
Почему «Рысачок» не поднял региональную авиацию РФ
К середине 00-х стало выясняться, что российским авиационным училищам не хватает для подготовки пилотов учебно-тренировочных самолетов с двумя двигателями, более тяжелых, чем, например, Як-30 или ему подобная авиатехника. Поэтому в 2007 году Минтранспорта распорядилось организовать конкурс на разработку лучшего воздушного судна с 2-мя моторами и количеством мест не менее 10-ти, для подготовки в серийное производство.
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».
Приборная панель по нынешним меркам не самая современная. Фото: YouTube.com
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.
Самолет свободно выполнял пилотажные фигуры. Фото: YouTube.com
Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.
Даже одобрение В. В. Путина в 2015-м проект не спасло. Фото: YouTube.com
Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
Что может воздушное судно
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
Конструктивные особенности
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».

В дальнейшем эти двигатели хотели заменить на модифицированный вариант той же фирмы – General Electric H80, способный работать в жарких регионах.
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
Начало
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
Если сравнивать с «кукурузником», «Рысачок» летает дальше и быстрее при более солидной нагрузке.
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.

Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
Когда «разразился гром»
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.

Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....