Урал «Соло» – редкий российский мотоцикл-одиночка от ИМЗ
Тяжелые мотоциклы Ирбитского завода появились в первой половине 1940-х годов. Тогда они еще не назывались «Уралами». Это были простые и надежные модели с колясками, известные под индексом М-72. Скопировали их, кстати, с немецких довоенных БМВ.
Название «Урал» появилось в 1961 году, вместе с моделью М-62. К тому времени мотоциклы начали продавать «гражданским». В городе они спросом не пользовались, зато на селе заменяли личные автомобили, которых было мало.
Без коляски в советские времена «Уралы» попадались редко. Только после развала СССР их попробовали выпускать массово, начав с классики, а закончив стильными чопперами/круизерами.
Ничего хорошего из этого не получилось. Российский потребитель был уже избалован японским мотопромом. Иностранцам «Уралы» тоже не зашли – слишком уж они технически примитивные.
Сегодня мы вспомним про Урал «Соло» – первый российский мотоцикл-одиночку производства ИМЗ.
Среди советской молодежи «Уралы» никогда не пользовались спросом. Ничего странного – они были с колясками, а отсоединять их родители не разрешали, да и ГАИ не приветствовала. Если в документах написано, что модель с боковым прицепом, значит такой она и должна была оставаться.
Но мотоциклы-одиночки появились в гамме ИМЗ еще в 1950 году. Интересно, что это была принципиально новая модель, созданная специально для любителей двух, а не трех колес. Она называлась М-52 и отличалась рядом особенностей:
✅ Выпускалась исключительно без коляски
✅ Имела оппозитный двухцилиндровый мотор, но на 500 см3
✅ Считалась самым скоростным советским мотоциклом тех лет
✅ Выглядела похожей на М-72, но отличалась какой-то воздушностью в облике
Модель выпускался целых 7 лет, но небольшими партиями. Всего на мощностях ИМЗ было собрано около 680 таких байков.
На шасси ИМЗ М-52 выпускали две спортивные модификации. Одна предназначалась для шоссейно-кольцевых гонок, вторая – для мотокросса. Эти модели в руки обычных любителей вообще не попадали – их забирали спортивные клубы.
Что касается дорожных М-52, то их реализовывали недалеко от Ирбита – места производства. Руководства завода посчитало, что нет смысла вкладываться в рекламу мотоцикла, тем более, что он был малосерийным.
После 1957 года «Уралы» без коляски выпускали только для избранных. Имеются ввиду спортсмены и спецслужбы, вроде ГАИ. Еще в ограниченном количестве собирали эскортные модели, но это вообще штучный товар.
Первый Урал «Соло» появился в 90-х годах. Он почти не отличался от ИМЗ-8.103-10. Стоил мотоцикл дешевле версии с коляской и каким-то изысканным дизайном не блистал. По факту, это был тот же «Урал».
Только в конце 90-х, точнее, в 1998 году, мотоцикл переосмыслили. По сути, это новая модель, созданная по мотивам Урал «Вояж». Только тот был ближе к чопперам, а этот уже типичное ретро с рядом современных комплектующих.
Изначально на Урал «Соло» ставили привычный для «оппозитчиков» двигатель – с объемом 650 см3, известный по советским моделям. Очень скоро его заменили на мотор 750 см3.
Модификации:
✅ Урал «Соло Классик» – самая ранняя и популярная версия. Похож на старые британские мотоциклы. Это не просто так – дизайн разрабатывали англичане
✅ Ural Retro Solo – модель, стилизованная под 50-е годы. Имеет бак-каплю и приборную панель в фаре
✅ Solo ST – больше похож на советскую классику 80-х. Имеет стандартный для колясочных «Уралов» бак
Последние две модели чаще всего одноместные. Хотя встречались версии с двойным ступенчатым сиденьем. Такие в России почти не продавались – их покупали за рубежом, но спросом они не пользовались.
Сразу договоримся, что рассматриваемый мотоцикл – это Урал «Соло Классик», самый распространенный в нашей стране. Внешность байка – на любителя. Полноценным ретро его назвать сложно – впечатление портит нетипичное сиденье и дисковые тормоза. Что-то есть в дизайне от итальянских моделей, но и «ураловский» шарм остался.
Такое ощущение, что конструкторы хотели совместить сразу несколько классов в одном или просто не определились, что им нужно. Чопперный бак-капля как-то совсем не вяжется с классическим обликом европейского мотоцикла.
Качеством Урал «Соло» тоже не блещет. Переориентировавшись на экспорт, производитель явно оставил тех же сборщиков. Учитывая, что зарплаты им в конце 90-х выплачивали небольшие, они и работали небрежно. Кстати, стоил Урал «Соло» на 50 % дешевле, чем «Волк». А ведь конструктивно они ничем друг от друга не отличались, разве что последний получил ряд иностранных компонентов сразу.
Двигатели Урал «Соло» – это классические двухцилиндровые оппозиты с воздушным охлаждением. Силовые агрегаты на 650 см3 развивают 40 л. с. Более объемные – на 750 кубиков, выдают 45 л. с. Поздние мотоциклы получили тормоза итальянской фирмы Brembo и японские карбюраторы.
Двигатели конструктивно простые, имеют хорошую тягу на низких оборотах, но не отличаются динамикой. Максимальная скорость 140 км/ч – это при 45 л. с. и японских карбюраторах.
Коробки передач четырехступенчатые, что примечательно – есть задняя. Особо она и не нужна, но перекочевала с «колясыча» без изменений. Рама, карданный привод и задняя подвеска конструктивно такие же, как на советских «Уралах».
Впечатлить динамикой мотоцикл может только тех, кто до этого передвигался исключительно на малокубатурных моделях. Зато центр тяжести, благодаря оппозитному двигателю, низкий. Вкупе с невыразительной динамикой, это позволяет уверенно чувствовать себя на байке даже начинающему мотоциклисту.
Только не стоит забывать, что Урал «Соло» будет периодически ломаться. Так что новичку придется в срочном порядке осваивать слесарные навыки.
На фоне моделей «Вояж» и «Волк», «Соло» отличается острой управляемостью. Добиться этого удалось за счет короткой базы, классической вилки и руля.
Расход бензина у мотоцикла от 6 литров примерно, при условии, если никуда не спешить. В динамичном режиме – 7,5 л. А если на трассе выжать максимальную скорость из конструктивно древнего оппозита, то легко уходит 10 литров.
Первый плюс Урала «Соло» – это его ремонтопригодность. Мотоцикл конструктивно родом из конца 30-х годов, поэтому починить его, при желании и настойчивости, просто. Проблема в том, что делать это придется часто.
Купившему любой «Урал» нужно смириться с постоянно сочащимся маслом из двигателя. Конечно, если мотор перебрать, заменить все сальники и сделать это качественно, от проблемы можно избавиться надолго. Вот только среди покупателей оппозитов часто попадаются мотоциклисты начинающие, им еще предстоит познать все тонкости ремонта.
Справедливости ради, стоит отметить, что Урал «Соло» и другие одиночки, вроде «Волка» и «Вояжа», ломаются реже, чем советские модели.
Что касается цены, то ничего конкретного тут сказать нельзя из-за редкости. На момент написания статьи в продаже было всего два Урала «Соло». Причем тот, за который просили 150 тысяч рублей, родом из начала 90-х. Он выглядит, как обычный «колясыч», только без бокового прицепа. За Урал «Соло Классик» просят 240 тысяч.
Стоит ли покупать редкий мотоцикл? Разве что в качестве второго или третьего. Эта модель уже может рассматриваться как ретро. Несмотря на годы, она представляет коллекционную ценность для любителей советских и российских мотоциклов, особенно оппозитных.
Название «Урал» появилось в 1961 году, вместе с моделью М-62. К тому времени мотоциклы начали продавать «гражданским». В городе они спросом не пользовались, зато на селе заменяли личные автомобили, которых было мало.
Без коляски в советские времена «Уралы» попадались редко. Только после развала СССР их попробовали выпускать массово, начав с классики, а закончив стильными чопперами/круизерами.
Ранний Урал «Соло». Фото: Youtube.com
Ничего хорошего из этого не получилось. Российский потребитель был уже избалован японским мотопромом. Иностранцам «Уралы» тоже не зашли – слишком уж они технически примитивные.
Сегодня мы вспомним про Урал «Соло» – первый российский мотоцикл-одиночку производства ИМЗ.
История
Среди советской молодежи «Уралы» никогда не пользовались спросом. Ничего странного – они были с колясками, а отсоединять их родители не разрешали, да и ГАИ не приветствовала. Если в документах написано, что модель с боковым прицепом, значит такой она и должна была оставаться.
Но мотоциклы-одиночки появились в гамме ИМЗ еще в 1950 году. Интересно, что это была принципиально новая модель, созданная специально для любителей двух, а не трех колес. Она называлась М-52 и отличалась рядом особенностей:
✅ Выпускалась исключительно без коляски
✅ Имела оппозитный двухцилиндровый мотор, но на 500 см3
✅ Считалась самым скоростным советским мотоциклом тех лет
✅ Выглядела похожей на М-72, но отличалась какой-то воздушностью в облике
Модель выпускался целых 7 лет, но небольшими партиями. Всего на мощностях ИМЗ было собрано около 680 таких байков.
На шасси ИМЗ М-52 выпускали две спортивные модификации. Одна предназначалась для шоссейно-кольцевых гонок, вторая – для мотокросса. Эти модели в руки обычных любителей вообще не попадали – их забирали спортивные клубы.
ИМЗ М-52С. Фото: Youtube.com
Что касается дорожных М-52, то их реализовывали недалеко от Ирбита – места производства. Руководства завода посчитало, что нет смысла вкладываться в рекламу мотоцикла, тем более, что он был малосерийным.
После 1957 года «Уралы» без коляски выпускали только для избранных. Имеются ввиду спортсмены и спецслужбы, вроде ГАИ. Еще в ограниченном количестве собирали эскортные модели, но это вообще штучный товар.
Первый Урал «Соло» появился в 90-х годах. Он почти не отличался от ИМЗ-8.103-10. Стоил мотоцикл дешевле версии с коляской и каким-то изысканным дизайном не блистал. По факту, это был тот же «Урал».
Российские покупатели модель не оценили. Ничего странного – зачем платить за тот же старый «колясыч», если их можно купить недорого советского производства. А боковой прицеп несложно самостоятельно отсоединить.
Только в конце 90-х, точнее, в 1998 году, мотоцикл переосмыслили. По сути, это новая модель, созданная по мотивам Урал «Вояж». Только тот был ближе к чопперам, а этот уже типичное ретро с рядом современных комплектующих.
Патрульный «Урал». Фото: Youtube.com
Изначально на Урал «Соло» ставили привычный для «оппозитчиков» двигатель – с объемом 650 см3, известный по советским моделям. Очень скоро его заменили на мотор 750 см3.
Модификации:
✅ Урал «Соло Классик» – самая ранняя и популярная версия. Похож на старые британские мотоциклы. Это не просто так – дизайн разрабатывали англичане
✅ Ural Retro Solo – модель, стилизованная под 50-е годы. Имеет бак-каплю и приборную панель в фаре
✅ Solo ST – больше похож на советскую классику 80-х. Имеет стандартный для колясочных «Уралов» бак
Последние две модели чаще всего одноместные. Хотя встречались версии с двойным ступенчатым сиденьем. Такие в России почти не продавались – их покупали за рубежом, но спросом они не пользовались.
Внешность
Сразу договоримся, что рассматриваемый мотоцикл – это Урал «Соло Классик», самый распространенный в нашей стране. Внешность байка – на любителя. Полноценным ретро его назвать сложно – впечатление портит нетипичное сиденье и дисковые тормоза. Что-то есть в дизайне от итальянских моделей, но и «ураловский» шарм остался.
Сначала тормоза были барабанными спереди и сзади. Фото: Youtube.com
Такое ощущение, что конструкторы хотели совместить сразу несколько классов в одном или просто не определились, что им нужно. Чопперный бак-капля как-то совсем не вяжется с классическим обликом европейского мотоцикла.
Качеством Урал «Соло» тоже не блещет. Переориентировавшись на экспорт, производитель явно оставил тех же сборщиков. Учитывая, что зарплаты им в конце 90-х выплачивали небольшие, они и работали небрежно. Кстати, стоил Урал «Соло» на 50 % дешевле, чем «Волк». А ведь конструктивно они ничем друг от друга не отличались, разве что последний получил ряд иностранных компонентов сразу.
Технические особенности
Двигатели Урал «Соло» – это классические двухцилиндровые оппозиты с воздушным охлаждением. Силовые агрегаты на 650 см3 развивают 40 л. с. Более объемные – на 750 кубиков, выдают 45 л. с. Поздние мотоциклы получили тормоза итальянской фирмы Brembo и японские карбюраторы.
Ural Retro Solo. Фото: Youtube.com
Двигатели конструктивно простые, имеют хорошую тягу на низких оборотах, но не отличаются динамикой. Максимальная скорость 140 км/ч – это при 45 л. с. и японских карбюраторах.
Коробки передач четырехступенчатые, что примечательно – есть задняя. Особо она и не нужна, но перекочевала с «колясыча» без изменений. Рама, карданный привод и задняя подвеска конструктивно такие же, как на советских «Уралах».
Как он едет
Впечатлить динамикой мотоцикл может только тех, кто до этого передвигался исключительно на малокубатурных моделях. Зато центр тяжести, благодаря оппозитному двигателю, низкий. Вкупе с невыразительной динамикой, это позволяет уверенно чувствовать себя на байке даже начинающему мотоциклисту.
Только не стоит забывать, что Урал «Соло» будет периодически ломаться. Так что новичку придется в срочном порядке осваивать слесарные навыки.
Ural Solo-ST. Фото: Youtube.com
На фоне моделей «Вояж» и «Волк», «Соло» отличается острой управляемостью. Добиться этого удалось за счет короткой базы, классической вилки и руля.
Расход бензина у мотоцикла от 6 литров примерно, при условии, если никуда не спешить. В динамичном режиме – 7,5 л. А если на трассе выжать максимальную скорость из конструктивно древнего оппозита, то легко уходит 10 литров.
Достоинства и недостатки
Первый плюс Урала «Соло» – это его ремонтопригодность. Мотоцикл конструктивно родом из конца 30-х годов, поэтому починить его, при желании и настойчивости, просто. Проблема в том, что делать это придется часто.
Классический Урал «Соло Классик». Фото: Youtube.com
Купившему любой «Урал» нужно смириться с постоянно сочащимся маслом из двигателя. Конечно, если мотор перебрать, заменить все сальники и сделать это качественно, от проблемы можно избавиться надолго. Вот только среди покупателей оппозитов часто попадаются мотоциклисты начинающие, им еще предстоит познать все тонкости ремонта.
Справедливости ради, стоит отметить, что Урал «Соло» и другие одиночки, вроде «Волка» и «Вояжа», ломаются реже, чем советские модели.
Что касается цены, то ничего конкретного тут сказать нельзя из-за редкости. На момент написания статьи в продаже было всего два Урала «Соло». Причем тот, за который просили 150 тысяч рублей, родом из начала 90-х. Он выглядит, как обычный «колясыч», только без бокового прицепа. За Урал «Соло Классик» просят 240 тысяч.
Стоит ли покупать редкий мотоцикл? Разве что в качестве второго или третьего. Эта модель уже может рассматриваться как ретро. Несмотря на годы, она представляет коллекционную ценность для любителей советских и российских мотоциклов, особенно оппозитных.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...