Як-24 – первое и последнее винтокрылое «детище» Яковлева
Начало работ по созданию вертолета, рассчитанного на 24 человека, было положено Постановлением правительства 5.10.2951 года. Уже через пару месяцев комиссии представили макет воздушного судна. Это одна из первых машин с продольной схемой. Тогда подобная компоновка была «в моде».
Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.
Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.
Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.
В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.
Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:
✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км
Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.
На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».
Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.
Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.
Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).
Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.
Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.
На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.
Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.
У американского Chinook судьба оказалась более счастливой. Фото: YouTube.com
Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.
Разработка Як-42
Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.
В кабине Як-24. Фото: YouTube.com
В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.
На вертолете стояли двигатели АШ-82В. Фото: YouTube.com
Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:
✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км
Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.
Перевезти грузовик? Не проблема! Фото: YouTube.com
Як-24 – первый и последний вертолет, построенный в ОКБ Яковлева.
На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».
Трубокладчик
Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.
Вертолет-цистерна
Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.
Небесный кран
Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).
Перевозка ферм для крыши. Фото: YouTube.com
Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.
Заключение
Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.
Як-24 даже снимался в кино! Кадр из фильма «Карьера Димы Горина». Фото: YouTube.com
На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...