Почему «Рысачок» не поднял региональную авиацию РФ
К середине 00-х стало выясняться, что российским авиационным училищам не хватает для подготовки пилотов учебно-тренировочных самолетов с двумя двигателями, более тяжелых, чем, например, Як-30 или ему подобная авиатехника. Поэтому в 2007 году Минтранспорта распорядилось организовать конкурс на разработку лучшего воздушного судна с 2-мя моторами и количеством мест не менее 10-ти, для подготовки в серийное производство.
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.
Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.
Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
Победитель получит долгосрочный контракт на изготовление не менее 30 машин, которые будут поставляться в авиаучилища РФ. Лидером конкурса был признан многоцелевой самолет «Рысачок» производства фирмы «Техноавиа» (г. Самара).
Что может воздушное судно
По внешнему виду оно напоминает небезызвестный Л-410. Разработчики даже предполагали, что «Рысачок» станет заменой Ан-2 и поможет возродить в стране региональную авиацию. Кроме помощи в подготовке летных кадров, многоцелевая машина могла:
✅ возить пассажиров (сначала до 9-ти, а потом и 16-ти, даже 19-ти человек)
✅ транспортировать грузы весом до полутора тонн
✅ выбрасывать десант
✅ заниматься патрулированием
✅ работать в структуре МЧС
✅ совершать фото- и видеосъемки, «мониторить» экологическую обстановку
Самолет не требует «тепличных» условий и может эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах, взлетать и садиться на грунтовые ВПП длиной до полукилометра. Единственное требование к земле – ее плотность, которая не должна быть меньше 5,5 кг/кв. см.
Конструктивные особенности
«Рысачок» – двухмоторный турбовинтовой моноплан с низкорасположенным крылом. Роль силовых агрегатов играют чешские двигатели М601F Walter, выдающие по 750 «лошадей».
Приборная панель по нынешним меркам не самая современная. Фото: YouTube.com
В дальнейшем эти двигатели хотели заменить на модифицированный вариант той же фирмы – General Electric H80, способный работать в жарких регионах.
Особенностью самолета является возможность продолжения полета при выходе из строя одного мотора. Общие данные воздушного судна:
✅ размах крыла, длина и высота – 18, 12,44 и 5,44 м
✅ вес пустого, загруженного – 3,85 и 6 т
✅ крейсерская и средняя скорость – 390 и 450 км/ч
✅ высота – до 6 км
✅ дальность – 1990 км
Экипаж машины состоит из двух пилотов, на борт «Рысачок» (первая версия) брал 10 человек либо 1,49 т груза. Кстати: стоимость самолета (208 млн. руб.) в 2 раза меньше Л-410.
Начало
В июне 2007-го Ульяновское авиаучилище (УВАУГА), как заказчик, заключило соглашение с «Техноавиа». Изначально планировалось выпустить опытную партию из пяти экземпляров. Производство велось на площадках ЦКСБ «Прогресс».
Если сравнивать с «кукурузником», «Рысачок» летает дальше и быстрее при более солидной нагрузке.
В 2011-м предварительные испытания новинки завершились и ее передали в ЛИИ Громова для подготовки к сертификации. После ее прохождения самолету откроется путь на конвейер.
Самолет свободно выполнял пилотажные фигуры. Фото: YouTube.com
Первый полет состоялся в 2010-м. А пока «Рысачок» демонстрировали на выставках (например, МАКС-2011), где он, кстати, поднимался в воздух.
Когда «разразился гром»
По причине отсутствия денег (а зачем тогда заказывали?) в 2011-м УВАУГА не стало принимать готовые экземпляры «Рысачка». Началось судебное разбирательство со странным итогом: в иске о возмещении денег с училища фирме «Техноавиа» отказать. Компания оказалась в сложном положении: платить (147,7 млн. руб.) производителю «Прогресс», на чьих площадках делали машину, оказалось нечем. В итоге ЦСКБ забрал долг «бартером», рассчитывая продать готовые самолеты.
Даже одобрение В. В. Путина в 2015-м проект не спасло. Фото: YouTube.com
Программа сертификации продолжилась, но в 2015-м была заморожена, причем окончательно. Причина в том, что у «Прогресса» стало не хватать площадей из-за начала реализации, как посчитали более нужного, проекта ракеты-носителя «Союз-5». Даже несмотря на то, что в дальнейшем планировалось устанавливать на самолет российские движки ТВ-500С, к 2016-му проект закрыли. Еще одна косвенная причина – появление легкого самолета «Байкал», который, кстати, унаследовал часть конструкторских идей от «Рысачка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....