответствии с физическими законами (которые никто не отменял!), ток идет по пути наименьшего сопротивления, что относится и к искре зажигания. Поэтому, если она уже нашла какой-то «свой», более короткий путь, будьте уверены – оттуда не свернет.
Бывает так, что в сухую погоду все нормально, но как только пошел дождь, машина «вроде» начинает подтраивать. То же самое может происходить и зимой – снег быстро тает, соприкасаясь с деталями под капотом, куда проникает через радиаторную решетку, стыки кузовных элементов, снизу.
Однако влажность – не единственная причина, по которой свеча «ищет другой путь».
Сильно охлажденный двигатель запустить сложнее. Чтобы это сделать, ЭБУ обогащает смесь (вручную на карбюраторных авто раньше выдергивали «подсос»). А воспламенить ее непросто. Если свеча сразу с проблемой не справляется и не поджигает бензин с воздухом, то первый ее заливает. В результате искре никак не удается образоваться между электродами, и она ищет путь полегче: например, через изолятор катушки. Кажется, все причины ее выхода из строя описаны. Однако это только так кажется – идем дальше!
Вот тут самое обидное, когда раз за разом меняешь катушку, у которой постоянно оказывается пробитым изолятор. Автовладелец клянет производителей, покупая самую дорогую запчасть, а результат – тот же. А причина проста: со временем между электродами у свечи зазор становится больше, т. к. они выгорают. Естественно: сопротивление между «железками» увеличивается и искре идти туда «неохота». В итоге ее катушка «посылает» к «массе» кратчайшим путем – через свой изолятор.
Кто-то из поклонников иридиевых свечей может возразить: мол, дорогие детали служат дольше. Да, это так, при условии, что вы не купили подделку. А фальсифицировать дорогой товар для мошенников – то еще искушение! Если нормально работают обычные недорогие свечи, лучше ставить их. Пусть менять придется чаще (не позже 30 тыс. км), зато катушку сбережете.
Имеется в виду соблюдение чистоты под ним. Некоторые считают, что мойка моторного отсека только вредит: мол, из-за нее случаются замыкания в электропроводке. Это совсем не так: грамотно проведенная операция никогда не навредит. Конечно, если залезть под капот с мойкой высокого давления и «помыть» генератор, катушку, вряд ли поведение машины после такого «ухода» вам понравится. Искра просто «обожает бегать» по грязи.
Тщательно надо следить за чистотой владельцам авто, у которых катушка привернута прямо к двигателю. Постоянная тряска, грязь и перепады температуры просто «обязывают» искру проскочить мимо. И еще не стоит забывать: в городе к грязи зимой примешиваются реагенты, способствующие коррозии, сокращающей ресурс подкапотных «жителей».
Когда-то господствовал только один вид запчасти – общий для всех цилиндров. Это пара обмоток на металлическом сердечнике. Чтобы изделие не перегревалось, его иногда заливают трансформаторным маслом.
Сегодня большее распространение получили отдельные катушки: т. е. каждая отправляет ВВ импульс на свой цилиндр.
Подобная система популярна благодаря следующим преимуществам:
✅ при выходе из строя одной катушки мотор продолжает работать
✅ надежность, обусловленная отсутствием распределителя зажигания
✅ больший срок службы, связанный с делением нагрузки на четыре (или более) детали
✅ уменьшение радиопомех
Есть еще один, промежуточный вариант (встречается редко) – сдвоенные катушки. Здесь каждая из них посылает ВВ импульсы на пару цилиндров.
Один из них уже упоминался: «троение», которое может проходить после прогрева двигателя, а также загорание сигнальной лампочки Check Engine. Другие подсказки:
✅ увеличенный расход горючего: нужно сильнее давить на газ
✅ плавающие холостые обороты после первого пуска вплоть до остановки ДВС
✅ рывки при езде, провалы мощности
✅ оглушающий выхлоп из глушителя, сопровождающийся черным дымом и запахом бензина
О неисправности катушки может подсказать бортовой компьютер, если он есть. На дисплее появится сообщение о «пропуске зажигания» в конкретном цилиндре. К сожалению, все перечисленные признаки могут говорить и о неисправностях других узлов, деталей ДВС. Поэтому стоит обратиться к более конкретным способам выявления поломки.
Первое, что нужно сделать – провести внешний осмотр. На пробитой катушке могут быть видны темные дорожки, по которым «бегает» искра. Ток может идти и по следам масла, грязи, имеющихся на корпусе детали. Но далеко не всегда неисправность определяется визуально: трещина бывает и микроскопических размеров. Если катушки у двигателя отдельные на каждый цилиндр, выявить неработающую можно путем взаимной замены. Деталь в «единственном экземпляре» проверяется омметром. Нужно замерить сопротивление первичной и вторичной обмоток. В первом случае подсоедините щупы тестера к разъемам, на которые подается 12 В. Величина сопротивления – от 0,4 до 7 Ом.
У вторичной обмотки витков неизмеримо больше и поэтому ее сопротивление находится в пределах от 100 до 500 кОм (один щуп к массе, второй – на выход к ВВ). И все же самый действенный метод проверки работоспособности «одиночной» катушки зажигания – замена ее на заведомо исправную.
Деталь не так много стоит. Однако если она выходит из строя часто (каждую пару сезонов, а то и чаще), есть повод задуматься.
Изначально вспомните, когда последний раз меняли свечи. Проверить их работоспособность несложно: снимайте по очереди ВВ провода от каждого цилиндра при запущенном двигателе.
Если мотор стал в этот момент работать с перебоями – все нормально. В случае, когда изменений никаких нет, свечу нужно заменить. Но если они используются уже более 30-40 тыс. км пробега, менять их нужно все равно, даже если тест «говорит», что все в порядке. Иногда причина может крыться в ВВ проводах, которые при определенных условиях «тоже не прочь» пробить на массу.
Причины
Их можно «пересчитать по пальцам»: обрыв, короткое замыкание и пробой изолятора. На первой стадии заметить неисправность не так просто: чаще всего она проявляется под нагрузкой: например, при обгоне, когда нужно быстро разогнать автомобиль. А при редких и недолгих поездках вообще заметить что-либо конкретное невозможно – обычно перебои в работе мотора списывают на непрогретый двигатель.
Свечение этой лампочки вызывает тревогу. Фото: YouTube.com
На первоначальной стадии индикатор Check Engine может даже и не моргать: для выявления неисправности потребуется диагностика в режиме он-лайн.
В соответствии с физическими законами (которые никто не отменял!), ток идет по пути наименьшего сопротивления, что относится и к искре зажигания. Поэтому, если она уже нашла какой-то «свой», более короткий путь, будьте уверены – оттуда не свернет.
Повышенная влажность
Бывает так, что в сухую погоду все нормально, но как только пошел дождь, машина «вроде» начинает подтраивать. То же самое может происходить и зимой – снег быстро тает, соприкасаясь с деталями под капотом, куда проникает через радиаторную решетку, стыки кузовных элементов, снизу.
Снег с капота убирать, конечно, надо, но лучше это делать не лопатой. Фото: YouTube.com
Однако влажность – не единственная причина, по которой свеча «ищет другой путь».
Морозы
Сильно охлажденный двигатель запустить сложнее. Чтобы это сделать, ЭБУ обогащает смесь (вручную на карбюраторных авто раньше выдергивали «подсос»). А воспламенить ее непросто. Если свеча сразу с проблемой не справляется и не поджигает бензин с воздухом, то первый ее заливает. В результате искре никак не удается образоваться между электродами, и она ищет путь полегче: например, через изолятор катушки. Кажется, все причины ее выхода из строя описаны. Однако это только так кажется – идем дальше!
Свечи
Вот тут самое обидное, когда раз за разом меняешь катушку, у которой постоянно оказывается пробитым изолятор. Автовладелец клянет производителей, покупая самую дорогую запчасть, а результат – тот же. А причина проста: со временем между электродами у свечи зазор становится больше, т. к. они выгорают. Естественно: сопротивление между «железками» увеличивается и искре идти туда «неохота». В итоге ее катушка «посылает» к «массе» кратчайшим путем – через свой изолятор.
Зазор между электродами лучше проверять лично специальным щупом. Фото: YouTube.com
Кто-то из поклонников иридиевых свечей может возразить: мол, дорогие детали служат дольше. Да, это так, при условии, что вы не купили подделку. А фальсифицировать дорогой товар для мошенников – то еще искушение! Если нормально работают обычные недорогие свечи, лучше ставить их. Пусть менять придется чаще (не позже 30 тыс. км), зато катушку сбережете.
Подкапотное пространство
Имеется в виду соблюдение чистоты под ним. Некоторые считают, что мойка моторного отсека только вредит: мол, из-за нее случаются замыкания в электропроводке. Это совсем не так: грамотно проведенная операция никогда не навредит. Конечно, если залезть под капот с мойкой высокого давления и «помыть» генератор, катушку, вряд ли поведение машины после такого «ухода» вам понравится. Искра просто «обожает бегать» по грязи.
Под капотом должно быть сухо и чисто. Фото: YouTube.com
Тщательно надо следить за чистотой владельцам авто, у которых катушка привернута прямо к двигателю. Постоянная тряска, грязь и перепады температуры просто «обязывают» искру проскочить мимо. И еще не стоит забывать: в городе к грязи зимой примешиваются реагенты, способствующие коррозии, сокращающей ресурс подкапотных «жителей».
Какими бывают катушки
Когда-то господствовал только один вид запчасти – общий для всех цилиндров. Это пара обмоток на металлическом сердечнике. Чтобы изделие не перегревалось, его иногда заливают трансформаторным маслом.
Один модуль зажигания (катушка) на 4 цилиндра. Фото: YouTube.com
Сегодня большее распространение получили отдельные катушки: т. е. каждая отправляет ВВ импульс на свой цилиндр.
Индивидуальная катушка на 1 цилиндр. Фото: YouTube.com
Подобная система популярна благодаря следующим преимуществам:
✅ при выходе из строя одной катушки мотор продолжает работать
✅ надежность, обусловленная отсутствием распределителя зажигания
✅ больший срок службы, связанный с делением нагрузки на четыре (или более) детали
✅ уменьшение радиопомех
Есть еще один, промежуточный вариант (встречается редко) – сдвоенные катушки. Здесь каждая из них посылает ВВ импульсы на пару цилиндров.
Признаки поломки
Один из них уже упоминался: «троение», которое может проходить после прогрева двигателя, а также загорание сигнальной лампочки Check Engine. Другие подсказки:
✅ увеличенный расход горючего: нужно сильнее давить на газ
✅ плавающие холостые обороты после первого пуска вплоть до остановки ДВС
✅ рывки при езде, провалы мощности
✅ оглушающий выхлоп из глушителя, сопровождающийся черным дымом и запахом бензина
О неисправности катушки может подсказать бортовой компьютер, если он есть. На дисплее появится сообщение о «пропуске зажигания» в конкретном цилиндре. К сожалению, все перечисленные признаки могут говорить и о неисправностях других узлов, деталей ДВС. Поэтому стоит обратиться к более конкретным способам выявления поломки.
Как определить неисправность
Первое, что нужно сделать – провести внешний осмотр. На пробитой катушке могут быть видны темные дорожки, по которым «бегает» искра. Ток может идти и по следам масла, грязи, имеющихся на корпусе детали. Но далеко не всегда неисправность определяется визуально: трещина бывает и микроскопических размеров. Если катушки у двигателя отдельные на каждый цилиндр, выявить неработающую можно путем взаимной замены. Деталь в «единственном экземпляре» проверяется омметром. Нужно замерить сопротивление первичной и вторичной обмоток. В первом случае подсоедините щупы тестера к разъемам, на которые подается 12 В. Величина сопротивления – от 0,4 до 7 Ом.
Проверка первичной обмотки, щупы прикасаются: центральный – правый и центральный – левый. Фото: YouTube.com
У вторичной обмотки витков неизмеримо больше и поэтому ее сопротивление находится в пределах от 100 до 500 кОм (один щуп к массе, второй – на выход к ВВ). И все же самый действенный метод проверки работоспособности «одиночной» катушки зажигания – замена ее на заведомо исправную.
Профилактика и проверки
Деталь не так много стоит. Однако если она выходит из строя часто (каждую пару сезонов, а то и чаще), есть повод задуматься.
Есть, конечно, специалисты, восстанавливающие катушки. Но стоит ли? Фото: YouTube.com
Ремонтировать запчасть нет смысла. Можно, конечно, замотать изолентой, залить «эпоксидкой», но все это только отсрочка от поломки. А она, как правило, случается в пути в самое неподходящее время и таком же месте.
Изначально вспомните, когда последний раз меняли свечи. Проверить их работоспособность несложно: снимайте по очереди ВВ провода от каждого цилиндра при запущенном двигателе.
Оптимальное расположение ВВ проводов – чтоб нигде ничего не касались. Фото: YouTube.com
Если мотор стал в этот момент работать с перебоями – все нормально. В случае, когда изменений никаких нет, свечу нужно заменить. Но если они используются уже более 30-40 тыс. км пробега, менять их нужно все равно, даже если тест «говорит», что все в порядке. Иногда причина может крыться в ВВ проводах, которые при определенных условиях «тоже не прочь» пробить на массу.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...