ЛТЗ-60 – «дитя» 90-х пашет и сегодня
1 231

ЛТЗ-60 – «дитя» 90-х пашет и сегодня

Кто из сельских жителей не помнит легендарную «сороковушку», которую Липецкий тракторный завод собирал с 1961 по 1995 год? Это, пожалуй, самая удачная модель, которую предприятие выпустило в количестве 1 млн. 196 тыс. штук. Однако каким бы хорошим не был Т-40, к 90-м он морально устарел и на смену ему пришел ЛТЗ-60, который встал на конвейер в самое неподходящее время – 1991-й год.


Уже в 2004-м завод превратился в банкрота и на его основе создали компанию «Липецкий трактор», вошедшую в концерн «Тракторные заводы», который в свою очередь является с 2006-го частью «Агромашхолдинга». В 2009-м большинство цехов закрыли, остальные сдавались в аренду. ЛТЗ-60 – одна из последних моделей, еще пользовавшихся популярностью. Что это за машина, претендовавшая стать не менее распространенной, чем ее предшественник?

Предназначение и модификации


Техника универсальная и может пахать, культивировать, выполнять иные сельскохозяйственные операции, связанные с возделыванием культур. При наличии соответствующего оборудования трактор используется коммунальщиками, для транспортировки грузов, в строительстве. Всего предприятие производите несколько модификаций ЛТЗ-60 с различными добавочными индексами:

✅ А – отличается дизельным мотором Д144 небольших размеров в 60 «лошадей» от Владимирского завода, с воздушным охлаждением
✅ АБ – с силовым агрегатом (МТЗ), развивающим 57 л. с., жидкостного охлаждения и муфтой сцепления с накладками из керамики, продлевающие ресурс трансмиссии в 1,5-1,8 раза, характеризуется повышенной грузоподъемностью до 900 кг
✅ АВ – на этой машине установлен двигатель Д65М1Л, выпускаемый Рыбинским предприятием, у трактора увеличенная по габаритам кабина и модифицированный ГУР
✅ АБ-10 – особо многофункциональная версия
✅ АБ-01 имеет заниженную высоту, что необходимо при езде внутри цехов, ферм старого типа

Запуск силовой установки осуществляется мощным стартером в 4 000 Вт. С одной стороны, это обеспечивает хороший старт в морозы, с другой – вынуждает постоянно следить за плотным прилеганием контактов.

ЛТЗ-60 – «дитя» 90-х пашет и сегодняДоступ к двигателю – удобный. Фото: YouTube.com

Бортовую сеть питанием обеспечивает генератор на 700 Вт с выпрямителем и регулятором напряжения. В отличие от своего предшественника Т-40, ЛТЗ-60 обладает хорошей устойчивостью и легкостью в управлении. В машине задействована ленточная система тормозов, одинаково работающая на всех колесах. Поэтому резко останавливаться на скользкой дороге крайне не рекомендуется!

Один из вариантов навесного оборудования. Фото: YouTube.com

У ЛТЗ-60 есть любопытная особенность, заявленная производителем: новая машина не требует обкатки, ее можно сразу «запускать» в дело на полную мощность.

Трактор агрегатируется со 120 видами навесного оборудования. Это не только плуги, культиваторы, картофельные комбайны и сеялки. К машине можно прицепить бульдозерный нож или опрыскиватель, бак с водой для полива улиц, а то и экскаваторную навеску.

В хозяйстве без трактора – никак. Фото: YouTube.com

Работу дополнительного оборудования обеспечивает гидравлическая система, включающая в себя насос НШ-32У, выдающий «на выходе» 51 л/мин. при наибольшем давлении в 20 МПа.

Трансмиссия


Подключение «передка» производится автоматически, при пробуксовывании в грязи, снегу. В иных обстоятельствах работает только задний мост, что положительно сказывается на расходе горючего.

Передок включается в работу автоматически. Фото: YouTube.com

Трактор комплектуется механической реверсивной коробкой, рассчитанной на восемь скоростей. В КПП – две муфты: основная, с одним диском, вторая – дополнительная, работающая независимо от ВОМ. Кстати: на моделях А и АБ он имеет удлинитель и две скорости – на 540 и 1000 оборотов в минуту.

Грубый рисунок протектора способствует лучшей проходимости. Фото: YouTube.com

У каждого моста – «собственный» дифференциал: у переднего – с двумя сателлитами, закрытый, у заднего – в виде сдвоенной муфты с храповым механизмом. Есть ходоуменьшитель. Вперед ЛТЗ-60 может двигаться в скоростном диапазоне от 0,67 до 30 км/ч. Назад – от 2,15 до 5,96 км/ч. При нагрузке в 0,85 т машина расходует до 8,98 литров топлива в час. Бак вмещает 70 л. Размеры и масса ЛТЗ-60:

✅ длина, ширина, высота – 3,92, 1,71 и 2,56 м
✅ вес – 3,38 т
✅ колея (может регулироваться) – 1,375 – 1,84 м
✅ дорожный просвет – 0,54 м
✅ база – 2,28 м

Благодаря большому клиренсу, трактор свободно проезжает через многие препятствия, что особенно важно, например, при выполнении работ в лесном хозяйстве.

Кабина


По сравнению с Т-40, отличия, разумеется, есть. Внутреннее оборудование рабочего места механизатора обеспечивается комфортным микроклиматом за счет герметичности «салона», отопителя, настраиваемого на разные режимы работы в холодное время года. Стены кабины отделаны звуко- и вибропоглощающими материалами. Для вентиляции можно использовать форточки с боков. Трактор имеет большую площадь остекления, что позволяет хорошо видеть состояние, работу прицепных орудий и исключает появление «мертвых» зон.

На первых моделях из приборов было только самое необходимое. Фото: YouTube.com

Руль (управление гидрообъемное) регулируется по наклону (пять жестких вариантов) и высоте. Спинку сиденья тоже можно настроить. Под рабочим местом – амортизаторы, компенсирующие тряску при проезде неровностей.

Наклон руля регулируется. Фото: YouTube.com

На тракторах модификаций А и АБ крылья, капот и крыша выполнены из стеклопластика, что продлевает срок службы этих элементов.

Особенности эксплуатации


ЛТЗ-60, как и его предшественник, неприхотлив в обслуживании и имеет длительный срок службы, если вовремя проводить регламентные работы по замене смазки и т. п. Трактор обладает высокой ремонтопригодностью: доступ практически ко всем агрегатам, узлам оптимальный. Механизаторы отмечают и минусы, проявляющиеся в ходе эксплуатации. Первое, это недостаточно мощный двигатель на некоторых модификациях (лучше покупать трактор с силовым агрегатом Д-65) и, как следствие, относительно «слабая» навеска.

Движок не всегда тянет, как надо. Фото: YouTube.com

И еще неприятности может доставлять корзина сцепления, взятая от предыдущей модели Т-40. На ЛТЗ-60 нагрузки выросли, а узел остался старым, что приводит к деформации, а то и срыву крепежных болтов, шпилек. Из-за этого же возможен перегрев коробки. Некоторые владельцы частично переделывают трансмиссию, устанавливая диск от МТЗ. Также механизаторы отмечают неудобство использования одного насоса, который работает и на рулевую систему, и на гидравлическую. Однако в 90-е годы трактор пользовался популярностью, а на недочеты тогда внимание особо не обращали. Да и альтернативы как-то не было.

Сегодня


Очевидно, что недостатки на заводе могли бы устранить и выпустить более совершенные модели, если бы не банкротство. На официальном сайте ОАО указано, что предприятие не работает и тракторы не производит. Вместо этого сотрудники занимаются реализацией техники, выпускаемой Владимирским тракторным заводом.

Стоимость


Новая машина, произведенная ЛТЗ, в 2009-м году, стоила 1,8 млн. руб. Если посмотреть на нынешние цены, можно сказать, что, несмотря на описанные выше недостатки (да у какой техники их нет!), ЛТЗ-60 пользуется спросом, т. к. цены на него достаточно высоки. Не стоит забывать: ЛТЗ-60 является техникой еще советского производства! За машину 2000-го года выпуска с ножом-навеской спереди просят 335 тыс. руб. А трактор, произведенный в 2003-ем, с насосным оборудованием для перекачки воды, стоит 699 тыс. руб. В общем цены на ЛТЗ-60 разных модификаций и даты выпуска находятся в диапазоне от 300 до 700 тыс. руб.
А вы что думаете об ЛТЗ-60?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...