Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.
У американского Chinook судьба оказалась более счастливой. Фото: YouTube.com
Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.
Разработка Як-42
Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.
В кабине Як-24. Фото: YouTube.com
В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.
На вертолете стояли двигатели АШ-82В. Фото: YouTube.com
Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:
✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км
Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.
Перевезти грузовик? Не проблема! Фото: YouTube.com
Як-24 – первый и последний вертолет, построенный в ОКБ Яковлева.
На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».
Трубокладчик
Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.
Вертолет-цистерна
Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.
Небесный кран
Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).
Перевозка ферм для крыши. Фото: YouTube.com
Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.
Заключение
Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.
Як-24 даже снимался в кино! Кадр из фильма «Карьера Димы Горина». Фото: YouTube.com
На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.