Почему «Рысачок» не поднял региональную авиацию РФ
К середине 00-х стало выясняться, что российским авиационным училищам не хватает для подготовки пилотов учебно-тренировочных самолетов с двумя двигателями, более тяжелых, чем, например, Як-30 или ему подобная авиатехника. Поэтому в 2007 году Минтранспорта распорядилось организовать конкурс на разработку лучшего воздушного судна с 2-мя моторами и количеством мест не менее 10-ти, для подготовки в серийное производство.
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.
Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.
Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
Что может воздушное судно
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
Конструктивные особенности
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».
Приборная панель по нынешним меркам не самая современная. Фото: YouTube.com
В дальнейшем эти двигатели хотели заменить на модифицированный вариант той же фирмы – General Electric H80, способный работать в жарких регионах.
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
Начало
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
Если сравнивать с «кукурузником», «Рысачок» летает дальше и быстрее при более солидной нагрузке.
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.
Самолет свободно выполнял пилотажные фигуры. Фото: YouTube.com
Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
Когда «разразился гром»
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.
Даже одобрение В. В. Путина в 2015-м проект не спасло. Фото: YouTube.com
Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...