.d-md-none .d-lg-block bibimot

Як-24 – первое и последнее винтокрылое «детище» Яковлева

Як-24 – первое и последнее винтокрылое «детище» Яковлева
Начало работ по созданию вертолета, рассчитанного на 24 человека, было положено Постановлением правительства 5.10.2951 года. Уже через пару месяцев комиссии представили макет воздушного судна. Это одна из первых машин с продольной схемой. Тогда подобная компоновка была «в моде».


Примером могут служить американские (CH-47 Chinook, Bell 61) и английские модели (Bristol Belvedere и другие). В СССР Як-24, прозванный «летающим вагоном», выпускался в различных версиях: для нужд армии и гражданского флота.

Як-24 – первое и последнее винтокрылое «детище» ЯковлеваУ американского Chinook судьба оказалась более счастливой. Фото: YouTube.com

Участие КБ под руководством Яковлева в разработке вертолета выглядит как-то странно. Данное ведомство более известно по запущенным в серию самолетам. Однако опыт, пусть и небольшой, в создании геликоптеров, у коллектива был. Во время войны изучались вопросы, связанные с лопастями несущих винтов, соосными схемами: даже построили опытный вертолет ЭГ с легким движком М-11. Плюс, руководство страны старалось привлечь к развитию малознакомой в СССР ветви авиации новых людей, способных принимать нестандартные решения.

Разработка Як-42


Опытные вертолеты строили в Ленинграде, серийные – в Саратове. Первый полет состоялся в июле 1952-го под управлением Г. Бровцева. Сразу же выявилось множество недостатков, главным из которых стала вибрация. Причина оказалось в чрезмерно длинных лопастях: их пришлось укорачивать.

В кабине Як-24. Фото: YouTube.com

В конце 1952-го заводские проверки закончились и машину передали для госиспытаний. Они проходили очень сложно: после выявления одной проблемы появлялась другая, одна машина даже сгорела, другая с высоты 8 м упала на землю.

На вертолете стояли двигатели АШ-82В. Фото: YouTube.com

Тем не менее, трудности преодолели, вертолет доработали и в 1955-м поставили на конвейер. Всего выпустили сорок экземпляров. Основные технические параметры Як-24:

✅ диаметр винтов, длина – 20 и 21, 34 м
✅ масса пустого (полная взлетная) – 11,9 т (16,8 т)
✅ скорость – до 175 км/ч
✅ максимальная (динамическая) высота – 4,2 км
✅ дальность – 266 км

Существовало несколько модификаций машины. Например, Як-24А представлял собой «летающий кран», перемещавший на подвеске груз в 5 т. Модель Як-24К – VIP-вариант для 9 персон. Як-24Р проектировался, как пассажирская машина, рассчитанная на 39 человек (до серии не дошел). Был еще Як-24УБ, предназначенный для перевозки 40 военных либо 3,5 т груза (например, пару ГАЗ-69). В конце 50-х и начале 60-х машина выполняла рейсы из Москвы в Киев, Берлин и обратно.

Перевезти грузовик? Не проблема! Фото: YouTube.com

Як-24 – первый и последний вертолет, построенный в ОКБ Яковлева.

На машине даже ставили мировые рекорды: 17.12.1955 пилоты Милютичев и Тиняков подняли груз массой 4 тонны на 2,902 км, а 2 т – 5082 км. Вертолет изначально предназначался для военных целей, но позже ему пришлось освоить и гражданские «профессии».

Трубокладчик


Вертолет, работавший по системе «Нерпа». Сначала эта «специальность» использовалась военными. Ее суть – сбрасывание вдоль пути следования войск труб, по которым впоследствии осуществляется транспортировка горючего. В народном хозяйстве эта «технология» применялась при укладке трубопроводов по труднопроходимым местам,болотам.

Вертолет-цистерна


Если машину превратить в воздушный грузовик, то она будет способна перевезти внутри фюзеляжа до 3,2 т топлива на 200 км. В таком транспортнике нуждались не только военные, но и районы Крайнего Севера, куда добраться можно было только по воздуху.

Небесный кран


Жаль, но это проект, не «увидевший» конвейер. Однако опытные образцы работали. Например, один из них участвовал в реставрации Дворца Екатерины (г. Пушкин).

Перевозка ферм для крыши. Фото: YouTube.com

Машина имела внешнюю подвеску и автостабилизатор, работающий при зависании. Благодаря Як-24 заменено 30 балок строения, каждая из которых весила по 3,2 т.

Заключение


Всего с 1955 по 1958 годы было построено 40 (по некоторым данным 50) вертолетов Як-24. Срок небольшой и техники выпущено не так много. Однако за все время эксплуатации серийных машин официально не было зарегистрировано ни одной аварии.

Як-24 даже снимался в кино! Кадр из фильма «Карьера Димы Горина». Фото: YouTube.com

На сегодня сохранился только один экземпляр вертолета, выставленный в музее Монино.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о Як-24?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Bell Helicopter Corporation – от «Аэрокобры» до конвертоплановСуперскоростные вертолеты – проекты и реальности