
ЛТЗ-60 – «дитя» 90-х пашет и сегодня
Кто из сельских жителей не помнит легендарную «сороковушку», которую Липецкий тракторный завод собирал с 1961 по 1995 год? Это, пожалуй, самая удачная модель, которую предприятие выпустило в количестве 1 млн. 196 тыс. штук. Однако каким бы хорошим не был Т-40, к 90-м он морально устарел и на смену ему пришел ЛТЗ-60, который встал на конвейер в самое неподходящее время – 1991-й год.
Уже в 2004-м завод превратился в банкрота и на его основе создали компанию «Липецкий трактор», вошедшую в концерн «Тракторные заводы», который в свою очередь является с 2006-го частью «Агромашхолдинга». В 2009-м большинство цехов закрыли, остальные сдавались в аренду. ЛТЗ-60 – одна из последних моделей, еще пользовавшихся популярностью. Что это за машина, претендовавшая стать не менее распространенной, чем ее предшественник?
Техника универсальная и может пахать, культивировать, выполнять иные сельскохозяйственные операции, связанные с возделыванием культур. При наличии соответствующего оборудования трактор используется коммунальщиками, для транспортировки грузов, в строительстве. Всего предприятие производите несколько модификаций ЛТЗ-60 с различными добавочными индексами:
✅ А – отличается дизельным мотором Д144 небольших размеров в 60 «лошадей» от Владимирского завода, с воздушным охлаждением
✅ АБ – с силовым агрегатом (МТЗ), развивающим 57 л. с., жидкостного охлаждения и муфтой сцепления с накладками из керамики, продлевающие ресурс трансмиссии в 1,5-1,8 раза, характеризуется повышенной грузоподъемностью до 900 кг
✅ АВ – на этой машине установлен двигатель Д65М1Л, выпускаемый Рыбинским предприятием, у трактора увеличенная по габаритам кабина и модифицированный ГУР
✅ АБ-10 – особо многофункциональная версия
✅ АБ-01 имеет заниженную высоту, что необходимо при езде внутри цехов, ферм старого типа
Запуск силовой установки осуществляется мощным стартером в 4 000 Вт. С одной стороны, это обеспечивает хороший старт в морозы, с другой – вынуждает постоянно следить за плотным прилеганием контактов.
Доступ к двигателю – удобный. Фото: YouTube.com
Бортовую сеть питанием обеспечивает генератор на 700 Вт с выпрямителем и регулятором напряжения. В отличие от своего предшественника Т-40, ЛТЗ-60 обладает хорошей устойчивостью и легкостью в управлении. В машине задействована ленточная система тормозов, одинаково работающая на всех колесах. Поэтому резко останавливаться на скользкой дороге крайне не рекомендуется!
Один из вариантов навесного оборудования. Фото: YouTube.com
Трактор агрегатируется со 120 видами навесного оборудования. Это не только плуги, культиваторы, картофельные комбайны и сеялки. К машине можно прицепить бульдозерный нож или опрыскиватель, бак с водой для полива улиц, а то и экскаваторную навеску.
В хозяйстве без трактора – никак. Фото: YouTube.com
Работу дополнительного оборудования обеспечивает гидравлическая система, включающая в себя насос НШ-32У, выдающий «на выходе» 51 л/мин. при наибольшем давлении в 20 МПа.
Подключение «передка» производится автоматически, при пробуксовывании в грязи, снегу. В иных обстоятельствах работает только задний мост, что положительно сказывается на расходе горючего.
Передок включается в работу автоматически. Фото: YouTube.com
Трактор комплектуется механической реверсивной коробкой, рассчитанной на восемь скоростей. В КПП – две муфты: основная, с одним диском, вторая – дополнительная, работающая независимо от ВОМ. Кстати: на моделях А и АБ он имеет удлинитель и две скорости – на 540 и 1000 оборотов в минуту.
Грубый рисунок протектора способствует лучшей проходимости. Фото: YouTube.com
У каждого моста – «собственный» дифференциал: у переднего – с двумя сателлитами, закрытый, у заднего – в виде сдвоенной муфты с храповым механизмом. Есть ходоуменьшитель. Вперед ЛТЗ-60 может двигаться в скоростном диапазоне от 0,67 до 30 км/ч. Назад – от 2,15 до 5,96 км/ч. При нагрузке в 0,85 т машина расходует до 8,98 литров топлива в час. Бак вмещает 70 л. Размеры и масса ЛТЗ-60:
✅ длина, ширина, высота – 3,92, 1,71 и 2,56 м
✅ вес – 3,38 т
✅ колея (может регулироваться) – 1,375 – 1,84 м
✅ дорожный просвет – 0,54 м
✅ база – 2,28 м
Благодаря большому клиренсу, трактор свободно проезжает через многие препятствия, что особенно важно, например, при выполнении работ в лесном хозяйстве.
По сравнению с Т-40, отличия, разумеется, есть. Внутреннее оборудование рабочего места механизатора обеспечивается комфортным микроклиматом за счет герметичности «салона», отопителя, настраиваемого на разные режимы работы в холодное время года. Стены кабины отделаны звуко- и вибропоглощающими материалами. Для вентиляции можно использовать форточки с боков. Трактор имеет большую площадь остекления, что позволяет хорошо видеть состояние, работу прицепных орудий и исключает появление «мертвых» зон.
На первых моделях из приборов было только самое необходимое. Фото: YouTube.com
Руль (управление гидрообъемное) регулируется по наклону (пять жестких вариантов) и высоте. Спинку сиденья тоже можно настроить. Под рабочим местом – амортизаторы, компенсирующие тряску при проезде неровностей.
Наклон руля регулируется. Фото: YouTube.com
На тракторах модификаций А и АБ крылья, капот и крыша выполнены из стеклопластика, что продлевает срок службы этих элементов.
ЛТЗ-60, как и его предшественник, неприхотлив в обслуживании и имеет длительный срок службы, если вовремя проводить регламентные работы по замене смазки и т. п. Трактор обладает высокой ремонтопригодностью: доступ практически ко всем агрегатам, узлам оптимальный. Механизаторы отмечают и минусы, проявляющиеся в ходе эксплуатации. Первое, это недостаточно мощный двигатель на некоторых модификациях (лучше покупать трактор с силовым агрегатом Д-65) и, как следствие, относительно «слабая» навеска.
Движок не всегда тянет, как надо. Фото: YouTube.com
И еще неприятности может доставлять корзина сцепления, взятая от предыдущей модели Т-40. На ЛТЗ-60 нагрузки выросли, а узел остался старым, что приводит к деформации, а то и срыву крепежных болтов, шпилек. Из-за этого же возможен перегрев коробки. Некоторые владельцы частично переделывают трансмиссию, устанавливая диск от МТЗ. Также механизаторы отмечают неудобство использования одного насоса, который работает и на рулевую систему, и на гидравлическую. Однако в 90-е годы трактор пользовался популярностью, а на недочеты тогда внимание особо не обращали. Да и альтернативы как-то не было.
Очевидно, что недостатки на заводе могли бы устранить и выпустить более совершенные модели, если бы не банкротство. На официальном сайте ОАО указано, что предприятие не работает и тракторы не производит. Вместо этого сотрудники занимаются реализацией техники, выпускаемой Владимирским тракторным заводом.
Новая машина, произведенная ЛТЗ, в 2009-м году, стоила 1,8 млн. руб. Если посмотреть на нынешние цены, можно сказать, что, несмотря на описанные выше недостатки (да у какой техники их нет!), ЛТЗ-60 пользуется спросом, т. к. цены на него достаточно высоки. Не стоит забывать: ЛТЗ-60 является техникой еще советского производства! За машину 2000-го года выпуска с ножом-навеской спереди просят 335 тыс. руб. А трактор, произведенный в 2003-ем, с насосным оборудованием для перекачки воды, стоит 699 тыс. руб. В общем цены на ЛТЗ-60 разных модификаций и даты выпуска находятся в диапазоне от 300 до 700 тыс. руб.
Уже в 2004-м завод превратился в банкрота и на его основе создали компанию «Липецкий трактор», вошедшую в концерн «Тракторные заводы», который в свою очередь является с 2006-го частью «Агромашхолдинга». В 2009-м большинство цехов закрыли, остальные сдавались в аренду. ЛТЗ-60 – одна из последних моделей, еще пользовавшихся популярностью. Что это за машина, претендовавшая стать не менее распространенной, чем ее предшественник?
Предназначение и модификации
Техника универсальная и может пахать, культивировать, выполнять иные сельскохозяйственные операции, связанные с возделыванием культур. При наличии соответствующего оборудования трактор используется коммунальщиками, для транспортировки грузов, в строительстве. Всего предприятие производите несколько модификаций ЛТЗ-60 с различными добавочными индексами:
✅ А – отличается дизельным мотором Д144 небольших размеров в 60 «лошадей» от Владимирского завода, с воздушным охлаждением
✅ АБ – с силовым агрегатом (МТЗ), развивающим 57 л. с., жидкостного охлаждения и муфтой сцепления с накладками из керамики, продлевающие ресурс трансмиссии в 1,5-1,8 раза, характеризуется повышенной грузоподъемностью до 900 кг
✅ АВ – на этой машине установлен двигатель Д65М1Л, выпускаемый Рыбинским предприятием, у трактора увеличенная по габаритам кабина и модифицированный ГУР
✅ АБ-10 – особо многофункциональная версия
✅ АБ-01 имеет заниженную высоту, что необходимо при езде внутри цехов, ферм старого типа
Запуск силовой установки осуществляется мощным стартером в 4 000 Вт. С одной стороны, это обеспечивает хороший старт в морозы, с другой – вынуждает постоянно следить за плотным прилеганием контактов.

Бортовую сеть питанием обеспечивает генератор на 700 Вт с выпрямителем и регулятором напряжения. В отличие от своего предшественника Т-40, ЛТЗ-60 обладает хорошей устойчивостью и легкостью в управлении. В машине задействована ленточная система тормозов, одинаково работающая на всех колесах. Поэтому резко останавливаться на скользкой дороге крайне не рекомендуется!

У ЛТЗ-60 есть любопытная особенность, заявленная производителем: новая машина не требует обкатки, ее можно сразу «запускать» в дело на полную мощность.
Трактор агрегатируется со 120 видами навесного оборудования. Это не только плуги, культиваторы, картофельные комбайны и сеялки. К машине можно прицепить бульдозерный нож или опрыскиватель, бак с водой для полива улиц, а то и экскаваторную навеску.

Работу дополнительного оборудования обеспечивает гидравлическая система, включающая в себя насос НШ-32У, выдающий «на выходе» 51 л/мин. при наибольшем давлении в 20 МПа.
Трансмиссия
Подключение «передка» производится автоматически, при пробуксовывании в грязи, снегу. В иных обстоятельствах работает только задний мост, что положительно сказывается на расходе горючего.

Трактор комплектуется механической реверсивной коробкой, рассчитанной на восемь скоростей. В КПП – две муфты: основная, с одним диском, вторая – дополнительная, работающая независимо от ВОМ. Кстати: на моделях А и АБ он имеет удлинитель и две скорости – на 540 и 1000 оборотов в минуту.

У каждого моста – «собственный» дифференциал: у переднего – с двумя сателлитами, закрытый, у заднего – в виде сдвоенной муфты с храповым механизмом. Есть ходоуменьшитель. Вперед ЛТЗ-60 может двигаться в скоростном диапазоне от 0,67 до 30 км/ч. Назад – от 2,15 до 5,96 км/ч. При нагрузке в 0,85 т машина расходует до 8,98 литров топлива в час. Бак вмещает 70 л. Размеры и масса ЛТЗ-60:
✅ длина, ширина, высота – 3,92, 1,71 и 2,56 м
✅ вес – 3,38 т
✅ колея (может регулироваться) – 1,375 – 1,84 м
✅ дорожный просвет – 0,54 м
✅ база – 2,28 м
Благодаря большому клиренсу, трактор свободно проезжает через многие препятствия, что особенно важно, например, при выполнении работ в лесном хозяйстве.
Кабина
По сравнению с Т-40, отличия, разумеется, есть. Внутреннее оборудование рабочего места механизатора обеспечивается комфортным микроклиматом за счет герметичности «салона», отопителя, настраиваемого на разные режимы работы в холодное время года. Стены кабины отделаны звуко- и вибропоглощающими материалами. Для вентиляции можно использовать форточки с боков. Трактор имеет большую площадь остекления, что позволяет хорошо видеть состояние, работу прицепных орудий и исключает появление «мертвых» зон.

Руль (управление гидрообъемное) регулируется по наклону (пять жестких вариантов) и высоте. Спинку сиденья тоже можно настроить. Под рабочим местом – амортизаторы, компенсирующие тряску при проезде неровностей.

На тракторах модификаций А и АБ крылья, капот и крыша выполнены из стеклопластика, что продлевает срок службы этих элементов.
Особенности эксплуатации
ЛТЗ-60, как и его предшественник, неприхотлив в обслуживании и имеет длительный срок службы, если вовремя проводить регламентные работы по замене смазки и т. п. Трактор обладает высокой ремонтопригодностью: доступ практически ко всем агрегатам, узлам оптимальный. Механизаторы отмечают и минусы, проявляющиеся в ходе эксплуатации. Первое, это недостаточно мощный двигатель на некоторых модификациях (лучше покупать трактор с силовым агрегатом Д-65) и, как следствие, относительно «слабая» навеска.

И еще неприятности может доставлять корзина сцепления, взятая от предыдущей модели Т-40. На ЛТЗ-60 нагрузки выросли, а узел остался старым, что приводит к деформации, а то и срыву крепежных болтов, шпилек. Из-за этого же возможен перегрев коробки. Некоторые владельцы частично переделывают трансмиссию, устанавливая диск от МТЗ. Также механизаторы отмечают неудобство использования одного насоса, который работает и на рулевую систему, и на гидравлическую. Однако в 90-е годы трактор пользовался популярностью, а на недочеты тогда внимание особо не обращали. Да и альтернативы как-то не было.
Сегодня
Очевидно, что недостатки на заводе могли бы устранить и выпустить более совершенные модели, если бы не банкротство. На официальном сайте ОАО указано, что предприятие не работает и тракторы не производит. Вместо этого сотрудники занимаются реализацией техники, выпускаемой Владимирским тракторным заводом.
Стоимость
Новая машина, произведенная ЛТЗ, в 2009-м году, стоила 1,8 млн. руб. Если посмотреть на нынешние цены, можно сказать, что, несмотря на описанные выше недостатки (да у какой техники их нет!), ЛТЗ-60 пользуется спросом, т. к. цены на него достаточно высоки. Не стоит забывать: ЛТЗ-60 является техникой еще советского производства! За машину 2000-го года выпуска с ножом-навеской спереди просят 335 тыс. руб. А трактор, произведенный в 2003-ем, с насосным оборудованием для перекачки воды, стоит 699 тыс. руб. В общем цены на ЛТЗ-60 разных модификаций и даты выпуска находятся в диапазоне от 300 до 700 тыс. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....