
Як-24 – первое и последнее винтокрылое «детище» Яковлева
Начало работ по созданию вертолета, рассчитанного на 24 человека, было положено Постановлением правительства 5.10.2951 года. Уже через пару месяцев комиссии представили макет воздушного судна. Это одна из первых машин с продольной схемой. Тогда подобная компоновка была «в моде».
Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.
У американского Chinook судьба оказалась более счастливой. Фото: YouTube.com
Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.
Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.
В кабине Як-24. Фото: YouTube.com
В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.
На вертолете стояли двигатели АШ-82В. Фото: YouTube.com
Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:
✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км
Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.
Перевезти грузовик? Не проблема! Фото: YouTube.com
На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».
Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.
Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.
Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).
Перевозка ферм для крыши. Фото: YouTube.com
Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.
Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.
Як-24 даже снимался в кино! Кадр из фильма «Карьера Димы Горина». Фото: YouTube.com
На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.
Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.

Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.
Разработка Як-42
Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.

В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.

Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:
✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км
Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.

Як-24 – первый и последний вертолет, построенный в ОКБ Яковлева.
На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».
Трубокладчик
Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.
Вертолет-цистерна
Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.
Небесный кран
Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).

Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.
Заключение
Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.

На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....